Пожарная машина импульс доклад
Гусеничная пожарная машина ИМПУЛЬС-2М: назначение и ТТХ
Гусеничная пожарная машина «ИМПУЛЬС-2М» – это бронированная пожарная машина на гусеничном ходу, построенная на базе основного боевого танка Т-62.
Гусеничная пожарная машина «ИМПУЛЬС-2М»
Назначение
Пожарный танк предназначен для тушения крупных пожаров в нефтехранилищах, местах добычи нефти, лесобиржах и различных промышленных и гражданских объектах. «Импульс-2М» оснащен гусеничным шасси на базе танка Т-62, имеет 50-ствольную пушку залпового огня для запуска капсул с огнетушащим порошком.
Масса этой пожарной машины составляет до 36 тонн, при этом пожарный танк способен развивать скорость до 50 километров в час. Благодаря танковому шасси эта пожарная машина с легкостью может передвигаться по пересеченной местности и быстро прибывать для тушения пожаров в труднодоступные места.
«Импульс-2М» при создании не утратил танковой брони, что позволяет, находясь в полной безопасности тушить объекты повышенной опасности. Первый образец пожарного танка был изготовлен на Львовском бронетанковом ремонтном заводе. Сейчас на вооружение МЧС России состоят несколько подобных противопожарных танков.
Тактико-технические характеристики
Шасси | Танк Т-62 |
Масса, т | 34-36 |
Скорость движения, км/ч | 40-50 |
Разработчик | Конструкторско-технологический центр (КТЦ), Киев |
Изготовитель | Львовский бронетанковый ремонтный завод (ЛБТРЗ) |
Работа гусеничной пожарной машины «ИМПУЛЬС-2М»
Пожарный танк «Импульс»
Первые пожарные танки появились в нашей стране в первые послевоенные годы. В то время, когда мир плавно перешел от горячей Второй мировой войны к холодной, крупнейшие страны мира активно наращивали свои военные арсеналы. Однако склады с боеприпасами часто горели, превращая в настоящий ад окружающее пространство на много километров вокруг. Тушить подобные пожары при помощи обычной техники было крайне сложно и опасно. Поэтому достаточно часто для этой цели использовались обычные танки.
Учитывая этот положительный опыт, по заданию министерства обороны в СССР началась разработка и серийное производство специальных танков для борьбы с огнем. Первым прообразом пожарного танка стал лафетный гидрант, который разместили на основе легендарного танка Т-34. Во время борьбы с огнем эта установка позволяла осуществлять подачу воды с интенсивностью 30 л/с, тогда как ее цистерна обладала вместимостью от 3 до 5 тонн воды или смеси для пожаротушения. В основном этот прообраз пожарного танка использовался для тушения складов с боеприпасами в Сибири и борьбы с частыми лесными пожарами.
В экипаж машины входило два человека: водитель и оператор гидранта. Вслед за этим, учитывая сложившийся положительный опыт, был создан профессиональный пожарный танк, разработанный совместно 482-м конструкторско-технологическим центром бронетанковой техники, базировавшимся в Киеве, и Всесоюзным научно-исследовательским институтом противопожарной обороны МВД СССР из Балашихи.
В последующих моделях пожарных танков борьба с огнем происходила по методу специалиста по взрывчатым веществам и материалам В. Д. Захматова, разработанному им еще в 1977 году. Главной специализацией ученого являлось тушение пожаров, возникающих во время прокладки и эксплуатации газо- и нефтепроводов. Многолетняя практика тушения пожаров натолкнула Захматова на идею распыления огнегасящих зарядов, выпускаемых из многоствольной гусеничной установки. При этом конструктор создал собственную уникальную теорию тушения пожаров.
