Пулай мордовский что это
Пулай мордовский что это
ТЕМНИКОВСКИЙ КРАЙ запись закреплена
Мордовский национальный костюм
Мордовский национальный костюм берёт истоки или начинается в очень далёкой древности. Долгие годы народ вкладывал в его создание частичку своей культуры и бытности, то есть частичку себя и своей души. Кропотливо создавалось то, что было удобно и в то же время могло подчеркнуть особенности культуры Мордовии.
Мордовский костюм открывает и показывает нам новое представление красоты с точки зрения мордовского народа. Настоящий мордовский костюм – целое произведение искусства, составленный из разных элементов одежды, уникально декорированный и украшенный. И все это искусное умение создавать уникальные вещи заботливо сохранялось на протяжении многих сотен поколений, передавалось из рук в руки и дошло до нас.
Можно сказать, что костюм был сформирован крестьянами в своём большинстве, поэтому включал только необходимые для ежедневного обихода детали одежды. Из основных вещей можно отметить нательную и верхнюю одежду. А также комплекты, которые отличались для межсезонья и зимы. Отдельные детали служили для украшения и были съемными.
Отличительные особенности:
Мордовский костюм отличается богатством своих красок. Особенно женский. Его по праву считают венцом декоративно-прикладного искусства мордовских мастериц. Каждая этническая группа располагает не менее, чем полутора десятком разных видов костюмов.
Мордовская рубаха похожа на одежду византийских царей. А благодаря богатой вышивке из шерсти, оно приобретает тяжесть и величественность. Окончательно костюм мордвы из обеих этнических групп сформировался в середине 19 века. Можно отметить простоту ежедневной одежды, сложность и многосоставность торжественных нарядов, изобилующих украшениями и особой драпировкой фигуры.
Разными цветами одежда народа Мордовии особо не изобиловала.
· Мужские костюмы состояли, в основном, из тёмного сукна. В обуви и головных уборах присутствовали чёрно-белые цвета.
· Женская одежда выигрывала за счет разноцветных вышивок и украшений.
Ткани и крой
· Для повседневной одежды мордовский народ использовал грубую ткань, которая изготавливалась из конопли. Одежда для торжественных случаев была более утончённой. Её шили изо льна. · Для изготовления головных уборов использовалось сукно. · Крой одежды был свободный, прямой или трапецевидный. Верхняя одежда была с запахом.
· Разновидности:
— Женский
Женский наряд был богат различными элементами одежды, из-за чего мордовским женщинам порой приходилось тратить на своё убранство несколько часов и прибегать к помощи нескольких помощниц.
Рубаха в виде туники была распространена у обеих этнических групп. Но в отличии от мужской, женская была богато украшена. И у женщин были распространены пояса, каркасы. Их отличительной особенностью были кисточки на концах. Мокшаны носили более короткую рубаху, поэтому к ней шли штаны. У эрзян вместо этого было принято носить набедренную повязку – пулай. Пулай и его убранство могли многое рассказать о женщине, её происхождении и достатке.
Существовало у мордвы и платье. Оно носили название кафтонь-кода. Поверх платья женщины носили распашную одежду с разными названиями: руця, импанар, мушказ, балахон. Были распространены и безрукавки, длиной до колена. Они оформлялись оборками и имели приталенный крой. Зимой женщины носили тулупы из овчины, как и мужчины.
О возрасте, положении в семье и обществе можно было судить и по женскому головному убранству. Они причудливо украшались. Эрзянки носили высокую шляпу в форме цилиндра, у мокшанок он выглядел как чепец трапецевидной формы.
Детский:
— Одним из последних вошёл в моду у женщин передник. Его носили не только в будни, но и в праздничные дни. Детская одежда повторяла элементы мужских и женских взрослых костюмов. Мальчики также носили рубахи и кафтаны или тулупы. Девочки могли похвастаться расшитыми балахонами и платьями.
Главными украшениями в одежде для мордвы служили своеобразные вышивки. Девушки каждой деревни даже соревновались между собой в этом искусстве. Украшения тоже были распространены. Археологи находят кольца, браслеты, перстни, серьги с подвесками.
Мордовский национальный костюм
В дополнениe к рассказу о возрождении чеченского и якутского национальных костюмов пришел черед рассказать и про возрождение мордовского.
Мордва – это одна из народностей финно-угорской группы, которые исконно проживали в центральной России и Поволжье.
История этого народа наложила отпечаток на все сферы жизни, не исключением стала и одежда.
Мордовский национальный костюм появился на заре развития этой народности среди крестьянского населения, и был наделен некоторыми характерными чертами, такими как специфические разрезы, особые ткани, специально подобранные украшения.
В создании костюма мордвы отразилась самобытность этого народа. Мордовский костюм, особенно женский, очень красочный. Некоторые историки считают создание костюмов такого типа вершиной рукоделия мордовских женщин.
Как правило, ткани для пошива одежды мордовские мастера изготовляли самостоятельно. Для рубах они ткали прочное плотное полотно, для верхней одежды производили сукно и шерстяные ткани. Несмотря на то, что национальная одежда была разделена на два типа, характерных для двух этнических групп, – эрзи и мокши – у нее было много объединяющих черт.
основной холст для пошива, вытканный изо льна или конопли белого цвета;
рубаха и верхняя одежда имели прямой покрой;
обязательная вышивка на отдельных элементов шерстяными нитями. Вышивка чаще всего была красного, темно-синего или черного цветов;
в качестве украшения использовали бисер, монетки и ракушки;
лапти плелись из лыка;
для придания ногам массивности и ровности их дополнительно оборачивали онучами.
Стоит отметить, что из-за того, что костюм создавался крестьянским сословием, он очень комфортен в повседневной жизни. Все детали имели определенную функциональность. А части, которые служили украшением, можно было снять или одеть, в зависимости от ситуации.
Мордовский костюм невероятно красив за счет большого количества дополнительных элементов, богатой вышивки. Рассматривая различные варианты отделки, не перестаешь удивляться и восхищаться фантазией мастериц, их гармонично развитым вкусом.
Женский национальный костюм
Особенно выделяется женский национальный костюм.
Это один из немногих видов национальной одежды, которую женщина не могла полностью надеть сама, а обязательно прибегала к помощи мастериц. Порой процесс облачения достигал двух часов!
Наряд женщин-мокша обладал большей красочностью и многоцветностью, по сравнению с эрзя.
Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши.
Рубаху женщины-мокша подпоясывали специальным поясом – каркасом. Украшали его пушистыми кистями. У мокша рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны – поксты.
Мокша в качестве украшении рубахи использовали специальные полотенца – кеска руцят, их количество достигало шести штук.
Вместо каркаса эрзя использовали сложное украшение наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности ее к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блестки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.
Интересен тот факт, что каждая девушка-эрзя должна была изготовить такой пояс к своему совершеннолетию. И потом в течении всей жизни он был ее неотъемлемым спутником. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем.
Существовало два вида украшения пулая. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивалась бахрома, чаще всего черного цвета, но по праздникам они заменяли ее на синюю или зеленую.
Также часто носили длинные, почти до колен безрукавки черного цвета, у которых на спине были многочисленные складки.
Верхняя одежда мордвы изготавливалась из холста и украшалась вышивкой, лентами. У эрзя она называлась руця и использовалась только в торжественных случаях. Мокша носили верхнюю одежду (мушкас) повседневно.
Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить свое настроение, подчеркнуть свой статус.
В чем же была особенность украшений?
* большое разнообразие височных подвесок, украшенных камнями, птичьими перышками, бусинками.
* молодые девушки украшали лоб с помощью тканевой полоски с бахромой. Бахрому чаще всего мастерили из перьев селезня.
* волосы украшались накосниками, которые плелись из бисера.
* из картона или бересты вырезались кружки, их обтягивали яркой тканью и либо расшивали, либо украшали бисером. Такие кружочки пришивались к головному убору над ушами.
* нагрудные украшения восхищают своим разнообразием. Это могли быть и бусы, и ожерелья со стеклярусом. У мокша были очень популярны нагрудники, сшитые из кожаных или тканевых полосок. Нагрудники украшали вышивкой, пуговицами, ракушками, лентами.
Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.
Эрзянки предпочитали высокие конусовидные или цилиндрические панго, а мокша носили трапециевидные чепцы. Также использовали головные полотенца или платки. Традиционно женщины не жалели украшений для того, чтобы их убор отличался красотой и разнообразием.
Мужской национальный костюм
По сравнению с женской, мужская одежда не отличалась такой красочностью и разнообразием элементов.
Мордовские мужчины во многом имели одежду подобную и русским мужчинам. Конопляная рубаха (панар) и штаны (понкст) составляли основу мордовского костюма. Для торжественных случаев одевали более изящную рубашку из тонкого льна. Панар никогда не заправляли в штаны, а носили поверх понкст, подпоясав поясом-кушаком.
Кушаку придавали большое значение. Изготовляли его из воловьей кожи, а в качестве украшения использовали пряжку из железа, бронзы или серебра. Пряжка могла быть кольцевидной или сплошной со специальным щитком для крепления к ремню.
Украшению пояса уделяли особое внимание. Камни, сложные узоры, металлические вставки были неотъемлемой частью кушака мордовского мужчины.
В летний период мужчины дополняли свой костюм еще одной рубашкой белого цвета. Мокша ее называли мушкас, а эрзя – руця. В осенне-весенний период дополняли свою одежду суконным пальто со складками сзади на талии. Также в обиходе был чапан – распашной кафтан, имеющий широкий запах и длинные рукава. Зимой надевали овчинные шубы большой длины.
В качестве головного убора мужчины использовали войлочные шляпы с короткими полями. Валяные шапки со временем сменил традиционный картуз. Летом спасались от солнца хлопковыми колпаками, а зимой согревались шапкой-ушанкой.
Как женщины, так и мужчины были обуты в лапти. Лучшим материалом был вяз или липа. В торжественных случаях мордва пользовалась сапогами из телячьей или коровьей кожи. Сапоги имели остроносую форму и складчатое голенище. Как и русские, мордва зимой пользовались войлочными валенками.
Перед тем как надеть обувь, ноги обматывали портянками. Обычно их было две пары: верхние для икр и синие для ступней. В холодный сезон поверх портянок зачастую пользовались суконными онучами. Ровные и толстые ноги, обернутые в онучи, говорили о хорошем вкусе хозяйки.
Детский национальный костюм
Детский костюм мордвы мало чем отличался от взрослого. Только в варианте для девочки имел гораздо меньше слоев и украшений.
Отсюда
**************************************** *****
Около трети мордовского населения проживает в Мордовии, столицей которой является город Саранск, а остальные в сопредельных областях и республиках. Так как народ территориально очень разбросан, мордовский национальный костюм можно увидеть в очень разных местах и на очень разных мероприятиях, например, во время празднования дня эрзянского языка, во время праздников Раськень Озкс и Велень Озкс, на фестивале Масторавань морот или Арта.
День эрзянского языка
Праздник Раськень Озкс
Фестиваль Масторавань морот
Фестиваль Арта
В самой Мордовии местные власти пока никаких указов и распоряжений по пoводу ношения национальной одежды на работу или в учебные заведения не давали, хотя мэр Саранска Пётр Тултаев в своё время удивил соплеменников, появившись на празднике в элегантном камзоле с мордовской вышивкой (фото сверху).
Опять же, Жерара Депардье в национальной этно-одежде тоже не каждый день и не везде встретишь.
Жерар Депардье в Саранске в мордовской рубашке. 2013 г.
Жерар Депардье в Саранске в мордовской рубашке. 2013 г.
В последнее время мордовский национальный костюм становится все более популярен у местного населения, и по какому-то торжественному случаю народ может приодеться в национальную одежду и вне рамок традиционных фестивалей и праздников.
Например, можно вспомнить карнавальное шествие, которое прошло в Саранске 16 июня перед матчем Чемпионата мира по футболу между сборными Дании и Перу.
Карнавальное шествие в Саранске 16 июня 2018 года перед матчем Чемпионата мира по футболу между сборными Дании и Перу.
Или какой-нибудь конкурс.
А еще в Мордовии есть Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова, где готовят по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и создают вот такие вот интересные современные этно-наряды.
Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова.
Курсовой проект студентов отделения «Декоративно-прикладное искусство» Саранского художественного училища, автор-руководитель Галина ЛОСЕВА. 2009 г
Поскольку узоры мордовской одежды достаточно близки и узорам русской, такие платья, по-моему, вполне могли бы и в Москве носить. Не знаю, почему они до сих пор не имеют раскрученного бренда при таком то классном учебном заведении.
А камзол как у Петра Тултаева?
Оригинал взят у selyanka1 в https://selyanka1.livejournal.com/119548.html
пулай
1 пулай
См. также в других словарях:
ПУЛАЙ — ПУЛАЙ, пулагай, пулакша, черный гарусный хвост с кистями и украсами, который носят мордовки. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Ла-Ротьер — ЛА РОТЬЕРЪ, сел. во Франціи, въ 6 вер. къ ю. отъ г. Бріенна. Сраженіе 20 янв. 1814 г. (носитъ также названіе сраженія при Бріеннѣ) (см. это), послѣ к раго Наполеонъ не преслѣдовалъ Блюхера, отошедшаго на позицію при Траннѣ, и занялъ сел. Діенвиль … Военная энциклопедия
Популизм — (франц. populisme, от лат. populus народ) французская литературная школа, существовавшая в конце 20 х 30 х гг. 20 в. П. декларировал достоверное изображение повседневного быта городской и сельской бедноты, свободное от политических… … Большая советская энциклопедия
Гимн Мордовии — Гимн Республики Мордовия Автор слов С. Кинякин Композитор Н. Кошелева Страна Россия Утверждён 30 марта 1995 Гимн Республики Мордовия Государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года. Куплеты… … Википедия
National Anthem of the Republic of Mordovia — Шумбрат, Мордовия! English: Hail, Mordovia! Šumbrat, Mordovija! Regional anthem of Republic of Mordovia Lyrics S. Kinyakin[1] … Wikipedia
Список островов Сингапура — Это список островов Сингапура. Масштабная мелиорационная деятельность за последние столетия привела к исчезновению многих естественных островов Сингапура и появлению нескольких новых. В настоящее время Сингапур состоит из более чем 60 островов,… … Википедия
Sri Hoover Hotel — (Кулаи,Малайзия) Категория отеля: 1 звездочный отель Адрес: 14 15 Jalan Seruling 1, Bt 21 Tam … Каталог отелей
Hotel Pulai — (Simpang Pulai,Малайзия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: 1,1A & 1B Jalan PPSP … Каталог отелей
Поясное украшение «Пулай»
ПОЯСНОЕ УКРАШЕНИЕ «ПУЛАЙ»
Традиционный мордовский костюм.
Поясные украшения, пулай. Их вид, форма, отделка.
Символическая функция и обрядовая роль поясных украшений.
Одежда всегда была и остается неотделимой частью: материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.
Внутри одной культуры, народности, рода даже в самые ранние эпохи одеяние людей было различно: выделялись костюмы служителей культа, военных, власть предержащих, подчеркивался возраст или семейное положение человека. Например, до сих пор в национальных костюмах всех народов сохраняется обычай разделять наряд девушки и замужней женщины.
Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, другими словами, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека.
Костюм занимал не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.
Некоторые элементы народного костюма имеют не просто функцию украшения, а еще и несут определенную смысловую нагрузку. В данной работе мы рассмотрим такой элемент традиционного народного костюма мордовских женщин, как поясное украшение пулай.
1. Традиционный мордовский костюм
Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей.
Известный исследователь этнографии Поволжья конца XIX –начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой — «доматиком» византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность».
Праздничные женские костюмы мордвы-эрзя.
Старая Бессоновка Самарской обл. Фото М. Евсевьева, 1920-е гг.
Традиционный костюм мордвы – мокши и эрзи, самого многочисленного финноугорского народа России, в своем полном ансамбле дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество, воплощенное в вышивке, ткачестве, составлении украшений из бисера, бус, раковин каури. Само умение надевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение. Коллекция одежды позволяет представить локальное разнообразие мокшанского и эрзянского костюмов, особенности его составных элементов, ярко демонстрирует художественную одаренность народа и своеобразие его творческого мышления.
Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Комплекс одежды включал нательную и верхнюю, легкую одежду, набор теплой межсезонной и зимней одежды. Составной частью в костюм входили разнообразные съемные детали и украшения, обувь и головные уборы.
Большинство материалов для изготовления одежды вырабатывалось в домашних условиях. Тонкие льняные и более грубые посконные холсты для рубах, шерстяное сукно для теплой одежды, благородных расцветок шерстяные нити для вышивки, окрашенные растительными красителями,– все это позволяла получать система хозяйства народа, который трудился на земле.
Особой приверженностью к самобытным формам костюма предков отличался женский костюм, в то время как мужская и верхняя одежда были наиболее унифицированными. Именно поэтому в музейных коллекциях предметы женской одежды, относящиеся ко второй половине XIX – началу ХХ вв., преобладают. Данный период жизни народного женского костюма показателен в плане накопления народом творческого потенциала. Традиционные приемы народного искусства вышивки, ткачества, низания украшений обогащались введением новых материалов и технических возможностей.
Основным элементом в мордовском костюме была белая холщовая рубаха, украшенная вышивкой. По покрою, качеству холста, характеру вышивки, орнаментации, колориту знатоку нетрудно определить, какой локальной группе принадлежит одежда. Эрзянского покроя рубаха сшивалась из двух полотнищ, которые перегибались пополам. В середине, по центральному шву, оставлялись прореха для ворота и разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава.
Окшанский покрой рубахи отличался. Основой стана было цельное полотнище холста, сложенное по поперечной нити пополам. К нему с боков пришивались более короткие холстины, оставляя квадратную пройму для длинных прямых рукавов. Тип данного покроя имел широкое распространение в одежде народов Поволжья, у эрзян он применялся для шитья верхней холщовой женской распашной одежды и мужских рубах.
Широкая туникообразная мордовская рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт костюму. Веками выплетались на дощечках шерстяные пояса, для скалывания глубокого разреза ворота делались самобытные фибулы, слоями украшений покрывали бедра, формируя монументальный объем. Понятия о нравственности и морали требовали обязательного наличия отдельных элементов, таких, например, как эрзянский набедренник пулай или головной убор в женском костюме.
Качество одежды определял тип вышивки. Нарядная эрзянская рубаха вышивалась по всей длине продольными полосами, количество которых было тождественно ее назначению. Праздничные рубахи, вышитые в шесть – восемь полос, обычно имели усложненную орнаментику, набор замысловатых технических приемов. Эрзянская вышивка характеризовалась красивой ковровой фактурой, бордюры и плоскости выделялись высоким рельефом. Хотя орнамент был довольно прост: ромбы, кресты, ломаные линии, россыпь точек. Здесь узор не самоцель, а средство продолжения рукотворного создания ткани.
Традиционной нагрудной застежкой в костюме эрзянки являлась фибула сюлгамо. Это была овальной формы пряжка из толстой проволоки с подвижной булавкой, которая служила для скалывания ворота рубахи. К нижней части пряжки прикреплялись подвески из цепочек с жетонами, разноцветного бисера, раковин каури, бус, пуговиц. Богатая поднизь фибулы закрывала глубокий нагрудный разрез. В XIX в. ворот рубах у эрзи обычно скреплялся двумя фибулами, одна из которых, без декора, выполняла только утилитарную функцию.
В комплексе нагрудных украшений, который включал несколько ярусов ожерелий, гайтан с крестом, особо выделялись своеобразные круглые воротники на твердой основе, обтянутой холстом, расшитые рядами бисера, пуговиц и цепочек, а также небольшие сетчатые нагрудники, снизанные из красного бисера и медных пуговиц. Они прекрасно гармонировали с массивной вышивкой панара и руци.
2. Поясные украшения, пулай. Их роль в костюмах мордовских женщин
Особое значение в костюме мордовских женщин играл комплекс поясных элементов. Оригинальной и обязательной принадлежностью эрзянского костюма являлось набедренное украшение – пулай, которое носили поверх рубахи. У мордвы-эрзи в день совершеннолетия девушки чуть ниже ее талии на специальном поясе крепилось тыльное набедренное украшение, называемое «пулай» (от «пуло» — хвост) Как знак полового созревания девочки начинали носить пулай с 13-14 лет, а затем принадлежностью костюма женщины он оставался до самой смерти. Это украшение называли «поясом стыдливости». Мордовская женщина не могла появляться в обществе мужчин без пулая; даже такие тяжелые работы, как косьба, вязание снопов, эрзянка выполняла, не снимая набедренника.
В зависимости от места бытования, он имел различную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой. Праздничный «пулай» обильно украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером и по нижнему краю обшивался длинной черной, красной, зеленой или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. В итоге вес такого «пулая» доходил до шести килограммов. В праздничном наряде на «пулай» надевался тканый, расшитый бисером пояс с красными короткими кистями, а по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотнища. Так же, как и чувашская поясная подвеска «хуре», «пулай» выполнял функцию оберега, ибо считалось, что дурной глаз запутается в его длинной бахроме.
Поясное украшение пулай было двух видов: с валиком и без валика. Основу его составляет прямоугольный кусок холста с зашитым в середину картоном или войлоком. Лицевая сторона пулая украшалась вышивкой, ниже которой нашивались ряды цветного бисера, пуговиц, позумента. Далее почти до колен шла бахрома из шерсти, как правило черной, но на праздничных пулаях она могла быть красной или зеленой. Шерсть дополнялась медными цепочками, а по бокам прикреплялись кисти из бисера. У теньгушевской эрзи поясное украшение (цекс сыр гаркс) состояло из полукруглой выстеганной подушечки с утолщением в части прилегающей к пояснице. Лицевая сторона ее украшалась вышивкой, раковинами, монетами и бисером.
Поясное украшение пулай.
Поясные украшения были богато украшены и расшиты различными украшениями, вышивкой, бисером и т.д. [3]
Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. Его нашивали на холст, кожу или нанизывали на нитку, проволоку и т.п. Мордва-эрзя использовала бисер в основном как отделочный материал. Она применяла бисер красного, белого, желтого и черного цветов. Мокша из бисера изготовляла нагрудные и шейные украшения. Цветовая гамма мокшанских украшений из бисера была очень разнообразной: голубая, синяя, белая, розовая, зеленая, золотистая и др. Орнамент бисерных украшений был схож с орнаментом вышивки: ромбы, косые кресты, зигзаги. Иногда бисер просто нашивался горизонтальными рядами. Широко а мордовском костюме применялись бисерные кисти в качестве накосников, височных подвесок и т.д.
Занималась мордва и узорным ткачеством. В основном узорные ткани употреблялись для отделки. Ими украшались концы поясных и головных полотенец, головные уборы и плечевая одежда. Состав орнаментальных мотивов узорного тканья был геометрическим: зигзаги, елочки, косые кресты, ромбы, клетка. У мокши было распространено художественное вязание. Простым геометрическим орнаментом украшались наколенники, связанные из черной и белой шерсти. Плоскость наколенника делилась горизонтальными черными полосами на зоны, в которых в шахматном порядке располагались квадраты, елочки и другие узоры.
Аппликация в украшении пулай применялась редко. Материалом для накладных узоров служили бумажные и шелковые ткани, полоски золотого шитья, сукно, тесьма, кожа. Аппликация из шелковых и бумажных тканей в виде узких полос иногда заменяла вышивку. [2]
3. Символическая функция и обрядовая роль поясных украшений
Поясные украшения носили также символическую функцию. Богато украшенное и расшитое оно символизировало плодородие женщины.
Во время обрядовых танцев шумяще-звенящие поясные украшения служили оберегом всего женского тела проявляются в свадебной пластике. Шумяще-звенящие украшения влияли на пластику, а через телодвижения магического и эротического характера исполнительницы символически воздействовали на окружающую природу. При этом множество красных бубенчиков, гремящих при каждом движении тела, возбуждали и воспламеняли в пляске любовную страсть. В подобных танцах в период язычества отражались религиозные верования мордвы.
Исполнительницы, не останавливаясь в движении танца, делали быстрые переводы бедер от талии вперёд-обратно попеременно, одновременно отводя плечи в противоположную сторону, отчего происходит интенсивное колыхание на груди и талии шумяще-звенящих украшений, производя сильное впечатление на окружающих зрителей. В этом заключался глубинный смысл о новой нарождающейся жизни, символизируя энергию, красоту, молодость женщины и земли. Магия танца достигалась женщинами через пластический образ, с помощью дополнительного звучания множества подвесок, колокольчиков и бубенчиков, серебряных монет, жетонов, мелькающий блеск и перезвон которых сливается в характерную гипнотизирующую музыку, согласную с ритмичными движениями ног, рук, бедер и плеч, сливаясь в гармонии с цветовой гаммой красочного костюма. В сущности загадочные, ритмичные телодвижения танцующих исполнительниц наполнены эмоциональной приподнятостью, восторженным весельем, чувственным воспроизведением элементов эротического характера, создавая выразительную пластику, гипнотизирующий эффект. [1]
Женский костюм без верхней одежды. На бедрах – поясное украшение пулай. Конец XIX в. Мордва-мокша. Пензенская губерния. Собрание Российского этнографического музея, Санкт-Петербург.
Костюм занимал не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.
Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчеркивал здоровье, силу и выносливость женщины. Одежда опоясывалась с напуском и, при наличии крупных поясных подвесок, силуэт приобретал расплывчатые очертания. Как и в русском костюме, в мордовском ценились монументальная массивность и репрезентативная неповоротливость. Индивидуальные особенности фигуры нивелировались и корректировались под идеал женской дородности.
Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу. Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает своё понятие красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры. На протяжении столетий оттачивалось народное художественное мастерство. В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы.
Исследуемая тема показалась очень интересной. Увлекли красочные, полные жизненной энергии наряды, живописно украшенные и расшитые мордовскими мастерицами. Интересно узнавать, что различные украшения народного костюма несут в себе определенный смысл.
Список использованной литературы
1. Лузгин А.С. Богатство народных традиций //Мордовия на рубеже веков.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000.
2. Мордовское народное искусство: Альбом/Сост.: Ю.Ф. Юшкин- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985.
3. Мордовский национальный костюм: Альбом/Сост.: Т.П. Прокина, М.И. Сурина.- Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990.