Пьер ферма обнаружил что всякое натуральное число есть треугольное
Пьер ферма обнаружил что всякое натуральное число есть треугольное
Фигурные числа — общее название чисел, связанных с той или иной геометрической фигурой. Это историческое понятие восходит к пифагорейцам. Предположительно от фигурных чисел возникло выражение: «Возвести число в квадрат или в куб».
Виды фигурных чисел
Различают следующие виды фигурных чисел:
n-е по порядку m-угольное число можно определить как сумму n членов арифметической прогрессии, у которой первый член есть 1, а разность равна
. Например, треугольные числа получаются как частичные суммы ряда
.
Основная статья: Треугольное число
| | | | | |
Последовательность треугольных чисел:
1, 3, 6, 10, 15, 21, 28, 36, 45, 55, …, , …
Квадратные числа
1 | 4 | 9 |
---|---|---|
|
Квадратные числа представляют собой произведение двух одинаковых натуральных чисел, то есть являются полными квадратами:
1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81, 100, …, n², …
Пятиугольные числа
1, 5, 12, 22, 35, 51, 70, 92, 117, 145, …, , …
Шестиугольные числа
1, 6, 15, 28, 45, 66, 91, 120, 153, 190, …, , …
Общий случай
Последовательность k-угольных чисел:
1, k, 3k-3, 6k-8, 10k-15, 15k-24, 21k-35, 28k-48, 36k-63, 45k-80, …, , …
Эквивалентный формат представления n-го элемента: .
Многомерные фигурные числа
Можно определить многомерные фигурные числа, частными случаями которых являются:
где e — число вершин многогранника, f — число его граней, k — число сторон каждой грани, m — число граней, примыкающих к каждой вершине. Примеры: последовательности A006566, A006564, A005900.
где E — число вершин, G — число граней — число многогранных углов вершины. Примеры: последовательности A092182, A092181, A092183.
Исторический очерк
Фигурные числа, по мнению пифагорейцев, играют важную роль в структуре мироздания. Поэтому их изучением занимались многие математики античности: Эратосфен,Гипсикл, Диофант Александрийский и другие. Гипсикл (II век до н. э.) дал общее определение m-угольного числа как суммы n членов арифметической прогрессии, у которой первый член есть 1, а разность равна
. Диофант написал большое исследование о свойствах многоугольных чисел, фрагменты которого дошли до наших дней. О фигурных числах много говорится в пифагорейских учебниках арифметики, созданных Никомахом Геразским и Теоном Смирнским (II век), установившие ряд зависимостей между фигурными числами разных размерностей. Большой интерес к фигурным числам проявили индийские математики и первые математики средневековой Европы (Фибоначчи, Пачоли, Кардано и др.).
В Новое время многоугольными числами занимались Ферма, Валлис, Эйлер, Лагранж, Гаусс и другие. Ферма сформулировал (1637) так называемую «золотую теорему»:
Учебный проект «Фигурные числа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРОСКОГО РАЙОНА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №3г. БЕЛОЯРСКИЙ»
Проект в номинации № 2 (математика)
Панин Илья Игоревич
Научный руководитель проекта:
Товстоног Елена Анатольевна
2013 – 2014 учебный год
1.1. Из истории фигурных чисел
1.2. Формулы плоских фигурных чисел
1.3. Свойства фигурных чисел
1.4. Применение фигурных чисел в жизни человека
ВВЕДЕНИЕ
Во время изучения обыкновенных дробей обратил внимание на то, что в учебнике математики есть небольшая историческая сводка о фигурных числах. Это и подтолкнуло меня к исследованию темы, целью которой, стало изучить свойства фигурных чисел и их использование в повседневной жизни.
В своей исследовательской работе я рассмотрел использование фигурных чисел не только в математике, но и в окружающей жизни.
Чтобы достичь этой цели, я исследовал дополнительную литературу и другие источники.
Цель работы: более глубоко изучить и исследовать одно из понятий математики – фигурное число, выявить его свойства и использование в повседневной жизни.
Собрать по различным научным и учебным источникам материал по данной проблеме и проанализировать его.
Рассмотреть историю возникновения фигурных чисел, их свойства и применение в жизни человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Из истории фигурных чисел.
Фигурные числа — общее название чисел, геометрическое представление которых связано с той или иной геометрической фигурой. Понятие фигурного числа было введено древнегреческими математиками, последователями учения Пифагора (пифагорейцами) в VI—IV вв. до н. э.
Рис. 1. Произведение чисел 5 и 4.
Числа, выражающие число точек в квадратной таблице, назывались квадратными. Например, квадратными числами являются 1, 4, 9, 16, 25, 36,…(рис. 2).
Рис. 2. Квадратные числа.
Таблицы могут быть не только прямоугольными или квадратными, но и иметь форму других геометрических фигур. Например, на рисунке 3 изображены треугольные числа, выражающие числа точек в треугольных таблицах.
Рис. 3. Треугольные числа.
Рис. 4. Пятиугольные числа.
Рис. 5. Шестиугольные числа.
Уложив камешки в пространственную фигуру можно получить телесные фигурные числа (рис. 6).
Именно от фигурных чисел пошло выражение: «Возвести в квадрат или куб».
Множество закономерностей, возникших при действиях с числами, были обнаружены древнегреческими учёными при изучении чертежей. И долгие века лучшим подтверждением справедливости таких соотношений считался способ геометрический, с прямоугольниками, квадратами, пирамидами и кубами. Древнегреческие учёные, комбинируя натуральные числа, составляли из них затейливые ряды, придавая элементам этих рядов то или иное геометрическое истолкование.
Рис. 6. Кубическое и квадратное пирамидальное числа.
Формулы плоских фигурных чисел.
Рассматривая ряд, образованный треугольными числами легко заметить, что:
Таблица 1. Зависимость значения треугольного числа от его номера
из которого следует равенство
Аналогичным образом, рассматривая разбиение четырехмерного куба на четыре гиперпирамиды, можно получить следующее равенство
из которого следует равенство
В общем случае имеет место равенство
которое позволяет находить сумму 1 m + 2 m + … + n m через суммы меньших степеней.
В частности, имеет место формула
Рассмотрим числа, связанные с фигурными числами, образующие равнобедренный треугольник, называемый треугольником Паскаля. По боковым сторонам этого треугольника стоят единицы и всякое число, кроме этих единиц, получается как сумма двух чисел, расположенных над данным числом.
Таблица 1
1
1 1
1 2 1
1 3 3 1
1 4 6 4 1
1 5 10 10 5 1
……………..
Блез Паскаль посвятил этому треугольнику «Трактат об арифметическом треугольнике», опубликованный в 1653 г. В нем этот треугольник записывался в виде таблицы
Таблица 2
1 1 1 1 1 1
1 2 3 4 5
1 3 6 10
1 4 10
1 5
1
Учитывая, что коэффициент при x k + 1 в последней сумме по определению равен , получаем формулу
Сравнивая ее с формулой для чисел треугольника Паскаля, видим, что биномиальные коэффициенты и числа треугольника Паскаля получаются по тому же закону и, следовательно, имеет место равенство
=
.
Докажем, что для чисел треугольника Паскаля, а значит, и для биномиальных коэффициентов имеет место формула
Это делается непосредственно.
Самостоятельно решите следующие задачи:
1. Сколько нечетных чисел в 256-ой строке треугольника Паскаля?
2. Сколько чисел в 67-ой строке треугольника Паскаля делится на 67?
4. Имеется сеть дорог, изображенная на рисунке. Из точки A выходит 2 1000 человек. Одна половина из них идет направо, а вторая – налево. Дойдя до первого перекрестка, каждая группа разделяется: одна половина идет направо, а вторая – налево. Такое же разделение происходит на каждом перекрестке. Сколько человек придет в три крайних слева перекрестка В1, В2, В3 тысячного ряда перекрестков?
5. Докажите, что имеет место равенство
6. Найдите, чему равна сумма
1 4 10 16 19 16 10 4 1
а)
б)
Выясните алгебраический смысл этих чисел. Найдите для них формулы.
6. Определите аналог треугольника Паскаля в пространстве (тетраэдр Паскаля). Выясните его алгебраический смысл. Найдите формулу для его элементов.
1. Диофант. Арифметика и книга о многоугольных числах. – М.: Наука, 1974.
2. Гарднер М. Математические новеллы. – М.: Мир, 1974.
3. Кордемский Б.А. Математическая смекалка.- М.: Наука, 1991.
4. Оре О. Приглашение в теорию чисел. – М.: Наука, 1980.
5. Радемахер Г., Теплиц О. Числа и фигуры. – М.: Наука, 1966.
6. Успенский В.А. Треугольник Паскаля. – М.: Наука, 1979.
7. Яглом А.М., Яглом И.М. Неэлементарные задачи в элементарном изложении. – М.: Гос. изд. технико-теоретической литературы, 1954.
Проект ««Фигурные числа
Школьная научная конференция молодых исследователей
Направление : МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Автор: Новиков Павел
МОУ СОШ №44 6 д класс
Пономарева Надежда Викторовна
учитель математики МОУ СОШ №44
ВВЕДЕНИЕ
В своей исследовательской работе я рассмотрел использование фигурных чисел не только в математике, но и в окружающей жизни.
Чтобы достичь этой цели, я исследовал дополнительную литературу и другие источники.
Мне стало интересно, а знают ли другие школьники о фигурных числах. Поэтому я провёл анкету, на вопросы которой ответили 86 учеников 6-10 классов.
Цель работы: более глубоко изучить и исследовать одно из понятий математики – фигурное число и выявить его роль в нашей жизни.
Собрать по различным научным и учебным источникам материал по данной проблеме и проанализировать его.
Рассмотреть историю возникновения фигурных чисел, их применение в жизни человека.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Из истории фигурных чисел.
«Числа древними греками, а вместе с ними Пифагором и пифагорейцами мыслились зримо, в виде камешков, разложенных на песке или на счётной доске – абаке. По этой причине грек не знали нуля, так как его невозможно было «увидеть». Но и единица ещё не была равноправным числом, а представлялась как некий «числовой атом», из которого образовывались все числа. Пифагорейцы называли единицу «границей между числом и частями», т.е. между целыми числами и дробями, но в то же время видели в ней «семя и вечный корень». Число же определялось как множество, составленное из единиц. Особое положение единицы как «числового атома» роднило её с точкой, считавшейся «геометрическим атомом». Вот почему Аристотель писал: «Точка есть единица, имеющая положение, единица есть точка без положения». Итак, пифагорейские числа в современной терминологии – это натуральные числа». [2, с.117]
Давным – давно, помогая себе при счёте камушками, люди обращали внимание на правильные фигуры, которые можно выложить из камушков. Можно просто класть камушки в ряд: один, два, три. Если класть их в два ряда, чтобы получались прямоугольники, то получаются все чётные числа. Можно выкладывать камни в три ряда: получаются числа, делящиеся на три и т.д.
Древние греки, когда им приходилось умножать числа, рисовали прямоугольники; результатом умножения трёх на пять был прямоугольник со сторонами три и пять. Это развитие счёта на камушках. Множество закономерностей, возникших при действиях с числами, были обнаружены древнегреческими учёными при изучении чертежей. И долгие века лучшим подтверждением справедливости таких соотношений считался способ геометрический, с прямоугольниками, квадратами, пирамидами и кубами. В 5-4 веках до нашей эры учёные, комбинируя натуральные числа, составляли из них затейливые ряды, придавая элементам этих рядов то или иное геометрическое истолкование. С их помощью можно выложить правильные геометрические фигуры: треугольники, квадраты, пирамиды и т.д.
Увлеклись, причём независимо друг от друга, нахождением таких чисел Блез Паскаль и Пьер Ферма.
1.2. Определение и виды фигурных чисел.
Числа- камушки раскладывались в виде правильных геометрических фигур, эти фигуры классифицировались. Так возникли числа, сегодня именуемые фигурными.
Линейные числа (простые) – числа, которые делятся на единицу и на самих себя, представимы в виде последовательности точек, выстроенных в линию.
Плоские числа – числа, представимые в виде произведения двух сомножителей (плоское число 6=2∙3).
Телесные числа, выражаемые произведением трёх сомножителей (телесное число 8=2∙2∙2).
Треугольные числа (3, 6, 10).
Квадратные числа (4,9,16).
Пятиугольные числа (5, 12, 22)
Именно от фигурных чисел пошло выражение: «Возвести в квадрат или куб».
Очень интересны кубические числа, возникающие при складывании кубиков: 1, 2·2·2=8, 3·3·3=27, 4·4·4=64, 5х5х5=125. и так далее.
Теперь понятно, почему про такие числа говорят: «два в кубе», «три в кубе», «девять в кубе»?
1.3. Применение фигурных чисел в жизни человека.
Мы не задумываемся о том, что ежедневно встречаемся с фигурными числами. А ведь это так просто и интересно.
При изучении формулы площади прямоугольника используется понятие плоского числа, которое представляется виде произведения двух сомножителей – длины и ширины.
При вычислении объёма прямоугольного параллелепипеда применяется понятие телесного числа, выражаемого произведением трёх сомножителей – длины, ширины и высоты.
Упаковка конфет в форме линейного числа
На параде солдаты стоят правильными рядами, образуя квадраты или прямоугольники (плоские числа). (Приложение 1)
Во время различных праздников мы видим показательные выступления лётчиков. Самолёты в воздухе образуют треугольные или другие фигурные числа. (Приложение 2)
Треугольные числа можно встретить в самых обычных местах (Приложение 3)
Фигурные числа встречаются при упаковке различных товаров в коробки и другие ёмкости.
Телесные числа используются при упаковке конфет, консервных банок, блокнотов, тетрадей, ручек и др. в различные ёмкости. (Приложение 4)
Плоские числа тоже часто используются при упаковке конфет, растительного масла, лимонадных бутылок … (Приложение 5)
К фигурным числам можно отнести пирамидальные числа, которые получаются, если шарики складывать пирамидкой. Как раньше складывались ядра у около пушки. (Приложение 6)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы, пришёл к выводу об актуальности данной темы. Невозможно представить современную жизнь без фигурных чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны, как солнце, воздух и вода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.
— М.: Мнемозина, 2008.
Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты.
– М.: Просвещение, 1993.
Энциклопедический словарь юного математика/ Составитель А.П.Савин.
– М.: Педагогика, 1985