Как привлечь собственника квартиры за несоблюдение санитарных норм
Что делать, если в соседней квартире грязь и антисанитария. Перечень инстанций, которые могут помочь
– Объясните, пожалуйста, можно ли как-то повлиять на соседей, которые превратили свою квартиру в помойку и мешают жить всему подъезду? Я два года назад купила квартиру, а в соседях оказалась девушка из не очень благополучной семьи. Проблемы были всегда, но в последние полгода ситуация обострилась – к ней постоянно приходят гости, они сильно выпивают и превращают квартиру в рассадник тараканов. Везде окурки, мусор не выносится неделями, а тараканы были замечены уже неоднократно. Квартиру, по-моему, не убирали уже несколько лет – грязь, пыль, запах и мухи повсюду. Пропах уже весь подъезд, а их «живность» разбежалась по всему дому.
– Проживание в многоквартирном доме имеет множество нюансов, связанных с формой жилья. Особенностью таких домов являются общие инженерные коммуникации, в частности, водопровод и система центрального отопления. Все проложенные трубы связывают квартиры, расположенные в доме, в единую сеть. Поэтому появление даже одной «нехорошей квартиры» может испортить жизнь всем соседям – неприятные запахи из антисанитарного жилья легко распространяются по вентиляционным шахтам, а тараканы и грызуны с легкостью перемещаются по проложенным трубам. По закону собственники квартир обязаны следить за чистотой своего жилья, но на практике повлиять на неаккуратных жильцов чаще всего получается, только пройдя несколько инстанций вплоть до суда.
🏠 Законодательное регулирование соблюдения санитарно-гигиенических требований в многоквартирном доме
Положения, в соответствии с которыми граждане обязаны следить за нормальным санитарно-гигиеническим состоянием своего жилья, содержатся в следующих нормативно-правовых актах:
Кроме того, в статье 6.3 Кодекса об административных правонарушениях (КаАП) РФ указана ответственность граждан и юридических лиц, которые нарушили закон в области эксплуатации помещений и пренебрегли санитарными нормами.
😷 Что можно считать антисанитарными условиями в квартире
Под антисанитарными условиями понимается то состояние жилого помещения, которое возникает, если жильцы не соблюдают установленные законом санитарные нормы. Появление насекомых, грызунов, неприятный запах, скопления мусора – все это проявления антисанитарии.
Заваленные грязью квартиры со сломанной сантехникой, регулярные затопления других квартир бытовыми отходами, бесконтрольное разведение домашних или сельскохозяйственных животных – проявление антисанитарии, которые требуют немедленных действий от жильцов соседних квартир.
Причин возникновения антисанитарных условий множество, но к самым распространенным относят:
👇 Уполномоченные инстанции. Как и куда обращаться
Для того чтобы повлиять на неаккуратных соседей, следует обратиться за помощью в одну из уполномоченных организаций.
Роспотребнадзор
Регулярное нарушение соседями установленных законом санитарно- эпидемиологических норм является поводом для обращения в Роспотребнадзор.
Отправить составленную жалобу можно одним из перечисленных ниже способов:
Цель такой жалобы – обратить внимание сотрудников уполномоченного органа на нарушение закона и вызов специалистов для проведения осмотра на месте. По прибытии сотрудники Роспотребнадзора составят административный протокол на виновных лиц, на основании которого нарушителей можно будет привлечь к ответственности.
При составлении жалобы необходимо указать следующие данные:
ТСЖ или УК
Пожаловаться на неблагонадежных соседей можно в управляющую компанию (УК), ответственную за дом. Ее сотрудники не смогут привлечь жильцов, нарушивших нормы СанПин, к ответственности, но составленный сотрудниками УК акт о нарушении норм санитарии может послужить доказательством при обращении в вышестоящие инстанции. К тому же напоминание о возможной ответственности может подтолкнуть нарушителей к решению о ликвидации беспорядка собственными силами.
Участковый полицейский
Обратиться с жалобой на соседей можно и к участковому. Сделать это можно следующими способами:
Коллективная жалоба вызовет больший резонанс, нежели индивидуальная, а нарушения, которые были в ней изложены, с большей вероятностью вызовут должную реакцию со стороны уполномоченных лиц.
Что делать, если соседи нарушают санитарные нормы
Большинство тяжб с соседями связано с нарушением ими санитарных норм. Содержание в соседних квартирах большого количества животных, мусора может привести к неудовлетворительным (антисанитарным) условиям проживания. Это в дальнейшем может выразиться не только в инфекционные заболеваниях, но и в аллергические реакции. При данных обстоятельствах следует знать, как нужно и можно бороться с такими неблагоприятными соседями.
Все жильцы должны использовать жилые помещения с учётом соблюдения прав и интересов соседей, а также санитарно-гигиенических норм. Законодательством РФ предусмотрен ряд мер в целях защиты прав и интересов граждан от нарушений непорядочных соседей. Данными мерами являются административное наказание, в частности, предупреждение, административный штраф (например, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещенийпо ст. 6.4 КоАП РФ), выселение из жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма (ст. 91 ЖК РФ), либо лишение права собственности на жилое помещение(ст. 293 ГК РФ). Выселениеи лишение права собственности на жилое помещение являются исключительными мерами,используемыми только в случае, когда другие способы влияния на соседей оказались бесполезными.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Правила содержания жилых помещений регламентируются СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В случае, когда содержание жилого помещения приводит к нарушению соответствующих санитарно-эпидемиологических норм, к лицам, проживающим в нём, могут быть применены санкции за административные правонарушения. Если же содержание жилого помещения причиняет имущественный ущерб соседям, то его владельцы несут перед ними гражданско-правовую ответственность. Жалобы за нарушение санитарных норм в жилых помещениях, в первую очередь, необходимо подать в соответствующие органы Санэпиднадзора.
Если квартиры, которые содержатся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии или используются не по назначению (для проживания), находятся в собственности, необходимо также обращаться в Государственную жилищную инспекцию, осуществляющую контроль за жилыми и нежилыми помещениями, расположенными в жилых домах. Если квартира является муниципальной собственностью и жильцы занимают её по договору найма, то жалобу также можно отправить в органы Департамента городского хозяйства.
При этом следует помнить, что в любое время можно воспользоваться своим конституционным правом на судебную защиту и через суд обязать соседей соблюдать установленные санитарные нормы. Одновременно в судебном порядке можно потребовать возмещения, компенсации имущественного и морального вреда. Общие правила действий при нарушении соседями санитарных норм:
По мере возможности привлечь всех жителей дома для борьбы с нарушителями порядка.
Если не удалось мирным путём договоритьсяс соседями, следует привлечь ТСЖ или управляющую компанию.
Следующим шагом является обращение в государственные организации, уполномоченные решать возникшие вопросы (санитарно-эпидемиологическую службу Роспотребнадзора, Государственную жилищную инспекцию, Департамент городского хозяйства, полицию, прокуратуру и др.).
Обратиться за защитой своих прав и интересов в суд. При этом к исковому заявлению следует приложить документы, перечень которых установлен ст. 132 ГПК РФ, в том числе документы, подтверждающие ваши предпринятые действия до обращения в суд (заявления, жалобы, полученные ответы на них и т. д.). Для подтверждения своих доводов можно привлечь других соседей в качестве свидетелей нарушения общественного порядка.
Жалобы и заявления могут составляться в произвольной форме при соблюдении основных правил написания заявления. В них нужно в обязательном порядке указать данные заявителя; данные нарушителя санитарных норм; какие права и интересы жильцов нарушаются; периодичность нарушения и другие важные сведения и обстоятельства.
Какие бы санитарные правила и нормы ни нарушали соседи, их всегда можно призвать к порядку или привлечь к ответственности, так как существует немало методов и мер воздействия на них. При этом нужно обязательно попробовать договориться с нарушителем порядка мирным путём, так как это поможет вам избежать лишних хлопот, нервов и затрат времени.
Как привлечь собственника квартиры за несоблюдение санитарных норм
В Управление Роспотребнадзора участились обращения потребителей на антисанитарное содержание квартир жильцов в многоквартирных домах. В своих жалобах жильцы просят специалистов Роспотребнадзора провести проверку в квартирах и заставить нерадивых соседей навести порядок в жилище. Между тем, в соответствии с нормами ст. 25 Конституции РФ, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В связи с тем, что, как правило, такие жильцы не впускают в свою квартиру контролирующие органы, рекомендуем квартиросъемщикам в подобных случаях обращаться в суд. Суд может обязать ответчика: устранить нарушения санитарно-гигиенических требований законодательства по содержанию жилого помещения: 1. произвести уборку жилого помещения, 2. убрать мусор из жилого помещения, 3. произвести дезинфекцию жилого помещения. Кроме того, в силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на правонарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда Порядок составления и подачи такого искового заявления в суд определен в Гражданско-процессуальном кодексе РФ. Прежде всего, надо помнить, что исковое заявление в суд подается в письменной форме. Что должно указываться в исковом заявлении, определено в п.2 ст. 131 ГПК РФ. В исковом заявлении указываются следующие данные:1. Наименование того суда, в который Вы подаете заявление. Чтобы определить, в какой суд (мировой, городской, районный, областной или другой, по своему месту жительства или по месту нахождения ответчика) подавать заявление, надо ознакомиться с главой 3 «Подведомственность и подсудность» ГПК РФ. В общем случае, если цена предъявляемого иска не выше 50 000 рублей, то иск надо подавать в мировой суд, если выше – в районный (городской). Место нахождения суда обычно выбирают по месту нахождения ответчика. Но для каждого конкретного случая при выборе места подачи иска можно посмотреть статью 29 ГПК РФ, в которой указаны варианты, когда иск может подаваться по выбору истца. 2. Свои (истца) фамилия, имя, отчество, адрес и телефон. 3. Данные ответчика. Если иск подается к физическому лицу (конкретному человеку), то указывается его фамилия, имя, отчество, а также адрес места жительства и по возможности телефон. Если иск подается к организации, то указывается наименование организация, ее место нахождения (адрес) и по возможности телефон. 4. Суть требований, то есть чем нарушаются права, свободы и интересы истца и чего он требует. 5. На каких обстоятельствах истец основывает свои требования и что приводит в качестве доказательств, подтверждающих эти обстоятельства 6. Цена иска, если он подлежит оценке, то есть сумма, которую истец хочет получить с ответчика, а также расчеты, подтверждающие обоснованность этой суммы. 7. Если по закону необходимо вначале попытаться решить вопрос в досудебном порядке (то есть путем написания заявлений, проведения переговоров по сути спора и т.п.), то необходимо представить сведения о том, что такая попытка была предпринята. 8. К заявлению прилагается опись представленных с ним документов. Кроме всего прочего, в заявлении могут указываться и другие сведения, которые могут иметь значение для рассмотрения дела (сведения для обеспечения связи со сторонами, например, адреса электронной почты, и т.п.) Также в заявлении могут излагаться ходатайства истца (об истребовании доказательств и т.п.). Подписывается исковое заявление лично истцом, либо его представителем, если тому истцом даны такие полномочия. К исковому заявлению должен прикладываться пакет документов: 1. Для того чтобы ответчик и другие лица, участвующие в процессе могли ознакомиться с иском, к заявлению прикладываются его копии по количеству лиц, участвующих в процессе. 2. Документ, подтверждающий уплату истцом государственной пошлины (если истец не освобожден от ее уплаты, о чем делается отметка в исковом заявлении). В частности, в соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп.4 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты госпошлины истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей. Также освобождаются от уплаты госпошлины инвалиды 1 и 2 групп и другие категории истцов в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ. 3. Если истец привлекает к процессу своего представителя или доверенное лицо, то прилагается доверенность или другие документы, подтверждающий его полномочия. 4. Документы, которые истец предъявляет в качестве доказательств обоснованности своих требований, а также их копии для всех участников процесса, если у них нет этих документов. Такими документами, которые могут уже быть у ответчиков, могут являться договоры, заявления, которые истец ранее направлял ответчикам и т.п. 5. Расчет оспариваемой денежной суммы (сумма иска), которая должна быть подписана истцом, и его копии по числу участников процесса. 6. Если истец оспаривает нормативный акт, прикладывается его текст. 7. Документы, подтверждающие попытку истца решить вопрос в досудебном порядке, если такая попытка по данному случаю предусматривается законом. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в решении конфликтных ситуаций. По вопросам защиты прав потребителей специалисты Роспотребнадзора по Республике Алтай готовы проконсультировать жителей и гостей региона по тел: (38822) 64241 по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00. |
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г. Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Сейчас 784 гостей онлайн |