Праздники девы марии православные
Введение во храм Пресвятой Богородицы: когда празднуют, традиции и приметы
Православная церковь отмечает в начале декабря великий христианский праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы.
С Введением во храм Пресвятой Богородицы — земной матери Иисуса Христа — связаны определенные традиции и приметы. Когда православные христиане отмечают этот праздник и что нельзя делать на Введение, выяснили НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
Когда отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы?
Согласно новому стилю Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечают 4 декабря (21 ноября — по старому стилю). Это один из 12 наиболее значимых церковных праздников, не считая Пасхи, который длится пять дней. Праздник считается монашеским. Он символизирует всецелое служение Богу и прославляет Богородицу.
История и значение праздника
Земная жизнь Богородицы окутана тайной. Однако некоторые сведения все же дошли до наших дней. Иоаким и Анна, родители Богородицы, долго молились о ребенке. Позже на свет появилась Мария (Дева Мария, Богородица). С 3 до 12 лет она жила при храме в Иерусалиме, где изучала Священное писание. Затем Марии предстояло покинуть храм и выйти замуж, но девушка не стала этого делать, признавшись, что хочет посвятить жизнь Богу.
Священники молились, чтобы Всевышний указал на верный путь для Марии. Спустившийся на Землю ангел попросил собрать неженатых мужчин «колена Иудова из дома Давидова», чтобы Бог указал на хранителя девушки. Собравшиеся принесли с собой посохи, один из которых расцвел. Трость принадлежала плотнику-вдовцу Иосифу, за которого впоследствии и выдали замуж Марию.
Какие традиции и приметы связаны с Введением?
Женщины особенно почитают Введение. Считается, что в эти дни им покровительствует особая сила. По традиции на Введение принято ходить в гости. Хозяева дома с замиранием сердца ждут стука в двери. Ведь от того, кто первым переступит порог дома, зависит, насколько удачливым окажется предстоящий год. Если первым войдет мужчина, владельцам дома нечего опасаться. Если женщина — быть беде.
Согласно приметам, на Введение нельзя копать землю. Тем, кто нарушит это правило, урожая не видать. Введение — это «ворота» зимы. Если ударил мороз, значит предстоящие праздники будут холодными. Если церковные колокола звучат звонко — это к морозу. Глухой звук свидетельствует о скором снегопаде. Как относится православная церковь к таким приметам, НЕВСКИЕ НОВОСТИ выяснили у диакона, попечителя благотворительного фонда «Свет», экс-футболиста клуба «Зенит» Юрия Роденкова.
«Еще на Введение я где-то слышал про такие народные приметы, что пышные пиршества могут перерасти в большие семейные неприятности. Да и в долг лучше не давать. Могу сказать, что эти приметы в такой день, да и в любой другой не имеют ничего общего с духовной жизнью и жизнью церкви. Когда человек находит Христа и живет настоящей, стабильной духовной жизнью, то у него все с Божьей помощью правильно выстраивается, и вопрос о приметах отпадает сам собой», — отметил Роденков.
Введение приходится на Рождественский (Филиппов) пост. Верующим разрешено есть рыбу. НЕВСКИЕ НОВОСТИ ранее писали, как правильно питаться в пост, который продлится до 6 января. На Введение блюда из рыбы готовят даже в трапезных при монастырях, рассказал Юрий Роденков. В этот праздник верующим разрешается выпить немного сухого вина. Пользуясь случаем, диакон Юрий Роденков поздравил православных христиан с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Дни празднества Пресвятой Богородице в честь ее чудотворных икон, чтимых православною церковью, по месяцам и дням всего года, с указанием времени их явления или перенесения в Россию
Январь
11.01. Елецкая
Елецкая икона находится в городе Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя Смоленской Богоматери. Икона явилась в 1060 году 19 и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими. Список с чудотворной иконы находится в г. Ельце.
11.01. Египетская
Явление этой иконы, издавна почитаемой чудотворною, последовало в 1060 году.
12.01. Млекопитательница
Икона сия находится на Афоне, в церкви при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю. Первоначально эта икона находилась в лавре Саввы Освящённого, в 18 верстах от Иерусалима. Святой основатель единственной лавры на Востоке при кончине своей предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва, и что чудотворная икона Богородицы – Млекопитательница – будет дарована ему от лавры в благословение. Святой Савва мирно перешёл ко Господу в VI веке. Его предсказание исполнилось более чем через шесть веков: в XIII веке прибыл в Палестину св. Савва Сербский; ему было передано пророческое завещание св. Саввы Освящённого, и лавра благословила его иконою Богоматери-Млекопитательницы. Возвращаясь в Сербию, св. Савва передал её в собственность своего Хилендарского монастыря. Замечательно, что, вопреки общему обыкновению, сия святая икона была поставлена св. Саввою местного в иконостасе не по левую сторону царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляется икона или Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери. Чудотворный образ находится в «Типикарнице» св. Саввы Сербского в Карее.
12.01. Акафистная- Хилендарская
Чудотворная икона в Хилендарском соборном иконостасе получила название Акафистной, потому что пред нею читан был акафист во время пожара в 1837 г. – и она осталась невредимою.
12.01. Попская
21.01. Закланная
Икона сия стоит в Хилендарском соборе при колонне левого клироса. Некогда иерей-еретик объявил себя православным и поступил в Хилендар с недобрым намерением, но был наказан; в крестном ходу он нёс эту икону и нечаянно утонул. С этого времени крестные ходы совершаются всегда с этою иконою, и носят её непременно иереи, оттого она и названа сербами Попскою.
21.01 Отрада, или Утешение, Ватопедская 21
Икона, называемая Отрада, или Утешение, находится на Афоне в Благовещенском храме Ватопедского монастыря, устроенного в царствование Константина Великого. Близ сего монастыря, в 395 году, во время сильной бури упал из корабля в море царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, и волною был сброшен в разъярённое море. Все были в ужасе, думая, что он погиб. Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь. Утомившись от продолжительных поисков, спутники Аркадия случайно подошли к
21.01 Отрада, или Утешение, Ватопедская
одному из прибрежных кустарников и увидели под тенью его измокшего, но спокойно спавшего царевича. Проснувшись, он сам рассказал о своём чудесном избавлении от погибели заступничеством Божией Матери. От этого и произошло название Ватопед, т. е. куст отрока. Император Феодосий, в память избавления сына своего, распространил и обогатил монастырь. Алтарь соборного храма устроен на том месте, где найден царевич. На освящение этого храма приехал сам Аркадий с патриархом Константинопольским Нектарием.
Чудотворная икона Божией Матери Отрада, или Утешение, находится в стенной нише при правом клиросе, в приделе, посвящённом Её имени. Лицо Богоматери выражает сострадательную любовь; взор Её дышит кротостью и милосердием. Не таково лицо Божественного Младенца:
оно грозно; движение гнева заметно во всех чертах; взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе сохраняется следующее сказание.
В 807 году, 21 января, шайка разбойников подступила к Св. Горе Афонской с намерением на рассвете дня, как только растворятся врата Ватопедского монастыря, ворваться внутрь, избить монахов и разграбить монастырское богатство. Разбойники, выступив к вечеру на берег, укрылись к утру в прилежащих к монастырю кустарниках. Но надзирательница Святой Горы, Пресвятая Богородица, не допустила совершиться злодейскому замыслу безбожников.
На следующий день, по отходе утрени, когда все братья разошлись по своим кельям на временный отдых, настоятель сего монастыря, оставшись в церкви, занялся совершением своего утреннего правила. Вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские, разгоните разбойников». Смутился игумен и устремил глаза свои на икону Богоматери, и тогда открылось ему поразительное чудо: он видит, что лик Богоматери оживился, равно как и у Младенца на Её руках.
Предвечный Младенец, простёрши свою десницу и закрывая Ею уста Своей Божественной Матери, обратил на Неё лицо Своё и сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына и Господа, уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников».
Поражённый ужасом игумен тогда же собрал всю братию, пересказал им случившееся, и слова Божией Матери к нему, и самые слова Господа Иисуса, произнесённые к Ней. Все заметили с крайним изумлением, что лица Богоматери и Господа Иисуса и вообще очертание этой иконы сделались в другом положении против прежнего своего вида, и все прославили заступление и промысл о них Пресвятой Богородицы и Её ради милующего их Господа. Они поспешили на монастырские стены и отразили нападение разбойнической шайки.
С той поры и по сие время Ватопедская икона Богоматери известна под именем Отрада (или Утешение) и положение лиц Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, в каком оно сделалось при троекратном голосе, слышанном игуменом, т. е. Божественная Мать, уклоняясь лицом вправо от простёртой десницы Предвечного Младенца, старается отвлечь Её от уст своих, чтобы свободно пересказать предстоящую опасность Своим избранным.
В память этого чудесного охранения обители пред Ватопедского иконою горит неугасаемая лампада и большая свеча. С давних времён в Ватопеде соблюдается обычай совершать пострижение в монахи всех братий в этом только приделе и ежедневно тут же петь молебен.
21.01. Одигитрия Ксенофская
Одигитрия на Афоне в Ксенофской обители. Эта чудотворная икона с незапамятных времён находилась прежде в Ватопедском монастыре; но в 1730 году при запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители делали об иконе разыскания и услышали, что икона их находится в Ксенофской обители. Они немедленно послали туда, принесли икону и поставили её на место, приняв все меры предосторожности. Несмотря на это, икона опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где пребывает и доныне. Икона сия находится в соборном храме при колонне левого клироса. В России находится много чудотворных икон, именуемых Одигитрия.
25.01. Утоли моя печали*
Чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Утоли моя печали, находится в Москве в церкви Святителя Николая, что на Пупышах. В Москву принесена эта икона казаками в 1640 году, во времена царя Алексея Михайловича. В церкви Николая Чудотворца хранились
25.01. Утоли моя печали 22
письменные свидетельства о чудотворениях иконы, но после чумы в 1771 году все были истреблены огнём. Предание сохранило память о первом прославлении иконы, бывшем во второй половине XVII в. Чудотворная сила сей иконы открылась по следующему событию: одна госпожа знатного рода, жившая далеко от Москвы, давно уже страдала страшным расслаблением всего организма; помощь врачей оказалась бессильною, чтобы облегчить эти страдания; истощались её силы, и постепенно она была доведена до предсмертного томления. В этом беспомощном состоянии она лежала без сознания, и однажды явился ей в видении образ Божией Матери, от которого она услышала голос: «Вели везти себя в Москву; там, на Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ Божией Матери Утоли моя печали; молись пред ним – и получишь исцеление». Видение кончилось. Больная, все время бывшая без сознания, очнулась и, почувствовав в себе новую жизнь, рассказала домашним о своём видении и велела везти себя в Москву, а из них никто никогда не бывал в Москве. Добравшись до Москвы, отыскали и Пупышево и внесли больную в церковь Николая Чудотворца. Больная осмотрела все иконы, но не нашла той, которая являлась ей в видении. Сопровождавшие больную рассказали священнику о всем случившемся с нею. Тогда священник приказал причётникам принести с колокольни все там находившиеся иконы Пресвятой Богородицы. Когда внесли икону Утоли моя печали, то она оказалась до того покрытою пылью, что с трудом можно было разглядеть лик Богородицы, но больная, давно уже от слабости не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами, вдруг вскрикнула: «Она! Она!» – и перекрестилась, а когда после молебна приложилась к иконе, то почувствовала в себе столько силы, что встала на ноги и без всякой помощи вышла из церкви и вернулась домой совершенно здоровою. Это чудо совершилось 25 января, и с того времени в этот день совершается празднество иконы Божией Матери Утоли моя печали.
В Москве находятся ещё четыре свято чтимые иконы Утоли моя печали, точные снимки с чудотворной: 1) в церкви св. Иоанна Крестителя на Покровке; 2) в церкви св. апостолов Петра и Павла в Басманной; 3) в церкви св. Тихона Амафунтского у Арбатских ворот и 4) в церкви Преподобного Сергия, что в Рогожской; благодатная икона Утоли моя печали в серебряной позлащённой ризе, богато украшенной драгоценными камнями. Пред сею иконою по воскресным дням совершаются молебны с акафистом Божией Матери Утоли моя печали.
В Санкт-Петербурге, в храме Вознесения Господня, находится верный снимок с чудотворной иконы Утоли моя печали. Сия древняя икона привезена из Москвы в 1765 г. 25 сентября купцом Роговиковым. Длина иконы 1 аршин 8 вершков; ширина 1 аршин 5 вершков. Риза на ней серебряная, позлащённая, украшенная драгоценными камнями. Икона поставлена в особо устроенном серебряном киоте и помещается в приделе, посвящённом Пресвятой Богородице. Образу Утоли моя печали оказывается особенное чествование: кроме молебных пений пред ним в церкви, православные нередко принимают его в свои дома. Верующие прибегают к Царице Небесной Утоли моя печали во множестве и по вере получают исцеление и утешение.
В Одрине-Николаевском монастыре Орловской епархии славится чудотворениями икона Утоли моя печали, принесённая в дар монастырю графом Н. Б. Самойловым.
В Бершадском мужском монастыре Подольской епархии находится свято чтимая икона Утоли моя печали.
В Покровском монастыре в Шклове Могилёвской епархии также икона Утоли моя печали славится чудотворениями.
Изображение этой иконы представляет Божию Матерь держащею Предвечного Младенца правою рукою; левую же она приложила к своей главе, несколько склонённой набок. Спаситель держит пред собою развёрнутый свиток.
«Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли; Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушавши; Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево. яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти, радуйся, радосте наша! Избави нас от всякого зла и утоли наша печали! Облегчи, Владычице, болезнь, утиши бурю злых нападений, Пречистая, отыми бремя грехов моих, Преблагая, и утоли печали моя, сокрушающия сердце!»
Жители г. Тотьмы Вологодской губернии оказывали благоговение к своему святому старцу, преподобному Феодосию, помогали ему своими средствами устроить монастырь и написали челобитную к царю Иоанну Грозному о дозволении старцу Феодосию построить в их городе монастырь, и просьба их была удовлетворена: Ростовский архиепископ Никандр в 1554 году выдал прп. Феодосию грамоту на построение храма и все потребное на освящение его; а игумен Прилуцкого монастыря благословил его иконою Божией Матери на успешное устройство новой обители. Эта икона прославилась многими чудотворениями и известна под именем Тотемской-Суморинской, так называемой по фамилии преподобного Феодосия – Суморин. Мощи его почивают в главном Вознесенском храме основанного им монастыря, в богатой серебряной раке. Перед ракой, в киоте, находится благодатная икона Божией Матери, именуемая Спасо-Суморинскою. Замечательно, что многим больным, по их молитвам, преп. Феодосий являлся держащим сию святую икону в руках.
Время [явления икон] указывается приблизительно, по случаю разноречия в опРед.елениях разными источниками.
Экклесиарх – настоятель церкви, монастыря. – Ред.
Фресковая копия чудотворного образа в приделе Ватопедского собора приводится по изданию: Кондаков, 1910, с. 166 – Ред..
Ныне находится в церкви Николая Чудотворца в Кузнецах – Ред..
Источник: ΙSΒΝ 978-5-91459-006-9. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон. Сост. София Снессорева. — М.: Терирем, 2010. — 640 с. УДК 271.22-526.62. ББК 86.372
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Богородичные праздники
Богородичные праздники – праздники ряда христианских церквей, установленные в честь Пресвятой Богородицы.
Содержание
Происхождение
Почитание различных дней памяти, связанных с именем Девы Марии начинается уже в ранней церкви. Большое влияние на их формирование по причине отсутствия в канонических Евангелиях подробностей её земной жизни оказали апокрифические евангелия детства, особенно Протоевангелие Иакова. Также влияние на формирование Богородичных праздников оказало почитание мест, связываемых верующими с её земной жизнью (например, со II века почиталось место Благовещения в Назарете, ещё до Первого Вселенского собора почитали гробницу Богородицы в Иерусалиме).
Особе развитие Богородичные праздники получают после IV века когда Рождество Христово начинают отмечать 25 декабря. Древнейшие проповеди на этот праздник (Зенона Веронского, Максима Туринского, папы Льва I и др.) прославляют Деву Марию, а впоследствии на следующий день после праздника Рождества Христова на востоке был установлен праздник Собора Пресвятой Богородицы (празднование закреплено на Шестом Вселенском соборе).
Первыми собственно Богородичными праздниками являются Благовещение (празднование установлено в IV веке) и Успение (с конца VI века). Рождество Богородицы стали праздновать с VII века, а Введение Богородицы во Храм с VIII века.
Православная церковь
В число Богородичных праздников в Православной церкви входят:
Название праздника | Изображение | Дата празднования [1] | Статус праздника | Песнопение | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рождество Пресвятой Богородицы |
Название праздника | Изображение | Дата празднования | Статус праздника | Песнопение |
---|---|---|---|---|
Торжество Пресвятой Богородицы | ||||
Персоналии | Святой Иоаким и Святая Анна • Праведная Елисавета • Иосиф Обручник • Иисус Христос • Иоанн Богослов | |||
Места и предметы | Иерусалим • Дом Иоакима и Анны • Второй Храм • Назарет • Дом Богородицы в Лорето • Город Иудин • Источник Девы Марии • Вифлеем • Пещера Рождества • Молочная пещера • Матария • Эль-Минья • Кана Галилейская • Дом Богородицы в Эфесе • Дом Иоанна Богослова • Гробница Богородицы • Риза Богородицы • Пояс Пресвятой Богородицы • Удел Богородицы | |||
Иконография | Православная • Католическая • Иконография жития Богородицы | |||
Догматы и праздники | Богородичные праздники • Непорочное зачатие Девы Марии • Похвала Пресвятой Богородицы • Покров Пресвятой Богородицы • Собор Пресвятой Богородицы • Пресвятая Дева Мария, королева Польши | |||
Молитвы | Аве Мария • Песнь Пресвятой Богородице • Богородичные антифоны • Достойно есть • О Тебе радуется • Розарий • Литания Пресвятой Деве Марии • Агни Парфене |
Полезное
Смотреть что такое «Богородичные праздники» в других словарях:
БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ — Б. п., дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери. Начало почитания различных событий из жизни Богородицы прослеживается уже в древности. Большое значение для установления литургического почитания Богородицы имели … Православная энциклопедия
Богородичные праздники — Богор одичные пр аздники … Русский орфографический словарь
Праздники Русской православной церкви — Большинство Праздников Русской Православной Церкви общие с другими Церквями, но есть и особенные, например Покров Пресвятой Богородицы или Собор всех святых в земле Российской просиявших. Подразделяются по значимости празднуемого события и… … Википедия
Богородичные антифоны — (или Мариины антифоны) в Римско католической церкви особые песнопения в честь Девы Марии, исполняемые в конце богослужений Литургии часов. До литургических реформ, бывших в середине XX века, эти антифоны пелись в конце каждой службы… … Википедия
Праздники Господни — так как сам Бог благоволил ознаменовать некоторые дни особенными событиями и благодеяниями к роду человеческому, то с самых первых времен дни эти особенно возвышаются пред другими, требуя для себя особенного освящения. В В. Зав.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Праздники Православной церкви — В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница). Праздничный календарь Правосл. церкви… … Религии народов современной России
Праздники — (Лев.23:2 и др. ). В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом. Важнейшие из них следующие: а) Суббота по выражению раввинов, царица праздников; установлено праздновать субботу потому, что Бог в шесть дней сотворил … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ) Оклад Евангелия с изображением праздников. Сербия. Нач. XVI в. (МСПЦ)[дванадесятые] [греч. Ϫωδεκάορτον], 12 праздников, в правосл. традиции считающихся наиболее важными после… … Православная энциклопедия
- Работник украл инструмент что делать
- Очищающие салфетки для кожи автомобиля