Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

Что делать дольщику, если он потерял ДДУ

Договор ДДУ – основной документ, который имеется у участника долевого проекта, и дает ему основания требовать с застройщика свою квартиру после того, как объект будет достроен и сдан. Однако в жизни случается всякое, и не исключено, что договор может потеряться.

Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть картинку Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Картинка про Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть картинку Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Картинка про Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

Содержание

Конечно, ситуация малоприятная, но от этого никто не застрахован. Вполне возможно, что он просто лежит где-нибудь на полке среди других документов и в скором времени найдется, но может быть и такое, что договор действительно был где-нибудь случайно забыт или потерялся при переезде. Возможно ли восстановить документ, если дольщик потерял договор долевого участия, что делать и куда обращаться в этом случае?

Вариант первый – обратиться в строительную компанию

Стоит сразу сказать, что утеря договора долевого участия в строительстве – далеко не редкость. Они теряются также часто, как и другие важные документы. Конечно, многие граждане начинают в этом случае паниковать, ведь ДДУ – несомненно, важный документ, обладающий юридической силой, который дает дольщику право требовать с застройщика свою квартиру. Но в этом случае не все так плохо, как кажется на первый взгляд, восстановить утерянный ДДУ возможно, причем несколькими способами.

Самый простой из них – обратиться к застройщику с просьбой, отдать свой экземпляр вам, а себе сделать дубликат. Но далеко не факт, что в строительной компании пойдут вам навстречу, застройщик совсем не обязан этого делать. Если застройщик откажется выдать документ дольщику, который потерял ДДУ, что делать тогда? Если вам не удалось договориться, тоже не стоит особо расстраиваться. Договор можно восстанавливать по-другому.

Вариант второй – обратиться в регистрирующий орган

Договор ДДУ проходит обязательную регистрацию в Росреестре. Без этой процедуры он считается незаключенным и не имеет никакой юридической силы. По действующему законодательству эту процедуру может произвести как сам дольщик, так и застройщик. Обычно строительная фирма не привлекает дольщиков и сама проходит все этапы госрегистрации договоров. Как правило, застройщик не регистрирует по одному договору, а подает в госорган сразу пакет документов.

Как восстановить потерянный договор долевого участия в строительстве? Для этого необходимо проследить весь его путь прохождения регистрации. Сначала поинтересуйтесь у застройщика: не забыл ли он отнести его в регистрирующий орган? Вполне возможно, что вы просто не помните, был ли вам выдан документ. Если документ все-таки прошел регистрацию и был выдан вам на руки, а затем утерян, обратитесь в Росреестр, где вам должны выдать дубликат ДДУ.

Вариант третий – многофункциональный центр

Сегодня большую часть работы с первичными документами выполняют многофункциональные центры, которые имеются практически в каждом районе города. Они обслуживают всех граждан вне зависимости от их мета проживания. Работают они практически без очередей, обслуживание идет быстро, кроме того, режим работы МФЦ очень удобный.

Все вопросы по восстановлению ваших документов вы можете задать профессионалам юридической компании «Хелп Консалтинг». Мы поможем без проблем, очень быстро и без вашего участия восстановить ДДУ, а также решим любые другие проблемы, кающиеся участия в долевом проекте. Как с нами связаться для получения юридических услуг, вы узнаете, если посетите страницу «Контакты», где вы сможете найти все наши данные.

Источник

Как владельцу восстановить потерянные документы на квартиру

Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть картинку Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Картинка про Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

Какие документы на квартиру нужны обязательно; где следует восстанавливать документы на право собственности жилища; как документально подтвердить владение квартирой без подлинников; где можно получить дубликаты технического и кадастрового паспортов

Оглавление

Жизненные причины утраты документов по недвижимости различны – они могут испортиться при пожаре, при затоплении «сверху», их могут разрисовать или порвать дети. Случается, что документы на квартиру крадут. Кстати, чаще этим занимаются родственники и знакомые, реже – грабители. Но, чтобы не произошло, бумаги по жилплощади нужно обязательно восстанавливать. Расскажем о «квартирных» документах и порядке их восстановления.

