Пожарная машина это грузовая машина
Пожарная машина это грузовая машина
Пожарные машины и автомобили.
Пожарные автомобили традиционно окрашивают в красные цвета. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Колена пожарных автолестниц, авто- и пеноподъёмников окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.
История появления пожарных машин.
До XVII века централизованной и управляемой «пожарной охраны» как таковой не было. Люди боролись с огнем и пожарами сами как могли.
С увеличением городов увеличивался и ущерб, причиняемый пожарами. Поэтому, соответственно в обществе назрела необходимость создания специальной службы, которая была бы ответственна за их тушение, и разрабатывание методик и техники, которые бы в совокупности эффективно помогали людям бороться с огнем.
Для транспортировки бочек и труб, вначале использовались пожарные повозки различной комплектации. После распространения паромобилей стали использовать пароконные пожарные повозки, на которых монтировалась большая бочка, ящик с инвентарем, а также находились места, предназначенные для пожарной команды. Повозки были усилены большими колесами и специальными рессорами.
Вначале пожарные повозки делались полностью из дерева, а потом стали дополняться металлическими элементами.
На рубеже XIX и ХХ веков в окраске пожарных повозок стали преобладать красные цвета, которые до сих пор являются самым ярким опознавательным знаком в оформлении современных пожарных машин и автомобилей.
Первые пожарные машины.
Первая паровая пожарная машина появилась в США, в городе Цинцинатти, шта Огайо. Изобрел её Моисей Латта. Она передвигалась на конной тяге, 4 лощадьми.
Общественное мнение начало склоняться к организации профессиональной пожарной команды. А вместе с идеей о дисциплинированных пожарных, и к использованию силы пара для подачи воды при тушении.
К счастью, местный механик, Моисей Латта, в это же время был занят разработкой конструкции парового котла, который и привел паровые пожарные машины к невиданному ранее успеху.
Первый удачный паровой котел и насос для пожарной машины был построен в Цинцинатти. До этого в мире не удавалось достичь такого сочетания качеств: с одной стороны компактный, а с другой – на удивление мощный, паровой насос мог подавать необходимое количество воды.
Первая экспериментальная пожарная машина была построена в 1852 году и испытана перед зданием городского совета, 2 марта, 1852 года.
Эта первая экспериментальная машина имела паровой цилиндр в 8 дюймов, рычаг в 2 фута, а также 4-х дюймовый ручной насос конструкции Фарнэма. Бойлер был сконструирован в виде спиральной газовой трубы, заключенной в корпус из листового железа, колеса и прочее были заимствованы от старой конной повозки. Пар получался из холодной воды за 4 минуты 10 секунд, с момента появления дыма из трубы, а вода могла подаваться через рукав длиной 350 футов (120 метров) на расстояние до 130 футов (45 метров).
Эксперимент оказался успешным и убедительным, и городской совет заключил с Моисеем Латта контракт на постройку пожарной машину.
В результате Моисей Латта создал для городской пожарной службы первую в мире успешную пожарную машину. Машина называлась «Joe Ross», и поучила прозвище «Дядюшка Джо Росс».
Испытания пожарной машины прошли на углу Фронт-стрит и Бродвея. Всасывающий рукав был погружен в цистерну и в течение 7 минут вода подавалась через 3-х дюймовый рукав с 1,5 дюймовой насадкой на расстояние 225 футов, и. к изумлению тысяч собравшихся людей, вода подавалась через 2, 4 и 6 рукавов одновременно, причем каждая струя позволяла эффективно тушить пожар. Машина была принята и поставлена на службу 1 января 1853 года.
В обиходе, люди часто, эти паровые пожарные машины, также называли «паровой слон».
Паровая пожарная машина «Подарок горожан», построенная М. Латта. 1854
В 1901 году журнал «Пожарное дело» сообщил своим читателям о создании во Франции двух типов пожарных электромобилей.
Первые пожарные машины в России.
В России первый пожарный автомобиль был построен в 1904 году на петербургском заводе фирмы «Фрезе и К». Автомобиль был рассчитан на перевозку команды из 12 пожарных.
На пожарной машине в комплекте имелись две пожарные лестницы, стендер и 80 саженей рукавов. У этого автомобиля был задний привод, момент силы передавался посредством цепной передачи. Скорость этого пожарного автомобиля составляла 15 км/ч.
10 июня 1904 года, когда машина была принята петербургскими пожарными, она сразу же приняла участие в тушении пожара. Пожарная машина прибыла к очагу возгорания на 12 минут быстрее, чем в среднем то же расстояние преодолевал конный обоз и тем самым доказала свою практичность и преимущества.