Сначала несколькими выстрелами огнегасящего порошка или воды происходило воздействие на очаг возгорания. После этого сбивалось пламя и производился его отрыв от фронта горючей нагрузки с дроблением на куски и последующим тушением. Залповая стрельба в данном случае была необходима, чтобы газоводяная или газопылевая смесь могла пробить огневые вихри и оказать нужное воздействие на очаг возгорания. Особенно важно это было во время тушения взрывоопасных военных складов, когда в ходе возгорания начинали взрываться боеприпасы. Шестиствольный пожарный танк всего во время одного залпа мог распылить до 160 килограммов смеси на расстояние до 60 метров. Вторая модель этого пожарного танка имела уже восемь стволов, и ее конструкция была намного более сложной.
Звездный час пожарных танков
В первые дни трагедии пожар гасили огнетушащими бомбами, которые состояли из специального порошка с предельно малым временем распыления и большой эффективностью купирования очага пожара. При этом летчики получили минимальную дозу радиации. После доклада Захматова о методах и способах тушения пожаров в ЦК КПСС, в Чернобыль на борьбу с неутихающим пожаром были направлены семи- и девятиствольные установки, расположенные на двухосных лафетах. Их использовали при тушении зданий и подстанций. Власти по достоинству оценили пожарные танки, имевшие несколько стволов, поручив ведомственным предприятиям разработать современный пожарный танк, на создание которого ушло два года.
Пожарная машина импульсного действия
Самое интересное, что внешне новая гусеничная машина для тушения пожара «Импульс» на танк была совсем не похожа. Она скорее напоминала знаменитую огнеметную систему «Буратино», потомка легендарной «Катюши», чем модернизированный танк. На эти параллели наводили пятьдесят стволов этого необычного устройства для тушения пожаров. Однако в реальности ни к огнеметным системам, ни к установкам реактивного залпового огня пожарный танк «Импульс», разработанный в 1988-1989 годах, никакого отношения, конечно же, не имел.
При этом интересно отметить, что «Импульс» был во многом универсальным. Его снаряды можно было наполнить любым огнегасящим веществом: песком, пылью, грязью, снегом, порошками, гелями, специальными жидкостями и растворами. Вес каждого снаряда составлял до 30 килограммов, когда тушащие материалы и вещества помещались в специальных легко разрушаемых контейнерах. Пожарный танк мог высокоэффективно маневрировать в эпицентре пожара, успешно уничтожая его очаг.
В качестве примера эффективности «Импульса» можно привести одно из его испытаний на специальном полигоне. Овраг протяженностью 30 метров и глубиной 2 метра. Эту полость наполнили покрышками в количестве 500 штук, полив их тонной дизельного топлива, после чего подожгли. Очаг возгорания был потушен всего 8 залпами из 10 стволов с расстояния в 35 метров. Впоследствии пожарные танки «Импульс» были признаны лучшими в мире и активно применялись как в СССР и в современной России, так и за рубежом.
Гусеничные пожарные машины: история создания, классы и основные ТТХ
Гусеничные пожарная машина – это транспортное средство на гусеничном ходу, предназначенное для тушения пожаров и обеспечения деятельности пожарной охраны.
Гусеничный ход – это движитель самоходных машин, обеспечивающий движение за счет взаимодействия гусениц с грунтом.
Чешский SPOT-55, созданный на базе советского танка Т-55
Назначение
Для тушения самых сложных и опасных пожаров в труднодоступной местности, например: лесных пожаров, пожаров в местах добычи нефти или хранения боеприпасов – применяют гусеничные пожарные машины, созданные на базе боевых танков. Такие машины оборудованы водяной или порошковой пушкой, выстреливающей на расстояние до 100 метров, и значительным резервуаром для воды или пенообразователя. А благодаря бронированному корпусу пожарный танк не боится взрывов и может приблизиться к самому очагу возгорания. Некоторые такие танки, например российский СПМ (специальная пожарная машина), могут даже управляться дистанционно как роботы!
