jat airways авиакомпания история
1 августа 2013 г. Правительство Сербии и Etihad Airways заключили соглашение о реорганизации деятельности Jat Airways и переименовали ее. Эйр Сербия после окончания переходного периода. [4] Определенные активы, такие как ATR 72 самолетов, будут переданы Air Serbia, а другие активы (такие как 737-300с) останется под брендом JAT Airways до выхода на пенсию. [5] Это изменение ознаменовало конец 66-летнего существования бренда JAT.
Содержание
История
Aeroput
JAT ведет свою историю с 1927 года, когда Aeroput, была основана первая гражданская авиакомпания в Югославии. Их первый международный рейс состоялся в 1929 году между Белград и Грац. [6] В 1937 году расширение международных маршрутов и увеличение количества пассажиров позволило Aeroput приобрести Локхид Модель 10 Электра. Aeroput продолжала работать до начала Вторая Мировая Война. JAT Yugoslav Airlines была запущена 1 апреля 1947 года и заменила Aeroput в 1948 году. Название было изменено на Югословенский Аэротранспорт (сокращенно JAT; «Югославский воздушный транспорт»), затем в JAT Yugoslav Airlines и, наконец, в Jat Airways 8 августа 2003 года. [7]
В 1946 году стало очевидно, что югославские ВВС не могут участвовать в послевоенном наращивании гражданской авиации страны. Следовательно, была проведена подготовка к созданию авиатранспортной компании. Три Дуглас C-47 Skytrain и три Юнкерс Ju 52 были переоборудованы для перевозки пассажиров. Официально авиакомпания переименована в Югословенский Аэротранспорт (JAT) 1 апреля 1947 г.
В 1949 году Югославия оказалась в тяжелом международном положении: изолирована как от Запада, так и от Востока. Это вызвало дальнейшее нормирование топлива, трудности с закупкой запасных частей и отмену всех рейсов в страны Восточной Европы. JAT была вынуждена выжить на шести внутренних линиях. Когда Югославия повернулась к Западу, было заключено соглашение с Swissair открыть Белград-Цюрих маршрута, который был открыт 24 августа 1949 года. В 1949 году деятельность компании была отмечена стагнацией, поскольку объем перевозок был значительно ниже возможностей флота и транспортных потребностей страны. Однако 1954 год стал во многом поворотным. Convair CV-340 и Convair CV-440 Метрополитен были закуплены самолеты для ближнем и среднемагистральных маршрутов, после чего Дуглас DC-3 использовался только на внутренних маршрутах. Вскоре было открыто несколько международных и внутренних маршрутов. В 1957 году шесть Ильюшин Ил-14М самолеты были куплены. JAT приобрела несколько Дуглас DC-6Bs для дальних рейсов в 1959 г. [7]
Реактивный возраст
В 1963 г. состоялся первый Sud Aviation Caravelle присоединился к флоту JAT. В 1969 г. состоялся первый Макдоннелл Дуглас DC-9-32 (из 16) прибыли, за ними в 1974 г. последовали первые два (из девяти) Боинг 727-200с, с последующим Макдоннелл Дуглас DC-9 в 1969 г. (из 16), Боинг 707 в 1970 г. Макдоннелл Дуглас DC-10 в 1971 г. (из 7). [8] [9]
1970-е годы
Дальнемагистральные рейсы в Северную Америку, Австралию и на Дальний Восток выполнялись авиакомпаниями. Боинг 707, введен в 1970 г.
В 1975 году Белград был связан с Карачи, Сингапур и Сидней. [10] В том же году три новых Боинг 727s были представлены. В 1976 г. флот насчитывал 4 Боинг 707, 13 Макдоннелл Дуглас DC-9, 3 Боинг 727, 5 Каравелла и один Convair.
В 1976 году еще два Боинг 727s присоединился к флоту, всего пять человек. В том же году Белград был связан с Нью-Йорк, Мальта, Багдад, Кувейт и Дамаск. Все «Каравеллы» были выведены из состава флота, а линия на Карачи прекращена. В том году у JAT было почти три миллиона пассажиров. [10]
В 1977 году новые маршруты на Мадрид и Лион были представлены.
