Особенности эксплуатации автомобилей летом
Особенности эксплуатации автомобилей летом
Летняя эксплуатация автомобилей
Летний период характеризуется высокой температурой и запыленностью окружающего воздуха.
Высокая температура окружающего воздуха вызывает перегрев и падение мощности двигателя, разжижение масла и ухудшение его смазывающих свойств, интенсивное испарение охлаждающей жидкости, а также сильный нагрев и повышенный износ автомобильных шин.
Пыль проникает во все неплотности механизмов и агрегатов, что также ведет к повышенному их износу. Дорожная пыль, содержащая кварцевые частицы, смешиваясь с маслом, образует своеобразную пасту, которая обладает большой истирающей способностью.
Условия для технического обслуживания и хранения автомо-билей летом более благоприятные, чем зимой, однако и при летней эксплуатации техническое обслуживание автомобилей имеет ряд особенностей: больший по сравнению с зимним периодом объем работ по внешнему уходу за автомобилем; более частое обслуживание масляных, топливных и воздушных фильтров; ежедневная проверка уровня электролита в аккумуляторных батареях; увеличенный объем работ по уходу за шинами; очистка сапунов картеров ведущих мостов.
При хранении автомобилей в летний период надо предохранять шины и стекла кабины от воздействия солнечных лучей и строго соблюдать правила противопожарной безопасности. На открытых стоянках в постоянном парке и в полевых условиях во избежание буксования автомобилей следует укреплять грунт, используя подручные средства.
Подготавливая автомобиль к летней эксплуатации, выполняют очередное номерное техническое обслуживание и ряд дополнительных работ.
Низкозамерзающую охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя сливают и сдают на склад горючего; систему промывают водой.
Средства утепления и обогрева должны быть приведены в исправное состояние и сданы на склад.
Дизельное топливо зимнего сорта заменяют на летний сорт. Систему охлаждения масла двигателя промывают и продувают сжатым воздухом. Трубку и клапан вентиляции картера двигателя очищают от смолистых веществ.
Картеры двигателя и силовой передачи заправляют маслом летнего сорта.
На автомобилях с гидравлическим приводом заменяют и тормозную жидкость.
Автомобильные шины перемонтируют, ободы колес очищают, внутренние поверхности покрышек протирают. При монтаже шин камеру, ободную ленту и внутреннюю поверхность покрышки припудривают тальком. Листы рессор смазывают графитной смазкой.
При подготовке автомобилей к эксплуатации в особо жарких районах необходимо руководствоваться специальной инструкцией.
Особенности эксплуатации автомобиля в летних условиях
Большое количество пыли в воздухе в сухую погоду приводит к повышенному износу трущихся деталей двигателя и других агрегатов и механизмов автомобиля, что влечет за собой нарушение его нормальной работы.
Чтобы защитить двигатель от проникновения в него пыли, необходимо чаще промывать фильтрующий элемент воздушного фильтра, проверять уровень и чистоту масла в его резервуаре и при необходимости заменять масло. Заправлять автомобиль горючим необходимо закрытой струей в местах, защищенных от ветра. Перед установкой на место крышек горловин баков их необходимо тщательно очистить от пыли.
Повышенная температура воздуха летом снижает эффективность работы системы охлаждения, вызывая необходимость частой доливки воды, что приводит к быстрому образованию накипи. Для меньшего расхода охлаждающей воды очень важно следить за герметичностью системы охлаждения, проверять работу клапанов пробки радиатора и целость ее прокладок.
Если двигатель во время работы перегрелся и вода в радиаторе закипела, необходимо остановить двигатель и дать ему остыть; только после этого можно долить воду. Заливать в перегретый двигатель холодную воду нельзя, так как это может вызвать трещины в головке блока цилиндров.
Испарение электролита из аккумуляторной батареи летом увеличивается, поэтому его уровень необходимо проверять ежедневно, своевременно доливая дистиллированную воду.
Наличие песка и пыли на дорогах летом требует тщательного ухода за ходовой частью, силовой передачей и механизмами управления автомобилей. Особенно большому износу на пыльных дорогах и песках подвергаются открытые узлы и детали: пальцы и втулки рессор, карданные сочленения, шкворни и шарниры передних ведущих мостов, сочленения рулевых тяг, тяги и пальцы амортизаторов. Поэтому необходимо эти узлы и детали очищать от грязи и пыли и возможно чаще проверять наличие и качество смазки в них. В особо пыльных условиях смазывать механизмы и заменять смазку в агрегатах автомобиля следует в два—три раза чаще, чем это предусмотрено таблицей смазки.
Хорошее техническое состояние автомобили достигается не только правильным использованием и своевременным обслуживанием автомобиля, но и надлежащим хранением его.
Под воздействием солнечных лучей и высокой температуры воздуха шины и детали, изготовленные из резины, резино-тканевых и пластмассовых материалов, быстро изменяют свои свойства и разрушаются. Сильно разрушаются также лакокрасочные покрытия, теряя антикоррозийные свойства. Автомобили поэтому нужно по возможности хранить в помещении или под навесом.
Подготавливая автомобиль к хранению на открытой площадке, необходимо для защиты от пыли все агрегаты, механизмы и приборы герметизировать, заклеивая их промасленной (покрытой солидолом) бумагой.
Топливные баки, особенно баки автомобилей с карбюраторными двигателями, нужно, кроме того, затенять.
Автомобильные шины, чтобы предупредить старение резины, необходимо покрывать брезентом пли специально изготовленными матами.
Особенности эксплуатации автомобилей летом
ГЛАВНАЯ » ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ » Особенности вождения и эксплуатации автомобиля летом
пятница, 27 июня 2014 г.
Особенности вождения и эксплуатации автомобиля летом
И если он оказывается не готов к быстрым и адекватным действиям в сложной дорожной обстановке, результатом может быть ДТП. Причем последствия подобных аварий, как правило, зачастую трагичны. Залог безопасного вождения – постоянный контроль, а также грамотная оценка своих сил. Необходим постоянный контроль скоростного режима, знаков, погодных условий, состояния дорожного покрытия, которое тоже играет не последнюю роль. Стоит потерять бдительность – тут же можно угодить колесом в выбоину асфальта или выпирающую крышку люка. Старайтесь направлять автомобиль так, чтобы препятствие проходило по центру руля и тогда оно точно попадет между колесами.
Первое, что можно сделать, открыть окна и включить на всю мощь отопитель салона. Система охлаждения получит дополнительный обдув. Правда, придется потерпеть и попотеть. Если эта процедура не помогает и стрелка указателя температуры упорно ползет на красную шкалу, то ищите место для остановки. Если нет возможности съехать на обочину или прижаться вплотную к правой стороне дороги, останавливайтесь, включайте аварийную сигнализацию, открывайте капот и выставляйте знак аварийной остановки. С поднятым капотом даже на жаре двигатель охладится быстрее, но глушить его не нужно, пусть работает на холостых оборотах. Дело в том, что на неработающем двигателе жидкость не прокачивается и может вскипеть в одной точке. А это может привести к термоудару. Поэтому, пусть двигатель работает и остывает, а в это время нужно определить, что могло вызвать перегрев двигателя.
Особенности эксплуатации автомобиля в жаркую погоду.
Летом от жары страдают и люди, и автомобили. Вот несколько простых рекомендаций, которые помогут вам снизить риск получить перегрев или повреждение, и наслаждаться поездками в любую погоду.
Жару плохо переносит не только человек, но и машина. Ей вредна высокая температура.
Основную неприятность в жаркое лето может доставить перегрев двигателя из-за поломок в системе охлаждения. К ним относятся: утечка охлаждающей жидкости, неисправность помпы и термостата, неработающий вентилятор и т.д. Также имеется ряд факторов, которые снижают эффективность системы охлаждения и увеличивают риск перегрева силового агрегата. К ним относятся: загрязнённые соты радиаторов, работа мотора с повышенной нагрузкой, городские пробки, бездорожье. К перегреву приводит и работающий кондиционер, так как на двигатель от компрессора идёт дополнительная нагрузка.
От перегрева движка в сильную жару спасёт постоянный контроль за датчиком указателя температуры. Ну а до наступления жары стоит провести профилактическое обслуживание системы охлаждения двигателя: проверить уровень антифриза, при необходимости долить или заменить его (поскольку и охлаждающие жидкости имеют свои сроки годности), а также осмотреть и очистить от грязи радиаторы.
Эффективность тормозов в летнюю жару во многом зависит от качества тормозной жидкости. Статья из сообщества сам себе автомеханик. При летней эксплуатации авто температура кипения этой жидкости должна соответствовать рекомендациям производителя. Стоит помнить, что со временем тормозная жидкость поглощает влагу из воздуха и её свойства теряются. Именно по этой причине эксперты рекомендуют менять тормозную жидкость перед началом летнего сезона.
Даже если с тормозной жидкостью всё в порядке, в жару не стоит прибегать без нужды к резкому торможению. При резком торможении колодки сильно перегреваются, и их поверхность при соприкосновении с тормозным диском не обеспечивает необходимого эффекта. Определить перегрев колодок можно по изменяющемуся усилию на педали тормоза – выжимать педаль становится труднее.
Езда целый день в летнюю жару может сказаться на приборной панели – нередки случаи вздутия пузырей на пластике или даже деформации «приборки».
Если вашему аккумулятору больше трёх лет, подумайте над его заменой. Аккумуляторы испытывают большое напряжение при экстремальных температурах. Чем они старше, тем хуже они реагируют на слишком высокую или слишком низкую температуру.
Обязательно осмотрите вашу систему охлаждения, если её не проверяли в течение двух лет. Эта система очень важна для охлаждения мотора и для того, чтобы хорошо работал кондиционер. Ежегодно в системе кондиционера количество хладагента уменьшается на 10%. Вследствие этого уже через 3 года способность прибора к охлаждению может значительно ослабеть. В связи с этим лучше каждый год проверять работоспособность ключевых компонентов кондиционера.
Проверьте состояние покрышек. За давлением в шинах надо следить в первую очередь, особенно перед длительными поездками. Если покрышки износились и имеют трещины, в жаркий день это грозит большой неприятностью – они могут взорваться. И если это произойдёт на большой скорости, то может произойти серьёзная авария.
От жары сильно страдают кузов и его лакокрасочное покрытие, материал отделки салона – краска тускнеет, пластик пучится и трескается. Предохранить их помогут профилактические мероприятия: периодическая мойка с обработкой жидким воском и полировкой. Однако помните: мыть нужно только утром до наступления жары или вечером.
Если в жару вы едете далеко, всегда держите в машине побольше воды. Она нужна не только вам, а может очень пригодиться, если произойдёт утечка из радиатора.
Не рекомендуется включать кондиционер сразу на полную мощность, если машина долго стояла на солнце. Резкий перепад температур может, к примеру, привести к появлению трещин на лобовом стекле в том месте, где были сколы. Сначала лучше просто открыть на несколько минут окна, и только потом, когда салон немного охладится, включить систему кондиционирования, постепенно понижая температуру.
В сильную жару крайне не рекомендуется заливать топливо в бак до предела. Под воздействием высоких температур топливо расширяется и может вылиться через горловину бензобака. Если это произойдёт, то любая искра может привести к возгоранию.
Наибольшую опасность для автомобиля в жаркие дни таит в себе перегрев двигателя. Как правило, причина в том, что бачок охлаждающей жидкости пуст. Контролируйте его температуру на протяжении всего пути (датчик не должен показывать больше 100 °C).
Если двигатель на грани перегревания, можно попробовать включить печку на полную мощность и тем самым отвести часть тепла от двигателя в салон.
Если никак не удаётся справиться с повышенной температурой двигателя, можно пойти на небольшую хитрость: приподнять капот на пару сантиметров. Вентиляция приоткрытого моторного отсека значительно улучшится.
В жару вода из аккумулятора испаряется быстрее, и, чтобы избежать его перегрева и вскипания, нужно регулярно проверять уровень электролита.
Состояние дорог в летнее время ухудшается. Асфальт нагревается и размягчается, делая дорогу скользкой. Будьте предельно внимательны, ведь повреждённый асфальт увеличивает тормозной путь и может вызвать занос машины.
В жаркую погоду стоит помнить о том, что если кондиционер был включён, то нельзя глушить мотор сразу после окончания движения. Стоит выждать 2−3 минуты, и только потом выключить мотор. В противном случае система охлаждения может выйти из строя из-за чрезмерно высокого давления.
Эксплуатация автомобиля в летний период
Летний период эксплуатации транспорта можно смело называть сложный. Для него характерна высокая температура, сухость и запыленность воздуха. Следствием высоким температур является разжижение масла, ускоренный износ шин, лакокрасочных покрытий. Следствием запыленности воздуха является быстрый износ уплотнителей и некоторых фильтров. Зимний период эксплуатации также является сложным, однако у него есть свои характерные особенности. Грамотному водителю стоит знать, как подготовить свой автомобиль к лету и как его обслуживать. В данном материале Avto.pro попытается разобраться с тем, как эксплуатировать автомобиль летом.
Какие комплектующие потребуют вашего внимания
В канун летнего периода или в первой половине июня стоит тщательно осмотреть свое транспортное средство и провести ревизию некоторых узлов и агрегатов. Так как вторая половина весны, лето и первая половина осени (жаркие периоды года) является наиболее благоприятными для автомобильного туризма, водителю так или иначе придется проверить состояние ходовой, тормоза, двигателя и системы охлаждения. Высока вероятность того, что придется заменить следующие запчасти:
— Воздушный, салонный и масляный фильтр;
— Амортизаторы;
— Патрубки радиатора;
— Ремень ГРМ;
— Тормозные колодки.
Многие эксперты рекомендуют производить замену щеток стеклоочистителей. В ходе осмотра стоит уделить внимание радиатору охлаждения двигателя, системе кондиционирования. Рекомендована установка летних шин (в крайнем случае всесезонных). По ходу работы с радиаторами проверьте уровень охлаждающей жидкости и хладагента. Обслуживая тормозную систему и по необходимости устанавливая новые комплектующие, не забывайте про использование специальных смазок. Об особенностях последних вы сможете узнать из данного материала от Avto.pro.
В мануалах от автоконцерна производитель может рекомендовать круглогодичное использование масла 5W-30, однако в случае некоторых регионов в зимних период стоит заливать масло 0W-30 или схожее по эксплуатационным свойствам. Если вы использовали такое масло, то уже с весны стоит переходить на другой смазочный материал. Веским поводом для замены масла в летний период является серьезное отклонение его температуры от нормальных показателей. Принято считать, что критическое отклонение от нормамы составляет 10°C. Для жаркого лета подойдут масла 5W-40. Не забывайте и о том, что у трансмиссионного масла и соответствующего ему фильтра также есть регламент замены.
Уделите внимание аккумуляторной батарее. При высоких температурах наблюдается испарение электролита, что сказывается на работоспособности всей АКБ. В случае обслуживаемых устройств можно долить дистиллированной воды. С необслуживаемыми батареями все сложнее и в большинстве случаев их остается лишь полностью заменить. Проверять общее состояние и уровень электролита недорого аккумулятора рекомендуется хотя бы раз за летний период, а в случае батареи от надежного производителя (Varta, Yuasa) достаточного одного раза за несколько сезонов.
Защита лакокрасочного покрытия
Лакокрасочное покрытие кузова может похвастать высокой защитой от механических воздействий, а также действия агрессивной химии, высоких температур и солнечного излучения. Однако и оно нуждается в дополнительной защите. Защита становится особенно актуальной, когда число длительных поездок увеличивается, а нанести вред ЛКП могут повредить не только вылетевшие из-под колес других автомобилей камни, но и помет птиц и останки насекомых. Для защиты можно пользоваться:
— Специальные воски (отлично подходят составы с натуральной карнаубой);
— Полироли (универсальные чистящие и специальные защитные);
— Жидкие стекла;
— Защитные пленки.
Зачастую средства для обработки кузова относят к автокосметике, однако они служат и для защиты лакокрасочного покрытия кузова. Автолюбителям с ограниченным бюджетом могут подойди защитные полироли и универсальные аэрозольные воски. Защитные свойства и ресурс последних невысоки, но сами средства могут похвастать демократичным ценником и простотой в использовании. Дорогостоящие жидкие стекла гарантируют высокую защиту ЛКП. Такую продукцию пока что выпускает ограниченное число фирм. Хорошо успели себя зарекомендовать японские компании Willson и Soft99, однако не менее удачные составы научились создавать европейские и американские компании.
Радикальным способом защиты лакокрасочного покрытия является нанесение специальных защитных пленок. Они бывают виниловыми и антигравийными. Винил больше подходит тем автолюбителям, которые хотят внести что-то новое в экстерьер автомобиля – пленка неплохо защищает только от ультрафиолета, химии и песка. Антигравийная пленка выдерживает попаданием небольших камешков с острыми гранями. Обе пленки могут прослужить до нескольких лет и удаляются без последствий для ЛКП. Если вам нужно защитить кузов, то выбирайте антигравийную пленку. Ее стоит наносить на передние крылья и бампер, капот, а также наружные зеркала.
Существуют еще один интересный вариант защиты: использовать пластиковых или акриловых дефлекторов. В народе их называют ветровиками и мухобойками. Для установки дефлектора может потребоваться сверление дополнительных отверстий в кузове. Дефлекторы не только улучшают защиту передней части автомобиля, но и формируют восходящие потоки воздуха, как бы сдувающие загрязнения. Этот эффект становится хорошо заметным на скорости 70 км/ч и выше. Различают дефлекторы капота, крыши, заднего стекла и боковых окон. Они повышают защиту только тех элементов кузова, на которые установлены.
Защита автомобиля от солнечных лучей
Солнечная радиация оказывает негативное влияние на лакокрасочное покрытие, резину, а также пластиковые и кожаные элемента интерьера автомобиля. Как отмечают специалисты, поверхности, находящиеся под прямым действием солнечных лучей, летом могут разогреваться до 90°C. Одной из особенностей глобальных изменений климата являются своеобразные температурные качели, когда весна может быть холодной, а вторая половина лета аномально жаркой. Пусть указанная выше температура может показаться читателю невероятной, в июле-августе элементы салона и кузова автомобиля могут разогреться и до нее. Сочетание высокой температуры и действия ультрафиолета пагубно влияет на большинство материалов, используемых при сборке автотранспорта. Проблемы, с которой вы можете столкнуться:
1. Растрескивание лакокрасочного покрытия;
2. Снижение эффективности работы систем охлаждения и кондиционирования;
3. Понижение давления в шинах;
4. Выцветание обивки салона, пластика торпеды, рулевого колеса и т.п.;
5. Ускоренный износ шлангов, патрубков, пыльников и прочих резинотехнических изделий.
Автолюбителю стоит работать на упреждение. Защитить автомобиль от воздействия солнечных лучей несложно. Вот несколько вариантов:
— Парковать автомобиль в затененном месте или в гараже;
— Накрывать автомобиль чехлом;
— Устанавливать светоотражающие экраны (шторки) на стекла;
— Поставить атермальные стекла взамен штатных.
Настоятельно рекомендуем охлаждать автомобиль перед парковкой при помощи кондиционера. Можно и вовсе открыть салон и дать ему проветриться – эффект будет не тот что с кондиционером, но это лучше, чем консервировать разогревшийся по ходу езды салон. Существует эффективный способ защиты автомобильного салона от нагрева: тонировка стекол. Учитывайте, что существуют требования к тонировке, вытекающие из разрешенных пределов светопропускания. Согласно ГОСТу, в случае лобового стекла светопропускание не должно быть меньше 75%. Владелец автомобиля с затонированными «в ноль» стеклами получит штраф. Зеркальная тонировка находится под строгим запретом. Если на вашем автомобиле уже установлены атермальные стекла, то в дополнительной тонировке нет смысла.
Подготовка двигателя, систем охлаждения и кондиционирования
Автомобильный двигатель спроектирован с учетом возможных перегрузок и больших перепадов температур, однако длительная эксплуатация без чистки и минимального обслуживания могут привести к его поломке. То же касается систем охлаждения ДВС и кондиционирования воздуха в салоне. Подбор, покупка и дальнейшая установка запчастей может оказаться недешевой. Настоятельно рекомендуем каждое лето проделывать следующее:
1. Очистить радиатор охлаждения двигателя от загрязнителей. Желательно сделать это повторно после окончания сезона тополиного пуха;
2. Очистить кондиционер при помощи специальных средств. Демонтаж элементов системы кондиционирования при этом не требуется;
3. Очистить двигатель от остатков масла, солей, пыли и т.п. После чистки эффективность теплообмена ощутимо вырастет, что полезно в летний период.
Нормальная температура охлаждающей жидкости при работающем двигателе попадает в диапазон 80-90°C, однако в случае отдельных агрегатов она может составлять выше. Вентилятор включается в тех случаях, когда требуется принудительное охлаждение. К примеру, когда температура ОЖ попадает в диапазон 90-110°C. На качество охлаждения агрегата влияет ряд факторов, в числе которых чистота двигателя и радиаторов. Рекомендуем следить за работоспособностью термостата, вентилятора, герметичностью патрубков радиатора и состоянием охлаждающей жидкости. Также нежелателен неполный прогрев, который может наблюдаться и летом, если термостат и датчики температуры не работают как положено.
Советы по эксплуатации
Даже правильно подготовленный к летнему периоду автомобиль далее будет эксплуатироваться в жестких условиях. Ресурс некоторых его узлов будет расходоваться крайне быстро, однако этого можно избежать. Если вы будете следовать излагаемым далее советам, то не только с меньшей вероятностью столкнетесь с проблемой дорогостоящего ремонте, но и сделаете эксплуатацию личного авто более простой и комфортной. Вот что стоит делать:
— Не заправлять бак «под завязку» — в жару горючее испаряется быстрее, что приводит к постепенному наращиванию давлению паров в баке. Проблема решается установкой пробки с клапаном, однако если найти ее не удалось, то просто заправляйте столько горючего, сколько нужно в текущих условиях;
— Пользуйтесь средствами для ухода за шинами, как-то полиролями и чернителями. Они возвращают шинам нормальный цвет и дают дополнительную защиту от механических воздействий, а также действия солнца;
— Мойте кузов, днище и салон автомобиля на регулярной основе – осевшие пыль, пух, грязь и останки насекомых могут способствовать к коррозии;
— Перед каждой поездкой проверяйте состояние тормозной системы. Педаль тормоза не должна мягко проваливаться. По необходимости обновляйте тормозную жидкость;
— Тщательнее следите за подкапотным пространством, порогами и днищем автомобиля. Периодически очищайте их от отложений;
— Если при парковке свою работу продолжает вентилятор системы охлаждения, то не глушите двигатель сразу – пусть он немного остынет;
— Держите в салоне хотя бы одну бутылку чистой минеральной воды.
Выше мы уже говорили о необходимости замены резины. Ездить летом на зимней «обуви» не стоит. Во-первых, она, как правило, более шумная. Во-вторых, подавляющее большинство зимних моделей отличается мягкостью и эластичностью, а при езде в жару по сухим дорогам такая резина быстро истирается. В-третьих, зимние модели не гарантируют хорошей управляемости на тех покрытиях, по которым вам, возможно, придется ехать летом. Хорошую летнюю резину можно найти под именами брендов Michelin, Firestone, Goodyear и Continental. В некоторых случаях разрешена «докатка» зимней резины летом.
Вывод
Правильно эксплуатировать автомобиль в летний период несложно. Водителю достаточно усвоить ряд правил и внимательнее отнестись к вопросу подбора и замены некоторых комплектующих и расходников. Готовиться к сезону стоит заранее, однако если вы еще этого не сделали и ограничились «переобуванием», то мы рекомендуем вам потратить немного времени на мойку, проверку тормоза и замену щеток стеклоочистителей. Следуя указанным выше рекомендациям, вы сделаете дальнейшие поездки более комфортными, а также немного снизите риск выхода из строя отдельных узлов автомобиля.