основание под брусчатку для автомобиля на даче своими
Парковки на пучинистом грунте – ЭППС под бетонную плиту или брусчатку
Выбираете энергоэффективные решения?
Обратите внимание на геотермальные тепловые насосы FORUMHOUSE
Геотермальный тепловой насос EU (старт/стоп)
Геотермальный тепловой насос IQ (псевдоинвертор)
Геотермальный тепловой насос IQ (инвертор)
Для пучинистого грунта существует несколько технологий устройства дорожек и парковок, чтобы любовно уложенную по осени плитку или отлитую плиту по весне не перекосило или вовсе не поломало. С появлением таких материалов, как геотекстиль и ЭППС, появилась реальная возможность нивелировать воздействие сил морозного пучения и избежать необходимости регулярной переделки. Умельцы FORUMHOUSE выбирают современные технологии, чего и всем желают.
Содержание
Чем грозит морозное пучение
Пучением называется свойство грунта значительно увеличиваться в объеме при замерзании находящейся в нем влаги. И хотя на это явление сильное влияние оказывает УГВ (уровень грунтовых вод), в большей степени оно зависит от состава почвы. Даже залегание грунтовых вод на уровне нескольких метров, при промерзании не гарантирует, что грунт не вспучит, так как существует еще и капиллярный подъем.
Морозное пучение связано как с УГВ, так и со свойствами грунтов основания. Если УГВ в период промерзания составляет 2-3 м, то это ещё не значит, что пучения не будет. Есть такой процесс – капиллярный подъем воды. Кроме того, согласно теории тепломассопереноса, вода движется к фронту промерзания. Пучение происходит при наличии свободной воды в грунте (именно свободной) и отрицательной температуре. Сильнее всего на пучение в грунте влияет пылеватая фракция. Если УГВ в период промерзания держится высоко (0,3-0,5м), то пучить будет и щебеночную «подушку», и песчано-гравийную смесь, и любое другое основание.
При закладке фундаментов существует целый комплекс мер, позволяющий строиться на пучинистых грунтах без плачевных последствий. Кое-что из этого арсенала востребовано и при обустройстве парковок.
Парковка с брусчаткой на пучинистом грунте
По большому счету, устройство парковки с брусчаткой на пучинистом основании кардинально от аналогичного процесса на других основаниях не отличается. Один из важнейших этапов – снятие плодородного слоя до более твердых масс, тем более что выбранный грунт можно использовать.
Плодородка под площадку снимается по определению, срезанной плодородкой поднимаете уровень участка вокруг площадки/парковки.
Так же необходимо придать уклон, чтобы осадки и талые воды стекали в направлении дренажного колодца, если он есть, или просто быстрее отводились с площадки. При этом желательно не допускать чрезмерной выборки твердого слоя, так как рытвины придется выравнивать песчаной подсыпкой с трамбовкой.
Если бы речь шла о почвах, неподверженных пучению, следующими этапами были бы: песчаная подушка (10 см) и по ней брусчатка; песчаная подушка, цементно-песчаная смесь (5-7 см) и уже по ней брусчатка; армированная сеткой или фиброй бетонная плита (10 см), плюс брусчатка на клеевую смесь.
На пучинистых же грунтах никак не обойтись без геотекстиля, дренажной подушки из щебня, также наши умельцы советуют использовать прием «УШП-истов», и включать в прослойку утеплитель.
Другое дело, что у нас тут пучение, вода и прочее, поэтому желателен уклон и подсыпка из щебня по площади вместе с «отмосткой». Можно сделать, например:
Геотекстиль в «пироге» используется, чтобы щебень постепенно не затягивало в почву, и он сохранял свои дренирующие свойства.
Еще один вариант для пучинистого грунта – использование георешетки, как советует Groundworkturf:
И ЭППС, и георешетка обеспечат «плавающее» основание, которое будет предохранять парковку/дорожку/площадку от деформаций, когда в качестве финишного слоя брусчатка или гравий.
Но если под брусчаткой планируется бетонная «подушка», без ЭППС не обойтись.
ЭППС под бетонную плиту на пучинистом грунте
Такой вариант обычно выбирают владельцы домов и других строений на участке, возведенных на утепленной шведской плите, убедившиеся в ее эффективности.
При строительстве дома в качестве фундамента я предпочел УШП и доволен своим выбором. В следующем сезоне предстоит облагораживание участка и строительство парковки. Мне думается, что укладка на подготовленную подушку слоя ЭППС в 50 мм и последующая заливка плиты в 100 мм разумнее, нежели заливка плиты в 150 мм. Насколько я понимаю, на плиту парковки гораздо сильнее воздействуют силы морозного пучения, чем те автомобили, которые на ней стоят.
Свою тему IlyaIvanov открыл, чтобы выяснить некоторые нюансы и узнать мнения практиков, оказалось, что подобная конструкция вполне жизнеспособна. У одного из наших умельцев с ником smyra и отмостка, и подъездная дорога сделаны на базе ЭППС толщиной 30 мм, уложенном на слой песка в 10 см. По словам умельца, по весне на 10-15 см поднимает заборные столбы, забетонированные на глубину 1,2 метра, а дорога и отмостка в полном порядке. Утепление основания практикуют и при строительстве дорог общего назначения.
По ходу обсуждения в теме прояснилось следующее:
Кроме того, не стоит экономить на верхнем армировании.
Просчитал примерно (грунт под плитой принимаем за абсолютно упругий) под один автомобиль в три с половиной тонны весом. Нижний слой арматуры – 8 мм, А 400, сетка 200х200 мм, верхний слой – 6 мм, А 400, сетка 200х200 мм. Верхняя сетка оказалась нужна, так как у машины четыре колеса, в плите могут возникать изгибающие моменты разных знаков. Толщина плиты – 10 см, бетон В 20.
Высказывались мнения, что вместо железной арматуры можно использовать композитную, и микрофибру добавить в плиту не помешает. Но это личный выбор каждого, у стеклопластика масса как сторонников, так и противников.
Как говорится, сапожник без сапог, вот и топикстартер в итоге решил сэкономить на утеплителе, но никому не советует повторять свой эксперимент.
Как зачинщик отчитываюсь – ЭППС под плиту нужен. Я не положил. Песчаная подушка – 30 см толщиной, с проливкой и трамбовкой; гравий – 15-17 см с послойной трамбовкой; бетонная плита – 15 см толщиной, с армированием сеткой 150×150 мм (восьмерка). Нарезал деформационные швы, по периметру положил дренажную трубу. Несмотря на все, угол одной плиты подняло на 1,5 см, а вторая треснула. Мораль – не экономь на ЭППС.
Вывод
Как убедился наш умелец, не зря на пучинистых грунтах утепляют основание, это позволяет не только сократить бетонный слой и залить цельную плиту, но и защищает от деформаций и растрескивания.
Все подробности – в теме «ЭППС под бетонную плиту для парковки», о георешетках рассказывается в статье про экопарковки. Садовые дорожки и зоны отдыха можно замостить с меньшими затратами, как – в материале о самодельной плитке. В видео – об экологичной парковке.
Как провести укладку тротуарной плитки для парковки?
При обустройстве загородного участка своими руками часто проводят создание парковочного места для транспортного средства. В продаже встречается тротуарная плитка для парковки, которая способна выдерживать существенное воздействие и прослужить в течение длительного периода. При самостоятельном проведении работы по укладке плитки под автомобиль нужно учитывать, что технология несколько отличается от той, которая применяется при создании дорожек. Рассмотрим особенности создания парковочного места подробнее.
Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля
Особенности технологии укладки брусчатки для проезда и длительной остановки транспортного средства заключаются в том, что на применяемый материал будет оказываться высокая нагрузка. При этом автостоянка должна эффективно отводить воду, выдерживать перепады температуры. Поэтому к применяемому материалу при создании парковочного места предъявляются следующие требования:
Большой вес авто определяет высокую вероятность просадки и разрушения покрытия. Поэтому при проведении монтажных работ применяется технология усиления основания.
Какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль?
В продаже встречаются самые различные материалы, которые обладают своими характеристиками. Клинкерная плитка для бассейна обладает насыщенным цветом и различной формой, однако особенности производства существенно увеличивают стоимость изделия. Плитка, которая изготавливается методом вибропрессования, выглядит непривлекательно, но при этом обладает более высокой прочностью и надежностью. Основными рекомендациями по выбору можно назвать следующее:
Высокая прочность, износостойкость и морозостойкость материала определяют то, что создаваемая площадка прослужит в течение длительного периода.
Необходимые материалы для выполнения работ
Для того чтобы провести мощение самостоятельно, требуются и другие материалы, большая часть из которых применяется для создания основания. Среди рекомендаций по выбору необходимо отметить следующее:
Часто парковка на загородном участке создается без применения бордюрного камня. При наличии требуемого опыта изготовить его можно в домашних условиях из бетона.
Коэффициенты и толщина
Перед непосредственным проведением работы следует выполнить соответствующие расчеты. Все нужные показатели применяются уже для утрамбованного материала. При оформлении заказа уделяется внимание следующим коэффициентам уплотнения:
Встречается информация, касающаяся объемного веса. Она следующая:
Толщина каждого слоя выбирается в зависимости от условий эксплуатации создаваемой площадки.
Разметка и земляные работы
Работа начинается с разметки поверхности земли, которая предназначена для мощения. Основные рекомендации следующие:
Качественное основание, созданное своими руками, обеспечит длительный эксплуатационный срок парковки.
Засыпка дренажного слоя
Талые и грунтовые воды могут создать много проблем при эксплуатации парковки. Поэтому рекомендуется проводить создание дренажного слоя. Особенности этого этапа:
При создании дренажного слоя следует использовать щебень однородной фракции. Наличие крупных примесей не допускается.
Устройство основания на песчаной подушке
Поверх дренажного слоя создается песчаная подушка из чистого речного песка. Рекомендуемая толщина составляет 5-7 см. Инструкция по ее созданию выглядит следующим образом:
Этот слой также утрамбовывается и выравнивается штукатурным правилом. Для повышения качества создаваемого основания устанавливаются металлические маяки.
Укладка тротуарной плитки
После тщательной подготовки основания можно приступить к непосредственному размещению брусчатки в соответствии с выбранной схемой. Важно, чтобы основание не подвергалось длительному воздействию осадков. На момент кладки поверхность должна быть сухой. Инструкция по проведению работы выглядит следующим образом:
Специалисты не рекомендуют спешить на этом этапе. Неправильное размещение только 1 плитки может стать причиной перекоса целого ряда. Кроме этого, плитка может укладываться в различной последовательности в зависимости от того, какой нужно получить рисунок.
Заделка швов
Даже при аккуратной работе избежать образования больших швов между отдельными плитками практически невозможно. Незначительные щели могут стать причиной обильного попадания воды, которая размывает основание. Поэтому проводится заделка швов:
Если использовать площадку без заполнения швов, то есть вероятность смещения отдельных плиток. Это снижает эксплуатационный срок материала, увеличивается вероятность появления ям.
Завершающие работы
Завершающим этапом проводимой работы является уборка созданной поверхности и повышение герметичности образованных швов между отдельными плитками. Рекомендуется после прохождения 2-3 дней полить всю поверхность водой, после полного высыхания швы повторно заполняются цементным составом. Подобная работа существенно повышает степень герметизации стыков, снижается вероятность проникновения осадков под брусчатку.
Приведенная выше информация указывает на то, что при необходимости провести работу по укладке брусчатки можно самостоятельно. Рекомендуется выбрать наиболее подходящее время, так как обильное выпадение осадков может усложнить поставленную задачу. Вес дорожной плитки большой, поэтому ее транспортировка проводится при применении специального транспорта. Кирпич и другие подобные материалы не рекомендуется использовать для выкладывания дорожек, так как они обладают меньшей прочностью и надежностью в сравнении с тротуарной плиткой.
Укладка тротуарной плитки под автомобиль своими руками
Довольно часто при обустройстве приусадебной территории владельцы не ограничиваются мощением одних лишь пешеходных и садовых дорожек. Они решают вымостить проезд автомобиля к гаражу и предусмотреть возможность его парковки во дворе на открытом воздухе. Однако технология укладки тротуарной плитки под автомобиль несколько отличается от устройства пешеходных дорожек — как выбором материалов, так и способом подготовки основы по покрытие.
Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля
Особенности укладки тротуарной плитки для возможного проезда и парковки машины связаны с большим весовым воздействием на мощеную поверхность. В связи с этим к ним предъявляются следующие требования, соблюдение которых является обязательным:
Для того, чтобы не произошла просадка и разрушение покрытия, необходимо применять технологию устройства усиленного основания и использовать материалы повышенной прочности.
Выбор необходимых материалов
Производители строительных материалов предлагают на рынке клинкерную и вибропрессованную тротуарную плитку. Первый вид материалов отличается яркими насыщенными цветами и разнообразием форм. Плитка, изготовленная методом вибропрессования, более скромна на внешний вид, зато обладает повышенной прочностью и морозостойкостью.
Если вес автомобиля не превышает 1 тонны, то для укладки вполне можно использовать и клинкерную тротуарную плитку. В том случае, когда вес машины свыше 1000 кг, то вам лучше остановить свой выбор на прессованных изделиях. Толщина плитки при этом должна быть не менее 60 мм.
Покупая плитку, попросите продавца показать разрезанный образец из реализуемой партии. Он обязан это сделать, а если отказывается, то просто не покупайте такой товар. Разрез должен иметь однородную плотность и в нем не должно быть никаких посторонних вкраплений. Их наличие говорит о низком качестве материала.
О значении внешнего вида говорить не будем, а вот проверка плитки на истираемость делается просто. Возьмите 2 камня и потрите их друг о друга лицевой стороной. Посмотрите на результат: если поверхности остались прежними, то материал хорош, в противном же случае такую плитку лучше не брать.
Помимо тротуарной плитки, для выполнения работ необходимо приобрести:
Кроме этого, необходимо решить вопрос выбора и приобретения бордюрного камня, которым будет ограждаться проезд и место для стоянки. Его можно изготовить самостоятельно из бетона или купить.
Разметка и земляные работы
Подготовка и разметка с помощью колышков и шнура.
Укладка тротуарной плитки под автомобиль начинается с разметки территории, предназначенной для мощения. Ширину дороги следует принять не менее 2,2 метра, а площадь стоянки — по своему усмотрению. Подъезд автомобиля к дому может быть устроен вплотную к пешеходной дорожке. Для обозначения и измерения используют колышки, прочный шнур и рулетку. Расстояние между колышками должно обеспечивать хорошее натяжение шнура.
После этого, в соответствии с размеченными контурами, снимается верхний слой грунта на глубину 30-35 см. Если площадь велика, то имеет смысл нанять для выполнения этой работы экскаватор-погрузчик. Он сможет аккуратно снять плодородный слой и перевезти его к месту складирования или рассыпать в нужном месте.
Схематические варианты оснований под укладку тротуарной плитки.
Дно получившейся траншеи следует присыпать песком слоем 2-3 см и хорошо утрамбовать, используя строительную трамбовочную машину или виброплиту. Поверх утрамбованного песка нужно расстелить геотекстиль таким образом, чтобы соседние полотна перекрывались на 8-10 см, а боковины были завернуты вверх на 20-25 см.
Этот слой предотвратит прорастание сорняков через основу и сохранит красивый вид покрытия на длительное время. Кроме того, он остановит весной возможный подъем грунтовых вод.
Засыпка дренажного слоя
Трамбовка дренажного слоя из щебня и гравия.
По краям проезда и площадки устанавливается бордюрный камень. Высота установки регулируется подсыпкой песка, перемешанного с гравием. Вертикальное закрепление бордюра изнутри осуществляется забиванием упорных колышков, а снаружи — подсыпкой щебня, гравия или песка.
Теперь на текстильное покрытие засыпается слой щебня толщиной 12-15 см и трамбуется. Поверх щебня следует настелить слой гравия, перемешанного с песком в отношении 2:1, для выравнивания поверхности. После этого нужно утрамбовать поверхность и накрыть дренажный слой геотекстилем.
Устройство основания на песчаной подушке
Поверх дренажного слоя насыпается подушка из чистого речного песка толщиной 5-7 см, проливается водой и хорошо трамбуется. Для следующего слоя необходимо приготовить сухую цементно-песчаную смесь в соотношении 1:4 и насыпать основание на песок слоем в 6-7 см.
Схематические изображения вариантов укладки на песок или сухую смесь.
Его тоже нужно утрамбовать и выровнять штукатурным правилом по уровню. Для более точного выравнивания можно установить металлические продольные маяки, закрепляя их на насыпных горках из смеси.
Укладка тротуарной плитки
Укладка брусчатки на бетон.
После подготовки и выравнивания цементно-песчаного основания, укладывается тротуарная плитка под автомобиль. Очень важно, чтобы в период между устройством верхнего слоя и укладкой плитки не выпали осадки. Поверхность, на которую будет уложена брусчатка, должна быть сухой.
Постоянно проверяйте расположение плиток по высоте при помощи строительного уровня. Плитки необходимо класть как можно плотнее одну к другой. Выравнивание плиток производится при помощи резинового молотка.
После окончания кладки рассыпьте на поверхности немного сухой цементной смеси и при помощи щетки заполните ею швы между плитками.
Завершающие работы
К завершающим работам относят уборку мощеной поверхности и выравнивание уровня прилегающей территории. Через 2-3 дня после укладки полейте поверхность водой. После того, как она просохнет, повторите заполнений швов сухой цементной смесью. Это обеспечит полную герметизацию стыков и исключит проникновение воды под покрытие.
Пошаговая технология укладки тротуарной плитки под автомобиль (машину, авто): толщина, какую выбрать
Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль может быть разной, что зависит от интенсивности нагрузки, оказываемой на покрытие, а также от целевого назначения участка дороги.
Для мощения тротуара используют упрощенный вариант: монтаж выполняется поверх щебнево-песчаной подушки. Чтобы повысить надежность дорожного покрытия, используют цемент: между слоями сыпучих материалов формируют цементную прослойку.
Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля
Тротуарная плитка укладывается поверх песчаного слоя. Это главная особенность технологии обустройства дорог, тротуаров с помощью изделий данного вида.
В результате обеспечивается достаточный уровень подвижности покрытия без риска нарушения его целостности. Благодаря этому под воздействием интенсивных нагрузок покрытие не деформируется. Автомобили разного веса проезжают по таким дорогам, но плитка не разрушается.
Используемые при монтаже материалы должны выдерживать эксплуатацию в сложных условиях. К ним предъявляют ряд требований, что позволяет контролировать степень надежности дорожного покрытия:
Выбор необходимых материалов
Перед покупкой определяют максимальный уровень нагрузки, оказываемой на дорогу. При обустройстве покрытия автостоянки, парковки на даче или во дворе частного дома, а также для других целей действуют одинаковые правила: толщина плитки определяется с учетом веса машин, которые будут проезжать по данному участку.
Размеры не зависят напрямую от уровня оказываемой нагрузки. Однако для авто большого веса рекомендуется укладывать изделия небольшого или среднего размера. Риск их деформации при этом ниже, чем в случае с крупногабаритной брусчаткой. Это обусловлено повышенной устойчивостью к динамическим нагрузкам.
Если принимается решение, какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль, нужно рассмотреть следующие варианты:
Бетонные изделия, произведенные по технологии вибролитья, не подходят. Это обусловлено тем, что на раствор в данном случае оказывает воздействие только вибрация. Для сравнения, вибропрессованная плитка изготавливается по другой технологии: применяют не вязкий раствор, а полусухую цементно-песчаную смесь, которая сначала подвергается влиянию вибрационных волн, а затем — давлению пресса. Такая разновидность отличается более высокой прочностью. В результате покрытие выдерживает давление легковых и грузовых автомобилей.
Вибропрессованная тротуарная плитка для машин используется часто, но ей составляет конкуренцию аналог с таким же уровнем прочности — клинкер. Технология производства (экструзия массы с последующим обжигом) позволяет получить изделия с отличными свойствами. Клинкерная плитка отличается высоким показателем морозоустойчивости, прочности, низкой истираемостью. Поверхность таких изделий нескользкая.
Вспомогательные материалы
Кроме того, если планируется выполнять монтаж своими руками, рекомендуется подготовить другие материалы с подходящими параметрами:
Дополнительно подготавливают геотекстиль. Его укладывают между слоями насыпных материалов. Цель применения такого покрытия — предотвращение смешения щебня, гравия, песка. За счет этого увеличивается срок службы покрытия, т. к. сохраняются параметры и форма каждого слоя сыпучего материала.
При обустройстве дорожного покрытия понадобится бордюрный камень. Его подбирают с учетом параметров материалов. Ключевую роль играет толщина слоев песка, щебня и гравия, бетона. В результате получают общую высоту основания, поверх которого будет укладываться плитка. Нужно учитывать, что бордюр должен несколько превосходить покрытие по высоте.
Толщина
Тротуарная плитка для парковки и дорог должна быть надежной, поэтому не рекомендуется применять тонкие изделия. Чтобы выдержать воздействие автомобиля, брусчатка должна иметь толщину от 60 мм и выше. В данном случае действует правило: чем больше нагрузка, тем сильнее увеличивается высота плитки.
Если эти рекомендации не выполняются, изделия могут разрушаться под колесами автомобилей. При выборе плитки нужной толщины следует учитывать, что для машин весом до 1000 кг рекомендуется приобретать брусчатку из клинкера.
Вибропрессованные изделия отличаются более высокой прочностью, поэтому их используют при создании покрытия площадки для стоянки, на участке заезда на дорогу и по всей ее протяженности, где будет двигаться транспорт весом более 1 т.
Размеры
При выборе учитывают уровень оказываемых нагрузок. По этой причине наиболее подходящими являются стандартные варианты брусчатки (ШхДхВ):
Последний из них отличается крупными габаритами, но преимуществом таких изделий является существенная толщина. В результате плитку можно укладывать на участке подъезда к объектам и на всей протяженности автомобильных дорог.
Технология укладки
Рекомендуется придерживаться рекомендаций по выбору материалов и формированию основания путем укладки сыпучих материалов послойно. Важна последовательность действий. Благодаря этому повышается срок службы финишного покрытия, обеспечивается достаточная устойчивость воздействию повышенных нагрузок.
Разметка и земляные работы
Необходимо определить размеры участка, покрываемого плиткой. Например, если планируется укладывать брусчатку на автомобильной дороге, рекомендуется высвободить для этого полосу шириной не менее 2,2 м.
Для разметки подготавливают колья в достаточном количестве, веревку или шнур. Измерения делаются с помощью рулетки. Расстояние между кольями определяют так, чтобы можно было обеспечить достаточное натяжение веревки. Поверхность почвы очищается от камней, травы.
Копка котлована производится вручную, только если площадь покрываемого плиткой участка небольшая. В противном случае понадобится специальная техника. Это обусловлено тем, что под автомобильную дорогу или паркинг производится выемка грунта на глубину до 65 см в зависимости от выбранной схемы.
Материалы являются взаимозаменяемыми. Например, вместо чистого песка на начальном этапе формирования дренажа иногда применяют смесь песка и гравия. Мелкофракционный щебень тоже заменяют посредством комбинации этих материалов. По окончании процесса выемки грунта дно котлована трамбуется. Благодаря уплотнению повышается надежность основания.
Засыпка дренажного слоя
Сверху этот слой покрывается геотекстилем внахлест на 8-10 см. Материал должен защищать основу покрытия по периметру. По этой причине геотекстиль заворачивается на стенки котлована по всей высоте. Такая мера позволит предотвратить рост сорной травы и подъем грунтовых вод.
Перед засыпкой дренажного слоя рекомендуется установить бордюрный камень. Если сделать это позднее, нарушится структура основания. Когда высоты бордюра недостаточно, производится подсыпка смеси — песка и гравия.
Предпочтение отдается второму варианту, т. к. сохраняется минимально допустимая подвижность. За счет этого предотвращается преждевременное разрушение покрытия. Когда бордюрный камень будет установлен, продолжают формирование дренажа: укладывают крупнофракционный щебень, толщина слоя существенная, поверх насыпают мелкофракционный щебень или смесь песка и гравия (готовится в соотношении 1:2).
При укладке каждого из материалов производится трамбовка. Это позволит избежать проседания покрытия в процессе эксплуатации. После формирования третьего слоя сыпучего материала сверху укладывают геотекстиль. Если защищать каждый из слоев щебня и песка таким покрытием, снизится интенсивность оттока воды от бетона.
Укладка на бетонное основание
Такой вариант обустройства основания имеет ряд недостатков, главный из них заключается в сложности организации водоотведения от бетона. Осадки, которые попадают на плитку, достигают непроницаемого слоя, задерживаются на этом этапе.
Для отведения воды на этапе заливки используют отрезки трубок небольшого диаметра. Их устанавливают вертикально в слой бетона. Причем высота трубок должна быть несколько больше толщины слоя бетонного раствора или вровень с поверхностью. Тогда осадки будут входить через эти каналы по направлению к дренажу.
Устройство основания на песчаной подушке
Рассматривают и другой вариант основания. В данном случае поверх дренажа и верхнего покрытия из геотекстиля формируют слой чистого песка. Он будет выступать в качестве основы для цементно-песчаной смеси.
Песок трамбуется, причем наилучший результат обеспечивается после увлажнения материала водой. Затем формируется слой цементно-песчаной смеси. Материал готовят с учетом соотношения — 1:4. Этот слой тоже нужно трамбовать, но без применения воды.
Укладка тротуарной плитки
Монтаж выполняется на сухую поверхность. Важно, чтобы в период укладки не было осадков. Сначала укладывают первый ряд плитки — вдоль бордюра. Устанавливают колья, протягивают шнур на высоте, соответствующей уровню укладки брусчатки.
Регулярно проверяется качество покрытия с помощью строительного уровня. Если некоторые изделия выступают над поверхностью, их положение корректируется киянкой — под давлением его трамбуют сильнее.
Когда плитка, наоборот, несколько утоплена относительно других, ситуацию исправляют путем подсыпки песчано-цементной смеси. Если плитка укладывается на песчаную подушку, можно устанавливать изделия впритык друг к другу. При монтаже покрытия поверх слоя непроницаемого бетона оставляют швы не более 5 мм между плиткой.
Завершающие работы
Через 2-3 дня можно увлажнить цементно-песчаную смесь под плиткой. В результате она затвердеет, обеспечивая при этом прочность покрытию. Неплотности между изделиями заполняют песком. Это позволит улучшить характеристики покрытия, упрочнить его. Начинать эксплуатацию можно через некоторое время, когда цементно-песчаная смесь полностью схватится. Чем дольше покрытие остается в состоянии покоя после увлажнения, тем лучше.