Какие трубы в квартире должны менять бесплатно
Что должна ремонтировать управляющая компания
Если кратко, то управляющая компания должна ремонтировать все, что можно назвать общим имуществом: стояки, газовые трубы, окна в подъезде и ступени на крыльце. За ремонт общего имущества мы обязаны платить по закону — в квитанции эта строка называется «Содержание и текущий ремонт общего имущества», а деньги копятся на общем счете дома.
Управляющая компания может потратить эти деньги только на текущий ремонт, а не на капитальный — так что замену всех труб требовать у коммунальщиков бесполезно.
Главное — разобраться, что такое общее имущество, а что — собственность жильца. В официальных документах четко определено, что именно можно считать общедомовым имуществом, а значит — требовать от управляющей компании текущего ремонта этого имущества на законных основаниях. Законодательство определило и работы, которые должна выполнять управляющая компания, они закреплены в минимальном перечне.
Помещения общего пользования
Это все помещения, кроме квартир: лестница, колясочная, подвал, чердак и лифты. Если в вашем доме несколько квартир объединены в одну секцию, то ремонтировать этот общий коридор должна управляющая компания, а не жильцы, потому что коридор считается общедомовым имуществом.
Сложнее разобраться с общежитиями коридорного типа: там жильцам принадлежат только комнаты, а кухни, туалеты и коридоры — общие. Сейчас такие общежития тоже имеют статус многоквартирных домов, и управляющие компании часто отказываются ремонтировать общие помещения за свой счет. Это незаконно: коридоры, душевые, кухни и туалеты в таких домах — это места общего пользования, а значит, коммунальщики должны ремонтировать всё — даже потекший смеситель в туалете и гуляющий под ногами пол на кухне.
Вода, тепло, газ
Управляющая компания отвечает за все трубы, которые входят в вашу квартиру. Но до первого вентиля — причем запорный кран тоже в зоне ответственности УК. Об этом говорит закон, закону вторит Верховный суд, но коммунальщики все равно отмахиваются: мол, всё, что до вентиля, — наше, а остальное ремонтируйте как-нибудь сами. Это неправильно: за вентиль тоже отвечает управляющая компания.
Но даже если вентиля нет, неправильно думать, что УК будет ремонтировать и газовую плиту, и кран в ванной, и радиатор. Насчет плит и смесителей закон говорит четко: за их состояние отвечают жильцы. С радиаторами долгое время все было не так просто, но в 2016 году Министерство строительства и ЖКХ разъяснило, что радиаторы внутри квартир все-таки не входят в состав общего имущества, независимо от того, есть вентиль или нет.
Проверить, общий радиатор или ваш собственный, очень просто: у общего радиатора может погреться любой сосед, у собственного — только вы.
Крыша и фасад
Коммунальщики должны ухаживать за кровлей и проверять, не появились ли в крыше пробоины. Если вы живете на верхнем этаже и на потолке вдруг растеклось мокрое пятно — смело вызывайте коммунальщиков. Сотрудники управляющей компании должны зафиксировать повреждения, залатать крышу и возместить вам затраты на ремонт потолка.
То же самое и с фасадом: мало того что УК должна следить за внешним видом стен — закрашивать надписи и вовремя штукатурить зияющие дыры, — она отвечает и за межпанельные швы. То есть если в комнате стало холодно, а на стенах от влажности выступила плесень, скорее всего, дело в межпанельных стыках, которые со временем потеряли герметичность.
В таком случае коммунальщики должны расшить стыки, заложить внутрь утеплитель и аккуратно заштукатурить — причем сделать это в рамках текущего ремонта. Если промерзает весь дом и нужно утеплять внешние стены, есть смысл собраться с соседями и написать общее заявление в УК. Однако, если на балансе дома не хватает денег на утепление, коммунальщики могут предложить оплатить работу в складчину.
Какие трубы в квартире должны менять бесплатно
Что управляющая компания должна делать бесплатно?
Материал составлен при поддержке Консультационного Центра ДОМ.РФ спроси.дом.рф
Не все знают, что внутри квартиры есть оборудование, которое относится к общедомовому имуществу и ремонтируется без дополнительной платы. Поговорим об этом подробнее и рассмотрим на конкретных примерах.
Что входит в обязанности управляющей компании
Управляющая компания – это коммерческая организация, которую нанимают собственники для обслуживания общедомового имущества. В его состав входят все нежилые помещения (лестницы, лифты, подвалы, коридоры, чердаки), крыши, несущие конструкции, инженерные системы (отопительные, электрические, водопровод и водоотведение), земельный участок и придомовая территория. Под обслуживанием понимается текущий ремонт, замена изношенного оборудования и устранение аварий.
Может показаться, что все эти услуги касаются имущества вне квартиры, но это не совсем так.
Как бесплатно заменить батарею?
Настал неприятный час, когда вы обнаружили зловещую лужу под радиатором. Опасаясь самой неблагоприятной развязки с испорченными полами и дорогостоящим ремонтом не только в своей, но и квартирах соседей, вы в панике вызываете мастера. Он приезжает и называет неприятную сумму, в которую обойдется ремонт и замена батарей. Является ли крупная трата в такой ситуации неизбежной?
В большинстве случаев можно заменить изношенное оборудование за счет управляющей компании без дополнительной платы. Все зависит от того, какой тип радиатора установлен в вашей квартире. Если он не отделен от основной трубы запорным клапаном – многие устанавливают такие, чтобы иметь возможность регулировать температуру в квартире– тогда он считается частью общедомового имущества. В этом случае можно смело звонить в управляющую компанию и требовать бесплатного ремонта. Конечно, выбор моделей будет достаточно ограничен, и скорее всего вам предложат батарею эконом-класса, но зато это позволит избежать незапланированных расходов.
Водоснабжение и водоотведение
Трубы с холодной и горячей водой, которые проходят через квартиру (стояки), также являются зоной ответственности управляющей компании. Любые самостоятельные работы чреваты юридическими проблемами и исками, поэтому ремонт стояков стоит производить только через управляющую компанию.
Но что делать, если аварии не произошло, но состояние сантехники вызывает серьезные опасения? В данном случае есть два варианта – их могут поменять в ходе планового ремонта или капитального.
Плановый ремонт делается в соответствии с графиком, который можно уточнить в управляющей компании. Капитальный ремонт труб делается после того, как истек срок их службы во всем доме. Приблизить этот момент своими силами скорее всего не получится, поэтому в этой ситуации лучше объединить усилия с другими жильцами. Поставить вопрос о капитальном ремонте систем водоснабжения в доме можно в рамках общего собрания собственников многоквартирного дома.
Какое еще имущество отремонтируют бесплатно
Помимо отопительных систем, водоснабжения и водоотведения, к общедомовому имуществу, которое обслуживает управляющая компания, относятся газопровод (до перекрывающего вентиля в квартире), электрические счетчики (если они снаружи жилого помещения).
Откуда берутся деньги на ремонтные работы?
В конечном счете ремонт все равно производится за счет жильцов. Все квитанции за коммунальные услуги обязательно содержат пункт «Текущий (аварийный) ремонт». Именно с помощью этих средств производится замена общедомового оборудования. В некоторых случаях управляющие компании могут затягивать проведение дорогостоящих ремонтных работ или просить дополнительную плату. В этом случае вы имеете полное право обратиться с жалобой в региональную жилищную инспекцию или Роспотребнадзор или инициировать общее собрание жильцов для замены управляющей компании.
Что жильцы оплачивают самостоятельно?
Жильцы самостоятельно оплачивают ремонт или замену счетчиков воды или газа, сантехнического оборудования (водонагревателей, смесителей, ванн, раковин и т.д.), труб или отводов, расположенных после точек соединения со стояками, электрокабелей, розеток и осветительных приборов в квартире.
Подробнее об эксплуатации жилья читайте в инструкциях на спроси.дом.рф.
За потоп ответит управдом
А поводом для таких толкований стала коммунальная авария в одной из квартир. Пострадавшая собственница, у которой из-за поломки крана на стояке холодной воды случился потоп, потребовала от управляющей компании компенсации собственных затрат на устранение последствий протечки. Сумма вышла немаленькая, так как гражданка приплюсовала к расходам на ремонт моральный ущерб, штраф за то, что коммунальщики добровольно не стали возмещать сумму, а также расходы на экспертизу.
Вот аргументы Верховного суда РФ. Суд заявил, что для правильного решения этого спора надо установить «наличие вины сторон в произошедшей аварии». А в материалах апелляционного суда оказались копии вступившего в силу решения другого суда по иску еще одного пострадавшего в этом потопе. Некий мужчина предъявил материальные требования к соседке, у которой стоял этот кран на стояке холодной воды, а также и к управляющей компании. Суд решил спор в пользу пострадавшего соседа, но деньги присудил заплатить ему только управляющей компании, а с соседки, у которой сломался кран, ничего брать не стал. В этом решении сказано, что виновны в аварии, случившейся в квартире соседки, коммунальщики. Эти выводы суда, которые никто не оспорил, апелляция не учла. В законе (ГПК, статья 61) сказано, что обстоятельства, установленные вступившим в силу решением суда, являются обязательными. И они не доказываются вновь и не оспариваются.
В Жилищном кодексе перечислено, за какое оборудование отвечает управляющая компания. А еще есть Правила содержания общедомового имущества в многоквартирном доме. Их утверждало правительство (постановление №491 от 13 августа 2006 года). В правилах записано, что в состав общего имущества, кроме всего прочего, входят «общедомовые инженерные системы горячего и холодного водоснабжения, состоящего из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства». А управляющие многоквартирными домами компании отвечают перед собственниками за нарушение обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества.
А факт нахождения этого оборудования в квартире не означает, что оно используется исключительно для обслуживания этой квартиры, и не может быть отнесено к общему имуществу в многоквартирном доме, поскольку по Жилищному кодексу предусматривается его расположение как внутри, так и за пределами помещений.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС подчеркнула: обстоятельства, указывающие на принадлежность аварийного сантехнического оборудования к имуществу истицы или к общему имуществу жильцов дома, являются значимыми для решения спора и подлежат доказыванию. Когда апелляция пересматривала решение по этому спору, она заявила, что истица вместе с заменой внутренних инженерных сетей в квартире, которые являются ее собственностью, заменила и запорный вентиль, из-за которого была авария. Но дама с этим утверждением категорически не согласилась, а суд второй инстанции это не проверил и «достоверно не установил».
Чьей собственностью являются стояки в квартире? Тонкости замены
В старых домах трубы, как правило, изготавливались из прочного, но не самого долговечного чугуна, который вряд ли как следует обслуживался, особенно в 90-е годы. К сегодняшнему дню хозяевам советских квартир давно пора задуматься о замене стояка, чтобы не доводить дело до аварии и до выплаты компенсаций своим залитым соседям.
Возникает закономерный вопрос – если труба проходит через весь дом от первого этажа до последнего, то кто отвечает за ее замену? О том, как и кем меняются стояки по закону, пойдет речь в материале.
Коммуникации по законодательству: чья собственность и обязанности?
Водоснабжение, канализация и электричество – это коммуникации, которые обслуживают всех жителей многоквартирного дома, а значит, они считаются общедомовой собственностью. Стояки, в том числе водоснабжения, которые находятся в квартире, как раз из их числа, и в соответствии со ст. 39 ЖК РФ содержатся они на средства жильцов по коммунальным счетам, которые собственники вносят каждый месяц.
Тут важно не перепутать: трубы, которые разветвляются от стояка до первого стыковочного соединения – это тоже общедомовое имущество, и за него отвечает УК, а после стыка – уже частное, ремонтировать который должен только хозяин.
В ст. 161 ч. 1.1 п. 5 ЖК РФ сообщается, что управление общедомовым имуществом должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого имущества из числа общей собственности жильцов квартир, а также давать гражданам возможность пользоваться коммунальными ресурсами, за которые они платят деньги.
Имущество, которое обеспечивает получение домовых услуг жильцами, закреплено в Приложении 1 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В числе прочих, общедомовой собственностью считаются:
Кто и когда должен менять трубы, в том числе канализации?
Вся общедомовая собственность должна ремонтироваться силами управляющей компании, на которую жильцы возложили обязательство следить за состоянием имущества общего пользования. Возможность отдавать управление в руки УК закреплена в статье ст. 161 ч. 2. п. 3 ЖК РФ, и, как правило, большинство жителей многоквартирных домов в России имеют отдельную организацию, которая ведет их коммунальные дела.
Ремонт и замена канализационных и водопроводных труб будет проводиться сотрудниками УК, ТСЖ, ЖКХ или другими ремонтными организациями по заявлению владельцев квартиры и с помощью акта, который свидетельствует, что какая-то часть трубы требует замены. Они же отвечают за ремонт по плану или за ликвидацию последствий аварии, которая была вызвана их попустительством.
Из видео узнаете, за чей счет должны обновляться трубы в квартире:
Каков срок службы по ГОСТ?
Срок службы труб, при условии их правильного обслуживания и своевременной очистки, сильно разнится в зависимости от того, из какого материала они были изготовлены. Каждые десять лет трубы должны подвергаться капитальному ремонту. Ниже приведем сроки эксплуатации коммуникаций из различных материалов по ГОСТу:
За чей счет проводят работы в квартире и подъезде?
Замена старых и прохудившихся стояков проводится за счет собственников многоквартирного дома. Именно они несут материальное бремя за содержание общедомового имущества. Деньги на ремонт коммуникаций будут браться из их коммунальных платежей, которые ежемесячно собирает управляющая компания на содержание дома.
В счете за «коммуналку» есть отдельная статья расходов «Содержание и ремонт жилья» – именно эти деньги должны идти на замену старой трубы стояка. Если проходит капитальная замена всей трубы во всем доме, то это уже другие средства, и берутся они из платежей жильцов по статье «Капитальный ремонт».
При замене здесь и сейчас платить ничего не нужно – житель и так каждый месяц вносит деньги на замену трубы общего пользования, и требовать с него платить за работу или оплачивать дополнительные расходы сотрудники УК не имеют права.
Исключением может быть личная вина жильцов квартиры. Если они ответственны за прорыв канализации по умыслу или по неосторожности, то выкладывать деньги за ремонт худой трубы они будут из своего кармана.
Если собственник квартиры захочет разобраться со стояком по своим личным причинам – например, если у него идет перепланировка – то платить за работу он будет из своих средств, а не из «коммуналки».
Совсем другая ситуация у собственников неприватизированного государственного жилья, которое находится в муниципальной собственности. Прописанный в ней гражданин считается нанимателем, а не владельцем, и оплачивать ремонт стояков обязан наймодатель – муниципальные органы.
Как бесплатно провести процедуру через УК/ЖКХ?
Если трубы уже давно отслужили свой срок эксплуатации и нуждаются в скорой замене или ремонте, то прежде чем начинать собирать бумаги и писать заявление, лучше первым делом вызвать на дом сантехника, который осмотрит трубы и вынесет решение: нужно ли менять стояк или же у хозяев просто разыгралось воображение и труба рабочая.
Специалист составит акт осмотра стояка, где опишет его состояние, перечислит повреждения и вынесет вердикт. Заключение эксперта – это важная бумага, которая может сыграть важнейшую роль во всей процедуре.
Куда обращаться?
Ответственность за замену труб, в том числе на кухне, лежит на управляющей компании, а значит, обращаться с заявлением на ремонт негодного стояка нужно туда же. В организации должен быть стол приема граждан, либо можно оставить бумагу можно в бухгалтерии. Составлять ее следует на имя главы УК и четко расписать в тексте причины ремонта и замеченные недостатки. Как это сделать правильно, мы рассмотрим ниже.
Необходимые документы
Для того чтобы операция прошла успешно, хозяевам квартиры придется позаботиться о следующем пакете документов на замену стояка:
Составление заявления в управляющую компанию
Заявление составляется в свободной форме, соблюдая ряд формальностей для типовых документов. Писать его можно как от руки, так и с помощью компьютера, потом распечатав на принтере. Нужен лист формата А4, чистый с двух сторон, без грязи и повреждений.
В тексте не должно быть:
Запрещено употреблять нецензурную лексику и угрожать сотрудникам УК.
Бумага составляется следующим образом:
Главное, не забыть попросить сотрудника поставить отметку, что в компании видели дубликат. Если УК без внятной причины откажется выполнять свои обязанности, на нее можно подать в суд и использовать экземпляр заявления как доказательство бездействия.
Сроки
Если с заявлением все в порядке, то руководство УК обязано рассмотреть бумагу и вынести решение. По ст. 31.к Постановление Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на работу с заявлениями отводится срок не более трех дней с момента регистрации документа.
В течение этого времени в компании должны определить, являются ли требования о замене стояка обоснованными, и если все справедливо, отправить хозяину письменное подтверждение и незамедлительно приступить к ремонту.
В квартиру могут направить собственного эксперта, который составит свое заключение о состоянии санузла, где он выскажется, требуется ли замена труб. Хозяевам придется предоставить ему доступ к коммуникациям.
Когда могут отказать и что делать в таком случае?
В УК могут отказаться от проведения ремонта стояка по следующим основаниям:
Личные расходы справедливы только для труб, которые отходят от стояка, но не для него самого.
Если хозяин считает, что решение УК нарушает его права или не согласен с выводами экспертов, то ему следует добиться отказа в письменной форме. Эта бумага послужит одним из доказательств в любой инстанции, в которую можно обратиться с жалобой на нерадивость сотрудников компании:
Здесь уже придется писать свое заявление на имя руководителя того органа, куда оно пойдет.
Сложности с законом при самостоятельных ремонтных работах
Запрета менять стояк самостоятельно как такового не существует, но есть нюансы. Жильцам разрешено своими силами ремонтировать общедомовое имущество на свои деньги, но прежде чем начинать работу, придется поставить УК в известность, что со своим стояком хозяин хочет справиться самостоятельно, а также заручиться разрешением соседей, через квартиры которых проходят коммуникации. Добро от УК получить сложно, ведь хозяин зачастую не является специалистом.
Если решиться менять стояк без ведома УК и других соседей, то такая операция будет считаться незаконной, и хозяин, проведший тайную замену, рискует получить повестку в суд от своей управляющей компании.
Ответственность в случае наступления аварийной ситуации
Наверняка последует иск в суд и от УК, и от соседей, и если будет доказана виновность, то хозяину поврежденного стояка придется оплатить весь ущерб, а также стоимость восстановительных работ общедомового имущества, которое было повреждено в результате аварии.
Подытоживая сказанное, сделаем несколько выводов:
Должна ли управляющая компания менять стояки в квартире бесплатно?
Большинство граждан получили статус прямых собственников квартир. Плата за различные нужды общедомового характера вносится ежемесячно. Но услуга по замене стояков и других компонентов водоснабжения – направление, за которое отвечает только управляющая компания. Такие действия регулируются нормативами РФ. Но многие жильцы не знают о своих правах в случае, когда требуется пройти такую процедуру.
Далее приводятся варианты поведения и некоторые другие нюансы решения вопроса.
Описание нормативной базы
Есть три вида документов, которые регламентируют и контролируют данную сферу:
Замена стояков: кто за неё отвечает?
ПП РФ №491 приводит описание, согласно которому в собственности владельцев жилья находятся все ответвления от стояков. Это касается любых разновидностей труб. Значит, собственники отвечают за оплату любых расходов и услуг, возникающих в данной сфере. В коммуникационных системах другие части представляют общее имущество дома. В данном случае ответственной за устранение любых дефектов и неполадок становится управляющая компания.
Кто должен менять стояки многоквартирного дома?
Не стоит думать, что, если общедомовыми стояками пользуются собственники квартир, что они и отвечают за любые виды ремонта. Из-за этого часто возникают дополнительные траты, от которых можно было защититься.
Поэтому ЖЭК обязан реагировать незамедлительно, без дополнительных сборов и требований.
Нормы по замене
Обычно замену проводят при двух видах обстоятельств. Либо когда проводят полный ремонт санузла, либо если закончился срок эксплуатации для металлоконструкции.
Замена труб также проходит в двух режимах, плановом и аварийном. Последний предполагает, что целостность изделия нарушилась, из-за чего появились течки.
В многоквартирных домах стандартный гарантийный срок труб – менее 25 лет. Замена необходима, даже если конструкция и спустя столько времени сохранила целостность.
Часто заменяют чугунные трубы полипропиленовыми. Это связано с преимуществами новых конструкций:
Что входит в услуги?
Предполагается, что старую конструкцию удаляют, а вместе неё ставят новую. Но это не единственные действия, которые составляют работу.
Обращение к сотрудникам Управляющей Компании относят к первым шагам. В её адрес пишут заявление, где подробно описывают необходимость заменить трубы. Если при составлении документа не выявлено каких-либо проблем, все оформлено правильно – ответ будет положительным.
Процедура выполняется в следующем порядке.
Все элементы, которым нужна замена, доставляют в квартиру собственника. Часто случается так, что владельцы отвечают в равной степени как за работу, так и за расходные материалы. Согласно закону, все расходы надо включить в квитанцию на следующий месяц.
Замена стояков для многоквартирных домов: пошаговая инструкция
Если у водопроводного стояка случился прорыв – требуется немедленная замена. Главное – собрать жителей верхних и нижних этажей, чтобы вместе с ними обговорить все действия. Прорыв может случиться только в одном месте, но это часто становится сигналом того, что трубы износились по всему периметру.
Следует провести полную замену, чтобы не беспокоиться на счёт надёжности конструкции. Если соседи не согласны с подобными действиями, ремонт организуют только в одной квартире.
Далее обращаются к специалистам Управляющей Компании, согласно стандартным требованиям. После этого монтируют новые трубы, полностью или частично.
О замене канализационных стояков
Стояки канализации тоже относятся к общедомовым владениям. Проходимость трассы частично по конкретной квартиры не играет роли. Общие правила подтверждают, что категория у остальной части канализации – такая же.
Значит, ремонт и монтаж подобных систем остаются в ведении Управляющих Компаний. Жильцы квартир вносят лишь дополнительную плату, которая расходуется на приобретение расходных материалов, сами ремонтные работы. Для этого в квитанциях предусматривают отдельную графу.
Если владелец ранее проводил подобные действия самостоятельно, то за прошлое время он не платит. Нужно компенсировать только операции, которые осуществляются в будущем.
Жильцу необходимо пройти несколько этапов перед тем, как восстановительные работы начнутся на практике.
Между управляющей компанией и мастерами составляют акт по приёму работы, когда процесс завершается. Копию этого акта рекомендуют оставлять у себя и собственникам.
О расчёте за замену
Правительственное Постановление №491 от 2006 года содержит подробный ответ на вопрос о том, как производится оплата в этом направлении. В документе даётся определение нескольким главным понятиям:
Ремонт и содержание всех домовых коммуникаций оплачивают сами владельцы квартир, об этом существующие правила говорят отдельно. В статье 158 Жилищного Кодекса приводится такая же информация. ЖКХ потом рассчитывается с исполнителями за услуги из тех средств, которые удалось собрать с жильцов.
Какие документы должны получить собственники жилья?
Когда монтаж новых труб завершён, составляют так называемый «Акт выполненных работ». Это документ, который должен содержать следующую информацию:
Документ нужен в разных количествах экземплярах – в зависимости от заинтересованных сторон, участвующих в процессе. В роли заказчика выступает управляющая компания, либо непосредственный владелец жилья. Исполнитель – мастера, которые меняют стояки.
Можно ли отказываться?
Закон говорит, что ни один из владельцев жилых помещений не имеет права создавать дополнительные препятствия для проверяющих, Управляющих Компаний. То же касается аварийных служб, органов Госконтроля. Частота контрольных осмотров – 1 раз каждые 90 дней. При аварийных ситуациях подобные мероприятия могут быть организованы в любое время.
Не стоит затягивать с решением конфликтных ситуаций, если они возникают. Если кто-то из участников отказывается проводить работы без уважительных на то причин – собственник квартиры имеет право обратиться в суд. Главное – собрать как можно больше доказательств в свою пользу. Можно попробовать организовать переговоры, но они далеко не всегда приводят к желаемым результатам.