можно ли приватизировать квартиру если дом признан аварийным
Приватизация аварийного жилья
Несмотря на то, что по закону жилье, находящееся аварийном состоянии, считается непригодным для проживания, в нашей стране в таких домах проживает довольно много малоимущих семей, которым в радость получить в собственность хоть плохую, но квартиру. К тому же всегда есть надежда, что рано или поздно дом снесут, а жильцов переселят в комфортабельную новостройку. Согласно 4-й статье Федерального Закона «О приватизации…», оформление в частную собственность аварийного муниципального жилья недопустимо. Как же обстоят дела на практике и есть ли хоть какой-нибудь шанс на успешную приватизацию ветхой квартиры, давайте разбираться.
Что такое аварийное жилье?
Аварийным считается жилье, создающее угрозу жизни и здоровью жильцов. Если такой объект недвижимости не подлежит капитальному ремонту, то его подвергают немедленному сносу. Однако в любом случае до устранения опасности проживание в нем невозможно. В случае сноса нанимателей муниципальных квартир расселяют по другим домам, а собственникам предлагают выбор — либо альтернативное жилье, либо денежную компенсацию.
Определить аварийное жилье можно по следующим признакам:
Официально присвоить дому статус аварийного строения может только специальная экспертная комиссия. Мониторинг жилья осуществляется местными властями один раз в несколько лет. Однако, если здание начало разрушаться раньше или визуально проблем нет, а проживание в квартире доставляет дискомфорт, то любой из жильцов имеет право завить о неисправности и заказать досрочную экспертизу.
Можно ли приватизировать аварийное жилье, квартиру в аварийном доме?
Законом запрещена приватизация аварийного жилья, если оно было признано таковым специальной комиссией, но что если дом не аварийный, а ветхий? Несмотря на схожесть понятий, это не одно и то же:
В законе о приватизации о ветхом жилье ничего не говорится, поэтому оформление в собственность таких объектов прямо не запрещено. Вопросами по присвоению домам аварийного статуса занимаются межведомственные комиссии Комитета Государственного Строительного надзора, ГУ МЧС и прочие. При обнаружении на объекте серьезных нарушений эксперты оставляют заключение и направляют его в Росреестр. Если на момент приватизации официального заключения о том, что жилье находится в аварийном состоянии нет, значит дом признается ветхим и квартиры в нем можно перевести из муниципальной собственности в частную.
Пример. Жильцы многоквартирного муниципального дома уже несколько лет проживали в неблагоприятных условиях, здание на глазах начало рушиться, в связи с чем сотрудники муниципалитета официально признали здание аварийным и подлежащим сносу. Жильцы были предупреждены, что планируется их расселение. Услышав об этом, наниматели старались всячески отменить решение экспертной комиссии и приватизировать свое жилье в установленном законом порядке. На общем собрании МКД нанимателями была создана инициативная группа, которая попыталась получить разрешение на приватизацию в судебном порядке. Но в удовлетворении исковых требований было отказано и жильцам дома ничего не оставалось, как согласиться на расселение.
Как приватизировать квартиру в ветхом жилье?
Итак, ветхое здание хоть и находится не в лучшем эксплуатационном состоянии, не является аварийным, а значит подлежит приватизации. Однако прежде необходимо подтвердить, что проживание там не несет угрозы для жизни и здоровья.
Порядок, алгоритм
Чтобы переоформить ветхое жилье, необходимо действовать следующим образом:
Процедура
Важный этап в приватизации ветхого жилья – экспертиза. Для того, чтобы специальная комиссия выехала на объект и совершила его осмотр, необходимо обратиться с коллективным заявлением от всех нанимателей ветхого жилья в местную администрацию. Бывают ситуации, когда экспертиза инициируется муниципалитетом.
На выездном осмотре здания члены комиссии оценивают его:
Документы
Чтобы осуществить приватизацию, вам потребуются следующие документы:
Этот список документов не является полным, в зависимости от ситуации регистраторы могут запросить дополнительные бумаги, например, нотариальную доверенность (если от имени нанимателя действует его представитель).
Не пропускайте этап, связанный с проведением экспертизы. Очень важно, прежде чем начинать переоформление убедиться в том, что здание пригодно для проживания. В противном случае вы можете получить отказ. Кроме того, если будет доказано, что вам несмотря на запрет удалось приватизировать аварийное жилье – сделка аннулируется через суд, жилье вернется на баланс муниципалитета, а недавние его владельцы снова станут нанимателями.
Расходы
Основная графа расходов на приватизацию ветхого жилья – государственная пошлина, размер которой в 2021 году составляет 2000 рублей (оплачивается за каждого совершеннолетнего участника). Кроме того, по 300 рублей придется заплатить за получение выписки из ЕГРН и примерно по 1000 рублей за услуги нотариуса по оформлению отказов и доверенностей. А вот выезд на объект экспертной комиссии осуществляется бесплатно для нанимателей, все необходимые для этой процедуры расходы обязан взять на себя собственник жилья, то есть муниципалитет.
Сроки
Любая приватизация муниципальной недвижимости дело не быстрое особенно, когда речь идет о ветхом жилье. Решив переоформить квартиру в собственность будьте готовы, потратить на эту процедуру минимум несколько месяцев:
По окончанию всех этих процедур, то есть через 3 – 4 месяца с начала переоформления вы получите на руки выписку из ЕГРН, которая будет являться правоустанавливающим документом на вашу новую собственность.
Приватизация аварийного жилья через суд
Несмотря на то, что порядок переоформления ветхого жилья мало чем отличается от обычной приватизации и строго регламентирован нормативными актами, на практике власти часто затягивают с рассмотрением заявлений граждан, а порой и вовсе отказывают в приватизации, без достаточных на то оснований. В подобных случаях можно попробовать решить проблему в судебном порядке. О том, как это правильно сделать поговорим ниже.
Порядок действий
Итак, если вы считаете, что вам незаконно отказали в приватизации хоть и ветхого, но пригодного для проживания жилья, следует заручившись поддержкой квалифицированного юриста, обратиться за защитой нарушенных прав в районный суд, по месту нахождения вашей муниципальной квартиры.
Алгоритм действий:
Процедура
Целью обращений в суд граждан, у которых возникли проблемы с приватизацией ветхого жилья, является требование о снятии с объекта недвижимости статуса «аварийного». Сделать это не просто и часто суды становятся на сторону муниципалитета.
В некоторых случаях в оспаривании изначально отсутствует смысл, например, если до начала переоформления властями был проведен мониторинг, устроена экспертиза, на сновании которой составлено заключение и жильцы в установленном порядке были осведомлены, что их дому присвоен статус аварийного. А вот если жилье официально признано аварийным, но вас об этом не оповестили, можете смело составлять исковое заявление и настаивать в суде на отмене «аварийного» статуса.
Защищая свои интересы, руководствуйтесь четвертой статьей Федерального Закона №1541-1 «О приватизации…». При составлении искового заявления и участвуя на слушаниях старайтесь основной упор делать на статус жилья, пока оно официально не признано аварийным отказать, ссылаясь на невозможность проживания в нем, вам не могут.
Исковое заявление
Если вы решите сэкономить на услугах юриста и самостоятельно составить исковое заявление, внимательно ознакомьтесь с правилами его оформления, которые содержатся в 130 и 131 статьях ГПК РФ.
В иске обязательно укажите:
В иске не должно быть ошибок и исправлений. Документ следует писать разборчивым почерком, лучше будет, если вы наберете текст на компьютере и потом распечатаете, тогда у суда не возникнет двусмысленных толкований и сомнений.
Расходы
Размер госпошлины за подачу искового заявления в 2021 году составляет 300 рублей (пункт 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ). Это единственная обязательная статья расходов. Если от вашего лица судебное разбирательство будет осуществляться представителем, то потребуется дополнительное оформление нотариальной доверенности, стоимость которой будет зависеть от прейскуранта нотариальной конторы.
Сроки
Подобные судебные тяжбы длятся не менее трех месяцев, а если во время слушаний откроются дополнительные обстоятельства по делу, разбирательство может затянуться до полугода.
Судебная практика
В теории все звучит максимально просто: комиссия признала дом аварийным – квартиры в нем приватизировать нельзя, жилье ветхое – проблем с приватизацией возникнуть не должно. В жизни все намного сложнее и каждая конкретная ситуация рассматривается судом индивидуально.
В судебной практике было много примеров, когда, поторопившись, граждане решались на оформление в собственность ветхих и даже аварийных квартир, тем самым использовав свою единственную возможность на приватизацию. Спустя некоторое время теперь уже собственники квадратных метров узнавали, что дом, в котором они проживают, давно признан аварийным и подлежит расселению.
Введенные в замешательство действиями властей граждане, которые своевременно не были предупреждены об аварийности дома, могут через суд осуществить расприватизацию и осуществить возврат жилья государству, сохранив за собой возможность принять участие в бесплатной приватизации в будущем, когда подвернется вариант получше, например, после расселения.
Пример. Семья Поповых проживала в однокомнатной квартире многоквартирного дома на основании договора социального найма. Состояние МКД было очень неудовлетворительным, но власти никаких действий по исправлению ситуации не предпринимали. Устав ждать улучшения жилищных условий Поповы решили приватизировать хотя бы эту квартиру и обратились в местную администрацию с соответствующим заявлением. Переоформление было успешно завершено, но спустя полгода Поповы узнали о том, что дом уже на протяжении четырех лет является аварийным. Возмутившись этим фактом, молодая пара обратилась в суд с просьбой о признании приватизации недействительной, по причине того, что власти своевременно не оповестили их о присвоении дому «аварийного» статуса. Заслушав аргументы сторон, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме, сделка была признана недействительной. Аварийное жилье вернулось городу, а с Поповыми был вновь заключен договор социального найма.
На решение суда могут повлиять многие факторы, поэтому прежде чем затевать тяжбу, необходимо трезво оценить ситуацию. В некоторых случаях в суд подавать бессмысленно, например, если:
Если ваш дом признан аварийным, но вы все же желаете по тем или иным причинам приватизировать свою квартиру, то обратитесь к юристам нашего сайта. Они смогут бесплатно оказать консультативную помощь.
Лучшим же решением станет доверить представление своих интересов профессиональному юристу. Именно его участие в судебном разбирательстве может сыграть решающее значение и получить вердикт в вашу пользу.
Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!
Что получат владельцы приватизированных квартир при сносе аварийного дома?
Одна из старых, но все еще актуальных российских проблем — аварийные дома. Данная проблема тесно переплетена с жилищным вопросом в целом. А с учетом последних указаний правительства, о расселении жителей аварийного жилья, проблема обрела еще большую актуальность.
В нашей статье мы прольем свет на проблемы связанные с аварийными домами, а также на права, которыми обладают жители таких домов. Отдельно рассмотрим вопрос о сносе таких зданий и о компенсации за жилье, о сроках и процессе переезда, а также о приватизации жилья в таких случаях.
Когда возможен снос дома и какие права имеют при этом граждане?
Основная цель, предусмотренная выселением граждан из их жилья, освобождение жилого помещения, которое находиться в аварийном положении, во избежание обрушения дома и случайных жертв.
На практике, выселению подлежат те граждане, которые проживают в кирпичных домах, чей износ больше 70% или 65% в случае с мансардами и деревянными домами. Подобное процентное значение является сугубо приблизительным, из-за того, что законодательство не предусматривает формулу расчета процента аварийности дома.
Снос аварийного или ветхого дома возможен в двух случаях:
Законодательство вносит уточнение, что жилье не подлежит сносу в таких случаях:
Также нужно учитывать, что далеко не всегда «новое» жилье вы получите в новостройке, на практике чаще всего переселяют жителей аварийных и ветхих домов в жилье «вторичного» типа.
В действующем законодательстве отсутствуют сроки, за которые ветхий или аварийный дом будет снесен, а жители этого дома должны получить новые жилые помещения. Сроки снесения устанавливаются муниципальной властью и подвержены изменениям.
В расселении не предусмотрены какие-то льготы для определенных слоев населения, существует лишь одна общая очередь. А вот на дополнительные квадратные метры льготники могут рассчитывать.
Получив «новое» жилье нужно удостовериться, что выкупная цена за него соответствует ожидаемой и что сама квартира отвечает нормам жилищного законодательства страны. В противном случае вам следует обратиться в суд для защиты своих прав. В таких исках судовая инстанция чаще всего стает на сторону пострадавших.
Когда жилье попадает в категорию аварийных?
Жилье может быть признано подлежащим сносу, реконструкции или аварийным в том случае, если будет соответствовать нормам, которые утверждены правительством:
Также ваше жилье может быть признано подлежащим сносу в таких случаях:
Что получат жильцы приватизированной квартиры в случае сноса дома?
У жильцов приватизированного жилья есть два варианта дальнейшего развития событий:
Забрать выкупную стоимость жилья
Заключается соответствующее соглашение, в котором прописываются все детали и нюансы. В выкупную стоимость жилья, по договору, входит не только стоимость самой квартиры, но и расходы на приобретение нового жилья в целом (в том числе и стоимость переезда), а также упущенная выгода (если квартира ранее сдавалась в аренду).
В договоре может быть прописано, что в счет выкупной стоимости жилья, владелец старого аварийного жилища получит новую квартиру. Для более точной оценки выкупной стоимости стоит обратиться к профессионалам из оценочных компаний.
Получение равнозначного жилого помещения
По законодательству «новое» жилье должно иметь столько же квадратных метров и комнат, что и старое, а также обладать тем же уровнем благоустроенности и находиться в том же районе, что и дом, который подлежит сносу.
Интересно то, что в законодательстве при равнозначной площади предоставляемого жилья речь идет об общей площади квартиры, а не о жилой. Это существенный минус, ведь в «новой» квартире может оказаться большая кладовка или коридор, который гражданину ни к чему, а площадь предоставленной квартиры будет такой же, как у старой.
Если жилье не приватизировано
У жильцов неприватизированного жилья есть два других варианта:
Тут важно знать, что если вы проживали в изолированном жилье, вам не могут предоставить комнаты в коммунальной квартире.
Сроки и порядок переезда
После того, как межведомственная комиссия закончила свою работу и приняла решение о признании дома аварийным или ветхим, муниципальные власти издают распоряжение о внесении дома в очередь на снос. Сама же очередь формируется в каждом отдельно взятом регионе.
С этого момента уполномоченные органы занимаются поиском для жильцов соответствующего жилья и их переселением. На это может уйти как несколько месяцев, так и несколько лет, в зависимости от расторопности чиновников, состояния дома (приоритетности) и наличию на рынке недвижимости или в резерве жилищного фонда соответствующего нормам жилья.
Узнайте у нас как снимать квартиру через агентство правильно и без проблем в дальнейшем.
Выписка из домовой книги — зачем она нужна и где ее можно взять? Узнайте об этом в нашей статье!
Пожизненная рента квартиры отлично описана в нашем материале по ссылке!
Стоит ли приватизировать квартиру, если дом должны снести?
В случае если дом, где находиться эта квартира, подлежит сносу, то при выдаче нового жилья будут учитываться социальные нормы площади на каждого человека, который прописан в сносимом жилом помещении.
Если приватизировать жилье перед сносом, то в обмен вам предоставят дом или квартиру с учетом права собственности, вы сможете распоряжаться таким жильем по своему усмотрению.
В случае с неприватизированным жильем, то в «новом» доме вы получите жилье по договору социального найма, а значит — распоряжаться собственным жильем по своему желанию уже будет невозможно.
Несколько иная ситуация у граждан, которые стоят в очереди на улучшение жилищных условий и проживают в аварийном жилье. На практике у них больше шансов получить новое и более презентабельное жилье, если они не будут приватизировать квартиру.
Принимать решение о приватизации или об отказе от нее перед сносом аварийного дома стоит лишь после того, как вы сможете учесть все нюансы, исходя из вашей индивидуальной ситуации. Лучше всего в таком случае проконсультироваться у опытных юристов, которые смогут дать дельный совет, основываясь на анализе вашего положения.
Таким образом, сносу чаще всего подвергаются те дома, в которых жизнь действительно невыносима, в других же процесс нередко затягивается самими чиновниками и бюрократической проволочкой.
Можно ли приватизировать квартиру в аварийном доме
Каждый гражданин РФ имеет право на безвозмездный выкуп 1 объекта недвижимости, принадлежащего муниципалитету или государству. Процедура называется приватизацией. Гражданин самостоятельно решает, как ему использовать свое право. И выбор объекта также остается на его усмотрение. Рассмотрим, что делать если дом под снос, а квартира не приватизирована
Можно ли приватизировать аварийное жилье?
Аварийным считается объект, в отношении которого вынесено решение органа местного самоуправления о расселении и сносе. Этот документ выносится на основании заключения межведомственной комиссии.
Инициатором признания дома аварийным являются собственники или наниматели квартир. Заключение основывается на отчете эксперта.
С момента присвоения статуса аварийного, дом включается в программу на расселение. И на него распространяются нормы ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1. Законодательный акт запрещает приватизацию жилья, которое признано аварийным.
Причем, при оформлении приватизации гражданин обязательно должен представить документы, что объект не имеет такого статуса.
Суть приватизации в обеспечении граждан собственной недвижимостью на безвозмездной основе за счет государства. Поэтому выкуп аварийного объекта противоречит целям приватизации.
Кроме того, государство обеспечивает жильцов аварийных квартир альтернативной жилплощадью. Лицо, которое приватизировало такое помещение, сразу использует 2 способа улучшения жилищных условий. Поэтому такая возможность не предоставляется.
Также при приватизации гражданин, который мог бы быть участником сделки, но добровольно от нее отказался, получает право пожизненного проживания в данной квартире. А в случае изъятия и выдаче другого жилья, данное право не сохраняется.
Таким образом, расселение аварийного жилья и приватизация являются различными способами государства для улучшения условий проживания граждан. Но их условия вступают в противоречие, поэтому их нельзя объединить.
Как происходит приватизация?
Однако существует законный способ приватизации квартиры в аварийном доме. Для этого необходимо снять с объекта статус аварийного.
Иногда решение местной администрации вступает в противоречие с фактами. Объект может быть признан аварийным незаконно.
Пример. Для строительства дороги было необходимо снести несколько строений. Объект был обследован комиссией и признан аварийным. Жильцы дома готовились к переселению. Однако одному из собственников квартир не хотелось покидать дом. Он обратился в специализированную компанию для проведения экспертизы. Специалист выдал заключение о том, что объект не является аварийным. Мужчина обратился в суд с целью оспорить решение местной администрацией. В качестве причины он указал желание приватизировать квартиру. Так как представитель администрации не смог документально подтвердить аварийность дома, суд удовлетворил требования истца.
Таким образом, жилец аварийного дома имеет право оспорить решение местной администрации, если считает, что оно вынесено незаконно.
На практике такие ситуации практически не встречаются. Зачастую собственники и наниматели согласны на расселение дома.
Порядок действий
Однако встречаются ситуации, когда дом фактически является аварийным, но не имеет соответствующего статуса. В этом случае наниматели могут оформить право собственности через приватизацию, даже если ветхость строения чревато разрушением объекта.
Процедура приватизации включает следующие этапы:
Закон не предусматривает необходимость проведения специализированной экспертизы для приватизируемого объекта. Поэтому наниматель вполне может приватизировать ветхое жилье.
На практике такая ситуация возможна в случае, если наниматель проживает в квартире один и в силу возраста или состояния здоровья опасается, что не сможет получить новое жилье.
Пример. Гражданка Х. проживала в ветхом доме много лет. Квартира была ей предоставлена по договору социального найма районной администрацией. Вопрос о присвоении дому статуса аварийного рассматривался неоднократно. Но муниципалитет отказывал. Женщина была преклонного возраста, поэтому решила приватизировать свою квартиру, чтобы впоследствии завещать ее внуку. А уже внук, как наследник, смог бы получить новое жилье.
Необходимые документы
Первым этапом в процессе приватизации является сбор документов.
Перечень документации включает:
Важно! Закон предусматривает возможность оформить отказ от имени детей в возрасте от 14 до 18 лет. Но для этого необходимо получить согласие районного отдела опеки.
Отказ от имени малолетних (от 0 до 13 лет) законом не предусмотрен. Наниматель обязан включить их в приватизацию. Причем единственным условием является наличие у ребенка регистрации в квартире. Ему даже не требуется иметь родственную связь с любым из членов семьи нанимателя.
Разрешение на приватизацию
Подать документы в муниципалитет можно лично, через МФЦ или Госуслуги. Необходимо обратится в районную администрацию по месту расположения жилплощади.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 местная администрация должна рассмотреть документы и заявление и принять решение в течение 2 месяцев. В случае нарушения данного срока виновные лица должны быть привлечены к ответственности.
В случае получения неправомерного отказа, гражданин имеет право защитить свои интересы в суде.
Оплата госпошлины
Хотя приватизация считается бесплатным предоставление помещения в собственность гражданина, наниматель не освобождается от расходов в полном объеме.
Заявитель несет расходы на подготовку документов и оплату госпошлины в Росреестр. В 2021 году необходимо обратить 2000 р. за каждого собственника (в том числе несовершеннолетнего).
Государственная регистрация права собственности
В 2021 году для проведения государственной регистрации права собственности не требуется обязательное обращение в Росреестр. Документы можно подать:
Для этого необходимо представить следующие документы:
В 2021 году не требуется предоставлять квитанцию об оплате госпошлины. Но оплатить ее предварительно необходимо.
Плюсы и минусы
Рассмотрим, стоит ли приватизировать аварийное жилье.
Изменения 2019 года в порядке обеспечения жильем жильцов аварийных домов привели к окончательному снижению числа желающих приватизировать свою жилплощадь.
По новым правилам, собственник квартиры должен доплатить от величины выкупной цены до стоимости нового жилья. В противном случае, он получает квартиру только по договору социального найма.
Поэтому в 2021 году значительно выгоднее попасть под расселение в качестве нанимателя, чем в качестве владельца квартиры. А использовать свое право на приватизацию уже в отношении нового жилья.
Ситуации с аварийным жильем имеют множество нюансов. Несовершенство законодательства в данном вопросе часто ставит граждан в тупик. Если у вас возникли сложности с присвоением дому статуса аварийного или другие проблемы с ветхими помещениями необходимо получить юридическую помощь. Специалисты нашего сайта придут на помощь круглосуточно. Просто опишите ситуацию, и дежурный юрист проведет бесплатную консультацию.
Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!