они вошли в квартиру и прохожая сразу наполнилась веселыми голосами
Они вошли в квартиру и прохожая сразу наполнилась веселыми голосами
Григорий Георгиевич Белых
«САЛАМАНДРА» — ШАЙКА УДАЛЬЦОВ
Это был такой огромный домина, что если пройтись по проспекту, посмотреть на другие здания, то просто смешно становилось от сравнения, как будто стояли вокруг не дома, а скворечники какие-нибудь или будки собачьи.
Говорили, что, когда строили этот дом, даже кирпича не хватило, и оттого подорожал он на четвертак за сотню.
А строили его потому, что будто бы домовладелец Халюстин поспорил со своим приятелем, домовладельцем Бутылкиным, кто выше построит.
Халюстин место откупил, приказал до шести этажей возводить. А когда фундамент закладывали, молебен отслужил и сам на углы по золотой десятке замазал.
Бутылкин, узнав, что дом Халюстина в шесть этажей, стал строить на семь. Но только не повезло ему. То ли инженеры были плохие, то ли кирпич оказался никудышный, но, когда возвели стены до пятого этажа, а Бутылкин приехал осматривать кладку, рухнул дом, похоронив под развалинами десятки рабочих и самого Бутылкина.
Халюстин выиграл спор. Достроил свой шестиэтажный дом и переехал в него, сдав все флигеля внаем.
Был дом как город. Выходил на три улицы. Одних окон на наружном фасаде до семисот штук было. А вывесок разных, больших и малых и очень маленьких, — как заплаток на старом халате.
На углу, над парикмахерской, висела зловещая черная рука с длинным указательным пальцем. Рядом качался деревянный калач с облезшей позолотой. Около булочной важно выпятился желтый, как попугай, почтовый ящик.
Дальше расположились: бакалейная лавка, парфюмерный магазин и «часовая мастерская Абрама Эфройкина», в единственном окне которой вечно торчала лохматая голова самого Эфройкина.
За мастерской следовали: табачный магазин — голубая вывеска, колбасная — черная с золотом и, наконец, вывеска сапожника мастерской ярко оранжевого цвета.
Буквы на ней были неровные, с замысловатыми хвостиками. Издали казалось, что они, построившись в ряд, подплясывают. Но все же можно было без труда прочесть:
А в окне мастерской висел тетрадочный лист бумаги, приклеенный к стеклу хлебным мякишем, и на листе крупно чернилами намалевано:
Русский язык и культура речи (стр. 7 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
1. Мы тотчас поладили и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски по-немецки и всем наукам но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски. 2. Она уронила ложку в кастрюльку и слезы потекли по ее лицу. 3. Долг требовал чтобы я явился туда где служба моя могла ещё быть полезна отечеству. 4. Он спас мне жизнь потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны. 5. По словам дворовых приказные сгорели в то время как повалилась кровля. 6. Я слыхал что Дубровский нападает не на всякого и что в убийствах никто его не обвиняет. 7. Несмотря на то что он был необыкновенно силён физически он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер его видели навеселе. 8. В этот момент настала глубокая тишина и секретарь звонким голосом стал читать определение суда. 9. Проезду нет от разбойников и следует принять меры. 10. Подали знак и меня оставили в покое. 11. Сын мой участвовал в замыслах Пугачева и государыня избавляет его от казни! 12. Вы просите за Гринёва и вы надеетесь его спасти? 13. О, этот Швабрин превеликий разбойник и если попадется ко мне в руки я велю его судить в 24 часа. 14. Пугачев сел в кибитку и когда увидел в толпе Акулину Панфиловну погрозил пальцем (А. Пушкин). 15. Я хочу определить не почему ты вернулся а почему ты ушёл.
1. Всегда ставится запятая в сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях перед союзом
2. Запятая ставится перед составными союзами тогда как; в то время как; между тем как; потому что и др. в сложноподчинённом предложении
3. Запятая ставится между двумя стоящими рядом союзами, союзом и союзным словом, если дальше нет слов то, так, но (кроме тех случаев, когда первым идёт союз а)
4. Запятая ставится, если это два безличных предложения с несинонимичными главными членами
5. Запятая не ставится, если это два придаточных предложения, имеющих общее главное
6. Запятая не ставится, если это два главных предложения, имеющих общее придаточное
7. Запятая не ставится, если два предложения имею какую-либо общую часть
8. Запятая не ставится, если это два односоставных предложения одного вида (кроме безличных с несинонимичными главными членами)
9. Запятая не ставится, если это два восклицательных предложения
10. Запятая не ставится, если это два вопросительных предложения
11. Запятая не ставится внутри составных союзов тогда как, в то время как, между тем как, потому что и др.
12. Запятая не ставится, если перед подчинительным союзом стоит не
13. Запятая не ставится перед первым союзом и, если он соединяет однородные члены и дальше нет слов то, так, но
14. Запятая не ставится между двумя стоящими рядом союзами, союзом и союзным словом, если первым идёт союз а или дальше есть то, так, но
Упражнение 9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Распределите номера предложений в соответствующие строчки. Знаки препинания не расставлены.
1. Выстрел был удачен одному оторвало голову двое были ранены. 2. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку. 3. Сами изволите знать офицеру гвардии нужно содержать себя приличным образом. 4. Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское Кирила Петрович без него скучал. 5. Вдруг Дубровский вздрогнул в укреплении сделалась тревога. 6. Осаждающие побежали разбойники с криком устремились за ними (А. Пушкин). 7. Молвит слово соловей поёт. 8. Нет умного соседа с книгой беседуй. 9. Восходит солнце начинается день.
1. Ставится двоеточие, если вторая часть разъясняет содержание первой (можно вставить а именно)
2. Ставится двоеточие, если в первой части содержится предупреждение, что дальше последует изложение какого-либо факта (могут быть глаголы смотреть, слышать, понимать и др.; можно добавить и увидел, что; и понял, что. )
3. Ставится двоеточие, если вторая часть называет обоснование, причину того, что происходит в первой (можно добавить потому что, так как)
4. Ставится тире, если во второй части есть указание на быструю смену событий
5. Ставится тире, если во второй части содержится противопоставление
6. Ставится тире, если вторая часть представляет собой следствие, вывод из первой части
7. Ставится тире, если в первой части указывается время совершения действия или условие (можно добавить союзы когда, если)
8. Ставится тире, если вторая часть – сравнение (можно добавить союз будто, словно)
Упражнение 10. Предложения с прямой и косвенной речью, цитирование. Распределите номера предложений в соответствующие строчки. Знаки препинания не расставлены.
1. Здорово как бишь тебя зовут сказал ему Троекуров зачем пожаловал?
2. Кто там смел рот разинуть сказал грозно исправник какой барин какой Владимир Андреевич барин ваш Кирила Петрович Троекуров слышите ли олухи
Как не так сказал тот же голос
Да это бунт кричал исправник Гей, староста сюда
3. Пугачёв посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкою Хорош у тебя лазарет
4. Отворяй сказал Пугачёв
5. Бедный Миронов сказал генерал а что Маша капитанская дочка она осталась в Белогорской крепости отвечал я.
1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то на схеме это выглядит так:
2. Если слова автора стоят после прямой речи, то на схеме это выглядит так:
3. Если слова автора разрывают прямую речь, то на схеме это выглядит так:
4. Если слова автора разрывают прямую речь и даны сразу две реплики в подбор, то на схеме это выглядит так: «П, – а. – П». – «П!» – а. «П, – а. – П?». – «П», – а.
5. Если слова автора разрываются прямой речью, то на схеме это выглядит так:
В зависимости от требований контекста вместо тире может ставиться запятая
6. При диалоге схема выглядит так:
6. Если авторская ремарка заканчивается словами и добавил, и повторил, продолжил и т. д., перед вторым тире ставится двоеточие
7. Встречаются примеры, когда слова автора заканчиваются причастным оборотом, деепричастным оборотом и прочими конструкциями, требующими после себя второй запятой – но вместо неё идёт прямая речь. Тогда отсутствующая запятая переносится и ставится после прямой речи, тире же в этом случае не требуется.
1. Вставьте пропущенные знаки препинания. Дайте комментарий.
А. 1. Настроение у Платонова было мрачное и на замечание начальника он отреагировал не сразу. 2. Они вошли в квартиру и прихожая сразу наполнилась веселыми голосами. 3. Администратор просил не позже трех часов сообщить нужно ли приглашать музыкантов. 4. В голове у нее немного прояснилось по крайней мере она достаточно четко представляла себе в каком направлении двигаться дальше. 5. Рослый, начавший полнеть и лысеть он все еще сохранял определенную привлекательность. 6. Мартовское солнце было ослепительно ярким и глядя на небо из окна второго этажа она легко представила что уже разгар лета. 7. Был он высок и строен по-спортивному подтянут хотя на вид был пожалуй ровесником Кабанова. 8. «Если послы согласятся на наши условия пожалуй им собольи шубы», – приказал царь. 9. Язык одно из самых важных и самых древних общественных явлений. 10. Знать язык лучше чем сейчас моя мечта. 11. Теперь им предстояло самое трудное они должны были покинуть товарища. 12. Ни стога, ни столба, ни забора ничего не было видно.
Б. 1. Кроме всех этих внешних благородных достоинств Далецкий располагал целым рядом достоинств чисто практических. 2. Гордость отечественного спорта команда горнолыжников вернулась с международных соревнований победительницей. 3. Принцип, по которому Кира подбирала свою домашнюю библиотеку остался для него неясен. 4. Игорь потихоньку вышел из квартиры дверь которой как ему показалось вообще никогда не запиралась. 5. Закрыв сейф и выскочив на улицу через бюро пропусков он тут же направился к метро. 6. Новый сотрудник молодой специалист не желающий закрывать глаза на явные нарушения. 7. Кабанов нервничал. Гость напротив не выказывал ни малейших признаков беспокойства. 8. Петр Ильич сидевший напротив о чем-то оживленно беседовал с баронессой приехавшей из своего имения погостить. 9. Он известный человек в деловых кругах Петербурга. 10. На улицах площадях в парках и скверах словом всюду царило оживление. 11. Счастьем было все машина на которой они неслись желтые березы дымки из труб обрывки песен долетавшие с передней машины. 12. Генерал повернулся к Насте и посмотрел на нее своими желтыми глазами которые на этот раз излучали неловкость и просьбу извинить за столь кощунственное предположение.
2. Выберите вариант, соответствующий норме.
А. 1. Сотня спортсменов. по стадиону в разные стороны.
а) разбежалась; б) разбежались.
2. Завод-лаборатория. первый опытный образец нового экскаватора.
а) изготовил; б) изготовила.
6. На выставке народного творчества мы восхищались. дымковской игрушки.
а) изяществом; б) изяществу.
Б. 1. Большинство студентов нашей группы. приезжими.
2. 21 студент. заявление в профком.
3. Учёный работал над вопросом, плохо. в научной литературе.
а) разработанном; б) разработанным.
а) молодая; б) молодой.
5. Во многих маршрутных такси требуется оплатить … при входе.
а) проезд; б) за проезд.
6. Летчик-космонавт был удостоен высокой.
а) награды; б) наградой.
А. 1. Спустившись к морю, туристами был разбит палаточный городок.
2. Возвращаясь домой, у Саши слипались от усталости глаза.
Б. 1. Находясь в Германии, у нас состоялась встреча с берлинскими коллегами. 2. Немного подумав, у него отпали сомнения, и он дал согласие.
Задание для самостоятельной работы студентов
Синтаксический разбор предложений.
1. Если человек удаляется от зла, не видя возможности уничтожить его или не находя достаточно средств, чтобы бороться, мы никогда не осмелимся порицать его и даже не откажем ему в уважении, если он заслуживает его другими сторонами своей жизни.
2. Эти обвинения имели бы смысл, если бы борьба, страдания были чем-нибудь обязательным, необходимым для сохранения чести человека, но, как мы уже отмечали, борьба есть ненормальное явление, происходящее от фальшивых отношений, среди которых живет общество.
Литература: [2] с. 339–373, [4] с. 215–279.
Практическое занятие № 10
Тема «Лингвистика текста»
Цель: научить студентов анализировать особенности текстов различных функционально-смысловых типов.
Студент должен знать понятия: текст, текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение; уметь
· определять типы и виды текстов;
· виды связи предложений в тексте;
· производить лингвистический анализ текста.
1. Лингвистическое понятие текст.
2. Основные лингвистические свойства текста.
3. Функционально-смысловые типы текстов.
Основные сведения по теме. Текст (лат. textum – связь, соединение). Целостное речевое произведение, имеющее свое начало, структуру развертывания мысли и конец как ее завершение, связанное в целое темой и основной мыслью.
Текст – результат речетворческого процесса. В каждой национальной культуре и в человеческой культуре в целом есть система текстов:
– художественные тексты, использующие особенности образного отражения и моделирования действительности;
– разговорные тексты, основанные на ассоциативном мышлении;
– научные, или теоретические, тексты, основанные на логико-понятийном воспроизведении результатов познания;
– инструктивные, или прикладные, тексты, основанные на изложении готового знания и рассчитанные на прямое исполнение предписанного;
– информативные тексты, состоящие лишь из перечня фактов (словари, справочники…);
– агитационные тексты, воздействующие на сознание адресатов;
– тексты средств массовой информации, сочетающие особенности информативных и агитационных текстов.
В тексте можно выделить разные планы его содержания:
– предметный план, содержащий информацию о фактах, событиях и т. д.;
– концептуальный план, то есть мысль, появляющуюся в сознании читателя в результате прочтения всего текста, не выраженную непосредственно какой-либо частью (этот план обязателен в художественном тексте, но может отсутствовать в других);
– оценочный план, слабо представленный или вообще не представленный в инструктивных и информативных текстах.
Каждый вид текста имеет свои собственные, присущие именно ему черты. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки, правила построения текста в целом.
Основными признаками текста в самом общем виде являются его цельность (то есть связность, завершенность, исчерпанность речевого замысла) и модальность (то есть наличие в тексте оценки и самооценки, «точки зрения»).
Функционально-смысловые типы текстов
Цель создания текста
Содержание и форма текста
Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: описание
1. Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2. Указание на его принадлежность к классу предметов.
3. Указание на назначение предмета, способы
и области его функционирования.
о предмете в целом дается в начале или в конце.
2. Детализация главного проводится с учетом смысловой значимости деталей.
3. Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4. Используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления.
5. Текст легко свертывается.
Простое и сложное предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.
1. Соблюдается логическая последовательность.
2. Подчеркивается динамизм, смена событий.
3. Композиция хронологизирована.
Простое и сложное предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчеркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.
1. Имеются тезис (положе-ние, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2. Используются размыш-ления, умозаключения, пояс-нения.
3. Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
Все, не относящееся к доказательству, опускается.
Простое широко распространенное и сложное предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами; б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.
По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:
1) с цепными связями;
2) с параллельными связями;
3) с присоединительными связями.
Цепная (последовательная, линейная) связь – самый распространенный способ соединения предложений. Он в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений. Мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее. Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены: местоименные связи (сущ., прил., числ. заменяются в последующем предложении местоименными наречиями); лексические и синтаксические повторы; синонимические замены.
Цепные связи характерны для деловой, научной, публицистической речи.
В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчиненные предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом, параллельные связи по своей природе предназначены для описания и повествования.
Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура: зачин, содержащий мысль-тезис всего текста, затем серия предложений, раскрывающих эту мысль, причем синтаксическими признаками данных предложений являются: параллелизм их структуры; единство форм выражения сказуемых. Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.
Присоединение – такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению: Ефремова жена слыла бабой неглупой – и недаром. (). Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах ().
Присоединительные конструкции содержат дополнительную информацию – по ассоциации, в виде пояснения, комментария. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью. Присоединение имеет более узкое применение в текстообразовании и обычно не способно самостоятельно образовывать тексты.
Текст обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. В тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач.
1.Дайте определение лингвистического понятия текст.
2.Перечислите основные лингвистические свойства текста. Поясните на примере.
Диктант №828
Контрольный диктант по итогам 1 полугодия
Гость
(1)Всё в доме переменилось, всё стало под стать новым обитателям. (2)Безбородые дворовые ребята, весельчаки и балагуры, заменили прежних степенных стариков. (3)На конюшнях завелись поджарые иноходцы, коренники и рьяные пристяжные.
(4)В тот вечер, о котором зашла речь, обитатели дома занимались немногосложной, но, судя по дружному хохоту, весьма для них забавной игрой: они бегали по гостиным и залам и ловили друг друга. (5)Собаки бегали и лаяли, и висевшие в клетках канарейки, беспрестанно порхая, наперебой драли горло.
(6)В разгар чересчур оглушительной потехи, недоступной пониманию дворовых, к воротам подъехал загрязнённый тарантас, и человек лет сорока не спеша вылез из него и остановился в изумлении. (7)Он постоял некоторое время, как бы оторопев, окинул дом внимательным взором, вошёл через приоткрытую калитку в дощатый палисадник и медленно взобрался на рубленное из сосны крыльцо с перилами. (8)В передней никто его не встретил, но дверь залы быстро распахнулась, и из неё, вся раскрасневшаяся, выскочила Шурочка. (9)Мгновенно вслед за ней со звонким криком выбежала вся молодая компания. (10)Удивлённая появлением нежданного и незваного посетителя, Шурочка внезапно затихла, но светлые, устремлённые на него глаза глядели так же ласково.
(11)Гость, а это был не кто иной, как Лаврецкий, представился, и видно было смятение на его лице.
По И. Тургеневу (194 слова.)
Задания к тексту
Добавить комментарий Отменить ответ
Блок ссылок
Мы в социальных сетях
Самые популярные диктанты
Комментарии
Полезные ссылки
Внимание!
Если вы считаете, что размещение материала на данном ресурсе нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом немедленно.
Нормативный аспект
Со всеми словами, которые без не не упот-
не взрачный, не чаянно, не навидеть
С глаголами и их производными в приств-
Лучше не досолить, чем пересолить
не приятель (враг), не добрый (злой), не дале-
слово (его можно заменить синонимом)
С неопределёнными и о рицательными (без
не кому, не чем, не кто, не что, не который
С некоторыми отрицательными наречиями
не зачем, не когда, не где, не куда, не откуда
С причастиями без пояснительных слов
На столе лежали не проверенные работы
С причастиями, прилагательными, наречиями
совершенно не продуманное
нием меры и степени, например: крайне, очень,
проект, поступить крайне не обдуманно
весьма, совершенно, абсолютно
С глаголами, деепричастиями и кратким
не опоздал, писал не торопясь, проблема не
С существительными, прилагательными,
причастиями, наречиями, если есть или под-
вая, а старая, наболевшая. Юноша читал не
напечатанные, а переписанные от руки сти-
хи. Гости разойдутся не скоро
С причастиями, имеющими пояснительные
не выполненная в срок работа
С причастиями, прилагательными, наречия-
ни кого не заинтересовавшее предложение;
ми, если для усиления отрицания использу-
ни сколько не выдуманная история; вовсе не
отрицательные местоимения, наречия
( ни кого, ни сколько, ни чуть, ни где ) или сло-
С краткими прилагательными, если они
не готов, не обязан, не рад, не должен
полной форме не употребляются или имеют
С наречиями, которые выступают в ро
не жаль, не нужно, не надо, не видно
сказуемого в безличных предложениях
С числительными, предлогами (кроме несмот-
не один, не тот, не на кого, не под силу
ря на, невзирая на ), союзами, частицами, ме-
стоимениями и некоторыми наречиями
Пользуясь орфографическим словарём, составьте список из 100 слов. Обратите внимание на то, что в списке должны быть представлены слова с десятью разными орфограммами. Отметьте в каждом слове орфограмму и сформулируйте правило, в соответствии с которым пишется слово.
Практикум по пунктуации
Определите, нужны ли в помеченных символом ∆ местах знаки препинания. Мотивируйте свой выбор, пользуясь приведёнными ниже таблицами. Положительный ответ обозначьте буквой А, отрицательный – Б:
Случаи постановки запятой
1. Гордость отечественного спорта ∆ команда горнолыжников ∆ вернулась с международных соревнований победительницей.
2. Из-за сильных морозов ∆ во многих городах и поселках Приморья вышла из строя отопительная система.
3. Воздух неподвижно дымился светом ∆ густым ∆ как известковая пыль.
4. Я беру тебя с собой ∆ как свидетеля.
5. Это был не кто иной ∆ как хозяин ночлежки.
6. Здравствуй ∆ солнце ∆ да утро весёлое!
Причастный и деепричастный обороты
7. Ошеломлённая ∆ мать неотрывно смотрела на Рыбина.
8. Но, преданный и покинутый, почти безоружный ∆ он был всё ещё стра-
9. Мартовское солнце было ослепительно ярким, и, глядя на небо из окна второго этажа ∆ она легко представила, что уже разгар лета.
10. Закрыв сейф и ∆ выскочив на улицу через бюро пропусков, он тут же направлялся в метро.
11. Новый сотрудник – молодой специалист ∆ не желающий закрывать глаза на явные нарушения.
12. Виталий Васильевич Сайнов разложил перед собой копии ∆ оставленных для него на столе документов.
13. Содрогаясь от мук ∆ пробежала над миром зарница.
Вводные слова и предложения
14. Был он высок и строен, по-спортивному подтянут, хотя на вид был, пожалуй ∆ ровесником Кабанова.
15. «Если после согласятся на наши условия, пожалуй ∆ им собольи шубы», – приказал царь.
16. Кабанов нервничал. Гость ∆ напротив, не высказывал ни малейших признаков беспокойства.
17. Пётр Ильич, сидевший ∆ напротив, о чём-то оживлённо беседовал с баронессой, приехавшей из своего имения погостить.
18. По словам разведчика ∆ главный штаб противника находился в ближайшем селении.
19. Настроение у Платонова было мрачное ∆ и на замечание начальника он отреагировал не сразу.
20. Они вошли в квартиру ∆ и прихожая сразу наполнилась веселыми голо-
21. В такую бурю волк не рыщет ∆ и медведь не вылезает из берлоги.
22. Низко над землёй стояли кучи комаров ∆ и в пустырях жалобно плакали
23. Здесь краски не ярки ∆ и звуки не резки.
24. Администратор просил не позже трех часов сообщить ∆ нужно ли приглашать музыкантов.
25. В голове у нее немного прояснилось, по крайней мере, она достаточно четко представляла себе ∆ в каком направлении двигаться дальше.
26. Принцип, по которому Кира подбирала свою домашнюю библиотеку ∆ остался для него неясен.
27. Игорь потихоньку вышел из квартиры ∆ дверь которой, как ему показалось, вообще никогда не запиралась.
28. Чувствуется, что этот человек знает много ∆ и что у него есть своя мера
Случаи постановки тире
29. Язык ∆ одно из самых важных и самых древних общественных явлений.
30. Пашню пашут ∆ руками не машут.
31. Он ∆ известный человек в деловых кругах Петербурга.
32. На улицах, площадях, в парках и скверах ∆ словом, всюду царило ожив-
33. Все это: звуки и запахи, тучи и люди ∆ было странно, красиво и грустно.
Случаи постановки двоеточия
34. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному ∆ одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали.
35. Платонов поинтересовался ∆ «А что у тебя есть?»
36. Ни стога, ни столба, ни забора – ничего ∆ не было видно.
37. Счастьем было все ∆ машина, на которой они неслись, жёлтые берёзы, дымки из труб, обрывки песен, долетавшие с передней машины.
38. Генерал повернулся к Насте и посмотрел на нее жёлтыми глазами, которые на этот раз излучали неловкость и просьбу ∆ извинить за столь кощунственное предположение.
Перепишите текст, расставьте недостающие знаки препинания
Читая жизнеописание античных мудрецов не перестаешь удивляться неуживчивости этих людей. Казалось бы постигая умом тайны мировоззрения и предназначение человека они могли бы находить и более рациональные пути общения с окружающими. Нет едва ли не каждый из них постоянно демонстрировал готовность оскорбить даже тех кто относился к ним явно доброжелательно.
Вот и Платон быть может самый мудрый из эллинских философов сумел так нагрубить кому-то из власть имущих что был продан в рабство.
А дальше случилась такая история. Один из философов-пифагорийцев по имени Архат выкупил Платона. Друзья собрали деньги чтобы вернуть их Архату но тот от денег отказался. И тогда Платон купил на эти деньги сад носивший имя афинского героя Академа. Это была красивая цветущая роща с тенистыми ухоженными аллеями обнесённая каменной стеной. В этом саду Платон прохаживаясь беседовал со своими учениками на философские темы. Нет ничего удивительного в том что этот сад называли Академией. А потом по аналогии Академией стали называться средоточие лучших учёных а также учебные заведения где готовят специалистов и учёных высшей квалификации.
Первый же среди академиков Платон на самом деле звался на Платоном а Аристоклом. Платоном т. е. «широкоплечим» «мощным» назвал его Сократ. Родом Платон был их Афин вырос в знатной семье изучал математику музыку грамматику занимался гимнастикой. Увлёкся философией стал одним из лучших учеников Сократа разделял многие его философские взгляды. Сам же проповедовал то что в советские времена называли«объективным идеализмом» в основе всего идеи они вечны и неизменны не рождаются и не умирают все события и поступки определяются борьбой идей.
Не будучи перегруженным информацией Платон тем не менее был так проницателен а ум его был так изощрен в философских диспутах что пробиваясь мыслью сквозь толщу тысячелетий великий мудрец смог многое понять лучше нас.
«Представь себе человека, оказавшегося кормчим, – писал Платон. – Кормчий и ростом и силой превосходит на корабле всех но он глуховат а также близорук и мало смыслит в мореходстве а среди моряков идёт распря из-за управления кораблём каждый считает что именно он должен править хотя тоже никогда не учился этому искусству. Вдобавок они заявляют что учиться этому нечего и готовы разорвать на части всякого кто думает иначе.
Они осуждают кормчего просьбами и всячески добиваются чтобы он передал им кормило. Иначе его совсем не слушают. И тогда начинают убивать этих и бросать их за борт.
Одолев благородного кормчего с помощью мандрагоры или вина они захватывают власть на корабле начинают распоряжаться всем что на нем есть бражничают пируют а управление кораблем остается в воле волн и ветра».
Платон очевидно умудрился обидеть не только своих современников… А вообще-то он утверждал что благоденствие наступит в тех краях которы-
ми будут управлять философы ибо изучение философии приближает к постижению сути вещей и явлений а это есть основа мудрости и благородства главных свойств умелого управления.
(Журнал «Будь здоров», 1996 г.)
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения