нужно ли платить за обслуживание газового оборудования в квартире
Договор обслуживания внутридомового газового оборудования
Хотелось бы узнать, насколько законно поступают наши газовые службы. Мы проживаем в дачном товариществе. Газ проводили за свой счет. Оплачиваем все правильно. Но теперь ежегодно нас заставляют заключать договор на обслуживание газа. Приходит газовщик, проверяет краны и за это берет 1500 руб. Если не соглашаемся впускать, угрожают отрезать газ. Разве обслуживание не входит в стоимость за куб газа?
Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила).
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.
Порядок заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового (для домовладений) и внутриквартирного газового оборудования установлен Правилами.
Пункт 16 Правил предусматривает, что техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении – собственник домовладения (пп. «б» п. 17 Правил).
Заключение договора со специализированной организацией – это обязательное условие обеспечения безопасного использования и содержания газового оборудования.
Обратите внимание, что неисполнение такой обязанности собственником помещения является основанием для привлечения к административной ответственности.
Так, в силу ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 5 до 20 тыс. руб.; на юридических лиц – от 40 до 100 тыс. руб.
Вопрос о полноте исполнения обязательства специализированной организацией и оплаты оказанных ею услуг находятся несколько в иной плоскости.
В вашем договоре должен быть определен объем работ, подлежащих выполнению. Минимальный перечень обязательных к выполнению работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования установлен тем же постановлением Правительства РФ (приложение к Правилам).
Если услуги оказываются не в полном объеме, отражайте это в акте выполненных работ, который предоставляет вам исполнитель. Фиксируйте, что кроме проверки кранов никакие работы выполнены не были. На основании акта можно будет обратиться к исполнителю с претензией о снижении стоимости услуг.
газового оборудования в квартире»,»float»:»right»>]»>
Новости
В адрес Краснодаргоргаза приходит много вопросов от абонентов по оплате квитанций технического обслуживания внутридомого и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО/ВКГО). Отвечаем на самые популярные.
Почему я должен заключать бессрочный договор технического обслуживания с Краснодаргоргазом?
Согласно правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ 21.07.2008 № 549, Вы обязаны заключить договор о техническом обслуживании и ремонте ВДГО со специализированной организацией.
Договор заключается один раз или каждый год новый?
Вы заключаете договор с Краснодаргоргазом один раз, а потом ежегодно проводите ТО.
Почему я должен платить по квитанции, если ко мне газовики не приходили с начала года?
Потому что своевременное прохождение ТО газового оборудования – это личная ответственность собственника. Именно вы вызываете мастера в удобный вам день, заключаете договор технического обслуживания (если он не был заключен ранее), оплачиваете, а затем мастер проводит работу.
Я плачу по квитанции — что дальше? Сколько мне придется ждать? И где гарантия, что обо мне вообще не забудут?
О вас точно никто не забудет – данные об оплаченных квитанциях приходят напрямую в Краснодаргоргаз. Вы можете позвонить по многоканальному номеру: 992-04-04, сверить оплату и согласовать удобное вам время визита специалиста.
Если у меня нет договора с Краснодаргоргазом, но я все равно получил квитанцию, почему я должен платить? Это вообще законно?
Оплата по квитанции и есть подтверждение заключения договора. Вы подпишете его на месте, после того, как мастер выполнит все работы.
По закону, как собственник газового оборудования вы должны проводить его техническое обслуживание не реже одного раза в год (согласно Постановлению Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»).
У меня претензии к качеству работ: осмотр проведен поверхностно, акт об оказании услуги не выдан – а сумма-то в квитанции стоит внушительная.
Вы оплачиваете услугу АО «Краснодаргоргаз», а значит к вам придет квалифицированный сотрудник компании: в форме, с удостоверением, онлайн-кассой и обязательно выдаст необходимые документы.
Если вы вызвали стороннего специалиста (без документов и гарантии безопасности) и остались недовольны его работой – это только доказывает необходимость тщательно проверять документы специалиста. Внимательно смотрите квитанцию – убедитесь, что оплачиваете услуги именно АО «Краснодаргоргаз». К сожалению, сегодня в Краснодаре работает много недобросовестных организаций, которые не гарантируют безопасность и не несут никакой ответственности перед клиентом.
Почему мой сосед получил квитанцию со скидкой 10%, а я нет?
АО «Краснодаргоргаз» предоставляет скидку абонентам, ежегодно добросовестно проходящим ТО в компании. Если вы четко следуете закону, заботитесь о своей безопасности – компания готова идти навстречу, предлагая различные программы лояльности.
У меня уже есть договор сервисного обслуживания с фирмой-производителем котлов. Выходит я должен платить дважды?
Важно отличать техническое обслуживание и сервисное обслуживание. Ежегодное техническое обслуживание ВДГО/ВКГО – это закон, которому должен следовать каждый владелец газоиспользующего оборудования. От него зависит поставка газа в ваш дом.
Сервисное обслуживание предоставляет фирма, поддерживающая Вас как клиента при эксплуатации приобретенного газового оборудования. Это не регламентировано законом и является вашей личной дополнительной гарантией безопасности.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Памятка для потребителя Техническое обслуживание газового оборудования
Памятка для потребителя Техническое обслуживание газового оборудования
Что такое ВДГО? Зачем проводить его техническое обслуживание? Является ли оно обязательным? И чем грозит отсутствие договора на техническое обслуживание с газораспределительной организацией?
Кто несет ответственность за состояние газового оборудования?
Определим зону ответственности. За содержание газоиспользующего оборудования (плиты, колонки) в квартире, либо в частном доме несет ответственность собственник жилья. А за газовое оборудование, входящее в общее имущество многоквартирных домой, согласно Жилищному кодексу, отвечают товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющие компании (УК) или сами собственники жилья при непосредственном управлении домом.
К общему имуществу жильцов относятся: фасадный газопровод с отключающим устройством, внутриподъездный газопровод, включая стояки и часть газопровода в квартире до отключающего устройства непосредственно на газовое оборудование потребителя. Таким образом, ТСЖ и УК обязаны своевременно заключать договоры со специализированной организацией на техобслуживание и ремонт общего внутридомового газового оборудования. А каждый собственник жилого помещения должен заключить договор на техническое обслуживание своего внутридомового газового оборудования.
Чем грозит отказ от проведения технического обслуживания и заключение договоров на ТО ВДГО?
Сколько стоит техобслуживание?
Стоимость услуг на техническое обслуживание газового оборудования по договору рассчитывается в каждом конкретном случае индивидуально. При этом учитываются количество и технические характеристики установленного квартире абонента оборудования. С расценками на техобслуживание можно ознакомиться на официальном сайте: http://www.alaniagaz.ruв разделе «Абонантам».
Какие услуги входят в стоимость технического обслуживания?
В типовом договоре на ТО ВДГО в пункте «Предмет договора» содержится перечень работ по техническому обслуживанию. Так, в техобслуживание наружных газопроводов входит:
В перечень работ по техобслуживанию внутридомового газового оборудования и газопровода входит:
Работы, не вошедшие в этот перечень, выполняются в соответствии с заявкой и относятся к ремонтным. При возникновении неисправностей оборудования, требующих замены или ремонта элементов оборудования, стоимость ремонта и запасных частей оплачивает абонент.
В случае обнаружения утечки газа устранение производится бесплатно.
Как заключить договор на техобслуживание?
Процедура заключения договора не сложна.
Первый этап.Собственник жилья приходит на инструктаж по правилам безопасного пользования газом и получает абонентскую книжку (если ее нет) в газораспределительной организации по месту жительства. Хотя этот документ должен быть у каждого собственника жилого помещения. В этой книжке фиксируется все газовое оборудование, установленное в квартире (доме), делаются отметки о прохождении инструктажей, о ремонтных работах, произведенных слесарями, и т.д.
Второй этап.В архиве необходимо сверить соответствие установленного оборудования зарегистрированному в газораспределительной организации. У некоторых потребителей возникают проблемы именно в этом этапе. Дело в том, что многие пользователи газа самовольно меняют газовые плиты, колонки (что категорически запрещено), при этом не ставят в известность газораспределительную организацию, не вносят изменения в проект своего жилья. В итоге, не переоформив, не вносят изменения в проект своего жилья. В итоге, не переоформив своевременно газовое оборудование, они сталкиваются с несоответствием и дополнительной волокитой.
Гдезаключить договор на техническое обслуживание?
В ООО «Газпром Межрегионгаз Владикавказ» и его районных филиалах. Контактная информация: г. Владикавказ, ул. Транспортная, 10.
Телефон для справок: 76-62-81, 44-07-82, 51-40-94.
Газ в квартире: чек-лист по правилам безопасности
Обязанность по содержанию в надлежащем состоянии внутридомового газового оборудования лежит на управляющей или обслуживающей компании, ТСЖ, а при непосредственном управлении — на жильцах дома. Следить за внутриквартирным газовым оборудованием собственники жилья должны самостоятельно — это серьезная ответственность.
Разбираемся с экспертами, как проверять и содержать газовое оборудование в квартире, чтобы избежать штрафов, отключений и не поставить безопасность дома под угрозу.
Договор
Каждый потребитель газа в многоквартирном доме обязан заключить со специализированной организацией договор на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования в квартире. По договору такая организация обязана осуществлять техобслуживание внутриквартирного газового оборудования не реже раза в год.
«Работы проводятся на основании обязательного минимального перечня работ и услуг, в который входят осмотры целостности сетей и оборудования, проверка герметичности соединений и отключающих устройств, разборка и смазка кранов, регулировка процесса сжигания газа на всех режимах работы, очистка горелок от загрязнений, проверка давления газа перед газоиспользующим оборудованием при всех работающих горелках и после прекращения подачи газа, проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах и состояния соединительных труб с дымовым каналом», — рассказывает эксперт Общественного совета при Минстрое, глава АНП «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая.
Инструктаж
Когда проверка и все необходимые работы аттестованного специалиста в квартире закончены, для жильцов должен быть проведен инструктаж по безопасному использованию газа. После этого подписывается акт выполненных работ с указанием их полного перечня. Если специализированная организация не провела техобслуживание или сделала это некачественно, потребитель вправе требовать возмещения ущерба, отметила Татьяна Вепрецкая.
На практике инструктаж проводится не всегда, но основные правила обращения с газовым оборудованием в квартире сформулированы Мосгазом и доступны к ознакомлению.
Чек-лист Мосгаза по правилам безопасности
Допуск в квартиру
Важная обязанность потребителя — допуск сотрудника Мосгаза в помещения, где расположено газовое оборудование, для планового осмотра или при аварийной ситуации. «При плановом осмотре потребителя должны заблаговременно предупредить, в аварийной ситуации впускать специалиста нужно незамедлительно. Если гражданин игнорирует требование о допуске, специализированная организации имеет право отключить от газа весь многоквартирный дом. Из-за отказа даже одного потребителя от допуска в квартиру для проверки оборудования газ не подключается», — подчеркивает Вепрецкая.
Поскольку в случае аварийной ситуации жильцы обязаны немедленно предоставить доступ в дом сотрудникам Мосгаза, ведомство составило инструкцию, помогающую отличить сотрудника коммунальных служб от мошенников.
Сотрудники Мосгаза имеют собственную униформу — это спецодежда темно-синего цвета с оранжевой кокеткой, с символикой организации и со светоотражающими полосками. Проверяющий также обязан предъявить абоненту служебное удостоверение, а по требованию жильца — и основной документ, удостоверяющий его личность.
Оплата
Платить за газ потребитель должен регулярно. Юрист Антон Пономарев рассказал, из каких статей складываются расходы по использованию газа в квартире:
Основные признаки неисправностей
Первые признаки неисправности газового оборудования может определить не только специалист. «Если, подходя к прибору, вы чувствуете пусть даже легкий запах газа, значит оборудование требует проверки. Современные приборы не должны этого допускать, в том числе и в работающем состоянии, поэтому наличие запаха является серьезным признаком неисправности оборудования, — говорит Татьяна Вепрецкая. — Еще один важный признак неисправности — замедление работы нагревательного котла или газовых конфорок: нагрев воды идет медленно, газовые конфорки выдают пламя меньше обычного или духовой шкаф не нагревается до должной температуры».
Если у газового оборудования или прибора учета закончился срок эксплуатации (обычно это от 10 до 15 лет на оборудование и до 10 лет на приборы учета), его нужно менять или обратиться в Мосгаз за оценкой состояния техники и продолжать эксплуатацию только после нее.
Когда могут отключить газ
По закону подача газа в квартиру может быть прекращена частично или полностью. Но, по словам юриста Антона Пономарева, это законно не всегда — только если пользователь предварительно уведомлен и только в следующих случаях:
«Ненадлежащее предоставление услуги по газоснабжению может стать поводом для подачи жалобы в Роспотребнадзор и жилищную инспекцию», — предупреждает Пономарев.
Разве нужно платить за газ в доме, где никто не живет?
Пока собственница дома не может вернуться в Россию из-за пандемии, ей возобновили выставление счетов за потребление газа. И это после того, как срок действия ее договора с поставщиком газа истек. Что делать?
В редакцию «АГ» обратилась женщина с вопросом: правомерно ли выставление счетов за потребление газа в доме, в котором никто не проживает? По ее словам, в октябре 2018 г. она выехала за границу, заблаговременно сообщив поставщику газа о своем предстоящем отсутствии. После окончания действия договора поставки газа поставщик, не получив подтверждения, что женщина все еще в отъезде и газом не пользуется, возобновил его подачу по факту подключения и стал осуществлять начисления по средним нормам потребления. «Когда я спросила по телефону, аннулируют ли они начисления после моего возвращения и проверки счетчика, мне сказали, что нет. Из-за пандемии вернуться в Россию пока не получается. Что делать в такой ситуации?» – спрашивает читательница.
Начисления за газ, который никто не потреблял, – это законно?
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 определены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила). Именно этим постановлением регулируются отношения поставщика газа, который обеспечивает подачу природного газа по газораспределительной сети, и абонента, т.е. стороны договора, которая принимает поставленный газ и обязана оплатить его. Абонентом может выступать гражданин, в том числе собственник или наниматель жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Газовые поставщики настоятельно рекомендуют заключать договоры в письменном виде. В п. 13 Правил предусмотрен исчерпывающий список оснований отказа в заключении договора, в числе которых: непредставление необходимых документов, отсутствие газопровода или технической возможности подачи газа и т.д. Согласно п. 14 Правил договор между поставщиком газа и абонентом заключается на неопределенный срок. Но он может иметь и конкретный срок действия по желанию заявителя. Тем же пунктом Правил предусмотрено, что если первая подача газа гражданину имела место до оформления договора, то он считается заключенным с момента первого подключения внутридомового газового оборудования к газораспределительной (присоединенной) сети.
Если гражданин не проживает дома и своевременно сообщил о своем отсутствии, то начисления за потребление газа по средним нормам не могут осуществляться. Этот вывод следует из п. 31 Правил: «В случае если абонент заблаговременно уведомил поставщика газа о непредставлении сведений о показаниях прибора учета газа в связи с тем, что все граждане, проживающие в жилом помещении (жилом доме), газоснабжение которого обеспечивается в соответствии с договором, будут отсутствовать по этому месту жительства более 1 месяца, положения настоящего пункта не применяются [а именно положения об определении объема потребленного газа в первые три месяца непредставления сведений о показаниях прибора учета исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем и в последующие месяцы в соответствии с нормативами потребления газа]».
Таким образом, если при составлении договора хозяин дома настоял на указании конкретных сроков его действия и перед своим отъездом, например в связи со сменой работы или по семейными обстоятельствами, уведомил газоснабжающую компанию о том, что потребление газа им прекращено, то после истечения договора собственнику дома уже не могут рассчитывать плату за газ по средним показателям. При этом срок отсутствия в газифицированном доме проживающих должен быть более месяца. Отсчет начинается со следующего за первым месяца, когда в доме перестали проживать и потреблять газ.
Вместе с тем согласно п. 61 Правил «в случае если в процессе проверки установлено, что абонент, объем поставки газа которому определяется в соответствии с нормативами потребления газа, не сообщил поставщику газа об изменении обстоятельств, влияющих на определение объема потребляемого газа, произошедших после заключения договора, либо сообщил сведения, недостоверность которых подтверждается уполномоченными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, поставщик газа вправе пересчитать объем поставленного абоненту газа и размер платы за него за период со дня проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев».
То есть в данном пункте Правил предусмотрены последствия передачи собственником дома недостоверной информации о своем отсутствии. Например, если он сообщил газоснабжающей компании, что не будет проживать в доме, но потом сдал его в аренду, то после проверки поставщик учтет объем потребленного газа, и собственнику придется его оплатить. Правда, газовая компания сможет взыскать стоимость потребленного газа не более чем за полгода, даже если дом сдавался года три.
В п. 46 Правил сказано: «До приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа». В случае если был подписан договор о поставке газа, имеющий конкретный срок действия, можно воспользоваться правилом об обязательном уведомлении газоснабжающей компании. Газовщики должны направить уведомление о прекращении поставки газа за 20 календарных дней до этого.
Такое уведомление должна была получить и читательница, обратившаяся в «АГ» с вопросом. Однако вместо этого поставщик предпочел без проведения проверки и учета потребления газа в домовладении автоматически продлить договор, срок действия которого истек, и возобновил расчет платы за газ, несмотря на отсутствие подтверждения, что им в доме пользуются. Причем, судя по письму, женщина выполнила все условия для того, чтобы ей не приходилось платить за газ, который она не потребляет. Но поставщик трактовал Правила в свою пользу.
Что же теперь делать?
1. В ситуации, аналогичной описанной автором вопроса, собственник вправе направить претензию газоснабжающей компании. А в случае продолжения выставления счетов можно будет обратиться в суд по основаниям, которые нами указаны выше.
2. Если причины расчета платы за потребление газа неизвестны, для их выяснения собственник может лично явиться в офис или попросить об этом другого человека, заблаговременно выдав ему доверенность.
Есть несколько способов оформить доверенность, находясь за границей:
3. Важно понимать, что собственник имеет право расторгнуть договор с поставщиком при условии, что он оплатил потребленный газ. При этом домовладение должно быть официально отключено от газораспределительной сети, что подтверждается актом, подписанным сторонами расторгаемого договора.
Доверенное лицо может расторгнуть договор поставки газа, подписать вместо собственника акт о том, что домовладение отключается от газоснабжения, и установить заглушки или демонтировать оборудование. Указанный акт обычно предоставляется газовой компанией и является типовым. Тем не менее его нужно внимательно прочитать перед подписанием.
4. Доверенное лицо также может провести сверку счетов за потребленный газ. При выявлении переплаты можно потребовать компенсацию. Сначала нужно будет направить претензию газоснабжающей компании. В случае неудовлетворения ею требований можно смело обращаться в суд на основании документов сверки. Суду нужно будет представить свои расчеты и доказательства, что никто в доме не пользовался газом в спорный период. Такими доказательствами могут быть: уведомление об отъезде, направленное поставщику газа заблаговременно и принятое им под печать и подпись; подтверждение проживания в другом месте (билеты, регистрация, виза и др.), свидетельские показания.