Какие документы на жилье необходимы собственнику

На каждую квартиру (дом) бывают три вида документации:

Если, к примеру, произошла утрата правоустанавливающих и правоподтверждающих документов по квартире, то первым делом следует восстанавливать правоустанавливающие материалы (договор купли-продажи, акт приватизации и т.п.).

Без обоснования права собственности запрашивать правоподтверждение можно лишь в Росреестре (выписка ЕГРН), тогда как при необходимости восстановления свидетельства о госрегистрации права (т.е. право собственности оформлялось до 1998 г.) через БТИ или нотариуса основание права собственности потребуется подтверждать документально (как минимум, копиями утраченных документов).

Порядок восстановления правоустанавливающих документов на жилье

Для получения законных дубликатов утраченных документов, определяющих право владения собственником данной недвижимость, следует обратиться в учреждения, прежде оформлявшие (регистрировавшие) эти документы.

Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть картинку Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Картинка про Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

Свидетельство о приватизации. Обратиться за копией данного свидетельства необходимо в местный жилдепартамент или МФЦ. Этот документ выдается только действительному собственнику жилища, либо его наследнику по предъявлении свидетельства о смерти прежнего собственника (в последней ситуации понадобится также запрос нотариуса, ведущего наследное дело, и завещание). В случае перемены имени собственника потребуется сопроводить заявление на дубликат следующими свидетельствами: о перемене имени; о заключении брака; о рождении; о расторжении брака.

Наибольшая длительность оформления дубликата приватизационного свидетельства – 30 календарных дней (обычно 15 дней). Эта услуга оказывается муниципалитетами бесплатно.

Договор купли-продажи, мены, долевого участия, дарения, ренты. Если сделка происходила ранее 31.01.1998-го, то обращаться за дубликатом договора, обосновывающего право собственника владеть недвижимостью, следует в БТИ, в городском архиве, либо в конторе оформлявшего сделку нотариуса. В случае закрытия прежде существовавшей нотариальной конторы необходимо выяснить местонахождение нотариального архива в региональной Нотариальной палате и запросить дубликат там. Стоимость дубликата будет от 3000 руб., срок подготовки копии не регламентирован (Нотариальная палата – не госструктура, а НКО).

При совершении сделки после даты образования Росреестра (т.е. с февраля 1998 г.) получить копию исполненного договора по приобретению жилья можно в архиве Росреестра, обратившись в филиал госрегистратора или в МФЦ. Этот вариант подходит также для получения копий договоров по недвижимости, выполненных в простой письменной форме (такой формат сделок «без нотариуса» действителен с 2006 г.). Срок исполнения – 30 дней (максимально). Стоимость запроса бумажной копии в Росреестре и в МФЦ – 680 руб.

Если возможно найти второго участника сделки (прежнего владельца жилья), то проще попросить его изготовить нотариально заверенную копию по своему экземпляру с оплатой расходов текущим собственником, утратившим свои правоустанавливающие документы.

Судебное решение. При приобретении прав на жилище по решению арбитражного суда потерянный экземпляр судебного решения можно запросить у судебного архива. Правом обращения за копией решения обладают лишь участники судебного процесса, сторонним лицам ее не дадут. Получение копии судебного решения о правообладателе недвижимости происходит бесплатно.

Восстановление правоподтверждающих документов по недвижимости

Получить дубликат регистрационного свидетельства, подтверждающего право собственника на квартиру – невозможно. Госрегистрация сделок по недвижимости с 2016 года выполняется только в Едином госреестре недвижимости, известном под аббревиатурой ЕГРН.

Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть картинку Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Картинка про Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

В филиал Росреестра возможно обратиться лишь за ЕГРН-выпиской, идентифицировав себя (данные паспорта), оплатив пошлину и заявив потребность в ее электронном (госпошлина 290 руб.) или бумажном формате (госпошлина 460 руб.), в обоих вариантах наибольший срок готовности – 3 дня (филиал Росреестра) или 5 дней (МФЦ).

