Переезд в польшу на своем авто
CheChannel
наши путевые заметки
⚠️ Этот сайт не обновляется с 2019 года, и информация представленная здесь может быть устаревшей.
Задавайте ваши вопросы в чате в телеграме.
Регистрация машины при переезде в Польшу (mienie przesiedleńcze) 28/10/2018
Сроки, условия и суммы — полный гайд, как перевезти свою машину в Польшу и не платить таможенные пошлины и акцизы
Mienie przesiedleńcze (имущество переселенца) — процесс, позволяющий ввезти на территорию ЕС (в нашем случае в Польшу) имущество без уплаты акцизов и пошлин.
Документ, подтверждающий оплату акцизов и пошлин, либо освобождающий от их уплаты необходим при регистрации машины.
Мы читали много историй на форумах о том, что за езду на машине с российскими номерами без перерегистрации в ЕС положен штраф, но нам не удалось найти закон, который бы обозначал срок нахождения и сумму штрафа за это нарушение.
Для нас перерегистрация — это фиксация status quo — мы живём в Польше, а не приехали как туристы, поэтому логичнее было бы для машины иметь местные номера. Мы также решили не продавать машину в РФ из-за невозможности купить аналогичный авто в Польше за вырученные деньги, так как 30% от стоимости нам пришлось бы уплатить в виде налога (UPD. с 2019 года ситуация изменилась — нерезиденты больше не платят налог, если владели имуществом достаточное количество времени).
Итак, какие условия нужно выполнить, чтобы перевезти авто без уплаты пошлин:
У этого списка есть разные исключения — обязательно ознакомьтесь со всеми законами, регулирующими этот вопрос — информация приведена мной исключительно в справочных целях.
Процесс
Шаг 1. Мы обратились в Agencja Celna — это компания, которая занимается взаимодействием с таможней от вашего лица. Нас представляло это агентство.
Мы отправили сканы документов. Я не знаю, что из этого требовалось таможенникам, мы просто отправили всё, что было: ПТС, свидетельство о регистрации авто, первую страницу загранпаспорта, страницы со штампами о въездах-выездах за год, предшествующий переезду, решение воеводы о предоставлении разрешения на временное пребывание (decyzja), карточку ВНЖ (karta pobyta), PESEL и регистрацию по месту жительства.
Агентство подтвердило на таможне, что документы в порядке, дальше мы заполнили список имущества (там нужно было вписать стоимость машины, я прикинул среднюю по сайту olx.pl, таможня потом меня поправила на 300 злотых). Также мы заполнили доверенность агентству и ответили на пару вопросов о стоимости доставки машины на территорию (указали стоимость бензина из расчёта по километрам, так как ехали своим ходом).
Представитель агентства сказала, что нам нужно будет съездить до границы и пройти её, чтобы получить документ Т1. Перед этим нас пригласили приехать и поставить машину на площади на территории таможни в Гданьске и подойти в офис агентства (это рядом). Они сняли копии со всех документов, кстати, на этом этапе нам не нужен был их перевод.
А вот дальше было интересно. Они ещё раз спросили о Т1 и мы сказали, что мы въезжали больше года назад и тогда конечно ничего не декларировали. Агент попросила нас написать документ-объяснение: «У меня нет документа Т1 потому что я не знал, что он нужен, когда проезжал границу». Если честно, я не думал, что этого будет достаточно, но на границу нам ехать не пришлось — этого объяснения оказалось достаточно.
Дальше мы на пару часов ушли посидеть в кафе (машина оставалась на таможне), а потом нам позвонила агент и сказала, что всё готово. Через несколько дней (потому что кого-то из сотрудников таможни не было на месте) мы получили по электронной почте Poświadczone zgłoszenie celne (PZC) — документ, подтверждающий освобождение от уплаты таможенных платежей. Это электронный документ, то есть не нужны никакие печати, просто распечатайте его, в уженде при регистрации машины они сами проверят его подлинность.
Расходы: 369 злотых за услуги агентства
Шаг 2. Перевод свидетельства о регистрации, заверенный присяжным переводчиком (tłymaczenie przysięgłe).
Его мы заказали на сайте Berligo — перевод российского свидетельства о регистрации авто обошёлся в 111 злотых. При заказе мы попросили перевести фамилию и имя в соответствии с записью в паспорте (и во всех остальных документах), потому что транслитерация в свидетельстве довольно сильно отличалась. На этот этап лучше закладывать неделю — но вы можете обратиться к любому присяжному переводчику.
Расходы: 111 злотых
Шаг 3. Прохождение badanie techniczne (техосмотр). Его делают на тысячах специальных станций по всей стране, просто находите ближайшую и едете. Там проверяют выхлопные газы, тормозные усилия, все лампы, амортизаторы и так далее. Стоимость и порядок прохождения фиксированные.
На этом этапе вам понадобится перевод свидетельства о регистрации из предыдущего пункта.
В нашем случае к расходам добавилась ещё замена лобового стекла — на нём была большая трещина, с которой пройти ТО было бы невозможно.
Расходы: 99 злотых
Шаг 4. Почти финальный.
Мы забронировали время на регистрацию автомобиля на сайте Городского Управления (urząd miasta) — вам будет сначала определить, в какой urząd нужно обращаться вам — это зависит от места жительства. Туда мы пришли со следующими документами:
Через 20 минут мы уже выходили с новыми номерами и временным свидетельством регистрации. Постоянное свидетельство вместе с картой ТС (karta pojazdu) вы получите в течение месяца-полутора. На машине это время можно ездить.
Учтите, что временное свидетельство выдаётся на месяц. Если постоянное не будет готово за этот срок, нужно за несколько дней до окончания действия временного приехать в ужонд и попросить его продлить. Нам пришлось это сделать, так как ужонд долго ждал ответ от таможни, постоянное свидетельство мы получили через полтора месяца.
Расходы: 256 злотых
Мы отправились в ближайшее страховое агентство, где нам подобрали ОСАГО (OC) — в Польше оно обязательно должно быть уже с дня регистрации машины. Стоит для водителей без истории безаварийного вождения довольно много, нам обошлось в 1557 злотых. Но если вы молодой водитель, а права получены совсем недавно, готовьтесь к ещё большей сумме.
Расходы: 1557 злотых
Итого всё заняло у нас около 10 дней (половину из которых мы ждали перевод и визит в ужонде) и стоило 2392 злотых. Из них непосредственно с mienie przesiedleńcze связано менее 600 злотых, все остальные платежи актуальны и для купленных в Польше машин.
Регистрируем автомобиль при переезде в Польшу
Меняя место жительства и переезжая в другую страну, нужно заранее позаботиться о том, как перевести свое имущество, например автомобиль, и при этом не платить пошлину. «Польша Сегодня» расскажет о деталях регистрации транспортного средства в Республике Польша.
Mienie przesiedleńcze — это процедура, которая позволяет перевезти свое авто в Польшу и при этом не оплачивать акцизы и пошлину. Когда вы будете регистрировать машину, то вам понадобится документ, который подтверждает тот факт, что вы освобождены от оплаты пошлины.
Конечно же, можно приехать в Польшу на автомобиле с отечественными номерами и находиться тут некоторый период времени (кстати трудно сказать сколько именно и какие штрафы положены за нарушения). Но, раз уж вы решили окончательно обосноваться в Польше и не хотите покупать новую машину в Польше, тогда самое время поменять отечественные номера.
Условия для перерегистрации авто и без уплаты пошлины:
год до переезда, вы находились за пределами Европейского союза;
вы получили вид на жительство в Польше не позже года назад;
автомобиль был вашей собственностью, как минимум пол года до переезда;
после того, как вам выдали разрешение не платить пошлину, на протяжении года только вы можете быть за рулем автомобиля.
Лучше всего найти компанию посредника, которая будет от вашего имени общаться с таможней. В таком случае от вас требуется только ксерокопии ряда документов (карта побыту, децизия, загранпаспорт, свидетельство о регистрации авто, песель, прописка).
Потом нужно заполнить список вашего имущества, указать цену машины, растраты на перевозку. Нужно съездить на границу, чтобы получить документ Т1. Если все в порядке, то вы через несколько часов завершите всю процедуру оформления. На электронку приходит Poświadczone zgłoszenie celne, вы можете сохранить номер данного документа и это будет вашим подтверждением того, что вы освобождаетесь от уплаты пошлины.
Следующий шаг — присяжный перевод свидетельства о регистрации. Затем прохождение техосмотра. Теперь в зависимости от места жительства, выбираете сайт нужного вам urząd miasta и записываетесь на регистрацию автомобиля. Финальный шаг — оформить страховку. Для молодых водителей цены могут быть заоблачными.
Есть вопросы? Оставьте сообщение в разделе «Вопрос-Ответ» и бесплатно получите консультацию юриста.
Поездка в Польшу на автомобиле — что нужно знать?
Статья о том, что нужно знать для поездки в Польшу на автомобиле: документы, правила пересечения таможни, требования к автомобилю и багажу. В конце статьи — видео о поездке на автомобиле через Польшу. Статья о том, что нужно знать для поездки в Польшу на автомобиле: документы, правила пересечения таможни, требования к автомобилю и багажу. В конце статьи — видео о поездке на автомобиле через Польшу.
Путешествие на автомобиле – очень популярный способ отдыха. Наличие собственного транспорта позволяет гораздо свободнее планировать маршрут путешествия, не зависеть от экскурсионного плана, приобретения билетов и общего графика поездки на общественном транспорте.
Путешествие в Польшу, в принципе, мало отличается от поездки в любую другую страну Восточной Европы, но между тем, кое-какие нюансы всё-таки есть. Чтобы путешествие не обернулось проблемами, следует заранее знать некоторые особенности пересечения границы и путешествия по этой стране.
Необходимые документы на автомобиль
Для того, чтобы въехать на территории Польши, водителю понадобятся документы:
На каждом пропускном пункте существует пункт страховой компании (как правило – рядом с пунктом обмена валют), где вам продадут «Зелёную карту». Цены отличаются не сильно, но вот потраченное время в этом случае вас вряд ли порадует.
Бумаги для пассажиров
Перечень документов для пассажиров может меняться в зависимости от того, с какой целью совершается поездка. Но есть обязательный минимум:
Для единоразового въезда выдаётся страховка сроком действия на всё время пребывания на территории Польши. В случае мульти-разрешения на въезд срок действия страховки должен как минимум составлять срок первого посещения страны. Действие страхового полиса распространяется на все страны-участницы шенгенского соглашения.
На случай непредвиденных ситуаций все документы, которые берутся с собой в дорогу – на автомобиль и на пассажиров – стоит скопировать в бумажном и электронном виде. Копии везти отдельно от оригиналов.
Что берём с собой в дорогу (комплектация автомобиля)
В машине должен присутствовать стандартный комплект:
При этом следует учитывать, что польские таможенники строго проверяют не только наличие комплектующих, но и их срок годности. Просроченный огнетушитель или медицинские препараты – законная причина не пропустить машину на территорию Польши.
Существуют и отличия от правил нашей страны. Так, в Польше за чертой города в тёмное время суток пассажиры могут выходить из машины исключительно в жилетах с нашитыми светоотражающими элементами. Поэтому в автомобиле должны в обязательном порядке присутствовать такие жилеты.
Более того, на границе у вас могут проверить соответствие количества этих жилетов количеству пассажиров. Учтите, что жилет должен быть даже для грудных детей и инвалидов – исключений из правила нет!
Ну, и последний нюанс касательно жилетов — они должны располагаться в салоне автомобиля, а не в багажнике. Резон здесь есть — для того, чтобы извлечь жилеты из багажника, придётся выйти на дорогу без жилета, а значит, нарушить правило.
Ещё одно отличие – для автомобилей, пересекающих границу в зимнее время: шипы на шинах здесь запрещены, а вот наличие цепей на колёса в багажнике обязательно.
Требования к автомобилю при пересечении границы
Главное, что проверяется на всех европейских границах – это исправность въезжающего автомобиля. Поскольку в Польше ближний свет – обязательное требование для авто круглые сутки, в первую очередь проверяются фары. Поэтому есть смысл, отправляясь в дорогу, взять с собой запасные лампочки в полном комплекте, чтобы потом в Польше не рыскать в поисках соответствующих магазинов.
Если вы собираетесь в Польшу в зимнее время года, учтите, что шипованная резина в этой стране под запретом. Оснащайте автомобиль нешипованной зимней резиной – тогда дорога для вас открыта. Интересно, что при запрете шипов на колёсах в случае заснеженной дороги вы имеете право надеть на колёса цепи.
Пересечение границы с Польшей
Процедура начинается с того, что автомобиль становится в очередь на пропускном пункте. Дождитесь, когда к вам подойдёт таможенник. Он уточняет количество пассажиров в авто и выдаёт контрольный талон. В талоне указываются дата и время прохождения границы, данные автомобиля и информация о пассажирах.
Этот талон действует на всех этапах прохождения, поэтому внимательно проверяйте, правильно ли он заполнен. Талон служит исключительно для внесения отметок таможенной и пограничной службы, пассажиры и водитель ничего в нём не пишут.
Когда подходит очередь, автомобиль проходит контроль таможенной службы. Представитель таможенной службы осуществляет проверку документов, осмотр автомобиля, проставляет в контрольный талон соответствующую информацию о результатах осмотра. После этого вы покидаете территорию своей страны и направляетесь на польскую таможню.
На польской стороне процесс тот же самый — проверяется автомобиль, документы пассажиров и транспортного средства, ставится отметка в контрольном талоне. Время на проверку на польской стороне, как правило, занимает больше времени.
Проверка багажа
Важным моментом является проверка багажа. Вес сумок, перевозимых через границу, не должен быть более 50 кг. Личные вещи не облагаются пошлиной и не требуют страховки, если в сумме их стоимость не превышает 300 евро для взрослых пассажиров (старше 15 лет) и 150 евро для несовершеннолетних пассажиров (до 15 лет).
Важно, что эти вещи должны быть вывезены из Польши согласно описи, поскольку получают статус временно ввезённого имущества.
Спиртное ввозить можно только в заводской упаковке и с этикеткой, позволяющей определить крепость напитка. Напитки крепостью выше 22,3 об. ввозятся в объёме не более 1 литра, ниже 22,3 об. – не более 2 литров на человека. Исключение составляет вино (до 4 литров на человека) и пиво – до 16 литров. Естественно, правило действует только в отношении тех, кому уже исполнилось 17 лет.
Важно знать, что для ввоза на территорию Польши запрещено молоко и молочные продукты, мясо (в любом виде), консервы и шоколад. Исключение – продукты детского питания.
Важный момент: при ввозе ноутбука, компьютера на таможне имеют право проверить, всё ли программное обеспечение, установленное на технике, имеет лицензию. В случае, если обнаружено нелицензионное программное обеспечение, с поездкой или ноутбуком придётся распрощаться.
Правила дорожного движения
Противотуманные фары в Польше можно применять только строго по назначению. Если нет ни дождя, ни тумана, езда с включёнными противотуманками – это нарушение правил и прямой билет в объятия полицейского, который оштрафует минимум на 100 PLN.
Задние противотуманные фары подпадают под ещё более строгие ограничения: их можно включать только в том случае, если видимость на дороге – не более 50 метров.
В городах скорость, как правило, ограничивается 50 км/ч, в ночное время (с 23:00 до 5:00) – 60 км/ч. За городом скорость езды составляет 90 км/ч, но есть и скоростные магистрали до 140 км/ч. Важно знать, что существуют дороги, где скорость ограничивается не только сверху, но и снизу — например, не менее 40 км/ч.
Небольшой объём алкоголя для водителя в Польше допустим: 0,2 промилле – норма. Но увлекаться всё-таки не стоит: зачастую путешественники обращают внимание на то, что при проверке небольшая доза принятого алкоголя показывает прямо-таки фантастические цифры на приборе. Так стоит ли портить себе отдых?
Платные автомобильные магистрали
Платные автобаны в Польше может иметь два способа взимания платы: при въезде (как принято в нашей стране) и при выезде. Во втором случае на въезде водитель получает специальный чек, который надо будет предъявить в автомате на выезде и произвести оплату.
Заключение
Поездка на автомобиле в Польшу – очень удобный и несложный вид путешествия. Если вы любите проводить время путешествия за рулём, аккуратно относитесь к своему автомобилю и соблюдаете правила дорожного движения.
Видео о поездке на автомобиле через Польшу:
Из России в Польшу на машине в 2021 году – россиянка рассказала, как ей это удалось
В этом году дочка поступила в университет в Варшаве. О том, как шёл процесс поступления рассказывать не буду, сегодня не об этом. Хочу рассказать, как я ехала с ней от Москвы до Польши в сентябре 2021-го года и что следует учитывать, если вы собираетесь сделать то же самое.
Дорогу от Москвы до Беларуской границы описывать нет смысла. Ничего особо интересного. Единственное, что я всегда стараюсь выехать их города и отъехать от него, как можно раньше по времени, пока не пошёл основной поток транспорта.
А вот дальше начинается интересное.
Квест № 1 – Российско – Беларуская граница
Те, кто до всех нынешних событий ездил в Европу на машине знают, до и до и после Российско – Беларуской границы не происходило ничего интересного. Можно сказать, что ее как бы не было. Ну, конечно, она была, только вы этого не замечали. Иное дело теперь.
Теоретически мы можем и сегодня свободно въезжать в Беларусь. Вроде даже прививку не спрашивают. Помню парадные реляции о том, как наши россияне массово двигались в эту республику на первомайские праздники. Но, на деле всё обстоит несколько сложнее.
Самое странное, что вопросы к выезжающим из России есть не у беларуских пограничников, а у наших – российских.
Итак. Подъезжаем к границе. Останавливает пограничник и первый вопрос: – « Вы не против, что я при вас курю?»
– В Польшу транзитом.
– Это понятно. Но основания для выезда – работа, учёба?
– Дочь едет на учёбу, а я её сопровождаю.
– Есть фотография, документы подавали дистанционно.
Пока я искала в телефоне фотографию, страж граничный изучал паспорта. И вдруг он расплылся в улыбке.
– Вы, что, из Новосибирска?
Я говорю: – «У ЖД вокзала».
– Ну, так и там рядом. Земляки.
Тут, наконец, я нашла фотографию решения о зачислении. Взглянув на неё, пограничник расплылся в улыбке ещё раз и сказал: – «Ещё бы перевод был. Да ладно, езжайте».
Дальше я ехала и гадала – что нам помогло – то, что пограничник оказался земляком, или фотография решения. Это, конечно, шутка. Можно сказать, что на Российско – Беларуской границе у вас вряд ли будут проблемы. Беларуских пограничников мы даже не видели.
Квест № 2 – Граница Беларуско – Польская
Переночевав в Минске, мы двинулись в сторону Польши. Дорога прошла без проблем. Болшегрузов становится всё меньше и меньше с каждым годом. Это не очень хорошо для экономики, но ехать стало свободнее.
Подъезжая к границе, мы испытывали некоторое волнение. Всё же в период тотальных запретов могли возникнуть проблемы.
Первое, что бросается в глаза при подъезде к границе – это полное отсутствие транспорта. Если фуры еще есть, то легковой транспорт отсутствует от слова «совсем». Забегая вперёд скажу, что нейтральная зона, на которой грузовики, автобусы и легковушки всегда бились в очереди, пустая абсолютно. Мы были единственные. Позже подъехала ещё одна машина с номерами Евросоюза, но её пропустили быстро, почти не досматривая.
Подъехав к пограничному кордону со стороны Беларуси, мы узнали, что теперь, для въезда надо сначала взять талон электронной очереди. Пришлось вернуться, взять талон, заехать на стоянку и сразу выехать, поскольку мы были единственный легковой машиной.
Подъехав на пограничный контроль, мы узнали, что теперь Беларусь взимает с каждого выезжающего автомобиля налог. СЮРПРИЗ. С легковой машины 11 долларов США. Всё бы ничего, но для оплаты налога на границе требуется пройти в грузовой терминал в офис. По прямой совсем рядом, но дорогу преграждает забор, отделяющий зону легкового транспорта от грузового. И это забор надо обойти. Всё про всё процедура занимает минут 15-20 и это с учётом того, что я была одна. Что будет твориться, когда горницы откроют не понятно. Не понятно, и то, почему нельзя поставить терминал оплаты рядом с постом.
Далее началась проверка документов с пристрастием. Плюс сьёмка лиц на камеру, непонятно зачем. Не могу сказать, что пограничники были не вежливы, но чувствовалась какая-то напряжённость. Лица их были холодны и не дружелюбны. Документы рассматривали чуть ли не под микроскопом. В общем, осадчик остался.
Со стороны Польши нас встречала скучающая девушка – страж граничны. И я её понимаю, тяжело вот так весь день сидеть без дела. Увидев нас, она сразу оживилась. На вопрос – куда едете – ответили, что дочь едет на учёбу. Попросили студенческий билет. Мы ответили, что она поступила только на первый курс. Попросили подтверждение. Мы предоставили распечатку с почты. Оригинала не было, поскольку документы в ВУЗ подавал друг по доверенности. Это их устроило. Спросили, кто я такая. Я ответила, что мать, сопровождаю ребёнка до места учёбы и везу её личные вещи. И да, имею Карту Поляка. В настоящее время по туристической визе въехать в Польшу невозможно. Основание для въезда только работа, учёба или Карат Поляка. Ну и ещё ряд оснований вроде водителя дальнобоя или дипломата, но это не наш случай.
Девушка вызвала подмогу, вместе они стали куда-то звонить и совещаться. Минут через 5 нас подозвали.
«Ваша дочь, как студентка ВУЗа освобождается от карантина» – сообщила девушка – пограничник, – «Поскольку она совершеннолетняя вы не можете считаться её опекуном. Поэтому вам придётся пройти карантин в течение 10 суток». Мы были к этому готовы. Далее она записала адрес, по которому я буду находиться в течение этого времени и номер телефона, и пожелала счастливого пути. Никаких приложений для слежения, о которых мы читали в интернете, скачать не просили.
Радостный и весёлый от того, что ему тоже сегодня есть чем занятья, таможенник осмотрел машину, и мы поехали дальше.
Материал об этом был опубликован на канале «100dorog» на платформе Яндекс-Дзен.
Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!
Екатерина Дорошенко
В Польшу на автомобиле
Польша – одна из наших ближайших Шенгенских соседей, хотя Россия и не граничит с ней непосредственно. Конечно, на первом месте в этом вопросе Финляндия, находящаяся рядом с Ленинградской областью, и имеющая прямые пограничные переходы с Россией. Это очень удобно для питерцев, многие из которых имеют финскую визу и все свои автомобильные маршруты в Европу начинают отсюда. А вот для подмосковья и более южных областей делать такой северный крюк не очень удобно. Кроме того, чтобы попасть в другие страны Европы из Финляндии на автомобиле, нужно воспользоваться паромом, а это время и дополнительные деньги. Поэтому для автотуристов центральной части России оказывается более удобным и быстрым другой маршрут в Европу – через Беларусь и Польшу (конечно, если вы предпочитаете самолет, все вышесказанное для вас совершенно неважно).
М1 в русских и белорусских традициях
На своей белорусской части трасса становится явно лучше и почти достигает европейского уровня. Знаки разрешают движение на большей части этого 605-и километрового участка со скоростью 120 км/час. Но и тут есть свой минус: придорожный сервис, далеко не лучший и на российской территории, на белорусской земле практически сходит на нет. Помните, в бессмертном советском мультике «Тайна третьей планеты» некая планета «Железяка» описывалась следующим образом: «людей нет, полезных ископаемых нет, воды нет, населена роботами»? Ну, вот примерно так же пустынно выглядит трасса М1 в Беларуси.
Из серьезных вещей следует помнить следующее. Во-первых, не расслабляйтесь сильно от того факта, что в Беларуси нет стационарных постов ДПС. Зато есть мобильные экипажи, которые, как и у нас, любят прятаться в кустах, а штрафы за превышение скорости намного серьезнее – до нескольких сотен евро, и оплачивать придется в банке, что потребует затрат времени. Во-вторых, нужно знать, что никаких дополнительных страховок или оплаты «за транзит» на границе сейчас делать не нужно. Страховка годится международная (тот самый « Green Card », который, как я надеюсь, вы уже получили), а за дороги вы заплатите 4 раза по 20-25 руб (российских) на четырех пунктах взимания платы со шлагбаумами – их вы точно не пропустите. Так что границу Россия-Беларусь просто проезжаете без остановки. Практика показывает, что не особо нарушая ПДД, выехав в 5 утра из Москвы, чтобы миновать все пробки, к 16-17 часам вы приедете на границу в Брест.
Пограничный переход Брест-Тересполь отнюдь не единственный между Беларусью и Польшей, но самый большой. Было время, когда на автомобиле в очереди на этом переходе можно было простоять несколько суток, а проход без очереди, организуемый местными бандитами, стоил 100 долларов, а потом и 100 евро. Но тогда между Польшей и Беларусью был безвизовый режим, и граждане активно зарабатывали на этом, перемещая через границу бензин и сигареты. Сейчас для белорусов, как и для всех остальных, необходима шенгенская виза, а стоимость ее получения свела этот «бизнес» практически на нет.
Так что, в зависимости от дня недели и времени суток, сейчас вы простоите на этом пограничном переходе от получаса (повезло!) до часов 3-4. Лучше всего переходить границу в выходные или праздничные дни, а также в районе 2-3 часов ночи – тогда очереди минимальны. Если вдруг на этом переходе образовался не сдвигающийся с места затор, можно попробовать другой переход – Домачево, он всего в 50 километрах южнее Бреста. Там очереди обычно меньше, но меньше и пограничников, так что выигрыша во времени может и не получиться. К тому же в Домачево не пропускают автобусы и микроавтобусы.
Максимальное внимание таможенники обычно уделяют спиртному (максимум 1 л крепких напитков или 2 л вина) и сигаретам (200 шт, или 1 блок). Нельзя провозить бензин или дизельное топливо в канистрах – только то, что в баке. Если везете канистры, перед границей перелейте все их содержимое в бак. Висящие на границе объявления гласят, что нельзя провозить мясные и молочные продукты, так что употребите свои бутерброды, по возможности, на территории Беларуси – все равно в Польше еда лучше и дешевле. На вопрос «Что везете?» наилучший ответ – «только личные вещи». Иногда вас могут попросить открыть тот или иной чемодан или сумку.
Очень часто спрашивают про денежные средства (помните, необходимо 300 злотых или 75 евро на день пребывания?), так что надо будет показать валюту и/или кредитные карточки. Очень редко, но бывает, что спрашивают приглашение или его копию. В этом случае отвечаем, что оригинал приглашения, как и полагается, в посольстве, а копию желательно взять с собой (спросите ее в той фирме, что будет помогать вам с визой).
Категорически запрещены шипованные шины и любые антирадары или радар-детекторы! Даже за простое наличие в машине неиспользуемого антирадара предусмотрен очень большой штраф с конфискацией оного.
Итак, надеюсь, вы перешли (точнее, переехали) границу за разумное время, и оказались на территории Польши. Первое, что вы должны сделать – включить ближний свет фар и не выключать его здесь больше никогда, пока двигаетесь. Это требование местных ПДД, за нарушение которого вас тут же остановит любой полицейский. Стационарных постов дорожной полиции здесь, как и во всем цивилизованном мире, нет, но мобильных патрулей много, и очень часто они, вполне в русских традициях, прячутся в укромных местах и отлавливают нарушителей.
Краткое мигание встречного автомобиля дальним светом здесь может говорить вам две вещи: во-первых, как и у нас, «впереди засада полиции», а во-вторых, «у тебя не горят фары», так что если вам моргают все встречные машины, проверьте, включен ли ближний свет.
Следующая важная вещь – скоростной режим. На границе вы увидите плакат, примерно подобный вот этому:
Здесь показана допустимая максимальная скорость в разных ситуациях, и мы можем увидеть массу отличий от российских правил. Ограничение скорости в населенных пунктах (здесь это называется «Зона застройки») в Польше зависит от времени суток: 50 км/час с 5 утра до 11 вечера, и 60 км/час – в ночное время. Вне населенных пунктов, как и у нас, лимит – 90 км/час, однако если дорога имеет по две полосы в каждом направлении вне зоны застройки, или установлен специальный знак, то 100 км/час. Четырехполосная дорога со специальным знаком за городом дает вам возможность разогнаться до 120, а автомагистраль – аж до 140 км/час. Впрочем, автомагистралей в Польше мало и все они платные.
Есть очень существенное отличие в том, где начинается и кончается зона ограничения скорости в населенных пунктах. У нас мы привыкли к знакам типа «название на белом фоне», после которого устанавливается ограничение вплоть до такого же знака, но перечеркнутого красной линией. В Польше знаки названий населенных пунктов имеют зеленый фон (см. рисунок ниже), и никак не влияют на скоростной режим.
Вообще, в Польше масса креативных дорожных знаков, отличающихся от наших, но большинство из них понятно без объяснения. Единственный знак, систематически вгоняющий в ступор иностранных в одителей, вот этот.
Сходство с черепом и скрещенными костями вполне оправдано. В переводе это означает «черное место», т.е место, на котором постоянно происходят аварии. И хотя формально знак ничего от вас не требует, он сообщает, что на этом месте столько-то человек погибло ( zabitych ) и столько-то ранено ( rannych ), Может быть, есть смысл сбросить скорость?
Ну, а вот такой знак максимально понятен. Видимо, так много машин опрокинулось на этот несчастный дом на обочине, что местные власти решили придумать новый знак «осторожно, опрокидывание на дом».
Несмотря на помощь Евросоюза и активное строительство новых автомагистралей, большинство дорог в Польше остаются узкими и двухполосными. Фактически, на данный момент почти достроены платные автострады Варшава-Франкфурт-на-Одере (до границы с Германией) и Варшава-Краков. Эти дороги уже полностью соответствуют евростандартам, но вот все остальные… Все остальные проходят через города и прочие населенные пункты, и если на них есть достаточно широкие асфальтированные обочины – это уже хорошо. К тому же часто эти дороги нуждаются в ремонте, и тогда встречные потоки едут всего по одной полосе, разделяемые временным светофором. Получаются пробки, как на фото ниже:
Понятно, что новые дороги по всей стране сразу не построишь, а ездить как-то надо уже сегодня, и поэтому среди водителей-профессионалов сформировался определенный кодекс поведения на дороге. Хотя он работает практически во всех странах, особенно ярко его действие проявляется на узких польских дорогах.
Вот, например, вы пытаетесь на двухполосной дороге, в условиях ограниченной видимости, обогнать большой грузовик. Во-первых, вы должны внимательно смотреть на знаки и разметку. В Польше никто не устанавливает знаки, чтобы «срубать бабло», поэтому они из врагов становятся вашими союзниками. Если вы видите с вашей стороны прерывистую линию – значит, вы будете видеть встречный поток, если же с вашей стороны сплошная – не пытайтесь идти на обгон, если конечно, вы не собираетесь покончить жизнь самоубийством прямо здесь и сейчас. Хотя после России в это сложно поверить, разметка действительно соответствует дорожной ситуации!
Во-вторых, вы пошли на обгон, но обгоняемый грузовик почему-то включил левый поворотник. Этим он показывает вам: «не высовывайся, есть встречные машины», ему-то с его высокой посадкой все видно очень хорошо. Если же он, наоборот, включил правый указатель поворота, это означает: «давай, встречная полоса впереди чистая». Как правило, в этом случае он прижмется вправо, насколько будет позволять ширина дороги. Обогнав этот грузовик, не забудьте поблагодарить его коротким включением «аварийки», во всех странах это означает «спасибо».
Точно также должны делать и вы. Если вам в хвост пристроился автомобиль, явно пытающийся ехать быстрее вас, прижмитесь насколько возможно вправо и включите правый указатель поворота, показывая готовность уступить дорогу. Еще более сложные действия потребуются от вас при обгонах на более-менее широких двухполосных дорогах, на которых есть большие обочины с каждой стороны (рисунок ниже). Реально, на такой дороге по ширине могут разъехаться три автомобиля, и именно это обычно и делают поляки. Если пытаются обогнать вас, примите максимально вправо и включите правый поворотник. Если вы видите, как кто-то пытается сделать такой маневр на встречной полосе, также примите вправо, освобождая середину дороги обгоняющему автомобилю. При этом не следует забывать, что на обочинах могут находиться припаркованные автомобили, в которые вы можете смачно врезаться, выполняя все эти действия в духе «уступите дорогу».
Так что внимание, аккуратность и вежливость – это те три «кита», на которых зиждется безопасное вождение в Польше. Смиритесь с тем, что средняя скорость по стране составит 45-55 км/час. Быстрее в тамошних условиях вы сможете попасть разве что в списки zabitych в каком-нибудь очередном czarny punkt.
И напоследок про алкоголь. Как и в России, в Польше реализуется принцип «нулевой терпимости» к алкоголю за рулем. Все, что выше 0.2 промилле, относится к серьезным административным правонарушениям, а выше 0.5 – к криминальным, то есть уголовным. Поэтому полное воздержание от алкоголя за рулем будет правильным решением.