Пункты пвз что это
Как я открыла пункт выдачи заказов «Озон»
И почему подумываю его закрыть
Этот текст написала читательница в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
В 2017 году я занялась бизнесом — переквалифицировалась из бухгалтера в предпринимателя.
Я делала стильную канцелярию и продавала ее через «Инстаграм». В 2019 году бизнес потребовал новых решений, и мы с партнером задумались о том, чтобы выйти на просторы маркетплейсов. «Вайлдберриз» оказался находкой, а мы сделали миллион на стикерах и блокнотах.
Опыта набралось изрядно, и я углубилась в тему маркетплейсов. С тех пор мои направления бизнеса крутятся именно в этой области:
Я восхищаюсь безграничными возможностями заработка на маркетплейсах. Заходи с любой стороны — и не ошибешься. Так у меня созрела очередная идея: я решила открыть в Иванове пункт выдачи заказов «Вайлдберриз». Зачем? Я искала новое направление в бизнесе, мне это нравится. Кроме того, свой ПВЗ я видела как логичное продолжение моей истории с маркетплейсами.
В этой статье — изнанка моего пути и опыт из первых рук. Не вот это бойкое «14 дней — и ваш бизнес начнет приносить доход», а реалии без прикрас.
Выбор подходящего маркетплейса
Я с боем добыла контакты менеджера «Вайлдберриз», чтобы заняться открытием ПВЗ, и выяснила, что его можно открыть с нуля или купить готовый.
Открытие пункта выдачи заказов с нуля. В первом случае нужен был депозит в размере 500 тысяч рублей. То есть я плачу аренду, зарплату, налоги, делаю ремонт в соответствии с брендбуком, закупаю мебель, оргтехнику и прочее. И дополнительно просто так замораживаю полмиллиона. Такое себе…
Оговорюсь, что информацию о депозите я узнала у менеджера «Вайлдберриз». В тот момент я не стала перепроверять и уточнять его ответ, он был однозначным. Но недавно я повторно обратилась к этому же человеку. Менеджер отправил меня читать договор, и там я не нашла условия про 500 тысяч. Сюрприз. Но на старте у меня не было сомнений в компетентности сотрудника, поэтому я стала рассматривать второй вариант открытия.
Покупка готового пункта выдачи заказов. Менеджер «Вайлдберриз» предоставил список ПВЗ к продаже. По моим расчетам все они оказались убыточными. Забегая вперед, скажу, что спустя 2 месяца работы я опять запросила у менеджера такой список, и на этот раз он сам сообщил об убыточности предложенных вариантов. Мои расчеты подтвердились.
В итоге с «Вайлдберриз» у меня не задалось, открыть их пункт выдачи заказов не вышло. Но цель есть, я не готова опускать руки, поэтому решила копать дальше.
Я начала присматриваться к варианту партнерского пункта от «Озона». Это выглядело логично, поскольку я работаю именно с «Вайлдберриз» и «Озоном». В этот раз все оказалось дружелюбнее. Как минимум была возможность открыть партнерский ПВЗ без космических вложений. Пусть под вывеской «Озона», зато со временем можно подключить всех желаемых партнеров.
Поиск помещения
Я попросила в главном офисе «Озона» контакт регионального менеджера, чтобы быстрее все решить. Но с регионалом сводят лишь тогда, когда вы пройдете первое согласование в главном офисе. Для этого нужно заявить помещение, в котором вы хотите открыть ПВЗ.
На этом этапе надо сделать все фото по требованиям «Озона» и подготовить обмерочный план. Ремарка: план можно взять из БТИ или нарисовать от руки. Если выбираете второй вариант, то нужно нанести на план все внутренние размеры: стены, высоту потолков, размеры окон, дверей, батарей, все выступы и прочее.
Но сначала необходимо было найти само помещение. Для этого я выбрала на карте «Озона» белую зону — место, свободное от зоны покрытия других складов. Логично, зачем отбирать хлеб друг у друга? В процессе поиска нам с партнером неожиданно повезло: в самом центре города, в проходном месте была белая зона. Чудеса!
Я нашла помещение на втором этаже в отдельно стоящем здании. Аренда была сказочная. Воодушевленные, мы сделали фотографии, оформили обмерочный план и отправили все бумаги в «Озон» на согласование. Но пришел отказ. Помещение не подошло. Высота потолков, размер, площадь клиентской зоны, место для примерочной и стола с розетками, даже возможность размещения на складе заказов любых объемов — все было в порядке. За исключением того, что помещение находилось на втором этаже, а лифта в здании не было. Я пыталась зайти с разных сторон и говорила: «У вас же есть ПВЗ на вторых этажах. Даже в подвале есть. Пропустите нас?» Но не получилось.
Мы стали копать дальше и нашли помещение на первом этаже торгового центра. Аренда была сумасшедшая, но самое обидное — торговый центр находится в красной зоне, а тротуар перед ним — в белой. Мы решили пойти на хитрость: поставили точку на карте прямо перед входом в ТЦ. Дальше попробовали заявить это помещение. Опять фотографии, обмерочный план и… Нет, снова не согласовали. Как нам объяснили, внутри торгового центра целых шесть ступеней до офиса, а пандусов для людей с инвалидностью нет. Я снова попыталась их убедить: «В ТЦ есть охранники, они помогут. Кстати, а на входе с улицы всего три ступеньки, это же проходит по вашим нормам».
Чудо все-таки произошло. Москва согласовала это помещение по формальным признакам. И только теперь я получила заветный контакт регионального менеджера. Дальше дело пошло живее. С регионалом мы еще раз прошли согласование помещения: он принял и охранников, и ступеньки, и тротуар.
Поскольку мы все сделали быстро, то смогли опередить конкурента. На это же помещение претендовал «Яндекс-маркет» и уже проходил процедуру согласования. Вообще, нам не хотели его сдавать, но дело сделали зеленые глаза. А как, вы думаете, я добиваюсь успеха? Удача оказалась на нашей стороне.
Подготовка помещения к открытию
Далее менеджер выдал нам с партнером план ремонта. Следуя ему, мы за свой счет отремонтировали помещение:
Кроме того, при открытии партнерского пункта выдачи заказов «Озон» безвозмездно выдает от 60 до 120 тысяч. В нашем случае полагалось 60 тысяч: как я поняла, сумма зависит от региона и количества открываемых ПВЗ. Чтобы получить эти деньги, нужно было заключить трехсторонний договор между мной, «Озоном» и собственником помещения. Но тут фортуна сказала: «Я трапезничаю, обойдетесь без меня». Собственник помещения по техническим причинам не смог подписать договор, поэтому мы не получили эти деньги. Печально, но не в моих привычках расстраиваться и опускать руки — обойдемся без финансовой поддержки.
Мы заказали на «Озоне» объемную вывеску и баннер. Он делает их за свой счет. Оставались только плакаты и фирменные футболки, которые также можно заказать на сайте. Стоимость каждой единицы — футболок и плакатов — всего рубль по специальному промокоду. Я заказала на 5 рублей, а минимальная сумма заказа составляет 100 рублей. Надо было чем-то добить на 95 рублей. Я задумалась и взяла лапшу быстрого приготовления со вкусом том-яма. У всех есть маленькие слабости.
Еще один момент остался незавершенным. Надо было согласовать с администрацией размещение вывески на охраняемом фасаде торгового центра. Это важный момент: «Озон» не пропустит помещение, если нельзя разместить вывеску на фасаде. Поэтому уточняйте сразу. Сейчас, после двух месяцев работы пункта выдачи заказов, договор о вывеске уже второй раз проходит согласование в городской администрации. В первый раз нам отказали, но мы пробуем снова. Эти проблемы возникли именно из-за охраняемого фасада в центре города.
После того как я сделала ремонт помещения, поставила мебель, оборудование, технику и наняла работников, региональный менеджер инициировал появление нового ПВЗ на карте «Озона».
Доходы и расходы
Итоги мероприятия по открытию пункта выдачи заказов:
В целом все получилось быстро и дружелюбно. В первые 3 месяца работы пункта выдачи заказов мой доход составляет 7% от оборота ПВЗ, далее — 3,5% в месяц. Если учесть арендную плату, зарплату и налоги, то это дело выглядит не особенно выгодным. Но после подключения других партнеров, например «Вайлдберриз» и «Купивипа», количество заказов должно увеличиться. Соответственно, вырастет и мой доход.
Таков был план. Цветочки радовали, но ягодки спустя пару месяцев работы не впечатлили.
Открываем свой бизнес: пункт выдачи интернет-заказов магазинов
Бурное развитие интернет-торговли невозможно без организации доставки заказов покупателю. При этом важно, чтобы доставка была быстрой, недорогой и обеспечивала интересы как продавца, так и покупателя. В крупных городах для этого активно используются курьерские службы, но в небольших населенных пунктах доставка товаров часто становится проблемой. В определенной мере эта задача решается Почтой России, но к этой организации у заказчиков есть ряд обоснованных претензий. В этой статье мы расскажем, как открыть пункт выдачи заказов интернет магазинов.
Что такое пункт выдачи заказов
Кроме курьерских служб и Почты России заказы доставляются транспортными компаниями. Но они занимаются, как правило, доставкой крупногабаритных грузов, поэтому покупатели выбирают этот вариант для бытовой техники, мебели, крупного садового инвентаря и т.п.
А между тем, основная доля интернет-заказов – это одежда, обувь, домашний текстиль, игрушки, книги, косметика, электроника, товары для рукоделия. Доставлять такие небольшие посылки транспортной компанией дорого, поэтому эту нишу заняли пункты выдачи заказов.
Пункт выдачи заказов – это агент или посредник между интернет-магазином и покупателем. ПВЗ принимает товары от продавцов и оплату от покупателей, если заказ не был оплачен заранее. Самой доставкой заказов от продавца пункт выдачи не занимается, если только речь не идет о каких-либо особенных условиях сотрудничества в конкретном городе.
На первый взгляд, это простой и необременительный бизнес, неслучайно по России работают уже тысячи ПВЗ. Но надо обязательно учитывать, что пункт выдачи несет ответственность за сохранность заказов и прием денег. Кроме того, большое значение имеет правильно организованный документооборот.
Организационные требования к ПВЗ
Обычно условия к организации пункта выдачи заказов выставляет конкретный интернет-магазин или сетевая служба доставки. Ничего лишнего в этих требованиях нет, ведь они обеспечивают возможность проверки и примерки товаров покупателем.
Перечислим стандартные требования к организации ПВЗ:
Кроме того, агент обязательно должен иметь статус субъекта предпринимательской деятельности – ИП или ООО. С обычными физическими лицами интернет-магазины и службы доставки не работают.
Виды пунктов выдачи
В зависимости от того, с кем сотрудничает ПВЗ, выделяют независимые пункты, монобрендовые и те, что работают по франшизе.
Так, Boxberry сообщает, что с ним работают более 4 000 российских и иностранных интернет-магазинов, в том числе, Ozon.
Поэтому, если вы хотите организовать бизнес в небольшом городе, имеет смысл открывать ПВЗ по франшизе, а не монобрендовый. Проблема в том, что службы доставки требуют для организации пункта выдачи заказов уже действующий магазин или готовое помещение. Например, так выглядит форма сбора данных для организации ПВЗ через Hermes.
А Boxberry сразу просит прикрепить к заявке на открытие пунктов выдачи заказов фото подходящего помещения.
Выгодно ли открывать пункт выдачи заказов
Итак, основные требования к организации ПВЗ понятны, поэтому стоит заранее подсчитать минимальную сумму затрат на его открытие в вашем городе.
Основные расходы связаны с самим помещением пункта выдачи. Так, Boxberry требует, чтобы минимальная площадь пункта составляла 20 кв. м. Учитывая стандартные требования к ПВЗ, для аренды надо выбирать торговый центр или другую востребованную коммерческую недвижимость. А такие площади дешевыми не бывают.
Далее надо обеспечить доступ к интернету, безопасность пункта выдачи, свет и отопление. Само помещение необходимо оборудовать стеллажами, примерочной кабинкой и оргтехникой. Не забудьте еще про кассовый аппарат, расчетно-кассовое обслуживание и инкассацию наличности. И наконец, осталось нанять работников, которым надо не только платить зарплату, но и перечислять за них страховые взносы.
Кстати, одна из проблем ПВЗ – это текучка кадров. Высокие зарплаты здесь предложить невозможно, а работник несет большую материальную ответственность и моральную нагрузку. Ведь покупатели не всегда бывают довольны качеством заказанных товаров и предъявляют по этому поводу претензии.
В итоге, первоначальные затраты на открытие ПВЗ с нуля составят не менее 100 тысяч рублей. Если же для организации пункта используется действующий бизнес, располагающий свободной площадью и инвентарем, первоначальные расходы будут ниже.
А теперь о том, сколько можно заработать на организации пункта выдачи. Скорее всего, расценки за выдачу заказов вас разочаруют, они действительно очень скромные. Вот, например, какие тарифы для ПВЗ действуют у Ozon.
Из таблицы следует, что за выдачу одного заказа пункт выдачи получает всего 30 рублей. И только при соблюдении всех обязательных требований к ПВЗ и стабильно высокому уровню обслуживания заказчиков тариф составит 40 рублей. Причем тариф не привязан к стоимости товара. Ozon заплатит агенту максимум 40 рублей что за одну книгу, что за дорогой телефон.
Простой подсчет показывает, что для выручки в 1 000 рублей в день пункт должен выдавать 25 заказов (при условии максимального тарифа). А ведь по каждому из них надо продемонстрировать заказ покупателю, оформить документы и принять оплату. Кроме того, ежедневная выручка в 1 000 рублей едва покроет затраты на содержание ПВЗ. Значит, для минимальной прибыли надо стабильно выдавать хотя бы 50 заказов в день.
Дополнительный, но тоже скромный, доход возможен при возврате заказов (агент получит за это всего 15 рублей), а также комиссия за прием денег. Но Ozon платит за прием оплаты только наличными – 0,3% от суммы. Так, если ПВЗ выдал в день 25 заказов стоимостью по 1 000 рублей каждый, то он заработает (25 000 * 0,3%) 75 рублей. Службы доставки в этом смысле щедрее – платят за наличную и безналичную оплату и по более высоким тарифам, доходящим до 1,75%.
Можно также организовать курьерскую доставку заказов на дом, тарифы на это выше, чем при выдаче заказов в ПВЗ. Так, по Москве Boxberry платит за это от 200 до 230 рублей за первый килограмм заказа, плюс еще 15 рублей за каждый дополнительный кг. Но по регионам ставки другие, кроме того, для организации курьерской доставки надо иметь свой транспорт и водителя.
И все же, несмотря на невысокую маржинальность, это направление активно развивается. Просто надо тщательно оценить целесообразность открытия ПВЗ в вашем городе. Впрочем, это относится к любому виду бизнеса.
Как организовать ПВЗ
Переходим к тому, как открыть пункт выдачи заказов интернет магазинов. В первую очередь, изучите предложения разных продавцов и служб доставки. Запросите агентский договор и тщательно его изучите. Например, Ozon штрафует ПВЗ на довольно большие суммы:
Кроме того, если покупатель не оплатил заказ или товары повреждены (утрачены) по вине агента, надо возместить интернет-магазину всю стоимость.
Если вы считаете, что сможете соблюдать условия агентского договора и вас устраивают тарифы, подготовьте помещение для ПВЗ. При необходимости зарегистрируйте ИП или ООО, хотя второй вариант целесообразен только для организации сети пунктов с курьерской доставкой. Дело в том, что прибыль от ООО облагается дополнительным налогом на дивиденды учредителей, кроме того, вести бизнес в этом формате сложнее, чем ИП.
Но чаще всего ПВЗ организуют дополнительно к уже действующему бизнесу, поэтому надо только добавить нужные коды ОКВЭД, подав форму Р24001 или Р14001 (при изменении устава подается Р13001).
Что касается системы налогообложения, то ПВЗ не подпадают под требования таких режимов, как ПСН и ЕСХН. Остается только общая или упрощенная система налогообложения. Налогооблагаемым доходом для упрощенки будет признаваться только вознаграждение агента, а не вся выручка, поэтому ПВЗ без проблем вписываются в лимиты годового дохода (150 млн рублей).
Чтобы работать на УСН, надо вовремя подать уведомление о переходе на этот режим. Только что зарегистрированный бизнес может сделать это в течение 30 дней с даты регистрации. А уже работающий на ОСНО – с нового года, при условии подачи уведомления до 31 декабря текущего года.
Экспресс, ПВЗ, постамат или самовывоз: как меняются способы доставки товаров?
Пандемия и карантинные ограничения кардинально изменили предпочтения потребителей в отношении способов совершения покупок и получения заказов. Интересно, что ситуация продолжает меняться. О том, как в условиях пандемии трансформируются способы доставки товаров рассказал Александр Митюков, президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб, а представители логистических компаний Hermes Russia, FM Logistic, RedExpress дали свои комментарии относительно актуальных трендов.
Александр Митюков, президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб
Фото: Межрегиональная ассоциация курьерских служб
Существенные коррективы в форматы торговли внесли карантинные ограничения и изменившийся уклад жизни людей. Но ритейл смог быстро адаптироваться под запросы рынка. Лавинообразный рост интернет-торговли в 2020 году дал повод многим экспертам думать, что поведенческая модель покупок кардинально изменится: все товары будут привозить курьеры или же их нужно будет забирать в постаматах и ПВЗ.
По информации Data Insight, доставка в ПВЗ и постаматы в настоящее время самый востребованный способ. Развитие подобных сетей могло бы решить проблемы с дефицитом курьеров, хотя это требует серьезных финансовых вложений.
Растущую популярность услуги самовывоза можно объяснить ее привлекательной ценой, удобством для покупателей и общим ростом сетей ПВЗ. Увеличение числа пунктов выдачи заказов является общей тенденцией рынка и касается в основном крупных игроков.
Сейчас в России работает 31 749 постаматов, причем за год их число выросло в два раза. Если оценить объявленные планы всех игроков рынка постаматов – количество локеров должно увеличиться до 53 750.
Активно наращивают мощности лидеры рынка — «СберЛогистика» и Ozon. Первая компания, например, планирует открыть в ближайшем будущем 10 тыс. новых постаматов. Другим же остается либо объединяться, либо использовать имеющиеся ресурсы для того, чтобы не отстать от конкурентов. Развитие и обслуживание сети постаматов недешевое, но крайне перспективное направление.
По прогнозам, число постаматов и ПВЗ в Москве и Санкт-Петербурге будет увеличиваться на 7–9% в год и тенденция сохранится в будущем. С учетом новостей об объединении усилий крупнейших игроков рынка доля доставок в постаматы может вырасти более чем на 15–20%.
Фото: blurAZ/shutterstock
По оценке Data Insight, в первом квартале текущего года на рынке интернет-торговли было доставлено 290 млн посылок, что на 56% превышает показатель по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. По доле заказов и продаж в прошлом году с большим отрывом ожидаемо лидировали Москва и Московская область — суммарно на них пришлось 33% всех заказов и покупок по стране.
Следует отметить, что 38% всех пунктов выдачи заказов приходится на Центральный федеральный округ. За ним идут Приволжский (18%), Южный и Северо-Западный (по 11%) и Уральский (10%) федеральные округа. Меньше всего – по 2% – на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Об этом свидетельствуют данные исследования Data Insight.
Также интересно отметить рост доли собственных служб доставки магазинов: за три первых месяца текущего года она составила 71%, тогда как за аналогичный период прошлого года — 64%. Об этом говорится в исследовании Data Insight. Лидерами в этом плане являются маркетплейсы Ozon и Wildberries: с января по март 2021 года их доля среди всех собственных служб доставки составила 72%, а годом ранее — 58%.
Екатерина Анциферова, директор по продажам Hermes Russia
Фото: Hermes Russia
В настоящее время мы наблюдаем успешные коллаборации компаний по доставке, которые направлены на предоставление клиенту максимального выбора способов доставки, широкой географии и концентрации адресов ПВЗ, а также примерки, удобного и легкого возврата, возможности как предварительной оплаты, так и при получении.
Игроки рынка электронной коммерции в России считают себя не конкурентами, а партнерами. Например, компанией Hermes реализовано несколько проектов с коллегами. Так, заключено соглашение с OZON, в результате чего сеть Hermes расширена до 2 тыс. ПВЗ, увеличен трафик посылок в точки партнера за счет заказов наших клиентов. В сентябре 2021 года Hermes и 5post провели интеграцию, что предоставило клиентам логистического оператора возможность пользоваться пунктами выдачи и постаматами 5Post по всей России.
Это примеры успешного сотрудничества, от которых выигрывают все участники и, в первую очередь, конечный получатель.
Тренды дальнейшего развития рынка очевидны. Продолжит увеличиваться доля самовывоза, поскольку это экономит время. Будет расти удельный вес заказов с получением в постаматах из-за возможности бесконтактного забора. ПВЗ также будут развиваться: появляются точки с возможностью демонстрации товарной линейки, например, формат «ПВЗ- шоурум ». Такой проект компания Hermes реализовала для клиента LaRedoute. Кроме того, игроки рынка электронной коммерции, продававшие свои товары только онлайн, понимают необходимость присутствия и в офлайне для масштабирования своего бизнеса.
Денис Гладкий, директор по электронной коммерции FM Logistic в России
Фото: FM Logistic в России
Наибольшее количество покупателей интернет-магазинов предпочитают курьерскую доставку или получение заказов в ПВЗ, и сейчас наметилась тенденция к увеличению доли поставок именно в пункты выдачи. Это обусловлено тем, что данный вариант дешевле, а также он отличается гибкостью для покупателя с точки зрения сроков получения заказов. Из пункта выдачи покупку можно забрать в течение нескольких дней, при этом не надо быть привязанным к конкретному времени.
Очень часто пункты выдачи заказов и постаматы находятся в непосредственной близости, более того — все чаще ПВЗ дополнительно оборудуют постаматами. Особенностью пунктов выдачи является их омниканальность — один ПВЗ может обслуживать несколько логистических операторов/служб доставки.
Одним из факторов, затрудняющих доставку в постаматы, является их особенность при многоместных и негабаритных заказах — такие товары физически не смогут поместиться в ячейку. Также мы отмечаем, что доставка в постаматы часто невозможна из-за отсутствия свободных мест. Как правило у покупателя есть 5-7 дней для того, чтобы бесплатно забрать свою покупку из постамата, однако такая гибкость приводит к тому, что один клиент может долго занимать ячейку.
Если говорить про самовывоз, то, безусловно, определенная доля таких заказов есть, но глобальной тенденции к росту спроса на получение заказов посредством такого формата нет. Более того, процент покупателей, выбирающих самовывоз, снижается.
Основной объем заказов рынка электронной коммерции в нашей компании приходится на игроков в сегменте beauty. Суммарная доля доставок в постаматы и в пункты выдачи превышает 50%. Лидеры по количеству заказов — Москва и Санкт-Петербург (50–60% от общего количества отгрузок).
Задача логистических компаний — предоставить покупателям всевозможные форматы доставки: курьерскую, ПВЗ, постаматы и др, а также дополнительные услуги, например, оплату при получении, экспресс-доставку.
Сейчас на рынке наметился тренд на развитие внутригородской логистики, в рамках которого набирают популярность дарксторы. Зачастую крупные логистические центры расположены за чертой города, что не позволяет осуществлять с них доставку в необходимые сроки. На дарксторах же хранят наиболее популярные по данным ABC-анализа товары, поэтому развитие подобной сети для внутригородской логистики позволяет существенно сократить время доставки.
В дальнейшем рынок электронной торговли будет расти. Останется актуальной тенденция к сокращению сроков доставки и универсализации методов получения заказов.
Наталья Жукова, руководитель отдела маркетинга RedExpress
Наибольшим спросом сейчас пользуется экспресс-доставка, предполагающая получение заказа в тот же день, а иногда и в течение нескольких часов. По данным Data Insight, в первом квартале 2021 года в тот же день было доставлено порядка 56 млн заказов. Для удовлетворения новых потребностей игроки рынка оказались вынуждены развивать новые логистические модели, например, доставку из дарксторов. Представители офлайн-ритейла активно открывают локальные склады, развивают собственные ПВЗ и дарксторы, чтобы быть доступнее и ближе к покупателю даже в условиях периодически вводимых ограничений. Последние исследования показывают, что в 2020 году процент выдачи через постаматы и ПВЗ магазинов увеличилось в два раза, а количество полученных заказов через ПВЗ и постаматы логистических компаний или с помощью курьерской доставки сократилось.
Интернет-магазины предъявляют все более строгие требования к качеству доставки, поэтому приходится менять и модель обучения курьеров. Если раньше было достаточно небольшого инструктажа, то сейчас необходимо проводить многодневные тренинги, направленные на развитие навыков коммуникации и клиентоориентированности, а также работе с кассовым оборудованием.