Как часто делается поверка газового счетчика в квартире
Всё, что нужно знать потребителю о сроках поверки газовых счётчиков. Как быть, если прибор просрочен?
Каждый механизм, любое устройство нуждается в периодическом обслуживании и проверке на пригодность. У приборов учета детали деформируются, изнашиваются, в результате чего возникает искажение показаний (в большую или меньшую сторону). Газовый счетчик, независимо от того, самый дешевый он или дорогой, необходимо поверять. Когда это делать, и как поступить, если срок проверки уже истек?
Что такое межповерочный интервал бытового газометра?
В соответствии с п. 1. ст. 13 Федерального закона « Об обеспечении единства измерений» N102-ФЗ от 26 июня 2008 г. все средства учета расходов ресурсов перед поступлением в реализацию должны подвергаться первичной поверке, а в процессе использования – периодической.
Первичный контроль газометр проходит перед выпуском в продажу. Проводит ее завод-изготовитель. Затем в течение эксплуатации устройство необходимо периодически поверять для подтверждения соответствия его показаний метрологическим требованиям.
Межповерочным интервалом называют период между двумя поверками, в рамках которого показания устройства считаются достоверными.
Где указана периодичность проверки учёта расхода газа?
Как часто поверять газометр, устанавливает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Для каждого устройства, допущенного к эксплуатации на территории России, установлен свой межповерочный интервал. Периодичность поверки указывается в техпаспорте устройства.
Отсчет интервала между обследованиями начинается либо с даты, указанной в паспорте (если счетчик новый), либо с момента последней поверки.
При поверке газометра необходимо учитывать и период его пригодности к эксплуатации. Этот показатель также указывается в сопроводительном документе к устройству. Если нужно проводить очередную поверку, а эксплуатационный период по техпаспорту уже на исходе, то стоит задуматься о замене счетчика.
Через сколько лет со дня установки прибора это делают в частном доме и квартире?
Периодичность поверки газометра регламентируется производителем и указывается в техпаспорте. Место установки устройства (частный дом или квартира) на межповерочный интервал не влияет.
Конечно, влияние внешних факторов, которым подвергаются приборы учета, установленные на улице, сокращает срок их эксплуатации. Собственнику частного дома не нужно дожидаться очередной поверки.
Что делать после того, как период годности закончился?
Как правило, коммунальные службы, формируя платежки за потребленные ресурсы, указывают на документе, что установленный прибор учета в скором времени необходимо поверить. Поэтому каждому собственнику жилья нужно знать, что делать, если срок годности счётчика истёк, и не надеяться на лояльность контролеров.
Собственнику помещения необходимо в кратчайшие сроки организовать поверку устройства. Штраф за прибор учета, поверка которого просрочена, отсутствует, но при расчете за потребленный газ показания газометра учитываться не будут.
В соответствии с п. 21 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» абонент обязан организовывать поверку прибора учета в установленный техпаспортом период. Если она не была проведена, то устройство считается непригодным к эксплуатации.
Согласно п. 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» показания счетчика с истекшим сроком поверки для расчета расхода газа не принимаются, а платежи будут рассчитываться по нормам потребления.
Паспорт газометра терять или отдавать на хранение в абонентскую службу не стоит – ответственность за соблюдение сроков очередной поверки лежит на собственнике помещения. Если есть подозрения на неудовлетворительную работу прибора учета, лучше организовать его внеочередную поверку.
Межповерочные интервалы приборов учета газа
В соответствии с ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерении» средства измерений, в том числе бытовые газовые счетчики, подвергаются первичной поверке Государственными региональными центрами метрологии до ввода в эксплуатацию или после ремонта. Таким образом, любой прибор учета расхода газа при покупке поверен, что подтверждается клеймом госповерителя на корпусе прибора.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ (п. 1 ст. 157) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребления этих услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Согласно п.п. «в» п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 (далее – Правила поставки газа), определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при условии, что не истек срок проведения очередной поверки, установленный для этого прибора.
