Откуда у кавказцев деньги на дорогие машины
Откуда у чеченцев и дагов столько денег? Они реально умный народ
Кончилась чеченская война. Сошлись на том, что Россия будет платить, а кавказ не будет воевать. Вот так как-то.
Кадыров как сказал-даёт Аллах.. а кто у нас Аллах? прально-Путин! Вова же дотации миллиардные Чечне платит каждый год, вот потому там никто и не работает, зачем если мы их кормим?
Лол. Дотации разворовываются чиновниками, а остаток идет на постройку самых больших в Европе мечетей, обычному дагу или чичику ничего не перепадает. Полукриминальный бизнес же, вот и есть деньги. Зарегистрировал фирму в Махачкале, а работает в Москве, и бегает от налогов за счет того, что там куча знакомых во властных структурах, хрен прихватишь. Либо криминал. Ни для кого не секрет, что чеченцы, например, контролируют авторынок.
деньги у тех кто чем то занимаеться. если будешь смотреть у кого что будешь всю жизнь нищий. работай
не пьют, а работают, не обращая внимания на притеснения.
богат не значит умен пример абромовича дворкрвича и прочих
Нет, просто у дебилов крадут! В компании с Думой!
откуда ты знаешь?
ты чё, у чеченцев и дагов ЖЕНОЙ РАБОТАЕШЬ?
Не знаете, что это сельхоз регион. У каждой семьи отара овец, табун лошадей и стадо коров.
Монолог кавказца без бороды. Часть 2.
И снова здравствуйте, дорогие читатели. Честно скажу — не ожидал такого фидбэка прошлого поста Спасибо всем, кто оставлял комментарии, лайкал и делился с друзьями. Ради такого, конечно, стоит писать.
Эта часть будет немного позитивней, хоть и прошлая, по идее, не должна была вызывать у читателей дикого желания провести вечер в одиночестве со стаканом виски и размышлениями о мирской несправедливости.
Что ж, я попытаюсь рассказать вам некоторые интересные факты и, возможно, вновь попытаться разрушить сложившиеся стереотипы. На протяжении 6 лет я жил в Москве, и слышал много интересных вопросов и даже утверждений от людей, которые слабо осведомлены в нашей культуре.
Стереотип №1: Все кавказцы богатые
Довольно-таки часто встречающееся повсеместно утверждение и весьма интересное. Находимся мы с вами на автомобильном ресурсе, поэтому, попробую объяснить вам это на примере автомобилей. Практически каждый выезд на дорогу — шанс встретить дорогой внедорожник или суперкар на «каком-то» регионе. Здравомыслящий человек сделает вывод: «О, наверное, человек очень неплохо зарабатывает, раз может содержать такую машину». А вот и нифига. С точки зрения здравого смысла он будет абсолютно прав, но ведь речь идет о нас, кавказцах! Знаете, когда ты находишься в Москве, для тебя это уже некая ответственность перед людьми, в частности, родней, которая осталась в родной республике. Родители — это святое. И кто не хочет, чтобы его родители были горды за свое чадо, которое «к успеху пришлО»«. И даже если кавказец немыслимыми способами зарабатывает n-ную сумму денег, первым делом он приобретает себе автомобиль. Нет, не новый. Это уже как правило. Сколько бы денег ни было на покупку автомобиля, практичности и надежности кавказцы в 90% случаев предпочитают престиж автомобиля. Пусть и не нового. Обладая суммой в 1 миллион рублей и догадками о том, когда в следующий раз появятся деньги на полный бак бензина, здравомыслящий человек приобретет себе новую иномарку эконом-класса на гарантии, приобретет полис КАСКО, а остальные деньги положит в банк под процент/вложит в бизнес или что-нибудь такое. Нет. Это не про нас. За миллион рублей мы купим 8-летний S-класс, с объемом побольше, сумасшедшим обвесом и пробегом под 200 тысяч. Если останется — поставим ГБО(это в отдельных случаях, когда есть кое-какие познания в основах экономики).
