Праздник этимология слова происхождение

ПРАЗДНИК

Смотреть что такое ПРАЗДНИК в других словарях:

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИК

праздник м. 1) День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-л. события (исторического, гражданского или религиозного). 2) Официально установленный общий день или несколько дней отдыха по случаю таких торжеств (противоп.: будни). 3) перен. Веселье, торжество, устраиваемое кем-л. по какому-л. поводу. 4) а) перен. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-л. важным, приятным событием. б) Само такое событие. 5) а) перен. разг. Испытываемое от чего-л. наслаждение, приятное, радостное чувство. б) Источник такого наслаждения, такой радости.

ПРАЗДНИК

праздник м.holiday; церк. (religious) feast; (празднование) a festive occasion это большой праздник (для) — it is a great / grand occasion (for) по слу. смотреть

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИК

является одной из важных форм общественной жизни; он связан с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека. Функции с. смотреть

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИК противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в. смотреть

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИКв архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальн. смотреть

ПРАЗДНИК

ПРАЗДНИК — противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религ. традиции как институционализированное действо, к-рое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере. П. обычно противопостоит не просто будням, но нек-рым «неудачным» отрезкам времени. Цель П. — не только достижение опр. оптимального душевного состояния участвующих в нем людей, но и восстановление опр. среднего уровня этого состояния, сниженного разл. ситуациями, к-рые квалифицируются как отрицательные. Противопоставление П. повседневности довольно точно повторяет противопоставление сакрального профан-ному; характернейшей чертой всякого П. является именно его связь со сферой сакрального. Существование светских П. возможно только в период кризиса веры, и в качестве прообраза такие П. все же всегда имеют соотнесение с сакральной сферой. В любом случае в основе П. лежит некий прецедент, к-рый может подвергаться или не подвергаться сакрализации. Поэтому всякий П. так или иначе соотнесен со временем и, более того, участвует в конституировании самого феномена времени. П. играет важную роль и в конституировании совместного пространства, поскольку пространство культуры, как и ее время, не дано, а создается усилиями особого рода.
Характерная черта П. — его незанятость, «пустота» в смысле отсутствия дел (в рус. и ряде др. языков это выражено особенно отчетливо; ср.: «не-деля», «П.» как нечто «порожнее»). Вместе с тем, эти незанятость и пустота осмысляются как разрывы в течении времени, и в П. времени просто нет, поскольку оно и создается П. Точно так же в П. творится пространство. Такое единое для данной общности пространство-время, однажды созданное, подвержено закону культурной энтропии и требует возобновления создавших его усилий. Этим объясняется значение прецедента для формирования подлинного П. Поэтому П. не может быть создан искусственно. П. всегда повторяет преодоление нек-рой опасности, он всегда сопряжен с риском, с опасением, что повторно овладеть экстремальной ситуацией не удастся.
Без этого осн. переживания содержание П. выхолащивается, и он превращается в обряд, условность по поводу к-рой можно рефлектировать и иронизировать. С др. стороны, отмена того или иного П. всегда сопряжена с опр. условиями. В языч. культурах ни один П. не может быть произвольно отменен по той простой причине, что язычники подвержены страху перед многими богами, с каждым из к-рых связан хотя бы один П. И действительно, ни один языч. праздник не был отменен просто потому, что не мог быть отменен. Это стало возможным лишь тогда, когда на смену страху перед богами пришел страх Божий, а языч. времена и пространства превратились в pax Christi.
Для совр. сознания наиболее характерно отождествление П. с «досугом» или «свободным временем». Разумеется, эти понятия имеют между собой нечто общее, но между ними не меньше и различий. Хотя П. и не занят повседневными делами, он отнюдь не сводится к свободному времени в качестве времени, принадлежащего человеку. Свободным временем человек может распорядиться по своему усмотрению, со временем П. так поступить нельзя. Досуг представляет собой некую добавку к повседневности, он, вообще говоря, является излишеством и даже может быть устранен с не слишком значит, потерями для будней. В сущности, свободное время дает возможность расслабиться и заняться такими делами, делать к-рые нет необходимости, но к-рые доставляют опр. удовольствие. Будучи восприняты слишком серьезно, занятия досуга утрачивают свою прелесть и способность вызывать расслабление. Суть досуга и состоит в удалении от центра существования в качестве центра экзистенциального напряжения личности. Удаленность от этого центра делает досуг «эксцентричным», произвольной игрой, и именно игра является тем, что обще свободному времени и П.
