Пьезодинамик что это такое
Электроника
учебно-справочное пособие
Пьезодинамики
Пьезодинамик (пьезоизлучатель, зуммер, баззер) легко подключается к платам Arduino и вы можете заставить вашу схему издавать нужные звуки – сигнализировать, пищать или проигрывать мелодию.
Пьезодинамик конструктивно представлена металлической пластиной с нанесенным на нее напылением из токопроводящей керамики. Пластина и напыление выступают в роли контактов. Устройство полярно, имеет свои «+» и «-». Принцип действия пьезодинамика основан на открытом братьями Кюри в конце XIX века пьезоэлектрическом эффекте: при подаче электричества на пьезодинамик он начинает деформироваться (рис. 2). При этом происходят удары о металлическую пластинку, которая и производит “шум” нужной частоты.
Пьезодинамики бывают двух видов: активный и пассивный. Принцип действия у них одинаков, но в активном нет возможности менять частоту звучания, хотя сам звук громче и подключение проще.
Пассивный пьезодинамик требует источника сигнала, который задаст параметры звукового сигнала. В качестве такого источника может выступать плата Ардуино.
Синтез звука
Детали:
Сборка
Присоедините пьезодинамик к плате Arduino (рис. 5).
Если пьезодинамик на вписывается в отверстия на плате, попробуйте его немного повернуть, так чтобы его выводы вошли в соседние отверстия, как бы по диагонали.
Скетч для звука сирены
Изменяя частоту и продолжительность звука можно получить различные звучания сирены
Скетч для мелодии с использованием библиотеки pitches.h
Если мелодия не слышна:
Пьезодинамик
Пьезоизлучатель звука (англ. buzzer) переводит переменное напряжение в колебание мембраны, которая в свою очередь создаёт звуковую волну.
Иначе говоря, пьезодинамик — это конденсатор, который звучит при зарядке и разрядке.
Основные характеристики
Рекомендуемое (номинальное) напряжение | V | Вольт |
Громкость (на заданном расстоянии) | P | Децибел |
Пиковая частота | fP | Герц |
Ёмкость | C | Фарад |
Амплитудно-частотная характеристика
Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) определяет громкость звука в зависимости от частоты управляющего сигнала, который и определяет высоту звучащей ноты.
Идеальная АЧХ — это прямая, т.е. одинаковая громкость вне зависимости от частоты. Но мир не идеален и разные виды излучателей имеют разные отклонения от идеала.
Подключение напрямую
Пьезодинамик потребляет всего пару мА, поэтому можно смело подключать его прямо к микроконтроллеру
Для звучания нужно подавать на динамик квадратную волну. Какой частоты будет волна, такой частоты будет и звук
Пьезоэлектрический (пьезопленочный или пьезокерамический) громкоговоритель
Довольно распространенным видом нетрадиционных излучателей являются пьезокерамические (с недавнего времени — пьезопленочные) излучатели. Это электроакустические устройства воспроизведения звука, использующие обратный пьезоэлектрический эффект. Пьезоизлучатели широко используются в различных электронных устройствах — часах-будильниках, телефонных аппаратах, электронных игрушках, бытовой технике. Часто используются в качестве излучателей ультразвуковых колебаний в устройствах отпугивания грызунов и насекомых, увлажнителях воздуха, ультразвуковых «стиральных машинах».
Пьезокерамический излучатель состоит из металлической пластины, на которую нанесён слой пьезоэлектрической керамики, имеющий на внешней стороне токопроводящее напыление. Пластина и напыление являются двумя контактами. Для увеличения громкости звука к металлической пластине может крепиться небольшой рупор в виде металлического или пластикового купола с отверстием. В качестве рупора также может использоваться углубление в корпусе устройства, в котором используется пьезоизлучатель.