В том же, 1904 году, пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки пожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер».
В Москве первый пожарный автомобиль появился в 1907 году. Этот автомобиль был построен на заводе Густава Листа.
В 1913 году Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных машин на шасси автомобиля «Руссо-Балт-Д24-40».
После революции в России (в СССР) имелось всего около десятка действующих пожарных автомобилей.
В начале 1920-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. В противопожарных целях, старые грузовые автомобили переделывались в пожарные автолинейки и пожарные автобочки.
Некоторые пожарные команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2—3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из водометного ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали развернуть и запустить в работу основную технику. Однако после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность собственного двигателя для участия в тушении пожара.
В период 1926-1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов.
Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15. Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720-940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, противопожарный (боевой) расчёт состоял из 8 человек. Этот пожарный автомобиль получил название «Подстволовый».
Современные пожарные машины.
С целью удешевления производства пожарных машин используется модульная система компоновки, т.е на одно шасси устанавливаются различные кузовы.
Одной из основных машин пожарного расчета являются автонасосы и автоцистерны. Они имеют всё необходимое для автономного тушения пожара. Автоцистерна представляет собой резервуар с водой, бак для пенообразователя. При необходимости в дополнительном количестве воды, используется автонасос, который может подавать воду из пожарных гидрантов или различных водоемов.
Современные пожарные автомобили.
Пожарные машины. Пожарные автомобили. История появления.
Новейшие пожарные автомобили
На вооружении большинства частей ГПС стоят машины, выпущенные еще во времена Союза. Парк с каждым годом стареет физически и морально, поэтому еще в 90-х годах прошлого века было принято решение модернизировать автомобили и разработать новый типаж машин пожарной охраны.
Новые автомобили
За основу взяли грузоподъемность шасси и параметрические данные самих автомобилей. От первого пункта зависит использование колесной формулы как определяющего фактора проходимости машины и удельная мощность автомобиля. Параметрические данные машины определяют тактические, эксплуатационные и конструктивно-технологические особенности этого вида техники. Ключевыми пунктами при разработке ПА являются:
В начале 2000-х была принята концепция типажа новейших пожарных автомобилей, которая ограничила число базовых моделей и сделала акцент на модификациях с расширением функциональности. Перед разработчиками поставили задачи:
Отдельно машиностроители получили заказ на создание новых пожарных автомобилей под конкретные условия эксплуатации. Первоочередной задачей была техника для северных регионов, для тушения крупных пожаров, создание комплекса природоохранного назначения.
С каждым годом менялась база для реализации принятой концепции. В 2005 за основу был взят блочно-модульный принцип конструирования ПА. Результатом стало появление новых специальных пожарных автомобилей, однако уже через год после реорганизации ГПС остро стал вопрос о полной модернизации автопарка. Актуальными стали машины, дифференцированные по классам: легкий, средний и тяжелый. Анализ структуры системы противопожарной охраны за рубежом показал необходимость оснащения ПА средствами индивидуальной защиты личного состава, приборами для контроля среды и проведения разведки, первичными средствами локализации возгораний с целью предотвращения катастроф.
Согласно статистическим данным, в начале 2000-х годов потребность службы пожарной охраны в ПА общего применения составляла 75%. Из них на первом месте стояли автоцистерны (85%).
В последние годы в производстве пожарной техники наметился явный прогресс. Растет число инновационных решений, появляются принципиально новые машины. В лидеры по производству шасси для новейших пожарных автомобилей вышли три компании: IVECO-AMT, УРАЛ и КАМАЗ, и все это техника нового поколения. Цена на машины при этом по сравнению с аналогичными моделями зарубежного производства остается на порядок ниже. В процессе производства акцент делается на улучшении дизайна и повышении безопасности ПА. Была переработана конструкция надстроек, стали использовать устойчивые к коррозии материалы. Инновационные технологии применили и при проектировании установок для тушения пожаров.
Автомобили на базе IVECO-AMT
Машины производства совместного российско-итальянского предприятия IVECO-AMT – многофункциональные модели, совмещающие в себе несколько типов ПА или с расширенными тактико-техническими характеристиками. Все новые пожарные автомобили проходят обкатку, которую производит сам разработчик.
Насосная установка также дистанционного типа. В базовую комплектацию вошел комбинированный пожарный насос «Ruberg E40» производства Швеции. Он имеет дополнительный контур, который обеспечивает охлаждение двигателя летом и подогрев ОТВ зимой.
Тактико-технические характеристики АЦ 3.2-40/4.
Шасси | IVECO-AMT ML150E28W | |
Колесная формула | 4*4 | |
Габариты, д*ш*в, мм | 8160*2500*3460 | |
Дорожный просвет, см | 200 | |
Масса под нагрузкой, кг | 14915 | |
Двигатель · тип | IVECO-Tector F4AE3681E · Дизель | |
Скорость, км/ч | 90 | |
Тип кабины | двойная, раздельного типа | |
Кузов | каркасный, цельнометаллический, закрытый | |
КОМ | N200B одноступенчатая механическая | |
Емкость цистерны, л | 3200 | |
Объем пенобака, л | 200 | |
Насос · расположение | Ruberg E40 · расход СВД, л/с | СРВДК-3/400-60 · не менее 3.0 |
Объем топливного бака, л | 210 |
Автомобили на шасси Урал
Примером многофункциональной машины, совмещающей в себе два типа ПА, в частности АЦ и АЛ, можно считать автомобиль на базе Урала АЦЛ-4.0-50-24 (4320). Он отличается повышенной проходимостью, что позволяет использовать данную модель в сложных климатических условиях. Этот ПА имеет двухрядную кабину, рассчитанную на 6 человек, включая водителя. Основное назначение АЦЛ-4.0-50-24 – проведение спасательных операций в многоэтажных зданиях. Эту машину можно использовать как самостоятельную многофункциональную боевую единицу, так и отдельно в качестве АЦ, АЛ или насосной установки для перекачки воды.
Преимуществом новой модели считают алюминиевые отсеки, собранные на основе клеевой технологии. Это повышает антикоррозийные свойства металла и увеличивает срок эксплуатации техники.
Тактико-технические характеристики АЦЛ-4.0-50-24 (4320).
Шасси | Урал-4320 |
Колесная формула | 6*6 |
Габариты, д*ш*в, мм | 10495*2500*3695 |
Длина колен, м | 24 |
Нагрузка на вершину лестницы, кг | 260 |
Система обогрева кабины | Планар |
Объем цистерны для воды, л | 4000 |
Вместимость пенобака, л | 240 |
Насос | НЦПН-50/100 |
Расположение насоса | в кабине |
Производительность насоса, л/с | 50 |
Лафетный ствол | ЛС-С40 |
Радиус разворота, м | 14 |
Скорость, км/ч | 80 |
Масса, кг | 21300 |
Новые разработки КАМАЗа
На базе шасси КАМАЗ 43502 нового поколения была создана автоцистерна АЦ 3.0-40. Разработана она компанией «НефАЗ». Дизайн машины – совместное творчество Audi и Volkswagen. В этой модели применили новую систему тушения пожаров водяным туманом Hiromax. Она настроена на подачу в режиме 600 л/с, что позволяет одновременно задействовать 6 стволов мощностью 100 л/с. В переводе на классическую схему тушения водой это составляет 300 л/мин.
Именно благодаря системе Hiromax получается тушить возгорания в течение 30 минут без подключения к источнику. Это позволяет повысить эффективность борьбы с пожаром в маловодных районах и местах, удаленных от водоисточников. Еще один плюс – отсутствие пролива воды на нижние этажи при тушении многоэтажек.
Тактико-технические характеристики АЦ 3.0-40 (43502).
Шасси | КАМАЗ-43502 |
Колесная формула | 4*4 |
Габариты, д*ш*в, мм | 7950*2500*3500 |
Объем цистерны для воды, л | 3000 |
Вместимость пенобака, л | 180 |
Насос | Joehstadt NP-3000 |
Производительность насоса, л/с | 40 |
Лафетный ствол | Unifie Force ЛС-С20 |
Масса, кг | 12600 |
Насос Joehstadt NP-3000 отличается высоким качеством и производительностью. Заявленный ресурс – 10 лет без капремонта. АЦ 3.0-40 (43502) стала практически первой моделью, на которую был поставлен этот агрегат. Сегодня он уже стал привычным для многих пожарных автомобилей.
Новое оборудование
Большинство автомобилей, стоящих на вооружении ГПС, используют традиционные средства тушения: воду, пену, порошок или работают по комбинаторной схеме. Отдельные фирмы занимаются разработкой инновационных установок, которые позволяют генерировать компрессионную пену. Это системы Натиск, CAFS с ее вариациями, Hiromax. Одним из лидеров в этом направлении считается завод «Спецтехника» из Екатеринбурга. На счету предприятия – 10 автомобилей, оборудованных системой Na-Tisk, являющейся доработанной CAFS.