История создания
Гусеничная пожарная машина ГПМ-54 на разбронированном шасси танка Т-54
Например, для тушения пожара штабелей боеприпасов на 61-м арсенале под Лозовой привезли пять «пожарных танков» ГПМ-54. Первый «танк» быстро вышел из строя из-за перегрева двигателя под воздействием тепловых излучений и работы в атмосфере, обедненной кислородом и сильно загрязненной, что типично для ГПМ-54. На другой день уже четыре ГПМ-54 не могли работать, потому что температура в районе пожара была для них слишком высока. Такие случаи были и раньше. Так, в 1982 году на крупнейшем арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) в Йошкар-Оле сгорели две ГПМ-54 с экипажами. Первая машина с опытным водителем прапорщиком и оператором лафетного ствола – начальником объектовой пожарной части тушила горящий штабель с наиболее эффективной дистанции – 10 м. Когда запас воды иссяк, из-за сильного задымления двигатель машины заглох, и его не смогли запустить. Огонь от штабеля охватил машину. Вторая машина во главе с заместителем начальника части поехала выручать первую, сбила с нее пламя, но и у нее заглох двигатель. В результате обе машины сгорели вместе с экипажами.
Эти недостатки ГПМ-54 были отмечены в ряде приказов по ГРАУ МО СССР в 1983 году, и на их основании были приняты резолюции о необходимости создания новых, бронированных, ГПМ. Новой разработкой стала импульсная многоствольная установка на шасси танка Т-62 «Импульс-2М» с башенной 50-ствольной установкой, в каждом стволе которой размещены распылительные заряды с электровоспламенителями, по 20-30 кг распыляемого ОС или ПМ в зависимости от их плотности и влажности (в контейнерах – жидкие, вязкие или порошковые; в канале ствола – сыпучие, зафиксированные с обеих сторон пыжами). Гусеничная бронированная пожарная машина (ГБПМ) «Импульс-2М» создана по заданию ГРАУ МО СССР для дистанционного тушения (с относительно безопасных расстояний – до 100 м) горящих штабелей боеприпасов. Шасси было мало изменено:
Гусеничная бронированная пожарная машина «Импульс-2М»
Замена башни с орудием на многоствольный модуль (ММ) позволила облегчить шасси на 3-5 т, повысить скорость и маневренность «Импульс-2М», навесить теплоотражательные экраны, импульсные распылители для внешнего охлаждения и внутренней защиты обитаемого и моторного отделений. Стволы многоствольной установки могут заряжаться различными огнетушащими средствами: жидкостями, растворами, гелями, порошками и сыпучими материалами, что впервые позволит обеспечить одновременно и эффективное тушение, и ликвидацию последствий аварий. Если запас контейнеров с огнетушащим средством закончится, то есть компактные распылительные патроны – до 500 шт. в боеукладках на 10 перезарядок стволов.
Впервые создана пожарная машина, способная обеспечить гибко регулируемое (по масштабам, дальности и виду) тушение путем последовательного распыления различных огнетушащих и защитных составов (жидкие, вязкие, клейкие, гели, порошки) и экологически чистых природных материалов (грунт, грязь, пыль, песок, снег и др.). Дополнительно по желанию заказчика шасси и установка оснащались светотеплозащитными экранами и имели теплоотражающую светлую окраску. Учитывая опыт гибели машин ГПМ-54 с экипажами при тушении горящих штабелей боеприпасов, разработчики предусмотрели на новой ГБПМ «Импульс-2М» фиксированные на внешней броне импульсные распылители воды и гелей, создающие при распылении пенообразный теплопоглощающий слой на кузове (броне) машины.
ГБПМ «Импульс-2М» эксплуатируется с начала 90-х годов: 7 машин – в объектовых военизированных пожарных частях (ВПЧ) Украины (Чернобыль, Полтава, Черкассы, Черниговская область, Гнединцы, Симферополь); 15 машин – в России (из них 4 – в Башкортостане), 5 машин – в Йемене. Однако, как показала практика, при эксплуатации ГБПМ «Импульс-2М» противоснарядная броня необходима только при прямых попаданиях снарядов и ракет, разлетающихся из горящих штабелей ящиков с боеприпасами, а гусеничное танковое шасси создает немалые трудности при эксплуатации в пожарных частях, малопригодно для длительных маршей и требует частых регулярных ремонтов. Рынок для ГБПМ «Импульс-2М» ограничен, поэтому целесообразно спроектировать ММ на шасси автомобиля с широким рынком сбыта, налаженной системой ремонта и поставкой необходимых запчастей.
Работа ГБПМ «Импульс-2М» в России и на Украине дала богатый материал в плане выявления достоинств и недостатков машины и их анализа. ГБПМ «Импульс-2М», как упомянуто выше, проектировалась для тушения горящих штабелей деревянных ящиков с боеприпасами. Но впервые эта машина была применена для тушения газовых скважин и нефтяных фонтанов в составе Полтавского отряда по ликвидации аварий на газонефтяных промыслах. Тактика применения машины отрабатывалась на полигоне Полтавского отряда. Залповое распыление более чем из двух стволов было реализовано впервые в мире. Этим способом можно моделировать локальные, природные газопылевые и газопесчаные «вихри», «бури», газоводяные «шквалы» и «снежные метели» с гибко регулируемыми параметрами (кинетическая энергия для преодоления интенсивного, мощного пламени на большой площади, ширина и высота фронта «вихря» для одновременного тушения сразу на большой площади).
Именно этот (последний) параметр позволяет осуществлять тушение с минимальными удельными расходами огнетушащего вещества, а также подготовку и масштабное мощное тушение за короткое время; комбинированное тушение с регулируемыми интервалами между подачей различных огнетушащих веществ; тушение поджогов и масштабных пожаров с помощью массового применения зажигательных боеприпасов и огнеметов; предотвращение и локализацию объемных взрывов пыле-, паро-, капельно-газовых облаков; мгновенную постановку светотеплозащитных экранов и маскировочных завес; локализацию и дезактивацию токсичных выбросов, облаков, осадков; локализацию радиоактивной пыли в облаках и осажденной пыли на различных поверхностях; локализацию и утилизацию розливов нефти на воде и побережье.
При залповом распылении многократно снижается отдача по сравнению с распылением такой же массы из одного ствола (например, при распылении 200 кг огнетушащего порошка (ОП) залпом из 10 стволов «Импульс-2М» по сравнению с распылением 200 кг из одного ствола пневмоимпульсного одноствольного модуля на салазках, внедренного еще в 80-е годы в Газпроме и широко применяющегося до настоящего времени в отрядах по ликвидации горящих газовых скважин. При этом дальность распыления при залповом выбросе ОП в 5-6 раз выше (до 100-120 м), чем при распылении из одного ствола (20 м). По сравнению с 5-тонной порошковой машиной ОП-5 залп из 10 стволов ГБПМ «Импульс-2М» позволяет потушить такую же площадь (до 1000 м 2 ), следовательно при залповой импульсной подаче коэффициент полезного использования ОП возрастает в 25 раз.
Гусеничная бронированная пожарная машина на шасси танка «Леопард»
Отработаны также методы многоцелевого защитного воздействия путем управляемого комбинированного распыления различных защитных составов из многоствольных установок, в том числе постановка светотеплозащитных завес заданных размеров, конфигураций и сред, предотвращающих воспламенение и взрывы газовых, паровых и пылевых сред. Отработаны методы создания мощных направленных потоков, способных разрушить и локализовать выбросы активных веществ, а также локализовать активные пыли и аэрозоли на разных по сложности конфигурации поверхностях. Пневмоимпульсные ствольные установки или 9-ствольные 120-мм пирогазогенераторные установки не обеспечивают быстрого и эффективного пожаротушения. В июле 1985 года в г. Йошкар-Ола, в июне 1987 года в г. Балаклея прошли полигонные испытания 10-ствольных установок со стволами из 120-мм минометных труб, с маломощными вышибными зарядами. Эти установки обеспечивали выброс порошка лишь на расстояние до 15 м, создавая низкоскоростное и малоконцентрированное газопорошковое облако, не способное оказать заметного огнетушащего воздействия на горящий полноразмерный штабель.
В мае-июне 1988 года в г. Балаклея на арсенале боеприпасов в были проведены испытания по тушению пяти модельных штабелей тары – ящиков с боеприпасами (размером 12 м по фронту, 6 м в глубину и 3,5 м в высоту) с помощью традиционной пожарной техники: ГПМ-54, трех пожарных машин АПЦ-40, турбореактивной установки АГВТ. Ни одна из этих установок не сумела потушить три горящих штабеля после 8 мин свободного горения. Штабеля полностью сгорели за 20-25 мин. Содержащиеся в них несколько гильз с пороховыми зарядами взорвались на 10-12-й минутах с начала пожара штабеля и были потушены только тогда, когда ящики обрушились и превратились в груду горящих обломков. Такое же неэффективное тушение 4-го штабеля отмечено у одноствольной пневмоимпульсной установки с калибром ствола 300 мм, содержащей 200 кг ОП, и 9-ствольной пирогенераторной установки с калибром стволов 120 мм, содержащей по 15 кг порошка в каждом стволе. Установки состоят на вооружении противофонтанных частей Газпрома (Россия) и Нефтегаза (Украина). Они сложны по конструкции, перезаряжаются не менее чем за 40 мин и распыляют ОП не более чем на 15 м, создавая при этом низкоскоростной и маломощный газопорошковый поток, сбивающий пламя на некоторое время, но не обеспечивающий тушения горящих деревянных поверхностей с высокотемпературной поверхностью.
В августе 1988 года были успешно проведены испытания по тушению трех штабелей размерами 15×6,5×3,5 м двумя 200-мм многоствольными установками, смонтированными на шасси зенитных двухосных лафетов: 25-ствольной откатной и 30-ствольной безоткатной системами импульсного распыления. Тушение двух других штабелей осуществлялось с помощью гидромонитора с интенсивностью подачи воды 80 л/с, работающего от двух пожарных машин с насосами АПЦ-40 и газотурбинной установки АГВТ, распыляющей воду струей посредством газотурбинного двигателя. За 15 сек 25-ствольная откатная установка сделала три залпа из 8; 8 и 9 стволов с расстояния 25 м по штабелю, свободно горевшему 8 мин. Пламя и дым были сбиты полностью с наружной поверхности штабеля. Газопорошковые высокоскоростные вихри проникли внутрь штабеля по межящичным вертикальным и горизонтальным щелям. Во всем объеме штабеля и вокруг него была создана плотная газопорошковая среда типа «колпак» с концентрацией, достаточной для тушения. Плотный “колпак” существовал над штабелем в течение 5-6 мин. За это время был перекрыт доступ кислорода к горящим поверхностям, а огнетушащая газопорошковая среда проникла к горящим поверхностям по межящичным вертикальным и горизонтальным щелям, служившим путями подсоса кислорода к очагу пожара.
Для достижения наибольшего эффекта первый и второй залпы осуществлялись водой из пяти стволов из двух нижних ствольных рядов установки: огнетушащий газоводяной шквал плотно заполнил все пространство зоны горения внутри штабеля и эффективно потушил пожар. При варианте тушения только порошком необходимы дополнительные залпы «шквалом» (вихрем) тонкораспыленной воды или продолжительная подача воды из традиционных ручных или лафетных стволов, так как без достаточно полного охлаждения обугленной древесины не может быть достигнуто окончательное тушение. Например, после двух залпов порошковыми «вихрями» (пыльные «смерчи») и рассеяния образовавшегося газопорошкового облака на штабель потребовалась дополнительно заливка ручным стволом в течение 5-7 мин нескольких малых источников дыма – потенциальных очагов повторного возгорания.
Затем тот же штабель разожгли повторно; время свободного горения – 12 мин. Одновременные залпы из ММ по траекториям, расположенным под прямым углом, по фронту штабеля из 25-ствольной откатной установки и с торца штабеля из 30-ствольной установки позволили сбить огонь и полностью затушить штабель взаимодействующими газоводяными «шквалами». При тушении по той же схеме горизонтально ориентированными порошковыми «смерчами» понадобилась работа пожарного с ручным стволом в течение 2,5 мин. В связи с этим может возникнуть вопрос: зачем нужны порошковые «смерчи», если водяные «шквалы» тушат быстрее и эффективнее, но дальность тушения порошкового «смерча» в 1,5-1,7 раза больше? Для тушения развитого пожара с сильным теплосветоизлучением и высокой вероятностью взрывов сначала с дальней (безопасной) дистанции создается порошковый «вихрь», сбивающий пламя, снижающий тепловое излучение и обеспечивающий подвоз ММ на дистанцию действия водяного «шквала», который быстро осаждает порошковое облако, обеспечивая видимость для последующих прицельных «шквалов» по интенсивно дымящимся, повторно возгорающимся фрагментам штабеля.
Убедительно преимущества импульсного тушения были продемонстрированы в Варвинском районе Черниговской области при тушении высокодебитной газовой скважины с дебитом 1,5·10 6 м 3 и давлением до 150 атм, состоящей из трех струй газа – вертикальной и двух горизонтальных, направленных в диаметрально противоположные стороны. Длина факелов пламени составляла 15-20 м, а максимальный диаметр – до 2,5 м. Сначала скважину с дистанций от 15 до 30 м безуспешно тушили двумя пожарными машинами с насосами и лафетными стволами с интенсивностью подачи до 60 л/с (фирмы «Розенбауэр», Австрия), смонтированными на шасси «КамАЗ», шестью переносными лафетными стволами с интенсивностью подачи воды 20 л/с от двух насосных пожарных машин, обслуживаемыми 25 пожарными, работающими в высокоопасной зоне. За 15 мин интенсивной работы по фонтану было выпущено более 220 т воды, но при этом удалось достичь лишь кратковременного тушения одной струи газа, и только при условии, что по ней было сосредоточено воздействие всех стволов. Однако после переноса подачи воды на другую газовую струю ранее потушенная вновь воспламенялась.
На втором этапе машины «КамАЗ» сменила порошково-пневматическая пожарная машина АП-5 с 5,5 т огнетушащего порошка и лафетным стволом с интенсивностью подачи до 50 л/с и дальностью – до 20 м. АП-5 выбросила весь запас порошка с максимальной интенсивностью подачи за 2 мин при одновременной работе шести переносных лафетных стволов (120 л/с воды суммарно), однако не было достигнуто кратковременное тушение даже одной струи газа. Затем на смену АП-5 вступила в действие газоводяная машина АГВТ-150 с газотурбинными авиационными двигателями, распыляющая до 90 л/с воды в виде мощного газоводяного потока диаметром до 5 м и дальностью подачи до 30 м. При этом, как и в первом случае, было достигнуто временное тушение только одной струи, пока на нее непосредственно воздействовал газоводяной поток. Таким образом, попытки потушить скважину оказались неудачными, несмотря на интенсивную работу 4-6 машин и 25-40 пожарных в опасной зоне в течение 25 мин, подачу более 500 т воды и 5,5 т порошка.
Последняя атака была проведена ГБПМ «Импульс-2М» с дистанции 40 м. Всего лишь одним залпом из 10 стволов, распылением 200 кг ОП в виде мощного газопылевого «вихря» диаметром до 5 м было достигнуто тушение прямым воздействием за 1 сек двух горизонтальных струй газа, а через 3-4 сек – вертикальной струи за счет эффекта эжекции этой струей газопорошкового облака, образовавшегося после тушения двух горизонтальных струй. Во втором и третьем экспериментах все три газовые скважины были потушены одним залпом с прицелом, измененным по вертикали. В четвертом эксперименте первым залпом были потушены горизонтальные скважины, а вторым через 10 сек – вертикальная. Во всех случаях повторных воспламенений не наблюдалось.
Позднее была проведена серия экспериментов по тушению трехструйной скважины залпами из 10 стволов с дистанции 50 м с изменением углов горизонтального и вертикального наведения. Эти эксперименты позволили определить оптимальные параметры подготовки залпов: взаимную расстановку стволов, участвующих в залпах, горизонтальное и вертикальное наведение их при тушении горящего фонтана, расположенного на открытой поверхности.
В объектовых пожарно-спасательных частях МНС Украины находится семь 50-ствольных установок «Импульс-2М» на шасси танка Т-62. Шасси претерпело некоторые изменения: убраны боеукладки для снарядов и патронов, что заметно увеличило свободный объем обитаемого отделения танка и обеспечило возможность быстрой аварийной эвакуации из пораженной горящей машины; полностью сохранена броня, защищающая от снарядов, обрушений и крупных осколков, а также система избыточного давления в обитаемом отделении и фильтры очистки воздуха, что надежно защищало экипаж от токсичных, бактериологических и радиоактивных пылей и аэрозолей. Снятие с танка боеукладок и замена бронированной башни с артиллерийским орудием на многоствольную установку позволили облегчить танк на 3-5 т, что привело к повышению скорости и маневренности машины, а также оснастить ее навесными теплоотражательными экранами из тонких металлических листов, крепящихся на стойках на расстоянии 5-10 см от брони; импульсными системами, охлаждающими броню тонкораспыленной водой снаружи и тушащими возгорания в обитаемом и моторном отсеках.
Стволы многоствольной установки могут заряжаться различными огнетушащими составами – жидкостями, растворами, гелями, порошками и сыпучими материалами. Благодаря этому одна пожарная машина может осуществить впервые полностью автономное комбинированное эффективное тушение различных видов пожаров. Если запасы контейнеров с огнетушащими составами закончились, а компактные распылительные патроны еще есть (в боеукладках для снарядов возможно разместить до 500 патронов – 10 полных залпов, а контейнеры может подвозить только транспортная машина) можно заряжать стволы и эффективно распылять из них различные природные материалы (грунт, грязь, песок, вода любой степени загрязненности, пыль, снег, лед и пр.).
Классы и виды
Согласно ГОСТ Р 58383-2019 пожарные машины на гусеничном ходу по полной массе и компоновке подразделяются на следующие классы:
А так же могут быть:
Технические характеристики
Согласно тому же ГОСТа технические характеристики пожарных машин на гусеничном ходу должны соответствовать следующим значениям:
Наименование параметров, единицы величин | Категория по массе и компоновочной форме | |||||
ЛКМ | СКМ | ТКМ | ||||
однозвенная | двухзвенная | однозвенная | двухзвенная | однозвенная | двухзвенная | |
Полная масса, т | До 8,0 | От 8,0 до 18,0 | Свыше 18,0 | |||
Грузоподъемность, т | До 1,5 | До 2,0 | До 7,0 | До 5,0 | До 12,0 | До 10,0 |
Масса в снаряженном состоянии, т | До 6,0 | До 6,0 | До 11,0 | До 13,0 | До 29,0 | До 31,0 |
Масса буксируемого прицепа, т | До 2,5 | До 4,0 | До 7,0 | До 7,0 | До 15,0 | До 18,0 |
Среднее удельное давление на грунт, МПа | 0,013-0,023 | До 0,049 | 0,020-0,025 | 0,073-0,082 | 0,022-0,030 | |
Максимальная скорость, не менее км/ч | 45 | |||||
Минимальная скорость, не более км/ч | 4 | |||||
Средняя скорость на грунтовых дорогах удовлетворительного состояния, км/ч: | ||||||
без прицепа | 40,0-45,0 | 30,0-35,0 | 40,0-45,0 | 30,0-35,0 | 40,0-45,0 | 25,0-30,0 |
с прицепом | 30,0-35,0 | – | 30,0-35,0 | – | 30,0-35,0 | – |
Дорожный просвет, мм, не менее | 400 | 350 | 400 | 350 | 450 | 350 |
Подъем (спуск), град, не менее: | ||||||
без прицепа | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
с прицепом | 25 | – | 25 | – | 25 | – |
Косогор, град, не менее | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 20 |
Источники: История и перспективы разработки пожарных машин на военных гусеничных и колесных шасси. Захматов В.Д.; ГОСТ Р 58383-2019 Техника пожарная. Пожарные машины на гусеничном ходу. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.