Как пломбируют счетчики электроэнергии в частном доме
Изменение порядка установки, поверки и замены электросчетчиков
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 ответственность за организацию учёта электроэнергии в жилых помещениях перешла к энергетическим компаниям: в многоквартирных домах – к гарантирующим поставщикам, в отношении индивидуальных жилых домов – к сетевым организациям, которые с 1 июля 2020 года несут ответственность за установку, поверку и замену индивидуальных приборов учёта электроэнергии.
Также законодательством предусмотрена установка интеллектуальных приборов учёта, замена на которые будет происходить поэтапно. Новые приборы учёта установят новым потребителям в рамках технологического присоединения, действующее же оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала. На замену прибора учёта отводится 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных обстоятельств, а до 1 января 2022 года допускается установка обычных электросчётчиков. Данные работы для потребителей производятся бесплатно.
Что делать, если счётчик сломался?
Если установленный в отношении потребителя прибор учёта электроэнергии вышел из строя или у прибора учёта истёк срок межповерочного интервала, то необходимо оставить соответствующую заявку:
— жителям многоквартирных домов, имеющим прямые договорные отношения с гарантирующим поставщиком АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться непосредственно в компанию,
— жителям многоквартирных домов, не имеющим прямые договорные отношения с АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться в компанию либо напрямую, либо через собственного исполнителя коммунальных услуг, осуществляющего управление многоквартирным домом,
— жителям частного сектора – в сетевую организацию, к сетям которой присоединено домовладение.
Направить уведомление в АО «Мосэнергосбыт» можно любым доступным способом:
— по телефону контактного центра +7 (499) 550-9-550;
— в личном кабинете на сайте my.mosenergosbyt.ru или через мобильное приложение «Мой Мосэнергосбыт»;
— направить письмо на почту info@mosenergosbyt.ru;
— направить обращение через «Виртуальную приёмную» на сайте компании.
Когда заменят неисправный электросчётчик?
В соответствии с действующим законодательством на замену прибора учёта гарантирующему поставщику и сетевой организации отводится 6 месяцев с даты выявления факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя. Замена прибора учёта будет произведена в заранее согласованную с клиентом дату.
Как будут осуществляться начисления с даты поломки (выхода за МПИ) до даты замены электросчётчика?
Начисления за электроэнергию в случае выхода прибора учёта из строя или за межповерочный интервал в соответствии с внесенными изменениями в законодательство будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива потребления в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объёма потребления электроэнергии.
Могут ли потребители сами заменить прибор учёта?
Да, клиенты вправе инициативно произвести замену приборов учёта электроэнергии исключительно в случаях, когда электросчётчик являются работающим и отсутствуют основания для его замены со стороны АО «Мосэнергосбыт» или сетевой организации (истечение поверочного интервала, выход из строя и т.д.). Сделать это можно, заказав соответствующую платную услугу в АО «Мосэнергосбыт» (либо сетевой организации, если клиент проживает в жилом доме (домовладении)). Исходя из положений действующего законодательства, привлечение иных организаций для установки электросчётчиков не допускается. После получения заявки клиента АО «Мосэнергосбыт» известит о порядке и сроках установки электросчётчика. Самостоятельный демонтаж электросчётчика, пломб, установленных на нём, и иного оборудования не допустим.
Кто несёт ответственность за сохранность приборов учёта?
Ответственность за сохранность электросчётчиков, установленных в отношении жилых помещений, законодатель разделил таким образом:
— если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность за его сохранность несёт потребитель,
— если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность ложится на гарантирующего поставщика,
— если прибор установлен вне территории частного домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несёт сетевая организация.
При этом необходимость обеспечивать сохранность распространяется и на иное оборудование, используемое в узле учёта (пломбы, знаки визуального контроля и т.д.).
Вернуться к списку новостей
Установка, замена и поверка электросчетчиков: что изменилось с 1 июля?
Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ
специально для ГАРАНТ.РУ
С 1 июля 2020 года для цели учета электрической энергии подлежат установке счетчики с возможностью дистанционной передачи показаний. В законодательстве такие устройства именуются как интеллектуальная система учета электрической энергии (далее – ИСУЭ). Соответствующие изменения были внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения), а также в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354),
Обязанность по установке таких счетчиков лежит на гарантирующих поставщиках электроэнергии, а для потребителей услуг переход будет «бесплатным».
Счетчики, присоединенные к интеллектуальной системе учета, могут:
в автоматическом режиме передавать информацию о показаниях по проводным и (или) беспроводным сетям связи, а также по линиям электропередачи с применением соответствующих технологий;
ограничивать и (или) приостанавливать подачу электроэнергии без участия в процессе сотрудников сетевой организации;
оповещать сетевую организацию о фактах срабатывания вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышке прибора учета, воздействия магнитным полем счетчик, неработоспособности прибора учета вследствие аппаратного или программного сбоя, его отключения (после повторного включения), перезагрузки.
Установленные до 1 июля 2020 года счетчики подлежат замене на ИСУЭ при (п. 136 Основных положений):
При этом, замене подлежат как индивидуальные приборы учета, так и общедомовые.
В новостройках – многоквартирных домах, которые будут сданы в эксплуатацию с 1 января 2021 года, застройщик обязан устанавливать ИСУЭ (общедомовые и индивидуальные) и передать их гарантирующему поставщику для эксплуатации (п. 150 Основных положений).
Сколько будет стоить установка новых счетчиков электроэнергии?
Переход к современным счетчикам (далее – ИСУ) для потребителей будет формально бесплатным, поскольку расходы сетевых организаций, которые обязаны нести затраты по приобретению, установке и обслуживанию (поверке) ИСУ, будут в последующем в составе тарифов на электроэнергию, сбытовых надбавок и оплате за технологическое присоединение (подп. 12 п. 136 Основных положений).
Таким образом, напрямую собственники не будут платить за новые счетчики, но будут оплачивать все расходы в составе тарифов на электроэнергию.
Платной будет замена счетчиков с 1 июля, если потребитель в отсутствии вышеуказанного основания по замене счетчика решит установить счетчик нового поколения.
Сроки и основания установки новых счетчиков
Сетевые организации обязаны установить ИСУЭ в течение 6 месяцев с даты:
Если потребитель сам не подал соответствующее заявление, форма и обязательные реквизиты которого на данный момент еще не утверждены, в адрес гарантирующего поставщика (чаще всего это городская электросеть, в Москве, например, это АО «Мосэнергосбыт»), то ответственности за это не наступит никакой (за исключением сокрытия факта выхода счетчика из строя). При этом, также не установлены точные сроки подачи таких обращений. По сути, это инициатива собственников, которые знают, что межповерочный интервал счетчиков истекает в ближайшее время, и собственник заблаговременно уведомляет об этом гарантирующего поставщика.
Если потребитель не подал обращение, то всю информацию об установленных счетчиках электроэнергии (в том числе сроки истечения межповерочных интервалов) и, соответственно, основаниях замены счетчиков, гарантирующий поставщик может получить по запросу всю исчерпывающую организацию от УК, ТСЖ и иных организаций, осуществляющих управление МКД (п. 18.2. Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями
утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124)
В свою очередь, помните, что при повреждении счетчика следует незамедлительно сообщить об этом в УК или ТСЖ (если в МКД заключены прямые договоры, то в адрес гарантирующего поставщика). В противном случае, если повреждение счетчика будет выявлено в ходе проверки, то будет произведен перерасчет исходя из норматива потребления.
При ненаправлении соответствующего уведомления в адрес сетевой организации, гарантирующий поставщик обязан уведомить потребителей о сроках замены счетчиков и сообщить об обязанности предоставить доступ в квартиру, если счетчики установлены в квартире, в письменной форме любым способом, позволяющим определить факт получения уведомления (почтовое отправление с уведомлением о вручении, вручение под расписку и т.д.). Если потребитель уклоняется от предоставления доступа в квартиру, то ИСУЭ установят в ином максимально приближенном к границе балансовой принадлежности месте (например, в коридоре МКД). А собственник будет уведомлен о смене места установки счетчика любым способом, позволяющим подтвердить факт уведомления.
В отношении счетчиков, не присоединенных к интеллектуальной системе, проводятся проверки с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, данные с которых подлежат хранению (п. 170 Основных положений).
Плановые проверки проводятся сетевой организацией на основании плана-графика, составленного гарантирующим поставщиком самостоятельно. Внеплановые проверки проводятся при наличии оснований:
выявление факта нарушения контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, при проведении снятия показаний или осмотра состояния счетчика;
Как выполняется пломбировка счетчиков электроэнергии — заявление, сколько стоит, штраф за снятие
Пользоваться электросчетчиком можно только при наличии на нём пломбы. Опломбировку электрических приборов учёта осуществляют сотрудники электросетей. Этот процесс обязательный, пользоваться счётчиком без пломбы незаконно, независимо от того, где он установлен: в частном доме или в квартире.
Зачем и в каких случаях нужна пломбировка электросчетчика
Счетчик необходимо опломбировать в следующих случаях:
Справка! Счетчик необходимо опломбировать в течение трех суток после установки или замены. В это время начисление электроэнергии будет проходить по среднесуточным показателям.
Нормативные документы по пломбировке
Процесс опломбирования счетчика регулируется Постановлением Правительства РФ № 354 п. 81, а также Постановлением Правительства РФ № 442 п. 8. Согласно этим документам, опломбировку необходимо проводить перед подписанием приема прибора в эксплуатацию. Ввод в работу электросчетчика, а соответственно, и первичную пломбировку, оплачивает поставщик услуги. Потребитель оплачивает повторную опломбировку и ремонт прибора. Проверяют счетчик бесплатно.
Кто может опломбировать электросчетчик?
Выполнять опломбировку могут только сотрудники поставщика услуг. Вам следует оставить заявку в вашем участке энергосетей на ввод электросчетчика в работу. Сотрудник энергосбытовой компании проверит заводскую пломбу на приборе учета, межповерочный интервал и правильность установки счетчика. Если все в порядке, то он поставит пломбу и составит акт приёмки.
Важно! Выполнить опломбировку может только представитель энергосбытовой компании. Не обращайтесь к электрикам по объявлению, сотрудникам УК или другим службам. Пломбировка в этом случае будет незаконна, а потребителю выпишут штраф.
Виды пломб
Каждый счетчик должен иметь две пломбы: заводскую и установленную энергосбытом. Их наличие на приборе обязательно, это своеобразный знак того, что устройство работает в соответствии со стандартами.
Пломба завода – изготовителя
Наличие этой пломбы говорит о том, что прибор соответствует характеристикам, прошел все тестирования и не был поврежден. Если на счетчике есть заводская пломба, значит не было вмешательства в механизм устройства.
Заводские пломбы могут быть:
Пломба поставщика услуг
Такая пломба устанавливается при вводе прибора в эксплуатацию. Обычно крепится на клеммную коробку. Устанавливает эту пломбу только представитель энергосбытовой компании.
Типы пломб
Энергетики в своей работе могут использовать различные типы пломб.
Свинцовые пломбы
Этот тип используют чаще всего. В пломбируемый узел продевают специальную проволоку, а к ней крепят свинцовую пломбу, прижимая ее номерным пломбератором.
Пластиковые номерные пломбы
Пломбы хомуты
Пломбировочные наклейки
Это наклейки яркого цвета с надписью «опломбировано, не вскрывать». Если снять эту наклейку, то на пломбе проявится надпись «попытка вскрытия».
Антимагнитная пломба
Недобросовестные граждане иногда используют магнит, чтобы изменить показания прибора учета электроэнергии. Для защиты прибора от воздействия магнита устанавливают антимагнитную пломбу. Это наклейка с капсулой магнитной суспензии в середине. Если потребитель попытается воздействовать на электросчетчик с помощью магнита, то частицы суспензии заполнят специальную капсулу, а исправить это не получится.
На наклейках всегда есть номер, магнитный индикатор и прорези, которые повышают чувствительность к попыткам отклеить. Если снять наклейку, то на счетчике останется несмываемая надпись.
Порядок пломбировки счетчика электроэнергии
Необходимо согласовать с электросетями место установки прибора. Желательно, чтобы к счетчику был свободный доступ контролеров. После установки следует написать заявление в энергосбытовой компании на оказание услуги – пломбировки прибора учета. Обычно вместе с этим потребитель заключает с компанией договор о подачи электроэнергии в эту квартиру или дома. Прибор учета переходит на баланс электросетей. В течение месяца ваш счетчик должен быть введен в эксплуатацию.
Обратите внимание! Вводной автоматический выключатель, установленный перед счётчиком, также должен быть опломбирован.
Перед тем, как опломбировать счетчик, представитель энергосбыта должен составить чертеж. В нем нужно указать все фазы кабелей, мощности, количество УЗО и автоматов. После этого сотрудник устанавливает пломбу и составляет акт. В акте в обязательном порядке прописывается серийный номер счетчика, а если производится замена счетчика, то необходимо указать текущие показания. После этого обе стороны подписывают акт.
Какими документами подтверждается факт пломбирования?
Акт пломбировки подтверждает тот факт, что счетчик был опломбирован. Поэтому, прежде чем подписывать документ, убедитесь в наличии и целостности всех пломб. Также их можно сфотографировать, а фотографии приложить к акту.
Стоимость опломбировки
Стоимость опломбировки счетчика будет зависеть от вашего региона, поэтому лучше всего узнать точную сумму у поставщика услуги. Обычно цена варьируется от 390 до 2000 рублей.
Важно! Если прибор учета устанавливается впервые, то поставщик электроэнергии обязан выполнить работы бесплатно.
Под первичной пломбировкой понимается работа в случае установки счетчика, замены на новый или переноса прибора по желанию управляющей компании или поставщика электроэнергии.
Если сотрудник просит оплатить работу, хотя эта услуга в вашем случае должна быть бесплатной, то не в коем случае не отдавайте наличные деньги. Просите квитанцию с реквизитами и назначением платежа, а также прейскурант. После этого можете оставить жалобу в офисе компании или подать в суд.
Что делать при нарушении целостности пломбы
Если вы обнаружили, что пломба на приборе учета повреждена, то следует:
Ваше заявление проверит специальная комиссия, в состав которой входят представители компании-поставщика и управляющей компании. В вашем присутствии комиссия должна осмотреть счетчик на предмет повреждений и проверить факты, описанные в заявлении. После этого комиссия принимает решение по конкретной ситуации: было ли украдено электричество. На решение может повлиять место установки счетчика (например, на лестничной клетке или в квартире).
После установки причины повреждения пломбы, комиссия может наложить штраф на потребителя в размере от 300 до 500 рублей. Если комиссия придет к выводу, что было произведено хищение электричества, то потребитель будет обязан компенсировать потери.
Как поменять счетчик электроэнергии в квартире или частном доме?
Что делать если остановился или сломался электросчетчик в квартире?
Как правильно выбрать и какой лучше поставить электросчетчик в квартиру
Как правильно снять показания со счетчика электроэнергии?
Обзор однофазного электросчетчика Меркурий 201 — схема подключения
Поверка электросчетчика: срок поверки и межповерочный интервал
Как ввести в эксплуатацию и опломбировать индивидуальный счётчик
Кто и в какие сроки должен ввести счётчик в эксплуатацию
Поскольку прибор учёта потребления коммунального ресурса находится в ведении собственника помещений, то именно собственник несёт ответственность за установку и надлежащее использование, а также своевременную замену счётчика, если он вышел из строя или у него истёк межповерочный интервал (п. 81 ПП РФ № 354).
После монтажа нового или замены старого прибора учёта проводится процедура введения его в эксплуатацию, то есть документальное оформление его как расчётного (п. 81 ПП РФ № 354). Работы по вводу ПУ в эксплуатацию выполняет исполнитель КУ. Он проводит их без взимания какой-либо платы по согласованию с собственником помещения или по его заявке (п. 81 (9) ПП РФ № 354).
Счётчик должен быть принят к расчётам в течение месяца со дня его установки (пп. «у» п. 31 ПП РФ № 354). Если исполнитель КУ не может ввести ИПУ в указанный в заявке день, он должен в течение трёх рабочих дней предложить новые дату и время. Работы не могут быть перенесены более, чем на 15 рабочих дней с даты получения заявки исполнителем КУ (п. 81 (1) ПП РФ № 354).
Если в согласованное время исполнитель не принял счётчик к коммерческому учёту или работы были перенесены более, чем на 15 рабочих дней, то прибор учёта считается введённым в эксплуатацию с даты, когда собственник подал заявку (п. 81 (2) ПП РФ № 354).
Что включает в себя ввод прибора учёта в эксплуатацию
Когда время и дата согласованы, прибор учёта установлен, исполнитель КУ проводит процедуру ввода ПУ в эксплуатацию. Этот процесс состоит из нескольких этапов (п. 81 (4) ПП РФ № 354):
1. Сверка на соответствие данных ПУ с его документацией.
Исполнитель КУ сверяет заводской номер на счётчике и в паспорте, комплектацию и схему монтажа – они должны совпадать с информацией в технической документации изготовителя ПУ. Если счётчик не новый, то необходимо проверить дату последней поверки (п. 84 (1) ПП РФ № 354).
2. Проверка ПУ на работоспособность.
Проверяется работа счётного механизма прибора учёта, который фиксирует потребление ресурса.
3. Опломбировка прибора учёта.
Исполнитель коммунальной услуги устанавливает на счётчик контрольные и антимагнитные пломбы.
4. Фиксация показаний ПУ на момент опломбировки.
Данный этап необходим для корректного расчёта платы за потреблённый ресурс согласно показаниям нового прибора учёта.
5. Составление акта ввода прибора учёта в эксплуатацию в двух экземплярах с подписями собственника и исполнителя КУ (п. 81 (6,7) ПП РФ № 354).
В акте фиксируются дата, время и адрес ввода ПУ в эксплуатацию, данные о представителях исполнителя КУ, участвовавших в процедуре, данные о ПУ (тип, номер, место установки), начальные показания счётчика, указание на места установки пломб и их номера, дата следующей поверки.
Если при проверке ПУ выявлены его несоответствия технической документации или установлен факт нарушений в его работе, то исполнитель КУ может отказать собственнику в принятии ИПУ к расчётам, что указывается в акте (п. 81 (5) ПП РФ № 354).
Какие пломбы устанавливаются при опломбировке счётчика
Поговорим подробнее об опломбировке счётчика как о важном этапе в процедуре принятия к расчётам нового ПУ. Согласно пп. «г(1)» п. 32 ПП РФ № 354, исполнитель КУ имеет право устанавливать на счётчики контрольные и антимагнитные пломбы, а также иные устройства, которые фиксируют незаконное вмешательство в работу ПУ.
Опломбировка проводится перед подписанием акта о вводе прибора учёта в эксплуатацию – чтобы занести в акт номера пломб и места, где они установлены (п. 81 (8) ПП РФ № 354). Плата за установку пломб и устройств не взимается (п. 81 (11) ПП РФ № 354). Собственник платит только при повторной опломбировке, когда были нарушены пломбы или знаки поверки (п. 81 (14) ПП РФ № 354).
На момент ввода ПУ в эксплуатацию на его корпусе уже должна стоять свинцовая пломба завода изготовителя – первоначальная. Вторичную контрольную пломбу устанавливает исполнитель КУ, чтобы исключить возможность доступа к деталям и изменению показаний ПУ. Пломба бывает свинцовая или пластиковая.
Также исполнитель КУ, принимая счётчик к коммерческому учёту, устанавливает антимагнитные пломбы: они фиксируют воздействие на прибор магнитного поля, которое может повлиять на показания счётчика.
Потребитель не сможет удалить установленные пломбы с ИПУ, не повредив их: останутся следы в виде букв или водяных знаков. Поэтому, если на ПУ хотя бы 1 секунду воздействовало магнитное поле, исполнитель КУ установит этот факт при контрольной проверке ПУ по антимагнитным пломбам.
При установке пломб исполнитель КУ должен объяснить потребителю последствия, которые возникнут, если пломбы будут нарушены (п. 81(11) ПП РФ № 354).
Зачем правильно вводить счётчик в эксплуатацию
Чтобы вовремя исполнить заявку собственника на опломбировку ИПУ и не потерять её, используйте для работы с обращениями жителей домов сервис «АДС на 100%». Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономить на автоматизации, увеличить эффективность обслуживания жителей и привлечь больше клиентов. Попробуйте уже сейчас!
Заполните форму, если хотите принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса «АДС на 100%».