Перевозка более 8 человек в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями имеющими
Перевозка более 8 человек в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями имеющими
ПДД РФ, 22. Перевозка людей
22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «C» или подкатегории «C1» в течение 3 и более лет.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.
22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
22.2(1). Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
(п. 22.2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2017 N 333)
22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
22.5. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».
(п. 22.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 N 1176)
(см. текст в предыдущей редакции)
22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
22.8. Запрещается перевозить людей:
вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
(п. 22.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)
Приложение 5 (обязательное). Перевозка людей (извлечение из Правил дорожного движения Российской Федерации)
Перевозка людей
(извлечение из Правил дорожного движения Российской Федерации)
3. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта.
Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.
4. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
5. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
6. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства.
8. Запрещается перевозить людей:
вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе;
сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, не считая детей до 12-летнего возраста. При этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, установленной предприятием-изготовителем.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Перевозка более 8 человек в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями имеющими
22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С» (при перевозке более 8 человек, включая пассажиров в кабине, – категорий «С» и «Д») и стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет.
Примечание
Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.
22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.
22.2.1 Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» или подкатегории «А1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
22.5. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей» автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, предназначенным для перевозки людей. При организованной перевозке группы детей с ними должен находиться взрослый сопровождающий (сопровождающие). Перевозка стоящих детей запрещается.
22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
22.8. Запрещается перевозить людей:
22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.
Раздел 22 ПДД РФ.Перевозка людей
п 22.1 ПДД. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории «С» или подкатегории «С1» в течение 3 и более лет.
Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.
п 22.2 ПДД. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.
п 22.2(1) ПДД. Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «A» или подкатегории «A1» в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.
п 22.3 ПДД. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
п 22.4 ПДД. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.
п 22.5 ПДД. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.
п 22.6 ПДД. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками «Перевозка детей».
п 22.7 ПДД. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.
п 22.8 ПДД. Запрещается перевозить людей:
вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.
Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).
Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.
Комментарий к Разделу 22 Правил дорожного движения РФ
К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое транспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:
Установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие перевозки пассажиров без лицензии или с нарушением необходимых требований о лицензировании, несут ответственность по части 2 и части 3 статьи 14.1 КоАП РФ *(124).
Организация, осуществляющая перевозку, обязана обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок, предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы, обеспечить водителя необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы) *(125).
Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.
В зависимости от числа перевозимых пассажиров, Правила требуют наличия у водителя удостоверения категорий «С» или «С» и «D», причем категория находится в прямой зависимости от числа перевозимых людей. Непременным условием допуска водителя к осуществлению пассажирских перевозок на грузовых автомобилях является также и стаж управления транспортными средствами категории «С» не менее трех лет.
Независимо от уровня подготовленности, перед выездом на маршрут водители грузовых автомобилей, перевозящих людей, должны быть дополнительно проинструктированы должностными лицами автотранспортной организации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения при данных перевозках *(126).
Во всех случаях водители, осуществляющие перевозку людей, должны знать и выполнять условия лицензии, хорошо знать маршрут движения и его особенности.
Порядок допуска военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях устанавливается Министерством обороны России. Действующий порядок предусматривает, что для допуска к перевозке людей военные водители, имеющие водительское удостоверение категории «С», должны пройти подготовку и сдать теоретический и практический экзамены. Военнослужащим, сдавшим экзамены, выдается удостоверение о допуске к самостоятельному управлению грузовым автомобилем конкретной марки, оборудованным для перевозки личного состава. Указанное удостоверение действительно только на период воинской службы *(127).
Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей допускается только в исключительных случаях (п. 22.2 Правил).
Требования к оборудованию грузового автомобиля с использованием его для перевозки людей изложены в пункте 4 Основных положений. При оборудовании грузовых автомобилей с бортовой платформой для перевозки людей следует учитывать, что расстояние от сиденья до верхнего края борта должно быть не менее 0,3 метра. Увеличение указанного размера уменьшает опасность выпадения пассажиров в процессе движения, например, при резком изменении скорости или при повороте. Но некоторый модели грузовых автомобилей (например, ГАЗ-3302) имеют малую высоту борта, что затрудняет выполнение требований этого пункта. Поэтому для обеспечения указанных требований необходимо нарастить борт так, чтобы обеспечить нормируемое расстояние от верхнего края борта до сиденья.
Следует по возможности избегать перевозки детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, так как данный вид перевозок сопряжен с повышенной опасностью для пассажиров и требует от них соблюдения элементарной осторожности и дисциплины (п. 5.2 ПДД). Дети иногда неадекватно воспринимают окружающую обстановку, и это может повлечь несчастные случаи при движении.
Необходимо здесь сказать, что при перевозке детей в исключительных случаях, Основные положения требуют специальное оборудование кузова грузовой машины с бортовой платформой в части регламентации высота борта от уровня пола не менее 0,8 метра.
Организованная перевозка группы детей, как это установлено пунктом 22.6 ПДД, должна осуществляться только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, обеспечивающим защиту детей от падения.
Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест *(128).
От соблюдения требований данного пункта зависят удобство пассажиров при перевозке и, как следствие, их безопасность в процессе движения. Расположение и количество мест для сидения в кузове грузового автомобиля Правилами не регламентированы, однако общая масса перевозимых пассажиров не должна превышать грузоподъемность транспортного средства. Как правило, сиденья располагают поперек кузова и закрепляют их за борта платформы.
Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.
Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены *(129).
Водитель транспортного средства несет ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения, как мы уже говорили выше. При перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля ответственность за соблюдение правил перевозки, посадки и высадки пассажиров также возлагается на водителя. Водитель перед началом любой поездки должен лично убедиться в том, что все его указания пассажирами выполнены, а количество пассажиров не превышает числа мест для сидения в кузове, и подробно ознакомить пассажиров с правилами посадки и высадки, оговорить условные сигналы о необходимости остановки транспортного средства. В процессе движения водитель, по возможности, должен контролировать поведение пассажиров в кузове.
Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов (п. 22.5 Правил).
Перевозка лиц, сопровождающих свой или чужой груз или следующих за его получением, допускается на грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей. Необходимым условием перевозки лиц, сопровождающих груз, является наличие мест для сидения, расположенных ниже уровня бортов, по числу находящихся в кузове людей. Лица, сопровождающие груз, должны быть предупреждены о порядке посадки и высадки из кузова автомобиля.
При перевозке людей в груженом транспортном средстве груз должен быть надежно закреплен от перемещения.
Следует указать, что перевозка людей, не связанных с получением или сопровождением груза, в грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, запрещается.
Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей». При этом с детьми должен находиться взрослый сопровождающий *(130).
Требование о необходимости установки опознавательных знаков «Перевозка детей» введено для выделения в транспортном потоке грузовых автомобилей и автобусов, перевозящих детей. При остановке таких автомобилей водители других транспортных средств должны снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей, переходящих дорогу (см. п. 14.7 ПДД).
Поскольку дети не всегда способны контролировать свои действия, то взрослые сопровождающие лица должны внимательно следить за соблюдением детьми обязанностей пассажиров.
В соответствии с пунктом 22.7 Правил водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки.
Посадка и высадка пассажиров до полной остановки транспортного средства представляют опасность и могут привести к получению травм пассажирами.
Движение автобусов с открытыми дверьми может привести к выпадению пассажиров. Всякие попытки сесть на ходу в движущееся транспортное средство также могут привести к самым отрицательным последствиям.
Запрещается перевозить людей:
— вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
— сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства, не считая детей до двенадцатилетнего возраста. При этом фактическая масса транспортного средства не должна превышать величины разрешенной максимальной массы, установленной предприятием-изготовителем.
Запрещается перевозить детей до двенадцати лет на заднем сиденье мотоцикла, а также на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального детского удерживающего устройства.
Пассажиров разрешается перевозить только на предусмотренных конструкцией транспортного средства местах для сиденья в кабине транспортного средства, в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или кузове-фургоне, а также на мотоцикле. При этом число людей не должно превышать количества, установленного инструкцией предприятия-изготовителя транспортного средства. Так, например, на сиденье рядом с водителем автомобиля КАМАЗ-5320 или ЗИЛ 431410 можно перевозить двух пассажиров. Дети до 12 лет могут перевозиться сверх указанного числа пассажиров. При этом масса пассажиров не должна превышать нагрузку, установленную предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой *(131).
Перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также переднем сиденье легкового автомобиля без специальных детских удерживающих устройств связана с повышенной опасностью травмирования ребенка и поэтому запрещена. Характеристики любого ребенка, как правило, не могут обеспечить его удобную и надежную посадку на заднем сиденье мотоцикла и правильное применении стандартных ремней безопасности на переднем сиденье автомобиля, рассчитанных на взрослых пассажиров. Кроме того, на мотоцикле при перевозке ребенка затруднен контроль за его поведением со стороны водителя.
Перевозка более 8 человек в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями имеющими
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства России от 21 декабря 2020 г. №2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего пункта 1, вступающего в силу с 1 января 2022 г.
3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 января 2027 г.
4. Положения пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах), пунктов 7, 8, 10, 14-18, 27-29, 43-47, 49, 51, 57, 70, 82, 83, 88 (в части, касающейся указанных в этих пунктах электронных перевозочных документов), а также пунктов 69, 92-94, 97-99 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2020 г. N 2200
Правила
перевозок грузов автомобильным транспортом
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.
3. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
4. Перевозка опасных грузов транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством обороны Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, предусматривающими в том числе порядок подготовки и допуска водителей к перевозке опасных грузов, и настоящими Правилами.
5. Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении осуществляется транспортными средствами, в отношении которых выданы свидетельства о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС), и настоящими Правилами.
6. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
информационную систему сведений из электронных перевозочных документов;
иные информационные системы электронных перевозочных документов;
указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам;
владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация;
транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства;
II. Заключение договора перевозки груза, договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.
8. Грузоотправителем подается заказ (заявка) перевозчику в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме по соглашению сторон.
Заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом должен (должна) содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 5. В заказе (заявке) допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.
Перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его (ее) принятия, проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).
9. До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.
10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.
Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
При отсутствии показателей в строках бумажной формы транспортной накладной может быть проставлен прочерк.
Транспортная накладная подписывается грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.
11. Исправление в транспортной накладной должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших транспортную накладную, в которой произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
14. При объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном настоящими Правилами, с указанием его ценности в пункте 3 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.
Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.
16. Заказ-наряд на бумажном носителе (электронный заказ-наряд) подается (направляется с использованием информационной системы электронных перевозочных документов) фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд, и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его получения, проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд на бумажном носителе или в информационной системе электронных перевозочных документов.
При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства и заполняет пункты 2, 8-10, 12-14 (в части фрахтовщика) заказа-наряда на бумажном носителе или вносит соответствующие сведения в электронный заказ-наряд.
17. При подаче фрахтовщику заказа-наряда фрахтователь заполняет пункты 1, 3-7 и 14 заказа-наряда на бумажном носителе или вносит соответствующие сведения в электронный заказ-наряд.
18. Информация об изменении условий фрахтования в пути следования отмечается фрахтовщиком (водителем) в графе 11 «Оговорки и замечания фрахтовщика» заказа-наряда на бумажном носителе или вносится в электронный заказ-наряд.
19. При отсутствии всех или каких-либо отдельных записей в заказе-наряде, касающихся условий фрахтования, применяются положения, предусмотренные Федеральным законом и настоящими Правилами.
20. Заказ-наряд на бумажном носителе составляется в 3 экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий вручаются фрахтовщику (водителю). Третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.
21. Исправление в заказе-наряде должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших заказ-наряд, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
22. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество заказов-нарядов, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
23. Составление (формирование) транспортной накладной или заказа-наряда в случае перевозки грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, может осуществлять перевозчик (фрахтовщик) по согласованию с грузоотправителем (фрахтователем), если это предусмотрено соглашением сторон.
III. Предоставление транспортных средств и контейнеров, предъявление и прием груза для перевозки, погрузка грузов в транспортные средства и контейнеры
24. Перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель предъявляет перевозчику в установленные сроки груз.
25. Пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.
26. Подача транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки груза, обусловленного договором перевозки груза (транспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования), или с опозданием считается неподачей (непредоставлением) транспортного средства.
27. Опозданием признается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком в заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон. При подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель (фрахтователь) вносит в транспортную накладную (заказ-наряд) на бумажном носителе или в электронную транспортную накладную (электронный заказ-наряд) в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под погрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.
28. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает свои замечания и оговорки при приеме груза в пункте 12 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.
29. Фрахтовщик (водитель) при подаче транспортного средства для перевозки груза подписывает заказ-наряд и в случае необходимости указывает в пункте 11 заказа-наряда на бумажном носителе или в электронном заказе-наряде свои замечания и оговорки при подаче транспортного средства для перевозки.
30. Информация об изменении условий перевозки груза в пути следования вносится перевозчиком (водителем) в транспортную накладную.
31. Грузоотправитель (фрахтователь) вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза (договора фрахтования) в случае:
а) предоставления перевозчиком транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки соответствующего груза;
б) подачи транспортных средств и контейнеров в пункт погрузки с опозданием;
в) непредъявления водителем транспортного средства грузоотправителю (фрахтователю) документа, удостоверяющего личность, и путевого листа в пункте погрузки.
32. Состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:
а) груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару, упаковку и контейнер;
б) масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.
33. При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправитель маркирует каждое грузовое место. Маркировка грузовых мест состоит из основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков.
34. К основным маркировочным надписям относятся:
а) полное или сокращенное наименование грузоотправителя и грузополучателя;
б) количество грузовых мест в партии груза и их номера;
в) адреса пунктов погрузки и выгрузки.
35. К дополнительным маркировочным надписям относится машиночитаемая маркировка с использованием символов линейного двумерного и (или) матричного штрихового кода, двумерных символов, меток радиочастотных идентификаций.
36. К информационным маркировочным надписям относятся:
а) масса грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах);
б) линейные размеры грузового места, если один из параметров превышает 1 метр.
37. Манипуляционные знаки являются условными знаками, наносимыми на тару или упаковку для характеристики способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке, и определяют способы обращения с грузовым местом при погрузке и выгрузке, перевозке и хранении груза.
38. По соглашению сторон маркировка грузовых мест может осуществляться перевозчиком (фрахтовщиком).
39. Маркировочные надписи и манипуляционные знаки наносятся в соответствии с техническими условиями на груз, тару и упаковку. Маркировка грузовых мест осуществляется путем нанесения идентификационных надписей непосредственно на грузовое место или с помощью наклеивания ярлыков.
40. В случае если сроки погрузки груза в транспортные средства и контейнеры, а также выгрузки груза из них в договоре перевозки груза не установлены, погрузка и выгрузка груза в транспортные средства и контейнеры выполняются в сроки согласно приложению N 7.
41. В сроки погрузки и выгрузки груза в транспортные средства и контейнеры не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке.
42. Погрузка груза в транспортное средство и контейнер, а также выгрузка груза из них осуществляются с учетом перечня и порядка работ по погрузке грузов в транспортное средство и контейнер, а также по выгрузке грузов из них согласно приложению N 8.
43. В случае если погрузка груза в контейнер и выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства, подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю оформляется сопроводительной ведомостью по форме согласно приложению N 9 на бумажном носителе или в электронной форме.
45. При подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель вносит в сопроводительную ведомость в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи (убытия) транспортного средства под погрузку, состояние контейнера и его опломбирования после загрузки на транспортное средство, а также заполняет пункт 10 сопроводительной ведомости на бумажном носителе (в части грузоотправителя) или вносит соответствующие сведения в электронную сопроводительную ведомость.
46. В случае необходимости грузоотправитель указывает в пункте 5 сопроводительной ведомости на бумажном носителе сведения, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки и сведения о запорно-пломбировочных устройствах контейнера или о накладываемых на контейнер средствах идентификации (пломбах), функционирующих на основе спутниковых навигационных технологий, либо вносит соответствующие сведения в электронную сопроводительную ведомость.
47. При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в сопроводительную ведомость в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи (убытия) транспортного средства под выгрузку, состояние контейнера и его опломбирования при выгрузке с транспортного средства, а также заполняет пункт 10 сопроводительной ведомости на бумажном носителе (в части грузополучателя) или вносит соответствующие сведения в электронную сопроводительную ведомость.
Исправление в сопроводительной ведомости должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших сопроводительную ведомость, в которой произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
50. Если иное не установлено договором перевозки груза (договором фрахтования), грузоотправитель (фрахтователь) предоставляет и устанавливает на транспортном средстве приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, а грузополучатель (фрахтовщик) снимает их с транспортного средства.
51. Все принадлежащие грузоотправителю (фрахтователю) приспособления возвращаются перевозчиком (фрахтовщиком) грузоотправителю (фрахтователю) в соответствии с его указанием в пункте 5 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной и за счет грузоотправителя (фрахтователя), а при отсутствии такого указания выдаются грузополучателю вместе с грузом в пункте назначения.
IV. Определение массы груза, опломбирование транспортных средств и контейнеров
53. При перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов их масса определяется грузоотправителем с указанием в транспортной накладной количества грузовых мест, массы нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах.
54. Масса груза определяется взвешиванием.
55. Сведения о массе груза с указанием способа ее определения вносятся в транспортную накладную грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза.
56. По окончании погрузки кузова крытых транспортных средств и контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза. Опломбирование кузова транспортных средств и контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
57. Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер.
Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной на бумажном носителе или вносятся в электронную транспортную накладную.
58. Пломбы, навешиваемые на кузова транспортных средств, фургоны, цистерны или контейнеры, их секции и отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу и снятия пломб без нарушения их целостности.
59. Пломбы навешиваются:
60. Опломбирование кузова транспортного средства, укрытого брезентом, производится только в случае, если соединение брезента с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу.
61. Пломба должна быть навешана на проволоку и сжата тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон были читаемы, а проволоку нельзя было извлечь из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта заменена другой.
Перевозка с неясными оттисками установленных контрольных знаков на пломбах, а также с неправильно навешанными пломбами запрещается.
62. Опломбирование отдельных видов грузов может осуществляться способом их обандероливания, если это предусмотрено договором перевозки груза.
Применяемые для обандероливания грузов бумажная лента, тесьма и другие материалы не должны иметь узлы и наращивания. При обандероливании каждое место скрепления между собой используемого упаковочного материала должно маркироваться штампом грузоотправителя.
Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целостности используемого упаковочного материала.
63. Опломбирование кузова транспортных средств и контейнеров может осуществляться с использованием средств идентификации (пломб), функционирующих на основе спутниковых навигационных технологий.
V. Сроки доставки, выдача груза. Очистка транспортных средств и контейнеров
64. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному (внесенному) грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:
65. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если груз не был выдан грузополучателю по его требованию:
66. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно.
68. В случае составления транспортной накладной на бумажном носителе переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:
а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;
б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;
в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;
г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной на бумажном носителе, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.
69. В случае формирования электронных перевозочных документов переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:
а) грузополучатель с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов направляет в электронной форме в адрес грузоотправителя и перевозчика с использованием информационной системы электронных перевозочных документов уведомление об отказе в приеме груза с указанием даты, времени и причинах отказа;
б) грузоотправитель направляет в электронной форме перевозчику указание о переадресовке груза в форме электронного уведомления перевозчика с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов, в подтверждение получения которого остальным участникам перевозок грузов иной информационной системой электронных перевозочных документов направляются автоматические сообщения;
в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента получения перевозчиком подтверждения о получении грузоотправителем уведомления о невозможности доставки груза перевозчик направляет в электронной форме уведомление в адрес грузоотправителя о возврате груза с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;
г) при получении указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в электронной транспортной накладной, перевозчик самостоятельно информирует водителя о переадресовке.
70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.
В случае формирования электронных перевозочных документов при подаче транспортного средства под выгрузку в транспортную накладную вносятся:
71. По завершении пользования транспортным средством фрахтователь вносит в заказ-наряд в присутствии фрахтовщика (водителя) фактические дату и время завершения пользования транспортным средством.
72. Проверка массы груза и количества грузовых мест, а также выдача груза грузополучателю осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона.
73. После выгрузки грузов транспортные средства и контейнеры должны быть очищены от остатков этих грузов. После перевозки грузов по перечню грузов, после перевозки которых транспортные средства и контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы, согласно приложению N 10 транспортные средства и контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы.
74. Обязанность по очистке, промывке и дезинфекции транспортных средств и контейнеров лежит на грузополучателях. Перевозчик по согласованию с грузополучателем вправе принимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекции транспортных средств и контейнеров.
VI. Особенности перевозки отдельных видов грузов
75. При перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.
76. При перевозке на транспортном средстве однородных штучных грузов отдельные идентификационные надписи (кроме массы груза брутто и нетто) не наносятся, за исключением мелких партий грузов.
При перевозке однородных штучных грузов в таре в адрес одного грузополучателя в количестве 5 и более грузовых мест допускается идентификация не менее 4 грузовых мест.
При перевозке груза навалом, насыпью или наливом его идентификация не производится.
77. Размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением N 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам, либо масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства не превышали значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
78. При перевозке груза навалом, насыпью или наливом, груза, опломбированного грузоотправителем, скоропортящегося и опасного груза, а также части груза, перевозимого по одной транспортной накладной, объявление ценности груза не допускается.
79. При перевозке груза его сохранность обеспечивается:
а) соблюдением значений весовых и габаритных параметров груза при его размещении и креплении в грузовом отсеке транспортного средства в соответствии с параметрами, указанными в договоре перевозки груза или заказе-наряде;
б) использованием запорно-пломбировочных устройств в случае, если это предусмотрено договором перевозки груза или заказом-нарядом;
в) сопровождением (охраной) груза в случае, если это предусмотрено договором перевозки груза или заказом-нарядом.
80. Размер естественной убыли груза, перевозимого навалом, насыпью или наливом по нескольким транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, определяется для всей партии одновременно выданного груза исходя из норм естественной убыли, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов».
VII. Порядок составления актов и оформления претензий
81. Акт составляется в следующих случаях:
а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;
б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;
в) утрата или недостача груза, повреждения (порча) груза;
г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;
д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;
е) просрочка доставки груза;
ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;
з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.
82. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.
При формировании электронных перевозочных документов акт может быть сформирован с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов.
83. Отметки о составлении акта в транспортной накладной и заказе-наряде на бумажном носителе осуществляют лица, уполномоченные грузоотправителем, или перевозчиком, или грузополучателем, или фрахтователем, или фрахтовщиком на то надлежащим образом.
При формировании электронной транспортной накладной и электронного заказ-наряда отметки о составлении акта в них проставляют лица, уполномоченные участниками информационного взаимодействия на составление актов, в иной информационной системе электронных перевозочных документов.
а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза их описание и фактическое состояние;
д) информация о составленных документах о расхождениях при приемке (при наличии);
е) подписи участвующих в составлении акта сторон.
85. В случае, указанном в подпункте «г» пункта 84 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.
86. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.
87. Акт на бумажном носителе составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.
88. В транспортной накладной, заказ-наряде и сопроводительной ведомости на бумажном носителе должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, и размер штрафа.
При формировании указанных документов в электронной форме в них должна быть внесена в иной информационной системе электронных перевозочных документов информация о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, и размер штрафа.
В отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 11 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона.
89. Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статей 42 Федерального закона.
90. Претензия содержит:
а) дату и место составления;
б) полное наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;
в) полное наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;
г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);
ж) фамилию, имя и отчество (при наличии), должность лица, подписавшего претензию, его подпись.
91. Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой остается у лица, подавшего претензию.
VIII. Организация документооборота электронных перевозочных документов
92. Формирование электронных перевозочных документов осуществляется участниками информационного взаимодействия в иных информационных системах электронных перевозочных документов.
93. Для передачи электронных перевозочных документов и изменений в них в информационную систему сведений из электронных перевозочных документов участники информационного взаимодействия заключают с оператором соглашение об оказании таких услуг.
94. Для подписания электронных перевозочных документов лица, уполномоченные участниками электронного взаимодействия, используют усиленную квалифицированную электронную подпись.
95. Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной налоговой службой и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации устанавливаются требования к иным информационным системам электронных перевозочных документов, принадлежащим операторам, позволяющие обеспечить:
передачу электронных перевозочных документов и изменений в них в информационную систему сведений из электронных перевозочных документов;
обмен электронными перевозочными документами между участниками электронного взаимодействия и операторами.
96. Форматы представления электронной транспортной накладной и электронного заказа-наряда утверждаются Федеральной налоговой службой совместно с Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
97. Ответственность операторов перед участниками информационного взаимодействия регулируется законодательством Российской Федерации и условиями соглашений, заключаемых в соответствии с пунктом 93 настоящих Правил.
98. Предоставление информации из информационной системы сведений из электронных перевозочных документов заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также путем предоставления доступа к информационной системе сведений из электронных перевозочных документов посредством личных кабинетов.
99. Идентификация представителей заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации для доступа к информационной системе сведений из электронных перевозочных документов посредством личных кабинетов осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Приложение N 1
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
Допустимые габариты транспортного средства
Длина
Одиночное транспортное средство | — | 12 метров |
---|---|---|
Прицеп | — | 12 метров |
Автопоезд | — | 20 метров |
Длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза не должна превышать | — | 2 метра |
Ширина
Все транспортные средства | — | 2,55 метра |
---|---|---|
Изотермические кузова транспортных средств | — | 2,6 метра |
Высота
Примечание. Предельно допустимые габариты транспортных средств, указанные в настоящем приложении, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.
Приложение N 2
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
Допустимая масса транспортного средства
Тип транспортного средства или комбинации транспортных средств, количество и расположение осей | Допустимая масса транспортного средства, тонн |
---|---|
Одиночные автомобили | |
Двухосные | 18 |
Трехосные | 25 |
Четырехосные | 32 |
Пятиосные и более | 38 |
Автопоезда седельные и прицепные | |
Трехосные | 28 |
Четырехосные | 36 |
Пятиосные | 40 |
Шестиосные и более | 44 |
Приложение N 3
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
Допустимая нагрузка на ось транспортного средства
Расположение осей транспортного средства * | Расстояние между сближенными осями, метров | Допустимая нагрузка на ось ** колесного транспортного средства, тонн | ||
---|---|---|---|---|
для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 6 тонн на ось *** | для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 10 тонн на ось | для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 11,5 тонны на ось | ||
Одиночная ось | свыше 2,5 | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
Группа сближенных сдвоенных осей | до 1 (включительно) | 8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) | 9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) | 10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) | 11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
Группа сближенных строенных осей | до 1 (включительно) | 11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) | 12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) | 13,5 (15) | 21 (22,5 **** ) | 23,5 (24) | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) | 15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
Группа сближенных осей с количеством осей более 3 (не более 2 односкатных или двускатных колес на оси) | до 1 (включительно) | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) | 4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) | 4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) | 5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
Группа сближенных осей с количеством осей 2 и более (по 4 (включительно) и более односкатных или двускатных колеса на оси) | до 1 (включительно) | 6 | 9,5 | 11 |
свыше 1 до 1,3 (включительно) | 6,5 | 10,5 | 12 | |
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) | 7,5 | 12 | 14 | |
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) | 8,5 | 13,5 | 16 |
*** В случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информации о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства.
**** В том числе для транспортных средств, имеющих оси и группы сближенных осей с односкатными колесами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.
2. Группы сближенных осей, имеющие в своем составе оси с односкатными и двускатными колесами, следует рассматривать как группы сближенных осей, имеющие в своем составе оси с односкатными колесами.
3. Для групп сближенных сдвоенных и строенных осей допустимая нагрузка на ось определяется путем деления допустимой нагрузки на группу осей на соответствующее количество осей в группе, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящих примечаний.
4. Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для групп сближенных сдвоенных и строенных осей, если нагрузка на группу осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую группу осей и нагрузка на каждую ось в группе осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую одиночную ось с односкатными или двускатными колесами.
5. При наличии в группах осей различных значений межосевых расстояний каждому расстоянию между осями присваивается значение, полученное методом арифметического усреднения (суммы всех межосевых расстояний в группе делятся на количество межосевых расстояний в группе).
6. При промерзании грунта земляного полотна под дорожной одеждой на величину 0,4 метра и более допускается увеличивать допустимые нагрузки на ось транспортного средства путем установки владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения соответствующей информации на своем официальном сайте:
а) при нормативном состоянии автомобильных дорог (при этом допустимая масса транспортного средства определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам):
б) при отсутствии мостов и путепроводов (при этом допустимая масса транспортных средств не нормируется):
Приложение N 4
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
Транспортная накладная
Приложение N 5
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
Обязательные реквизиты заказа (заявки)
на перевозку грузов автомобильным транспортом
1. Наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год).
2. Наименование, адрес, номер телефона и ИНН грузоотправителя.
3. Наименование, адрес, номер телефона и ИНН перевозчика.
4. Адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт.
5. Адреса пунктов погрузки и выгрузки.
6. Наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута.
8. Количество грузовых мест (масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах).
9. Информация по каждому опасному веществу, материалу или изделию в соответствии с пунктом 5.4.1 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) в случае перевозки опасного груза.
10. Параметры транспортного средства, необходимые для осуществления перевозки груза (тип, марка, грузоподъемность, вместимость и др.).
11. Указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации.
12. Рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки.
13. Должность, фамилия, инициалы и подпись грузоотправителя или уполномоченного им лица.
Приложение N 6
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
Заказ-наряд
на предоставление транспортного средства
10. Транспортное средство | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
______________________________ (количество, тип, марка, грузоподъемность (тонн), вместимость (в кубических метрах)) | ______________________________ (регистрационные номера) | |||||
______________________________ | ______________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии), данные о средствах связи (при наличии) водителя (водителей), сведения о путевом листе (листах)) | |||||
11. Оговорки и замечания фрахтовщика | ||||||
_______________________________________________________________ (изменение даты, времени и сроков выполнения перевозки, маршрута и места подачи транспортного средства) | ||||||
12. Прочие условия | ||||||
_______________________________________________________________ (номер, дата и срок действия специального разрешения, установленный маршрут движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего опасный груз) _______________________________________________________________ (режим труда и отдыха водителя в пути следования, сведения о коммерческих и иных актах) | ||||||
13. Размер платы за пользование транспортным средством | ||||||
______________________________ (стоимость услуги в рублях) | ______________________________ (расходы фрахтовщика и предъявляемые фрахтователю платежи за проезд по платным автомобильным дорогам, | |||||
______________________________ (порядок (механизм) расчета (исчислений) платы) | ______________________________ за перевозку опасных грузов, грузов, перевозимых тяжеловесными и (или) крупногабаритными транспортными средствами, уплату таможенных пошлин и сборов, | |||||
______________________________ (размер платы (заполняется после окончания пользования) в рублях) | ______________________________ выполнение погрузо-разгрузочных работ, а также работ по промывке и дезинфекции транспортных средств) | |||||
_______________________________________________________________ (полное наименование организации плательщика, адрес, банковские реквизиты организации плательщика) | ||||||
14. Дата составления, подписи сторон | ||||||
___________ (фрахтователь (уполномоченное лицо) | ______ (дата) | _______ (подпись) | ___________ (фрахтовщик (уполномоченное лицо) | ______ (дата) | _______ (подпись) | |
15. Отметки фрахтователя, фрахтовщика | ||||||
Краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для отметки | Расчет и размер штрафа | Подпись, дата |
Приложение N 7
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
Сроки
погрузки и выгрузки грузов в транспортные средства и контейнеры
Приложение N 8
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
Перечень и порядок
работ по погрузке грузов в транспортное средство и контейнер, а также по выгрузке грузов из них
Перечень и порядок работ по погрузке
1. Подготовка груза, контейнера к перевозке:
а) упаковка и затаривание груза в соответствии со стандартами, техническими условиями на груз, тару, упаковку и контейнер;
б) маркировка и группировка грузовых мест по грузополучателям;
в) размещение груза, контейнера на месте загрузки.
2. Подготовка транспортного средства к загрузке:
а) размещение транспортного средства на месте загрузки;
б) открытие дверей, люков, бортов, снятие тентов, подготовка и установка на транспортном средстве приспособлений, необходимых для загрузки, разгрузки и перевозки груза, и приведение их в рабочее состояние.
3. Загрузка груза в транспортное средство:
а) подача груза, контейнера в транспортное средство;
б) размещение, укладка груза в транспортном средстве.
4. Крепление груза в транспортном средстве:
а) приведение в рабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений, закрытие дверей, люков, бортов транспортного средства, установка тентов;
б) подготовка загруженного транспортного средства к движению.
Перечень и порядок работ по выгрузке
1. Размещение транспортного средства на месте разгрузки.
2. Подготовка груза, контейнера и транспортного средства к разгрузке:
а) открытие дверей, люков, бортов, снятие тентов;
б) подготовка к работе установленных на транспортном средстве механизированных загрузочно-разгрузочных устройств и механизмов, а также снятие и приведение в нерабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений, устройств и механизмов.
3. Разгрузка груза из транспортного средства:
а) съем груза, контейнера из транспортного средства;
б) демонтаж крепежных, стопорных и защитных приспособлений, устройств и механизмов.
4. Подготовка разгруженного транспортного средства к движению:
а) очистка, промывка и дезинфекция транспортного средства;
б) закрытие дверей, люков, бортов транспортного средства, подготовка загрузочно-разгрузочных, крепежных, стопорных и защитных приспособлений, устройств и механизмов к движению транспортного средства.
Приложение N 9
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ ВЕДОМОСТЬ
Сопроводительная ведомость N
1. Грузоотправитель
(фамилия, имя, отчество (при наличии), данные о средствах связи лица, ответственного за перевозку)
2. Грузополучатель
(фамилия, имя, отчество (при наличии), данные о средствах связи лица, ответственного за перевозку)
3. Наименование груза
(количество грузовых мест, маркировка)
(масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеры (высота, ширина и длина) в метрах, объем грузовых мест в кубических метрах)
от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ)
4. Контейнер
Номер, грузоподъемность | Дата и время сдачи под погрузку | Дата и время возврата, срок погрузки | Дата и время подачи под выгрузку | Дата и время возврата, срок выгрузки |
---|
5. Указания грузоотправителя
(указания, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации)
(рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки, сведения о запорно-пломбировочных устройствах (в случае их предоставления грузоотправителем))
6. Сдача (прием) контейнера
(адрес места погрузки)
(дата и время подачи транспортного средства под погрузку)
(фактические дата и время прибытия (убытия))
(фактическое состояние контейнера и его опломбирования)
(масса груза, количество грузовых мест)
(подпись грузоотправителя, подпись водителя, принявшего контейнер)
7. Сдача (прием) контейнера
(адрес места выгрузки)
(дата и время подачи транспортного средства под выгрузку)
(фактические дата и время прибытия (убытия))
(фактическое состояние контейнера и его опломбирования)
(масса груза, количество грузовых мест)
(подпись грузополучателя, подпись водителя, сдавшего контейнер)
8. Перевозчик
(фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, ответственного за перевозку, данные о средствах связи)
(фамилия, имя, отчество (при наличии), данные о средствах связи (при их наличии) водителя (водителей))
(сведения о путевом листе (листах))
9. Транспортное средство
(тип, марка, грузоподъемность в тоннах)
10. Дата составления, подписи сторон
(грузоотправитель, дата, подпись) | (перевозчик, дата, подпись) | (грузополучатель, дата, подпись) |
Приложение N 10
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
Перечень
грузов, после перевозки которых транспортные средства и контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы
Алебастр (гипс) в кусках и молотый
Барит (шпат тяжелый)
Гажа (мергель гипсовый)
Грязи минеральные для ванн
Дрожжи кормовые (гидролизные сульфатные)
Жом картофельный и свекловичный
Краски и красители сухие
Крупы (при наличии повреждения потребительской упаковки)
Мука витаминная из древесной зелени
Опилки цветных металлов
Порошок магнезитовый металлургический
Сигареты (папиросы) (при наличии повреждения потребительской упаковки)
Соль поваренная пищевая и техническая
Средства моющие порошкообразные
Стекло техническое и строительное (при наличии боя)
Стружка цветных металлов и их сплавов
Сульфаты, кроме опасных
Сырье табака и махорки
Табак (в листьях и корешках, нюхательный, обработанный)
Тальк молотый и в кусках (камень тальковый)
Тара стеклянная (при наличии боя)
Торф и торфяная продукция
Удобрения органические и комплексные
Удобрения химические и минеральные
Фарш мясной сушеный (в мешках)
Опасные грузы (в случаях, установленных Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ)
Приложение N 11
к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом
Перечень
специализированных транспортных средств
1. Транспортные средства с кузовом-фургоном:
фургоны с отоплением кузова.
цистерны для перевозки сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов, в том числе цементовозы;
цистерны для перевозки пищевых жидкостей.
3. Транспортные средства для перевозки строительных грузов:
транспортные средства с самосвальным кузовом.
4. Транспортные средства для перевозки животных.
5. Транспортные средства для перевозки автомобилей.
7. Транспортные средства со съемным кузовом.
9. Транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) (MEMU, EX/II, EX/III, FL, AT).
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2020 г. N 2200
Изменения,
которые вносятся в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации
Абзацы пятый и восьмой после слов «документы на перевозимый груз» дополнить словами «(транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, которые могут быть представлены на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, либо его копии на бумажном носителе)».
Обзор документа
С 1 января 2021 г. до 1 января 2027 г. будут действовать новые правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Ранее утвержденный порядок утрачивает силу в рамках механизма «регуляторной гильотины».
Предусмотрено оформление перевозочных документов не только в бумажном, но и в электронном виде. Соответствующие нормы начнут действовать с 1 января 2022 г. Уточнены требования к опломбированию грузов.
Скорректированы Правила дорожного движения в части наличия и предъявления для проверки уполномоченным должностным лицам Ространснадзора документов на перевозимый груз. Уточнено, что транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость могут быть предоставлены на бумажном носителе, в виде электронного документа либо его бумажной копии.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.