П,, хотя его сердцевину также образует игра, не «эксцентричен», он непосредственно соотнесен с центром существования. Досуг разъединяет, а П., напротив, со
единяет, исцеляет, т.е. делает «целой» раздираемую конфликтами человеч. общность. Именно поэтому П. соотнесен со сферой сакрального, тогда как досуг может быть только светским. П. — это примирение противоположностей, и поэтому он создает хронотоп свободы, в границах к-рого люди освобождаются от принадлежности к одной из односторонних обществ, тенденций. П. позволяет посмотреть на противоположности как на нечто внешнее, и хронотоп, раздробленный столкновением полов, возрастов, личных интересов, языков, рас, богатства и бедности и т.д. исцеляется, т.е. становится единым. В жерновах П. перемалывается все социокультурные различия и противоположности. Поэтому именно П. создает и поддерживает общность. Если даже его целью провозглашается досуг как «праздность», то это всегда совместная праздность.
Гл. задача любого П. — создание и поддержание нек-рого совместного ритма. Благодаря П. люди способны выйти из-под власти слепых стихий и бессознат. природных ритмов. Всякий ритм порождает противоположности, но, с другой стороны, примирение противоположностей возможно также только благодаря ритму, к-рый лишает их самостоятельности и превращает в моменты нек-рого целого. Ритм и П. в качестве узловых моментов времени образуют основу календаря. Если досуг — нек-рое необязат. добавление к будням, то П. — основа существования культуры вообще и, прежде всего, самой повседневности. Календарные ритмы бросают вызов природным ритмам, хотя и могут использовать их в качестве основы. Такое использование всегда означает переосмысление и наполнение новым содержанием. Скажем, в 365 днях календарного года, с которыми соотнесен церковный год, «спрессовано» все время от сотворения мира до его конца.
Поэтому речь должна идти не о П. вообще, а о системе П. Прежде всего, выделяют нек-рый гл. П., к-рому присуща наибольшая сакральная сила, а затем П., соотнесенные с различ. временными циклами, минимальными из к-рых являются сутки. При этом именно гл. П. рассматривается в качестве критического, и именно он понимается как овладение катастрофич. ситуацией. Поэтому гл. П. обычно предшествуют дни печали, траура, поста, дополнит, испытаний. Собственно П. моделирует новое творение, новый хронотоп. «Перемена знаков» во время П., превращения «верха» — в «низ», раба — в господина и т.д. символизируют собой усиление власти хаоса, предшествующее новому творению, и сопряжены с крайним нервным напряжением, находящим разрядку в собственно П. Такая карнавализация довершает дело хаоса и позволяет понять новое творение как чудо. Но чудо всегда сопряжено с отказом и запретом. Эти отказ и запрет не только предшествуют всякому П., но и являются условием его возможности. Описанный тип П. — прообраз всякого перехода к «новому году» в качестве исходной точки нового временного цикла. Это — «день всех дней» в том смысле, что каждый момент созданного т.о. циклич. времени получает свой смысл только благодаря соотнесению с «нулевым» моментом. Совершенно иной смысл приобретает празднование субботы в др.-евр. культуре, что привело к новому пониманию семидневной недели, дни к-рой, в конечном счете, освободились от связи с языч. богами. Но смысл субботы, как П. вообще — также в новом творении. В христианстве седьмым днем недели становится воскресенье, а сам семидневный цикл вписывается в финалистски понимаемое линейное время.
Т.о., в отличие от досуга, П. не является необязат. добавкой к повседневности, а необходимым условием самой возможности этой повседневности. Поэтому П. предшествует будням, а не наоборот. Если же учитывать органич. связь П. с игрой, то можно сказать, что П. — это такая игра, к-рая предшествует и определяет ее. Утрата этого смысла П. идет рука об руку с распадом или разрыхлением межчеловеч. связей и заменой П. произвольно установленными торжествами. Внутренне присущая тоталитарным режимам тенденция к установлению собственных П., гл. особенностью к-рых является вытеснение прежних, в первую очередь, христ. П., выявляет реальную конститутивную роль последних даже в секулярных об-вах. Формирование планетарного единства человечества ставит перед необходимостью новых подходов к созданию совместного хронотопа, к-рый не может обойтись без переосмысления соответствующих механизмов, созданных и отшлифованных в такой существенной институции культуры, как П.
Лит.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубеж. Европы: XIX — начало XX века: Зимние праздники. М., 1973; То же: Конец XIX — начало XX века: Весенние праздники. М., 1978; То же: Летне-осенние праздники. М., 1978; Гуревич А.Я. Категории ср.-век. культуры. М., 1984; Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1986; Элиаде М. Космос и история. М., 1987. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура ср.-вековья и Ренессанса. М., 1990; RosenstockHuessy E. The Rhytm of Pease of Our «Today» // Rosenstock-Huessy E. The Christian Future, Or Modern Outrun. N.Y., 1966; Idem. Soziologie I: Die Ubermacht der Raume. Stutt. 1956; Caseneuve J. Les rites et la condition humaine. P., 1958.
А. И. Пигалев

ПРАЗДНИК

Источник

праздник

Смотреть что такое «праздник» в других словарях:

ПРАЗДНИК — [зн] праздника, м. 1. В религиозном обиходе день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого–н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). Праздник пасхи. Праздник кущей. 2. День торжества в… … Толковый словарь Ушакова

ПРАЗДНИК — противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в… … Энциклопедия культурологии

Праздник — П. Господня существовал уже в IV в., что указывает на ещеболее раннее его происхождение. Св. Елена, мать Константина Вел.,построила на горе Фаворе храм в честь П. господня, разрушенный Саладиномв XIII в. В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и Козьма… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПРАЗДНИК — ПРАЗДНИК, а, муж. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого чего н. Первомай п. весны. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. В день храмового праздника. Престольный п. (в честь… … Толковый словарь Ожегова

ПРАЗДНИК — в архаичной мифопоэтической и религиозной традиции временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в П. и отмечаемый как некое институциализированное (даже… … Энциклопедия мифологии

Праздник — Праздник ♦ Fête Особый момент, часто заранее вписанный в календарь в память о другом, который принято отмечать; первоначально – повод к благоговению, затем – к радостному времяпрепровождению. В наше время последний повод все заметнее… … Философский словарь Спонвиля

Праздник — см. Торжество (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

праздник — праздник. Произносится [празник] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

праздник — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? праздника, чему? празднику, (вижу) что? праздник, чем? праздником, о чём? о празднике; мн. что? праздники, (нет) чего? праздников, чему? праздникам, (вижу) что? праздники, чем? праздниками, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

Источник

Энциклопедия слова ПРАЗДНИК

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 18 имени А.М. Горького»

города Воткинска Удмуртской Республики

Энциклопедия слова ПРАЗДНИК

Тюриков Кирилл Сергеевич

Наумова Татьяна Рудольфовна

Учитель русского языка

Энциклопедия слова Праздник

Русский язык, литература

Информационно-исследовательский, индивидуальный, долгосрочный

Составить энциклопедию слова праздник.

1.Изучить и проанализировать словарные статьи о слове праздник, познакомиться с загадками, пословицами и поговорками.

2.Проследить, как через изучение слова праздник обогащается словарный запас человека.

3.Составить энциклопедию слова праздник

4.Представить результаты исследований в печатной и электронной (презентация) версиях.

Наумова Татьяна Рудольфовна

6 «а» класс школа 18.

Предполагаемый продукт проекта

Энциклопедия слова праздник (брошюра- печатная и электронная версия)

Информационно-исследовательский проект ориентирован на создание энциклопедии словарного слова на основе различных словарей, произведений фольклора, произведений художественной литературы и научных статей. Проект предоставляет возможность для развития навыков по поиску информации, способствует овладению навыков смыслового чтения.

Этапы работы над проектом

1.Выбрал слово праздник.

2.Получил консультацию у учителя.

3.Работал со словарями различных авторов.

4.Искал пословицы и поговорки, частушки, загадки. Произведения русских художников со словом праздник.

5.Собирал всю информацию и добавлял в проект.

Необходимое оборудование и ресурсы

Компьютер, интернет, принтер.

Лексическое значение слова праздник.

Этимологическое значение слова праздник.

Слова синонимы к слову праздник.

Слова антонимы к слову праздник.

Сочетаемость слова праздник с другими словами русского языка.

Употребление эпитетов со словом праздник.

Возможность существования слова рифмы к слову праздник.

Употребление слова праздник во фразеологических оборотах.

Употребление слова праздник в крылатых выражениях.

Слово праздник в русском фольклоре.

Слово праздник в произведениях русской литературы.

Слово праздник в названиях картин русских художников.

Список использованной литературы.

Лексическое значение слова праздник. У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.

1. — день или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного). 2. Официально установленный общий день. (Толковый словарь Ефремовой).

3 — день (дни) торжества, связанного с выдающимся событием, обычаем или общественным деятелем (писателем, учёным, композитором, святым и т.п.). Революционные, церковные. (Толковый словарь Кузнецова)

4. — Это существительное заимствовано из старославянского, где образовано суффиксальным способом от праздьнъ – «праздный», то есть «свободный от работы». (Толковый словарь Крылова).

6. — День Победы, праздник, отмечается ежегодно 9 мая. Установлен в ознаменование победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-45.(Большой энциклопедический словарь).

Этимологическое значение слова праздник.

Слова синонимы к слову праздник.

Вечер; радость; слава; праздничное настроение; фестиваль; торжество; юбилей; елка; веселье; покров; парад; пир; воскресение; празднование; ликование; карнавал; преображение; эйфория; гулянье; именины; масленица; празднество; уик-энд; успение; шабаш; крестины; фиеста; свистопляска; сретение; пятидесятница; гала; гала-праздник; кинопраздник; днюха;; профпраздник; коляда;

Слова антонимы к слову праздник.

Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению (правда — ложь).

Работа; несчастье; печаль; грусть; скука; будни; траур; будень.

Сочетаемость слова праздник с другими словами русского языка.

С прилагательными- большой праздник, настоящий праздник, новогодние праздники, рождественские праздники, великий праздник, семейный праздник, маленький праздник, майские праздники, церковные праздники, религиозные праздники, национальные праздники, веселые праздники, детские праздники.

С существительными-праздник торжества, праздник пасхи, праздник урожая, праздник души, праздник победы, праздник живота, праздник весны, праздник любви, праздник тела, праздник нового года, праздник троицы, праздник цветов.

С глаголами- праздник закончился, праздник продолжался, праздник кончился, праздник удался, праздник начался, праздник прошел, праздник состоялся, праздник получился, праздник приближался, праздник наступил, праздник придет, праздник окончился, праздник завершился, праздники миновали, праздник затянулся.

Употребление эпитетов со словом праздник.

ПРАЗДНИК. Бесподобный, большой, великий, великолепный, веселый, вечный, волнующий, восхитительный, всемирный, всенародный, всеобщий, выдающийся, высокий, высокоторжественный (устар.), грандиозный, грустный, знаменательный, изумительный, исключительный, мрачный, народный, нарядный, настоящий, небывалый, невиданный, неслыханный, общенародный, общий, печальный, победный, помпезный, прекрасный, пышный, радостный, разгульный, светлый, священный, скромный, солнечный, сплошной, тихий, торжественный, унылый, чужой, шумный, яркий. Молодой, широкий, эфемерный. Государственный, двунадесятый, деревенский, детский, домашний, ежегодный, заводской, иллюминированный, институтский, колхозный, международный, музыкальный, национальный, новогодний, октябрьский, пасхальный, первомайский, полковой, престольный, приходской, рабочий, революционный, религиозный, рождественский, семейный, спортивный, традиционный, храмовый, христианский, церковный, цеховой, школьный, юбилейный, языческий и т. п.

Возможность существования слова рифмы к слову праздник.

Употребление слова праздник во фразеологических оборотах.

Будет и на нашей улице праздник

Употребление слова праздник в крылатых выражениях.

Мы чужие на этом празднике жизни (И. Ильф и Е. Петров, «Двенадцать стульев»)

Праздник непослушания (С.В. Михалков, «Праздник непослушания»)

Праздник, который всегда с тобой (Э. Хемингуэй, «Праздник, который всегда с тобой»)

Праздники – те, что происходят в твоей душе!

Будет и на нашей улице праздник.

Если у тебя есть чувство юмора, значит праздник всегда с тобой.

Праздники, спускаемые сверху, долго не живут.

Слово праздник в русском фольклоре.

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Пословицы и поговорки со словом Праздник

Бабам праздник хуже казни.

Бедный и к празднику у соседа отпрашивается.

Без блинов не масленица, а без пирога не праздник.

Когда кошки нет дома, у мышей праздник

Ленивому всегда праздник.

Хорош праздник после трудов праведных.

Царский праздник не наш день, а государев.

Это что за праздник зимний
Нас заждался у ворот?
На ветвях деревьев иней.
Наступает… (Новый год.)

Этот праздник ждет любого —
Простака и гения.
Каждый год встречаем снова
Мы свой… (День рождения.)

Этот праздник — лучший в мире!
Его традиция проста:
Смейся, улыбайся шире
И встречай День… (Дурака.)

В этот день страна привыкла
Не работать никогда,
Хоть мы праздник этот майский
Называем… (День труда.)

Частушки про праздники

Много праздников в России, тяжело перечислять

Но гораздо тяжелее все подряд их отмечать

Сегодня праздник- воскресенье, я красиво наряжусь, кринки на ноги надену, самоваром подвяжусь.

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Слово праздник в произведениях русской литературы.

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Елена Левкиевская «Русские праздники»

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Анна Некрылова «Русские праздники»

Слово ПРАЗДНИК в названиях картин русских художников.

Бороздин Олег «Праздник в Сосновке»

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

А. Пластов «Праздник урожая» 1937 год.

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Исаак Бродский «Праздник конституции» 1930 год.

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Список использованной литературы.

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Ефремовой

Толковый словарь Кузнецовой

Толковый словарь Крылова

Большой энциклопедический словарь

Этимологический словарь Шанского

Этимологический словарь Успенского Л.В.

Содержимое разработки

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Проект Энциклопедия слова Праздник

Руководитель проекта: Наумова Татьяна Рудольфовна

Исполнитель проекта: Тюриков Кирилл

6 «а» класс школа 18.

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Лексическое значение слова праздник.

Этимологическое значение слова праздник.

Слова синонимы к слову праздник.

Слова антонимы к слову праздник.

Сочетаемость слова праздник с другими словами русского языка.

Употребление эпитетов со словом праздник.

Возможность существования слова рифмы к слову праздник.

Употребление слова праздник во фразеологических оборотах.

Употребление слова праздник в крылатых выражениях.

Слово праздник в русском фольклоре.

Частушки про праздники

Но гораздо тяжелее все подряд их отмечать.

Слово ПРАЗДНИК в названиях картин русских художников.

Слово ПРАЗДНИК в названиях картин русских художников.

Источник

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

Праздник этимология слова происхождение. Смотреть фото Праздник этимология слова происхождение. Смотреть картинку Праздник этимология слова происхождение. Картинка про Праздник этимология слова происхождение. Фото Праздник этимология слова происхождение

«ПРАЗДНИК» В РАЗЛИЧНЫХ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ

Мы склонны полагать, что понятие-образ-оценка «праздник» представлено у всех народов, этносов и составляет ключевое звено их мироощущения, картины общественных связей, концептосферы (С.А. Аскольдов-Алексеев, Д.С. Лихачев и др.).

В ментальном мире людей разных народов номинативное поле концепта «праздник» многообразно. «Р.М. Фрумкина предлагает различать ядро и периферию концепта. Ядро – это словарные значения той или иной лексемы (именно материалы толковых словарей предлагают исследователю большие возможности в плане раскрытия содержания концепта, в выявлении специфики его языкового выражения); периферия же – субъективный опыт, различные прагматические составляющие лексемы, коннотации и ассоциации»[4,с. 118].

Согласно В.И. Далю, «праздник» – день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположный – будень; день, празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица» [7].

Дать научное определение празднику – одна из важнейших задач для исследователей. «Удачным решением проблемы может стать семантическая реконструкция значения слова праздник в традиционной культуре» [1, с. 80]. Можно выделить несколько семантических полей. Ядро первого семантического мы определяем с помощью этимологии. По словарю Д.Н. Ушакова «этимология» от греч. etymos – истинный и logos – учение (лингв.). 1. Отдел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Самое происхождение того или иного слова» [8]. Этимология «праздника» как термина довольно интересна. Слово «праздник» пришло из старославянского языка и образовано от прилагательного праздьнъ (праздный), что означает «праздничный». Значение праздный – «свободный от работы, не занятый делами». Но следует различать слова праздничный и праздный. Поскольку старославянизму праздный соотносится русское слово порожний, что значит «пустой». Интересно, что праздной называли также небеременную женщину, считая ее тоже «пустой», «незанято» [1, с. 80].

