Какая лексическая ошибка допущена в предложении рождество мы отмечали на даче у коллеги по работе
Убрать лишнее слово или устранить неполноту предложения : 1) Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе?
Убрать лишнее слово или устранить неполноту предложения : 1) Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.
2) Еще до прихода немцев Олег знал, что не смирится.
3) Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.
2) Еще до прихода немцев в городОлег знал, что не смирится с оккупацией.
3) Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их.
Чем похожи и чем различаются слова конь и слон?
Чем похожи и чем различаются слова конь и слон.
Убрать лишние слово : красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный?
Убрать лишние слово : красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.
Предложение со словом близнец белил?
Предложение со словом близнец белил.
Определи, чем похожи и чем различаются слова?
Определи, чем похожи и чем различаются слова.
Убрать одну букву чтобы получилось другое слово ложка?
Убрать одну букву чтобы получилось другое слово ложка.
12. Найдите в данных предложениях логически лишние слова, выпишите их?
12. Найдите в данных предложениях логически лишние слова, выпишите их.
При оформлении ответа укажите только номер предложения и выбранное слово.
Рождество я отмечал у коллеги по работе.
1. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
2. Разместите в газете объявление о свободных вакансиях.
3. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.
4. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку.
5. В речи он употребляет диалектные и областные слова.
6. Алексей мысленно подумал, что это конец.
Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология, плеоназм, речевая недостаточность)?
Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология, плеоназм, речевая недостаточность).
1. Все гости получили памятные сувениры.
2. Активисты активно участвуют в работе с молодёжью.
3. Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.
4. В огне пожара 1812 года погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения.
5. Рискуя, юноша вынес ребёнка из огня.
6. Она плакала и не спешила вытирать свои слёзы.
7. В ледяной холод и стужу рабочие работают на стройке.
8. В Бородинской битве солдаты знали, за что сражаться, и это рождало в их сердцах уверенность.
9. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.
10. На первой странице нарисован рисунок, изображающий женщину с цветком.
11. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.
Составить сложное предложение со словом вынуждена смириться?
Составить сложное предложение со словом вынуждена смириться.
Пожалуйста, составьте схему предложения :
Упражнение 6. Речевая избыточность: плеоназмы и тавтология
1.А. Зачеркните логически лишнее слово.
1. Рождество я отмечал у коллеги по работе.
2. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
3. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
4. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.
5. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.
6. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.
7. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями.
8. В речи он употребляет диалектные и областные слова.
9. Алексей мысленно подумал, что это конец.
10. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
Б. Как называется вид речевых ошибок.
1.Тавтология. 2. Плеоназм. 3. Канцеляризм
Сколько всего было (сущ.)?
Привет, дорогая (имя подруги, например Соня)!
Как у тебя дела? Чем ты занимаешься? Мы с тобой так давно не виделись! Я очень соскучилась! Приезжай к нам в гости, мы все очень будем рады! У нас все хорошо! Соня, представляешь, наш друг (имя вашего общего друга, например Андрей) переехал в другой дом, к нему приехали брат и сестра на летние каникулы. Мы с ними подружились. К сожалению Андрей перешел в другую школу. Но ничего, мы с ним еще видимся и гуляем вместе в парке, ходим иногда в «Макдоналдс» с (имена еще нескольких подруг или друзей, например с Катькой, Олькой и Денисом) впятером. Я пишу тебе это письмо в 21:36 и мама уже говорит, чтоб я ложилась спать. Ну ладно Сонька, я пойду спать, и я понимаю, что ты живешь в Санкт-Петербурге, а я в Москве, но все равно мы ждем тебя в гости!
Пока, спокойной ночи!
С наступающим Новым годом!
С наилучшими пожеланиями, (и твое имя).
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Лексические нормы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Задание 20 ЕГЭ 2018 по русскому языку
Формулировка задания 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны. Ответ: ___________________________.
Лексические нормы русского литературного языка — это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.
№ Вид ошибки Примеры Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. 2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. 3. Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
№ Вид ошибки Примеры 4. Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. 6. Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
№ Вид ошибки Примеры 7. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства) 8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный 9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
№ Вид ошибки Примеры 10. Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. 11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Особенности лингвистического материала определили возможные варианты предъявления задания в экзаменационной работе. Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.
Вариант 1. Исключение Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. Ответ: ___________________.
Вариант 2. Замена Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого. Ответ: _________________.
Укажите в предложениях плеоназм и тавтологию: 5. Гостям города были вручены памятные сувениры. 6.На предприятии нет свободных вакансий. 7. В мае месяце прошлого года прошла научная конференция. 8. Архитекторы и проектировщики долго работали над проектом этого здания. 9. С искренней любовью изображает автор образ своей любимой героини. 10. Через неделю состоится первая премьера оперы. 11. Выпускники училища трудоустроены на работу.
Укажите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов 1. Сын его работал подпольщиком. 2. Нужно учиться строить предложения так, чтобы мысль была выражена полно, точно и благозвучно. 3. Надо было возводить разрушенное хозяйство. 4. В марте завод принял три десятка рабочих. 5. Дождливая осень. Без устали моросит мелкий дождь. 6. Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности 7. После войны произошёл Варшавский договор. 8. Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. 9. Единогласно все воскликнули: «Давно пора!»
Презентация «Культура речи (речевые ошибки)»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Культура речи (речевые ошибки)
Морфологическая норма связана с образованием и употреблением форм слов
«Изменение и употребление грамматических форм имен существительных» Тема:
Основные ошибки, связанные с употреблением существительных: категория одушевленности – неодушевленности; категория рода (несклоняемых существительных, сложносокращенных слов); категория числа; склонение
Повторим Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?
Запомни! Одушевленные существительные Р.п. мн.ч. = В.п. мн.ч. Пап Мышей Ребят Пап Мышей Ребят
Определите одушевленность существительных
Исправьте ошибки в предложениях. Зимой белка вытащит из дупла боровика и съест его. Почтальон не раз пытался отыскать адресат. Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей. Писатель решил ввести в повесть новый персонаж. Все смотрели на него как на призрака.
Род имен существительных. Трудные случаи определения рода.
Запомни Мужской род Женский род Средний род Рельс Кофе Тюль Шампунь Рояль Конферансье Пенальти Кенгуру пони Туфля Мозоль Вуаль Вермишель Плацкарта Манжета Бандероль Мадам Кольраби Какао Повидло Пальто Жюри Кашпо Кашне Кино Манго Шоссе
Определите род существительных. Допишите окончания имен прилагательных. Растворим… кофе Забавн… шимпанзе Талантлив… маэстро Бел… рояль Сух… мозоль Строг… жюри Грязн… манжет… Известн.. фамилия Интересн… кино Темн… вуаль
Самостоятельная работа Проверьте себя Смешной конферансье, красивая леди, уютное кафе, теплое пальто, хорошее ателье, серенький кенгуру, задиристая обезьяна
Существительные общего рода могут употребляться как в значении женского, так и в значении мужского рода.
Домашнее задание. Составить текст, используя в нем как можно больше несклоняемых имен существительных.
Повторяем образование и употребление форм имен существительных
Запишите существительные во множественном числе
Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Запишите получившиеся словосочетания.
Употребление имен прилагательных Ошибки: В согласовании имен прилагательных с именами существительными В образовании и употреблении кратких имен прилагательных
Составьте и запишите словосочетания: С (красив…, молод…, сильн…) юношей В (холодн…, прозрачн…, мокр…) воде На (ледян…, огромн…, бел…) айсберге Веет (приятн…, сладк…, душист…) ароматом С (разн…, памятн…, красив…) сувенирами
Найдите и исправьте ошибки в употреблении полной и краткой формы имен прилагательных Новая ученица на уроках всегда тиха и спокойная. Работа на участке была тяжёлая и грязна. Эта тема интересна и доступная. Учитель был внимателен и добрый. Будьте внимательные и осторожны в обращении с огнём.
Обратимся к упражнениям учебника (593, 594, 598)
Основные ошибки, связанные с образованием форм глаголов
Неверное употребление видовых форм глагола. Употребление возвратных глаголов. Образование форм настоящего и простого будущего времени глаголов. Образование форм прошедшего времени.
ЗАПОМНИ класть положить ложиться лечь ловить поймать искать найти
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ В предложении можно употреблять глаголы только одного вида!
Исправьте ошибки в предложениях. Запишите в исправленном виде: Врач консультирует, проводит лечение у себя дома или приедет к пациенту по вызову. Если перечитывать рассказ, просмотреть заново фильм, всегда находишь что-то новое. Мы любим посидеть на закате и наблюдать, как солнце погружается в темную гладь моря. Герасим глядел, глядел, да как засмеется вдруг. Слова на плакате сразу бросаются в глаза, как только зайдешь в школу.
ПОВТОРЯЕМ Возвратными называются глаголы, которые имеют постфикс –СЯ- и обозначают действие, направленное на себя Умывать (кого-то) Причесать (кого-то) умыватьСЯ (себя) причесатьСЯ (себя)
Устраните ошибки, связанные с употреблением возвратных и невозвратных глаголов. Запишите в исправленном виде: Внук часто одевается бабушкой. Деталь бросается в воду, а затем вымывается. Урожай отправляется с Кубани в разные города. Сынок, приберись в комнате. Выдающий учёный работает в нашей школе.
Недостаточные глаголы – глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего – формы 1-го лица. Ощутить Очутиться Убедить Чудить Победить Дерзить и др.
При необходимости употребления таких глаголов они заменяются описательными формами: Победить – сумею победить Убедить – хочу убедить Очутиться – могу очутиться Ощутить – попытаюсь ощутить И т. д.
Исправьте ошибки, допущенные в предложениях: Мучаешься, мучаешься, а пятёрку на экзамене всё равно не получишь. Давайте зажгём костёр. Выздоровлю – буду учиться дальше. Чтобы не вымочить одежду, а закачаю рукава. Мама, я же ещё улаживаю свои вещи.
Образование формы прошедшего времени глаголов В глаголах прошедшего времени в ж. р. ударение чаще всего падает на окончание: брала, гнала, начала, поняла и др. Реже на основе: клала, крыла, мыла, шила и др.
От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени, расставьте в них ударения: Браться, взвиться, взяться, гнаться, подняться, сорваться, приняться, драться, родиться.
Речевые ошибки Виды ошибок. Пути их исправления.
Повторяем К речевым ошибкам относятся 1. Ошибки, связанные с неправильным употреблением слов 2. Повтор одного и того же слова 3. Повтор однокоренных слов (тавтология) 4. Употребление рядом слов, близких по смыслу (плеоназм)
Соедините линиями слова и толкование их значений Экспромт Соавтор Ностальгия Невежа Геральдика Бра Мансарда Невежда Икебана Грубый, невоспитанный человек Тоска по родине Настенный светильник из одной или нескольких ламп Искусство составления букетов в Японии Наука, изучающая и описывающая гербы Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо Необразованный человек Жилое помещение на чердаке Что-либо, созданное без подготовки, в момент исполнения
Найдите в предложениях слова, употребленные неверно. Запишите предложения в исправленном виде. 1. Он изо всех сил старается произвести на нас внимание 2. Если бы я был директором школы, я бы больше внимания ученикам. выделял 3. Прочитав книгу, я восхищение. получил 4. Картина грустное настроение. вызывает 5. В просторы Арктики отправился ледокол. длинные впечатление уделял испытал создает широкие
К речевым ошибкам, связанным со значением слова, относится смешение паронимов. Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу. Запишите получившееся предложение. (Болотный, болотистый) ил является отличным удобрением. Один берег реки луговой, а другой (глинистый, глиняный) (Соседний, соседский) кот важно прошел на кухню. Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения. Все вокруг привлекательно: и (близкие, ближние), и (далекие, дальние) холмы.
ОДЕТЬ – НАДЕТЬ? Одеть кого-либо Надеть на себя
Исправьте ошибки, допущенные в предложениях. Запишите в исправленном виде. Одень пальто, на улице холодно. На мебель одели чехлы. Обновка так понравилась Лене, что она одевала ее и вертелась перед зеркалом.
Выберите нужное Горные (вершины, верхушки) спят во тьме ночной. В гостиной сидела старушка с робким и печальным (взором, взглядом). Он еще долго (бродил, блуждал) по незнакомому лесу. Белинский (владел, обладал) необыкновенной проницательностью. Дипломат говорил спокойно, развивал какую-то (идею, мысль).
Употребление синонимов К цветовым прилагательным подберите синонимы из правой колонки. 1.Желтый 2.Серый 3.Синий Золотой, мышиный, индиговый, соломенный, горчичный, ультрамариновый, яичный, пепельный, шаровый, лимонный, сапфировый, шафранный, дымчатый, кубовый, канареечный, стальной, васильковый, янтарный,
Антонимы – это слова одной части речи, которые имеют противоположное лексическое значение
Соедините пары антонимов Полезный Талантливый Искренний Правдивый Откровенный Внимательный Щедрый Враждебный Расточительный Безвестный Скрытный Лживый Рассеянный Вредный Бездарный Лицемерный Прославленный Бережливый Скупой Дружелюбный
Найдите в предложениях логически лишнее слово Рождество я отмечал у коллеги по работе. Дайте замечание в газету о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги печет моя бабушка.
Этот вид речевых ошибок называется ПЛЕОНАЗМ Плеоназм – это употребление ненужных логически лишних слов. (Речевое излишество)
Темный мрак Упал вниз Ценные сокровища Главная суть Вернуться обратно Найдите логически лишнее слово
Найдите в предложении логически лишнее слово, запишите в исправленном виде. 1. Каждый герой имеет индивидуальные черты. свои 2. Медведю подкатывали пустую бочку, утыканную гвоздями. порожнюю 3. Гостям подарили сувениры. памятные 4. У этих человечков были крохотные ручки и ножки. очень 5. Приходилось работать в жару, в дождь, в ненастье.
Исправьте предложения, устранив повтор одного слова или употребление рядом однокоренных слов. Писатель описал случай, который случился с ним. Когда выступающий выступал, все внимательно слушали. Сегодня у нас в гостях будет гость. Сделаем маленький исторический экскурс в историю.
Этот вид речевых ошибок называется ТАВТОЛОГИЕЙ ТАВТОЛОГИЯ – это употребление рядом однокоренных слов или неоправданный повтор одного и того же слова.
Определите, какая ошибка допущена в предложении: тавтология или плеоназм (самостоятельная работа) Население объединилось воедино для борьбы с захватчиками. Мне предложили написать свою автобиографию. Ясность цели позволяет человеку добиваться поставленной цели. Ваня и Петя вдвоем вместе пели одну песню. Жители города живут своей однообразной жизнью. В мае месяце широко отмечался День великой Победы.
В каких словах допущены ошибки в постановке ударения? а) туфля б) статуя в) щавель г) каталог д) обеспечение
2. Укажите слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится мягко. а) бЕнЕфис б)дЕтЕктив в) дЕкорация г) бизнЕсмЕн д) шинЕль е) фонЕма ж) эффЕкт
3. Укажите слова, в которых согласный перед выделенным Е произносится твёрдо. а) антитЕза б) эстЕтика в) эффЕкт г) тЕннис д) бассЕйн е) генЕтика ж) бЕнЕфис
4. Отметьте неверные высказывания. а) Орфоэпия изучает правила произношения слов. б) Паронимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. в) Тавтология – это употребление в речи логически излишних слов. г) Плеоназм – это употребление рядом стоящих однокоренных слов. д) Лексическое значение слова можно узнать в «Толковом словаре».
5. Соотнесите слова и лексические значения. Буклет Геральдика Экспромт Монография Лексикология Регресс этимология Направление развития от высшего к низшему; упадок Произведение, создаваемое в момент исполнения Научное исследование, посвящённое одному вопросу Наука о языке Наука о происхождении слов Печатное издание в форме книжки, раскрывающейся ширмой Наука о гербах
6. Укажите ошибки в предложениях, связанные с употреблением паронимов. Исправьте их. А) Она была очень эффективной женщиной. Б) Мне купили новые масленые краски В) Ученик хорошо освоил новый материал урока. Г) Космонавт одел скафандр. Д) Мама приготовила сытый завтрак.
7. Отметьте те словосочетания, где прилагательное употреблено в ПРЯМОМ значении. А) холодный ветер, холодный взгляд, холодный чай. Б)ледяной простор, ледяной взгляд, ледяная вежливость. В) громкий выстрел, громкий крик, громкое дело.
8. Зачеркните логически лишнее слово. а) Рождество я отмечал у коллеги по работе. б) Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. в) Очень замечательные пироги печёт моя бабушка. г) Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого. д) Из поездки мы привезли памятные сувениры.
9. Отметьте предложения, где есть ТАВТОЛОГИЯ. А) Когда выступающий выступал, все внимательно слушали. Б) Более ярко Некрасов изобразил образы крестьян. В) В нашем классе Настя несёт ответственность за дежурство. Г) Новая программа ежемесячно регулярно знакомит нас с новинками литературы. Д) Прогулы уроков являются самым нежелательным явлением.
10. Укажите и исправьте ошибки в словосочетаниях. а) красивая бра б) новая тюль в) серьёзное жюри г) зелёное такси д) белая рояль е) лечебная шампунь ж) болезненный мозоль з) серая мышь и) вкусное какао
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДВ-462071
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Студент устроил стрельбу в Пермском государственном университете
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Преподаватель пермского вуза продолжал вести лекцию при нападении
Время чтения: 2 минуты
Минкультуры предложило создать совет по развитию библиотечного дела
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки обяжет НИИ и вузы ставить на учет договоры о международном сотрудничестве
Время чтения: 2 минуты
В Рособрнадзоре спрогнозировали последствия полного отказа от ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.