Пучинная карточка для чего
Пучинная карточка для чего
§ 9. Содержание пути на пучинистых участках
Характер появления пучин на пути. Пучинистые неровности пути бывают односторонние (под одной рельсовой нитью) или двусторонние. Различают также пучины прямые и перекосные в зависимости от того, расположен горб под обеими рельсовыми нитями поперек пути или под углом к оси пути.
Выравнивать рельсовые нити в продольном профиле в небольших пределах при раздельном скреплении типа К можно укладкой прокладок между рельсом и подкладкой. Если же величина искажения профиля настолько велика, что этого недостаточно, а также три скреплениях, не позволяющих регулировать положение рельсов по высоте, неровности рельсовых нитей уполаживают укладкой между путевой металлической подкладкой и шпалой деревянных пучинных подкладок разной толщины. Исправление пути зимой подбивкой не делают, так как балластный слой находится в замерзшем состоянии.
Различают балластные и грунтовые пучины.
Балластные пучины, имеющие обычно высоту не более 25 мм, появляются в первой половине зимы при замерзании балластного слоя; высота их в дальнейшем не увеличивается.
Грунтовые пучины появляются во второй половине зимы, и высота их постепенно растет до тех пор, пока увеличивается глубина промерзания грунта.
Вследствие роста пучин плавные отводы от них приходится устраивать в течение зимы несколько раз. Аналогично этому и при осадке пучин приходится неоднократно исправлять путь, чтобы поддерживать требуемую плавность продольного профиля рельсовых нитей.
Пучинные материалы. К пучинным материалам относятся указанные выше деревянные подкладки, удлиненные костыли и временные (инвентарные) карточки, которые заводят под путевую подкладку при наддернутых костылях для устройства временного отвода при необходимости пропустить поезд по месту работ на пучинистых местах.
В зависимости от высоты подъема рельсовой нити над шпалой применяются пучинные подкладки в виде карточек, башмаков и коротких полусквозных и сквозных нашпальников.
Размеры пучинных карточек соответствуют размерам металлических подкладок, а башмаков и нашпальников зависят от типа рельсов (табл. 6).
Таблица 6. Размеры пучинных подкладок в мм
Для ускорения устройства временного отвода при рельсах Р50 и Р65 допускается укладка в путь временных подкладок, состоящих из двух частей (рис. 28, в). Такие карточки заводят под путевые подкладки одновременно с обеих сторон рельса лишь с небольшим наддергиванием двух основных костылей и расшивкой третьего основного и пришивочных.
Домой на автобусе с Альбертом Эйнштейном | Омнибус-Авто линк
Способы исправления пути на пучинах
Лабораторная работа № 5
Исправление пути на пучинах.
Пучиной считается местное интенсивное нарастание искажения положения пути в продольном профиле, возникающее в результате пучения промерзающих грунтов земляного полотна и балластного слоя и проявляющееся на пути в виде горбов, впадин и перепадов.
Участки пути, где в зимнее время появляются пучинные горбы, отводы от которых устраиваются укладкой пучинных подкладок, должны быть для этого заблаговременно (до замерзания балласта) подготовлены: сменены негодные и подтесанные шпалы, костыли, изломанные металлические подкладки, подрезан балласт под подошвой рельса.
Способы исправления пути на пучинах
При росте и спаде пучин исправление пути производят, как правило, устройством отводов от пучинных горбов укладкой пучинных подкладок. К недостаткам такого способа можно отнести: большое количество используемых пучинных подкладок, сокращение срока службы шпал, на которые укладываются такие подкладки, большую трудоемкость работ. Поэтому на участках коротких грунтовых пучин, имеющих устойчивый из года в год характер и расположенных на прямых, разрешается применять комбинированный способ, заключающийся в сочетании подбивки шпал с укладкой пучинных подкладок. Его суть в следующем. Осенью, перед замерзанием балласта и грунта, путем подрезки балласта под шпалами в зоне ожидаемого пучинного горба рельсошпальную решетку опускают на величину, равную высоте горба, и на шпалы укладывают пучинные подкладки соответствующей толщины. Зимой по мере роста пучинного горба уложенные осенью пучинные подкладки постепенно заменяют более тонкими и в конце роста пучины их совсем удаляют. Весной, по мере оседания пучинного горба, подкладки вновь укладывают и в последствии постепенно заменяют на более толстые. После полной осадки пучины и оттаивания балласта пучинные подкладки снимают и путь выправляют подбивкой шпал.
При осадке пучин могут применяться два способа исправления пути: способ постепенного понижения отметок головки рельса и способ их повышения (наращивания). Первый способ является основным, а второй применяется только как исключение при высоких пучинных горбах короткого протяжения.
При способе понижения отметок головки рельса исправление пути на пучинах производят постепенным опусканием рельсов за счет замены пучинных подкладок на подкладки меньшей толщины (рис. 1, а).
При способе повышения отметок головки рельса исправление пути производят подъемкой просевших мест пучинного горба за счет укладки на шпалы пучинных подкладок (рис. 1, 6).
На пучинах с несколькими смежными горбами может применяться комбинированный способ, при котором над горбом наибольшей высоты исправляют путь уменьшением его отметок (заменой лежащих пучинных подкладок на подкладки меньшей толщины), а на отдельных просадках на отводах от горба исправляют путь способом наращивания его отметок укладкой пучинных подкладок (рис. 1, в).
=Самоучитель путейца= Исправление пути на пучинах
1. Определите высоту пучинного горба, длину отводов, толщину необходимых пучинных карточек.
2. Оградите место работ: а) при высоте горба Н до 10 мм — сигналы «С» без снижения скорости; б) при П = 10-25 мм — сигналы уменьшения скорости (40 км/ч); при Н = 25-50 мм — сигналы уменьшения скорости (25 км/ч); при Н больше 50 мм — сигналы остановки, а при отсутствии сигналов — пропускать поезда со скоростью 25 км/ч.
3. Расшейте обшивочные и третьи основные костыли, опробуйте остальные, негодные замените.
4. Подготовьте места для вывешивания рельса. Разложите подобранные карточки и пластинки-закрепители.
5. Наддерните основные костыли на трех шпалах до места укладки 1-й карточки и на шести впереди.
7. Сдвиньте подкладку. Удалите с нее грязь и лед. Зачистите верхнюю постель шпалы, антисептируйте ее, поставьте пластинки-закрепители.
6. Расшейте все костыли на шпале, где укладываете карточку, и вывесите рельс.
8. Уложите карточку и подкладку, совместив их отверстия.
9. Опустите рельс, зашейте подкладку двумя костылями, не осаживая их до конца. Добейте костыли на третьей шпале сзади, поддержите на седьмой впереди и повторите цикл.
10. Постоянно контролируйте положение пути по уровню, шаблону и в плане.
11. После выправки участка зашейте третьи основные и обшивочные костыли. После обкатки добейте все костыли.
12. Уберите негодные карточки, костыли, щепу. Снимите сигналы ограждения.
Исправление пути на пучинах
В зимний период происходят процессы морозного пучения избыточно увлажненного пучинистого грунта, что сопровождается местными пучинистыми неровностями, преимущественно в виде горбов (рис. 8.37) в продольном профиле с большой крутизной отводов, недопустимой для рельсовых нитей по нормам текущего содержания. Пучинные горбы могут иметь одинаковые искажения по высоте и длине на обеих рельсовых нитях (прямые пучины), неодинаковые по высоте (косые пучины), неодинаковые по высоте и длине (перекосные), а также быть односторонними (с искажением одной нитки).
При появлении пучинных горбов необходимо исправление пути на пучинах (ИПП): уположение рельсовых нитей укладкой пучинных подкладок на шпалы до нормативных уклонов, отводов, приведенных в табл. 8.62, в зависимости от скоростей движения поездов. Для высоких скоростей движения требуются более плавные отводы. Поскольку процесс пучения и рост пучинных горбов продолжается в течение зимы, то и работы по ИПП с устройством плавных отводов выполняются неоднократно при росте пучин, а весной при оттаивании грунтов земляного полотна при спаде пучин.
Отводы от пучинных горбов (по двум рельсовым нитям) устраиваются на участках со скоростями движения поездов более 100 км/ч линейными, как показано на рис. 8.38, а, при скоростях движения поездов менее 100 км/ч — линейно-ломанными с выделением у вершины горба в обе стороны элементов длиной 5 м с уположенной крутизной, как показано на рис. 8.38, б.
Между концами отводов двух смежных пучинных горбов устраивается разделительная площадка параллельно элементу продольного профиля длиной не менее 10 м (рис. 8.39, а). При меньшей длине разделительной площадки пучинные подкладки следует укладывать на всем протяжении между пучинными горбами (рис. 8.39, б) с соблюдением уклонов, указанных в табл. 8.62. Конец отвода от пучинного горба должен располагаться на расстоянии не менее 10 м от перелома продольного профиля пути; при несоблюдении этого условия устраивается участок длиной не менее 10 м со средним уклоном между двумя смежными, что обеспечивается укладкой пучинных подкладок.
При исправлении пути с пучинами на стрелочном переводе в пределах рамных рельсов и крестовины устраивается площадка; на протяжении переводной кривой, а также перед рамными рельсами и за крестовиной отводы устраиваются с уклонами согласно указанным в табл. 8.62.
На участках с костыльным скреплением для ИПП применяются пучинные подкладки (рис. 8.40), которые подразделяются на карточки, башмаки, короткие, полусквозные и сквозные нашпальни-ки, изготовляемые из дерева, полимерных и других материалов (табл. 8.63). Пучинные подкладки прикрепляются к шпалам костылями нормальной длины (0,165 м), пучинными удлиненными (0,205; 0,230; 0,255; 0,280 м), шурупами (длиной 0,200; 0,250 м). Все подкладки имеют круглые отверстия для костылей и шурупов диаметром 25 мм.
На одном конце шпалы разрешается укладывать не более двух пучинных подкладок (трех — при временных отводах). Порядок применения пучинных подкладок приведен в табл. 8.64. При исправлении односторонних пучин вместо сквозных нашпальников применяют полусквозные. Для стрелочных переводов в пределах рамных рельсов и крестовин пучинные подкладки изготовляются по размерам стрелочных подкладок, под которыми они укладываются. При пропуске поезда по месту работ для устройства временных отводов применяются составные (инвентарные) карточки. На рис. 8.41 показаны регулировочные прокладки и инвентарные карточки (составные и цельные для разных типов рельсов) и их крепление на деревянных и железобетонных шпалах, а также шаблон-угольник, который служит для измерения пучинных подкладок, и металлический клин для закрепления вывешенного рельса. Пучинные подкладки хранятся и доставляются на место работ в специальных ящиках с секциями для подкладок разной толщины.
На участок пути с железобетонными шпалами при раздельном скреплении типа КБ возможность исправления пути на пучинах ограничивается суммарной допустимой толщиной прокладок для укладки под подошву рельса: 14 мм с учетом прокладки-амортизатора. При высоком пучинном горбе снижается установленная скорость движения поездов и исправление пути возможно (в крайнем случае) с устройством отводов на деревянных шпалах, укладываемых (в пределах пучинного горба) между железобетонными шпалами.
Способы исправления пути на пучинах и организация работ имеют особенности в зависимости от периода пучинообразования: в зимний период — при росте пучинного горба, в весенний — при спаде пучин; в зависимости от величины пучинных горбов высотой до 10 мм, 11 — 25, 26 — 50, более 50 мм.
При росте пучинного горба укладка или замена пучинных подкладок производится от вершины пучинного горба к концу отвода; при осадке пучинного горба — от конца отвода к вершине горба. При высоте горба до 50 мм, а также при снятии или укладке пучинных подкладок на ранее уложенный отвод, от пучинного горба устраивается отвод сначала по одной рельсовой нити с одной стороны горба, затем по другой рельсовой нити с той же стороны горба, и аналогично устраивается отвод с другой стороны горба. Если высота горба по обеим нитям разная (косая пучина), то на прямом участке сначала устраивается отвод по рельсовой нити с большей высотой горба, а затем вторая нить исправляется по уровню.
На кривых участках при росте пучины путь сначала выправляется по наружной нити с соблюдением возвышения, а затем — по внутренней. При спаде пучины пучинные подкладки снимаются сначала по внутренней нити, а затем по наружной.
При высоте пучинного горба более 50 мм на прямых и кривых участках пути и в тех случаях, когда в кривой при неравномерном росте и спаде пучин внутренняя нить оказывается выше наружной или возвышение — больше допустимого, работы по ИПП выполняются одновременно по обеим нитям.
