Как добавить квартиру в дом клик для ипотеки
Как проходит сделка через ДомКлик
Назначение
«Домклик что это такое» – один из самых популярных запросов в интернете. Домклик – это сервис Сбербанка, который находится в интернете. В него можно зайти с компьютера, можно со смартфона. На смартфон предварительно устанавливается приложение. Чтобы начать там работать, нужно зарегистрироваться на сервисе.
Назначение сервиса – максимально облегчить сделку купли-продажи для участников: покупателей-продавцов, а также сотрудников Сбербанка. Благодаря сервису клиенты могут одобрить ипотечный кредит, найти объект недвижимости и провести все этапы сделки от одобрения объекта недвижимости до регистрации объекта. Подразумевалась полная автоматизация всего процесса.
Насколько реальна полная автоматизация процесса купли-продажи в нашей стране? Я думаю, что до этого пока далеко. Так что же, в конце концов, получилось?
В интернете очень популярен запрос на тему: «сделка через домклик как проходит». Поэтому разберём процесс сделки купли-продажи в ДомеКлик по этапам.
1. Одобрение кредита
Получить одобрение можно в сервисе ДомКлик, не приходя в банк. О добрение кредита можно получить двумя путями: можно прийти в банк, можно получить одобрение кредита в сервисе Дом-клик. Предварительно там нужно зарегистрироваться. Приложение работает как на компьютере, так и на смартфоне, есть мобильная версия для смартфона, но её нужно устанавливать.
2. Подбор жилья
После получения ипотечного кредита идёт важный этап: подбор квартиры, на который Сбербанк даёт 90 дней. Три месяца – вполне реальный срок, чтобы найти квартиру. По задумке Германа Грефа клиенты Сбербанка в режиме онлайн могут выбрать квартиру. Но в базе недвижимости сервиса ДомКлик находятся далеко не все предложения объектов недвижимости.
Поэтому покупатели смотрят на всех доступных порталах. Есть продавцы, которые выставляют свою квартиру на продажу только на «Авито», так как не знают о существовании других порталов в том числе и базы недвижимости ДомКлик. Поэтому смотреть квартиры только на ДомеКлик – это значительно сужать выбор объектов, которых и так немного в последнее время в виду постоянного и почти непрекращающегося роста цен на недвижимость.
Кроме того, мне интересно, что подразумевал Герман Греф под фразой «выбрать квартиру онлайн»? Я считаю, что это априори невозможно.
Нельзя выбрать квартиру заочно, даже если по ней имеется куча фотографий и видео. Это только часть информации. Квартиры нужно смотреть лично. Только лично вы можете оценить не только квартиру, но дом и двор, в котором он находится.
Как-то моей иногородней клиентке понравилось объявление, и она попросила съездить меня, чтобы я оценила всё, что ей не удалось посмотреть онлайн. И не напрасно. В парадной была повышенная влажность, запах сырости, что сразу выдавало неблагополучие с трубами в подвале.
Кроме того, фото не давали чёткого представления о квартире. В реальности она, в отличие от фото, которые были вполне приличными, оказалась просто убогой.
Другой пример. Я отобрала ряд квартир для просмотра по заданным мне клиентом критериям. Когда пришли смотреть, оказалось, что парадная выходит практически на проезжую часть. Я хорошо знала этот район, улицу и не думала, что там вообще такие дома бывают. У всех вход в парадные со двора. Этим примером я хотела сказать, что виртуально вы не сможете оценить все детали дома и квартиры.
Вы не можете оценить инфраструктуру, можете не заметить наличие рядом дымящих труб ТЭС или другого проблемного объекта. То есть при всём желании процесс подбора квартиры автоматизировать не получится.
Если вам повезло, и вы нашли квартиру на сервисе ДомКлик, то получаете скидку в размере 0,3% к ставке по ипотеке. Если выбранная вами квартира не стоит на ДомКлик, то нужно попросить продавца добавить её в базу объектов ДомКлик, чтобы вы могли получить дополнительную скидку.
3. Одобрение квартиры
После этапа выбора квартиры идёт этап одобрения квартиры. Сотрудники банка должны одобрить квартиру. Все документы на одобрение объекта подаются в личном кабинете ДомаКлик. Для того, чтобы это сделать, нужно пройти небольшое анкетирование, ответить на ряд вопросов по объекту недвижимости в сервисе, после чего сформируется список документов на квартиру, которые необходимы для одобрения.
Необходимые документы нужно отсканировать и загрузить в личном кабинете. Кроме обычных правоустанавливающих документов в список входит проект договора купли-продажи и оценка квартиры независимой оценочной компанией, аккредитованной банком. Оценку заказывает и оплачивает покупатель, продавец должен предоставить доступ в квартиру для представителей оценочной компании, которые должны сделать фотосъёмку квартиры.
Одобрение идёт от двух до десяти дней, как повезёт, насколько быстро ваш менеджер отошлёт документы на проверку. Если вы загрузили все документы, а движения нет, то не грех написать в чате и поторопить сотрудников Сбера, а ещё лучше, заказать обратный звонок и напомнить о том, что все документы отправлены в банк. Работники Сбербанка могут не заметить этого в силу своей загруженности.
Одобрение объекта проводится полностью в сервисе ДомКлик.
4. Подготовка к сделке
Когда прошло одобрение квартиры, клиенту должно прийти оповещение на телефон, а также в личном кабинете. После этапа одобрения Вам назначают личного менеджера, который будет вести вашу сделку. Все вопросы по сделке вы можете задавать ему либо в чате, либо заказывая звонок.
Запись на сделку идёт либо через менеджера, либо через ДомКлик. В личном кабинете ДомКлик после одобрения квартиры появляется кнопка «Записаться на сделку». На сделку нужно записываться после того, как договоритесь о дате и времени со всеми участниками сделки. При записи на сделку вы можете выбрать удобный для вас филиал Сбербанка для проведения сделки.
Во время подготовки к сделке вы должны выбрать способ расчёта покупателя с продавцом. Сбербанк для расчёта предлагает сервис «безопасная сделка Сбербанка». Это безналичный способ расчёта. Покупатель переводит на специальный счёт центра недвижимости деньги за квартиру, которые продавец получает на свой счет после регистрации права собственности.
К сожалению, этот сервис подходит не для всех сделок. Поэтому для каждой сделки подбирается своя схема расчёта. Выбор способа расчётов ложится на плечи клиентов и их агентов. Сбербанк не принимает участия в выборе способа расчёта.
5. Сделка
В день сделки все участники приходят в назначенное время в выбранный филиал Сбербанка. При обычной сделке, а мы разбираем именно её, присутствие участников на сделке обязательно. При иногородней сделке есть возможность провести сделку через ДомКлик дистанционно. Клиент знакомится и подписывает страховой полис, кредитный договор, прочие документы, получает график погашения платежей. Договор купли-продажи участники сделки должны подписать при работнике банка.
После подписания договора купли-продажи вас перенаправят к менеджеру по оформлению ячеек, если расчёт идёт наличными, или к менеджеру по безналичным расчётам. Если вы рассчитываетесь за приобретаемый объект недвижимости наличными средствами, то вы идёте в депозитарий банка и оформляете договор на ячейку. Если расчёт идёт безналичным путём, то здесь возможны варианты: вы можете выбрать сервис безопасных расчётов или аккредитив. Это вы должны решить сами до сделки.
6. Электронная регистрация сделки
Сбербанк предлагает электронную регистрацию. В Санкт-Петербурге эта услуга стоит 10 900 рублей. Регистрация оформляется в день сделки. При электронной регистрации идёт бонус, снижение ипотечной ставки на 0,1%. Новое в электронной регистрации сделки то, что электронные подписи сейчас создаются в телефонном приложении последней версии ДомаКлик.
После регистрации всем участникам сделки на телефон приходит сообщение об успешной регистрации сделки. Покупателю приходит на электронную почту договор купли-продажи и выписка из Единого государственного реестра недвижимости с электронной отметкой о государственной регистрации.
Несмотря на то, что многие клиенты выбирают электронную регистрацию прав, такой вариант услуги подходит не всем. В настоящее время отменена выдача свидетельств при регистрации права собственности в Росреестре.
Теперь этот факт подтверждается выпиской из ЕГРН. Если стороны выбирают электронную регистрацию сделки, у них на руках не будет договора купли-продажи в бумажном виде с «живой» печатью Росреестра – останется только электронный документ. Многих клиентов это обстоятельство не устраивает, и они требуют у Сбербанка выдачи документов на бумажном носителе. В последнее время Сбербанк после сделки выдаёт документы на бумажном носителе, заверенные печатью Сбербанка.
Многие покупатели по старинке идут на регистрацию сделки в МФЦ (многофункциональные центры). Там выдадут полноценные документы на бумажных носителях. Кроме того, регистрация там проходит бесплатно, вы оплачиваете только государственную пошлину в 2 тысячи рублей.
Минусы и недостатки сервиса
Многие клиенты жалуются на то, что из-за допущенных в документах ошибок происходит задержка регистрации в Росреестре.
К тому же, эксперты рынка опасаются слишком большой «роботизации» всех процессов, когда клиенту сложно пробиться к живому человеку в банке, чтобы решить свою проблему.
Выводы:
Развитие электронных услуг быстро меняет рынок. «ДомКлик» – сервис, который предназначен улучшить сервис и облегчить все этапы процесса покупки недвижимости в кредит.
С одной стороны, жизнь клиента стала проще: необходимая информация есть на смартфоне, бюрократические процессы несколько упростились.
С другой стороны, сервис «ДомКлик» не может полностью ускорить и упростить процесс сделки. Ведь сервис обслуживают реальные люди – работники Сбербанка, а они не всегда могут выйти на связь, частенько совершают ошибки.
Приходя на сделку в один и тот же офис много лет подряд, я никогда не вижу знакомого лица, всегда работают одни новички. Хотя они стараются, элементарный опыт ещё никто не отменял. Все переговоры в чате сервиса ведутся через назначенного менеджера. В чате ДомКлик невозможно пообщаться с более опытным специалистом, заведующим отделения, юристом, менеджером по расчётам.
Иногда, особенно при сложной сделке, это бывает необходимо. ДомКлик рассчитан на простую сделку, при более сложной сделке сразу возникают затруднения, потому что назначенный менеджер может ответить только на типовые вопросы. Более опытные специалисты даже при официальном визите будут отсылать вас к менеджеру, который ведёт вашу сделку.
Процесс купли-продажи квартиры через сервис ДомКлик ещё далёк от совершенства, хотя несомненные успехи всё же есть.
Ипотека в ДомКлик от Сбербанка
В 2017 году Сбербанк запустил «ДомКлик». Основная задача нового сервиса – упростить процесс ипотечного кредитования. С помощью портала клиенты и партнеры банка могут осуществлять весь комплекс операций с недвижимостью, от выбора объекта и получения ипотечного кредита до регистрации сделки и безопасных расчетов.
Подробнее о ДомКлик от Сбербанка
Сервис «ДомКлик» находится на сайте по адресу www.domckick.ru. Данная площадка позволяет дистанционно, без посещения отделения Сбербанка решать комплекс вопросов, связанных с ипотечным кредитованием. Действия осуществляются через личный кабинет в онлайн-режиме.
Зарегистрировавшись на сайте, клиенту становятся доступными такие возможности и информация:
Кто может воспользоваться сервисом ДомКлик от Сбербанка?
Воспользоваться услугами сервиса может любой посетитель интернет-ресурса, среди которых:
Функции и возможности системы
Чтобы получить доступ к функциям портала «ДомКлик» необходимо зарегистрироваться. Процедура регистрации состоит из последовательного выполнения несложных шагов:
Подача заявки не кредит. Для этого необходимо перейти по ссылке «Рассчитать ипотеку и отправить заявку в банк».
Откроется страница, на которой можно при помощи калькулятора рассчитать размер кредита, его стоимость, сумму ежемесячного платежа, а также зарегистрироваться в системе.
После заполнения формы, необходимо кликнуть по кнопке «Создать личный кабинет». Во всплывшее окно необходимо ввести код из SMS-сообщения, которое придет на указанный при регистрации номер, и нажать «Подтвердить».
Далее для входа в Личный кабинет будет использоваться указанный номер телефона и пароль, полученный в SMS.
Онлайн подача ипотечных заявок предоставляет возможность заполнить необходимую информацию онлайн и прикрепить к заявлению требуемые документы. Рассмотрение заявки не занимает много времени. Максимальный срок рассмотрения не превышает 2-х дней, хотя на практике одобрение или отказ приходят в тот же день, что отправлена заявка.
После одобрения банком онлайн-заявки, клиентам становятся доступными следующие опции:
Поиск недвижимости в ДомКлик можно начинать, как только банк одобрил заявку и обозначил максимально возможную сумму кредита для конкретного заемщика. После того как недвижимость подобрана, необходимо в личном кабинете ДомКлик загрузить документы и дождаться, когда банк согласует выбранный объект.
После этого для заключения сделки придется посетить центр ипотечного кредитования Сбербанка. Подходящую дату также можно выбрать на сайте.
Если заемщик подыскивает жилье самостоятельно, с помощью портала можно осуществить экспертизу недвижимости с целью установления юридической прозрачности сделки. Как свидетельствует практика, большинство сделок на вторичном рынке могут быть оспорены в судебном порядке. Экспертиза позволяет обезопасить покупателя от следующих рисков:
Регистрация покупки в Росреестре – последний этап процесса получения ипотеки в Сбербанке через портал ДомКлик.
Подробнее об электронной регистрации сделки рассказано в небольшом видео
Особенности ипотеки на вторичное жилье в ДомКлик
Онлайн ипотечный калькулятор в ДомКлик
После заведения указанных параметров встроенная программа рассчитает сумму кредита, размер ежемесячного платежа и процентную ставку.
На размер процентной ставки могут повлиять дополнительные условия, например, наличие зарплатной карты Сбербанка, осуществление сделки через портал ДомКлик, оформление страховки в аккредитованных ПАО Сбербанк компаниях.
Активировать ту или иную опцию можно при помощи бегунка справа.
Мобильное приложение DomClick от Сбербанка
DomClick для Android
При помощи мобильного приложения можно выбирать будущую квартиру среди более 400 тыс. объектов, общаться с участниками сделки в чате, обмениваться электронными документами, получать оперативные консультации специалистов.
Приложение получило высокую оценку пользователей, которая стремится к 5 баллам по пятибалльной шкале.
Как зарегистрироваться в системе?
О том, как зарегистрироваться в системе ДомКлик, говорилось выше. Для этого необходимо подать заявку на кредит, ввести запрашиваемую информацию и дождаться предварительного одобрения заявки.
Регистрация в системе полезна в первую очередь для претендента на кредит, поскольку открывает определенные возможности. После заявки становятся доступными онлайн-консультации, сохраняются персональные данные, появляется возможность общаться с менеджером, передавать в банк электронные копии документов, которые необходимы для принятия положительного решения для выдачи ипотечного кредита.
Авторизация в ДомКлик
После одобрения банком заявки на ипотеку, пользователь получает доступ в Личный кабинет. Авторизация происходит по номеру мобильного телефона, указанного при регистрации, и пароля, который отправляется на этот номер с короткого номера Сбербанка 900.
Личный кабинет DomClick
В личном кабинете заемщику доступно множество функций и возможностей:
Как оформить ипотеку в ДомКлик от Сбербанка?
Таким образом, ДомКлик от Сбербанка позволяет получить ипотечный кредит от Сбербанка в три шага.
Что потребуется для оформления, всегда можно уточнить в отделении банка или в онлайн чате на портале.
ДомКлик для партнеров сервиса
Партнеры банка получают дополнительные преимущества, среди которых возможность первыми узнавать о решении банка в отношении их клиентов, согласовывать документы на получение кредита онлайн, расширять клиентскую базу за счет лиц, которым Сбербанк уже одобрил сумму кредита, эффективно рекламировать услуги прямо на портале.
Преимущества и недостатки ДомКлик от Сбербанка
Профессиональные риэлторы видят в сервисе Сбербанка своего конкурента, поэтому всячески предостерегают от сотрудничества. В качестве недостатков ДомКлик выделяют:
В целом же сервис получил признание, пользуется популярностью, которая с каждым днем возрастает.
Сервис «ДомКлик»: обзор платформы поиска жилья и подачи заявки на ипотеку от Сбербанка
Отвечаем на популярные вопросы про сервис «ДомКлик»
Удобный сервис, который может помочь сэкономить ваше время
Для чего нужен сервис «ДомКлик» и как им пользоваться?
Отследить этапы сделки и согласование выбранного объекта недвижимости также можно в режиме онлайн, а непосредственно перед ипотечной сделкой вам необходимо будет нанести всего один визит в офис Сбербанка — для подписания документов.
2 Онлайн (англ. online) — в переводе «в сети Интернет».
3 При наличии доступа к сети Интернет.
Если я подам заявку на ипотеку через сервис «ДомКлик», сколько ждать одобрения?
1 Срок принятия решения составляет от пяти минут до трех рабочих дней. Если срок рассмотрения заявки превысит один рабочий день, вы получите СМС-уведомление. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснения причин.
А трудовая книжка нужна?
Если вы клиент Сбербанка, то нет. Клиенты Сбербанка при оформлении заявки на ипотеку посредством сервиса «ДомКлик» могут в режиме онлайн получить выписку из Пенсионного Фонда России для подтверждения занятости.
Для этого клиенту при заполнении заявки на ипотеку на сайте domclick.ru надо ввести свой номер СНИЛС, получить СМС с информацией о заказе и направить ответное СМС для подтверждения заказа выписки ПФР. Данные автоматически направляются в Сбербанк, а вы можете продолжить заполнение заявки.
Я выбрал квартиру. Получил одобрение. Что дальше?
На сервисе «ДомКлик» вы можете отследить этапы сделки и согласование выбранного объекта недвижимости в режиме онлайн. Записаться на сделку также можно онлайн через данный сервис.
Для расчетов с продавцом по сделке можно воспользоваться услугой «Сервис безопасных расчетов» 1 — это удобный способ безналичного взаиморасчета за объект недвижимости между покупателем и продавцом без дополнительных посещений банка.
Можно ли через сервис «ДомКлик» оформить права собственности?
Да. Для этого можно воспользоваться услугой «Электронная регистрация». Документы будут направлены на регистрацию в электронном виде, а после регистрации вы получите их на электронную почту.
Какие ставки действуют сейчас?
Дом за клик: почему риелторы увидели угрозу в новом сервисе Сбербанка
В январе текущего года Сбербанк запустил новый интернет-сервис «ДомКлик» для проведения операций с недвижимостью для клиентов и партнеров банка. За неполные три месяца работы ресурс уже приобрел определенную популярность. По всей России более 5% клиентов банка получили ипотеку, самостоятельно подав заявку на портале «ДомКлик», а в Москве этот показатель — более 12%, рассказали по запросу «РБК-Недвижимости» в Сбербанке.
«Свыше 40% российских риелторских компаний уже интегрировали свои системы с нашими и регулярно обновляют предложения на «ДомКлик». Более широкому представительству агентств недвижимости на портале мешают в числе прочего проблемы технического характера, отсутствие у некоторых компаний своих автоматизированных систем», — рассказал редакции «РБК-Недвижимость» директор управления по работе с партнерами и ипотечному кредитованию Сбербанка Николай Васев.
Однако брокеры неоднозначно отнеслись к работе Сбербанка на рынке риелторских услуг, разглядев в нем конкурента. «Многие [риелторы и владельцы агентств недвижимости] увидели в этом продукте угрозу для собственного бизнеса», — сказано на сайте Российской гильдии риелторов (РГР).
В середине марта президент РГР Татьяна Деменок провела переговоры в Сбербанке, где стороны договорились подписать документ о взаимовыгодном сотрудничестве. «Разговор показал, Сбербанк полностью заинтересован в партнерстве с профессиональным сообществом. Мы со своей стороны хотим прозрачности отношений. Поэтому в ближайшее время подготовим проект договора о сотрудничестве, в котором обязательно будут прописаны условия выкладки объектов на портал «ДомКлик». Чтобы не получилось так, что риелтор, размещая свои объекты на площадке Сбербанка, теряет и клиентов, и заработок», — подвела итоги встречи Татьяна Деменок.
Как устроен «ДомКлик»
Сервис «ДомКлик» состоит из пяти разделов — помимо оформления ипотеки в Сбербанке, с помощью ресурса можно подать заявку на регистрацию сделки с недвижимостью в Росреестр, заказать оценку квартиры или дома, а также правовую экспертизу. Две последние опции по сопровождению сделок пока доступны только для Москвы и Подмосковья.
Пятая функция, которую нельзя назвать типичной для банка и которая вызывает наиболее бурное обсуждение в профессиональной риелторской среде, — «витрина недвижимости». По сути, это новый агрегатор предложений (как первичного, так и вторичного рынка) с других профильных сайтов, застройщиков и баз данных агентств недвижимости
Камень преткновения
В конце марта на сайте Уральской палаты недвижимости (УПН) появилось официальное обращение к членам палаты с рекомендацией воздержаться от размещения продаваемых объектов на портале «ДомКлик». «УПН пока не видит оснований рекомендовать этот ресурс своим членам», — говорилось в сообщении. Там также отмечалось, что Центр недвижимости от Сбербанка (под брендом «ДомКлик») позиционирует себя как агентство недвижимости, но при этом «предлагает услуги, не отвечающие в полной мере потребностям клиентов в определенных сегментах рынка, но позволяющие квалифицировать некоторые из них как риелторские».
Часть опрошенных «РБК-Недвижимостью» риелторов и функционеров РГР опасаются, что структуры Сбербанка в дальнейшем — по мере развития портала «ДомКлик» — захотят занять долю на рынке недвижимости, что, с учетом мощностей банка, может создать для традиционных игроков большие проблемы.
В самом Сбербанке считают, что подобные опасения риелторов напрасны. Напротив, своим партнерам там обещают помочь налаживать коммуникации с покупателем. «Для клиентов, желающих прибегнуть к нашей помощи, доступен функционал подбора агентства недвижимости и риелтора. Для компаний этот сервис предоставляется бесплатно в отличие от некоторых других порталов по недвижимости. Предложения, опубликованные на портале Domclick.ru, будут доступны для всех заемщиков Сбербанка. И их мы собираемся рекомендовать в первую очередь, так как они от проверенных аккредитованных партнеров с хорошей репутацией», — отмечает Николай Васев. По его словам, через некоторое время Сбербанк планирует предоставить привилегии на сделки с объектами, опубликованными в «витрине недвижимости».
Вице-президент РГР, глава компании «Бест-Недвижимость» Григорий Полторак в свою очередь убежден, что принцип бесплатного размещения объявлений — это, скорее, недостаток, поскольку на таких ресурсах всегда больше «жуликов разного пошиба, черных риелторов, приукрашенной или вовсе нереальной информации». «Для нечестных продавцов главное — добиться звонка от потенциального покупателя, чтобы потом его обработать. Бороться за качество ресурса, конечно, можно, но это достаточно дорогое удовольствие, затраты на борьбу могут превысить выгоды от повышения конвертации одобренных кредитов в сделки», — рассуждает Григорий Полторак.
Цель нового сервиса Сбербанка, по его словам, — увеличение рыночной доли банка в сегменте ипотеки и увеличение конвертации одобренных ипотечных кредитов в выданные и обслуживаемые. «Появление на его сайте базы предложений недвижимости, безусловно, изначально привлечет потенциальных клиентов. Однако при нынешней концепции этого ресурса реальных сделок, проводимых с его помощью, на мой взгляд, будет мало. То, что есть сейчас, — очередная доска объявлений, уступающая по качеству уже имеющимся на рынке подобным сервисам», — считает Григорий Полторак. Он добавляет, что посетители сайта, порывшись в непроверенных объявлениях, быстро поймут свою ошибку — и в итоге авторитету Сбербанка может быть нанесен урон.
Другой вице-президент РГР, президент корпорации «Адвекс» (Санкт-Петербург) Александр Романенко, отнесся к риелторскому проекту Сбербанка более лояльно. «Банк заинтересован в расширении базы объектов для ипотечных клиентов, а риелторы — в сделках. Мы работаем с продавцами вторичной недвижимости, которые заинтересованы в максимально быстрой продаже своих объектов. Если они согласны на то, что их объекты будут покупаться с использованием ипотеки, то эти лоты должны быть представлены в базе данных Сбербанка. Покупатели, которые хотят приобрести квартиры с помощью его кредитов, именно в этой базе будут искать варианты», — поясняет свою позицию санкт-петербургский риелтор. При этом он уточняет, что взаимовыгодное сотрудничество возможно только в том случае, если Сбербанк не станет в будущем брать функции риелторов на себя.
Споры о чистоте
Один из аргументов, который приводят в свою пользу традиционные участники рынка купли-продажи жилья, — умение проверять историю и юридическую чистоту лотов на вторичном рынке. Хотя и в Сбербанке говорят, что опыта в этой сфере им не занимать. «У банка колоссальный бэкграунд юридической экспертизы по проведению сделок с недвижимостью. Каждая ипотечная сделка, в том числе на вторичном рынке, проходит правовую экспертизу. И таких сделок в год у нас более 500 тыс.», — заочно парирует Николай Васев.
Сейчас на сайте «ДомКлик» заявленная стоимость правовой экспертизы объекта недвижимости составляет 19,5 тыс. руб., срок — пять дней. «Это вызывает у меня вопросы. Хотя все зависит от профессионализма исполнителей. Что касается риелторов, то мы занимаемся проверками юридической чистоты квартир еще с 1990-х годов и кровно в этом заинтересованы», — говорит Александр Романенко.
Декларируемая Сбербанком проверка юридической чистоты, по мнению Григория Полторака, будет таким же формальным и не предусматривающим ответственности действием, как и любая другая подобная проверка. «Гарантировать отсутствие возможных правовых проблем при существующей в России системе регистрации прав на недвижимость в принципе невозможно. Можно лишь снизить риск их возникновения. Но сделать это, сидя за компьютером, вряд ли получится. На мой взгляд, у добросовестного и грамотного риелтора при поддержке профильного юриста шансов больше, чем у сотрудников портала Сбербанка», — замечает он. Хотя, с точки зрения потенциального клиента, как предполагает коммерческий директор компании «Миэль-Новостройки» Анна Шишкина, проверка Сбербанка дает ощущение неких гарантий в предстоящей сделке.
Эксперты также подчеркивают, что, используя сервис «ДомКлик», клиент ограничивает себя в выборе ипотечных продуктов. «Когда клиенты обращаются к нашим ипотечным брокерам, мы, исходя из интересов конкретного клиента и сложности его задачи, делаем выбор среди ипотечных программ более 50 банков. А на «ДомКлик» продукты только от Сбербанка», — замечает Александр Романенко.
Впрочем, многое зависит от того, как новые сервисы Сбербанка в области недвижимости будут развиваться. Ключевым игрокам по поиску недвижимости в интернете — ЦИАН, «Авито», «Яндекс.Недвижимость» и др. — понадобилось время, чтобы занять свои ниши на рынке. При этом Анна Шишкина допускает, что если развитием и продвижением «ДомКлик» будут заниматься профессионалы (как в сфере сбора информации, так и в области продаж недвижимости), то ресурс имеет шансы стать эффективным.
«Если «Домклик» сможет привлечь на свой сайт достаточный клиентский трафик и станет популярным, то, конечно, риелторы забудут обо всех своих претензиях и начнут активно делиться с агрегатором имеющимися базами, чтобы расширить доступ к клиентам», — уверена она. А Григорий Полторак дополняет, что негатив в отношении «ДомКлик» может улечься, если Сбербанк официально прояснит свои позиции, подписав с риелторскими ассоциациями соответствующие меморандумы и соглашения.