post mortem photography с историей
Post mortem photography с историей
В конце 19 века фотографировать мертвых детей стало определенной традицией. Карточки с умершими мертвыми младенцами матери берегли, как самое дорогое, что у них есть.
Когда фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.
Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки. Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода — люди просто копировали поведение друг друга.
Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека — его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.
Но главное — таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших. А в случае с детьми — это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.
Викторианская фотография post mortem, 18+
Все мы видели в кино живых актеров, загримированных под мертвых и изображающих трупы, нас это давно не пугает, мы ведь знаем, что живой человек, или кукла-макет, или нарисованный спецэффект. Мертвецов же, выдаваемых за живых, вы вряд ли видели. Возможно, кто-нибудь вспомнит фильм «Другие» с Николь Кидман.
Информация из Википедии:
Изобретение дагеротипа в 1839 году делает портретную съёмку доступной и популярной, в особенности для тех, кто ранее не мог позволить себе живописные портреты. Этот более дешёвый и быстрый метод создания портрета обеспечивал среднему классу возможность увековечивать память о своих умерших близких.
Такие фотографии служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.
Такие же штативы использовались и в магазинах одежды для поддержки тяжелых манекенов.
Мертвая девочка в окружении своих кукол
Очень известная фотография: снимок сестер Браун из Бостона, сделанный в 1890 году. Кэтрин – блондинка слева, – к моменту съемки была мертва. Вторая сестра, Сьюзан, умрет спустя несколько месяцев от той же болезни (вероятно, наследственной).
На этом фото мертв мальчик. Лично я сомневаюсь еще по поводу девочки в центре, но такой информации нет. Покойного выдают темные кисти рук.
Эту девушку в возрасте 18 лет переехал пополам поезд. Родственники «оживили» то, что от нее осталось, как могли.
По поводу этого фото у меня нет 100%-й уверенности. Ребенок мертв, но в некоторых источниках утверждают, что мама тоже.
Жив только мальчик с корабликом, оба близнеца мертвы.
Девочка мертва. Сзади виднеется штатив.
Мертвы все позирующие.
Мертва девушка, которая стоит (обратите внимание на темные кисти рук).
Одна из историй, связанных с фотографиями «пост мортем»:
В 1898 году в городе Клайндон, штат Арканзас, от воспаления легких умерла четырехлетняя Мэри Роулз. Для ее безутешных родителей это несчастье совпало с другим: в соседнем городе при смерти лежала бабушка покойной девочки, престарелая миссис Хегленд. Внучку она безмерно любила и всячески ее баловала; правда, в последнее время, будучи не в состоянии с ней видеться из-за своей болезни, она ограничивалась лишь посылкой ей подарков, главным образом кукол. Зная, что трагическое сообщение сократит и без того недолгие дни миссис Хегленд, родители малышки решились на обман. Мертвую девочку нарядили в красивое платьице, вокруг нее разместили присланных бабушкой кукол. Мэри, сидевшая со склоненной на бок головкой, как бы в задумчивости глядела на своих игрушечных подружек. Фотография была отправлена миссис Хегленд вместе с письмом, в котором сообщалось, что девочка в полном здравии и шлет любимой бабушке привет. Решив, что снимок утешит умирающую, убитые горем родители приступили к подготовке похорон дочки. Но история на этом не закончилась. Накануне погребения, поздно вечером, возле крыльца Роулзов остановилась карета, из которой, поддерживаемая служанкой, вышла миссис Хегленд. Роулзы знали, что она давно не встает с постели, и потому ее неожиданное появление оказалось для них ужасным сюрпризом. Миссис Хегленд, вопреки советам врачей, решилась на это путешествие с единственной целью: увидеть перед смертью дочь, зятя, а главное – любимую внучку. Войдя в дом, бабушка потребовала, чтобы к ней привели Мэри. «Я, может быть, не доживу до утра», – повторяла она слабым голосом.