Как происхождение терминов, так и толкование их значений, которые дают нам современные словари и энциклопедии, вполне определенно указывают на то, что мы имеем дело со сложным, тысячелетия существующим в различных формах явлением, характерным для жизни как древних, так и современных обществ [2, с. 44].

Существуют разные типы праздников. Условно праздники можно разделить на государственные, национальные, религиозные и народные. По мнению Д.Б. Бурменской, все они в большей или меньшей степени характеризуются общими чертами: свободным временем, отсутствием трудовой деятельности, осуществляемой в будничные дни, отдыхом, радостью, пиршеством, весельем, определенным ритуалом, танцем, приемом и более или менее добровольным согласием в принятии участия в праздничной деятельности [2, с. 44]. Согласно М.Д. Алексеевскому, «основными составляющими праздника являются, как очевидно из семантической реконструкции, ритуальное застолье с гостеванием и обильной выпивкой, безделье, отказ от работы» [1, с. 81]. Одна из главных функции праздника – развлекательная. Во все времена массовые гуляния сопровождались ритуальными плясками и пениями, и отвлечением от повседневных хлопот. Например, в России самым пышным и любимым праздником является Новый год. Встрече Нового Года россияне уделяют большое внимание и празднуют его особенно шумно. Главный атрибут этого праздника – елка, которую наряжают за несколько дней до начала праздника. Празднование начинается 31 декабря вечером с застолья и раздачи подарков. Стол украшает традиционный салат «оливье». Обязательный напиток для взрослых членов семьи – шампанское, открытие его под бой курантов, а также фейерверки и салют – признаки наступления нового года. Таким образом, мы определяем праздник как время, когда нет работы, отдых, застолье, обмен подарками. Но как отмечает Алексеевский М.Д. «не любое безделье с застольем может считаться праздником «…», то есть в народной культуре невозможен праздник без повода» [1, с. 81].

Несмотря на то, что эти два праздника носят разные названия, суть их схожа. Лексемы различных языков, представляющие концепт «праздник», не являются этимологически родственными в силу того, что эти языки типологически, генеалогически и культурно различны. Однако мы можем наблюдать сходство в проявлении значения «праздник».

Центральной лексемой, представляющий концепт «праздник» в русском языке является лексема «праздник», в турецком – «bayram». И данное понятие занимает важное, значимое место в нашем сознании. «Тогда концепты – это как бы «сгустки национально-культурных смыслов», «ячейки культуры», по словам Ю.С. Степанова. Изучение их помогает выявить особенности мировосприятия народа, представить концептуальную и национальную картины мира.

Разные языки не идентичны, у каждого свои особенности отражения действительности. Исследователи показали, что и разные языки отражают мир по-разному не только из-за различий в содержании общественного исторического опыта, но и из-за различий самого объекта отражения. По этим причинам у носителей разных языков обнаруживаются различия в объемах некоторых понятий, из-за чего возникают разные смыслы суждений (внешне одних и тех же). В итоге перед нами обнаруживаются национальные системы, различающиеся обычаями, ритуалами, этикетом и др.» [4, с. 125].

Алексеевский, М.Д. К семантике слова праздник в традиционной культуре Русского Севера // Русская диалектная этимология. Материалы IV Международной научной конференции. Екатеринбург, 22-24 октября 2002 года. Екатеринбург, 2002. – С. 80-82.

Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику. Учебное пособие Электронный ресурс: http://ka4.ru/web/479986/496000-497000

Маслова, В.А., Современные направления в лингвистике: учеб. Пособие для студ. Высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272с.

Пивоев, В. М. Философия культуры. Учебное пособие для вузов. 4-е изд. –М.: Директ-Медиа. 2013. – 429с.

Семкина, Н.А. «Концепты и их связи в тексте» с. 106-114. Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования: Сб. науч. тр./ под ред. Л.А. Манерко; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2002. – 236с.

Толковый словарь В.И. Даля. Электронный ресурс: http://www.slovopedia.com/3/221/852581.html.

Толковый словарь живого великорусского языка Д.Н. Ушакова. Электронный ресурс: http://v-dal.ru/word_s-97407.html.

Örnekleriyle tğrkçe sözlük.1 AE. Milli Eğitim Basımevi. İstanbul, 2000. – 884с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *