Как роспотребнадзор замеряет уровень шума в квартире
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Контроль за шумом
Контроль за шумом
Шум является одним из значимых факторов среды обитания, влияющих на организм человека и условия его проживания. Всемирная организация здравоохранения признала шумовое загрязнение одним из ключевых факторов риска для здоровья.
Постоянное воздействие повышенных уровней шума может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе негативному влиянию на органы слуха, на нервно-психологическую деятельность организма.
Контроль за уровнем шума Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан (далее-Управление) осуществляется в рамках надзорных мероприятий, при рассмотрении обращений граждан, а также в рамках социально-гигиенического мониторинга.
По данным отчетных форм за истекший период 2020 года в адрес Управления и территориальных отделов поступило 547 обращений граждан на неблагоприятное воздействие физических факторов, из которых 60,8% на шум. Обращения на неблагоприятное воздействие шума были рассмотрены с применением инструментальных методов контроля, при этом 30,3% обращений граждан на шум были обоснованными.
Большая часть обращений граждан приходится на шум от:
— инженерно-технологического оборудования встроено-пристроенных объектов (холодильного оборудования предприятий общественного питания и торговли, наружных блоков системы кондиционирования и охлаждения);
— встроенных в здания объектов инженерного обеспечения и сантехнического оборудования с круглосуточным режимом работы (лифты, трансформаторные подстанции, отопительное оборудование, индивидуальные тепловые пункты, насосные);
— строительных работ, движения автотранспорта;
— громкой музыки встроенных в жилые дома ресторанов, кафе и предприятия отдыха и развлечения, а также шум от соседей и др.
Причинами повышенного уровня шума, создаваемого указанными источниками, служит недостаточность шумозащитных мероприятий на стадии проектирования, монтаж оборудования с отступлением от проектных решений без оценки уровней шума и вибрации, неудовлетворительная реализация шумозащитных мероприятий на стадии ввода в эксплуатацию, размещение оборудования, не предусмотренного проектом, а также неудовлетворительный контроль за эксплуатацией оборудования.
По предписаниям Управления и его территориальных отделов, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» и его филиалы проводят лабораторные измерения физических факторов в жилых помещениях и на территории жилой застройки для определения их соответствия требованиям действующих норм и правил.
Процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного: естественными и случайными явлениями; поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории; подачей звуковых сигналов и звуковой охранной и аварийной сигнализации; аварийно-спасательными работами; обычной жизнедеятельностью людей; проведением массовых мероприятий.
По всем установленным фактам нарушения требований санитарных правил были применены меры административного воздействия.
В случае неблагоприятного воздействия физических факторов, в том числе шума, жители вправе обратиться в Управление и его территориальные отделы.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Допустимый уровень шума
Допустимый уровень шума
Шумом принято называть любой нежелательный звук или совокупность беспорядочно сочетающихся звуков различной частоты и интенсивности, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм, мешающих работе и отдыху.
Двадцатое столетие ученые по праву назвали самым шумным веком в истории человечества. За прошедшие годы шум стал неотъемлемой частью нашей жизни. Источниками шума могут быть колебания, возникающие при соударении, трении, скольжении твёрдых тел, истечении жидкостей и газов. Таким образом, источниками колебаний могут быть работающие машины и механизмы, системы вентиляции и кондиционирования, трубопроводы различного назначения, бытовая техника, транспорт и т.д.
Воздействие шума на организм человека можно условно разделить на специфическое и неспецифическое. Специфическое воздействие – непосредственно на орган слуха, вызывающее снижение слуховой чувствительности и в дальнейшем хроническую тугоухость. Неспецифическое – возникающее в организме в целом, вызывая изменения деятельности центральной нервной системы, следствием чего являются расстройства регулирующих функций органов и систем человека.
Чем же опасен привычный для нас с детства шум? Дело в том, что шумовое раздражение достаточно коварно – его эффект проявляется не сразу, и организм человека совершенно беззащитен перед ним. И в то же время врачи уже говорят о так называемой шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия постоянных громких звуков. Шумы вызывают сильный стресс, приводящий к бессоннице, повышению артериального давления, нарушению функций мозга. Постепенно развивается снижение остроты слуха, человек перестает различать звуки. Доказано, что раздражение, вызываемое шумом, приводит к существенному повышению агрессии у людей. Отсюда снижение производительности труда, нарушения концентрации. Такие явления происходят, когда превышен допустимый уровень шума.
Именно поэтому данной проблеме на сегодняшний день уделяется столь пристальное внимание. Разработаны жесткие санитарно гигиенические нормы уровня шумов, окружающих человека на производстве, дома и на улице. В частности, проблемой превышения звуковой нагрузки в Роспотребнадзоре занимаются сразу два отдела – гигиены труда и гигиены среды обитания. Цель работы этих отделов – выявление превышающих норму шумов, выработка рекомендаций по решению этой проблемы, контроль над допустимым уровнем шума. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» проводит оценку источников шума, осуществляет инструментальный контроль нормируемых показателей на рабочих местах и в быту. Наша лаборатория оснащена современными приборами, позволяющими качественно и профессионально проводить измерения уровней шума. Наши специалисты проводят экспертизу проектных материалов по акустическому фактору и в случае выявления нарушений дают рекомендации по их устранению.
В нашей работе мы пользуемся таким показателем, как допустимый уровень шума. Это тот уровень звуковой нагрузки, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму. Измерения уровня шума и санитарно эпидемиологическая экспертиза результатов исследований производится по определенным регламентированным методикам с соблюдением действующих санитарных требований. К примеру, в помещениях допустимые уровни шума от внешних источников устанавливаются при условии обеспечения нормальной вентиляцией (то есть, при открытых форточках, фрамугах). Контроль над этими показателями позволяет существенно снизить нагрузку на орган слуха и уменьшить массовые негативные последствия этой нагрузки. Мы работаем для того, чтобы век двадцать первый прославился как «тихий».
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу 2011-2021
Адрес: 191025, г. Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19
О санитарно-эпидемиологической экспертизе (оценке) шума в жилых помещениях
О санитарно-эпидемиологической экспертизе (оценке) шума в жилых помещениях
В Управление Роспотребнадзора по Рязанской области поступают обращения граждан, связанные с ухудшением проживания в связи с повышенным уровнем шума в жилых помещениях. В 2015 году рассмотрено по данному вопросу 226 жалоб и обращений граждан. Нередко поступающие обращения не входят в компетенцию Управления Роспотребнадзора по Рязанской области, в связи с этим Управление Роспотребнадзора по Рязанской области разъясняет, что порядок контроля уровней шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях регламентируется МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», которыми определен примерный перечень источников шума в жилых зданиях, подлежащих инструментальному контролю и санитарно-эпидемиологической оценке.
В соответствии с п.1.19 вышеуказанных методических указаний Процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется и измерения не проводятся в отношении шума, обусловленного:
— естественными и случайными явлениями;
— поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);
— подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации;
— аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;
— обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;
— проведении массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);
— проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий.
Санитарно-эпидемиологическая экспертиза (оценка) и измерения уровней шума также не проводятся по обращениям граждан с жалобами на шум при отсутствии постоянной регистрации или прав собственности этих граждан на жилье по соответствующему адресу или отсутствии у заявителей полномочий законных представителей или нотариальной доверенности граждан, постоянно зарегистрированных или обладающих правами собственности на жилье по соответствующему адресу.
Гигиенические требования к уровням шума в жилых помещениях установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», согласно которых допустимые уровни звука проникающего шума в жилых помещениях составляют:
— в дневное время суток (с 7 до 23-х часов) – 40дБА;
— в ночное время суток (с 23 до 7-ми часов) – 30дБА.
Процедура проведения измерений и оценка их результатов распространяется на:
— источники внешнего шума: транспорт, объекты производства различных работ на территории жилой застройки (строительные, ремонтные и др.), объекты, создающие при своем функционировании шум, в том числе различные звуковоспроизводящие установки, промышленные предприятия;
— источники внутреннего шума: инженерно-технологическое оборудование (оборудование лифтов, системы вентиляции, кондиционирования, насосное оборудование, другие системы, обеспечивающие функционирование жилых зданий);
Ночь нежна, поддайте шуму! Памятка для тех, кто ищет тишины и покоя (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Ночь нежна, поддайте шуму!
Памятка для тех, кто ищет тишины и покоя
Что же может предложить им закон?
Исторически миссия защиты населения от шума возлагалась на санэпиднадзор. Поэтому в РФ существуют четкие и подробные нормы шумового загрязнения, превышение которых карается по ст. 6.4 КоАП РФ. Однако требуется, чтобы специально обученный специалист по специальной методике специальным прибором замерил уровень трескотни или грохота. Процедура эффективна для постоянно действующих источников шума, но совершенно беспомощна в экстренных случаях и перед эпизодическим нарушителем тишины (в том числе потому, что «санитарное» измерение шума от случайных явлений и поведения людей не проводится, согласно п. 1.19 Указаний по контролю шума (МУК 4.3.2194-07)*(1).
Когда всем стало очевидно, что санитарное законодательство не «заточено» на борьбу с шумным хулиганством, регионы стали принимать собственные законы о защите покоя граждан. Они устанавливают «комендантский час тишины» и конкретный перечень недопустимых действий (например, свист, пение, танцы и т.п.). При этом неважно, насколько громко нарушитель «нарушает», и превышен ли при этом санитарный порог шума (см. Обзор судебной практики ВС РФ за IV кв. 2011 г.).
Опираясь на региональный закон, полиция, конечно, быстро утихомирит явную угрозу, например, буйных адептов караоке. Но, скорее всего, откажется принимать меры к громко гудящей трансформаторной будке.
Если же источником шума «здесь и сейчас» выступают отдельные несознательные граждане (скажем, вредный сосед, его собака или его гости), то за защитой нужно обращаться к своему региональному закону о защите тишины. Это быстрый и легкий путь.
Короткий путь к тишине
Региональные законы о защите тишины и покоя граждан устанавливают: что именно нельзя делать и когда именно нельзя делать.
По ночам, как правило, запрещено:
— использовать проигрыватели, музыкальные центры, магнитофоны и т.п., в особенности со звукоусилением. Это касается в том числе общепита и собственного автомобиля (если музыка из автомагнитолы кому-то мешает),
— свистеть, громко петь, играть на музыкальных инструментах,
— заниматься строительством и ремонтом,
— шалить с пиротехникой,
— оставлять без присмотра свое «орущее» авто или иное имущество с неисправной (либо излишне чувствительной) сигнализацией.
В ряде регионов накажут за ночные передвижения мебели, лай домашнего питомца или просто громкую речь.
Наконец, во многих регионах существуют и исключения: например, разрешается громко справлять Новый год, веселиться на региональных мероприятиях или громыхать мусорными баками в определенный час.
Все эти подробности нужно выяснять у своего регионального законодателя, например, воспользовавшись нашей справкой.
Подробнее о заключенных соглашениях между МВД России и субъектами РФ см. нашу справку.
Не все то шум, что шумит
— во-первых, санитарные нормы в лице Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07 просто не разрешают проводить замеры в отношении шума, обусловленного проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, а также аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;
— во-вторых, «тихие» законы почти всех субъектов РФ специально оговаривают, что запреты не касаются религиозных церемоний и аварийно-восстановительных работ. Кстати, попытки признать неконституционным такое исключение в части религиозного обряда полностью провалились (определение КС РБ от 27.05. 2014 N 79-О, постановление КС РТ от 17.04.2012 N 48-П).
Долгая дорога к тишине
В некоторых случаях региональный закон не может оградить вас от шума. Например, если рядом с вами идет стройка, шумит чье-то торговое оборудование, жужжит кондиционер, громыхает лифт и т.п. Тут в самый раз припомнить, что:
— во-вторых, соблюдение санитарных правил является обязательным для всех граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39, ст. 11 Закона о санитарном благополучии*(2)),
— а в-третьих, жилье должно соответствовать санитарным требованиям, в том числе и по уровням шума (п. 1 ст. 23 Закона о санитарном благополучии), также специальные санитарные правила действуют для рабочих мест и условий труда (ст. 25, ст. 27 упомянутого Закона).
Наконец, за нарушение санитарных норм можно поплатиться штрафом и даже приостановлением деятельности (например, ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП).
В частности, в квартире уровень проникающего шума не должен быть выше 55 дБА днем (с 7 до 23) и 44 дБА ночью (приложение 3 к СанПиН 2.1.2.2645-10).
Что касается рабочих мест, то там глубина тишины зависит от степени напряженности трудового процесса. Самые тихие рабочие места, согласно СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (таблица 2), полагаются творческим работникам, руководителям с повышенными требованиями, врачам и программистам.
Поэтому за установлением уровня шума придется обращаться в Роспотребнадзор. Конечно, измерить шум в дБА могут и «частные» эксперты, но для административного/судебного преследования удобнее располагать поддержкой надзорного органа и протоколами измерений, выполненными центром гигиены и эпидемиологии (ст. 42 Закона о санитарном благополучии, п.1.4 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07).
Для этого нужно направить в ведомство заявление в произвольной форме, в котором описать ситуацию и попросить о замерах шума и о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении санитарно-эпидемиологических требований.
Важный момент: Роспотребнадзор может и не прийти с замерами в жилое помещение, если автор жалобы не прописан по адресу замера или не является собственником этого жилья, или, на худой конец, не имеет нотариальной доверенности от собственника или прописанных в помещении граждан (п. 1.19 Указаний по контролю шума МУК 4.3.2194-07).
Если выяснится, что шум превышает предельные уровни, то:
— Роспотребнадзор составит протокол о соответствующем правонарушении в отношении лиц, которые ответственны за шум, а впоследствии и накажет,
— Роспотребнадзор вынесет предписание этим лицам об устранении нарушений (п. 2 ст. 50 Закона о санитарном благополучии). Другими словами, обяжет их принять меры к тому, чтобы, как минимум, шум стал тише. Предписание должно быть исполнено не позднее указанного в нем срока (но, конечно, не тотчас).
Кто так строит? Ну кто так строит?!
«Лишний» шум от стройки грозит застройщику (техзаказчику, подрядчику) штрафом по ст. 9.4 КоАП РФ: обычно стройнадзор ссылается на нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 24 Техрегламента о безопасности зданий и сооружений, п. 6.3 Свода правил СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003. Защита от шума» (устанавливает максимальный уровень звука для территорий, прилегающих к жилым домам, в 70 и 60 дБА днем и ночью, соответственно).
Кроме того, в субъектах РФ могут быть свои особенные наказания именно за превышение «ночных» санитарных норм шума при строительстве: где-то это прямо предусмотрено региональными Кодексами и законами (см., например, ст. 4.46 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях), а где-то через нормы о нарушении местных правил благоустройства, которые и запрещают строительную возню по ночам (см., например, ст. 4.1 Закона Ставропольского края «Об административных правонарушениях» и п. 10.11.8 Правил благоустройства г. Ессентуки).
Как быть, если покоя нет из-за соседей сверху: отчетливо слышны шарканье тапок, скрип дверей, топот детских ножек, звон кастрюль и даже телереклама?
Увы, в этом случае оптимальнее всего сосредоточиться на дополнительной шумоизоляции собственной квартиры. Посудите сами:
— по ночам соседи не поют, не кричат, не сверлят стену, не двигают мебель, не играют на тромбоне? Состава правонарушения по региональному закону, скорее всего, нет, а доказать обратное не удастся;
— замерить уровень шума тоже нельзя, потому что Указания по контролю шума запрещают проводить измерения в отношении шума, обусловленного обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений (абз 6 п. 1.19). Но даже если удастся вызвать специалиста с шумомером, то едва ли шум от обычных повседневных забот, даже связанных с маленькими детьми, будет превышать санитарные нормы. При таких обстоятельствах ни на судебную, ни на административную защиту тишины рассчитывать не стоит (см., например, апелляционное определение Суда ХМАО от 26.04.2016 по делу N 33-2844/2016).
Если судебная экспертиза выявит нарушение строительных правил и норм, то суд обяжет соседей переделать пол (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Мосгорсуда от 20.07.2017 по делу N 33-27940/2017, Кемеровского облсуда от 02.02.2017 по делу N 33-281/2017, ВС Республики Башкортостан от 07.04.2015 по делу N 33-1982/2015). Однако готовьтесь к длительной судебной тяжбе и расходам: скорее всего, потребуется экспертиза, и даже не одна.
Но если перепланировка оказалась законной, если экспертиза не выявит дефектов пола у соседей сверху, то в иске будет отказано (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Мосгорсуда от 22.01.2018 по делу N 33-1122/2018 и от 30.09.2016 N 33-23941/16, Красноярского крайсуда от 13.02.2017 по делу N 33-1748/2017, Кемеровского облсуда от 29.10.2015 по делу N 33-11318/2015, Суда ЕАО от 25.06.2014 по делу N 33-284/2014).
Не менее сложная ситуация с кондиционером или вентилятором, которыми пользуются соседи : если шум от него превышает санитарные нормы, то можно добиться демонтажа этой техники. Ведь
— жилые помещения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям по уровням шума (ч. 1 ст. 23 Закона о санитарном благополучии),
— соблюдать требования санитарного законодательства обязаны не только ИП и организации, но и обычные граждане (ст. 10 Закона о санитарном благополучии), которым, кстати, прямо запрещены всякие действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду обитания (там же),
Однако если соседи отказываются добровольно снять сплит-систему, то предстоит длительная и тяжелая судебная тяжба (см. апелляционные определения СК по гражданским делам Суда ХМАО от 16.02.2016 по делу N 33-796/2016, Санкт-Петербургского горсуда от 25.02.2014 по делу N 2-1265/2013, Алтайского краевого суда от 08.10.2014 по делу N 33-8256/2014, решения Таганрогского горсуда от 13.12.2017 по делу N 2-4914/2017, Альметьевского горсуда от 29.08.2012 по делу N 2-2472).
Потерпевший, не терпи!
Однако для суда это очевидно не всегда, и он часто отказывает таким беднягам в праве участвовать в деле, и, например, обжаловать слишком мягкое наказание ночным крикунам. Если именно так и происходит, рекомендуем ссылаться на постановление Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 31-АД18-11: в нем ВС РФ прямо называет потерпевшими от правонарушения тех граждан, которые жаловались в полицию шум, о чем есть запись в полицейской Книге учета сообщений о происшествиях. А во время звонка в полицию обязательно укажите, что действиями дебоширов нарушены Ваши права, а не одна лишь норма закона.
эксперт компании «Гарант»
*(3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10
*(4) Правила пользования жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25)
О контроле воздействия шума на условия проживания
Гигиенические требования к уровню шума в жилых помещениях и на территории жилой застройки установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Допустимые уровни эквивалентного шума в жилых помещениях в дневное время суток составляют – 40 дБА, в ночное – 30 дБА.
Следует отметить, что требования действующего законодательства не предусматривают проведение замеров шума, обусловленного поведением людей. Так, в соответствии с МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях» процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется в отношении шума от работы звуковоспроизводящей аппаратуры, применения пиротехнических средств, выполнения гражданами каких-либо бытовых работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, от резкого закрытия дверей при отсутствии доводчика, игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения. Кроме того, в этот перечень входит подача звуковых сигналов и срабатывание звуковой охранной и аварийной сигнализации, проведение аварийно-спасательных и ремонтных работ, работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также проведение спортивных мероприятий.
Результаты надзора показывают, что причинами повышенного уровня шума может служить ненадлежащий контроль эксплуатирующих организаций за оборудованием в жилых домах, деятельность предприятий, системы вентиляции в нежилых помещениях, автотранспорт и др., а также недостаточное проведение шумозащитных мероприятий.
За 9 месяцев 2020 года в Управление Роспотребнадзора по Тульской области поступило 89 обращений граждан о наличии шума, обусловленного воздействием предприятий торговли и общественного питания и инженерного оборудования (крышные котельные, лифтовое и насосное оборудование в жилых домах и др.) и в 12,3 % измерений уровней шума факты не соответствия допустимым нормативам подтвердились. За выявленные нарушения санитарных правил в отношении ответственных лиц было возбуждено 14 дел об административном правонарушении и выдано 8 предостережений об устранении нарушений обязательных требований.