Кстати, если нет уверенности, какая госслужба оформляла правоустанавливающие документы на объект недвижимости – можно запросить выписку ЕГРН, где указывается основание регистрации собственности на жилье и указано наименование организации, выдавшей этот документ.

Заметим, что без необходимости восстановление правоподтверждающего документа – выписки из Единого госреестра недвижимости – не нужно. А «необходимостью» для такой выписки служит лишь подготовка сделки с квартирой (продажа, мена и т.п.). Впрок брать ЕГРН-выписку бесполезно, поскольку госслужбы не принимают правоподтверждающую документацию, выпущенную более месяца назад (т.е. срок «годности» такой выписки – месяц).

О восстановлении технических документов на квартиру

Повседневной необходимости в техдокументах на жилплощадь не существует. Потребность в них возникает при продаже, оформлении ипотеки (имеющаяся квартира как объект банковского залога) или при судебных тяжбах (к примеру, имущественные конфликты долевых собственников, наследников и т.п.).

Обратиться за дубликатом утраченного кадастрового паспорта невозможно, поскольку документацию этого формата БТИ не выдает с 2017 года. Впрочем, необходимые кадастровые данные имеются в ЕГРН-выписке и запрашивать следует именно ее.

Что касается технического паспорта жилища, то его не выпускают с 2013 года. Из регионального архива Кадастровой палаты собственник недвижимости, утративший ее техпаспорт, может получить лишь технический план квартиры (которого, впрочем, для уточнения пространственного положения, состава объекта и расположение его помещений вполне достаточно).

Обратите внимание: при поддержке риэлторов нашей ассоциации ведущих сопровождение сделок с недвижимостью вы сможете значительно сэкономить время на сборе потерянной (утраченной) документации по недвижимости.

Вопрос-ответ (8)

здравствуйте.
у меня возникла проблема о вступлении в наследство.есть завещание и я первое лицо по законну(единственный сын) после смерти отца документы на квартиру выкрали а без них не вступить в наследство(так говорит натариус Горошек.О.В. который ведет наследственное дело) как быть и где их можно востановить?

Если вы говорите, что квартира государственная, значит, до сих пор не приватизирована? О каком договоре идет речь? О договоре социального найма, видимо?
Если это так, поинтересуйтесь сначала в ЕРКЦ (или управляющей компании, в бухгалтерии). Если квартира приватизирована, договор приватизации и его регистрация возможно, проводилась в БТИ.

Добрый день! Недавно понадобились документы на собственность. Они хранятся у бывшего мужа. У нас общедолевая. Упёрся, не даёт и все,причины, понятны только ему.Хотелось бы уточнить, могу я для себя сделать дубликат. Я замуж вышла, сменила фамилию.

дубликат на свою долю вероятно можете.

Добрый день. Потеряны документы купли-продажи на квартиру. Для восстановления требуют номер договора. Не сможете помочь?

если утеряны все документы на квартиру (заключался договор купли-продажи). Точный год совершения сделки не известен, нотариуса тоже вспомнить не могут. Известен только кадастровый номер квартиры.Куда обратиться за восстановлением хотя бы договора? (в МФЦ ответили, что им нужен номер договора.. иначе они найти не могут)

1.Напишите кадастровый номер квартиры на почту om2005@yandex.ru. Попробуем узнать, есть ли инф в росРеестре.
2. Если купля-продажа до 1998 года,квартира должна быть зарегистрирована в БТИ, и договор в БТИ поставлен на учет и там имеется копия. Обратитесь в БТИ, отдел учета и регистрации недвижимости, по своему ФИО и адресу квартиры.

как восстановить договор на квартиру.

Задать вопрос

Ваш вопрос принят. Мы постараемся ответить на него в ближайшее время.

Ошибка при отправке вопроса. Попробуйте отправить еще раз.

Источник

Как восстановить документы на квартиру?

Что делать, если вы потеряли документы на квартиру? Куда обращаться и как их восстановить?

Какие документы должны быть у собственника квартиры?

Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть картинку Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Картинка про Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

При совершении любых действий с квартирой (продажа, сдача в аренду, оформление прописки) потребуются документы, которые подтверждают ваше право собственности и содержат технические характеристики квартиры. К их числу относятся:

Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть картинку Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Картинка про Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

Что делать, если документы на квартиру украдены?

В таком случае необходимо обратиться в полицию с заявлением о краже. После этого следует подать заявление об утере документов в территориальное подразделение Росреестра (если стали собственником после ) или в районное бюро технической инвентаризации (если право собственности возникло до ). В заявлении рекомендуется указать, что вы запрещаете любые действия с собственностью или документами без вашего личного присутствия.

Какие документы нужно восстановить в первую очередь?

Как восстановить договор купли-продажи квартиры?

Восстановить договор квартиры или дарения можно различными способами в зависимости от обстоятельств, при которых вы приобрели квартиру.

Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть картинку Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Картинка про Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

Способ 1. Связаться с продавцом или дарителем

В некоторых ситуациях наиболее простым способом будет обращение к человеку или организации, которые продали вам недвижимость, и сделать нотариально заверенную копию с их экземпляра.

Способ 2. Обратиться к нотариусу

Если сделка оформлялась с участием нотариуса и по причинам нет возможности связаться со второй стороной, копию документа можно получить в нотариальной конторе.

Способ 3. Обратиться в Росреестр

Договоры или дарения всегда составляются в трех экземплярах, один из которых отправляется на хранение в Росреестр. Чтобы получить официальную копию с этого экземпляра, можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра. Также это можно сделать через МФЦ по месту жительства.

Способ 4. Обратиться в БТИ

Как восстановить свидетельство о праве на наследство?

Чтобы восстановить свидетельство о праве наследования, нужно обратиться к нотариусу, который вел наследственное дело.

Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть картинку Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Картинка про Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

Что делать, если утрачены судебные акты?

Если вы потеряли судебный акт, по которому квартира перешла в собственность, нужно обратиться с письменным заявлением в суд, который вынес решение.

Как восстановить свидетельство о праве собственности на квартиру?

Выдача свидетельств о праве собственности на квартиру прекращена с июля 2016 года. Вместо этого документа теперь используется выписка из ЕГРН. Для того, чтобы получить выписку, нужно обратиться в территориальное подразделение Росреестра, МФЦ по месту жительства или подать через портал «Госуслуги».

С 2017 года выдача кадастровых паспортов прекращена. Данный документ содержал информацию об объекте недвижимости (площадь, этажность, назначение, кадастровый номер и др). Теперь все эти сведения содержатся в выписке из ЕГРН.

Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Смотреть картинку Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Картинка про Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц. Фото Как восстановить договор долевого участия на квартиру в мфц

Как избежать потери документов?

Для того, чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с потерей документов, рекомендуется сделать нотариально заверенные копии наиболее важных из них и хранить их отдельно от оригиналов.

Источник

Как восстановить ДДУ, если документ пропал

Для участника долевого строительства основным документом, удостоверяющим права, является сам договор долевого участия в строительстве (ДДУ).

Зарегистрированный Росреестром ДДУ, удостоверяет право участника требовать от застройщика передачи объекта строительства, согласно условиям договора. Естественно никто не аннулирует сделку из-за потери документов, но договор в любом случае нужно найти. Как восстановить ДДУ?

Оглавление:

Где может быть ДДУ

Потеря документов всегда неприятна. Сам факт пропажи уже доставляет много хлопот, и когда поиски подходят к концу, на повестке дня встает совершенно иной вопрос: как восстановить договор ДДУ?

Хорошая новость – есть сразу несколько способов восстановить утраченный договор.

Если ДДУ потерян, участник может обратиться в:

Договор долевого участия подписывается сторонами в нескольких экземплярах, поэтому при потере одного из них, всегда есть возможность получить копию с оригинала.

Если потерян ДДУ, поиски документа не стоит откладывать или игнорировать вовсе. По сути, это договор, удостоверяющий право на недвижимость, пусть это определение и притянуто, но смысл остается.

Что делать, если потерян ДДУ:

Если ни одним из вышеуказанных способов восстановление ДДУ невозможно, наша юридическая компания ДДУ Плюс предлагает свою помощь в сложившейся ситуации.

