фото старинные квартиры в питере
Роскошь и нищета петербургских коммуналок
В соцсетях набирает популярность инстаграм петербургского фотографа, который снимает дореволюционные квартиры из «старого фонда»: с высокими потолками, большими окнами, лепниной на потолке и каминами. Большинство из них в советское время было переделано в коммунальные квартиры, в которых и сейчас есть жильцы.
Коммунальная квартира на 5‑й Советской улице.
Расселенная коммунальная квартира на Кирочной улице.
Напольные часы в квартире на Петровской набережной.
Стенной сейф в расселенной коммуналке на Большом проспекте Петроградской стороны от американской фирмы Lowrie S&L.
Комната с витражом и печкой в коммунальной квартире на Рузовской улице.
Квартира на Шпалерной улице.
«Двери эти странные потому, что с одной стороны у них стекла, а с обратной — глухие филенки. Справа стоит статуя из итальянского мрамора. Автор неизвестен, так как подпись сколота. Стоит дорого. Очень».
Дореволюционный латунный смеситель. «Два рычага изначально были соединены перемычкой с надписями «душъ» и «ванна» с разных сторон. А сверху в смеситель вставлялся термометр (сейчас там заглушка)».
Балкон с оградой в стиле модерн.
Хостел в доме 1902 года на Суворовском проспекте.
Раскрашенная потолочная лепнина. «Сложно сказать, оригинальные это цвета или эксперименты предыдущих жильцов. Вообще, до революции лепной декор нередко раскрашивали в подобные оттенки».
Камин в стиле модерн в доме на Галерной, 67. «Изготовлен, скорее всего, где-нибудь в Польше или Лифляндии. Состояние так себе, явно перекладывался, и довольно криво. Перфекционисты не одобрят».
«Думаете, это лестница в каком-нибудь особняке? Или, может быть, парадная лестница богатого доходного дома? А вот и нет. Это лестница внутри одной из квартир в доходном доме Дернова на Таврической улице. В квартире сейчас находится детский сад, а знаменит дом совсем не этими интерьерами. В другой квартире, на самом верху дома, находилась «башня Иванова» — неформальный эпицентр культурной жизни эпохи Серебряного века».
«Несмотря на то что дом построен в эпоху расцвета модерна (1904 год), его экстерьер и интерьеры эклектичны. Впрочем, иногда модерн таки просачивается».
«Кухня в расселенной коммуналке в самом центре Петербурга. И не спрашивайте, что находится в банке справа».
«Это детский садик в бывшей квартире на набережной Фонтанки, 24. Конечно, до революции это была не просто квартира, а одна из самых богатых квартир города, занимавшая целый этаж. Ныне одна ее половина все еще является жилой, а во второй уже много лет находится детский сад. Кстати, если хотите испортить исторический интерьер, покрасьте стены в пастельный зеленый и постелите гулкий ламинат».
«Коммунальные путти (мальчики с крыльями в искусстве Ренессанса и Барокко. — Прим. ред.)».
«Вот здесь до революции жила прислуга. Типичная людская — каморка около кухни, с окнами во двор. Эта комната сохранила исторические габариты».
Интерьеры дореволюционных квартир Петербурга
Квартира князя М.М.Андроникова (наб.р.Фонтанки, 54)
Фотография: SKIF_TAG
Правда коммуналками они стали позже. В девичестве это были чьи то квартиры. Зная печальную судьбу этих квартир, с особым чувством всматриваешься в детали интерьера.
Кабинет артистки М.А.Михайловой
Детская в квартире артистки М.А.Михайловой
Будуар артистки М.А.Михайловой
Гардеробная артистки М.А.Михайловой
Столовая в квартире артистки М.А.Михайловой.
Горка с серебром в квартире артистки М.А.Михайловой
Дочь артистки М.А.Михайловой в детской среди игрушек
Квартира барона Икскуля фон Гильденбрандта Александра Владимировича (Б.Монетная ул., 15)
Лестница, ведущая в квартиру барона Икскуля
Коридор в квартире барона Икскуля
Вид уголка библиотеки
Спальня в квартире барона Икскуля.
Квартира генерал-майора, товарища министра внутренних дел, члена Совета министров В.Ф.Джунковского (Фурштадтская ул., 40)
Приемная товарища министра генерала В.Ф.Джунковского.
Уголок спальни в квартире генерала В.Ф.Джунковского.
Столовая в квартире генерала В.Ф.Джунковского.
Квартира инженера Делаваль
Столовая в квартире инженера Делаваль.
Часть гостиной в квартире инженера Делаваль.
Квартира князя М.М.Андроникова (наб.р.Фонтанки, 54)
Кабинет в квартире князя М.М.Андроникова
Квартира литератора, редактора газеты Биржевые ведомости В.А.Бонди (Офицерская ул., 54)
Квартира министра народного просвещения Л.А.Кассо (наб.р.Фонтанки, 38)
Библиотека в квартире Л.А.Кассо
Шкафы с книгами в столовой министра народного просвещения Л.А.Кассо.
Квартира профессора П.С.Коссовича при Лесном институте (Новосильцевская ул.)
Квартира Соловьевой (Невский пр., д.51 )
Вестибюль в квартире Соловьевой
Часть гостиной в квартире Соловьевой
Кабинет в квартире Соловьевой
Столовая в квартире Соловьевой
Спальня в квартире Соловьевой
Ванная комната в квартире Соловьевой
Квартиры Санкт-Петербурга, интерьеры которых впечатляют
Максим периодически водит экскурсии по парадным и квартирам родного города, а в инстаграме выкладывает фотографии новых мест, которые обнаруживает.
Вот несколько самых интересных находок.
Квартира с альфрейными росписями
Когда дизайнер интерьеров и историк искусства Елена Булгакова-Лескова делала ремонт в своей квартире, то под слоями краски на стенах и потолке обнаружила альфрейные росписи в стиле модерн. По примерным подсчетам владелицы рисунки созданы в 1900-е годы. В ходе небольшого исследования удалось найти информацию в одном из номеров журнала «Зодчий» начала XX века, где упоминается новый дом на улице Марата. В статье написали о подрядчиках, в числе которых упомянули малярного мастера Г. Яковлева. Он не был автором эскизов, но выполнил внутренние живописные работы. Профессиональные реставраторы долгие месяцы расчищали и восстанавливали рисунки, так что сейчас в квартире Елены элементы стиля модерн органично сочетаются с современным интерьером квартиры.
Двухэтажная квартира с винтовой лестницей
Гордость владельцев двухэтажной квартиры в одном из домов на Петроградской стороне — старинная винтовая лестница. Есть предположение, что ее изготовили на заводе Сан-Галли — одном из самых известных чугунно-литейных производств в дореволюционном Петербурге. Предприятие открыл в начале XIX века выходец из Пруссии Франц Вильгельм Сан-Галли. Мастерская из 12 слесарей со временем переросла в завод, который был лидером по производству массовых и штучных изделий в городе. На заводе отливали ворота, решетки и мосты для царских дворцов.
Доходный дом Вейнера
Здание на улице Чайковского построили в конце XIX века по принципу доходного дома. До 1924 года в одной из квартир жил сын основателя, искусствовед и издатель журнала «Старые годы» П. П. Вейнер. В советское время жилое пространство поделили на коммунальные комнаты, но в 90-е годы XX века главную квартиру дома расселили и долго реставрировали специалисты Эрмитажа. Сегодня это снова жилое пространство, сохранившее уникальные детали интерьеров конца XIX века. В комнатах восстановлены лепнина, деревянный паркет и двери. Главная достопримечательность квартиры — круглый холст на потолке одной из зал, который можно легко спутать с фреской.
Квартира с двумя балконами и эркером
Хозяин этой квартиры в Петроградском районе Санкт-Петербурга не пожалел средств на восстановление лепнины на потолках, реставрацию ванной и изразцовой печи. В советские годы дом разделили на коммунальные комнаты, но в огромной зале с двумя балконами и эркером по счастливой случайности рабочие выстроили перегородку так, чтобы лепнина на середине потолка не пострадала. Менять окна на пластиковые владелец не стал, сохранив деревянные рамы. Из нескольких печей в квартире осталась только одна. Ее очистили от слоев краски, «обнажив» обожженную глину. В таком исполнении печи стоили дешевле, но по заказу клиентов покрывались масляными красками.
Комната с круглой печкой в коммуналке
Не все петербургские квартиры расселяют, поэтому сокровища прошлых лет сохраняются и в коммунальных условиях. Главное достояние этой комнаты — круглая печь, произведенная на финском заводе «Або». Ее форма, цвет и фактура изразцов — большая редкость. Раньше в домах Санкт-Петербурга печи финского производства были очень популярны. Финляндия начала поставлять керамику и майолику для печей и каминов в начале XIX века, когда была присоединена к территории Российской империи. «Або» был одним из лидеров производства среди финских заводов. Изразцы и облицовки для печей заказывали не только в Санкт-Петербург, но и в другие крупные города России, так что название «Абовские печи» стало практически нарицательным.
Посмотрите на три 100-метровые коммуналки, в которых петербуржцы восстановили дореволюционные интерьеры. И сделали из них музей, театр и съемочную площадку
Путешественник, который выкупил коммуналку на Петроградской и воссоздал там исторический интерьер, режиссер, ставящий спектакли в трехкомнатной квартире, и инженер, занявшийся ремонтом комнат, где жил Распутин: «Бумага» рассказывает три истории о том, как в Петербурге отреставрировали коммуналки — под театр, мемориальное пространство и съемочную площадку.
Хозяева квартир объясняют, как восстанавливали лепнину, паркет и двери в дореволюционных домах, зачем обустроили бывшую коммуналку для показа спектаклей и что в квартире Григория Распутина сохранилось от его эпохи.
Жилая квартира на улице Блохина, в которой снимали фильм
Вячеслав Красько, путешественник
2 года и 9 месяцев
Зачем воссоздавать исторический интерьер в старой коммуналке
— Эту квартиру я купил случайно: проезжая мимо на машине, заметил два балкона и эркер, увидел объявление. Подумал, что такое жилье должно стоить космически дорого, но на всякий случай позвонил. Оказалось, что это не дороже, чем другие коммуналки старого фонда на Петроградской стороне. Во-первых, квартира была убитая, во-вторых, несколько лет ее не могли расселить.
Сейчас я живу в Москве и сюда только приезжаю. Мое любимое место в квартире — гостиная: сажусь и наслаждаюсь видом на эркер. Мне сразу показалось это очень красивым, и я решил максимально сохранить изначальную идею.
Дизайнеры, которых я приглашал, предлагали снести все окна, поставить деревянные стеклопакеты, убрать потолок и сделать некую современную копию. Но я, хоть и не разбирался тогда в старинных интерьерах, чувствовал, что это неправильно.
Постепенно я вышел на ценителей старинного интерьера и строителя, который этим занимался (Вячеслав Красько не назвал точную стоимость ремонта — прим. «Бумаги»). Ключевым открытием для меня стало то, что старые интерьеры были очень хорошо продуманы. Окна, арка, потолок, рисунок на паркете — они завязаны в единую композицию. Как только ты начинаешь это переделывать, всё распадается, и красота исчезает.
Я решил сохранить ансамбль. Красота не в пафосности, не в позолоте, а в гармоничном сочетании различных элементов. Теперь я не представляю, как можно жить в современных квартирах, в новостройках. Их не сравнить с тем, что создали больше ста лет назад.
Как восстанавливали парадный вход, печь и лепнину
Моя квартира — половина изначальной, площадью 220 метров. Парадный вход вел в соседнюю квартиру, мне же достался черный вход. [Парадный] вход я делал дополнительно, согласовывал: дверь в квартиру — точная копия исторической, которая находится в квартире этажом выше. Мы создавали ее с нуля. Здесь полностью воспроизводятся и филенки, и рисунок. Единственное — она дополнена ручкой, которую я привез из Непала: она символизирует руку Будды с цветком.
С нуля мы создали и входную дверь в парадную. От исторической двери [с витражными вставками] оставалась только фрамуга (боковая или верхняя створка — прим. «Бумаги»). По фрагментам [дверей] из других парадных мы воссоздали исторический облик двери.
История самой большой коммуналки в Петербурге
16 кадров из аварийной квартиры
На месте гостиной было две комнаты: она была поделена пополам по диагонали. Потолок в гостиной — оригинальный. Несмотря на разделение на две части, люди, которые ставили стены, сделали это на удивление аккуратно. Пострадал только фрагмент розетки в центре, которую мы восстановили.
На кухне потолок полностью новый. Центральная розетка была полностью залеплена — на потолке был просто небольшой бугор. Реставраторы вытащили два куска [лепнины]: край и середину. Так мы смоделировали весь потолок.
Столовую я постарался сохранить в первозданном виде. Начал расчищать потолок, печь — и мне настолько понравилось, что я решил всё это «законсервировать». Какие-то фрагменты восстановлены, но задекорированы под старину.
В квартире восстановлены и исторические окна: рамы сильно прогнили, нужно было заделать дыры. Где-то окна покрашены (например, в гостиной), где-то — просто покрыты лаком. Сохранилась только часть исторических шпингалетов — но мне удалось найти точно такие же и везде поставить одинаковые. У балконов (в квартире их два — прим. «Бумаги») мы заменяли несущие балки, восстанавливали ковку.
Что касается пола, его восстановить не удалось — он был слишком тонкий. Мы сделали точную копию из нового паркета, полностью восстановив исторический рисунок. Дизайнер, которая занимается классическими интерьерами, сказала, что этот рисунок — копия паркета из кабинета Николая II: раньше было модно повторять какие-то элементы интерьера знатных людей.
В комнате с печью мы использовали паркет из двух квартир — с Петроградской и с Васильевской стороны: взяли старый паркет, когда его выбрасывали, обработали, обточили.
Как хозяин квартиры снял в ней фильм и почему не сдает ее другим режиссерам
Поскольку я учусь на режиссера, я использовал эту локацию для своего фильма «Я был». Действие происходит и на улице — напротив эркера — и внутри квартиры. По сюжету бывший пианист, опустившийся до состояния бомжа, оказывается в том месте, где он когда-то жил. Здесь он всё вспоминает и снова начинает играть на пианино, которое привозят в музыкальный магазин на первом этаже (на самом деле там кафе).
Я купил пианино специально для съемок. Момент, когда настоящие грузчики на настоящей машине привезли настоящее пианино, попал в фильм. Потом пианино перебралось в дом. Тем более что оно — ровесник дома, построенного в 1905 году.
От чего зависит состояние старой квартиры
Петроградская сторона застраивалась в конце XIX — начале XX века. Здесь использовались более современные технологии, чем в «Золотом треугольнике» (территория, ограниченная Адмиралтейской и Дворцовой набережными, Адмиралтейским проспектом, Гороховой улицей и набережной реки Фонтанки — прим. «Бумаги»), — металлические балки с деревянным заполнением. И дома на Петроградке более новые.
Перед покупкой старой квартиры обязательно нужно смотреть, стоят в ней металлические перекрытия или деревянные. С металлическими, как правило, проблем нет. Бывает, что и деревянные перекрытия в очень хорошем состоянии, а где-то они уже гнилые, проваливаются. Иногда это сразу видно по полу, а иногда необходимо вскрывать паркет. Это главный риск: если окажется, что в квартире плохие перекрытия, всё, что вложено, будет потеряно. Всё остальное отремонтировать — сравнительно недорого.
Квартира Распутина на Гороховой, 64
Дмитрий Филатов, инженер
Занимается реконструкцией квартиры Распутина и проводит экскурсии
Кто живет в квартире Распутина и как там открылось мемориальное пространство
— Григорию Ефимовичу, когда он здесь жил, часто писали письма: описывали свои нужды, чтобы он помог, помолился. Подобные письма до сих пор сюда приходят — записки кладут в ящик: «Григорий Ефимович, помогите, очень нужно два с половиной миллиона рублей на дело».
У Распутина было несколько адресов в Петербурге — это его последняя квартира. Сюда он приехал в марте 1914-го года и прожил чуть меньше двух лет. Это были и лучшие его годы, и худшие: в 1916 году началась травля, когда ему приписывали вину во всевозможных несчастьях и бедах России — в том числе на фронте.
Пуришкевич, член государственной думы (и один из участников убийства Распутина — прим. «Бумаги»), считал, что его выстрел в Григория Ефимовича в саду Юсуповского дворца — первый выстрел революции. И что со смертью Распутина дурное влияние старца на монархию исчезнет, дела в России наладятся, и она воспрянет.
Я рассматриваю это место не как музей, а как мемориальную квартиру. Здесь должна жить какая-то память, потому что могилы Распутина нет. Идея пространства возникла у меня достаточно давно, и так совпало, что в 2008 или 2009 году мне предложили купить здесь комнату. Сейчас мне принадлежат две комнаты: бывший кабинет и детская.
Можно сказать, что это по-прежнему коммунальная квартира: еще две комнаты — бывшая гостиная и приемная для гостей — арендуются, а в спальне Распутина живет художник Александр Сергеевич Думченко, у него там мастерская. Кстати, именно в его комнате сохранилась лепнина.
Команда — я и еще два человека — занимается реставрацией детской и уборной; частично восстановили кухню. Полностью готовы прихожая, коридор, кабинет, ванная.
На данный момент средства, затраченные на ремонт, составляют примерно 500 тысяч рублей.
Как в квартире воссоздают дореволюционную эпоху и что сохранилось в ней со времен Распутина
Говоря о том вечере, когда Распутин в последний раз уходил из этого дома с Юсуповым (одним из организаторов убийства — прим. «Бумаги»), его дочь Матрена вспомнила, что взглянула на часы в прихожей, и было одиннадцать с чем-то. Очистив обои, мы обнаружили гипотетическое место с затычкой для гвоздя, где они могли висеть. Мы обязательно снова повесим сюда часы.
Квартира была в очень плачевном состоянии. Нам пришлось прикручивать к стенам гипрок с целью «консервации»: там дореволюционные обои, на которые мы не можем наклеивать новые. Фрагмент исторических обоев хранится у нас под стеклом.
После войны здесь всё было перепланировано, поэтому это удача — когда мы находим что-то из дореволюционного времени: например, дверные ручки. Мы относимся к этому очень бережно, потому что это единственная оставшаяся связь с той эпохой.
Петербурженка вернулась в квартиру, в которой жила в блокаду
«Ей показалось, что парадная лестница как будто стала меньше. Но она и сама была меньше»
Окна были в ужасном состоянии, с трещинами на стеклах. Рамы и ручки на них подлинные — нам удалось их восстановить. Мы обнаружили замурованную дверь с покраской одним слоем на дереве — тоже тех времен. Дверей здесь много, и они все сохранились, но остальные перекрашены во много слоев и использовались в достаточно варварском режиме — в коммунальных квартирах никто особенно за такими вещами не следит.
Даже дубовый пол — дореволюционный: он был покрашен ярко-красной краской. Нам пришлось повозиться, чтобы снять ее и поменять гнилые балки.
Мы хотим воссоздать эпоху, но при этом чтобы в ней чувствовалась настоящая жизнь. Постараемся восстановить элементы интерьера, опираясь на чужие воспоминания. Например, Юсупов описывает лампы с белым колпаком.
Шкаф, который стоит в комнате, — моя собственность, он достался мне по наследству: у Распутина не было мебели.
На кухне — та самая дверь, куда Распутин ушел вместе с Юсуповым по черной лестнице.
Как посетители помогали с ремонтом и дарили пространству мебель и иконы
Очень многие люди помнят Григория Ефимовича, и я провожу для них небольшие экскурсии. Нам даже подарили иконы и иерусалимский крест, а женщина, которая занимается фотографиями Романовых, отдала нам несколько фото. Нам подарили и кровать XIX века.
Был даже один почитатель Григория Ефимовича из Пскова — печник — который приехал сюда помолиться. Он пожил здесь неделю и заодно очень помог нам с ремонтом.
Посетители спрашивают, например, остались ли у Распутина наследники. У него было две дочери — Матрена и Варвара, и сын Дмитрий. Варвара умерла в Москве в 30-е, Дмитрий тоже — в Покровском, там было целое следствие.
Матрена в конце 1917 — начале 1918 года переехала из Петрограда с мужем в Германию, потом в США, взяв фамилию Соловьева. Там она работала укротительницей в цирке: о ней говорили, что это дочь загадочного Распутина, которая своим взглядом завораживает диких зверей. У нее родились две дочки. Одна ветка осталась в Америке, другая осела в Париже. Сейчас правнучка Распутина — Лоранс Ио-Соловьефф — приезжает в Россию, ее часто принимают в Юсуповском дворце.
Театральный проект «Квартира» на Мойке, 40
Продюсер Ника Пархомовская и режиссер Борис Павлович
Провели реконструкцию коммунальной квартиры и создали в ней театральное пространство
2,5 месяца (закончен)
Зачем открывать театр в коммунальной квартире
Борис Павлович, режиссер: Когда мы с нашей актерской группой, которая состоит из профессиональных артистов и людей с аутизмом из Центра «Антон тут рядом», вошли сюда, квартира была обставлена собранными с разных концов страны вещами. У каждой своя история.
Я предложил артистам ответить на вопрос, чья это квартира. Я выбрал такую формулу: охотничий домик, который стоит в лесу. Там никто постоянно не проживает, но есть всё необходимое, чтобы, замерзнув и утомившись, человек мог набраться сил и двинуться дальше.
Ника Пархомовская, продюсер: Смысл в том, чтобы это место было «жилым»: мы хотели, чтобы люди не только смотрели спектакли, но и создавали постоянное движение.
Идея такого пространства родилась где-то два с половиной года назад. Нужно было найти коммунальную квартиру около ста квадратов — с возможностью организации здесь театрального действия и анфиладами неизолированных комнат.
Это нежилой фонд: здесь практически ничего не было, только стены и не самые надежные полы. Но благодаря нашей артели художников квартира преобразилась. Мы переложили полы, покрасили стены, побелили потолки. И одновременно собирали вещи — мебель, книги, реквизит — по друзьям, знакомым, комиссионкам.
С конца XIX века и вплоть до самой революции здесь располагался доходный дом — сначала фон Дервиза, а затем великих князей Кирилла и Бориса Владимировичей, это значится и во всех документах по дому, [построенному в 1876–1877 годах].
Как создавали интерьер квартиры — с чемоданами, пишущими машинками и столетним фортепьяно
НП: У нас есть гостиная, библиотека, детская, кухня. Кухня — это принципиально, потому что чаепития — часть ритуала творческой истории.
В «Квартире» многие узнают предметы из своего детства и быта, трогают их, расспрашивают, откуда какая вещь к нам пришла. Например, [в нашем интерьере] много чемоданов: кроме темы путешествий есть еще история с обэриутами. Мы помнили о человеке с чемоданом, который в 30-е годы был всегда готов к тому, что в любой момент ему позвонят в дверь, и ему придется спешно собирать вещи.
Вся мебель аутентичная, винтажная. Например, фортепиано — первый подарок нашей квартире от знакомого филолога: оно семнадцатого года, ровесник революции. У него даже есть меццо-форте (регулятор громкости игры — прим. «Бумаги»). Печей у нас три, работающая одна: здесь есть дрова, мы ее топим.
Лично мне очень дорога деревянная лошадка в детской комнате. Ей где-то 50 лет, и она стояла у преподавателя Елены Иосифовны Горфункель из театрального института. На этой деревянной лошадке выросло несколько поколений питерских театроведческих детей.
Как выглядит коммуна в центре Петербурга, где живут 35 человек
Как они празднуют полнолуния, рисуют и находят вещи в мусоре