Растерявшиеся родители ответили, что Мэри сегодня ночует у подруги. Старуху уложили в постель, но она, видимо, почувствовала что-то неладное. Среди ночи миссис Хегленд встала с постели, зажгла свечу и вышла из комнаты. В полутемном зале, освещенном луной, она увидела закрытый гроб. Подошла, с усилием сдвинула крышку. А когда отблеск свечи упал на мертвенно-бледное лицо юной покойницы, старуха вскрикнула и лишилась чувств. Пламя упавшей свечки перекинулось на креп и обивку гроба, на платье Мэри, и через считанные минуты огонь охватил комнату. А вскоре заполыхал весь дом.
Еще одна страшная история связана с этим фото:
Изображенная на фото девушка была единственной дочерью в семье. Когда она умерла, обезумевшая от горя мать наотрез отказывалась хоронить ее, спрятала тело в подвале и 9 дней держала во льду. Согласилась на похороны она только при условии, что дочь сфотографируют, что и было сделано: девушку нарядили, загримировали, дали в руки книгу, в результате получилось то, что вы видите.
В ЖЖ пользователь nmarika пишет:
«На данный момент эта тема является очень притягательной, наверное в первую очередь, потому что непонятна для нашего восприятия. Существуют множество коллекционеров, которые увлекаются такими фотографиями. Например, Коллекция Стенли Бёрнса одна из самых известных на сегодняшний день, около более 700 тысяч фотографий и дагерротипов.
Кстати, фотографии, которые показывают в фильме «Другие» самые что ни на есть настоящие, взятые из той же коллекции Бёрнса. Всё-таки не даром мне понравился этот фильм, было в этом эпизоде и правда что-то необычно жуткое.»
В этой статье я решила не выкладывать наиболее леденящие кровь неподготовленного человека фотографии (в особенности младенчиков с открытыми-нарисованными глазками, и подобных жутковатых взрослых. Если вы не сильно испугаетесь и слегка привыкните к мрачной эстетике викторианских «пост мортем», могу насобирать и выложить еще подборку.
Благодарю тех, кто смог дочитать статью до конца.
♠†Post Mortem Photography†♠
На большинстве посмертных фотографий викторианской эпохи покойный изображается мирно спящим. Фотографии умерших детей были особенно дороги, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. Многих из них усаживали и окружали игрушками, чтобы они были похожи на живых детей. Иногда родители или братья и сестры позировали вместе с умершим ребенком. Можно было получить множество отпечатков с одного негатива, поэтому семьи могли посылать фотографию другим родственникам. Большинство из них считались скорее памятными по-дарками, чем тревожными напоминаниями о недавней смерти.
ВИДЫ ПОСМЕРТНОЙ ФОТОГРАФИИ
Есть несколько подвидов посмертной фотографии. В некоторых случаях умерших фотографировали «как живых». Старались посадить на стул, дать в руки книгу, в некоторых случаях даже глаза были открыты. В коллекции Бёрнса существует фотография девушки, сделанная по прошествии девяти дней после ее смерти. На ней, она сидит с раскрытой книгой в руках, и смотрит в объектив. Если бы не надпись на фотографии, было бы нелегко понять, что она умерла. Иногда усопших усаживали на стул, с помощью подушек укладывали, полулежа, на постели, а иногда и сажали, задрапировав гроб тканью.
На других фотографиях усопшие запечатлены лежащими в постели. Иногда эти снимки делали сразу после смерти, иногда усопшего, уже одетого к погребению, укладывали на кровать для прощания. Попадаются снимки, где тело покоится на кровати рядом с гробом.
Еще один, наиболее часто встречающийся вид снимков можно назвать «гробовым». Усопшие запечатлены в гробах или рядом с ними. В этом случае глаза почти всегда закрыты. Тело уже облачено в погребальную одежду, часто покрыто саваном.
Мифы о посмертных фотографиях
Сегодня не существует ни одного задокументированного исследования о викторианских посмертных фотографиях. Недостаток знаний и долгая незаинтересованность этой областью породили массу заблуждений и фейковой информации, которые быстро распространились в сети. Однако, многие историки и исследователи старинных фотографий с готовностью опровергают заблуждения, породившие неверное представление о феномене постмортем фотографии.