Как восстановить ДДУ через строительную компанию

Чаще всего, как только участник осознает, что потерял ДДУ, он обращается за помощью к застройщику. И это правильно. Конечно у строительной компании есть оригинал договора. А сколько вообще экземпляров ДДУ?

Всего стороны должны подписать и зарегистрировать три экземпляра ДДУ, т.е. по одному для каждой из сторон сделки. Один остается в Росреестре после регистрации, второй для участника, третий для строительной компании.

Если потерял договор ДДУ, участник может запросить у застройщика копию. При этом, строительная компания вполне может отказаться выдать оригинал договора, имеет на это право. Поэтому здесь все зависит от принятых в компании норм общения с клиентами.

Какой вариант в этом случае наиболее подходящий для двух сторон:

Этот вариант оптимальный, т.к. заверенная нотариусом дубликат договора долевого участия имеет равную с оригиналом юридическую силу.

Как восстановить договор долевого участия самостоятельно и без застройщика? К счастью, есть способы, которые помогут участнику восстановить ДДУ, не прибегая к помощи строительной компании. Хотя в 90% случаев застройщики идут навстречу и предоставляют оригинал ДДУ.

Как восстановить ДДУ через Росреестр или МФЦ

Если утерян ДДУ, а застройщик отказался предоставить оригинал договора, то у участника остается еще пара способов восстановления документа.

Договор долевого участия в строительстве обязательно проходит государственную регистрацию в Росреестре. Эта обязанность закреплена законом и обойти ее невозможно, да и незачем. Государственная регистрация ДДУ дает дополнительные гарантии участнику.

Регистрация ДДУ в Росреестре:

Наша компания оказывает юридические услуги всему частникам долевого строительства как на этапе подготовки к совершению сделки, так и в решении конкретных вопросов. Мы проводим независимую экспертизу документов застройщика, его финансового положения, чтобы вы могли быть уверены в надежности заключенной сделки.

Также мы занимаемся взысканием задолженности, вытекающей из разных типов обязательств, например по договору аренды, лизинга, договору подряда РФ.

Итак, на регистрацию подается, как уже выяснилось, три экземпляра договора, один из которых остается у регистратора.

Дубликат ДДУ из Росреестра приравнивается к оригиналу договора.

Аналогично можно восстановить ДДУ через МФЦ. МФЦ является связующим звеном между гражданами юридическими лицами и государственными органами. В МФЦ можно зарегистрировать сделку, получить выписки и документы. В том числе можно обратиться, если утерян договор ДДУ.

Одна особенность: если участник сделки потерял договор ДДУ, то в МФЦ есть смысл обращаться только когда ДДУ уже прошел процедуру регистрации. МФЦ запрашивает информацию у регистрирующего органа, поэтому намного быстрее сделать запрос сразу в Росреестре.

А что делать, если потерян ДДУ, не прошедший государственную регистрацию? В этом случае такой договор не имеет юридической силы. Даже если участник каким-то образом сумел потерять подписанный экземпляр, всегда можно распечатать еще одну копию и подписать ее у застройщика.

Крайне редко ДДУ теряется на этапе регистрации. Что поделаешь, через регистратора ежедневно проходит сотни и тысячи сделок, поэтому человеческий фактор никто не исключает. В этом случае важно мониторить срок регистрации, и если в назначенный день информации о ДДУ в реестре нет, то необходимо срочно обратиться в Росреестр. Важно узнать, почему документ не прошел регистрацию. Возможно ДДУ не потеряли, а регистрацию отклонили из-за ошибки в пакете документов или самом договоре.

Наш адвокат арбитражный помогает участникам оспаривать условия ДДУ в суде, поэтому главный совет, который мы даем всем участникам долевого строительства: внимательно изучайте условия ДДУ, перед тем, как подписать договор.

Чем грозит потеря договора

ДДУ – основа сделки. Многие участники заключают договор, понимая, что получат квартиру только через 3-4 года. За это время договор, естественно может потеряться. Что будет, если утерян договор долевого участия, чем грозит пропажа ДДУ?

С одной стороны может показаться, что договор не обязательно восстанавливать, ведь он уже зарегистрирован и не пригодится. Но, это не так.

ДДУ обязательно понадобится если:

Так или иначе, если утерян договор долевого строительства, его нужно искать или восстанавливать. Восстановить ДДУ можно в виде нотариально заверенной копии или дубликата из Росреестра.

Источник

Как я через суд получил право собственности на квартиру в новостройке

Путешествие читателя Т⁠—⁠Ж в бюрократический ад

Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Застройщик моего ЖК не поставил дом и квартиры в нем на кадастровый учет.

Дом был введен в эксплуатацию частично — жилая часть без коммерческой недвижимости на первых двух этажах. Я не знал, что такое бывает, и не знал, чем это может обернуться.

Дом построен, и в нем можно жить, но ни прописаться, ни продать квартиру после подписания акта приема-передачи жильцы не могут. Невозможно зарегистрировать право собственности на квартиру в доме, который не поставлен на кадастровый учет и введен в эксплуатацию не полностью.

С чего все начиналось

Мы покупали квартиру на этапе строительства в 2015 году. Сдача по ДДУ планировалась на лето 2016 года. Но потом сроки постоянно смещались, и строительство затягивалось. Как оказалось, у некоторых дольщиков по договору дата сдачи стояла и вовсе на начало 2016 года, а у кого-то даже раньше. Люди начали подавать в суд, чтобы получить с застройщика неустойку за просрочку сроков сдачи. Кто-то успел вернуть свои деньги, но жильцы, которые получили исполнительные листы в 2017 году, столкнулись с тем, что на счете застройщика не было денег. Такой пришел ответ из банка.

В этот момент стало понятно, что дела идут не очень хорошо. Впоследствии застройщик обвинял дольщиков в том, что из-за большого количества исков с его счета снимаются деньги и поэтому строительство затянется еще сильнее. Потом в компании заявили, что иски дольщиков провоцируют банкротство.

В итоге застройщик сказал, что у него нет денег, чтобы достроить нежилые помещения на первом и втором этажах, а пока они не будут достроены, дом не поставят на кадастровый учет. На этом моменте стало окончательно понятно, что ничего они не собираются делать. Из-за просрочки в постройке дома переезд пришлось отложить на год — приходилось снимать квартиру и одновременно гасить ипотеку, что в планы не входило и повлекло дополнительные расходы.

Когда все уже поняли, что застройщик собирается банкротиться, а не достраивать дом и ставить его на кадастровый учет, в группе жильцов в «Вотсапе» появились сообщения о том, что в случае банкротства наши квартиры могут отобрать. Даже те, что уже приняты по акту приемки. Поэтому нужно торопиться с получением права собственности через суд. Все обращения в прокуратуру и городские власти заканчивались отписками типа «дом будет поставлен на учет, когда будет достроен» и «обращайтесь в суд, если вам нужно срочно право собственности».

Как победить выгорание

Почему я не стал прибегать к услугам юристов

В чате жильцов то и дело возникали предложения от юристов, которые были готовы заняться подготовкой документов в суд и ведением дела. Стоимость услуг юристов начиналась от 20—30 тысяч рублей на человека. При этом все документы нужно было собирать самому.

Суд по вопросам жилья — дело довольно затратное как по времени, так и по финансам. Нужно собрать справки и документы — чаще всего за все это надо платить, а также уплатить госпошлину в суд. Она рассчитывается исходя из стоимости квартиры на сайте суда. Я выбирал пункт «Подача искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке».

Как-то раз в чате жильцов дома сосед написал, что сам занимался судебными делами, ходил на суд, выиграл его и зарегистрировал право собственности, и если есть вопросы, он может подсказать, как это все осуществить без участия юристов. Я решил попробовать пройти этот путь, раз другие смогли. И заодно сэкономить.

Я скринил все важные сообщения в чате, связанные с судами и документами, потом составил список действий, которые мне нужно делать. Это очень облегчило дальнейшие шаги.

Подготовка документов

Для подачи иска в суд нужно было собрать кучу документов. Больше всего я боялся, что, например, суд отклонит иск из-за ошибок. И госпошлину придется платить заново.

Я снял копии документов и именно их направлял в суд — кроме копий, заверенных печатью застройщика. Как потом выяснилось на встрече с судьей, она сама заверяет копии после того, как ей предоставят оригиналы. Так даже лучше: если что-то вдруг потеряется, оригиналы останутся у вас. Тем более документы, которые я приложил к иску, подшиваются в дело и уже не возвращаются.

Мне нужно было доказать при помощи документов, что я пользуюсь квартирой, заплатил за нее и все такое.

Исковое заявление. Всего сделал пять экземпляров: один иск в суд, два для застройщика, два для Росреестра, можно еще для себя один распечатать. Застройщик и Росреестр забирают один экземпляр заявления себе, а на другом ставят отметку о вручении и возвращают. Дальше я отправляю документы с отметкой в суд.

Копии документов. Либо заверенные печатью и подписью застройщика, либо просто копии, которые потом заверяет судья при предъявлении оригиналов. Вот какие документы нужны:

Копии документов, заверенные застройщиком. К ним относятся:

Составление иска и сбор недостающих документов

Один из соседей прислал мне на почту свой иск в вордовском формате, пояснил некоторые моменты и сказал, что в случае вопросов можно к нему обращаться. Я взял его файл и исправил данные на свои. Но этот человек покупал квартиру по ДДУ, а не по договору уступки, как я. Поэтому я решил, что в иске надо это тоже указать. Я вспомнил, что у меня уже есть иск, который мы подавали, когда взыскивали с застройщика за просрочку сдачи квартиры, и переписал оттуда абзац с отсылками на договор уступки.

Как сказал сосед, на какие документы ссылаемся в тексте иска, те документы и предоставляем. Частично текст иска повторял содержание договора долевого участия в строительстве и договора уступки. В иске я указал причины, по которым не могу оформить собственность, и попросил признать за мной право на это, а также взыскать с застройщика уплаченную госпошлину, которую выплачивать мне никто, конечно, не будет.

Далее мне нужно было получить документы, которых у меня еще не было:

Спустя три дня мне сообщили, что документы готовы. Думал, что будет дольше, как это обычно бывает.

Отказ в регистрации. От соседей я узнал, что для подачи материалов в МФЦ нужно получить документы от застройщика: письмо о невозможности поставить дом на учет, акт ввода в эксплуатацию, акт о присвоении адреса, уведомление об уступке, разрешение на строительство, акт приемки, копию ДДУ. Я заранее позвонил в офис строительной компании, мне подготовили документы, и я их забрал.

Итак, я подготовил документы для похода в МФЦ:

Заверенные застройщиком копии:

У меня взяли только оригиналы договора уступки и акта приемки. По поводу остальных документов сказали, что они понадобятся, только когда будет решение суда и технический план на компакт-диске.

Через неделю я забрал выписку. В ней было сказано: «Сведения о запрашиваемом объекте отсутствуют». Дальше я решил доделать иск, подписать его, отнести застройщику и отправить документы в суд. В это время уже появились первые сообщения о надвигающемся карантине.

Приостановка из-за пандемии

Затем начались события, связанные с пандемией, поэтому суд не работал. В общем, я тормознул процесс, потому что не понимал, когда можно будет нормально перемещаться по городу и вообще что будет дальше.

В середине мая режим самоизоляции смягчился, число заболевших начало уменьшаться. Я сходил в МФЦ, где мне вернули мои документы вместе с отказом в регистрации. Сначала дело приостановили: давали время на устранение недочетов. Если их все-таки не исправляют, то через два месяца происходит отказ и документы возвращают. Соответственно, теряете деньги за госпошлину.

Я испугался и подумал, что все-таки что-то сделал неверно. Но вскоре мне позвонил помощник судьи и сказал, что в деле не хватает еще одного экземпляра иска с отметкой о вручении, которую должен был поставить Росреестр, так как это тоже участник процесса в качестве третьего лица.

Собеседование перед заседанием. Через несколько дней статус моего обращения на сайте суда обновился, он гласил: «Иск принят к производству». Затем поменялся на «Подготовка дела (собеседование)». Мне прислали смс, где меня вызывали в суд в качестве истца. Я подумал, что это уже заседание, но это была ознакомительная встреча.

В середине июля я явился в суд. Охрана измерила температуру, проверила смс, записала данные, проконтролировала, чтобы я надел маску, и я пошел в кабинет. Там на двери висел распечатанный список дел, назначенных на эту дату. Я сообщил секретарю, по какому я делу, дождался, когда меня пригласят, и зашел к судье.

День суда

Накануне мне позвонила помощница судьи, чтобы сообщить, что в назначенный день заседания не будет. Судья ушла то ли на больничный, то ли в отпуск, я так и не понял. Через неделю мне позвонили и сказали, что заседание перенесли еще на полтора месяца.

Особой радости по этому поводу у меня не было. Я осознавал, что пройден еще один этап, но дело не закончено, так как мне предстояло сдать документы в МФЦ и получить выписку. Я не спешил радоваться, потому что был уже научен опытом и понимал: выигранный суд не гарантирует, что вы получите то, что нужно.

Так, например, я радовался после выигранного дела о просрочке сроков сдачи. Сумма была чуть больше 300 тысяч рублей, из которых я не получил ничего, так как у застройщика был пустой счет. Потом я отнес исполнительный лист судебным приставам, которые должны были найти возможность что-то взыскать с застройщика, но они лишь изредка присылали мне письма о том, что есть у компании. Например, у них есть какой-то станок, который весит 300 кг, и я должен был каким-то образом его реализовать, чтобы компенсировать часть денег. Помимо прочего, станок еще нужно было сначала выкупить у приставов или заплатить какую-то пошлину, но я бы все равно не стал этим заниматься. Что мне делать с этими станками? Как их перевозить, хранить, продавать? Вдруг они вообще сломанные, да и сколько они на самом деле стоят, я понятия не имею.

После заседания судья сказала, что теперь я должен дождаться вступления решения суда в законную силу, что обычно происходит в течение месяца. Затем нужно заказать три экземпляра решения с отметкой о вступлении в силу и идти с ними в МФЦ подавать заявление на регистрацию прав.

Регистрация права собственности на основании решения суда

Прошел ровно месяц с момента заседания. Я отправил через ГАС «Правосудие» заявку на выдачу экземпляров решения суда, ведь все по той же причине — из-за коронавируса — прийти в суд за копиями было нельзя. Через две недели я получил письмо: три экземпляра решения суда с отметкой о вступлении в законную силу.

Теперь мне нужно было получить технический план на диске, а уже после — вновь подавать документы в МФЦ на регистрацию права собственности.

Технический план. Я начал поиск кадастрового инженера. Из обсуждений в чате жильцов я узнал, что у Росреестра изменилась программа и с 2019 года нельзя поставить на учет квартиру отдельно от всего здания. Причина: невозможно создать технический план без данных о кадастровом номере дома — программа не позволяет это сделать. В том же чате мне посоветовали кадастрового инженера, который уже сделал несколько подобных планов для жильцов дома, и у них все получилось.

Документы в МФЦ кое-как приняли. Проблема была именно из-за технического плана, но потом подошла другая сотрудница и помогла своим коллегам отправить документы. Пообещали, что через пару недель все будет готово. Еще минус 2100 Р на госпошлину.

Итоги

Наступил декабрь 2020 года. Мне позвонили из МФЦ и сообщили, что все можно забрать. Я не верил, что все нормально. Думал, что опять будет отказ из-за неверного техплана и все придется делать заново. А мне выдали выписку из реестра недвижимости, где были указаны сведения о собственнике — мои ФИО.

Итого на получение права собственности ушел почти год. Можно было, конечно, справиться и быстрее, если бы не было карантина и переносов заседаний, а также если бы я не впадал в апатию в процессе бюрократических процедур. Но в итоге я брал себя в руки и продолжал. Теперь квартира полностью моя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *