недавно музей квартира академика дмитрия сергеевича лихачева
В Монрепо создадут уникальный музей академика Лихачёва
В Гостевом доме музея-заповедника «Парк Монрепо» появится музей академика Дмитрия Лихачёва. Основу коллекции составят личные вещи знаменитого филолога, собранные его внучкой, — письменный стол, книги с автографом Дмитрия Сергеевича и многое другое.
«Помимо создания мемориального музея, мы достигли соглашения с Минкультуры России о том, что на территории парка будет проходить ежегодный фестиваль памяти Дмитрия Лихачёва с участием студентов гуманитарных вузов», — отметил заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой.
Проектирование Гостевого дома осуществляется за счёт средств бюджета Ленинградской области. Трудами Дмитрия Лихачёва в 1988 году был образован Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник “Парк Монрепо”.
Поделиться ссылкой:
В центре Выборга иномарка сбила пешехода
ДТП произошло вчера, 2 марта, в 17:37 на перекрёстке улицы Крепостной и проспекта Суворова. Водитель автомобиля марки Hyundai совершил наезд
Дом моряка, или Миссионерская морская миссия
В Выборге на улице Памппаланкату, 5 (улица Красина) находился Дом моряка, или Миссионерская морская миссия. 25 февраля 1912 года, когда
В школьных меню появятся блюда для аллергиков
Меню для детей, нуждающихся в специализированном питании, будет разработано комитетом общего и профессионального образования совместно с медиками и внедрено в
Родителей старшеклассников приглашают к участию в онлайн-собрании
Сегодня, 26 марта, состоится Всероссийское открытое родительское собрание на тему — «Образование: вуз или колледж?». Начало в 19.00. Подключиться к
В Выборге появится новый футбольный стадион
Хорошие новости участникам церемонии «Выборгский олимп — 2020» сообщили заместитель председателя областного комитета по физической культуре и спорту Евгений Пономарев
«Леноблводоканал» вызвали в суд из-за качества питьевой воды в Выборге
Прокуратура Ленобласти подала иск в Выборгский городской суд против ГУП «Леноблводоканал», указывая, что питьевая вода в кранах горожан не соответствует
Музей
Каким же будет музей Лихачева? Рассказывает и.о. директора «Парк Монрепо» Александр Смирнов:
— В создании музея принимают участие все, кому дорога память об ученом. Например, буквально на этой неделе журнал «Хранители наследия» (г. Москва) передал нам архив академика, а Пушкинский дом в Санкт-Петербурге готов передать шкаф Дмитрия Сергеевича. Какие-то вещи для будущего музея подарят ученики академика, с которыми мы сейчас ведем переписку.
Из-за реставрации парка и отсутствия помещений мы пока не можем принять все дары. Например, планируется, что родственники и наследники передадут Монрепо библиотеку, письменный стол, и личные вещи Дмитрия Сергеевича.
Полагаю, что интересно было бы воссоздать рабочий кабинет ученого. Материалов наследия Дмитрия Сергеевича очень много, охватить и показать все невозможно, поэтому часть пространства займет мультимедийная экспозиция, посвященная жизни, научной и общественной деятельности академика.
Как я вижу, музей Лихачева должен стать не только и не столько мемориальным музеем Дмитрия Сергеевича, но и иметь образовательную функцию для студентов профильных вузов, практикующих реставраторов, являться связующим звеном между тем, как задумывали парк его основатели Николаи и современностью.
Хотелось бы создать учебную прикладную площадку, где будущие ландшафтные дизайнеры, реставраторы, архитекторы смогут обмениваться опытом и учиться идейному подходу к сохранению наследия паркового искусства. Кстати, в здании есть веранда, из которой получится отличный лекционный зал с проектором на 20 человек. Там могут собираться студенты, чтобы показать свои работы и тут же выйти на улицу на практическое занятие. Здесь же рядом Библиотечный флигель, в котором будет находиться библиотека Лихачева или ее репринтное издание.
— Когда планируется открытие музея?
— В соответствии с протоколом рабочей группы о создании музея открытие намечено на осень 2022 года. Что касается здания, проект приспособления объекта культурного наследия под музей находится в стадии разработки.
Ирина Андреева, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»
1. Д.С. Лихачев на месте будущего восстановления усадьбы Бекетовых-Блока «Шахматово». Фото Н.Прозоровой. Передано из журнала «Хранители наследия»
2.Д.С.Лихачев. Фотограф А.Усов. 1989 г. Передано из журнала «Хранители наследия»
3. Письмо Д.С. Лихачева Б.В. Егорову. Передано из журнала «Хранители наследия»
4. Автограф Д.С. Лихачева в книге «Литература-реальность-литература»
5-8 Здание гостевого дома в Монрепо, где разместиться музей Д.С. Лихачева
Информационно-выставочный центр Д. С. Лихачева
Вход в центр Д. С. Лихачева со стороны Галерной ул. 45
В центре представлена мемориальная экспозиция, посвященная основным этапам жизни и деятельности Дмитрия Сергеевича Лихачева — выдающегося ученого-филолога, историка русской литературы, общественного деятеля, защитника культурных ценностей нашей страны, градозащитника, столь много сделавшего для сохранения исторического Петербурга.
Также здесь организовано пространство для проведения встреч, творческих вечеров, конференций и круглых столов, посвященных проблемам, которые в свое время поднимал академик Лихачев: проблемам сохранения культурно-исторического наследия России, духовно-нравственного воспитания новых поколений, бережного отношения к окружающей природной среде и другим.
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Закончил отделение языкознания и литературы факультета общественных наук Ленинградского государственного университета (1928). В феврале 1928 года арестован за участие в студенческом кружке «Космическая Академия наук» и осужден на пять лет. Находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) и Беломоро-Балтийском лагере (Бел-Балтлаге).
После досрочного освобождения в августе 1932 года Д. С. Лихачев работал в нескольких ленинградских издательствах. С 1938 года — научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, с 1954 года — заведующий сектором (с 1986 — отделом) древнерусской литературы. Кандидат филологических наук (1941), доктор филологических наук (1947). С 1951 года — профессор Ленинградского государственного университета. Член-корреспондент (1953) и действительный член (1970) Академии наук СССР; член Британской Академии наук и Академий целого ряда других государств; почетный доктор Оксфордского и Эдинбургского университетов (Великобритания), Университета города Бордо (Франция) Карлова университета (Чехия), Цюрихского университета (Швейцария), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (Венгрия).
Д. С. Лихачев — автор сотен научных трудов и статей по истории русской литературы, выдающийся общественный деятель: в 1986—1993 годах занимал пост председателя правления Советского фонда культуры (с 1991 — Российский фонд культуры), 1989—1991 годах — народный депутат Верховного Совета СССР. Первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993), первый кавалер ордена Св. Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» (1998), один из учредителей «Конгресса петербургской интеллигенции» (1999).
Д. С. Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге, похоронен на кладбище в поселке Комарово.
В мемориальной экспозиции Центра представлены документы, книги и личные вещи Д. С. Лихачева, переданные родственниками ученого в фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть письменный стол и кресло из домашнего рабочего кабинета Д. С. Лихачева, докторские мантии Оксфордского и Карлова университетов, аттестат старшего научного сотрудника по специальности «литературоведение» (1949), диплом доктора филологических наук (1948), медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945», значок «Народный депутат СССР» (1989). А также многочисленные фотографии.
О семье ученого рассказывают детские фотографии, портреты его родителей, супруги Зинаиды Александровны, дочерей Людмилы и Веры, внуков. Среди них семейный портрет 1929 года, на котором Д. С. Лихачев запечатлен с родителями и братом Юрием во время свидания в Соловецком лагере ОГПУ.
Представлены фотопортреты Д. С. Лихачева разного времени, сделанные в период с конца 1940-х до 1990-х годов.
Д. С. Лихачев общался со многими выдающимися людьми своего времени. На фотографиях 1980-1990-х годов академик запечатлен с писателями В. Г. Распутиным и Д. А. Граниным, историком Л. Н. Гумилевым, литературоведом Ю. М. Лотманом. Уникальна фотография, сделанная в 1986 году в Ватикане на встрече Д. С. Лихачева с Папой Римским Иоанном-Павлом II.
Завершают фотохронику снимки, сделанные во время празднования 90-летнего юбилея Д. С. Лихачева в 1996 году.
Вход в центр бесплатный.
11 мест в Петербурге академика Дмитрия Лихачева
Петербург — город, во многом спасенный Лихачевым и описанный им вслед за Достоевским, Блоком и другими. Один из крупнейших русских ученых, филолог и историк культуры, Лихачев прожил здесь большую часть жизни и сделал много для его защиты. «Афиша Daily» предлагает пройти маршрутами советского академика.
«С рождением человека родится и его время» — так начинаются «Воспоминания» Дмитрия Лихачева. Его жизнь вместила почти сто лет истории Петербурга. Коллега Лихачева по Пушкинскому дому писал: «Есть трагические города XX века. Но только в Ленинграде трагедия приняла циклически-непрерывный характер». Страданиям и смерти Лихачев противопоставлял память, один из главных инструментов которой — слово, способность говорить и писать. Он стал участником ключевых для истории России событий и, описав, сохранил их в «Воспоминаниях»: Серебряный век, Соловки, строительство Беломоро-Балтийского канала, процессы 30-х годов, блокада. Потом — огромная работа по «возвращению» семи веков древнерусской литературы. 20 лет назад, 30 сентября 1999 года, Лихачева не стало.
В предисловии к запискам о блокаде Лихачев писал: «Времени в наших формах его восприятия нет. Я верю, что ничто не исчезает, все остается и вне поля нашего сознания». В одной из записных книжек добавил: «События избирают себе места, чтобы свершиться именно в них». Время Дмитрия Лихачева заключено в пространстве города, где он жил.
2-й Муринский просп., 34
Школа Лентовской (Плуталова, 24)
Лахтинская, 9
Ораниенбаумская, 27
«Космическая академия наук» (Зверинская, 17а)
«Хельфернак» (Блохина, 12)
Пушкинский дом (наб. Макарова, 4)
Издательство Академии наук СССР (Менделеевская линия, 1)
Петроградский университет (Университетская наб., 7)
Дом детства (Декабристов, 17/9)
Дом, где родился Лихачев (Английский просп., 20)
Дом, где родился Лихачев (Английский просп., 20)
Родители Лихачева были страстными поклонниками балета, поэтому часто снимали жилье неподалеку от Мариинского театра. В «Воспоминаниях» Лихачев связывает начало своей памяти с моментом, когда он понял, что не умеет говорить:
Дом детства (Декабристов, 17/9)
Семья Лихачева сняла пятикомнатную квартиру на втором этаже этого дома осенью 1907 года. Здесь Лихачев прожил первые пять лет своей жизни, с этим домом связано большинство ранних воспоминаний.
«В детстве мне снился страшный сон, что на меня едет поезд, наезжает, и я страшно боюсь. Я даже не хотел спать и делал все, чтобы не заснуть. Но я засыпал и опять видел этот сон. И я решил тогда: это ведь сон, он мне не может причинить никакой неприятности. И я скажу этому паровозу, который на меня наезжает: «Я тебя не боюсь. Ты во сне». Я сказал это паровозу, паровоз рассыпался передо мной, как‑то разошелся, и после этого кошмара не повторялось». (Из фильма «Я вспоминаю».)
Петроградский университет (Университетская наб., 7)
В 1923 году, за несколько месяцев до семнадцатилетия, Лихачев поступил на факультет общественных наук Ленинградского университета. Именно здесь он начал заниматься древнерусской литературой.
В 1928 году Лихачев окончил университет, написав две дипломные работы, посвященные Шекспиру в России в конце XVIII — начале XIX века и повестям о патриархе Никоне.
Издательство Академии наук СССР (Менделеевская линия, 1)
В 1934 году Дмитрий Лихачев поступил сюда на должность ученого корректора и проработал четыре года.
«Особенно много было арестовано именно в нашей корректорской, где работали почти сплошь «бывшие». После убийства Кирова я встретил в коридоре издательства пробегавшую мимо заведующую отделом кадров: «Я составляю список дворян. Я вас записала». «Нет, я не дворянин, вычеркните!» Я возразил, что мой отец — «личный» [дворянин], а это означает, что дворянство было дано ему по чину, а к детям не переходит. Как‑то утром я пришел в корректорскую, замечаю — корректорская пуста, сидят только двое-трое. спрашиваю: «Что это никого нет? Может быть, производственное собрание?» Федоров, не поднимая головы и не отрывая глаз от работы, тихо отвечает: «Что вы, не понимаете, что все арестованы!» Я сел на место… Одна дама в нашем издательстве сказала: «Если завтра не окажется на месте Исаакиевского собора, все сделают вид, что так всегда и было». (Из главы «Репрессии 30-х гг.».)
Пушкинский дом (наб. Макарова, 4)
В 1938 году Лихачев поступил на работу в Пушкинский дом (Институт русской литературы) в отдел древнерусской литературы и работал тут более шестидесяти лет, до конца жизни, вместе с коллегами дежурил в Пушкинском доме и во время блокады. В 1954 года он возглавил сектор древнерусской литературы.
«В определенном смысле речь могла идти о лаборатории по восстановлению в общественном сознании литературы Древней Руси. Из забвения на свет божий выходили сотни неопубликованных текстов XI–XVII веков. Венцом этого грандиозного замысла Лихачева явилась двадцатитомная библиотека литературы Древней Руси».
«Хельфернак» (Блохина, 12)
Огромную роль в жизни Лихачева сыграл школьный кружок «Хельфернак» («Художественно-литературная, философская и научная академия»).
«Вплоть до конца 1927 года город кипел различными философскими кружками, студенческими обществами. У нашего школьного преподавателя И.М.Андреевского с самого начала 20-х годов собирался кружок, носивший название «Хельфернак». в двух тесных комнатках на мансардном этаже каждую среду собирались и маститые ученые, и школьники, и студенты». (Из главы «Хельфернак».)
Во второй половине 20-х кружок переориентировался на обсуждение религиозных тем и был переименован в «Братство святого Серафима Саровского». Впоследствии участники братства были арестованы и оказались в лагере на Соловках.
«Космическая академия наук» (Зверинская, 17а)
На старших курсах университета друзья пригласили Лихачева в «Космическую академию наук», собрания которой устраивались раз в неделю в комнате коммунальной квартиры «президента» академии Э.Розенберга.
«Обязанностью нашей было читать шуточные, какие‑нибудь очень экстравагантные доклады. И мой доклад заключался в оправдании старой орфографии. После доклада меня произвели в академики по кафедре меланхолической орфографии. Мы дружили и радовались нашему юношескому благополучию, нашим идеям, нашей мечте о будущем. Когда праздновалась первая годовщина нашей академии, были всякие шутки, среди них была и телеграмма, посланная из Детского села в большой конференц-зал [университета], в которой было сказано, что папа римский поздравляет «Космическую академию наук» с годовщиной. Но эта телеграмма вызвала к себе очень серьезное отношение. И 8 февраля 1928 года мы были арестованы — и нас всерьез начали спрашивать о наших связях с папой римским». (Из фильма «Я вспоминаю».)
Ораниенбаумская, 27
Осенью 1917 года отцу Лихачева дали казенную квартиру в четырехэтажном жилом доме для высших служащих Первой государственной типографии, в этой квартире семья прожила до осени 1929 года. Здесь Лихачев окончил школу и университет и именно в этой квартире он был арестован.
«В начале февраля 1928 года столовые часы у нас на Ораниенбаумской улице пробили восемь раз. Я был один дома, и меня сразу охватил леденящий страх. Не знаю даже почему. Я слышал бой наших часов в первый раз. Отец не любил часового боя, и бой в часах был отключен еще до моего рождения. Почему именно часы решились в первый раз за двадцать один год пробить для меня мерно и торжественно?» (Из главы «Арест и тюрьма».) «Меня провожали по этой лестнице плачущие родители. Мой отец был так расстроен, и мне так было горько, жалостно. Я все годы своего заключения вспоминал даже больше отца, чем мать. Потому что я увидел отца с совсем другой стороны. Я никогда его не видел плачущим. Он меня провожал здесь». (Из фильма «Дело № 195».)
Лахтинская, 9
Здесь, в доме родителей, Лихачев поселился в 1932 году после освобождения из Беломоро-Балтийского лагеря. Здесь же он пережил первый год блокады.
Школа Лентовской (Плуталова, 24)
Здесь Дмитрий Лихачев проучился четыре старших класса, до 1923 года, и вспоминал школу как свой «первый университет». В последних классах Лихачев начал разрабатывать собственную философскую систему.
«В какой‑то мере она отразилась на моем характере, а главным образом — на моей реакции на все невзгоды жизни. Я пришел к выводу, что время — это только одна из форм восприятия действительности. Если «времени больше не будет» при конце мира, то его нет и во всем его существовании. Без этого «преодоления времени» нельзя было бы воспринимать музыку. И это слияние в музыке прошлого, настоящего и будущего в какой‑то мере есть слабое отражение той вечности, в которую уже погружено все существующее и снимается «иглой настоящего» с пластинки вечности. концепция времени как формы восприятия бытия сыграла в моей юношеской жизни большую роль — я бы сказал, «успокаивающую», способствующую твердости и душевной уравновешенности во всех моих переживаниях, особенно связанных с заключением в тюрьме ДПЗ и на Соловках». (Из главы «Выработка мировоззрения».)
Потом это представление о времени развилось и получило отражение в занятиях древнерусской литературой.
2-й Муринский просп., 34
Лихачев с семьей жил здесь в просторной квартире № 16 с 1964 года до конца жизни. Сейчас на доме висит мемориальная доска. В октябре 1975 года на лестничной площадке возле квартиры Лихачев был избит неизвестным за отказ подписать письмо против Сахарова. В мае 1976 года случилась попытка поджечь квартиру.
«Позвонили из Москвы: «Дмитрий Сергеевич, мы можем изменить отношение к вам в правительстве и партии, если вы подпишете вместе с нами». Я сказал: «Нет». — «Ну, на нет и суда нет». И в тот же день вот здесь, на лестнице, на меня напал человек в кепке. Я должен был идти читать лекцию о «Слове о полку Игореве». Он ударил меня в живот, а потом в сердце, но у меня было осеннее пальто из толстого материала, а кроме того, доклад, который я должен был читать, лежал вот тут, за бортом пальто [в области сердца]». Дочь Лихачева Людмила вспоминала: «Ему сломали два ребра. Он сделал доклад, потом вернулся и почувствовал сильные боли». (Из фильма «Крутые дороги Дмитрия Лихачева».)
В одной из последних записных книжек Лихачев записал: «Ранним утром 26 марта 1998 года я услышал ясно: «Скоро пойдем дальше!» Голос был громким, как бы внутри меня. Я был в полусне. Я не сразу понял, что это значит, потом догадался».
Внучка выдающегося ученого Зинаида Курбатова — о возможности увековечения его памяти. Беседовала Мария Башмакова
Создание музея Дмитрия Сергеевича Лихачева «не представляется возможным». Это вердикт Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Будет ли увековечена память великого гражданина? «Огонек» спросил об этом у внучки Дмитрия Лихачева Зинаиды Курбатовой
— По вопросу создания музея Д.С. Лихачева вы обращались с письмом к президенту страны. Кто в итоге принимал решение по этому вопросу и отказал?
— 28 ноября 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения моего деда. В Петербургской академической капелле был концерт, посвященный Лихачеву, который, как известно, был первым почетным гражданином города в новой России. Губернатор Полтавченко со сцены объявил о том, что музей Лихачева будет создан. И ничего. Мне посоветовали направить письмо на имя президента России, что я и сделала. Буквально на следующий день я получила ответ, что мой запрос направлен в Министерство культуры и в Смольный. Еще через день пришел ответ из Минкульта — там поддержали идею создания музея Лихачева на Соловках в одном из бараков за пределами монастыря. Но прежде барак должны расселить. Там указаны и сроки. Последним пришел ответ из Комитета по культуре Петербурга за подписью его председателя Константина Сухенко. Опуская все детали, смотрим на главное. Цитирую: «Создание музея Лихачева не представляется возможным».
— Среди причин отказа указывается и такая: «музейная коллекция является неделимой». Видимо, речь идет о мемориальных вещах, переданных в Музей истории Петербурга. Объясните эту ситуацию.
— Да, Сухенко ссылается на закон о неделимости наследия. Вероятно, он имеет в виду, что все раритеты, связанные с Лихачевым, находятся в Музее истории Петербурга. Изъять их оттуда нельзя, а значит, по логике чиновников, и музей сделать тоже нельзя. Проясню ситуацию. Когда я в 2002 году отдавала все раритеты в музей, тогдашний директор Борис Аракчеев обещал, что в постоянной экспозиции будет воссоздан кабинет Лихачева, а в музее будет фонд Лихачева. После чего вещи были распределены по разным фондам — фотографии отдельно, любимое кресло-качалка деда оказалась в фонде мебели, а его пишущая машинка — в фонде техники. Часть вещей оказалась в Музее политической истории, а часть — вообще в народном музее гимназии Мая (музей не имеет статуса, занимает три комнаты в бывшем здании гимназии на Васильевском острове). Так, в гимназию Мая музей истории города отдал без описи часть предметов из кабинета Лихачева, например то же любимое кресло-качалку, фотографии, коллекцию виниловых пластинок с дарственными надписями Козловского, Юдиной и других. Многие фотографии до сих пор не атрибутированы, причем все мои предложения помочь не встречают отклика.
Когда я передавала раритеты дедушки в музей, то мне даже не предоставили никаких документов, что является нарушением музейных правил.
— Но раз вещи Лихачева уже переданы в музей истории города, который мы знаем как Петропавловку, то для чего отдельный музей Лихачева? Что может быть там?
— Если вопрос упирается в требование «неделимости коллекции», то что мешает создать музей-филиал или постоянную экспозицию при музее истории города? Разве это противоречит законам? Но ее же нет! Да можно создать музей и без тех раритетов — есть фотографии, архивы, записи. Можно сделать виртуальный музей.
Ведь дедушка был не только выдающимся ученым. Гражданином — прежде всего. Он постоянно, круглосуточно помогал всем. Телефон разрывался от звонков. Шли посетители — и домой, и в Пушкинский дом. Дед помогал с квартирами, больницами. Устраивал в школы и институты детей ученых или просто нуждающихся. Он очень много сделал для Пушкинского дома. В отделе, которым он руководил, сотрудники были за его спиной, как за стеной, он их защищал. В тяжелые 1990-е ездил в Смольный и стучал кулаком по столу, чтобы в институт дали тепло. Он помог с деньгами на строительство хранилища для пушкинских рукописей. Перечислять, что он сделал, можно часами. Сколько памятников архитектуры и парков обязаны ему, сколько музеев и библиотек по всей стране. Последняя телеграмма, которую отправила секретарь, когда дед уже умирал, была в защиту библиотеки в Норильске, а уж про Ленинград-Петербург и говорить нечего.
— А какая ситуация с архивами Дмитрия Сергеевича?
— Архивы Дмитрия Сергеевича сразу же после его смерти передали в Пушкинский дом. Это была его воля. Насколько я понимаю, они еще не разобраны. Их разбирают. Все книги по специальности я тоже отдала в Пушкинский дом.
Была надежда, что кабинет деда, который он получил, когда стал председателем Фонда культуры, станет мемориальным. Он расположен как раз в здании, где находится Музей Пушкинского дома. В нем хранятся уникальные вещи Лермонтова, Тургенева. Кстати, на диване Тургенева дед спал, когда во время блокады там дежурил. Его мемориальный кабинет там был бы логичен. Но. Как объясняют, в Пушкинском доме не хватает места, поэтому в бывшем кабинете деда сидит ученый секретарь. А в огромном книжном шкафу Лихачева, который я отдала в Пушкинский дом вместе с архивами и книгами, стоят книги другого ученого.
Фото: Александр Дроздов / Интерпресс / ТАСС
— Но ведь обещают создать музей на Соловках?
— Музей на Соловках будет — это прекрасно. Об этом мы полтора года назад говорили с Игорем Орловым, губернатором Архангельской области. Он очень мобильный человек, быстро принял такое решение. Ну а уже потом направил письмо в патриархию, и Святейший благословил создание музея на Соловках.
На Соловках дед пробыл четыре с половиной года. Там все о нем напоминает. Именно Лихачев подробно описал топографию Соловков. Сохранилась камера, где он сидел. У меня есть записи голоса деда, где он вспоминает те события. Но. та камера, в которой сидел дед, находится на территории монастыря, сейчас это помещение занято под какие-то административные нужды. Хотя, когда я его увидела, у меня сразу в ушах зазвучал голос деда, когда он об этом рассказывал. Музей предполагается делать в бараках за территорией монастыря.
— Что же делать? Тупик?
— Наверное, мне нужно собирать подписи под обращением в поддержку музея. Не в первый раз, кстати. Когда-то я собирала подписи за то, чтобы безымянная набережная напротив Пушкинского дома была названа именем Лихачева. До сих пор вспоминаю замечательного композитора Андрея Павловича Петрова, который одним из первых подписал это письмо. Подписали Вербицкая, Темирканов, Пиотровский, Басилашвили. Но набережной дали имя «Набережная Европы».