Принцип их действия основан на пьезоэлектрическом эффекте, открытом братьями Пьером и Жаком Кюри еще в 1880 году, и заключающемся в том, что в некоторых кристаллах (кварц, турмалин, сегнетова соль и др.) под действием приложенных механических сил на их гранях образуются электрические заряды. В зависимости от вида кристалла, заряды могут появиться и при сдвиге, изгибе и кручении. Кроме вышеописанного «прямого» эффекта существует и обратный эффект (который был теоретически предсказан в 1881 году Липманом и экспериментально подтвержден в работах Кюри). Если приложить электрическое напряжение к обкладкам пьезокристалла, то кристалл начнет деформироваться: удлиняться, изгибаться, скручиваться и т. д. Идея использовать такие кристаллы в конструкции электроакустических преобразователей появилась очень давно и была реализована в период 1920-1940 годов в звукоснимателях, микрофонах, акселерометрах, ультраакустических преобразователях и пр.
Пьезоизлучатель также может использоваться в качестве пьезоэлектрического микрофона или датчика.
Отечественные пьезоизлучатели имеют обозначения вида ЗП и номера серии. Наиболее распространённые в отечественной бытовой технике излучатели – ЗП-1 и ЗП-3.
Естественно, что на протяжении длительного периода времени изучались возможности использования этого эффекта и в акустических излучателях в звуковом диапазоне частот. В период 1940-1965 годов различные группы исследователей в Америке, Японии и России вели интенсивные исследования по созданию нового поколения пьезоматериалов с высокими значениями пьезомодуля. Наиболее распространенные для применения в аудиоаппаратуре пьезокерамические материалы были созданы на основе титаната бария и цирконата-титаната свинца со стронцием и ниобием. Наиболее известные марки пьезокерамики, используемые в излучателях: PZT-5 (США), PCM-5 (Япония), P1-60 (Франция). Отечественная керамика с аналогичными параметрами — ЦТС-19.
Для увеличения чувствительности обычно используется биморфный элемент, то есть конструкция, состоящая из двух прочно склеенных пластин пьезокерамики, работающих на поперечном пьезоэффекте и возбуждаемых противофазно. Интерес к созданию громкоговорителей на основе пьезокерамики (судя по огромному количеству патентов) был чрезвычайно высок (в основном для высокочастотных громкоговорителей и громкоговорителей для оповещения). Разработчиков привлекала необычайная простота конструкции, отсутствие магнитных цепей, довольно высокий уровень чувствительности, стабильность параметров и т.д. Однако пьезокристаллический элемент, используемый для возбуждения диафрагмы, имеет ярко выраженную резонансную характеристику, поэтому применение его для возбуждения излучателей в широком диапазоне частот потребовало многолетних работ по отработке конструкции.
Прежде всего, для проектирования широкополосных излучателей пьезоэлемент должен быть сконструирован таким образом, чтобы его резонансная частота лежала на нижней границе рабочего диапазона. Для снижения резонансной частоты необходимо увеличивать радиус и уменьшать толщину. Увеличивать размеры не позволяет общая конструкция высокочастотных излучателей, а над снижением толщины и подбором специальных конфигураций пьезоэлементов в настоящее время продолжают работать многие фирмы. Необходимо отметить также, что излучатели с пьезоэлементом имеют емкостной характер нагрузки и требуют применения повышающего трансформатора.
Модели с пьезоизлучателями
Несмотря на указанные проблемы, только в период 80-90 годов примерно 43 фирмы выпускали более ста моделей акустических систем с высокочастотными пьезоизлучателями. К числу таких фирм относятся Motorola, Pioneer, Gemini, Celestion и др.
Бесспорным лидером в создании высококачественных пьезоизлучателей, которые нашли широкое применение во многих типах акустических систем целого ряда других фирм, была и остается компания Motorola. Многолетние исследования (что подтверждают многочисленные патенты) позволили им выбрать конструкцию, обеспечивающую излучение в достаточно широком диапазоне частот. Излучатель состоит из биморфного пьезокерамического элемента на металлической подложке, демпфирующих элементов, опорного кольца диффузора и диффузородержателя.
Такой излучатель нагружается на рупор специальной формы. С помощью рупора удается согласовать высокий механический импеданс пьезокерамического вибратора с низким импедансом воздушной среды, что позволяет повысить эффективность излучения. Фирма Motorola после многочисленных экспериментов предложила широкогорлую конструкцию рупора (диаметр горла которого совпадает с диаметром диафрагмы излучателя), но для повышения эффективности его излучения разработала специальную форму экспоненциального рупора с множеством продольных ребер внутри него.
Наряду с пьезокерамическими излучателями, в 70-е годы, после создания новых видов материалов — пьезоэлектрических полимеров, стало развиваться особое направление в создании громкоговорителей, использующих этот эффект. В 1969 году японский физик Н. Камаи открыл пьезоэффект у поливинилиденфторидной пленки (ПВДФ). ПВДФ является высокомолекулярным, высококристаллическим полимером, отличающимся высокой прочностью, жесткостью, стойкостью к износу и др. Физические свойства его зависят от типа кристаллической структуры. Процесс, который придает высокополимерным пленочным материалам пьезоэлектрические свойства, имеет сложную технологию.
Если пленка растягивается в одном направлении, то она обладает разными пьезомодулями в разных направлениях и называется одноосноориентированной. На первом этапе была отработана технология изготовления именно таких пленок. Если теперь такую пленку изогнуть и закрепить ее концы, то при приложении переменного электрического напряжения перпендикулярно ее поверхности она начнет деформироваться, пульсировать и излучать звук.
Первые образцы высокочастотных излучателей в виде пленки, свернутой и натянутой на цилиндр, создала фирма Pioneer (Япония). На их базе компания разработала и выпускала на протяжении длительного времени линейку акустических систем HPM-40, HPM-60, HPM-100, HPM-150, HPM-200, HPM-1100. Несомненным преимуществом таких излучателей является простота конструкции и отсутствие дорогостоящих магнитов. К недостаткам можно отнести емкостный характер сопротивления и необходимость применения повышающего трансформатора.
В 80-е годы в Японии была отработана надежная технология поляризации двуосноориентированных пленок с одинаковым пьезомодулем в двух направлениях. Это дало возможность фирмам Audax и Brandt Electronique разработать и в 1980 году представить на выставке в Париже акустические системы с купольными пьезопленочными громкоговорителями. Конструкция одного из них показана на рисунке ниже. Громкоговоритель содержит изогнутую пьезопленку (1), демпфирующую прокладку (2) и специальную сетку (3). Параметры представленных высокочастотных громкоговорителей оказались следующими: диапазон воспроизводимых частот 5-20 кГц с неравномерностью +/-1 дБ, чувствительность 90 дБ/Вт/м, максимальное звуковое давление 110 дБ.
Работы по совершенствованию параметров двуосноориентированной пьезопленки продолжались в Германии, Японии, США и других странах все последние годы. Это дало возможность фирме Audax выпустить новое поколение высокочастотных излучателей и акустических систем с ними. Представителем этого нового поколения является высокочастотный громкоговоритель HD3P. В качестве материала для диафрагмы используется пьезополимерная пленка, покрытая с обеих сторон золотом (методом вакуумного напыления). Пленка натянута в виде эллиптического купола и закреплена на эллиптическом кольце. За диафрагмой находится закрытая камера с воздухом под некоторым давлением, поддерживающим форму купола. К электродам на обеих поверхностях диафрагмы подводится сигнал, под действием которого диафрагма изгибается и излучает звук. Громкоговоритель, естественно, не имеет ни магнитной цепи, ни звуковой катушки. Поскольку движущая масса диафрагмы примерно в двадцать раз меньше, чем масса электродинамического громкоговорителя соответствующего размера, то переходные искажения очень малы, звук необычайно чистый и прозрачный.
Неожиданное развитие за последние годы получило направление создания пьезогромкоговорителей в связи с разработкой «мягкой» пьезокерамики, из которой можно формовать диафрагмы и элементы громкоговорителей разных конфигураций. Наибольших успехов в этом направлении добился Междисциплинарный Исследовательский Центр при университете в Бирмингеме (Великобритания), где на протяжении многих лет велись работы по созданию мягких керамических материалов PZT (толстопленочных) и разнообразных изделий из них. Успехи технологии позволили создать биморфные пьезокерамические элементы самых разнообразных конструкций: в виде сферических куполов, пружин и др.
Появление таких пьезоэлементов позволило приступить к разработке новых конструкций излучателей, в частности, создать низкочастотный громкоговоритель, где вместо звуковой катушки использован пьезоэлемент.
Перспективы пьезоизлучателей
Анализ процессов создания пьезоизлучателей, работающих в звуковом диапазоне частот, позволяет выявить три устойчивые тенденции в их развитии:
Большие достижения в технологии пьезокерамических материалов и их широкое использование в разных областях техники позволяют ожидать значительного прогресса в развитии излучателей на их основе.
Наряду с вышеперечисленными видами излучателей проводятся работы по созданию плазменных, пневматических и других видов громкоговорителей, но они еще не выпускаются промышленно. В последние годы большое внимание уделяется созданию цифровых излучателей (своего рода акустического ЦАП), но пока эта работа находится на стадии научных исследований.
Пьезодинамик
Пьезоэлектрический излучатель (пьезодинамик) – это электроакустический прибор, способный воспроизводить звуковые волны благодаря обратному пьезоэлектрическому эффекту (от греч. piézō – давлю).
Из чего состоит пьезодинамик
Пьезодинамик состоит из слоя пьезоэлектрика (или нескольких слоев), который нанесен на металлическую пластину (мембрану) толщиной до 1.5мм. Пьезоэлектрик изготовлен из диэлектрических материалов, которые обладают свойством пьезоэффекта. Один из таких материалов – цирконат-титонат свинца. Наружная сторона пьезоэлектрика покрывается токопроводящим напылением.
Металлическая пластина и напыление являются контактными выводами пьезодинамика. К ним подводится питание с помощью проводов или контактных групп.
Для усиления звукоизлучающих свойств пьезодинамик могут помещать в корпус, который служит своего рода рупором. Корпус для пьезодинамика может быть пластиковый, керамический или металлический. Конфигурация в основном однотипна: углубление в корпусе, которое создает дополнительный резонанс и отверстие в центре – для выхода звуковых волн.
В некоторые модели дополняют диффузором или диафрагмой, которые напрямую связаны с мембраной и повторяют ее колебания. Могут быть добавлены элементы для крепежа и встроенные чипы.
Принцип работы
Прямой пьезоэлектрический эффект был открыт в 1880 году братьями Пьером и Жаком Кюри. Заключается он в поляризации пьезоэлектрика при механическом воздействии на него и деформации. Спустя год был доказан и обратный эффект.
Обратный пьезоэлектрический эффект заключается в механической деформации пьезоэлектрика под воздействием электрического поля.
При подаче напряжения на пьезодинамик, слой пьезоэлектрика деформируется, то уменьшая, то увеличивая расстояние до мембраны. Таким образом создается эффект конденсатора, где между двумя обкладками накапливается электрический заряд. В момент зарядки и разрядки он излучает звуковую волну.
При подключении пьезодинамика к чувствительным микроконтроллерам, не забывайте, что в случае механической деформации пьезодинамика (удар, падение), вы вызовите прямой эффект. После удара ток поступает по цепи к контроллеру, который может вывести его из строя. В таких случаях ограничивайте ток сопротивлением по входу пьезодинамика.
Применение пьезодинамиков
Звуковое оповещение – самая элементарная функция пьезодинамика. Это свойство применяют в производстве бытовой техники. Например, стиральная машина, по окончанию стирки, заиграет веселую мелодию, компьютер при включении информирует о состоянии всех модулей коротким сигналом, будильник “пикает” в заданное время.
Второе применение пьезодинамика – в аудиоустройствах. К примеру, вместо электродинамического высокочастотного динамика, на музыкальных акустических системах может быть установлен пьезодинамик. Также пьезодинамики используют в изготовлении мобильных телефонов.
Производство более гибких пьезоэлектриков и увеличение их толщины на мембране, позволили использовать их также в качестве низкочастотных источников звука.
Системы оповещения не обходятся без пьезодинамиков – в условиях шумового фона они являются наилучшим решением передачи звука на большие расстояния.
Пьезодинамики стабильно работают при излучении высокочастотных звуковых волн, которые человеческое ухо не слышит (ультразвук). Современные пьезодинамики способны генерировать звуковые волны с частотой до 1000 МГц. Эта особенность позволяет применять их как в простых устройствах (например, для отпугивания насекомых), так и в сложном медицинском оборудовании.
Дефектоскопы
Медицинское оборудование для исследований (УЗИ)
Косметология
Ультразвуковые инструменты с пьезодинамиком применяются для безболезненной, глубокой очистки кожи.
Мощные пьезодинамики могут излучать звук с силой превышающей болевой порог – более 130дБ. Такие модели используют в промышленности. Один из способов применения – очистка крупногабаритных деталей от ржавчины и других загрязнений. Существуют и бытовые ультразвуковые ванны меньшей мощности, которые с легкостью уберут всё лишнее с поверхности предметов, например, украшений.
Музыкальная открытка – еще один пример применения, который все мы хорошо знаем.
Разновидности, обозначение
Пьезоэлектрические излучатели на схеме обозначаются так:
Вариант BF1 иногда называют телефонным капсюлем.
Символ внутри говорит о том, что элемент имеет пьезоэлектрический характер работы. Некоторые производители в своих схемах могут не указывать его. Обозначения представлены такими комбинациями букв: HA, HF, BA, BQ.
Сам по себе пьезодинамик не требует соблюдения строгой полярности при подключении, так как способен работать от переменного источника тока. Но звучать он будет по-разному: в зависимости от того, к какому из контактов подключается входной сигнал. Большинство производителей обозначают контакт входного сигнала знаком “+”.
Основной вариант подключения – мембрана (“-”), напыление (“+”). Но лучше сверяться со спецификациями производителя.
Максимальный результат излучения звуковых волн достигается за счет подачи на пьезодинамик входного сигнала по определенному графику. Тогда излучатель работает в режиме его резонансной частоты. Например, обычная пищалка в будильнике, как и множество других моделей пьезодинамиков, эффективно работают благодаря такому графику входного сигнала:
Многие производители устанавливают внутри корпуса пьезодинамика микроконтроллер, который и задает нужную частоту. В таком случае подключение требует строгого соблюдения полярности, а пьезодинамик может иметь более двух контактов.
Еще один представитель многоконтактных пьезодинамиков – трехконтактный с выводом сигнала обратной связи.
Третий контакт с малой площадью покрытия отправляет импульсы, образованные на гранях пьезоэлектрика при деформации, вызванной напряжением основного покрытия. Таким образом пьезодинамик отправляет информацию к детектору о том, что сработал. В роли детектора выступает транзистор или контроллер. С его помощью легко собрать звуковой генератор на одном транзисторе.
Подобная схема подключения использовалась в телефонных аппаратах аналогового типа, когда роль звонящего устройства выполнял динамик в трубке.
Маркировка
Современная маркировка пьезоэлектрических излучателей далека от общепринятых стандартов. Два прибора, с одинаковыми характеристиками разные производители могут маркировать по-разному.
Из основных характеристик пьезодинамика производители указывают:
Амплитудно-частотная характеристика
Не на всех частотах пьезодинамик звучит с одинаковой силой. Это вызвано не слабым входным напряжением, а свойством пьезодинамика достигать максимального резонанса на определенных частотах звучания.
Пищалка – пьезодинамик Ардуино
Пищалка на Ардуино, которую часто еще называют зуммером, пьезодинамиком или даже баззером – частый гость в DIY проектах. Этот простой электронный компонент достаточно легко подключается к платам Arduino, поэтому вы можете быстро заставить вашу схему издавать нужные звуки – сигнализировать, пищать или вполне сносно проигрывать мелодию. В данной статье расскажем про отличие активных и пассивных зуммеров, разберем схему подключения пьезоэлемента к плате Ардуино и покажем пример скетча для управления пищалкой. А еще вы найдете пример мелодии, которыми cможете снабдить свой проект.
Описание и схема работы зуммера
Зуммер, пьезопищалка – все это названия одного устройства. Данные модули используются для звукового оповещения в тех устройствах и системах, для функционирования которых в обязательном порядке нужен звуковой сигнал. Широко распространены зуммеры в различной бытовой технике и игрушках, использующих электронные платы. Пьезопищалки преобразуют команды, основанные на двухбитной системе счисления 1 и 0, в звуковые сигналы.
Пьезоэлемент “пищалка”
Пьезопищалка конструктивно представлена металлической пластиной с нанесенным на нее напылением из токопроводящей керамики. Пластина и напыление выступают в роли контактов. Устройство полярно, имеет свои «+» и «-». Принцип действия зуммера основан на открытом братьями Кюри в конце девятнадцатого века пьезоэлектрическом эффекте. Согласно ему, при подаче электричества на зуммер он начинает деформироваться. При этом происходят удары о металлическую пластинку, которая и производит “шум” нужной частоты.
Устройство пьезодинамика пищалки
Нужно также помнить, что зуммер бывает двух видов: активный и пассивный. Принцип действия у них одинаков, но в активном нет возможности менять частоту звучания, хотя сам звук громче и подключение проще. Подробнее об этом чуть ниже.
Модуль пищалки для Ардуино
Конструктивно модуль исполняется в самых разных вариантах. Самый рекомендуемый для подключения к ардуино – готовый модуль со встроенной обвязкой. Такие модули можно без особого труда купить в интернет-магазинах.
Если сравнивать с обыкновенными электромагнитными преобразователями звука, то пьезопищалка имеет более простую конструкцию, что делает ее использование экономически обоснованным. Частота получаемого звука задается пользователем в программном обеспечении (пример скетча представим ниже).
Где купить пищалку Ардуино
Наш традиционный обзор предложений на Aliexpress
Отличия активного и пассивного зуммера
Главное отличие активного зуммера от пассивного заключается в том, что активный зуммер генерирует звук самостоятельно. Для этого пользователь должен просто включить или выключить его, другими словами, подав напряжение на контакты или обесточив. Пассивный зуммер же требует источника сигнала, который задаст параметры звукового сигнала. В качестве такого источника может выступать плата Ардуино. Активный зуммер будет выдавать более громкий звуковой сигнал в сравнении с его конкурентом. Частота излучаемого звука активного зуммера составляет значения 2,5 кГц +/- 300Гц. Напряжение питания для пищалки варьируется от 3,5 до 5 В.
Активный пьезоизлучатель предпочтительней еще из-за того, что в скетче не потребуется создавать дополнительный фрагмент кода с задержкой, влияющий на рабочий процесс. Также для определения того, что за элемент находится перед пользователем, можно измерить сопротивление между двумя проводами. Более высокие значения будут указывать на активный зуммер ардуино.
По своей геометрической форме пищалки никак не различаются, и отнести элемент к тому или иному виду по данной характеристике не представляется возможным. Визуально зуммер можно идентифицировать, как активный, если на плате присутствуют резистор и усилитель. В пассивном зуммере в наличии только маленький пьезоэлемент на плате.
Подключения зуммера к Arduino
Подключение модуля пьезоэлемента к Ардуино выглядит достаточно простым. Потребляемый ток маленький, поэтому можно просто напрямую соединить с нужным пином.
Подключение пищалки к Ардуино (порт 12)
Электрическая схема подключения пьезоэлемента без сопровождающих модулей выглядит следующим образом.
Схема подключения зуммера
На некоторых вариантах корпусов зуммера можно найти отверстие для фиксации платы при помощи винта.
Зуммер arduino имеет два выхода. Следует обратить внимание на их полярность. Темный провод должен быть подключен к «земле», красный – к цифровому пину с PWM. Один вывод настраивается в программе как «вход». Arduino отслеживает колебания напряжения на выводе, на который подаётся напряжение с кнопки, резистора и датчиков.
Пищалка Арудино с названиями контактов
Напряжение на «вход» подается различное по значениям, система четко фиксирует только два состояния – вышеупомянутые 1 и 0 (логические ноль и единица). К логической единице будет относиться напряжение 2,3-5 В. Режим «выход» – это когда Arduino подает на вывод логический ноль/единицу. Если брать режим логического нуля, тут величина напряжения настолько мала, что ее не хватает для зажигания светодиода.
Схема подключения пищалки к Ардуино
Обратите внимание, что входы довольно чувствительны к внешним помехам разного рода, поэтому ножку пьезопищалки через резистор следует подключать к выводу. Это даст высокий уровень напряжения на ножке.
Пример скетча для пьезодимнамика
Для “оживления” подключенного к плате ардуино зуммера потребуется программное обеспечение Arduino IDE, которое можно скачать на нашем сайте.
Одним из простейших способов заставить заговорить пищалку является использование функции «analogwrite». Но лучше воспользоваться встроенными функциями. За запуск звукового оповещения отвечает функция «tone()», в скобках пользователю следует указывать параметры частоты звука и номера входа, а также времени. Для отключения звука используется функция «noTone()».
Пример скетча с функцией tone() и noTone()
Схема подключения для примера выглядит следующим образом:
Подключение пищалки к 3 пину Ардуино
Когда вы используете функцию tone(), то возникают следующие ограничения.
Вариант скетча для активного зуммера чрезвычайно прост. С помощью digitalWrite() мы выставляем значение 1 в порт, к которому подключена пищалка.
Вариант скетча для зуммера без tone()
Пример скетча для варианта без функции tone() представлен на изображении внизу. Этот код задает частоту включения звука один раз в две секунды.
Для корректной работы устройства необходимо задать номер PIN, определить его как «выход». Функция analogWrite использует в качестве аргументов номер вывода и уровень, который изменяет свое значение от 0 до 255. Это все по причине того, что шим-выводы Arduino имеют ЦАП (цифроаналоговый преобразователь) 8-бит. Изменяя этот параметр, пользователь меняет громкость зуммера на небольшую величину. Для полного выключения следует пропитать в порте значение «0». Следует сказать, что используя функцию «analogwrite», пользователь не сможет изменять тональность звука. Для пьезоизлучателя будет определена частота 980 Гц. Это значение совпадает с частотой работы выводов с шим на платах Ардуино и аналогов.
Примеры мелодий для зуммера
Для того, чтобы разнообразить работу с новым проектом, добавить в него «развлекательный» элемент, пользователи придумали задавать определённый набор частот звука, делая его созвучным некоторым знаменитым композициям из песен и кинофильмов. Разнообразные скетчи для таких мелодий можно найти в интернете. Приведем пример мелодии для пьезопищалки для одного из самых узнаваемых треков «nokia tune»из ставших легендарными мобильников Nokia. Файл pitches.h можно сделать самим, скопировав его содержимое так, как указано в этой статье на официальном сайте.
При написании собственных мелодий пригодится знание частот нот и длительностей интервалов, используемых в стандартной нотной записи.
Частота нот для пищалки Ардуино
Заключение
В этой статье мы рассмотрели вопросы использования пищалки в проектах Arduino: разобрались с пассивным и активным зуммерами, осветили некоторые теоретические вопросы по строению пьезоэлемента. Узнали, как подключить пьезопищалку к ардуино и как запрограммировать скетч для работы с активными, пассивными модулями. Как видно, ничего особенно сложного в работе с зуммерами нет и вы сможете легко включить аудио возможности в свой проект. Причем помимо обычных гудков вы можете создавать целые музыкальные произведения.
Надеемся, что статья будет вам полезной. Если же вы хотите узнать, как работать с более качественным звуком, то приглашаем прочитать статью про MP3 и WAV аудио и музыку в ардуино.