По истечении межповерочного интервала прибора учета, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, его показания об объеме потребленного газа не могут быть приняты к учету. Истечение межповерночного интервала счетчика, либо его неисправность фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета. В соответствии с п. 32 Правил поставки газа при отсутствии у абонента прибора учета газа расчеты производятся по нормативам потребления коммунальных услуг.
Вопрос о поверке либо замене прибора учета абонент решает самостоятельно. Поверка осуществляется Государственными региональными центрами метрологии. Работы по монтажу и демонтажу без применения сварки безвозмездно выполняются только при наличии действующего договора на техническую эксплуатацию ВДГО, предусматривающего ежемесячную абонентскую оплату ремонтно-заявочного обслуживания ВДГО домовладения или внутриквартирного газового оборудования. При отсутствии договора на ТО ВДГО работы по демонтажу прибора учета для проведения поверки и его последующему монтажу выполняются за дополнительную плату.
Сведения о межповерочном интервале конкретного прибора учета газа указана в его паспорте. Справочная информация о межповерочных интервалах основных марок и типов приборов учета приведена ниже в справочнике.
Кто, когда и как часто проводит проверку газовых счётчиков
В случае с газом лучше несколько раз перестраховаться и спать спокойно, чем один раз недоглядеть. Сегодня мы расскажем, как часто нужно проверять газовые счётчики, кто это должен делать и когда.
Вы узнаете, в чём разница между плановыми и внеплановыми проверками газовых счётчиков и что делать после проверки.
Зачем проверять счётчик
Одна из целей проверки счётчиков – удостовериться, что он выдаёт точные показания. Перед тем, как ввести газовый счётчик в эксплуатацию или сразу после его ремонта, нужно выполнить первичную проверку. А в процессе использования – проводить периодические поверки (ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ).
Согласно пп. «и» п. 21 Правил, которые утверждены ПП РФ N 549, абоненты обязаны пускать представителей поставщика газа к ПУ газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки.
Абонент – сторона, которая принимает и оплачивает газ. Это могут быть собственники помещений дома или УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК, которые покупают газ как коммунальный ресурс для предоставления соответствующей КУ.
Проверять газовые счётчики нужно не только для собственной безопасности, но и для экономии ресурса – газ не восстанавливается естественным путём. Кроме того регулярные проверки помогают экономить денежные средства, налаживают потребительскую дисциплину при использовании газа в быту.
Кто проверяет счётчик
Проверку нужно предварительно согласовать с владельцем ПУ – уведомить любым способом за семь дней до назначенного дня диагностики. Важно удостовериться, что владелец ПУ получил уведомление.
Акт нужно составить в двух экземплярах, для каждой из сторон договора. Акт подписывают все, кто присутствовал при проверке ПУ. Если абонент отказался подписать акт, об этом делается отметка и указываются причины отказа.
Если требуется, абонент письменно высказывается о результатах проверки и прикладывает к акту свои возражения. Об этом в акте тоже делается пометка. Если абонент не хочет принимать акт, поставщик газа направляет его почтой с уведомлением о вручении и описью вложения.
Только при соблюдении всех перечисленных условий проверка считается законной.
Как часто проверять счётчик
Счётчики необходимо проверять перед подключением и после ремонта (п.1 ст. 13 N 102-ФЗ). Дата плановой проверки рассчитывается исходя из даты производства счётчика. Найти её можно в техническом паспорте устройства
Для периодических проверок есть регламентированный график диагностики. Интервал между проверками прописывается в техническом паспорте устройства – указывается период, в течение которого устройство гарантированно будет работать правильно.
Непроверенные приборы учёта использовать нельзя. Газовый счётчик можно отправить на диагностику в лабораторию раньше установленного срока. Все расходы на транспортировку счётчика несёт его владелец.
Если счётчик снимает и проверяет организация, у которой есть договор о техническом обслуживании внутридомовых газовых сетей и приборов, то исследование будет проводиться за 15–30 дней.
Если же владелец счётчика решил провести проверку газового счётчика без снятия, на дому, то проверка пройдёт быстрее. Но стоить будет дороже.
Когда проводится внеплановая проверка
Как проверяют счётчик
Такие приборы учёта, как УБСГ, ГОБОЙ проверяются только после демонтажа. Демонтирует прибор учёта только специализированная организация. Во время поверки монтируется новый блок питания, проводится плановая профилактика и чистка.
Что делать после проверки
Если прибор проверку не прошёл, он эксплуатироваться не может. Компетентный орган выдает владельцу ПУ «Извещение о непригодности».
Когда счётчик получает разрешение на эксплуатацию, его нужно установить на место. Сделать это могут только специализированные фирмы, у которых есть соответствующее разрешение.
Счётчик устанавливается на место, сотрудники газового хозяйства ставят на него пломбу и составляют акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр выдаётся владельцу счётчика, второй – отправляется к поставщику.
Правомерен ли отказ газовиков от перерасчета платы после поверки счетчика гражданина, используемого для коммунально-бытовых нужд
В соответствии с п. 32 Правил при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Не оспаривая законность начала выставления стоимости газа исходя из норматива со дня истечения срока межповерочного интервала до дня установки пломбы после поверки, тем не менее, считаю необоснованным последующий отказ в проведении перерасчета нормативного начисления заменив его на расчет по показаниям прибора учета газа ввиду подтверждения по итогам поверки соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям, что указывает на то, что прибор учета газа был по факту исправен как до истечения межповерочного интервала, так и после него, ремонту не подвергался, признан пригодным к применению.
Следовательно, до проведения поверки (пока не были ясно исправен прибор учета или нет) временно было справедливым и соответствующим требованиям Правил предъявлять стоимость газа исходя из норматива (что не оспаривается). И в случае, если бы по итогам поверки было бы установлено, что прибор учета газа не соответствовал бы техническим требованиям, то сохранение нормативного начисления до ввода в эксплуатацию нового прибора учета было бы оправданным. Однако, в случае, когда по итогам поверки было подтверждено соответствие приборов учета газа установленным техническим требованиям, то тем самым устанавливается факт его исправности как до истечения межповерочного интервала, так и после него, учитывая, что прибор учета газа ремонту не подвергался и признан пригодным к применению. Это в свою очередь должно влечь за собой обязанность перерасчета ранее начисленных по нормативу обязательств заменив их на расчет исходя из исправного прибора учета газа.
Проблема в том, что я не смог найти судебную практику по перерасчету в отношении граждан потребителей газа для коммунально-бытовых нужд. Однако, подобная правовая позиция была изложена по коммерческим спорам, где конечно же применяются иные правила (но привожу как аналогию, так как догматическая конструкция норм должна быть по сути единой и правовой подход тоже) в определениях Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 310-ЭС19-27004, от 30.09.2020 по делу № 310-ЭС20-9716, а также в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2021 по делу № А61-4715/2019 и от 11.08.2021 по делу № А61-4219/2020.
В этой связи, хотел уточнить у коллег, как вы считаете, правомерен ли отказ газовиков от перерасчета гражданину-потребителю платы после поверки прибора учета газа, используемого для коммунально-бытовых нужд?
Как сделать поверку счетчика воды и не стать жертвой мошенников
Это проверка счетчика на точность измерения, чтобы он не завышал и не занижал показания.
Это обязательно?
Что будет, если не делать поверку?
Первые три месяца после истечения межповерочного интервала расход воды будет начисляться по среднему значению за последние полгода, с четвертого месяца — по нормативу с коэффициентом 1,5.
Нормативы в Москве: 6,9 м 3 холодной и 4,7 м 3 горячей воды на каждого зарегистрированного.
Как узнать, когда делать поверку?
Дата следующей поверки каждого счетчика указана в ежемесячной квитанции за ЖКУ и в личном кабинете, через который передаются показания. Поверку нужно сделать до этой даты. Но обычно необходимость поверки обнаруживается при невозможности передать показания счетчика как раз из-за истечения межповерочного интервала. Ничего страшного: после поверки возможность передачи показаний снова появится.
Если вам звонят и сообщают о необходимости сделать поверку счетчика, лучше не соглашаться. Сначала проверьте дату поверки в счете за ЖКУ или личном кабинете. И если поверка действительно необходима, сами выбирайте фирму.
Как осуществить поверку?
Необходимо обратиться в организацию, имеющую аккредитацию. Для выбора конкретной фирмы можно попросить совет в управляющей компании, у знакомых, кто недавно делал поверку, либо найти в интернете. Лично я вбиваю в поисковике: «Поверка счетчиков рейтинг», открываю, например, этот сайт и звоню в одну из организаций, находящихся на верхних строчках. Главное — проверить наличие аккредитации.
На что обратить внимание?
Перед визитом мастера стоит еще раз проверить, какой именно счетчик требует поверки, проверить целостность (и сфотографировать) пломбы на счетчике — проволочка должна быть целой.
Когда придет мастер, спросить у него номер заявки — он должен назвать тот же номер, что сообщит вам оператор. Обычно поверка производится без снятия прибора.
При подписании документов: проверить реквизиты организации, что они совпадают с размещенными на сайте и внесенными в реестр. Номер в заполненном акте должен совпадать с номером счетчика на его корпусе. Дата следующей поверки зависит от межпроверочного интервала, который указан в техническом паспорте устройства, и обычно составляет от 4 до 6 лет.
Что делать после поверки?
После поверки мастер обычно оставляет три документа: договор на оказание услуг, акт о выполнении поверки, квитанцию об оплате. Главное — фирма, осуществившая поверку, должна в течение 40* рабочих дней внести информацию о поверке в электронную базу Росстандарта (ФГИС «Аршин»). Найти информацию о поверке своего счетчика можно по номеру прибора. Встречал публикации, что информацию о поверке во ФГИС «Аршин» нужно внести в течение суток, но в п. 21 приказа Минпромторга № 2510 от 31.07.20 указаны именно 40 рабочих дней.
Копию акта о поверке стоит отправить через сайт или на электронную почту в управляющую компанию с просьбой разблокировать передачу через личный кабинет показаний поверенного счетчика.
Результат
В квитанции за ЖКУ и в личном кабинете для передачи показаний указана новая дата следующей поверки — все сделано правильно.
Как мастера аккредитованных организаций пытаются обмануть
Расскажу три истории из опыта моих знакомых.
Случай №1. Мастер незаметно сорвал пломбу, после чего сказал, что помимо поверки необходимо опломбировать счетчик. А это дополнительная платная услуга.
Наличие фотографии целой пломбы непосредственно перед поверкой и внимание к манипуляциям мастера позволит защититься от подобной схемы обмана.
Случай №2. Мастер сказал, что счетчик («Алексеевский») устаревший, так как на нем нет чисел после запятой и такого счетчика нет в электронной базе. В результате он предложил замену — а это 3500 рублей вместо 1500 рублей за поверку.
Это оказалось неправдой. После вежливого отказа и просьбы сделать именно поверку, мастер все сделал, результат в итоге был внесен в электронную базу.
Случай №3. Мастер сказал, что на счетчиках отсутствуют антимагнитные пломбы (помимо обычной пломбы, которая была). Сослался на постановление правительства, в котором говорится об их установке, и предложил установить пломбы за 500 рублей на каждый счетчик. Иначе, говорил, ставить их все равно потребуется, но придется оплачивать дополнительный выезд мастера.
В пункте 81 постановления правительства № 354 действительно указана возможность установки антимагнитных пломб. Но там же написано: «Плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается». Если управляющая компания решит поставить такие пломбы — она имеет право, но за свой счет.
И главное: ни у меня, ни у моих знакомых мастер саму поверку счетчика не проводил, только заполнил документы. Если какие-то фирмы все-таки осуществляют поверку, то важно знать, что у счетчика есть допустимая погрешность, которая указана в техническом паспорте устройства. Если при проведении поверки выяснится, что счетчик завышает или занижает показания больше допустимой погрешности, то счетчик придется менять.
Читатели пишут. Вы тоже можете написать текст на любую тему о финансах, которая вам интересна. Нужно всего лишь…