Новую систему оценили и сами пожарные. Они отмечают, что заполненные компрессионной пеной рукава в несколько раз легче, чем те, которые работают с водой. Это повышает маневренность во время ликвидации возгораний и снижает физическую нагрузку на бойцов.
Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение
До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:
Основные пожарные автомобили
Пожарные автомобили общего назначения:
автоцистерны – АЦ, АЦЛ, АЦПК;
с насосом высокого давления – АВД;
первой помощи – АПП;
пожарно-спасательные – АПС и ПСА.
Пожарные автомобили целевого назначения:
порошкового тушения – АП;
пенного тушения – ПТ;
комбинированного тушения – АКТ;
газового тушения – АГТ;
насосная станция – ПНС;
газоводяное тушение – АГВТ;
Автоцистерна базируется на шасси от грузовых автомобилей различного тоннажа и проходимости, например:
Первое отличие между ними заключается в грузоподъёмности, то есть – в объёме средства для тушения, которое они способны перевозить. Второе – мощность установленного агрегата подачи жидкости или пены. Дополнительно к такой технике может подключаться специализированное оборудование для определённых случаев возгорания и типов пожаров. В настоящее время различают три главных типа АЦ:
Лёгкая. Вмещает в себя до 2м3 или 2 000л средства.
Средняя. До 4м3 или 4 000л.
Тяжёлая. От 4м3 или 4 000л.
В вариациях с обозначением АЦЛ присутствует лестница выдвижного или поворотного типа. В случае с АЦПК используется коленчатый подъёмник механизированного или телескопического вида.
В действующей технической документации присутствуют особые требования к обозначению пожарной техники, которые относятся ко всем её типам.
Например – АЦ-3.2-40/4(43253)001-МС, где:
3.2 – вместимостью до 3.2м3 или 3 200л;
40/4 – оборудованная насосами давлением в 40л/с (нормальное) и 4л/с (высокое);
43253 – базирующаяся на шасси КамАЗ модель 43253;
001 – первая модернизация модели;
МС – произведённая в городе Москве.
Автонасосы (АНР и АВД) внешне и по конструкции совпадают с автоцистернами, за исключением возможности оборудования дополнительными устройствами, агрегатами, резервуарами для жидких и порошковых веществ, и так далее. Применяются либо в качестве отдельной техники, либо совместно с автоцистернами. Основной платформой для них выступает КамАЗ. Сюда же относятся и АВД, оборудованные специальными насосами, способными выдавать высокую мощность.
Техника первой помощи (АПП) отличается меньшими габаритами, и служит, в основном, для ускоренной доставки необходимой мелкой техники к очагу пожара, сдерживания пламени от дальнейшего распространения. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование, такая техника изготавливается на базе шасси ГАЗ.
Пожарно-спасательные автомобили (АПС И ПСА) появились после того, как правительством было решено перевести часть обязанностей службы спасения на пожарные части. Здесь, помимо цистерны, насоса, кабины для личного состава, присутствует различное специализированное оборудование для спасательных операций, например:
Общее – лестница, верёвка, надувное полотно, спусковое устройство; надувная лодка или круг или жилет.
Инструменты – кувалда, пила, крюк, лопата, металлические кусачки.
Гидравлическое – резак, расширитель, домкрат, лебёдка, пила дисковая или цепная.
Электрическое – генератор, кабеля, прожектор.
Химическое – дозиметр, анализатор состава газа.
Медицинское – аптечка, носилки, одеяло.
Защитное – кислородный аппарат, огнеупорный костюм, диэлектрическая одежда.
Аэродромные пожарные автомобили (АА) используются для устранения возгораний на территориях аэропортов или при крушении авиационного транспорта. Снабжаются специализированным оборудованием для спасения людей, включая членов экипажа и пассажиров. Позволяет быстро погасить и сдерживать пламя.
Стартовые, изготовленные на шасси ЗиЛ, и постоянно находящиеся вблизи взлётно-посадочных полос.
Основные, относятся к пожарным частям и производятся на базе МАЗ.
Машины порошкового тушения (АП) используются на мелких и крупных промышленных предприятиях и фабриках следующего назначения:
Основываются на платформе ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ. В последнее время используются всё реже, в связи с тем, что способны потушить лишь мелкие очаги возгорания.
Автомобили пенного тушения (ПТ) базируются на шасси Урал. Основное их применение – нефтеперерабатывающие предприятия, склады с горючими веществами, включая газы. Благодаря хорошим показателям тушения, могут гасить пламя на крупных территориях.
ПА комбинированного тушения (АКТ) применяется на различных объектах машиностроения, химических, нефтедобывающих и перерабатывающих, самолётостроения. Он снабжается сразу 2 насосными установками с различными типами средств огнетушения, например – пена и ОПС. Это позволяет достигнуть двойного эффекта, когда ОПС борется с пламенем, а ВМП не допускает его повторного возникновения. Основными шасси служат ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ.
Техника газового тушения (АГТ) используется в закрытых помещениях, где необходимо максимально сохранить внутреннее оборудование, ценности и так далее – выставки, банковские структуры, складские базы, архивы. К тому же, получили широкое распространение при тушении пожаров на объектах с электрическим оборудованием – станции, тоннели. Газ не допускает распространения пламени, замещая летучие горючие вещества. Платформа – УАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ.
Пожарная насосная станция (ПНС) применяется на пожарах особо крупных размеров. Она обладает мощным насосом от 70л/с, и используется для подачи воды на большие расстояния, передавая её в пожарный рукав, на специализированную технику и мобильные стволы. Шасси применяется ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
В автомобилях с установкой газоводяного тушения (АГВТ) используется высокомощный агрегат от 150л/с, способный нагнетать высокое давление турбореактивного газового потока. В основном используются для тушения возгорания газовых и нефтяных фонтанов. Платформа здесь КамАЗ.
Специальная пожарная техника
В некоторых ситуациях для эффективного устранения возгорания требуется использовать особое оборудование. Оно служит для различных целей, согласно которым и классифицируется:
Удаление дыма и газов – ГЗДС и АД;
Высотные работы – АЛ и АКП;
Управление комплексом пожарных работ – АСО.
По ГОСТ имеются следующие виды специальных пожарных автомобилей:
АЛ – лестница с выдвижным или поворотным механизмом, для спасения людей, подачи средств пожаротушения на верхние этажи, подъём грузов.
АПК и АКП – стрела с телескопическим или поворотно-коленчатым устройством, оборудованная люлькой или платформой, для вытаскивания людей из зоны пожара, поднятия веществ и грузов.
ТПЛ – пакет колен с возможностью поворота и снабжённый лестничным маршем, заканчивающийся люлькой.
АЛЦ – раздвижная стрела с лестницей и резервуарами для средств пожаротушения, служит для их поднятия на многоэтажные сооружения.
АПКЦ – аналогично предыдущему варианту, но тут применяется стрела поворотно-коленчатая, коленчато-телескопическая или телескопическая, заканчивающая люлькой с резервуарами для пены и воды.
АСА – снабжается электрическим генератором, специализированным инструментом для спасательных операций, противопожарной техникой и так далее.
АВЗ – оборудован насосом подачи, резервуаром, насосом для удаления воды из зоны возгорания, для защиты имущества и ценностей.
АСО – выступает в качестве центрального пункта управления всеми работами при пожаре, имеет на борту устройства связи и приборы для освещения территории.
АГ – с помощью специализированного пожарного вооружения удаляет газовые выделения при пожаре.
АД – высасывает дым из закрытых помещения лестничных маршей, лифтов в жилых помещениях, оборудуется устройством для подачи воздушно-механической пены и её подачи в очаг пожара.
АР – перевозит пожарные рукава и лафетные стволы.
АШ – обеспечивает бесперебойную работу во время пожаротушения, в чём схож с АСО, но меньше по своим габаритам.
АЛП – мобильная лаборатория для проведения анализов и различных замеров в условиях пожара.
АПРСС – транспортирует личный состав и снабжается ремонтным оборудованием для связи и освещения.
АДПТ – способен перевозить личный состав, а также оперативно оценивать состояние пожарной техники.
АБГ – пункт восстановления, заправки, зарядки и очистки средств защиты зрения и дыхания.
АПТС – аналогично АДПТ проверяет технику, и может выполнять мелкий ремонт на местах.
АОПТ – в условиях сильного мороза обогревает другие ПА и оборудование.
ПКС – кислородный компрессор для заправки баллонов, работает совместно с АГ и АД.
АТ – перевозит людей и технику к пожарам и снабжён оборудованием для снятия контейнеров.
АОС – доставляет пожарников и мелкое оборудование к месту возгорания.
Большинство оборудования может быть установлено на любые виды платформ, включая: