Пул в бильярде что это значит
Пул бильярд. Правила игры в американский бильярд
Американский пул
Точной даты возникновения бильярда точно пока неизвестно, но в Европу он попал в XV веке. Через 4 века появился сам вид игры бильярд – американский пул. Изначально столы ставили в местах приема ставок, как правило на ипподромах.
Так что такое pool? Слово pool походит от английского значения «pool room» (комната ставок). Такое словосочетание очень сильно привязалось к местному населению, так и появилось название американского бильярда. На протяжении XIX века не было стандартов игры. Майкл Фелан установил и запатентовал размеры, правила современного вида бильярда в пул. Так возник пул в бильярде.
Остается вопрос: что такое пул? Это отдельно существующий вид игры бильярд. Американский пул, как и русский, снукер, карамболь, имеет свои стандарты и правила. Очень часто его путают с «американкой» в русской пирамиде, но это совершенно разные игры. Рекомендуется для новичков, он проще чем остальные виды бильярда.
Основным отличием от русского, является:
Игра в американский пул приносит свое, незабываемое чувство удовольствия, азарта. Это не зависит от вида пула в бильярде:
Правила игры в американский бильярд
Существуют основные стандарты бильярдного оборудования, одобрены ассоциацией.
Кроме основных позиций по оборудованию, имеются еще общие положения о правилах для всех видов американского бильярда:
Как играть в американский бильярд?
Новички задаются вопросом: как играть в пул? Американский бильярд поинтересней, чем пирамида, но возникают проблемы в начинаниях. Разберем, как играть в американский бильярд.
Для игры в пул необходим девятифутовый стол, кий и комплект шаров для американского бильярда. Комплект разделен на группы. Первая имеет белый окрас с цветной полосой, вторая – из полностью цветных шаров. Этот разделение на категории не спроста. Каждый игрок будет играть своим цветом. Какую группу он будет забивать, определяется первым забитым шаром. Предположим, первый игрок разбил пирамиду и шар с цветной полосой закатился в лузу. Его группа с цветной полосой, а соперника цветная. Основная цель игры американского пула, забить в лузы шары своей группы и в завершении закатить «восьмерку». Кто это сделал раньше тот и победил.
Вернемся к вопросам: как играть в пул и как расставлять шары в пуле? Сколько разновидностей игры в пул, столько видов расстановки. Разберем самый простой вид игры: Пул – 8.
Американский пул очень прост для освоения и отлично подойдет для новичка.
Пул – 8
Перед разбивкой пирамиды нужно определить кто будет бить первым. Для этого используют раскат. После разбивки пирамиды или удара второго игрока, определяется категория шаров для участников. Когда во время разбивки, закатили «восьмерку», шар снова выставляют на игровое поле, а соперник начинает свой ход. При падении битка в лузу, засчитывают фол. Второй игрок, выбирает место на поле, для удара.
Одним из важнейшим правилом игры в бильярд восьмерка, является заказные удары. Игрок должен, перед ударом, озвучить шар и лузу, в которую он целится. При невыполнении заказа, игру начинает уже соперник. При очевидных ударах, заказ не делается.
В пул 8, важно не задевать битком категорию шаров оппонента, до касания своего. Это примут за нарушение правил.
В правилах игры в бильярд pool 8 есть возможность заказать «отыгрыш». Это делается из стратегических соображений, чтобы создать оппоненту в максимальное невыгодное положение. Отыгрыш возникает, когда игрок не может закрыть партию одной серией.
Когда на столе не осталось своих шаров, необходимо заказать лузу для «восьмерки». Если заказ не выполнен, это считается проигрышем.
При нарушении правил:
Бывают моменты, что во время удара были нарушены правила: не сыграл заказной шар или до удара был объявлен «отыгрыш». Такие ситуации в правила американского бильярда 8, принято называть неправильно сыгранными шарами. Их не выставляют на поле, после нарушения.
Никто не застрахован от вылета прицельного шара за пределы бильярдного стола. Его выставляют на игровое поле, согласно правилам и ход переходит сопернику. Если вылетела «восьмерка», то партия проиграна.
Судья может объявить о патовой ситуации. Она возникает, когда игроки нарушают правила, не стремясь заканчивать игру. В таком случае, партия начинается сначала.
Правила Пул – 9
Еще одна популярная разновидность американского бильярда — пул 9. В ней необходимо сначала битком забить шар с наименьшим номером, затем забивать любой другой. Игра считается завершенной, когда игрок забил «девятку», как последний последней. Правила очень похожи с пул 8, но частично различны.
Поражением в пул Черный шар является если случайно или специально был забит черный шар, когда на столе остались шары своей категории, или намеренно нарушает и бьет по неправильному шару.
Пул в бильярде что это значит
Настоящие правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей пула.
1. БИЛЬЯРДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с использованием пуловских столов, шаров и оборудования, отвечающих стандартам Всемирной ассоциации пула или BCA.
2. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
При расстановке шаров должен использоваться треугольник, а передний шар должен располагаться на задней отметке. Все остальные шары должны быть выстроены за передним и плотно прижаты друг к другу.
4. ПРОМАХ ПО ЛУЗЕ.
Если игрок промахивается при правильном ударе, то есть, не забивает прицельный шар, то его серия заканчивается, и в игру вступает соперник.
9. СЫГРАННЫЕ ШАРЫ.
Шар считается сыгранным (забитым), если в результате правильного удара он падает в лузу. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается несыгранным.
10. ПОЛОЖЕНИЕ ШАРОВ.
Положение шара определяется положением его нижней точки (или центра).
11. КАСАНИЕ ПОЛА.
При выполнении удара, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола, в противном случае налагается штраф.
13. ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА.
Удар считается завершенным лишь после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.
15. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ВСЕХ НАРУШЕНИЙ.
Хотя в конкретных бильярдных играх за одно и то же нарушение могут налагаться различные штрафы, для всех нарушений справедливо следующее общее правило: (1) право удара переходит к сопернику, (2) ни один забитый шар не засчитывается, и (3) любой шар (шары) выставляются лишь в том случае, если это предусмотрено правилами конкретной игры.
18. ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ.
Если при ударе биток падает в лузу, то объявляется фол.
19. ЗАПРЕТ КАСАНИЯ ШАРОВ.
За касание во время игры любого прицельного шара или битка телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. налагается штраф. Касаться битка можно лишь наклейкой кия при выполнении правильного удара.
21. ЗАПРЕТ ТОЛЧКА.
Если игрок проталкивает биток вперед, затягивая время контакта наклейки кия с битком несоразмерно ударно-маховому движению, то налагается штраф.
24. ОДНОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРАВИЛ.
Если при выполнении удара нарушено сразу несколько правил, то игрок наказывается одним фолом, при этом налагается самый строгий штраф, предусмотренный за самое грубое из совершенных при ударе нарушений.
26. ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ.
Если согласно правилам какой-либо конкретной игры необходимо выставить один или несколько шаров, то после завершения удара они располагаются на продольной линии следующим образом: шар с наименьшим номером ставят на заднюю отметку, а остальные в порядке возрастания номеров располагают друг за другом в направлении заднего борта. Если же находящиеся на столе шары не позволяют в точности выполнить указанное требование, то выставляемые шары располагают на продольной линии как можно ближе к задней отметке вплотную к мешающим прицельным шарам, не сдвигая их. Если мешает биток, то выставляемые шары располагают как можно ближе к нему, но не вплотную.
В случае если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении продольной линии перед задней отметкой (между задней отметкой и центром) как можно ближе к ней, при этом шар с наименьшим номером должен находиться спереди, а остальные в порядке возрастания номеров располагаются друг за другом в сторону задней отметки.
27. ШАРЫ, УПАВШИЕ ВМЕСТЕ С СЫГРАННЫМ.
Если при выполнении правильного удара наряду с сыгранным в лузы падают и другие прицельные шары, то они засчитываются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.
30. ВСТУПЛЕНИЕ В ИГРУ СОПЕРНИКА.
Если игрок не смог правильно забить шар в лузу или же нарушил правила, то в игру вступает соперник. Если правила не нарушены, то соперник принимает сложившуюся на столе позицию.
31. ШАР НА БОРТУ.
Удар по прицельному шару, расположенному вплотную к борту, должен завершиться (1) падением одного из прицельных шаров в лузу или (2) доведением битка до борта, или (3) доведением данного прицельного шара до другого борта (с которым он первоначально не находился в контакте), либо (4) доведением до борта другого прицельного шара.
Невыполнение хотя бы одного из этих четырех требований влечет за собой фол.
Факт касания прицельным шаром борта должен быть засвидетельствован судьей или одним из игроков, о чем должно быть объявлено до удара.
32. УСТАНОВКА БИТКА.
При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара.
33. ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ИГРУ СОПЕРНИКА.
Если игрок отвлекает своего соперника или вмешивается в его игру, то это рассматривается как нарушение. Вмешательством считается нанесение удара вне очереди, а также смещение любого шара во время игры соперника.
ПУЛ Восьмерка (8-Ball)
При игре в «Восьмерку» следует руководствоваться «Общими правилами пула», а также нижеследующими правилами:
7. ВЫБОР ГРУППЫ ШАРОВ.
Разбитие не дает права выбора полосатых или сплошных шаров, даже если шары и той и другой группы оказались после разбития в лузах. После разбития стол всегда остается открытым. Выбор группы шаров производится лишь после того, как игрок при выполнении правильного удара (после разбития) положит заказанный шар в лузу.
10. ВЕДЕНИЕ ИГРЫ.
Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается правильно и в соответствии с заказом забивать шары своей группы. Забив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку.
11. ИГРА С РУКИ.
Если игрок нарушил правила, то вступающий в игру соперник играет с руки. Это означает, что он может расположить биток в любом месте стола. Данное правило удерживает игроков от совершения умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара.
12. НЕПРАВИЛЬНО СЫГРАННЫЕ ШАРЫ.
Прицельный шар считается неправильно сыгранным, если (1) при выполнении удара нарушены правила, или (2) не сыгран заказанный шар, или (3) до удара объявлен отыгрыш. Неправильно сыгранные шары остаются в лузах.
13. ВЫСКАКИВАНИЕ ЗА БОРТ ПРИЦЕЛЬНЫХ ШАРОВ.
Выскакивание за борт какого-либо прицельного шара является нарушением, и право удара переходит к сопернику. Если же за борт вылетает восьмерка, то партия считается проигранной. Все выскочившие прицельные шары выставляются согласно «Общим правилам пула».
14. ИГРА ПО ВОСЬМЕРКЕ.
Если при игре по восьмерке произошло падение битка в лузу или совершено нарушение, не сопровождающееся падением в лузу или выскакиванием за борт восьмерки, то поражение не засчитывается. Вступающий в игру соперник играет с руки.
15. ЗАЧТЕНИЕ ПОРАЖЕНИЯ.
Игроку засчитывается поражение, если он совершает одно из следующих нарушений:
— восьмерка забита с нарушением правил;
— восьмерка и последний шар своей группы забиты при выполнении одного удара;
— во время игры восьмерка выскочила за борт;
— восьмерка забита не в заказанную лузу;
— восьмерка забита до того, как сыграны все шары своей группы.
16. ПАТОВАЯ ПОЗИЦИЯ.
Если каждый из игроков три раза подряд (итого 6 раз) по очереди нарушает правила, не стремясь (по мнению судьи) к победе в партии, так как это может привести к неминуемому поражению, то игра считается «патовой». После этого шары расставляют заново, и партия переигрывается.
ПРИМЕЧАНИЕ. При игре в \»Восьмерку\» за три нарушения подряд, совершенные одним игроком, поражение не засчитывается.
ПУЛ Девятка (9-Ball)
При игре в «Девятку» следует руководствоваться «Общими правилами пула», а также нижеследующими правилами:
1. ЦЕЛЬ ИГРЫ.
«Девятка» играется битком и девятью прицельными шарами с номерами от единицы до девяти. При любом ударе биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером, однако шары не обязательно забивать по порядку номеров. Если при правильном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок остается у стола и продолжает игру до тех пор, пока не совершит промах, нарушит правила или одержит победу, положив в лузу девятку. Вступая в игру после промаха, партнер принимает сложившуюся на столе позицию, однако после совершения его соперником какого-либо нарушения правил он имеет право играть с руки, установив биток в любом месте стола.
Объявлять заказ не требуется. Матч заканчивается после того, как один из игроков выиграет заданное число партий.
4. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИГРЫ.
При выполнении удара, непосредственно следующего за начальным, игрок имеет право на «пуш-аут». Если игрок при выполнении правильного начального удара положил в лузу хотя бы один прицельный шар, то он продолжает игру до промаха, нарушения или победы в партии. Если игрок промахивается или совершает нарушение, то вступающий в игру соперник начинает свою серию и в свою очередь продолжает игру до промаха, нарушения или победы. Игра заканчивается, если при правильном ударе забита девятка или если одному из игроков засчитывается поражение за серьезное нарушение правил.
7. ПРОМАХ ПО ОЧЕРЕДНОМУ ШАРУ.
Удар считается неправильным, если первое касание битка произошло с шаром, номер которого не является наименьшим на столе.
8. НЕДОВЕДЕНИЕ ДО БОРТА.
Удар считается неправильным, если ни один из прицельных шаров не забит в лузу, а после касания прицельного шара ни биток, ни какой-либо из прицельных шаров не доведен до борта.
10. ВЫСКОЧИВШИЕ ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ.
Незабитый шар считается выскочившим, если он остановился где угодно, но не на игровой поверхности стола. Выскакивание за борт прицельного шара считается нарушением. Выскочившие прицельные шары не выставляются (за исключением девятки), и игра продолжается.
11. ТРИ НАРУШЕНИЯ ПОДРЯД.
Если игрок нарушает правила три раза подряд при выполнении трех последовательных ударов (без промежуточных правильных ударов), то ему засчитывается поражение в партии. Три нарушения должны быть совершены в одной партии. Между вторым и третьим нарушением должно последовать предупреждение.
13. ПАРТИЯ.
Партия начинается после того, как биток при выполнении начального удара пересекает переднюю линию. При этом необходимо попасть по единице. Партия завершается после того, как в результате правильного удара забита девятка, а также, если одному из игроков засчитано поражение.
ПУЛ 14.1 с продолжением или Прямой пул (14.1 Continuous)
При игре в «14.1 с продолжением» следует руководствоваться «Общими правилами пула», а также нижеследующими правилами:
2. КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ.
Двое (или две команды).
3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ.
Стандартный набор прицельных шаров с номерами от 1 до 15 плюс биток.
4. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
Стандартная треугольная пирамида с передним шаром (вершиной) на задней отметке, единицей справа и пятеркой слева. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.
5. ВЕДЕНИЕ СЧЕТА.
За каждый правильно забитый шар игроку засчитывается одно очко.
6. РАЗБИТИЕ.
При выполнении разбития игрок должен либо (1) положить заказанный шар в назначенную лузу, либо (2) после касания пирамиды довести до борта биток и, по крайней мере, два каких-либо прицельных шара. Невыполнение хотя бы одного из указанных требований рассматривается как неправильное разбитие. За каждое неправильное разбитие игроку списывают два очка. Кроме того, его соперник имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию, либо (2) предложить своему партнеру после расстановки шаров повторно произвести разбитие. Так продолжается до тех пор, пока не будет произведено правильное разбитие или же пока соперник не примет позицию на столе. На неправильное разбитие не распространяется правило трех нарушений подряд.
Если же при выполнении указанных выше двух требовании к правильному разбитию падает в лузу или вылетает за борт биток, то игрок за совершенное нарушение (фол) штрафуется на одно очко, и, кроме того, начинает действовать правило трех последовательных нарушений. Вступающий в игру соперник играет с руки или дома, при этом все прицельные шары остаются на своих местах.
Биток располагается | |||
В месте установки пирамиды | Не в месте установки пирамиды и не на передней отметке | На передней отметке* | |
15-ый шар располагается: В месте установки пирамиды | 15-ый шар: на заднюю отметку Биток: в дом | 15-ый шар: на переднюю отметку Биток: на месте | 15-ый шар: на центральную отметку Биток: на месте |
15-ый шар располагается: В лузе | 15-ый шар: на заднюю отметку Биток: в дом | 15-ый шар: на заднюю отметку Биток: на месте | 15-ый шар: на заднюю отметку Биток: на месте |
15-ый шар располагается: В доме, но не на передней отметке | 15-ый шар: на заднюю отметку Биток: на переднюю отметку | ||
15-ый шар располагается: Не в доме и не в месте установки пирамиды | 15-ый шар: на месте Биток: в дом | ||
15-ый шар располагается: На передней отметке* | 15-ый шар: на месте Биток: на центральную отметку |
* То есть, мешает выставлению шара на передней отметке.
8. НЕПРАВИЛЬНО ЗАБИТЫЕ ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ.
Все выставляются. Штраф не налагается.
9. ВЫСКОЧИВШИЕ ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ.
Выставляются после полной остановки всех остальных шаров. Штраф налагается.
10. ПАДЕНИЕ В ЛУЗУ ИЛИ ВЫСКАКИВАНИЕ ЗА БОРТ БИТКА.
Вступающий в игру партнер играет с руки из-за передней линии. Исключение составляет случай, когда нарушены правила игры 7.2 или 7.5, или же вступило в силу правило трех последовательных нарушений, которые предусматривают иные последствия.
11. ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ.
За каждый фол вычитается одно очко.
ПРИМЕЧАНИЕ. Более строгие штрафы налагаются за умышленные нарушения (см. правило 7.5), а также за третье нарушение подряд (см. ниже). Вступающий в игру принимает сложившуюся на столе позицию, за исключением случаев, когда биток вылетает за борт или падает в лузу, а также, если совершено умышленное или третье нарушение подряд.
12. ТРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯ.
Если игрок совершает нарушение, то, помимо вычитания одного штрафного очка (или более), судья открывает счет фолам. Если при своем следующем подходе к столу игрок успешно забивает в лузу заказанный шар или выполняет правильный отыгрыш, то фол аннулируется. В противном случае он наказывается еще одним штрафным очком и в протоколе делается соответствующая отметка о том, что за игроком числится уже два фола подряд. Если же после этого при своем следующем подходе к столу игрок не сможет забить заказанный шар в лузу или выполнить правильный отыгрыш, то на него налагается штраф в размере пятнадцати очков. При совершении третьего нарушения подряд все числящиеся за игроком фолы автоматически аннулируются.
После этого все шары расставляют заново, и оштрафованный игрок производит разбитие согласно приведенным выше правилам для начального удара.
Следует подчеркнуть, что три последовательных нарушения должны быть совершены в трех последовательных игровых подходах к столу, а не просто в трех последовательных сериях. Например, игрок заканчивает фолом свою серию №6, совершает нарушения при выполнении первого удара серии №7 (таким образом, за ним числится два фола подряд), а затем успешно начинает серию №8, правильно забив заказанный шар, но при следующем ударе этой серии роняет биток в лузу. В этом случае, несмотря на то, что он совершил нарушения в каждой из трех последовательных серий, за ним не числится три нарушения подряд. Числившиеся за игроком два фола подряд были аннулированы сразу же после того, как он правильно забил шар в первом ударе серии №8. Конечно, при следующем подходе к столу для выполнения серии №9 за игроком остается один фол.
Бильярд под прицелом. Американский пул. Восьмёрка
Сегодня захотелось немного отойти от изначального плана писать про малоизвестные игры, и написать про достаточно известные. Подобных постов не нашёл, а вот людей, периодически упоминающих в комментах под постами бильярдной тематики о том, что не до конца разбираются в вопросе, предостаточно. Так что буду чередовать. Данный пост адресован, в первую очередь, читателям, которые имеют небольшой опыт игры, но никогда целенаправленно не интересовались общепринятыми правилами игры в Американский пул. Хотя, как показывает практика, иногда даже у спортсменов, занимающихся профессионально бильярдом другого вида, имеются пробелы в каких-то аспектах игры.
Ну а теперь к самим играм, в данном посте подробно рассмотрим игру в Восьмёрку (Eight ball, 8-ball).
Восьмёрка является, пожалуй, самой популярной игрой в барном варианте, в т.ч. и в России. Играют в неё многие — и опытные игроки, и новички, в первый раз кий в руки взявшие, и целенаправленно пришедшие, и ожидающие освобождения занятого стола для Русской пирамиды, например. Играют по-всякому — и по спортивным правилам, и по барным, и по особым в рамках какого-то пари, и «любым по любому», и с «чёрный — плохой, его трогать нельзя». И тут я не утрирую, бывают случаи, когда правил даже в первом приближении никто не знает и, казалось бы, не зная правил, самое очевидное — играть во что-то, близкое к Прямому пулу — забивай шары и считай очки. Но, видимо, где-то на подкорке вшита информация, что пул — это про шар № 8, что-то там обязательно с этой восьмёркой должно происходить.
Собственно, если вы по какой-то причине не уверены, что же с этим чёрным шаром нужно делать по канону — рассказываю.
Основная цель игры — забить чёрный шар, причём сделать это можно только после того, как забиты все шары одной группы (полосатые или сплошные).
Начинается всё с выставления пирамиды (rack). В восьмёрке она имеет треугольную форму, вершина пирамиды (обычно это жёлтый сполшной шар с номером 1, но не обязательно) выставляется на задней отметке. Обязательным условием является то, что чёрный шар с номером 8 ставится в середину пирамиды (в третьем ряду между двумя другими шарами), а также (в большинстве редакций правил) то, что группы полосатых и сплошных шаров должны чередоваться между собой по боковым рёбрам пирамиды и в каждом ряду. Пятый ряд тоже чередуется, но с небольшой поправкой — с одного края пирамиды будут стоять вместе два шара из группы, противоположной группе шара в вершине пирамиды. Приведу пример корректно-установленной пирамиды в соответствии с данным правилом:
В данном случае в качестве вершины выбирается первый шар (сплошной). Это необязательное условие, там мог бы находиться любой шар, кроме восьмого, но первый привычнее игрокам в ротационные игры (девятка, десятка, ротация и т.п.), но об этих играх позже. Во втором ряду всего два шара, поэтому, чтобы ряд чередовался, один из них обязательно будет полосатым, а другой — сплошным (порядок во втором ряду не важен, в примере на картинке слева расположен полосатый, справа сплошной. В третьем ряду по центру обязательно устанавливается восьмой шар, а по бокам от него один полосатый и один сплошной, причём здесь порядок шаров зависит от второго ряда. На рисунке слева сплошной, а справа полосатый, потому что рёбра должны чередоваться, но если бы во втором ряду мы слева расположили сплошной, а справа полосатый, то третий ряд выглядел бы как «полосатый-чёрный-сплошной». Четвёртый ряд опять полностью чередуется. Его обычно выставляют, начиная с какого-то края. Например, мы начинаем слева. В третьем ряду слева расположен сплошной шар, поэтому четвёртый ряд начнётся с шара противоположной группы — полосатого. Затем, продолжая выставлять ряд слева направо, чередуем шары — вторым слева будет сплошной, третим слева полосатый и четвёртым вновь сплошной. И, вуаля, правое ребро теперь тоже «честное», потому что в третьем ряду правый шар был полосатым, а в четвёртом у нас сплошной. Осталось разобраться с последним рядом пирамиды. Его мы выставляем опять с какого-то произвольного края, но при этом помним — если крайний шар из другой группы, нежели вершина, после него ставится ещё один шар этой группы. Попрубуем поставить пятый ряд, начав вновь слева. Левый шар четвёртого ряда полосатый, значит пятый ряд начнётся со сплошного. Ставим сплошной и проверяем — это та же группа, что и вершина пирамиды, значит — удвоения шаров не нужно, и просто продолжаем чередовать шары разных групп, вторым слева ставим полосатый, третьим сплошной, четвёртым полосатый и, наконец, пятым оставшийся единственный шар, который тоже будет полосатым (вот оно, удвоение с края пятого ряда в случае отличной от вершины группы шаров). Проверяем рёбра и видим, что все шары и слева, и справа чередуются между собой по группам. Пирамида установлена корректно.
Повторюсь — не во всех редакциях правил требуется именно такая постановка пирамиды. В некоторых случаях чередование групп является необязательным условием, в других — чередование обязательно, но необязательно удвоение в пятом ряду происходит с краю, это может быть и удвоение внутри ряда. Кроме того, можно встретить и более специфичные требования, например, второй шар обязательно устанавливается в середину пятого ряда, или 1 и 15 шары обязательно ставятся по краям пятого ряда.
Правильно сыгранным начальным ударом (разбитие пирамиды, разбой, брейк, break) считается такой, при котором не совершено фола (foul или fault, то есть некорректного удара, приводящего к штрафу) и либо совершено забитие хотя бы одного прицельного шара, либо по крайней мере четыре шара (в некоторых редакциях правил два или три) из пирамиды коснулись любого борта. В противном случае игроку назначается фол. В случае забития шаров игрок, разбивавший пирамоду, продолжает подход, в противном случае право нанесения удара переходит к сопернику (в некоторых редакциях правил игрок продолжает подход после брейка в случае отсутствия фолов, то есть даже без забития).
Если в процессе разбития пирамиды объявлен фол, то у второго игрока есть опции:
• играть в сложившейся на столе ситуации, если биток не был забит и не вылетел за пределы стола;
• поставить шар в любое место дома и играть в получившейся после разбоя позиции;
• попросить восстановить позицию для начального удара и попросить первого игрока переразбить.
Сразу после разбоя говорят, что стол открыт (open table). Это означает, что игрок, находящийся у стола, может играть в данный момент любой шар, кроме восьмого. В ситуции открытого стола играющий обязан заказать группу шаров, которую он планирует играть в партии. После заказа группы ему требуется забить хотя бы один шар этой группы, чтобы она была закреплена (assigned) за игроком. При открытом столе первым при ударе не обязательно должно быть соприкосновение с шаром заказанной группы. То есть можно заказать полосатые, попасть в сплошной шар и комбинацией забить полосатый — это корректно. В случае, если при заказе группы удалось забить шар этой группы, игрок закрепляет её за собой и в дальнейшем может играть только шары выбранной группы (в т.ч., и первое касание должно осуществляться с шаром закреплённой группы). За соперником при этом закрепляется противоположная группа шаров. Если закрепить группу не удалось, стол остаётся открытым, и уже соперник при очередном ударе заказывает группу и пытается её за собой закрепить. Если в процессе удара на закрепление группы совершается фол, то:
• в случае объявления фола до забития стол остаётся открытым, забитый прицельный шар не учитывается и остаётся в лузе;
• в случае объявления фола после забития (если был корректно забит по крайней мере один шар заказанной группы), группа закрепляется за игроком, но право нанесения удара переходит ко второму игроку, за которым закрепляется противоположная группа.
Фол может объявляться в ситуациях, когда:
• забит биток (scratch);
• какой-либо из шаров вылетел за пределы стола;
• игрок закрепил за собой группу шаров, но при очередном ударе биток первым коснулся шара другой группы;
• после нанесения удара ни один из прицельных шаров не был забит, а также не было касания битка с прицельным шаром или касание было, но оно не привело к касанию каким-либо из прицельных шаров хотя бы одного борта;
• было совершено двойное соприкосновение наклейки кия с битком в размках одного удара;
• прицельный шар пришёл в движение любым способом, кроме попадания в него битка или другого прицельного шара (задет рукой, одеждой, кием и т.п.).
В русском бильярде тоже есть такой технический приём, как прыжок, но условия удара через полусферу не накладывается по той простой причине, что выполнить это условие гораздо сложнее из-за веса шаров, и игроки в пирамиду выполняют такие приёмы ударом «под шар», подбрасывая шар в воздух непосредственно кием (см. верхнюю левую часть рисунка ниже). Такой прыжок сложнее проконтролировать, практически исключает возможность придавать дополнительное вращение битку и, самое важное, — он запрещён правилами при игре в пул и заказчивается объявлением фола (хотя часто можно стокнуться с отсутствием этого пункта в своде правил на русских турнирах по пулу). Поэтому если вы тоже делаете прыжковые удары в русской технике, то знайте — это не корректно и является фолом на западе, лучше сразу переучиваться, если собираетесь играть в пул профессионально.
В некоторых редакциях правил, на забитие чёрного накладываются дополнительные условия, альтернативно:
• восьмёрка должна быть забита в ту же лузу, в которую был забит последний прицельный шар закреплённой группы;
• восьмёрка должна быть забита в противоположную (относительно диагонали стола, не смежной с лузой) лузу, в которую был забит последний прицельный шар закрпленённой группы;
• восьмёрка должна быть забита дуплетом (bank shot), то есть рикошетом от борта.
Разбои в Восьмёрке не серийные, а поочерёдные. Это означает, что если текущую партию начинал первый игрок, то вторую будет начинать второй игрок, третью — снова первый игрок и т.д. по очереди, без оглядки на то, кто выиграл в текущей партии.
Ну, и по традиции прикладываю видео с примером игры в Восьмёрку. Играют Ральф Суке и Шейн Ван Боенинг: