храм святой троицы петергоф на собственной даче
Храм Святой Троицы на Собственном проспекте
Храм Святой Троицы на Собственном пр. находится в одном из красивейших мест г. Петергофа – на территории дворцово-паркового ансамбля Сергиевка, рядом с Собственной Дачей Его Императорского Величества.
Исторически храм Святой Троицы и сама местность, где он располагается, неразрывно связана с императорской фамилией и уходит своими корнями в петровскую эпоху. Так, во время царствования императрицы Елизаветы, в 1748 году была возведена деревянная придворная церковь, одноглавая, без колокольни длиной 6 и шириной 3 сажени. Церковь была освящена во имя Владимирской иконы Божией Матери. К концу XVIII столетия храм был упразднен. В 1797 году церковь была восстановлена и освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. К середине XIX века деревянная церковь сильно обветшала. В январе 1857 года по распоряжению Александра II церковь была реконструирована по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Строительные работы начались в 1858 году.
Внутренняя отделка церкви производилась под руководством профессора А. Брюллова.
Торжественная церемония освящения Свято-Троицкого храма была совершена духовником императорской семьи протопресвитером Василием Бажановым в июле 1860 года в высочайшем присутствии. Новый каменный храм был выстроен в стиле барокко с одним многогранным куполом. Богослужения здесь проводились лишь один раз в году – в праздник Святой Троицы.
В 1918 году храм был закрыт. Во время Второй Мировой войны Троицкий храм серьезно пострадал от обстрелов. В послевоенный период здание храма стало постепенно разрушаться, и в 1970-е годы было законсервировано. Спустя несколько десятилетий, в 2005 году уцелевшее здание Свято-Троицкой церкви было передано Русской Православной Церкви. В то же время начались работы по воссозданию храма.
В сентябре 2015 года указом митрополита Санкт-Петрбургского и Ладожского Варсонофия храм Святой Троицы был выведен в самостоятельный приход и в нем начались совершаться регулярные богослужения.
К концу 2016 года были завершена реставрация фасадов, кровли и купола храма. Необходимо выполнить ремонт и реставрацию цокольных помещений храма, благоустройство прилегающей территории и много иных работ, необходимых для нормального функционирования храма и налаживания в нем приходской жизни.
В настоящее время богослужения в храме Святой Троицы на Собственном пр. г. Петергофа проходят по воскресным и праздничным дням. Регулярно совершаются молебны с чтением акафиста святым царственным мученикам и преподобному Стилиану Пафлагонийскому о детях, а также иные мероприятия.
Расписание постоянных богослужений:
По понедельникам – молебен святым царственным мученикам. Начало в 14:30.
По субботам – молебен прп. Стилиану Пафлагонийскому о детях. Начало в 16:00.
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В г. ПЕТЕРГОФ НА СОБСТВЕННОМ
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В г. ПЕТЕРГОФ НА СОБСТВЕННОМ запись закреплена
В соборах и в приходских храмах, с благословения епархиального архиерея, совершается чин воздвижения Креста.
Святая Церковь во все времена зовёт всех ко Христу и предлагает благодатную помощь, исходящую от Животворящего Креста Господня. Почитание Креста Господня — одна из основ нашей веры.
Вокруг так много искушений и призывов жить страстями — где тут вспомнить о кресте своём и Кресте Христове. Мы сами в себе повсюду воздвигли капища нашим страстям и грехам, и почти всё, связанное со Спасителем, предано забвению. И каждый из нас, чтобы следовать Христу, должен найти и воздвигнуть в себе утерянный Крест Христов, подобно тому, как это сделали Равноапостольная Елена и епископ Макарий. И тогда случится чудо исцеления и воскрешения нашей души.
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В г. ПЕТЕРГОФ НА СОБСТВЕННОМ запись закреплена
27 сентября.
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
Слово о кресте для погибающих юродство есть,
а для нас, спасаемых, — сила Божия.
Показать полностью.
1 Кор. 1:18
В течение года Церковь совершает поклонение Кресту Господню трижды. Первым из таких дней является Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник, отмечаемый 27 сентября. Второй — 14 августа, именуемый у нас Происхождением Древа Креста Господня. Третий же праздник выпадает на третье воскресенье Великого поста, и вся неделя за ним называется поэтому Крестопоклонной.
В день Крестовоздвижения установлен строгий пост в память страданий и крестной смерти Спасителя. Церковь славит тогда три разновременных события, связанных с Крестом Господним:
— обретение (нахождение) Креста, на коем был распят Иисус Христос, Сын Божий;
— возведение на Голгофском холме храма Воскресения Господня и внесение в него Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос.
— возвращение Животворящего Древа из плена и водворение его на первоначальное место — на Голгофу.
Третье событие, воспоминаемое 27 сентября, произошло почти три века спустя.
Персидский царь Хозрой в 614 году завоевал Иерусалим, овладел Животворящим Древом и вывез его в запечатанном ковчеге в свою страну. Четырнадцать лет пребывал Крест в персидском плену, четырнадцать лет происходили от него знамения и чудеса, и все четырнадцать лет никто, включая самого Хозроя, не дерзал открыть ковчег и прикоснуться к христианской святыне. Прошла чреда лет, и преемник Хозроя Сироес, заключив мир с византийским императором Ираклием, возвратил Животворящее Древо Креста Господня. В день празднования Воздвижения, 27 (14) сентября 628 года, Крест вновь был водворен на Голгофу.
Кто хочет идти за Мною, говорит Спаситель, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8: 34). Свой крест есть у каждого из нас: одним Господь посылает болезни, другим — нужду, третьим — трудности в семейной жизни. Но каковы бы ни были особенности нашего личного креста, несение его подчиняется общим для всех духовным законам: необходимым условием является терпеливое и благодушное несение жизненных тягот. Пример же подобного смиренного несения скорбей показал в земной жизни и особенно во дни последних страданий Своих Господь наш Иисус Христос.
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В г. ПЕТЕРГОФ НА СОБСТВЕННОМ запись закреплена
Сгорая, превращался в камень. Из ветхости – в величественный храм
Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII, так и XIX столетия.
Показать полностью.
Крестовоздвиженский казачий собор расположен на пересечении Лиговского проспекта и Обводного канала в Санкт-Петербурге. Собор называется казачьим, потому что объединяет казаков, живущих в Петербурге.
Петр І, позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками. Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.
В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.
Довольно интересным фактом является «транспортная» преемственность здешних мест. Если вспомнить, что во времена Великого Петра окрестности вокруг собора населяли «короли дорог» ямщики, то почему-то абсолютно не удивляет сегодняшнее расположение тут современного автовокзала. А Крестовоздвиженский собор находится на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала – транспортных магистралей Северной Пальмиры.
Символ верности казачества России
Скульптор Сергей Алипов ко дню рождения Николая ІІ создал проект памятника императору. Бронзовый бюст Его Величества установили в 2002 году у алтарной стены Крестовоздвиженского собора. А у подножия памятника – капсулы с землей из российских регионов, где проживают казаки – своеобразный символ верности казачества Отечеству. В свое время на Обводном канале стоял лейб-гвардии Казачий полк, в составе которого служил царевич Алексей, а шефствовал над ним сам Николай ІІ.
ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В г. ПЕТЕРГОФ НА СОБСТВЕННОМ запись закреплена
КРЕСТ ХРИСТОВ
После обретения царицей Еленой в Иерусалиме Креста Христова был установлен праздник Воздвижения Креста Господня. Это торжество получило своё название в связи с тем, что Патриарх Иерусалимский Макарий, дабы все верующие могли увидеть Святое Древо, воздвигал (то есть поднимал) его, обращаясь по очереди ко всем сторонам света.
Показать полностью.
То же было сделано с Крестом и в 629 г. после возвращения святыни из 14-летнего плена в Персии.
Какова дальнейшая судьба величайшей христианской святыни и где она находится сейчас? По свидетельству Сократа Схоластика, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сведения об этом, по утверждению самого Сократа, написаны им «по слуху» со ссылкой на разговоры жителей Константинополя.
Византийский хронист Феофан так описывает разделение Креста: «Благочестивейшая Елена, со страхом и великою радостью воздвигнув Животворящее Древо, часть его с гвоздями повезла к сыну, другую же, вложив в серебряный ковчег, вручила епископу Макарию, в память будущим поколениям. Тогда же приказала она воздвигнуть церкви на святом Гробе, Лобном месте и во имя сына своего там, где обретено Животворящее Древо; также в Вифлееме и на горе Елеонской, и потом возвратилась к преславному Константину. Он встретил её с великою радостью, часть Животворящего Древа положил в золотой ковчег и отдал на сохранение епископу, гвозди же одни вковал в свой шлем, а другие вставил в уздечку своей лошади». Оставшаяся в Иерусалиме часть Креста находилась там длительное время и выставлялась для поклонения народу. Об этом свидетельствуют Кирилл Иерусалимский и знатная паломница IV века Сильвия (или Етерия). Она повествует об обряде поклонения Древу Креста Господня в Великую Пятницу и мерах, предпринимаемых против расхищения частиц древа паломниками: «На Голгофе за Крестом ещё до шестого часа утра поставляется епископу кафедра. На эту кафедру садится епископ, перед ним ставится стол, покрытый платком, кругом стола стоят диаконы и приносится серебряный позолоченный ковчег, в котором находится Святое Древо Креста; открывается и вынимается; кладётся на стол как Древо Креста, так и дощечка (titulus). Итак, когда положено на стол, епископ, сидя, придерживает своими руками концы Святого Древа; диаконы же, которые стоят вокруг, охраняют. Оно охраняется так потому, что существует обычай, по которому весь народ, подходя поодиночке, как верные, так и оглашенные, наклоняются к столу, лобызают Святое Древо и проходят. И так, как рассказывают, не знаю, когда, кто-то отгрыз и украл частицу Святого Дерева, то поэтому теперь диаконы, стоящие вокруг, так и охраняют, чтобы никто из подходящих не дерзнул сделать того же. И так подходит весь народ поодиночке, все преклоняясь и касаясь сперва челом, потом очами Креста и дощечки и, облобызав Крест, проходят; руку же никто не протягивает для прикосновения».
Практика отделения частиц от Древа Креста, согласно церковному преданию, началась уже при императрице Елене — по дороге в Константинополь она оставляла его частицы в основанных ею монастырях. Так, в 327 г. при основании на Кипре монастыря Ставровуни (Гора Креста) она, как гласит предание, по повелению Ангела, явившегося ей во сне, оставила в обители частицу Животворящего Креста. Как свидетельствует Кирилл Иерусалимский (IV век), уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены среди христиан.
И святитель Иоанн Златоуст говорил о частицах Животворящего Креста у верующих: «Многие, как мужи, так и жёны, получив малую частицу этого Древа и обложив её золотом, вешают себе на шею».
В Константинополе в императорской сокровищнице во время правления Константина Багрянородного была создана особая ставротека (известна под названием Лимургская), где хранилось много частиц Животворящего Креста Христова, которые брались для помещения в реликварии и дарились от имени императора.
Иерусалимская часть Креста продолжала храниться в храме Воскресения, о чём свидетельствует наличие в IX веке в числе его клира двух пресвитеров — стражей, охранявших Крест Господень.
Краткую историю Животворящего Древа в Иерусалиме излагает в письме от 1108 или 1109 гг. Анселл, кантор Гроба Господня: «Оставленный (Крест) похитил Косдрое (персидский царь Хосров) при разорении Иерусалима и отвёз в Персиду, который Эраклий (византийский император) по убиении Косдрое вернул в Иерусалим и на Лобном месте для поклонения народа христианского установил. Однако по смерти Эраклия народ неверных настолько подавил христиан, что имя Христово намеревались искоренить и память о Кресте и Гробе уничтожить. Итак, возложив кучу брёвен, сожгли часть Гроба, и подобным образом хотели сжечь и Крест, но христиане скрыли его, из-за чего многие из них были убиты. Наконец, христиане, посовещавшись, разрезав, разделили (Крест) на много частей и по церквам верных распределили…»
Иерусалимская часть Креста находилась в персидском плену с 614 по 628 г., пока не была возвращена персидским военачальником Хорямом в обмен на обещание византийцев помочь ему войсками во внутренней смуте. Через 10 лет, в 638 г., Иерусалим сдался арабскому войску, начавшему победное распространение мусульманской веры на Востоке. В это время Крест разделили на части и вывезли кораблями в Константинополь и другие места. Одну из частей спустя некоторое время вернули обратно в Иерусалим, где она и хранилась до эпохи крестовых походов. Эта часть Креста Господня была потеряна в 1187 г. в битве при Хаттине, когда после разгрома рыцарского войска святыню, видимо, захватили мусульмане, как сообщил франк Ернул, участник того сражения. Ернул также рассказал историю о некоем тамплиере, спустя несколько лет после битвы признавшимся, что закопал Крест и может указать его местонахождение. Однако поиски не увенчались успехом.
Константинопольскую часть Креста похитили в 1204 г. после разграбления столицы Византии крестоносцами. От неё были отделены некоторые частицы Животворящего Креста, оказавшиеся в Западной Европе.
Академик Ф. Успенский в своём труде «История крестовых походов», описывая расхищение реликвий из константинопольских храмов, упоминает и о похищенных частицах Креста.
Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о них упоминается в памятнике древнерусской словесности (1-я половина XI века) «Слове о Законе и Благодати» Митрополита Илариона: «Он (император Константин) с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс и, по всему миру своему разослав, веру утвердил». Одной из первых частиц Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима. В воссозданном кресте, хранящимся ныне в Полоцке, также содержится эта святыня. Часть Древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей в XV веке возглавлял перечень святынь, передаваемых по наследству, а в XVII – начале XX века являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова»: например, «Кийский крест», куда, кроме частицы Животворящего Креста, помещены 108 частиц мощей святых и 16 камней, привезённых из мест, где совершились знаменательные библейские события. Особо именитые лица из числа русских паломников, посещавших Святую Землю начиная с первой половины XIX века, получали от Иерусалимского Патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, позже — в качестве награды.
Орден Креста с частицей Животворящего Древа внутри и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской Церкви.
В Католической Церкви реликварии, в которых хранились частицы Святого Древа, как правило, делались в форме креста, иногда богато украшенного. Четыре реликвии с фрагментами Животворящего Креста, вывезенного крестоносцами из Византии, хранятся в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, в соборе Парижской Богоматери и кафедральных соборах Пизы и Флоренции. Фрагмент Креста, хранящийся в реликварии австрийского монастыря Хайлигенкройц, один из немногих, происходящих от иерусалимской части Древа. Он подарен иерусалимским королём Балдуином IV герцогу Австрии Леопольду V. Наиболее известные католические реликвии, содержащие части Креста, хранятся также в испанском францисканском монастыре Санто Торибио де Льебана в Кантабрии, в венском Хофбурге, в Брюсселе и Венеции. Итак, с момента чудесного обретения Древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые хранятся во многих храмах и монастырях мира. Вероятно, среди них существуют подделки, но их число определить затруднительно. Церковный реформатор Жан Кальвин скептически заявлял в XVI веке, будто из многочисленных частей Креста можно построить корабль. Однако исследование конца XIX века показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около 1,7 килограмма.
Самая большая из известных частей Животворящего Креста хранится в православной сокровищнице рядом с Голгофой в храме Гроба Господня. Ещё один интересный факт: в 2006 г. частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту.
Дворцово-парковый ансамбль «Собственная дача» в Петергофе
В прошлой статье мы с вами посетили пригородную усадьбу Сергиевка и прогулялись по прилегающему к ней парку. Если пройти от дворца Лейхтенбергских на восток около 400 метров, можно встретить еще одно старинное имение с необычным названием «Собственная дача». И, если в Сергиевке, благодаря расположенному там институту, поддерживается жизнь, то эта усадьба давно заброшена, в течение последних нескольких лет здесь ведутся реставрационные работы.
Давайте прогуляемся по живописным окрестностям бывшей императорской загородной резиденции и попробуем заглянуть за высокие строительные ограждения.
«Собственная дача» в Петергофе
Немного истории
Как и в случае с соседней Сергиевкой, хозяев у «Собственной дачи» было немало. В первой половине XVIII века строительство резиденции на месте будущей «Собственной дачи» начал Алексей Григорьевич Долгоруков, семье которого принадлежала эта земля. При Петре II Долгоруков стал членом Верховного тайного совета, а его дочь, Екатерина, была обручена с юным императором. После смерти Петра Алексеевича Долгоруков был отправлен в ссылку, стройка остановилась, а его имение отошло в казну.
Причудливые окна
Состояние усадьбы весьма плачевное
Позже, во времена правления Анны Иоанновны, дача вместе с недостроенным дворцом была передана сподвижнику Петра I, церковному деятелю — архиепископу Феофану Прокоповичу. На месте дома Долгорукова он возвел семинарию, здание которой после смерти владельца вновь было передано государству.
Информационный стенд
В 1741 году дача вместе с дворцом переходит к цесаревне Елизавете Петровне, которая в этом же году провозглашает себя императрицей. В елизаветинские времена имение получает современное название — «Собственная дача». На ее территории разворачиваются строительные работы, возводится несколько хозяйственных построек.
При Екатерине II на даче сносятся все старые ветхие сооружения, проходит реставрация здания дворца. Следующая же его перестройка производится под руководством знаменитого архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Произошло это в царствование Николая I. «Собственная дача» была пожалована наследнику императора, будущему Александру II. Уже в XX веке, во время Великой Отечественной войны, дворец и находящаяся недалеко от него церковь были разрушены.
Восточный фасад здания
Столб на Петергофской дороге, возможно, раньше являлся частью ограждения дачи
В 1955—1960 годах здание дворца восстановлено и приспособлено для использования в качестве базы отдыха, но впоследствии сооружение было заброшено и с течением времени постепенно пришло в запустение. Сегодня постройка с нелепыми решетками на окнах и обрушающимися фасадами больше похожа на ветхие развалины, чем на пышную императорскую резиденцию.
Дорожка в парке
Современное состояние «Собственной дачи»
Когда будет отреставрирована «Собственная дача» и случится ли это вообще в обозримом будущем, сказать сложно. На некоторых сайтах можно найти комментарии 10-летней давности о начале реставрации, а на портале администрации города размещена новость 2017 года о том, что проект восстановления «Собственной дачи» признан лучшим в России. Но видимых изменений здесь пока нет. Времена и губернаторы меняются, а объекты культурного наследия годами зарастают травой и постепенно разрушаются. Печально. На сегодняшний день (осень 2019 года) здание дворца обнесено забором, каких-то работ на прилегающей территории или фасадах в день моего посещения не проводилось.
Финский залив
В хорошую погоду виды здесь потрясающие
Кстати, мое внимание привлекли странные подземные ходы, расположенные с восточной стороны усадьбы. Как оказалось, еще во времена Елизаветы Петровны недалеко от дворца знаменитый зодчий Растрелли возвел одноэтажную деревянную постройку. Оба здания соединялись галереей, проходящей через овраг. Остатки этого сооружения видны здесь и сейчас.
Стоит сказать, что церковь, которую построил Штакеншнейдер в середине XIX века, сейчас полностью восстановлена и, судя по всему, в ней проводятся богослужения. Что же, будем рассчитывать на то, что будет реконструирован и дворец — и весь ансамбль «Собственной дачи» вновь предстанет перед посетителями во всем своем великолепии.
Храм Святой Троицы
Если вы захотите продолжить свое знакомство с другими достопримечательностями Петергофской дороги, то по пути к «Собственной даче» расположены восстановленные Константиновский и Фермерский дворцы. Уверен, их посещение будет интересно не только ценителям истории, но и простым туристам, посещающим наш прекрасный город.
Если кратко, в целом:
- это место с богатой историей; оно будет интересно любителям различных «заброшек»; недалеко отсюда находится большой парк Сергиевка, можно заодно посетить и его.