В 1978 году широкофюзеляжный Макдоннелл Дуглас DC-10-30 (который был выбран из Боинг 747-200) был приобретен, чтобы заменить Boeing 707 на дальних маршрутах, хотя 707 оставались в эксплуатации до 1980-х годов по специальным чартерам и в качестве заменяющих самолетов регулярных рейсов. За покупкой DC-10-30 через несколько лет последовала покупка самолета средней дальности. [8] В том же году был добавлен новый маршрут в Пекин.
В 1979 году JAT перевезло почти 4 миллиона пассажиров. [10]
1980-е
В 1980 году был открыт маршрут Белград – Чикаго. Еще два новеньких Боинг 727s были добавлены к флоту.
В 1981 г. Кливленд добавлен как остановка на маршруте Белград – Чикаго. В том же году флот JAT насчитывал 28 самолетов 2. DC-10, 13 DC-9, 4 Боинг 707 и 9 Боинг 727. [10]
В 1983 году Джат ввел новые маршруты в Алжир и Салоники и прекратил движение в Пекин.
В 1984 году был открыт маршрут Белград – Торонто. Джат был официальным носителем и спонсором Зимние Олимпийские игры 1984 года.
В 1985 году JAT была первой европейской авиакомпанией, купившей Боинг 737-300с. В те годы компания перевозила пять миллионов пассажиров ежегодно и обслуживала 80 направлений на пяти континентах (19 внутренних, 45 среднемагистральных и 16 дальних маршрутов). JAT также построила большой ангар для размещения широкофюзеляжных самолетов и испытательный стенд для реактивных двигателей в своем узле в Белграде. В том же году Бомбей и Калькутта были связаны с Белградом.
В 1987 году Белград был связан с Мельбурном, Пертом, Монреалем, Лос-Анджелесом и Гонконгом. Прибыль в том году составила 205 миллионов долларов. [ нужна цитата ] [ сомнительный – обсуждать ]
1990-е
В апреле 2000 г. генеральный директор Шика Петрович был застрелен перед своим домом в Белград. [8]
2000-е
Международные санкции были сняты в 2000 году, и JAT возобновила регулярные рейсы. Чтобы отпраздновать движение, совпавшее с реструктуризацией страны из СР Югославии в Сербия и Черногория, JAT Yugoslav Airlines сменила название на Jat Airways 8 августа 2003 года. В 2004 году Белград Авиакомпания Intair Link была объединена с Jat через год после начала обслуживания Intair Link. [12] Джат продал последний DC-10-30 24 июня 2005 г. французской компании TAT Industries. В 2005 году компания также отказалась от всех оставшихся Боинг 727s и DC-9s. Последний годный к полету DC-9-32 сдан в аренду компании Объединенных Арабских Эмиратов Восточные SkyJets.
К тому времени Jat Airways не была членом каких-либо альянсов или партнерств, но выполняла код-шеринг на некоторых маршрутах с Adria Airways, Аэрофлот, Французские авиалинии, Alitalia, Austrian Airlines, B&H Airlines, KLM, LOT Polish Airlines и ТАРОМ.
В 2012 году Jat отпраздновал свой 85-летний юбилей и начал обновлять каюты бизнес-класса и эконом-класса, одновременно внедряя новую программу для часто летающих пассажиров. [15]
Попытки приватизации
Правительство Сербии предприняло две безуспешные попытки приватизировать Jat Airways, в 2008 и 2011 годах. [16]
В 2011 году правительство Сербии объявило, что создаст преемника Jat Airways со стратегическим партнером. Новая авиакомпания возьмет на себя все здоровые активы Jat, код-шеринговые соглашения, самолеты и слоты в аэропортах. [19] Балтийские авиационные системы была единственной компанией, которая приобрела тендерную документацию, но решила не продолжать партнерство. [20] Тендер снова был отменен из-за отсутствия заинтересованных покупателей.
Стратегическое партнерство с Etihad Airways
В марте 2013 г. министр финансов Младан Динкич Путешествовал в Абу Даби предложить это Etihad Airways приобретут долю в Джате, чтобы обновить свой флот. [21] [22] В апреле было подтверждено, что Etihad добавила Белград в свое летнее расписание в рамках инициативы стать совладельцем Jat вместе с правительством Сербии. [23] Наблюдатели СМИ часто предлагают покупку 49% акций Jat компанией Etihad, что зависит от того, меморандум о взаимопонимании (МоВ) подписан с правительством Сербии, возможно, в мае 2013 года. [24] [25] 17 июня 2013 года был подписан меморандум о взаимопонимании с Etihad и правительством Сербии об изучении возможности инвестирования в акционерный капитал Jat Airways. [26]
К тому времени в Сербии был только один авиаперевозчик, пакет акций Jat Airways, компания со своим уставом, советом директоров и органами управления. Air Serbia является результатом соглашения о стратегическом партнерстве между Etihad Airways и Jat Airways, которое заставляет компанию выполнять нормативные требования и было зарегистрировано в Агентстве бизнес-регистров (APR). Впоследствии Jat Airways сменила название на Air Serbia, а все остальное осталось без изменений, продолжая оставаться акционерным обществом, коммерческим предприятием, зарегистрированным в APR, и со всеми правами и обязанностями Jat Airways. В тот момент Jat Airways работала на полную мощность и выполняла обязательства по регулярным и чартерным пассажирским перевозкам, согласованные в бизнес-плане на 2013 год. [28]
Ливреи
Югославские авиалинии
Когда название Yugoslav Airlines впервые появилось на самолетах в 1950 году, у авиакомпании был простой, в основном белый цвет. ливрея. В эти годы на хвосте был югославский флаг, а на теле надпись Югословенский Аэротранспорт. Вскоре после этого авиакомпания сменила ливрею и добавила логотип на хвостовой части с яйцом красной формы на хвосте, на котором белым было написано JAT, логотип сохранялся до конца периода SFR Югославии. Остальная часть хвоста была синей, с надписью «Югославские авиалинии» на фюзеляж в красном. В 1960-х, 1970-х и 1980-х годах были вариации этой ливреи. Самым большим изменением в этот период стало появление первых Боинг 737-300 Самолет прибыл в серебристом корпусе и сохранился в таком виде, только с добавлением логотипа и базовой ливреи.
JAT Югославские авиалинии
Jat Airways
Jat начал красить свои самолеты полностью в белый цвет, и в 2006 году большинство самолетов были белыми с небольшим логотипом Jat Airways. В декабре 2006 года авиакомпания решила вернуться к своей точечной ливрее. К августу 2007 года все самолеты были окрашены. Ливрея немного отличается от предыдущей ливреи. У него есть точки на хвосте, но небольшие названия Jat остались, а не большой логотип Jat Airways на фюзеляже. [ нужна цитата ]
1 августа 2013 г. Правительство Сербии и Etihad Airways заключили соглашение о реорганизации деятельности Jat Airways и переименовали ее. Эйр Сербия после окончания переходного периода. [4] Определенные активы, такие как ATR 72 самолетов, будут переданы Air Serbia, а другие активы (такие как 737-300с) останется под брендом JAT Airways до выхода на пенсию. [5] Это изменение ознаменовало конец 66-летнего существования бренда JAT.
Содержание
История
Aeroput
JAT ведет свою историю с 1927 года, когда Aeroput, была основана первая гражданская авиакомпания в Югославии. Их первый международный рейс состоялся в 1929 году между Белград и Грац. [6] В 1937 году расширение международных маршрутов и увеличение количества пассажиров позволило Aeroput приобрести Локхид Модель 10 Электра. Aeroput продолжала работать до начала Вторая Мировая Война. JAT Yugoslav Airlines была запущена 1 апреля 1947 года и заменила Aeroput в 1948 году. Название было изменено на Югословенский Аэротранспорт (сокращенно JAT; «Югославский воздушный транспорт»), затем в JAT Yugoslav Airlines и, наконец, в Jat Airways 8 августа 2003 года. [7]
В 1946 году стало очевидно, что югославские ВВС не могут участвовать в послевоенном наращивании гражданской авиации страны. Следовательно, была проведена подготовка к созданию авиатранспортной компании. Три Дуглас C-47 Skytrain и три Юнкерс Ju 52 были переоборудованы для перевозки пассажиров. Официально авиакомпания переименована в Югословенский Аэротранспорт (JAT) 1 апреля 1947 г.
В 1949 году Югославия оказалась в тяжелом международном положении: изолирована как от Запада, так и от Востока. Это вызвало дальнейшее нормирование топлива, трудности с закупкой запасных частей и отмену всех рейсов в страны Восточной Европы. JAT была вынуждена выжить на шести внутренних линиях. Когда Югославия повернулась к Западу, было заключено соглашение с Swissair открыть Белград-Цюрих маршрута, который был открыт 24 августа 1949 года. В 1949 году деятельность компании была отмечена стагнацией, поскольку объем перевозок был значительно ниже возможностей флота и транспортных потребностей страны. Однако 1954 год стал во многом поворотным. Convair CV-340 и Convair CV-440 Метрополитен были закуплены самолеты для ближнем и среднемагистральных маршрутов, после чего Дуглас DC-3 использовался только на внутренних маршрутах. Вскоре было открыто несколько международных и внутренних маршрутов. В 1957 году шесть Ильюшин Ил-14М самолеты были куплены. JAT приобрела несколько Дуглас DC-6Bs для дальних рейсов в 1959 г. [7]
Реактивный возраст
В 1963 г. состоялся первый Sud Aviation Caravelle присоединился к флоту JAT. В 1969 г. состоялся первый Макдоннелл Дуглас DC-9-32 (из 16) прибыли, за ними в 1974 г. последовали первые два (из девяти) Боинг 727-200с, с последующим Макдоннелл Дуглас DC-9 в 1969 г. (из 16), Боинг 707 в 1970 г. Макдоннелл Дуглас DC-10 в 1971 г. (из 7). [8] [9]
1970-е годы
Дальнемагистральные рейсы в Северную Америку, Австралию и на Дальний Восток выполнялись авиакомпаниями. Боинг 707, введен в 1970 г.
В 1975 году Белград был связан с Карачи, Сингапур и Сидней. [10] В том же году три новых Боинг 727s были представлены. В 1976 г. флот насчитывал 4 Боинг 707, 13 Макдоннелл Дуглас DC-9, 3 Боинг 727, 5 Каравелла и один Convair.
В 1976 году еще два Боинг 727s присоединился к флоту, всего пять человек. В том же году Белград был связан с Нью-Йорк, Мальта, Багдад, Кувейт и Дамаск. Все «Каравеллы» были выведены из состава флота, а линия на Карачи прекращена. В том году у JAT было почти три миллиона пассажиров. [10]
В 1977 году новые маршруты на Мадрид и Лион были представлены.
В 1978 году широкофюзеляжный Макдоннелл Дуглас DC-10-30 (который был выбран из Боинг 747-200) был приобретен, чтобы заменить Boeing 707 на дальних маршрутах, хотя 707 оставались в эксплуатации до 1980-х годов по специальным чартерам и в качестве заменяющих самолетов регулярных рейсов. За покупкой DC-10-30 через несколько лет последовала покупка самолета средней дальности. [8] В том же году был добавлен новый маршрут в Пекин.
В 1979 году JAT перевезло почти 4 миллиона пассажиров. [10]
1980-е
В 1980 году был открыт маршрут Белград – Чикаго. Еще два новеньких Боинг 727s были добавлены к флоту.
В 1981 г. Кливленд добавлен как остановка на маршруте Белград – Чикаго. В том же году флот JAT насчитывал 28 самолетов 2. DC-10, 13 DC-9, 4 Боинг 707 и 9 Боинг 727. [10]
В 1983 году Джат ввел новые маршруты в Алжир и Салоники и прекратил движение в Пекин.
В 1984 году был открыт маршрут Белград – Торонто. Джат был официальным носителем и спонсором Зимние Олимпийские игры 1984 года.
В 1985 году JAT была первой европейской авиакомпанией, купившей Боинг 737-300с. В те годы компания перевозила пять миллионов пассажиров ежегодно и обслуживала 80 направлений на пяти континентах (19 внутренних, 45 среднемагистральных и 16 дальних маршрутов). JAT также построила большой ангар для размещения широкофюзеляжных самолетов и испытательный стенд для реактивных двигателей в своем узле в Белграде. В том же году Бомбей и Калькутта были связаны с Белградом.
В 1987 году Белград был связан с Мельбурном, Пертом, Монреалем, Лос-Анджелесом и Гонконгом. Прибыль в том году составила 205 миллионов долларов. [ нужна цитата ] [ сомнительный – обсуждать ]
1990-е
В апреле 2000 г. генеральный директор Шика Петрович был застрелен перед своим домом в Белград. [8]
2000-е
Международные санкции были сняты в 2000 году, и JAT возобновила регулярные рейсы. Чтобы отпраздновать движение, совпавшее с реструктуризацией страны из СР Югославии в Сербия и Черногория, JAT Yugoslav Airlines сменила название на Jat Airways 8 августа 2003 года. В 2004 году Белград Авиакомпания Intair Link была объединена с Jat через год после начала обслуживания Intair Link. [12] Джат продал последний DC-10-30 24 июня 2005 г. французской компании TAT Industries. В 2005 году компания также отказалась от всех оставшихся Боинг 727s и DC-9s. Последний годный к полету DC-9-32 сдан в аренду компании Объединенных Арабских Эмиратов Восточные SkyJets.
К тому времени Jat Airways не была членом каких-либо альянсов или партнерств, но выполняла код-шеринг на некоторых маршрутах с Adria Airways, Аэрофлот, Французские авиалинии, Alitalia, Austrian Airlines, B&H Airlines, KLM, LOT Polish Airlines и ТАРОМ.
В 2012 году Jat отпраздновал свой 85-летний юбилей и начал обновлять каюты бизнес-класса и эконом-класса, одновременно внедряя новую программу для часто летающих пассажиров. [15]
Попытки приватизации
Правительство Сербии предприняло две безуспешные попытки приватизировать Jat Airways, в 2008 и 2011 годах. [16]
В 2011 году правительство Сербии объявило, что создаст преемника Jat Airways со стратегическим партнером. Новая авиакомпания возьмет на себя все здоровые активы Jat, код-шеринговые соглашения, самолеты и слоты в аэропортах. [19] Балтийские авиационные системы была единственной компанией, которая приобрела тендерную документацию, но решила не продолжать партнерство. [20] Тендер снова был отменен из-за отсутствия заинтересованных покупателей.
Стратегическое партнерство с Etihad Airways
В марте 2013 г. министр финансов Младан Динкич Путешествовал в Абу Даби предложить это Etihad Airways приобретут долю в Джате, чтобы обновить свой флот. [21] [22] В апреле было подтверждено, что Etihad добавила Белград в свое летнее расписание в рамках инициативы стать совладельцем Jat вместе с правительством Сербии. [23] Наблюдатели СМИ часто предлагают покупку 49% акций Jat компанией Etihad, что зависит от того, меморандум о взаимопонимании (МоВ) подписан с правительством Сербии, возможно, в мае 2013 года. [24] [25] 17 июня 2013 года был подписан меморандум о взаимопонимании с Etihad и правительством Сербии об изучении возможности инвестирования в акционерный капитал Jat Airways. [26]
К тому времени в Сербии был только один авиаперевозчик, пакет акций Jat Airways, компания со своим уставом, советом директоров и органами управления. Air Serbia является результатом соглашения о стратегическом партнерстве между Etihad Airways и Jat Airways, которое заставляет компанию выполнять нормативные требования и было зарегистрировано в Агентстве бизнес-регистров (APR). Впоследствии Jat Airways сменила название на Air Serbia, а все остальное осталось без изменений, продолжая оставаться акционерным обществом, коммерческим предприятием, зарегистрированным в APR, и со всеми правами и обязанностями Jat Airways. В тот момент Jat Airways работала на полную мощность и выполняла обязательства по регулярным и чартерным пассажирским перевозкам, согласованные в бизнес-плане на 2013 год. [28]
Ливреи
Югославские авиалинии
Когда название Yugoslav Airlines впервые появилось на самолетах в 1950 году, у авиакомпании был простой, в основном белый цвет. ливрея. В эти годы на хвосте был югославский флаг, а на теле надпись Югословенский Аэротранспорт. Вскоре после этого авиакомпания сменила ливрею и добавила логотип на хвостовой части с яйцом красной формы на хвосте, на котором белым было написано JAT, логотип сохранялся до конца периода SFR Югославии. Остальная часть хвоста была синей, с надписью «Югославские авиалинии» на фюзеляж в красном. В 1960-х, 1970-х и 1980-х годах были вариации этой ливреи. Самым большим изменением в этот период стало появление первых Боинг 737-300 Самолет прибыл в серебристом корпусе и сохранился в таком виде, только с добавлением логотипа и базовой ливреи.
JAT Югославские авиалинии
Jat Airways
Jat начал красить свои самолеты полностью в белый цвет, и в 2006 году большинство самолетов были белыми с небольшим логотипом Jat Airways. В декабре 2006 года авиакомпания решила вернуться к своей точечной ливрее. К августу 2007 года все самолеты были окрашены. Ливрея немного отличается от предыдущей ливреи. У него есть точки на хвосте, но небольшие названия Jat остались, а не большой логотип Jat Airways на фюзеляже. [ нужна цитата ]
1 августа 2013 г. Правительство Сербии и Etihad Airways заключили соглашение о реорганизации деятельности Jat Airways и переименовали ее. Эйр Сербия после окончания переходного периода. [4] Определенные активы, такие как ATR 72 самолетов, будут переданы Air Serbia, а другие активы (такие как 737-300с) останется под брендом JAT Airways до выхода на пенсию. [5] Это изменение ознаменовало конец 66-летнего существования бренда JAT.
Содержание
История
Aeroput
JAT ведет свою историю с 1927 года, когда Aeroput, была основана первая гражданская авиакомпания в Югославии. Их первый международный рейс состоялся в 1929 году между Белград и Грац. [6] В 1937 году расширение международных маршрутов и увеличение количества пассажиров позволило Aeroput приобрести Локхид Модель 10 Электра. Aeroput продолжала работать до начала Вторая Мировая Война. JAT Yugoslav Airlines была запущена 1 апреля 1947 года и заменила Aeroput в 1948 году. Название было изменено на Югословенский Аэротранспорт (сокращенно JAT; «Югославский воздушный транспорт»), затем в JAT Yugoslav Airlines и, наконец, в Jat Airways 8 августа 2003 года. [7]
В 1946 году стало очевидно, что югославские ВВС не могут участвовать в послевоенном наращивании гражданской авиации страны. Следовательно, была проведена подготовка к созданию авиатранспортной компании. Три Дуглас C-47 Skytrain и три Юнкерс Ju 52 были переоборудованы для перевозки пассажиров. Официально авиакомпания переименована в Югословенский Аэротранспорт (JAT) 1 апреля 1947 г.
В 1949 году Югославия оказалась в тяжелом международном положении: изолирована как от Запада, так и от Востока. Это вызвало дальнейшее нормирование топлива, трудности с закупкой запасных частей и отмену всех рейсов в страны Восточной Европы. JAT была вынуждена выжить на шести внутренних линиях. Когда Югославия повернулась к Западу, было заключено соглашение с Swissair открыть Белград-Цюрих маршрута, который был открыт 24 августа 1949 года. В 1949 году деятельность компании была отмечена стагнацией, поскольку объем перевозок был значительно ниже возможностей флота и транспортных потребностей страны. Однако 1954 год стал во многом поворотным. Convair CV-340 и Convair CV-440 Метрополитен были закуплены самолеты для ближнем и среднемагистральных маршрутов, после чего Дуглас DC-3 использовался только на внутренних маршрутах. Вскоре было открыто несколько международных и внутренних маршрутов. В 1957 году шесть Ильюшин Ил-14М самолеты были куплены. JAT приобрела несколько Дуглас DC-6Bs для дальних рейсов в 1959 г. [7]
Реактивный возраст
В 1963 г. состоялся первый Sud Aviation Caravelle присоединился к флоту JAT. В 1969 г. состоялся первый Макдоннелл Дуглас DC-9-32 (из 16) прибыли, за ними в 1974 г. последовали первые два (из девяти) Боинг 727-200с, с последующим Макдоннелл Дуглас DC-9 в 1969 г. (из 16), Боинг 707 в 1970 г. Макдоннелл Дуглас DC-10 в 1971 г. (из 7). [8] [9]
1970-е годы
Дальнемагистральные рейсы в Северную Америку, Австралию и на Дальний Восток выполнялись авиакомпаниями. Боинг 707, введен в 1970 г.
В 1975 году Белград был связан с Карачи, Сингапур и Сидней. [10] В том же году три новых Боинг 727s были представлены. В 1976 г. флот насчитывал 4 Боинг 707, 13 Макдоннелл Дуглас DC-9, 3 Боинг 727, 5 Каравелла и один Convair.
В 1976 году еще два Боинг 727s присоединился к флоту, всего пять человек. В том же году Белград был связан с Нью-Йорк, Мальта, Багдад, Кувейт и Дамаск. Все «Каравеллы» были выведены из состава флота, а линия на Карачи прекращена. В том году у JAT было почти три миллиона пассажиров. [10]
В 1977 году новые маршруты на Мадрид и Лион были представлены.
В 1978 году широкофюзеляжный Макдоннелл Дуглас DC-10-30 (который был выбран из Боинг 747-200) был приобретен, чтобы заменить Boeing 707 на дальних маршрутах, хотя 707 оставались в эксплуатации до 1980-х годов по специальным чартерам и в качестве заменяющих самолетов регулярных рейсов. За покупкой DC-10-30 через несколько лет последовала покупка самолета средней дальности. [8] В том же году был добавлен новый маршрут в Пекин.
В 1979 году JAT перевезло почти 4 миллиона пассажиров. [10]
1980-е
В 1980 году был открыт маршрут Белград – Чикаго. Еще два новеньких Боинг 727s были добавлены к флоту.
В 1981 г. Кливленд добавлен как остановка на маршруте Белград – Чикаго. В том же году флот JAT насчитывал 28 самолетов 2. DC-10, 13 DC-9, 4 Боинг 707 и 9 Боинг 727. [10]
В 1983 году Джат ввел новые маршруты в Алжир и Салоники и прекратил движение в Пекин.
В 1984 году был открыт маршрут Белград – Торонто. Джат был официальным носителем и спонсором Зимние Олимпийские игры 1984 года.
В 1985 году JAT была первой европейской авиакомпанией, купившей Боинг 737-300с. В те годы компания перевозила пять миллионов пассажиров ежегодно и обслуживала 80 направлений на пяти континентах (19 внутренних, 45 среднемагистральных и 16 дальних маршрутов). JAT также построила большой ангар для размещения широкофюзеляжных самолетов и испытательный стенд для реактивных двигателей в своем узле в Белграде. В том же году Бомбей и Калькутта были связаны с Белградом.
В 1987 году Белград был связан с Мельбурном, Пертом, Монреалем, Лос-Анджелесом и Гонконгом. Прибыль в том году составила 205 миллионов долларов. [ нужна цитата ] [ сомнительный – обсуждать ]
1990-е
В апреле 2000 г. генеральный директор Шика Петрович был застрелен перед своим домом в Белград. [8]
2000-е
Международные санкции были сняты в 2000 году, и JAT возобновила регулярные рейсы. Чтобы отпраздновать движение, совпавшее с реструктуризацией страны из СР Югославии в Сербия и Черногория, JAT Yugoslav Airlines сменила название на Jat Airways 8 августа 2003 года. В 2004 году Белград Авиакомпания Intair Link была объединена с Jat через год после начала обслуживания Intair Link. [12] Джат продал последний DC-10-30 24 июня 2005 г. французской компании TAT Industries. В 2005 году компания также отказалась от всех оставшихся Боинг 727s и DC-9s. Последний годный к полету DC-9-32 сдан в аренду компании Объединенных Арабских Эмиратов Восточные SkyJets.
К тому времени Jat Airways не была членом каких-либо альянсов или партнерств, но выполняла код-шеринг на некоторых маршрутах с Adria Airways, Аэрофлот, Французские авиалинии, Alitalia, Austrian Airlines, B&H Airlines, KLM, LOT Polish Airlines и ТАРОМ.
В 2012 году Jat отпраздновал свой 85-летний юбилей и начал обновлять каюты бизнес-класса и эконом-класса, одновременно внедряя новую программу для часто летающих пассажиров. [15]
Попытки приватизации
Правительство Сербии предприняло две безуспешные попытки приватизировать Jat Airways, в 2008 и 2011 годах. [16]
В 2011 году правительство Сербии объявило, что создаст преемника Jat Airways со стратегическим партнером. Новая авиакомпания возьмет на себя все здоровые активы Jat, код-шеринговые соглашения, самолеты и слоты в аэропортах. [19] Балтийские авиационные системы была единственной компанией, которая приобрела тендерную документацию, но решила не продолжать партнерство. [20] Тендер снова был отменен из-за отсутствия заинтересованных покупателей.
Стратегическое партнерство с Etihad Airways
В марте 2013 г. министр финансов Младан Динкич Путешествовал в Абу Даби предложить это Etihad Airways приобретут долю в Джате, чтобы обновить свой флот. [21] [22] В апреле было подтверждено, что Etihad добавила Белград в свое летнее расписание в рамках инициативы стать совладельцем Jat вместе с правительством Сербии. [23] Наблюдатели СМИ часто предлагают покупку 49% акций Jat компанией Etihad, что зависит от того, меморандум о взаимопонимании (МоВ) подписан с правительством Сербии, возможно, в мае 2013 года. [24] [25] 17 июня 2013 года был подписан меморандум о взаимопонимании с Etihad и правительством Сербии об изучении возможности инвестирования в акционерный капитал Jat Airways. [26]
К тому времени в Сербии был только один авиаперевозчик, пакет акций Jat Airways, компания со своим уставом, советом директоров и органами управления. Air Serbia является результатом соглашения о стратегическом партнерстве между Etihad Airways и Jat Airways, которое заставляет компанию выполнять нормативные требования и было зарегистрировано в Агентстве бизнес-регистров (APR). Впоследствии Jat Airways сменила название на Air Serbia, а все остальное осталось без изменений, продолжая оставаться акционерным обществом, коммерческим предприятием, зарегистрированным в APR, и со всеми правами и обязанностями Jat Airways. В тот момент Jat Airways работала на полную мощность и выполняла обязательства по регулярным и чартерным пассажирским перевозкам, согласованные в бизнес-плане на 2013 год. [28]
Ливреи
Югославские авиалинии
Когда название Yugoslav Airlines впервые появилось на самолетах в 1950 году, у авиакомпании был простой, в основном белый цвет. ливрея. В эти годы на хвосте был югославский флаг, а на теле надпись Югословенский Аэротранспорт. Вскоре после этого авиакомпания сменила ливрею и добавила логотип на хвостовой части с яйцом красной формы на хвосте, на котором белым было написано JAT, логотип сохранялся до конца периода SFR Югославии. Остальная часть хвоста была синей, с надписью «Югославские авиалинии» на фюзеляж в красном. В 1960-х, 1970-х и 1980-х годах были вариации этой ливреи. Самым большим изменением в этот период стало появление первых Боинг 737-300 Самолет прибыл в серебристом корпусе и сохранился в таком виде, только с добавлением логотипа и базовой ливреи.
JAT Югославские авиалинии
Jat Airways
Jat начал красить свои самолеты полностью в белый цвет, и в 2006 году большинство самолетов были белыми с небольшим логотипом Jat Airways. В декабре 2006 года авиакомпания решила вернуться к своей точечной ливрее. К августу 2007 года все самолеты были окрашены. Ливрея немного отличается от предыдущей ливреи. У него есть точки на хвосте, но небольшие названия Jat остались, а не большой логотип Jat Airways на фюзеляже. [ нужна цитата ]