Это я к чему — внешний вид для нас самое главное. Видимость, имидж… Все, чтобы люди замечали твой «успех». Тешили твое самомнение. И это не более, чем желание выделиться из толпы. Признаюсь, сам я приобрел 14 летнюю БМВ вместо 5 летней Мазды 3 по тем же соображениям))) Но в плане обслуживания это все-же не 221 кузов Мерседеса.) Плюс ко всему, налоги на автомобили на Кавказе крайне низкие, особенно, в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Конечно, можно, брызжа слюной, бубнить себе под нос о мирской несправедливости и неадекватных маневрах водителя этой самой иномарки, но в большинстве случаев, как сказал отец российского хип-хопа «Это понты».
Стереотип №2: Про воровство невест.
Очень интересная тема. В интернете есть множество роликов на данную тему, где толпа бравых молодчиков приезжают всемером на приоре, умудряются засунуть туда девушку прямо на улице и уезжают под звуки озорной лезгинки. На дворе 21 век, и даже несмотря на конформизм кавказцев, почитание древних традиций и устоев, воровство невест уже не столь актуально. Прошу обратить внимание, говорю я сейчас именно о Северной Осетии, так как не возьмусь утверждать то же самое о соседних республиках. Еще лет 7 назад, это, возможно, встречалось, но сейчас практически нет. В большинстве случаев обряд «воровства» невесты заключается лишь в том, что «невестка» приходит в дом родителей «жениха». По обоюдному согласию. Вы спросите, почему нельзя просто начать жить вместе? Отвечу — на Кавказе так не принято. Кроме того, когда невесту «воруют», свадьбу обычно не играют. Бывает скромное застолье, но ничего общего с пышными кавказскими свадьбами оно не имеет. Кстати, основная причина, почему предпочитают красивому предложению не совсем понятное воровство невесты — финансовая сторона вопроса. СРЕДНЯЯ свадьба на Кавказе — от 500 человек, обходится она при учете того, что у нас все — начиная от сферы услуг, заканчивая продуктами гораздо дешевле, чем в других регионах, и уж тем более в Москве, порядка 700-800 тысяч рублей. Сделаешь скромную свадьбу — тебя могут неправильно понять. Поэтому самый разумный выход из такой ситуации — воровство невесты. Ну, и на сэкономленные деньги уже можно купить нерастаможенный кайен:)
Стереотип №3: Кавказцы не любят работать.
Расскажу диалог, который как — то состоялся у меня с охранником одного из сервисов. Заехал я в первый попавшийся сервис — нужно было заменить масло. На тот момент я ездил по Москве на Ауди А4 2009 года выпуска. Ну, шиковал в общем. Подъехав к КПП, охранник лет 50 нехотя встал со своего «трона», дабы поинтересоваться, куда я, собственно, направляюсь. Плевать, что кроме территории сервиса за вверенным ему королевством будки охранника ничего не было, но я все — таки ответил: «В сервис».
Плавно переместив взгляд с моего лица на номера ( и снова немосковские номера:( ), он с ухмылкой поинтересовался, цитирую: «Ну и откуда у вас деньги на такие машины?». Изначально я хотел выйти из машины, предварительно взяв с собой лист бумаги и ручку, и рассказать ему, что такое сетевой бизнес, которым занимается моя мама, показать схематически, сколько он будет зарабатывать через год, если каждый месяц будет продавать продукцию на определенную сумму, потом передумал и хотел рассказать, как надо родиться в нужное время в нужном месте, чтобы у него были такие же родители, у которых можно взять такую машину. Но я сделал проще и с вполне серьезным лицом заявил, что я ее не купил, а украл. Вопросов у дяди больше не было.
По поводу работы. В основном, кавказцы, как и все остальные гости столицы, приезжают сюда в поисках лучшего. Кто — то батрачит с утра до ночи, кто — то создает видимость, что батрачит с утра до ночи, а кто — то как я ищет работу так, словно завтра должен получить наследство от богатого родственника. Шучу.
На самом деле, устройство на работу при условии, что ты кавказец, немного сложнее, чем вам кажется. Если при собеседовании вам задают вопросы типа: «Как хорошо вы знаете MS Office», «Назовите 5 положительных сторон вашего характера», то в случае со мной это обычно бывает что — то вроде допроса подозреваемого.
«Есть ли у Вас непогашенные судимости?», «Если клиент недоволен качеством обслуживания, есть ли шанс найти его в пределах МКАД?»
Конечно, я утрирую, но в целом все — таки сложно претендовать на позицию «стажер отдела маркетинга», когда на собеседование заходит сперва твой нос, потом лакированные носы твоих туфлей, а потом ты. Ладно, это я тоже шучу. Не люблю я лакированную обувь. Но вряд ли кто думает после такого «перфоманса» услышать от меня адекватные ответы на вопросы интервьюера, ну и начинается опять про судимости, про МКАД и т.д.(((
А в следующем нашем «выпуске» мы попробуем из замечательного парня под ником mattemax сделать лютейшего представителя Кавказа. Получится у нас это, или нет, вы узнаете чуть позже.
Всем мир.
Не переключайтесь!
«Понты – это презентация себя». Откуда в Дагестане машины в меху и домашние леопарды
На Кавказе говорят: «Если бы понты светились, Кавказ был бы виден из космоса».
Жаргонное слово «понт» для каждого обладает своим смыслом. Это может быть что-то крикливое или вычурно роскошное, или, наоборот, подчеркнуто безвкусное. Главное – чтобы равнодушных не осталось.
«Понты – это демонстративность некая, презентация самого себя. Для всех кавказцев это очень важный атрибут. Люди у нас разные, но все боятся потерять лицо перед обществом», – объясняет любовь к демонстративности этнопсихолог из Дагестана Сергей Чипашвили.
Корреспондент Настоящего Времени попыталась выяснить, где в Дагестане проходит тонкая грань между показной и настоящей роскошью, а заодно узнала, какими способами иногда самоутверждаются дагестанцы.
Соска со стразами
Марьям живет и работает в Махачкале. Ей 30, она любит кожаные сумки и обувь на каблуке. Даже будучи беременной, не изменила себе, только заменила шпильку на более устойчивый каблук.
Зимой у Марьям родилась долгожданная дочка. Незадолго до ее рождения мама услышала от одной из клиенток салона красоты про «соски Сваровски».
«Мне очень хотелось, чтобы у моего ребенка было что-то, чего нет у всех», – говорит Марьям. От соски малышка отказалась. Не в стразах дело, просто ребенку она была не по душе.
Соски, детские бутылочки, пинетки украшаются стразами Сваровски вручную. Занимается этим Ася – молодая мама, дагестанка, живущая в Ростове. Девушка также предлагает золотые браслеты с выгравированными на них именами детей. По словам Аси, все начиналось как хобби – сделала для себя, а потом решила на продажу.
«Я сама люблю все такое блестящее, со стразами. Наверное, поэтому я и начала это делать. Сначала сделала своему ребенку. Это понравилось людям, стали просить меня сделать на заказ. Потом я завела страницу в инстаграме. Сейчас у меня каждый день заказы», – рассказывает Ася.
По ее словам, почти все клиенты – из Дагестана, реже – из Чечни. Все «бабочки» для сосок на заказ делают дагестанские ювелиры. Цена изделия зависит от комплектации: соска может быть серебряной, с золотым напылением, со стразами Сваровски или с цирконием, с крепежом или без.
Минимальная цена – 1300 рублей. Набор – бутылочка, соска и крепеж для нее – стоит 6000 рублей. Но некоторые заказывают своему чаду соски из золота. Цена этих изделий начинается от 15 тысяч рублей.
Сама Ася «соску Сваровски» не считает чем-то роскошным: «Это просто красиво украшенная соска».
Кристаллы в зубах
Если соску или бутылочку, пусть со стразами, можно использовать по назначению, то объяснить пользу от страза или бриллианта в зубе (это называется «скайсы») трудно даже самим модницам.
Мадине 45 лет. У нее белая кожа и черные волосы. Они отутюжены и спускаются ниже плеч – удивительно для Дагестана; обычно здесь женщины этого возраста уже носят короткие стрижки. Мадина улыбается белозубой улыбкой. В ее переднем зубе красуется драгоценный камушек.
– Зачем?
– Просто так. Это же красиво! – коротко отвечает она.
Инкрустацией драгоценного камня в зуб на Кавказе мало кого удивишь. Услугу эту оказывают почти все частные стоматологи.
Модницы (да, этой услугой пользуются только женщины) могут наклеить на зуб страз Сваровски или даже установить туда бриллиант – услугу оказывают в большинстве махачкалинских стоматологических клиник. Страз или бриллиант надо брать с собой и готовиться отдать за наклеивание от 1000 рублей, а за инкрустацию – от 1500.
«Золотые» и элитные номера
Но что такое 1000 рублей за бриллиант в зубе, когда можно отдать 200 тысяч за «золотой» номер мобильного телефона.
Шариф родом из Армении, но живет и работает в Москве. Свои услуги он рекламирует в инстаграме. Номера, которые легко запомнить, как правило, имеют одинаковые наборы цифр, либо логичную цифровую последовательность. По словам Шарифа, почти все его клиенты – кавказцы.
«Есть чеченцы, армяне, азербайджанцы, но их мало. В основном, элитные номера хотят дагестанцы. Раньше часто просили номера с цифрами «05-05″ (код региона – А.М.). Но сейчас они берут, просто чтоб красивый номер был», – говорит он.
По словам Шарифа, дагестанец никогда не приходит один.
«Покупают себе или в подарок, потом передают мой номер друзьям или родственникам, так образуется сеть. Один человек может 20 новых клиентов подтянуть».
Стоимость таких номеров начинается от 1000 рублей, а дальше все зависит от пожеланий и возможностей клиентов. «Самый дорогой номер, который я продал, стоил 200 тысяч рублей. Там было шесть восьмерок в конце. Почти все это берут для понтов. Для чего еще красивый номер?» – говорит Шариф.
«У меня был один дагестанец, он купил красивый номер. Потом увидел у меня более красивый, выбросил старый, купил новый. Потом увидел номер еще лучше, пришел, взял его. Наверное, номеров 10 он у меня купил, – рассказывает Шариф. – Правда, он не очень дорогие номера брал – за 2-3,5 тысячи рублей. Обычно те, кто берут номера подороже – тысяч за 30-40, уже их не меняют так часто».
Домашние звери
Пару лет назад 33-летний махачкалинец Салим завел во дворе частного дома львов. По его словам, в Дагестане несколько десятков семей содержат диких животных: тигров, львов, леопардов, медведей. Это не считая диких птиц – орлов и ястребов.
Удовольствие это не из дешевых и не из самых простых.
«У меня было желание иметь что-то такое, чего нет ни у кого. И тем более мне хотелось хищника, царя зверей – льва. Мне было интересно проверить себя, справлюсь ли?» – говорит Салим.
Животные прожили у него почти год, пока львица не схватила за куртку 10-летнего мальчика, который вместе с другими соседскими ребятами каждый день прибегал посмотреть на зверя. Ребенок не пострадал, но перепугался. Тогда Салим понял, что не справляется с дикой кошкой, что клетки не хватит – нужен отдельный вольер.
Обеспечить животных соответствующими условиями он не мог, поэтому отдал их бесплатно знакомым из Чечни.
«Корова дает молоко, баран дает мясо и шерсть. Что дает лев или, к примеру, домашний волнистый попугай? Понт, чтобы сказать людям, что у меня есть какая-то экзотика, то, что в Дагестане не водится. Этого нет ни у кого, а у меня есть», – говорит Салим.
По его словам, люди, которые решают завести диких животных ради удовлетворения амбиций, долго не выдерживают.
«Их хватает на пару месяцев. Когда из безобидного котеночка вырастает лев, ни одни понты такой нагрузки не выдерживают», – говорит Салим.
Цена за диких животных в Дагестане разная. Минимальная – 0 рублей, подарок. А максимальной цены нет. Все зависит от того, какое это животное, от его возраста и состояния здоровья.
Салим мечтает когда-нибудь приобрести самца льва и самку тигра, чтобы скрестить их и вырастить своего собственного лигра.
Мальчик, которая ревнует к девочкам
В России нет закона, регулирующего содержание диких животных в домашних условиях. Этим воспользовался Магомед: в его большом частном доме на берегу моря живет леопард.
Мужчина купил животное в Волгограде у продавца диких зверей, когда увидел, в каких «нечеловеческих условиях» они находились. С леопардом он выкупил нескольких медвежат и отвез их обратно в лес, но «кошку» оставил себе.
«Мне его жалко стало. Ему был месяц всего, он был больной, не хватало витаминов. Там три детеныша леопарда было. Мне сказали, что это мальчик, и я взял только его. Так и назвал – Мальчик», – рассказывает Магомед.
Вскоре оказалось, что Мальчик – на самом деле девочка, но хозяин по привычке продолжает говорить о хищнице в мужском роде.
«Все мне говорили, что леопарда невозможно приручить. Но я доказал обратное, – говорит Магомед и повышает голос на лезущего в окно зверя. – Слезь оттуда! А ну быстро!» Дикая кошка послушно уходит.
Магомед говорит, что леопарду нужно «все время показывать, кто в доме хозяин, не давать расслабиться. Если расслабляешься – он тут же зубы свои показывает».
Сейчас Мальчику три года. Ее нынешний рост – одна треть от роста обычного леопарда, значит, животное продолжит расти. Магомед уже не разрешает детям с ней играть, женщинам к кошке подходить тоже не советует: Мальчик ревнует своего хозяина, и ее поведение в такие моменты непредсказуемо.
Магомед хотел бы отпустить дикую кошку на волю, но пока не представляет, как это сделать.
«Она пока не приспособлена к самостоятельной жизни. Да и куда ее отпускать? Вдруг люди испугаются и убьют ее!»
Искусство показной роскоши
Людские амбиции и возможности можно уважать, высмеивать или даже превратить в объект искусства. Самый яркий пример – перформанс российской художницы-дагестанки Таус Махачевой «Быстрые и неистовые».
Она покрыла внедорожник чехлом, сшитым из старых советских шуб, которые нашла на барахолках. Так художница делает отсылку к закрытому дагестанскому сообществу стритрейсеров (автогонщиков), которые нередко самовыражаются через дизайн и тюнинг своих машин.
Говоря о самовыражении дагестанцев, нельзя не вспомнить о местных свадьбах. Жизнь большинства дагестанских родителей вращается вокруг одной цели – достойно женить либо выдать замуж детей.
На организацию свадьбы тратятся миллионы рублей. Чемоданы с подарками для невесты (шуба, одежда, платки, золото), калым за невесту, ее приданое, подарки родным жениха и невесты, аренда банкетного зала, автомобиля, тамада, музыканты, кольца, наряды, свадебные угощения – вот далеко не полный перечень того, на что уходят деньги. А еще гостей должно быть не меньше 500 человек, а то и тысяча.
Разговор о сватовстве и свадьбе в Дагестане, на Кавказе – тема для отдельного материала.
«Люди боятся потерять лицо перед обществом»
По словам этнопсихолога Сергея Чипашвили, кавказцам свойственна тяга к самовыражению, и каждый делает это по-своему.
«Каждый старается занять какую-то нишу, продемонстрировать некие социальные маркеры, которые выше, чем реальное социальное положение человека».
По словам психолога, чем беднее человек, тем больше он старается продемонстрировать свои возможности:
По словам Чипашвили, это поведение всегда было присуще кавказцам, а знаменитое кавказское гостеприимство – один из способов самовыражения.
Различные способы самовыражения присущи не только кавказцам, но и многим небольшим народностям. По словам этнопсихолога, во Франции этим отличались гасконцы, а в Испании – баски. И самоутверждаются таким образом в основном люди небогатые.
«По-настоящему богатые люди, не в одном поколении богатые, они этим не страдают, как правило. Стив Джобс ходил в водолазке и джинсах, и ручки у него были обыкновенные, а не паркеры дорогущие за 40 000 долларов, и ботинки обыкновенные. Хотя он был миллионером. Просто он считал: «Обо мне говорят мои дела». А понты – это самоутверждение».
По словам Чипашвили, сложно говорить о том, как может измениться в будущем культура кавказского самовыражения. Он считает, что все будет зависеть от того, что в дальнейшем будет считаться «маркером обеспеченности».
«Может, это будут какие-то суперкомпьютеры, встроенные чипы или космические полеты. Кто-то уже летает в космос, но сегодня это дорого, а завтра это может быть относительно дешево – 10-20 тысяч долларов, многие смогут себе это позволить. И будет так: «А я был в космической гостинице!» И это тоже будут понты».
Текст подготовлен в рамках проекта «Перспектива: трансграничная журналистика».
Новое в блогах
Как кормится Кавказ
Чем живут обычные горцы, не имеющие отношения к ваххабитам, террористам, бандитам и чиновникам?
Кто как строит
В доме Хусея работают все, даже бабушка, которой давно за 90. Она вяжет шерстяные носки, которые на местном базаре спекулянты скупают по 50 рублей и продают в Москве и Петербурге за 200. Жена каждую свободную минуту садится за швейную машинку. А старший сын Магомед устроился на работу, как только ему стукнуло 18. Пошел водителем на местную ГЭС. Когда парнишка приезжает домой пообедать, его гигантский грузовик перегораживает всю улицу. И отец, всю жизнь крутивший баранку, смотрит на сына с гордостью.
Вообще-то Магомед учится в местном технологическом институте. Поступил туда, чтобы не забрали в армию. Посещает вуз только во время сессий. За обучение Магомед платит сам.
Живущий по соседству Казбек Эбзеев, не будучи ни тем ни другим, недавно отпраздновал новоселье в гигантском трехэтажном доме. Ради этого ему пришлось 20 лет безвылазно сидеть за рулем КамАЗа, а затем «Скании»: возить минеральную воду в Москву. Теперь он не спит по ночам от болей в позвоночнике. Но продавать свой грузовик не торопится: надо накопить на нормальное образование дочери.
Теперь Аубекиру остается завистливо поглядывать на своего более удачливого соседа Хызыра Умарова, который все еще на коне, вернее, на «гелендвагене». Он депутат, владелец гостиниц, ресторанов, магазинов. По местным меркам считается олигархом. У него не только огромный дом в родном ауле, есть квартиры в республиканском центре и в Москве. Односельчане регулярно ходят к нему на поклон. Просят не денег, а работы.
Скидка на взятку
Светская жизнь
— Зурият, ты слышала, про кого он сказал?
— Это та Асият, у которой дочь в Москве живет?
— Переоденься и зайди за мной, пойдем вместе!
— Я сегодня не пойду. Там много народу, а у меня давление!
Такие разговоры можно услышать на каждом углу. Ворота в доме покойного распахнуты настежь. Бесконечные потоки людей вливаются в тесный двор с навесом из виноградных листьев. Каждый останавливается на пороге и читает молитву.
По судьбе скончавшейся сегодня бабушки Асият можно изу-
чать основные вехи жизни карачаевского народа в XX веке. Она была одной из 12 детей в семье. Выдали ее замуж в 16 лет за престарелого, но состоятельного человека. Когда началась война, муж и пятеро его братьев ушли на фронт. В октябре 1943 года ее с двухлетней дочкой запихали в армейский грузовик, затем в товарный вагон и отправили в долгий путь через всю страну в Среднюю Азию. Весь карачаевский народ был депортирован. В пустынях Средней Азии погибли 67 процентов карачаевцев. Но Асият выжила и спасла от голодной смерти не только свою дочь, но и семью мужа. Он вернулся с фронта в тот же год вместе с двумя братьями. Остальные сгинули навсегда. В ссылке Асият родила еще шестерых детей. В 1957 году она, как большинство карачаевцев, вернулась на родину и построила из глины и соломы вот этот самый дом, из которого теперь выносят ее тело, завернутое в многослойный саван и накрытое ковром.
Похоронят ее как положено, до полудня, омыв тело в трех водах. До кладбища донесут на руках. Перед тем как вынести тело со двора, каждый присутствующий должен сказать: «Прощаю тебе все, Асият!» Три последующих дня в дом покойной будут приходить люди: родственники, родственники родственников, знакомые, односельчане. Обычно на похороны собирается 300-500 человек. А если умер близкий родственник большого чиновника, придет вдвое больше людей. Согласно кавказской этике чиновник не может отказать тому, кто был на похоронах его отца.
После того как покойника погребли, в его доме начинается посиделка. Обсуждается все: от войны в Сирии и наводнения на Кубани до новой коровы у соседки и нового фасона юбок на базаре.
Пока хоронят бабушку Асият, в доме у Наполеона Лайпанова на соседней улице стоит немыслимый переполох: он выдает замуж старшую дочь. Невесту уже забрали в дом жениха. А сегодня родственники поедут туда, привезут приданое и снимут покров с ее головы. Тогда она официально станет женой своего мужа. Во дворе у Наполеона целая гора ковров, занавесок, полотенец и всякого прочего добра. В громадный сундук укладывают подарки для семьи жениха. Матери и сестрам полагаются кольца с бриллиантами. Все это стоило около 300 тысяч рублей. Чтобы их заработать, три дочери Наполеона целый год не вставали из-за вязальной машины, а сын выращивал бычков на мясо.
Мужчины и женщины пируют за разными столами. Некоторые из гостей могут попробовать такие роскошные кушанья только в гостях. Если вслушаться в разговоры за столом, можно понять, как живут эти люди. За женским столом, например, можно услышать следующее:
— Я среднюю дочь в школу устроила учительницей. Отдала 120 тысяч. Еще 130 будем отдавать постепенно с ее зарплаты. Ничего, за годик, может, окупится.
— Я колье хочу, как у Фатимы. Папа обещал осенью корову продать и купить мне.
— Нашу соседку жених на лимузине увез! Никогда не видела такой машины!
— В Черкесске суши-бар открылся! Мы туда собираемся!
— Фу, там же червей едят! Как ты возьмешь это в рот?
— Я за него не пойду. У него дом маленький, без водопровода! И родители старые, за ними ухаживать придется.
А тем временем за мужским столом свои разговоры:
— Да при твоих коммунистах воровали так же, как сейчас!
— Он неграмотный был, по-русски не умел говорить, теперь министром стал! Второй дом уже строит!
— Когда будет Олимпиада в Сочи, у нас отремонтируют дорогу на Домбай или, как всегда, только обещают?
— У Халиса в прошлом году половина урожая капусты пропала! Едва горючее окупил!
— В российских городах овощи из Израиля едят, а наше все пропадает!
Свадьба дочери Наполеона прошла по всем правилам. Ее в национальном костюме вывели во двор под тремя покровами. Самые лихие парни плясали вокруг нее, снимая покрывала. Затем над ее головой рассыпался фейерверк из монет, конфет, крупных банкнот. Пока собравшиеся и стар и млад ползают по двору и хватают деньги с конфетами, невесту уводят в спальню жениха. А в черном небе вспыхивают разноцветные всполохи настоящего фейерверка, иногда слышны автоматные очереди.
В 10 часов вечера, когда в больших городах только начинается ночная жизнь, Сары-Тюз уже спит. Он проснется с рассветом. Женщины, сменившие бархатные наряды на старый халат, выйдут выгонять коров на пастбище. В доме, где вчера гремела свадьба, вывесят на самом видном месте постиранную белую простыню. И соседи одобрительно кивнут и пойдут дальше.