joy division история группы
Joy Division (Джой Дивижн): Биография группы
Об этой группе британский телеведущий Тони Уилсон говорил: «Joy Division стали первыми, кто использовал энергию и простоту панка для того, чтобы выразить более сложные эмоции». Несмотря на своё непродолжительное существование и всего два выпущенных альбома, группа Joy Division внесла бесценный вклад в развитие постпанка.
История группы началась в 1976 году в английском городе Манчестер. Основатели группы Joy Division — Бернард Самнер, Терри Мейсон и Питер Хук (старые школьные друзья).
Они познакомились с Иэном Кёртисом — тогда ещё обычным молодым человеком из семьи простых рабочих, который позже будет признан культовой фигурой рок-музыки и «крёстным отцом пост-панка». Именно Кёртис являлся автором всех песен группы Joy Division.
Когда коллектив сформировали, настало время выбирать название для группы. Оно менялось много раз — первоначальным вариантом было словосочетание Stiff Kittens, позже оно было изменено на Warsaw. Под таким названием группа существовала до 1978 года.
Первые записи и концерты Joy Division
В первоначальном составе группа отыграла всего несколько небольших концертов и сделала дебютную запись в студии 18 июля 1977 года.
Вскоре после этого Терри Мейсон из ударника переквалифицировался в менеджера, а за барабаны сел Стивен Моррис. Кёртис, Самнер, Хук и Моррис — таким состав группы Joy Division оставался до конца существования группы.
Joy Division: Биография группы
Первую студийную запись коллектива нельзя назвать успешной. Песни не имели ничего общего с дальнейшим творчеством группы, Кёртис ещё не понимал, насколько выдающимся голосом он обладает и не умел им пользоваться. По этим причинам записи не были выпущены.
2 октября 1977 года в Манчестере состоялся первый крупный концерт Warsaw, посвящённый сносу зала Electric Circus. В этом мероприятии приняли участие и другие местные группы. Именно тогда группа объявила о смене названия на окончательное Joy Division. Оно было навеяно романом «Кукольный дом». «Дивизиями развлечений» называли концлагеря-бордели, куда ходили нацистские офицеры.
Зимой того же года был выпущен мини-альбом An Ideal for Living, в который вошли четыре композиции: Warsaw, No Love Lost, Leaders of Men и Failures, общей длительностью 12 мин 47 с. Значительного внимания заслуживает обложка, на которой изображён бьющий в баран гитлерюгендовец.
Joy Division: Биография группы
Релиз вышел в начале июня 1978 года. Критики нелестно отозвались об этой пластинке, отметив примитивное качество звука.
Телеэфир, Factory Records, турне и болезнь Кёртиса
1978 год для группы Joy Division оказался насыщенным. После неудачного выпуска первого альбома группа обрела первую популярность.
Всё началось в апреле, когда в клуб, где выступала группа Joy Division, пришёл Роб Греттон — партнёр и один из руководителей манчестерской звукозаписывающей компании Factory Records. Вскоре Греттон стал новым менеджером группы, а группа Joy Division начала сотрудничать с Factory Records, записав композиции Digital и Glass.
В сентябре того же года состоялось первое выступление группы Joy Division в телешоу Тони Уилсона Granada Reports. Этот выпуск передачи запомнился зрителям надолго, в основном благодаря Кёртису и его странному резкому танцу, напоминающему конвульсии, которым музыкант сопровождал исполнение песни Shadowplay.
Через два месяца группа отправилась в турне по Англии, в рамках которого они выступили в Лондоне. Во время возвращения назад в Манчестер у Кёртиса случился эпилептический припадок.
Позже врач поставил ему официальный диагноз и прописал соответствующие препараты, которые должны были облегчать состояние музыканта. Однако приступы случались всё чаще из-за перенапряжения, громких звуков, алкоголя и яркого света софитов.
Альбом Unknown Pleasures, BBC и песня Love Will Tear Us Apart
В июне 1979 года группа Joy Division и звукозаписывающая компания Factory Records выпустили альбом Unknown Pleasures. С момента выпуска альбома An Ideal for Living творчество группы претерпело значительные изменения, и это отражалось даже в дизайне обложки альбома, на которой уже не было отсылок к нацистской культуре.
Она выглядела максимально минималистично — множество кривых белых линий, напоминающих графики радиоимпульсов, на чёрном фоне.
Joy Division: Биография группы
В альбом вошли 10 песен по пять с каждой стороны пластинки. Среди них были: Disorder, New Dawn Fades, She’s Lost Control и другие известные композиции группы.
Joy Division
Биография
Британская рок-группа Joy Division просуществовала немногим более 3 лет, но обрела статус культовой, став ярким и самобытным представителем постпанковской культуры. Оригинальное звучание группы не вписывалось ни в какие существующие течения, отличаясь монотонным ритмом и глубокими текстами, отдающими депрессивностью. Молодых декадентов из манчестерской “дивизии радости” за почти погребальную мелодичность и вокальную бесстрастность считают пионерами готического рока.
История создания и состав
Начитанный, с широким музыкальным кругозором, Кёртис стал наставником для членов группы, советуя им читать современные культовые романы и слушать прогрессивную музыку. С начала 1977 года парень стал писать тексты песен, и группа начала проводить репетиции в местном пабе, готовясь к первому выступлению, которое состоялась в мае.
К тому моменту у коллектива еще не было имени. Решив назваться “Warsaw”, парни делали одновременную отсылку к трагедии Второй мировой войны и к Дэвиду Боуи, чьей композицией вдохновлялись.
Важным моментом в истории создания группы становится выбор окончательного названия, которое взято из книги Ехиеля Динура “Дом кукол”. В романе рассказывается о судьбе еврейской девушки, принудительно ставшей наложницей в нацистском борделе, носившем имя Joy Division. С января 1978 года так стала называться гипнотически мрачная панк-группа из Манчестера, которая послужила источником вдохновения для готической субкультуры.
Музыка
Первое студийное демо музыканты записали в 1977 году, однако песни не вошли ни в какой альбом и позже не перезаписывались. Эти композиции ничем не напоминали стиль Joy Division, каким его знают теперь. Громкое, сотрясающее стены панковское звучание басов и ударных перебивало вокальные партии и, по словам Питера Хука, походило на автомобильную катастрофу.
Пластинку пришлось выпускать на собственные средства, и парни самостоятельно верстали макет обложки, упаковывали диски и рассылали их рецензентам. К сожалению, качество записи оказалось неважным, что расстроило начинающих музыкантов. К тому же группа не находила концертных площадок для выступлений, поэтому практически не появлялась на публике.
Первый успех оказался случайным: настраивая звук в одном из клубов, парни стали играть композицию “Transmission” и неожиданно привлекли к себе внимание всех находящихся в зале. Тогда стало понятно, что музыканты идут в правильном направлении и находят собственное звучание, вызывающее живой отклик.
В 1978 году у Joy Division появляется менеджер Роб Греттон, который заметил молодую группу во время выступления в клубе Rafters. Роб занялся переизданием первого мини-альбома, добиваясь чистоты звука.
Осенью 1978-го телеведущий Тони Уилсон, выпускавший в эфир записи свежих альтернативных коллективов, пригласил на передачу манчестерских парней. Те сыграли песню «Shadowplay», и Иэн Кёртис ввел зрителя в транс бесстрастным вокалом и странными конвульсивными телодвижениями. Тони Уилсон как раз в это время открывал в Манчестере собственный клуб The Factory, на открытии которого выступили и Joy Division.
Давая возможность перспективным музыкантам обрести качественное звучание, Уилсон открывает студию звукозаписи и лейбл Factory Records, контракт с которым Joy Division подписали в октябре 1978 года.
С этого времени группа обретает твердую почву под ногами и возможность выхода на широкую аудиторию. В конце года в лондонском клубе с успехом проходит их первый сольный концерт, а до этого музыканты месяц провели в гастрольном туре по городам Англии. У коллектива все еще нет альбома, потому что попытки продюсера вмешаться в запись и наложить на дорожку партию клавишных встретили ожесточенный отпор Кёртиса.
В итоге полноценная дебютная пластинка Joy Division выходит в июне 1979 года на лейбле Тони Уилсона, хотя к тому времени за возможность сотрудничества с группой конкурируют и другие студии звукозаписи.
Первый альбом “Unknown Pleasures” сегодня включается в списки лучших пластинок, однако в момент выхода большим спросом не пользовался. Не попав ни в один чарт, релиз все же был одобрительно встречен критиками. Реалистическая и пронзительная поэзия Иэна Кёртиса дополнялась пространственным, атмосферным звучанием инструментов, и на выходе получалась музыка совсем нового жанра, не похожая ни на что, слышанное прежде. Здесь звучат “New dawn fades”, «Insight» и «I Remember Nothing».
Популярность коллектива растет, и учащается интенсивность концертов. Музыканты выступают в больших залах и на фестивалях. Осенью группа исполняет песни “She’s lost control” и Transmission” в эфире канала BBC. У Joy Division мало клипов, и официальное видео на хит “Love will tear us apart” можно с натяжкой к ним причислить.
Летом 1980 года дискография группы пополняется альбомом “Closer”, ставшим вторым и последним. До этого был выпущен лимитированный сингл «Licht Und Blindheit 7», включающий песню “Dead souls”. Сингл «Love Will Tear Us Apart» вышел летом и стал последним оригинальным материалом Joy Division.
Распад группы Joy Division
В начале 1980 года группа вышла на пик популярности. Нарастающий интерес к коллективу подкреплялся предложениями выгодных контрактов, от которых музыканты отказывались. Однако успех, слава и шумиха не вдохновляли Иэна Кёртиса, а, наоборот, привели к депрессии. На фото музыкант неизменно выглядит уставшим и глубоко погруженным в себя
Кёртис всегда имел проблемы со здоровьем, страдая от эпилепсии. Во время концертной деятельности обострения болезни и припадки участились и иногда происходили прямо на сцене. К тому же в семейной жизни парня наступил кризис, вызванный непониманием и взаимными изменами.
ДЖОЙ ДИВИЖН//JOY DIVISION
Участники группы » />
Английская рок-группа «Джой Дивижн».
ДЖОЙ ДИВИЖН (Joy Division), английская пост-панк-группа, игра которой отличалась эмоциональностью и мрачной экспрессией; во многом определила развитие альтернативной музыки и оказала влияние на многие известные группы (U2, NIRVANA и др.). Образована в 1977.
Питер Хук (Peter Hook; р. 13 февраля 1956) и Бернард Албрехт (Bernard Albrecht; он же Самнер; р. 4 января 1956) знали они друг друга с детства, вместе учились в школе в Сэлфорде, в одном из районов Манчестера, являющегося колыбелью британской музыкальной культуры. Увлекшись панк-роком, решили собрать свою группу, однако не умея играть ни на одном из музыкальных, начали с покупки популярного руководства по обучению игре на разных видах гитар. В 1976 нашли вокалиста — им стал бывший рабочий Иэн Кертис (Ian Curtis; 15 июля 1956 — 18 мая 1979), неординарный лирик, немного играющий на гитаре. Ударником стал Тони Тэбак (Tony Tabac), менеджером — сначала Терри Мэйсон (Terry Mason), затем бывший диджей Роб Грэттон (работал с WARSAW, JOY DIVISION и NEW ORDER вплоть до своей смерти 15 мая 1999 от сердечной недостаточности).
В 1978 группа стала называться JOY DIVISION. Название было взято из романа Кэрол Сетински (Carol Cetinsky) «Кукольный дом» («The House Of Dolls»), действие которого происходит в годы Второй мировой войны в нацистских концлагерях. В буквальном переводе «Joy Division» означает «Сектор развлечений» — так в лагере называли помещение для развлечений, где фашисты насиловали евреек. Это название вызвало необоснованные предположения журналистов о нацистском влиянии на творчество группы.
Вместе с Кертисом умер и JOY DIVISION. В последующие годы вышло множество сборников с ранее неизвестными песнями группы, в том числе и запись последнего концерта JOY DIVISION 2 мая в Бирмингемском университете.
Альбомы:
Second Peel Sessions (1979)
Still (1981)
Preston: The Warehouse 28/2/80 (1992)
Heart And Soul (1997)
Видео:
Here Are The Young Men, Substance 1977-1980 (1988)
Permanent (1995)
Joy Division
Биография
Активность (лет)
Место основания
Salford, Salford, Greater Manchester, England, Великобритания
Участники
Они назвались Warsaw, в честь одноименной песни Дэвида Боуи. В названии группы использовалась игра слов «war saw», а парни к тому же всерьёз увлекались историей Второй мировой войны.
В ночь перед первым концертом Warsaw Мейсон покинул группу. Правда, вскоре он стал менеджером группы. Новым барабанщиком стал Тони Табач, но не продержался в группе и месяца из-за собственной «немодности». Найти следующего барабанщика было нелегко. Warsaw не везло с барабанщиками. Следующий, Стив Бовердейл, также продержался в группе всего один месяц и ушёл из-за личной неприязни к нему со стороны Хука и Самнера. Наконец, к августу 1976 года пришел Стив Моррис и навсегда остался в группе.
Состав стал таким:
Peter Hook (р. 13 февраля 1956, Манчестер, Англия)
Bernard Sumner (р. 4 января 1956, Манчестер, Англия)
Ian Curtis (15 июля 1956 — 18 мая 1980, Макклешфилд, Англия)
Steve Morris (р. 28 октября 1957, Макклешфилд, Англия)
Звучание группы мало кого впечатляло, но безжизненный голос Кёртиса при почти погребальном инструментальном звучании давал интересную комбинацию.
В июне 1979 Joy Division выпустила дебютный альбом Unknown Pleasures, финансируемый сбережениями Тони Вилсона. После записи альбома интенсивность выступлений Joy Division возросла, они теперь стали регулярно проводиться почти каждую неделю вплоть до самого конца группы, что, в свою очередь, сделало дополнительное давление на и без того не самое безупречное здоровье Кёртиса.
В ноябре 1979 года группа вновь появились в радиостудии Би-би-си для записи на передаче Джона Пила, где представила свою новейшую песню «Love Will Tear Us Apart», которая впоследствии стала самой знаменитой у Joy Division. С тех пор песня была перепета каждым, от Пола Янга (Paul Young) до P.J. Proby. Группа закончила второй альбом «Closer» с продюсером Мартином Хэннетом, после чего были разработаны планы для американского тура.
До сих пор Joy Division называют самой влиятельной группой того времени в Британии.
С возможным исключением Velvet Underground, никакая другая группа не имела такого воздействия на форму музыки в постсовременную эру, как британский квартет из Манчестера, известный как Joy Division.
10 фактов об Иэне Кертисе и Joy Division
В 2019-м году на русском языке вышла книга Мика Миддлза и Линдси Рид «В смятении: Жизнь Иэна Кертиса». Публикуем десять занимательных фактов из биографии одного из главных пост-панк героев, о которых рассказывается в этой книге.
1. В детстве Иэн Кертис увлекался книжками по истории, любил посещать средневековые замки и музеи. Особенно сильно его занимала история рыцарства: маленький Кертис обзавелся щитом и мечом и постоянно рисовал рыцарей в доспехах. Детская увлеченность историей переросла в интерес к теологии: его тетка шутила, что Иэну прямая дорога в священники. В университете Кертис планировал изучать как раз историю и теологию, но, к большому удивлению родителей, решил сразу после школы начать работать, и как знать, не лишился ли мир из-за этого крупного современного богослова.
«Одно время он страстно увлекался рыцарством и геральдикой, — рассказывал друг детства Кертиса Пит Джонсон. — Он прочел все, что было можно, о Ричарде Львиное Сердце. Увлеченный с головой, он мог делать это часами. Он очень гордился фактом, правда это или нет, что фамилия Кертисов происходит от рыцарского слова „куртуазный“, „учтивый“. Так он говорил. И он был таким — учтивым, дружелюбным, открытым. Никто о нем не мог ни одного плохого слова сказать».
2. Первую группу Кертис организовал в двенадцать лет, чтобы принять участие в телеконкурсе (куда его так и не позвали).
«Нам было около двенадцати, и по ящику проводился конкурс. Это было телешоу, где прослушивали молодежные группы. Иэн написал в редакцию, что хотел бы попасть на шоу. На самом деле группы не было. То есть нас было четверо, и мы назывались Treacle Teapot. Иэн, я, Алан Фиркин, и, кажется, четвертым был Стив Мосс. У нас было два инструмента. Старое пианино у меня дома и дешевая пятифунтовая укулеле у Иэна. У остальных — все только самодельное. Мы садились в кружок и бренчали. Не знаю, был ли у нас солист, но лидером был Иэн. Он никогда не говорил: „Я главный“, но инициатива исходила от него — он организовывал, у него был драйв, и он понимал, к чему стремится.
Я боялся, что нам напишут с телевидения — и через неделю уже придется выступать на шоу. У нас было всего полпесни, а точнее, припев, песня называлась „Осталось четыре дня“. По-моему, в ней было три аккорда. Мне тогда казалось, что Treacle Teapot — это отличное название. Больше всего подходило к тому, что мы могли сотворить».
3. В шестнадцать лет Иэн Кертис любил одеться как сутенер — хотя мы привыкли, что на фото и видео он обычно как будто только что оттрубил смену в офисе.
«Иэн просто бредил Боуи. Он подстригся как Дэвид, ежиком сверху и длинно по бокам. Нелл отвела его в салон „Видал Сассун“. Он купил ужасные красные бархатные штаны. Помню, как я думала: „О боже!“»
Кэрол Кертис, сестра:
«В эру глэм-рока Иэн часто носил мою смешную меховую куртку. У него в комоде были голубые тени для глаз и черный лак для ногтей. Но он только игрался, не красился всем этим ни дома, ни тем более за его пределами. Думаю, это просто был эксперимент, но это было очень смешно».
«Это было отличное время, чтобы быть шестнадцати-семнадцатилетним. Нас окружала музыка. В основном глэм-рок. Все на чем-нибудь играли. Иэну это очень нравилось. Он всегда лучше остальных разбирался в шмотках. Носил двухцветные зелено-фиолетовые штаны. Ему это было интересно, не из тщеславия или позерства. На самом деле ему было все равно, что о нем думают другие. В одном из своих образов он был мешковат. Он делал вид, что полнее, чем есть, и ему нравилось, когда люди на это покупались».
4. 23 августа 1975 года Иэн Кертис и Дебора Вудраф сочетались браком под музыку Гайдна, и в том числе сочиненного им гимна Германии, поскольку увлекались немецкой культурой. Любовь к французским писателям-экзистенциалистам простых парней из Кроули, организовавших годом позже группу The Cure, в сравнении с этим не особо впечатляет.
«Это была зауряднейшая свадьба молодых людей из Чешира середины семидесятых: пышные галстуки, укладки и одежда — все словно специально придуманное для того, чтобы добавить фотографиям этого времени налет комизма и тут же отойти в разряд дурного вкуса и ошибок моды. На Иэне был костюм в тонкую полоску от Джонатана Сильвера, владельца магазинов „Лорд Джон“, а также друга и соратника Дэвида Хокни.
Ни в свадебной церемонии, ни в отношениях молодых не было ничего, что хоть на шаг отходило бы от принятых норм. Но выбрав Гайдна в качестве музыки (включая национальный гимн Германии), Иэн и Дебби выразили свою любовь к немецкой культуре и истории».
5. Группа Joy Division называлась сперва Stiff Kittens, то есть «Окоченевшие котята», и связано это было с одной историей, приключившейся с Buzzcocks.
Вспоминает Пит Шелли из Buzzcocks: «Мы играли в баре „Ранч“. Это было место, где происходило… ну, не то чтобы это был настоящий гей-бар, это был притон для несовершеннолетних. Чтобы там выступить, необходимо было встретиться с Фу Фу Ламарром [хозяином клуба и трансвеститом]. Мы договорились о встрече, и она состоялась у него в сауне. На нем было полотенце, и мы вели переговоры о выступлении в „Ранч“. В общем, когда мы несли вниз по крутой лестнице оборудование, там оказалась кошка с котятами, и кто-то на одного наступил. Мы подумали, что тому конец, вот откуда окоченевшие котята. Но он не умер, ни одного котенка не пострадало… Хотя в какой-то момент показалось, что так и есть.
Кто-то из Buzzcocks (может, Пит Шелли, может, Ричард Бун) сразу предложил это название молодой группе из Солфорда. Возможно, этому имени не хватало таинственности, чтобы продержаться долго, но первые слухи по Манчестеру уже поползли».
Музыкант и продюсер Марк Ридер вспоминает: „Скорее всего, Иэн долго размышлял над названием. Я никогда не спрашивал у Бернарда, но вряд ли тот тоже об этом думал, хотя и читал эту книгу. Может, Бернард и дал Иэну книгу, она была у него дома. Иэну было интересно все, что касалось Германии. Когда я впервые съездил туда, он расспрашивал меня, каково там, — потому что сам в ней не бывал. Я ответил, что почти как здесь, только чище. Он интересовался Третьим рейхом, но я не хочу, чтобы люди думали, что он был каким-то скрытым фашистом, потому что он им не был. Но обычно такое приходит на ум, когда говорят о подобных вещах. Вся тайная история нацистской Германии, которую не освещали в школьном курсе истории, потрясала Иэна — например, несчастные узницы лагерей, вынужденные ублажать нацистов. Этого же не было в школьных учебниках. Думаю, его интерес в первую очередь был вызван „Ночным портье“ — довольно спорным фильмом, затрагивающим этот вопрос. Однажды он упомянул его в разговоре. Так что он его наверняка видел“».
7. На обложке альбома «Unknown Pleasures» изображен график, построенный на основе анализа Фурье, с помощью которого изучают, каким образом общие математические функции могут быть представлены либо аппроксимированы через сумму более простых тригонометрических функций. Есть ли на свете что-то более близкое этому мрачному постпанк-шедевру по духу, чем аппроксимация тригонометрических функций? Разумеется, нет.
«Великому альбому требуется такое же оформление, и задачей Питера Сэвилла [автор обложки «Unknown Pleasures»] — задним числом это кажется невозможным — было передать шокирующую простоту музыки через дизайн, который бы сразу бросался в глаза и выделял пластинку в ряду других на полке. Так вышло, что не Иэн Кертис и не Питер Сэвилл нашли график анализа Фурье, который столь загадочным образом украсил обложку дебюта Joy Division. Изображение случайно обнаружил Бернард Самнер, пролистывая „Кембриджскую астрономическую энциклопедию“ Саймона Моттона и наткнувшись на диаграмму 6.7. Эта удивительно захватывающая картина изображает сто последовательных импульсов первого радиопульсара и в то же время напоминает поперечный разрез виниловой пластинки или что-то связанное с морем. Картинку передали Сэвиллу вместе с инструкциями по ее расположению на обложке, но канонический дизайн ему еще только предстояло создать, поступив с пожеланием музыкантов видеть белую обложку с черным внутренним конвертом с точностью до наоборот. „Вопреки воле Joy Division я сделал ее черной снаружи и белой внутри, что, как мне показалось, прибавляло ей весомости, — рассказывал он журналу Mojo в 2005 году. — Я думал также добавить зернистости, потому что у нас было полно простой черноты на краях, а текстура придала бы ей осязаемости“. Зная, что названием альбома будет «Unknown Pleasures», он решил, что загадочный черный предмет гораздо лучше подходит названию, чем белое пространство».
«Роб Греттон [менеджер группы] думал, что изображение должно быть больше, что оно будет растянуто на всю обложку, а не потеряется, утонув в черноте. Закатив глаза, он проворчал: «Он, мать его, должен был быть белым. Белый конверт: мы же хотели, чтобы нас считали жизнерадостными, потому что нас тошнит от ублюдков вроде вас, которые считают нас унылыми… И картинка должна была быть большой!»
8. В 1979 году Joy Division во время своего второго европейского тура клеили в Париже наждачную бумагу на конверты первой пластинки группы The Durutti Column, просматривая при этом вполглаза порнографические фильмы. Хорошее было время.
9. Пока группа записывала альбом «Closer», жена Кертиса избавилась от его собаки, которую Иэн настолько любил, что носил в кошельке ее фотографию.
«Целью следующей поездки Иэна с Joy Division в Лондон была запись «Closer» на студии Britannia Row в Камден-Тауне. Пока Иэна не было, Дебби с родителями искали новых (и как можно больше далеких) хозяев для Кэнди, собаки Иэна. Примерно в это же время Дебби узнала об отношениях Иэна с Анник, и некоторые друзья считают, что ее решение избавиться от собаки было способом отомстить Иэну. С другой стороны, забота о Кэнди являлась дополнительным домашним бременем, если учесть, что Дебби надо было заниматься маленьким ребенком.
Терри Мейсон [ударник группы в 1976–1977 годах]: „Дебби знала, как много для него значила собака. Он действительно очень расстроился. Он носил фотографию собаки в бумажнике. Думаю, она понимала, как действительно может задеть его, — причинив ему боль. Она заставила его отдать собаку кому-то из Ирлэма, очень далеко, чтобы они больше не могли увидеться“.
Это событие так впечатлило Терри, что он сам завел собаку:
„Мы как-то говорили с Иэном о том, что, когда вернемся из Америки, я заведу себе собаку и она будет нашей с ним общей“. Вышло так, что Терри действительно завел собаку в день похорон Иэна».
10. Иэн Кертис близко дружил с Марком Ридером, известным музыкантом и продюсером, который в 1991 году открыл миру трансового диджея Пола ван Дайка — а в 1978 году Ридер перебрался в Западный Берлин, где в том числе был немецким представителем Factory Records и в этом качестве занимался промоушеном Joy Division. В 2015 году он же выпустил документальный фильм «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине», посвященный немецкой независимой музыкальной сцене и богемной жизни 1980-х — отличный, рекомендуем ознакомиться.
А в январе 1980 года Марк Ридер сопровождал Joy Division во время их берлинских гастролей (они приехали, чтобы дать концерт в кинотеатре с заманчивым названием «Кант»), а также обсуждал с Кертисом хиромантию:
«Марк провел Joy Division по туристическим местам города, а перед концертом на следующий день, 21 января, свозил их в Восточный Берлин через пропускной пункт „Чарли“. На коммунистической стороне все они купили себе маленькие значки с надписью „ГДР“ на память. Терри помнит, что на обратном пути микроавтобус потерялся, потому что Марк пользовался картой 1940 года издания. Они никак не могли найти кинотеатр „Кант“, где должен был состояться концерт, и кто-то оттуда вышел их встречать. Этот кинотеатр и по сей день стоит на том же месте.