Говоря о посмертных фотографиях нельзя не упомянуть об особом с нашей точки зрения отношении викторианцев ко смерти, о т.н. культе смерти, который, на самом деле, не был порождением одной лишь викторианской эпохи, но развивался постепенно, начиная с иконографии смерти позднего Средневековья. В 19-м веке культ смерти получил новое дыхание благодаря королеве Виктории. После преждевременной кончины любимого мужа королева Англии впала в глубокую депрессию, долгое время не появлялась на публике, а траур продолжала носить ещё 40 лет, до самой смерти. Посмертная фотография Альберта висела над изголовьем королевской постели, причем мертвый находился в естественном для себя положении, т.е. на смертном одре.
Культурологи и искусствоведы стали описывать викторианскую посмертную фотографию по крайней мере с 1980-х годов. До этого постмортем снимки считались слишком болезненной темой даже социологами, писавших об отрицании этого феномена в Америке 20-го века. В «Закрепить тень» Джей Руби замечает:
Широкая публика вовсе оставалась неосведомленной о научных и журнальных публикациях, касающихся этой темы. Частные коллекции викторианских мемориальных и траурных фотографий, возможно, заложили основу для мифологизации. Танатос архив (Thanatos Archive), содержащий каталог с 2000 посмертными портретами, сделал свои изображения доступными в интернете в 2002 году (за абонентскую плату). Бернс архив (Burns Archive) может похвастаться миллионом изображений, но лишь некоторые из них связаны со смертью. Бернс Архив был основан офтальмологом Стэнли Б. Бернсом, автором сборника «Спящая красавица» (Sleeping beauty).
Эти и другие коллекции посмертных фотографий 19-го столетия заложили основу мифа, который развили другие сайты. Большинство сайтов-фальсификаторов представляют подборки из смеси реальных и ошибочных или поддельные постмортем изображений.
Особое место в популяризации фейковых посмертных фотографий занимает сайт eBay. Продавцы на eBay быстро подхватили всеобщую истерию, начавшуюся в англоязычном интернете примерно в 2008 году, и стали подписывать свои обычные фотографии как посмертные. Так и появился миф о ходячих викторианских мертвецах.
Распространенные заблуждения о посмертных фотографиях
Миф: В викторианские времена фотография была дорогостоящим и малодоступным удовольствием для большинства людей. Люди попросту не успевали обзавестись фотопортретом до своей смерти, что и способствовало распространению постмортем снимков.
Разоблачение: На самом деле, фотографии не были особо дорогими в эпоху королевы Виктории и средняя викторианская семья вполне могла себе позволить пару-тройку семейных фотопортретов. Более того, в большинстве крупных городов существовали фотографические салоны, предшественники современных фотостудий, где, собственно, можно было запечатлеть себя или кого другого на фотоснимке по доступной цене. Были также и путешествующие фотографы, которые колесили по провинции и заезжали в небольшие города, чтобы предложить свои услуги в этом районе. Согласитесь, не было бы резона ездить по деревням и маленьким городам, если бы их жители не могли себе даже позволить купить фотографию. И сверх того, куда же девать многочисленные дурацкие фотографии с переодеваниями, постановками и первым фотомонтажом, которыми баловались викторианцы, если бы это было им не по карману?
Де-факто викторианцы очень любили фотографироваться и фотографировать: они с удовольствием позировали, наряжаясь в свои самые лучшие наряды или театральные костюмы, чтобы сделать фотокарточку, нанимали для этого опытных фотографов и устраивали фотосессии. Они были очарованы процессом. Естественно, что спрос на живые портреты было гораздо выше, чем на посмертные. Навскидку, на одну посмертную фотографию приходилось около 200 живых портретов. Отсюда просится закономерный вывод: настоящих постмортем фотографий, дошедших до нас, сравнительно немного и не стоит искать их в каждом попавшемся на глаза старинном снимке.
Миф: Викторианцы придавали настолько натурально живой вид трупам на своих фотографиях, что их невозможно было отличить, используя при этом штативы и другие приспособления.
Разоблачение: Стоит уточнить. Неверно утверждать, что викторианцы не стремились максимально «оживить» мертвых для снимка. Да, это был один из видов посмертной фотографии (но не единственный возможный, как многие полагают), практикуемый многими фотографами и чаще всего по желанию семьи умершего. Вот как звучит объявление бостонских фотографов Southworth & Hawes 1846-го года:
«Делаем мгновенные миниатюры детей и взрослых, а также покойных как в студии, так и на дому. Мы прилагаем большие усилия, чтобы фотографии умерших выглядели симпатично и радовали глаз, и они часто получаются настолько хороши, что создается ощущение будто человек не мертв, а всего лишь погружен в глубокий сон».
Вот что пишет о различных видах постмортем Джей Руби:
Однако, желание «оживить» труп имело свои границы, которые никак не могли быть преодалены викторианскими фотографами, а именно: ни один из них не мог заставить мертвеца стоять.
Головодержатели или штативы
Это один из главных мифов о посмертных фотографиях, который полностью разрушен авторитетными в этой области лицами.
Во-первых, головодержатели, иначе копфгальтеры (на английском head-rest, posing stand) были созданы, собственно, для того, чтобы поддерживать голову модели. Объяснялась эта необходимость длительной экспозицией (для ранних техник как дагерротипия выдержка составляла 15–30 минут, для калотипии – минуту), во время которой человек может случайным (или уставшим) движением смазать себе лицо. И не более того.
Во-вторых, чисто физически невозможно закрепить труп в стоячем положении с помощью этого неустойчивого приспособления. Да и мертвый никогда не будет стоять как живой человек, даже окоченевший или забальзамированный труп не будет выглядеть как живой человек (фото прилагается). Даже сегодня, никто не может закрепить трупы в таких позах, как это видно на псевдо-посмертных фотографиях 19-го века.
Джек Морд, известный коллекционер и исследователь старинных фотографий (как посмертных, так и обычных), создатель фотосайта Танатос архив, однозначно опровергает миф о копфгальтерах:
«Ни одна из «стоящих» посмертных фотографий, которые вы видите на eBay, на которых изображены люди в положении стоя, но которых якобы «подпирали» или «поддерживали» с помощью штативов и стендов. не являются посмертными фотографиями. Ни одна. Ножка штатива, которую вы можете видеть позади этих людей является безобидным головодержателем, используемым фотографами того времени, чтобы человек случайно не смазал снимок. Люди на eBay, продающие фальшивые посмертные фотографии, на которых человек стоит – жулики, делающие деньги на вашем невежестве, заставляя платить больше за обыкновенное фото живого человека».
Джей Руби также упоминает об фиксирующих устройствах, что объясняет, почему многие викторианцы на фотографиях имеют странный вид:
«В фотографической студии 1840-60-х годов головы людей слегка зажимали специальными устройствами, которые мешали любому ее движению. Моделям говорили, чтобы они сидели или стояли совершенно неподвижно и даже не моргали, т.к. малейшее движение могло испортить снимок и все это в продолжении длительного времени. В результате, на фотографиях получались безэмоциональные физиономии, деревянные и невыразительные позы».
К опровержению мифа о штативах присоединяется и Стенли Бернс:
«Утверждение, что металлические стойки и аналогичные устройства использовались для “оживления” мертвых, совершенно ошибочно. Использование фотографами 19-го века штативов или подставок (иногда их называют подставками Брэди, в честь американского фотографа Mathew B. Brady), которые поддерживали живых людей во время длительной экспозиции, породило этот миф… В действительности, наличие поддерживающего устройства является доказательство того, что человек на снимке был жив на момент съемки».
Забавно получается, но благодаря головодержателю, засвеченному на снимке, наоборот, можно с уверенностью утверждать, что изображаемый на нем человек жив!
Исключение иногда подтверждает правило. Мертвых иногда все же заставляли стоять. Тем не менее, это делалось для судебно-медицинской фотографии, а не мемориального портрета. В «Викторианской книге мертвых» (и одноимённом блоге), Крис Вудьярд (Woodyard) поясняет, что по предварительным фотографиям некоторые трупы оставались неопознанными из-за обезображивания. Судебные фотографы в самом конце викторианской эпохи пытались восстановить частично разложившиеся или расчленённые тела, а затем сфотографировать их в положении стоя или сидя.
Больших успехов на этом поприще добился румынский врач Николас Минович (Minovici). Он был известен своими инновационными методами восстановления трупов для их идентификации. Минович заменял глаза на искусственные, а не красил веки при ретушировани фотографии. Для того, чтобы зафиксировать мимические мышцы, он использовал небольшие булавки, чем придавал трупу различные выражения лица. Желающие могут найти фотографии в архивах этого славного патологоанатома (Archives d’anthropologie criminelle, de criminologie et de psychologie normale et pathologique), чтобы увидеть, насколько эффективно и эффектно это было (имейте в виду, это действительно пугающие фотографии).
О том, использовали ли викторианцы для посмертных фотографий методы Миновича однозначного мнения нет, поэтому здесь царят домыслы о подрезанных веках и натянутых булавками улыбках.
Многие факторы влияют на качество фотографии. Уровень и цвет освещения, небольшие движения человека из-за дыхания, колебания камеры. В нецифровом мире фотографии размытие иногда было неизбежно. Человек мог неудачно моргнуть и смазать глаза либо вовсе по своему желанию закрыть глаза, а фотограф мог потом дорисовать их на снимке (или нет). Мог получиться затемнённый снимок, создающий эффект отёчности конечностей, а взгляд мог получиться отсутствующим. Все эти факторы также нельзя упускать из виду, как и долгую выдержку фотоаппаратов того времени.
Тем не менее, известны ровно две ссылки на подлинные посмертные фотографии, на которых трупы заставляли стоять (найденные Вудьярдом). Сами фотографии теряются в истории. В одной из этих выдержек фотограф описывает посещение ирландской семьи, которые для того, чтобы установить тело в вертикальном положении, заморозили труп и для непринужденности нахлобучили на голову шляпу: «Эффект был ужасный, но семья была в восторге». Другой фотограф заключил, «что стоящий труп на фотографии выглядит намного лучше, чем лежачий» и для этого он привязывал детские трупы к обратной стороне спинки стула.
В то время как среди разрушителей мифов множество авторитетах лиц, которые пишут о старинных фотографиях эссе, диссертации и научные работы: культуролог Дэн Мейнвальд (Dan Meinwald), историк Джей Руби, искусствоведы Патриция Мунфорте (Patrizia Munforte) и Р. Дж. Нойе (R. J. Noye), фотограф, писатель и куратор Роберт Хирш (Robert Hirsch) и историк фотографии Одри Линкмэн (Audrey Linkman). Никто из них никогда не упоминает о стоящих трупах и специальных изощренных механизмах (включая подрезание век, подрисовывание на веках глаз (не путать с ретушью и монтажом), вшивание стальных прутьев и проч.).
Среди них можно выделить Патрицию Мунфорте, которая вместе с пользователями Танатос архива обсуждает конкретные викторианские фотографии: пост-мортем или нет. Она подчеркивает, что большое значение в определении подлинности посмертной фотографии является анализ композиции снимка. Патриция поддерживает мнение о Руби о трех стилях викторианской посмертной фотографии. Также именно она разрушила миф о фотографиях Райтмейра (Reitmayer), обнаружив, что снимок якобы полученный после его смерти является лишь результатом монтажа более раннего, сделанного при жизни.
Вместо постскриптума
Пожалуй, самое грустное в этой истории, что на данную интернет-утку повелись такие авторитетные сайты как ScienceBlogs и BBC, разместившие у себя фейковую информацию с ненастоящими посмертными фотографиями откуда мифы потекли по всему интернету и добрались до рунета.
Пару слов о подделках: в интернете также гуляют гипертрофированно ужасные фотографии, которыми пугают как посмертными. На самом деле некоторые шутники просто забавляются, обрабатывая снимки 19-го века и потом выкладывая с надписью «ужасный викторианский постмортем».
Ну конечно же, на глаз определить спит ли ребенок или мертв, человек просто прикрыл глаза и расслабился или действительно умер – невозможно. Именно этим занимаются специалисты и коллекционеры старых фотографий, а также любители и энтузиасты, имеющие доступ к таким частным коллекциям, как Танатос архив. А некоторые даже собирают и обсуждают в интернете фальшивые посмертные фотографии, чтобы помочь людям не остаться обманутыми.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Слышали ли вы когда-нибудь о таком жанре фотографий как «пост-мортем»? Я, по правде сказать, до сегодняшнего дня не подозревала о существовании такового, хотя прожила уже немало лет. Оказывается «пост-мортем», что в переводе означает «после смерти» в неком роде искусство, да такое искусство, что мурашки по телу… Пост-мортем – это жанр фотографий, на которых запечатлены уже умершие люди, представленные в виде живых (иногда даже вместе со своими здравствующими родственниками).
Фотографии здесь явно не для слабонервных, предупреждаю сразу…
Возможно вы не поверите, но давным-давно была такая традиция – фотографировать покойника после его смерти, дабы его душа жила в сделанном снимке. В те времена это считалось вполне нормальным явлением, которое позже трансформировалось в обычай фотографировать сами похороны.
Сейчас пост-мортема уже нет, но доказательства существования такого моросящего кровь искусства есть. На фото изображены не только умершие на стульях (в то время существовало специальное оборудование, чтобы усадить покойника), но и маленькие дети, как на руках родителей, так и на детских лошадках.
Нашему поколению это кажется ужасным, но по тем временам фотография была большой роскошью, которую люди позволяли себе только после смерти родного человека. К смерти тогда относились не так, как сейчас, ведь люди даже не думали о том, чтобы запечатлеть ещё живого человека (иногда просто не успевали, т.к. была большая смертность, и умирали даже новорождённые), а ждали определённого часа – часа смерти – и вызывали специального фотографа, чтобы запечатлеть близкого человека.
Память человека устроена так, что мы быстро забываем лица людей, а убитые горем родные умершего, стремились оставить душу любимого человека в снимке и запомнить его навечно.
Нравы и обычаи тогда были просто жуткие, но кто мы такие, чтобы осуждать их? Кстати, на некоторых посмертных фотографиях мёртвые выглядят, как живые благодаря труду гримёров (или как там их в 19 веке называли?), ведь им приходилось не только открывать глаза умершим (по некоторым данным покойникам отрезали веки, по другим данным просто «рисовали глаза»), но и создавать видимость того, что человек жив или просто спит.
А вот такую историю я прочитала, когда делала этот пост (про умершую девочку и её маму):
«Она была единственной дочерью у матери и умерла. А мамаша, обезумев от горя, отказывалась её хоронить. Запихала её в погреб и держала там несколько недель. Согласилась на похороны только если ей сделают фотографию дочери, как живой. Гримеру и фотографу пришлось очень постараться, чтобы уже начавшему конкретно разлагаться трупу придать видимость живого. Поставили её, дали в руки книгу. И правда, как живая получилась».
Зрелище не из приятных, но и такое когда-то было. Да что уж говорить КОГДА-ТО, совсем недавно видела фотографии умершего В. Турчинского, лежащего на полу то ли в коридоре своей квартиры, то ли в комнате. Одно не ясно кто это снимал? Некоторые предполагают, что наша благочестивая милиция (ой, уже полиция), приехавшая по вызову. Ладно ещё за компания с ним не сфоткались, а то ума хватило бы и на это.
Очень бы хотелось, чтобы никогда такой жанр фото как «пост-мортем» не давал о себе знать…