На переходной кривой при ИПП крутизна отводов возвышения наружной рельсовой нити должна соответствовать значениям, установленным Инструкцией по текущему содержанию пути.
Для снижения расхода подкладок, сохранения срока службы шпал, сокращающегося от многочисленных перешивок, и уменьшения затрат труда на участках с короткими пучинными горбами, которые устойчиво проявляются на одном и том же месте, допускается применять комбинированный способ. Для этого осенью подрезается балласт под шпалами в зоне ожидаемого пучинного горба и на шпалы (под металлические подкладки) укладываются пучинные подкладки по высоте горба. Зимой по мере роста пучинного горба ранее уложенные подкладки заменяются на более тонкие. Весной по мере оседания пучинного горба вместо тонких укладываются более толстые подкладки, а после осадки пучины и оттаивания балласта подкладки снимаются и производится выправка пути.
При осадке пучин применяются два основных способа: постепенное опускание (понижение отметок головки рельса) и наращивание (повышение отметок рельсов). При способе понижения (основной способ) отметки головки рельса понижаются при постепенном опускании рельса в процессе замены пучинных подкладок, лежащих в пути, на более тонкие (рис. 8.42, а). При способе повышения отметок головки рельса ИПП производится (рис. 8.42, 6) наращиванием просевших мест пучинного горба укладкой пучинных подкладок (карточек). На пучинах с несколькими смежными пучинными искажениями может применяться комбинированный способ, при котором наибольший по высоте пучинный горб исправляют способом опускания, а отдельные промежуточные неровности способом наращивания с укладкой пучинных подкладок (рис. 8.42, в).
Имеются разработки способов исправления пути на пучинах по криволинейным отводам, что при допустимой величине непогашенного ускорения для подвижного состава позволяет уменьшить длину отводов на 15—20 %. На пути снимается продольный профиль пучинного горба, толщина пучинных подкладок для обоих концов каждой шпалы определяется по лекалу или вычисляется на компьютере.
Измерительные работы при исправлении пути на пучинах — определение высоты пучинных горбов, длины отводов от них, толщины пучинных подкладок — выполняются с помощью визирок (рис. 8.43), оптического прибора ПРП, с применением визирного прибора ВОГ.
Технология измерительных работ натурным способом на пути с применением прибора ПРП приведена на рис. 8.44.
Определение высоты пучинного горба проводится в следующем порядке:
— по одной рельсовой нитке, на которой пучинная неровность визуально имеет большую высоту и длину, намечают точки за пределами пучинного горба, где на пути нет неравномерного пучения (рис. 8.44, а)\
— в этих точках по обе стороны пучинного горба вертикально (по круглому уровню) устанавливают зрительную трубу и рабочую рейку ПРП;
— зрительную трубу опускают вниз до упора, визирную ось наводят на горизонтальную диагональ верхней марки рабочей рейки;
— измерительную рейку (или линейку) устанавливают вертикально на вершине горба и по ее вертикальной шкале берут отсчет О2 (в мм), величина которого равна высоте пучинного горба hг=02.
При высоте пучинного горба более 50 мм (рис. 8.44, б) необходимо удлинять нижнюю шкалу измерительной рейки или приподнимать зрительную трубу на некоторую величину (определяется по шкале стойки трубы). В том случае высота горба будет равна сумме отсчета по шкале измерительной рейки 02 и величине а, на которую поднята зрительная труба hг=02 + а.
Определение длины элементов отвода l2 выполняется с учетом необходимой крутизны отводов i1 (на l1 отвода равной 5 м) и l2 (на l2 остальной части отвода) и измеренной высоты пучинного горба h1. Длина отвода (с одной стороны горба) вычисляется для участков со скоростями движения поездов до 100 км/ч по формуле:
Технические требования к исправлению пути на пучинах
Пучиной считается местное интенсивное нарастание искажения положения пути в продольном профиле, возникающее в результате пучения промерзающих грунтов земляного полотна и балластного слоя и проявляющееся на пути в виде горбов, впадин и перепадов.
Участки пути, где в зимнее время появляются пучинные горбы, отводы от которых устраиваются укладкой пучинных подкладок, должны быть для этого заблаговременно (до замерзания балласта) подготовлены: сменены негодные и подтесанные шпалы, костыли, изломанные металлические подкладки, подрезан балласт под подошвой рельса.
Отводы от пучинных горбов (по двум нитям) должны устраиваться по схемам, приведенным на рис. 4.1, и иметь уклоны не круче приведенных в табл. 4.1.
|
Рис. 4.1. Схемы устройства отводов от пучинного горба на участках со скоростями движения поездов до 100 км/ч (а) и более 100 км/ч (б) |
Таблица 4.1. Уклоны отводов, устраиваемых при исправлении пути на пучинах
Скорости движения поездов, км/ч | Уклоны отводов, %о, на расстоянии от вершины пучинного горба в обе стороны, м | ||
до 5 (i1) | более 5 (i2) | на всем протяжении (i3) | |
До 60 | — | ||
61-80 | 1,5 | 2,5 | — |
81-100 | — | ||
101-120 | — | — | 0,8 |
121-140 | — | — | 0,7 |
Между концами отводов двух смежных пучинных горбов должна устраиваться разделительная площадка параллельно элементу профиля пути длиной не менее 10м; при меньшей длине разделительной площадки пучинные подкладки должны укладываться на всем протяжении между горбами с соблюдением уклонов, указанных в табл. 4.1 (рис. 4.2). Конец отвода от пучинного горба должен располагаться на расстоянии не менее 10 м от перелома профиля; если это условие нельзя соблюсти, устраивается участок со средним уклоном между двумя основными смежными уклонами длиной не менее 10 м (рис. 4.3).
При исправлении пучины на стрелочном переводе в пределах рамных рельсов и крестовины устраивается площадка: на протяжении переводной кривой, а также перед рамными рельсами и за крестовиной, отводы устраиваются с уклоном, соответствующим табл. 4.1.
При исправлении пучин высотой до 50мм, а также при снятии или укладке пучинных карточек на ранее уложенные башмаки или нашпальники, отвод от пучинного горба устраивается сначала по одной рельсовой нити и с одной стороны горба, затем по другой рельсовой нити с той же стороны горба; после этого аналогичным образом устраивается отвод с другой стороны горба; при этом если высота горба по одной и другой рельсовым нитям разная, то на прямом участке вначале устраивают отвод по рельсовой нити с большей высотой горба, после чего вторую нить ставят по уровню. На кривых участках порядок устройства отводов зависит от того, нарастает пучина или спадает: при росте пучины сначала выправляют путь по наружной нити с соблюдением возвышения, а затем по внутренней; при спаде пучины снимают пучинные подкладки сначала по внутренней нити, а затем по наружной.
При высоте горба более 50мм на прямых и кривых участках пути, а также в том случае, если в кривой в результате неравномерного роста или спада пучин внутренняя нить оказалась выше наружной или возвышение стало больше максимально допустимого, работы по выправке пучин необходимо вести одновременно по обеим нитям.
При исправлении пучинистого места на переходной кривой крутизна отводов возвышения наружной рельсовой нити должна соответствовать значениям, установленным Инструкцией по текущему содержанию пути.
Порядок ограждения места производства работ по исправлению пути на пучинах и скорости движения поездов по месту работ устанавливаются в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.
Перед пропуском поезда по месту работ временные отводы устраивают с помощью составных (инвентарных) карточек (рис. 4.4), укладываемых под металлические подкладки; при этом уклон отвода должен быть не круче следующих значений при скоростях движения, км/ч:
Во всех случаях перед пропуском поезда по месту работ путь должен соответствовать следующим требованиям: рельсы на каждом конце шпалы должны быть прикреплены не менее чем двумя костылями (при необходимости пучинными) и плотно прилегать к подкладкам; все ранее наддернутые костыли должны быть добиты, клеммные болты довернуты, отводы должны быть установленной крутизны, путь не должен иметь перекосов по уровню и углов в плане, превышающих нормативные значения для данных условий эксплуатации.
Прикрепление к шпалам пучинных подкладок производится костылями нормальной длины (165 мм) и удлиненными пучинными (202, 230,255, 280 мм), а также шурупами длиной 200,250мм. Для исправления пути на пучинах на участках с костыльным скреплением применяют пучинные подкладки, подразделяемые на карточки, башмаки, короткие, полусквозные и сквозные нашпальники, изготовляемые из дерева, полимерных или других материалов, утвержденных МПС (табл. 4.2, 4.3).
Таблица 4.2. Размеры пучинных подкладок
Наименование пучинных подкладок | Ширина и длина пучинных подкладок, мм, при рельсах типа | Толщина пучинных подкладок, мм | |||
Р43 | Р50 | Р65 | Р75 | ||
Карточки | 1б0х* | 170х* | 170х* | 170х* | 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 15; 20; 25 |
Башмаки | 160х350 | 170х350 | 170х400 | 170х400 | 25; 30; 40; 50 |
Короткие нашпальники | 160х450 | 170х450 | 170х500 | 170х500 | 50; 60; 70; 80; 90 |
Полусквозные нашпальники | 160х800 | 170х800 | 170х800 | 170х800 | 50; 60; 70; 80; 90; 100; 110 |
Сквозные нашпальники | 160х2400 | 170х2400 | 170х2400 | 170х2400 | 50; 60; 70; 80; 90; 100; 110 |
* Размер по длине подкладок соответствующих типов. |
Таблица 4.3. Порядок применения пучинных подкладок
Суммарная толщина укладываемых пучинных подкладок, мм | План пути | Применяемые пучинные подкладки | Применение нашпальников | Длина костылей, мм | |
для пришивки рельсов и подкладок (основные и дополнительные костыли) | для пришивки сквозных и полусквозных нашпальников | дм обшивки наружных концов башмаков и коротких нашпальников | |||
15 и менее | Прямые и кривые | Карточки | Не укладываются | — | — |
От 15 до 25 включительно | Прямые и кривые радиусом 350 м и более | « | Тоже | — | — |
Кривые радиусом менее 350 м | « | « | — | — | |
От 25 до 50 включительно | Прямые и кривые | Башмаки и карточки | « | — | |
От 50 до 75 включительно | Прямые и кривые радиусом 1500 м и более | Короткие нашпальники и карточки | Короткие нашпальники укладываются на каждой шпале | ||
Кривые радиусом менее 1500 м | Короткие и сквозные нашпальники и карточки | Сквозные нашпальники укладываются на каждой стыковой и каждой пятой шпале. На остальных шпалах укладываются короткие нашпальники | |||
Oт 75 до 90 включительно | Прямые и кривые радиусом 1500 м и более | Короткие и сквозные нашпальники и карточки | Сквозные нашпальники укладываются на каждой стыковой и каждой четвертой шпале. На остальных шпалах укладываются короткие нашпальники | ||
Кривые радиусом менее 1500 м | Короткие и сквозные нашпальники и карточки | Сквозные нашпальники укладываются на каждой стыковой и каждой третьей шпале. На остальных шпалах укладываются короткие нашпальники | |||
Более 90 | Прямые и кривые | Сквозные нашпальники | Сквозные нашпальники укладываются на каждой шпале | — | |
Примечание. При исправлении односторонних пучин, когда укладка сквозных нашпальников невозможна, вместо них применяют полусквозные нашпальники. |
Все пучинные подкладки должны иметь отверстия для костылей и шурупов диаметром 25 мм.
Для стрелочных переводов в пределах рамных рельсов и крестовин пучинные подкладки изготовляют по размерам стрелочных подкладок, под которые они укладываются.
Измерение толщины укладываемых и снимаемых пучинных подкладок производится с помощью шаблона-угольника (рис. 4.5).
|
Рис. 4.5. Шаблон-угольник для измерения толщины пучинной подкладки |
Пучинные подкладки хранятся в специальных ящиках с секциями для подкладок разной толщины и в них же доставляются на место работ.
На участках пути с железобетонными шпалами и раздельном скреплении типа КБ возможность выправки пути на пучинах ограничивается суммарной допускаемой толщиной прокладок, укладываемых под подошву рельса (14 мм с учетом прокладки-амортизатора).
При большей высоте пучины должна уменьшаться установленная скорость движения поездов и при экономическом обосновании отвод от пучины может быть устроен за счет подкладок на деревянных шпалах, уложенных в месте пучины между железобетонными шпалами.