нужно ли менять свидетельство о праве собственности при смене фамилии на квартиру
Как переоформить документы на квартиру после смены фамилии
Сменой фамилии, и даже имени, сейчас мало кого удивишь. Причиной для этого может стать не только традиционный выход замуж представительниц прекрасного пола. Бывает и наоборот: супруг решает взять более благозвучную фамилию жены. Или, например, приобретая статус и публичную известность, либо желая начать новую жизнь, человек может полностью сменить Ф.И.О. По собственному усмотрению.
Так или иначе, но любая смена данных сведений несет за собой ответственность и требует определенных действий.
Что делать, если Вы по какой-либо причине сменили фамилию? Какие документы следует обновить? И как быть с недвижимым имуществом?
Обновить также придется загранпаспорт, ИНН, СНИЛС, водительское удостоверение и страховой медицинский полис.
А вот внесение изменений в документы на недвижимость из-за смены фамилии официально в российском законодательстве не предусмотрено. Решение данного вопроса полностью возлагается на усмотрение собственника.
Но не стоит пускать этот вопрос на самотек. Рекомендуем всё же самостоятельно обратиться в Росреестр и сообщить о смене фамилии, а также сделать запрос на внесение изменений. Это поможет Вам в дальнейшем времени избежать путаницы и сократит время при совершении каких-либо операций с недвижимостью.
Как вносятся сведения в ЕГРН
Отметим, что к документам на основании которых возникает право на объект недвижимости относятся договоры: приватизации, купли-продажи, дарения, ренты и т. п. И в любом случае, даже с новой фамилией, Вы по-прежнему остаетесь правообладателем недвижимого имущества и можете полноценно им распоряжаться.
Сейчас все сведения о владельце и процессах, происходящих с недвижимостью, отображаются в Едином госреестре (Росреестр). Но по-прежнему у многих владельцев на руках остались бумажные свидетельства о собственности.
Для того, чтобы информация о владельце квартиры оставалась актуальна, необходимо обратиться в Росреестр или в МФЦ по месту регистрации и предоставить туда заявление и оплатить госпошлину.
Если нет возможности прийти лично, тогда документы можно направить через личный кабинет на официальном сайте Росреестра.
Кстати, вносить изменения в договор купли-продажи, по которому была приобретена Ваша квартира, не нужно.
Изменения в ипотечных документах
Документы на ипотеку в рассматриваемой ситуации составляют исключение. Здесь, как правило, изначально предусматривается пункт о том, что при любой смене личных данных заемщик обязан сообщить об этом в банк.
Если в ипотечном договоре это не прописано, то следует обязательно обратиться в банк и уточнить этот момент.
Кроме самого ипотечного договора изменения необходимо внести и во все сопутствующие документы (в частности, договор ипотечного страхования).
Таким образом, своевременно внося в документы на недвижимость сведения об изменении личных данных, Вы сможете сэкономить в дальнейшем свое время и деньги, а также обезопасить от возможной путаницы или действий мошенников.
Старший агент АН «Владис» Нижний Новгород
Интересные статьи о недвижимости:
Нужно ли менять документы на квартиру при смене фамилии
Замена документов на квартиру после смены фамилии – личное дело каждого, ведь законодательство не обязывает менять свидетельство или прочие документы о собственности в связи со сменой паспортных данных. Штрафные санкции за это также отсутствуют.
Однако встречаются ситуации, когда все же не лишним будет внести изменения в Росреестр. Например, отчуждение недвижимости (квартиры, земельного участка и т. д.).
Росреестр все же рекомендует вносить изменения о ФИО заранее для исключения путаницы с владельцами недвижимости.
Смена фамилии при продаже квартиры
Нет необходимости вносить изменения, если смена фамилии собственника квартиры произошла в процессе процедуры отчуждения жилья. Достаточно будет подтвердить изменения свидетельством или нотариально заверенной копией о заключении или расторжении брака.
Чтобы не возникло лишних вопросов при совершении сделок с недвижимостью, лучше заранее побеспокоиться об этом и все-таки произвести замену сведений в ЕГРП.
Однако закон это не регламентирует. После смены фамилии, даже не регистрируя новые паспортные данные в ЕГРП, гражданин по-прежнему остается собственником и может полноценно распоряжаться своим имуществом.
Важно! В случае решения собственника поменять свидетельство, следует помнить, что переоформлению подлежат лишь сопутствующие документы, само свидетельство переделать уже невозможно, поскольку выдача свидетельств уже отменена.
Отмена выдачи свидетельств
Менять документы на собственность квартиры при смене фамилии в настоящее время не требуется, поскольку, начиная с 15 июля 2016 года, выдача свидетельств была окончательно остановлена.
Теперь Росреестр в качестве подтверждения собственности на недвижимость выдает только выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП).
Как поменять фамилию в ЕГРП
Если собственник недвижимости принял решение сообщить в Росреестр о состоявшейся перемене фамилии после замужества, ему необходимо подготовить ряд следующих документов:
Важно! Согласно законодательству, размер госпошлины за внесение изменений в Реестр для физических лиц составляет 200 руб.
Подать такие документы можно лично в Росреестр или через МФЦ, а также электронным путем на портале Госуслуги. Здесь можно сразу же составить заявку на смену ИНН или пенсионного страхового свидетельства.
Ответственность за то, что владелец недвижимости не сообщил в Росреестр о перемене паспортных данных, не предусмотрена. Поэтому если собственник все же принял решение внести изменения в Реестр, он может сделать это в любое удобное время, даже если с момента получения нового паспорта прошло больше года.
Как смена фамилии влияет на право собственности недвижимости. И почему документы нужно приводить в порядок
Может ли смена фамилии повлиять на квартплату и право собственности? Эксперты объясняют.
Сайт «РИА Недвижимость» решил выяснить, как переоформлять документы на недвижимость в случае смены имени или фамилии.
При этом закон не устанавливает обязанности правообладателя уведомлять Росреестр о смене таких данных как фамилия.
Также не существует и никакого законодательного обязательства уведомлять управляющую компанию о смене фамилии или имени.
«В целом, до тех пор, пока вы платите, ЖКХ все равно под какой фамилией вы это делаете, — констатирует ведущий юрисконсульт КСК ГРУПП Ирина Михеева. — Но сообщить об изменения, скорее, в ваших интересах, так как вам могут понадобиться справки, документы, связанные с местом жительства, а бюрократию на местах еще никто не отменял. Чтобы лишний раз не носить с собой свидетельство о расторжении или регистрации брака, сообщите один раз и спите спокойно».
Кроме того, привести все документы в порядок будет необходимо при любых операциях с этой недвижимостью. Например, продажа квартиры, или ее дарение. Выделение доли из недвижимого имущества, перепланировка (с ее согласованием), залог недвижимости — все это потребует документов, подтверждающих право собственности. И лучше, когда фамилия в них правильная.
А если речь идет о нежилой недвижимости? Нужно ли менять фамилию владельцу, который, будучи ИП, сдает эту недвижимость в коммерческую аренду?
Нужно. Его фамилия фигурирует в документах, которые подтверждают право собственности (с 2015 года это выписка из Единого государственного реестра недвижимости, ЕГРН). А также его фамилия в договорах аренды. А значит, в случае смены фамилии, документы нужно привести в порядок.
Кстати об аренде. Сейчас, когда бизнес возвращается к работе после снятия ограничений, не все хотят возвращаться в арендованные офисы. Кто-то нашел более выгодный вариант, кто-то оптимизировал удаленную работу, а кто-то просто будет закрывать компанию, поскольку не справились с кризисом.
Но кто-то не смог договориться с арендодателем, которые, в свою очередь, тоже сидят на кредитах, и не хотят закрывать свой прибыльный бизнес. Как тут быть?
Специалисты КСК ГРУПП предлагают решение: снижение арендных платежей и предоставление отсрочки.
Сейчас актуально, потому что:
Мы можем помочь:
Оставляйте контакты, расскажем, как вашей компании сэкономить:
Смена фамилии и переоформление документов на недвижимость: что нужно знать?
Жизненные ситуации бывают самые разные, часто после смены фамилии или имени собственники недвижимости или те, кто осуществлял различные операции с ней, не в полной мере владеют информацией обо всех нюансах. В этом материале мы подробно разберем данный вопрос.
Право собственности
Прежде всего после смены фамилии (имени, отчества) нужно произвести замену паспорта гражданина РФ, основного документа. Осуществить это необходимо в течение 30 дней. После этого в случае необходимости можно менять остальные связанные с недвижимостью документы.
Законом обязанность правообладателя сообщать в Росреестр о смене фамилии не установлена, человек по-прежнему сохраняет статус собственника. При необходимости проведения новой сделки предъявления, например, свидетельства о браке будет достаточно.
Однако, чтобы в дальнейшем не возникло затруднений при взаимодействии с госорганами, рекомендуется заблаговременно обновить информацию в Росреестре. Тогда не придется тратить на это время в ситуации, когда возникнет потребность в выписке из ЕГРН или каких-либо других действиях. Поскольку законом не предусмотрены сроки уведомления Росреестра, это можно реализовать в любое время.
Для этого нужно подать заявление либо в Росреестр, либо в МФЦ (обратите внимание — нужно отделение МФЦ, которое находится по месту расположения недвижимости). Если ваше личное присутствие невозможно, заявление можно подать через электронный сервис Росреестра, в этом случае потребуется наличие электронной подписи.
Аналогично обстоят дела и с правоустанавливающими документами на дачу. На смену кадастровому паспорту и свидетельству о праве собственности пришла выписка из ЕГРН, законом обязанность правообладателя сообщать в Росреестр о смене фамилии (имени) не установлена. Но для избегания дальнейших возможных трудностей рекомендуется изменения внести.
В законе ничего не сказано о том, что после смены фамилии или имени у человека возникает обязанность уведомить об этом управляющую компанию (УК). По большому счету, пока платежи исправно поступают, для ЖКХ не имеет значения, под какой фамилией вы их осуществляете. Однако в ваших интересах оповестить УК, поскольку в дальнейшем может возникнуть потребность в различных справках, связанных с местом проживания, и пр., бюрократия здесь заявит о себе. Для внесения изменений напишите соответствующее заявление, где должна содержаться просьба о корректировке данных по лицевому счету, прикрепите документальное подтверждение и направьте в УК.
Налоговые органы
Обязанность информировать налоговую службу о смене данных у граждан отсутствует, при взаимодействии с налоговиками вам будет достаточно документального подтверждения смены фамилии. Для идентификации вас, как налогоплательщика, используется ИНН — смена фамилии не влечет за собой изменение данного номера. Как и в других случаях, из практических соображений налоговую службу лучше уведомить. Это упростит жизнь в дальнейшем, например, когда вы будете обращаться в госорганы, устраиваться на работу, оформлять кредит и пр. Для этого удобнее всего воспользоваться онлайн сервисом ФНС России. Подать заявку на получение нового свидетельства можно также через портал Госуслуг или МФЦ, но для получения его на руки потребуется ваше личное присутствие.
Ипотека
Как видим, почти все документы, касающиеся недвижимости, не требуют обязательного внесения изменений, это остается добровольным делом и позволяет обеспечить себе комфорт в дальнейшем. Но ипотека в этом отношении относится к разряду исключений.
В большинстве случаев ипотечные договоры обязывают заемщика информировать банк, если произошли какие-либо изменения в части его личных данных. Порядок информирования и сроки содержатся там же. Если в договоре данного положения нет, рекомендуется уточнить этот вопрос у банка.
Потенциально невыполнение заемщиков данной обязанности может повлечь за собой некоторые трудности. Например, с идентификацией плательщика из-за расхождения между новой фамилией и той, что указана в ипотечном договоре. Как следствие, появляется риск несвоевременного прохождения платежа. Юристы также рекомендуют не забывать и о сопутствующих ипотеке документах, внеся изменения в них, в частности, в договор ипотечного страхования.
Если у вас новые паспортные данные: нужно ли менять документы на квартиру при смене фамилии?
Паспортные данные владельца недвижимости, в том числе его Ф. И. О., — это информация, которую в обязательном порядке вносят в ЕГРН при регистрации прав собственности.
Поэтому в случае смены фамилии, например, при заключении брака (либо по каким-то иным причинам), возникает необходимость переоформления документов на квартиру.
Надо ли переоформлять бумаги на жилье?
После процедуры регистрации или расторжения брака и последующей смены фамилии менять документы, устанавливающие права на недвижимость, не нужно. Для их подтверждения достаточно будет приложить документ, подтверждающий изменение персональных сведений.
Право на обмен правоустанавливающих документов на квартиру в связи со сменой персональных сведений о гражданине правовыми нормами РФ оставлено за собственником жилья.
Ограничений по срокам тоже нет — гражданин может изменить данные в ЕГРН даже через несколько лет после смены фамилии.
Если изменения произошли во время купли-продажи
В том случае, если Ф. И. О. собственника поменялись во время совершения сделки, переоформлять бумаги, подтверждающие факт владения жильем, нет необходимости.
Для проведения сделки достаточно будет подтвердить произошедшие изменения, предоставив в Росреестр свидетельство о заключении брака или его нотариально заверенную копию.
Перед началом процесса регистрации договора купли-продажи в Росреестре документы, свидетельствующие об изменении персональной информации участника сделки, необходимо будет показать сотруднику регистрационной палаты для внесения соответствующих изменений в единую базу.
Прекращение выдачи свидетельств о праве собственности
Выдача свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество граждан была прекращена Росреестром 15 июля 2016 года.
С этого момента физическим и юридическим лицам выдается только выписка из государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписка подтверждает, что на дату выдачи за гражданином зарегистрировано право на объект недвижимости.
Изменения в документах, устанавливающих право собственности на недвижимое имущество, из-за смены данных паспорта владельца не вносятся.
Соответственно, женщина после регистрации брака и переоформления документов вправе распоряжаться своим имуществом в полной мере, предварительно подтвердив наличие изменений документально: приложив свидетельство о браке или копию страницы паспорта с информацией о ранее выданном документе.
Штрафные санкции
Не предусматривается ответственности и штрафов для тех граждан, которые не произвели замену свидетельства о праве собственности после изменения Ф. И. О. или других персональных данных. Сроки внесения соответствующих исправлений в Единый Государственный Реестр Недвижимости также не ограничены. Гражданин может подать заявление на изменение персональных данных даже спустя несколько лет после фактической смены Ф. И. О.
Какие органы нужно уведомить?
Несмотря на отсутствие требований о внесении изменений в ЕГРН на законодательном уровне, все же следует уведомить о смене данных паспорта Росреестр. Внесение необходимых правок в запись Единого Государственного Реестра позволит избежать возможных проблем и задержек при операциях с недвижимостью.
Нужно обратиться в организацию, имея на руках:
Подать документы можно 3 способами:
Что будет, если не уведомить Росреестр о новых данных при совершении сделок с жильем?
Сделка по отчуждению объекта недвижимости может считаться завершенной только после государственной регистрации перехода права собственности от продавца к покупателю. Как правило, эта процедура проходит достаточно быстро и занимает не более 14 дней.
Однако, в некоторых случаях регистратор может приостановить сделку, и несоответствие данных в предоставленных документах может послужить этому причиной.
Согласно статье 26 ФЗ РФ № 218, сделка в таком случае может быть приостановлена на срок до 30 календарных дней. После истечения этого срока, если причины не были устранены, в регистрации может быть отказано.
Переоформление правоустанавливающих бумаг на квартиру после изменения Ф. И. О. или других персональных данных — процедура необязательная, однако, для того чтобы избежать возможных проблем и задержек при совершении сделок с объектами недвижимости, следует написать заявление в соответствующие органы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.