Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение

Чем чаще празднует лицей (Пушкин)

Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своём веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых
Душою часто омрачались;
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят, [1]
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят —
Кто здесь, кто там на ратном поле, [2]
Кто дома, кто в земле чужой, [3]
Кого недуг, [4] кого печали [5]
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной, [6]
Зовёт меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.

Примечания

Опубликовано Жуковским в посмертном издании собрания сочинений Пушкина, т. IX, 1841, стр. 157—158, с заменой ст. 24 и 32 своими вариантами: «И всех мы братски поминали» и «Навек от нас ушедший гений». Заключительная строфа опубликована П. В. Анненковым в его издании Сочинений Пушкина, т. III, 1855, стр. 12.

Между I и II строфами была еще одна, исключенная Пушкиным:

Давно ль, друзья? Но двадцать лет
Тому прошло; и что же вижу?
Того царя в живых уж нет;
Мы жгли Москву; был плен Парижу;
Угас в тюрьме Наполеон;
Воскресла греков древних слава;
С престола пал другой Бурбон;
Отбунтовала вновь Варшава.

Источник

Чем чаще празднует лицей… (Пушкин)

Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своём веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых
Душою часто омрачались;
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят —
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной,
Зовёт меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.

Краткая информация о стихотворении А.С. Пушкина «Чем чаще празднует лицей»:

Время написания1831 г.
Когда опубликовано1841 г.
Число строк40
Стихотворный размерЯмб
ЖанрФилософская лирика, стихи о дружбе

Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Смотреть фото Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Смотреть картинку Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Картинка про Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Фото Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворениеПрошло 20 лет с той поры, как Пушкин и его товарищи переступили порог нового лицея, открытого по поведению императора. Первоначально предполагалось, что в этом лицее будут обучаться великие князья, но в последний момент учебу царских отпрысков в лицее отменили. Тем не менее, это было элитный лицей, в котором должны были обучаться будущие государственные чиновники, а лицеистам должны были прививаться верноподданические чувства, и это учебное заведение было доступно далеко не каждому.
В стихотворении Пушкина «Чем чаще празднует лицей» звучат грустные нотки. Прошло всего 20 лет. Бывшим лицеистам едва исполнилось по 30, кому-то 32 года, а шестерых уже нет в мире живых. Это:

К октябрю 1831 года не было в живых семерых лицеистов. Пушкин упоминает только шесть. Возможно, он не знал о Есакове, умершем последним.
С начала тридцатых годов поэта преследовал «дух смерти», предчувствие скорого конца. Это упадническое настроение отразилось во многих стихотворениях того времени.

Источник

Стихотворение Пушкина на 19 октября 1831 года

В 1831 году на 20-ю годовщину основания Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Чем чаще празднует лицей…»:

Чем чаще празднует Лицей…

Чем чаще празднует Лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых
Душою часто омрачались;
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят —
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Александр Сергеевич Пушкин. «Чем чаще празднует лицей…»

Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Смотреть фото Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Смотреть картинку Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Картинка про Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Фото Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение

Александр Сергеевич Пушкин

Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых
Душою часто омрачались;
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят —
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.

Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Смотреть фото Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Смотреть картинку Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Картинка про Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Фото Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение

Торжество в Царскосельском лицее в 1836 г. по поводу 25-летия лицея. Неизвестный художник

Автор, чтивший «святую» лицейскую годовщину, неоднократно обращался к теме 19 октября, в день открытия учебного заведения. Известная формула, утверждающая прекрасную суть свободного и вечного дружеского союза, создана поэтом в 1825 г. В произведении, появившемся двумя годами позже, уходят восторженные интонации и возрастают минорные мотивы. Герой призывает божественные силы в помощь товарищам, благословляя их судьбу — и радостную, и горькую.

Стихотворный текст 1831 г., посвященный 20-летию Лицея, окрашен печальными тонами. Лирический субъект обеспокоен фактом, что «круг друзей» уменьшается, теряет единство и жизненный оптимизм. В первой строфе аккумулируются наречия и прилагательные в сравнительной степени: «чаще», «робче», «реже», «мрачнее», «глуше», «грустнее». Автор подбирает лексику, передающую грустный, безотрадный смысл перемен.

Во второй строфе утверждается влияние исторических событий, романтически именуемых «бури земные» и «рок», на возмужавших лицеистов-однокашников.

«Дух смерти» прервал земное существование шестерых товарищей. Причиной их кончины стали разные обстоятельства: неудачи военной службы, тяжелые болезни, депрессия. Последнее замечание касается смерти Дельвига, с которым автора связывали не только годы лицейской дружбы, но и совместная работа над «Литературной газетой».

Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Смотреть фото Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Смотреть картинку Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Картинка про Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение. Фото Пушкин чем чаще празднует лицей стихотворение

Антон Дельвиг

Четвертая строфа начинается с автобиографической детали — тяжелого предчувствия собственной скорой кончины, которое, как известно, сбылось. Герой обращается к образу «милого Дельвига». Лексическая анафора «товарищ» подчеркивает силу скорби и тоски, вызванных безвременной потерей единомышленника и коллеги по поэтической судьбе.

В финальном восьмистишии печальное настроение разбавляется мажорными нотами. Отдав долг памяти ушедшим, герой словно справляется с эмоциями и призывает друзей сплотиться. Вновь возникает образ «верного круга». Анафора «тесней» выглядит противопоставлением к аналогичным формам лексики, представленной в начале стихотворения. Светлая надежда на благополучное будущее движет лирическим «я». Оптимистическое завершение текста, озвучивающее заветное желание встретиться с верными приятелями, позволяет справиться с недобрыми предчувствиями. Оно приглушает и остроту скорби: герой со смирением и мужеством принимает неизбежность конца земного бытия.

Источник

Анализ стихотворения Пушкина Чем чаще празднует лицей

Александр Пушкин — Чем чаще празднует лицей

Чем чаще празднует лицей Свою святую годовщину, Тем робче старый круг друзей № 4 В семью стесняется едину, Тем реже он; тем праздник наш В своем веселии мрачнее; Тем глуше звон заздравных чаш № 8 И наши песни тем грустнее.
Так дуновенья бурь земных И нас нечаянно касались, И мы средь пиршеств молодых № 12 Душою часто омрачались; Мы возмужали; рок судил И нам житейски испытанья, И смерти дух средь нас ходил № 16 И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят, Шести друзей не узрим боле, Они разбросанные спят — № 20 Кто здесь, кто там на ратном поле, Кто дома, кто в земле чужой, Кого недуг, кого печали Свели во мрак земли сырой, № 24 И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной, Зовет меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, № 28 Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных № 32 Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья, Тесней наш верный круг составим, Почившим песнь окончил я, № 36 Живых надеждою поздравим, Надеждой некогда опять В пиру лицейском очутиться, Всех остальных еще обнять № 40 И новых жертв уж не страшиться.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина (Первый вариант)

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Теме дружбы посвящены многие произведении Пушкина. Поэт отличался общи­тельностью, был всегда верен чувству дружбы и всегда высоко ценил своих друзей. Особенно надежными и верными его друзьями были близкие ему по взглядам товари­щи по лицею: Пущин, Дельвит, Кюхельбекер. Для бывших лицеистов день основа­ния лицея — 19 октября — был праздничным днем. Друзья встречались в этот день, чтобы вместе провести несколько часов и вспомнить дни своей юности. Этой дате Пушкин посвятил несколько стихотворений, в которых воспевал дружбу, связыва­ющую товарищей школьных лет. В стихах, написанных во время пребывания в ссыл­ке в 1825 году и посвященных годовщине основания лицея, поэт с особой силой выра­зил свои дружеские чувства к товарищам-лицеистам.

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен.

Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли!

Лучшему своему другу, участнику восстания декабристов И. И. Пущину, поэт по­святил несколько посланий, одно из них было написано в 1826 году и послано в Сибирь:

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

В 1831 году Пушкин откликнулся на лицейскую годовщину одним из самых мрач­ных стихотворений «Чем чаще празднует лицей». Основания для этого были: Пущин и Кюхельбекер находились «во глубине сибирских руд»; умерли Дельвиг и Корсаков. Пущин, Кюхельбекер и Дельвиг — самые близкие друзья Пушкина, каждый из них частица жизни поэта. Поэтому так печальны строки стихотворения:

Кого недуг, кого печали Свели во мрак земли сырой, И надо всеми мы рыдали.

«Чем чаще празднует лицей» — живая память о тех, кто находится в «мрачных пропастях земли», и о тех, кого уже нет на земле, то есть о декабристах. Перечиты­вая это стихотворение, я физически чувствую щемящую тоску и невыносимую боль.

Мне хочется закончить свое сочинение фразой из письма Пушкина П. А. Осиповой: «. Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного, нежели дружба и свобода». Можно себе представить, что чувствовал поэт. Ведь он потерял и то, и другое!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Краткий анализ стиха «19 октября» А. С. Пушкин

Вариант 1

Стих «19 октября» – это настоящий гимн дружбы, которые уже многие десятилетия вдохновляет людей поддерживать дружеские отношения, с уважением относиться к наставникам. Тема стихотворения – вознесение дружбы, напутствие и послание Пушкина, которое он посылает своим друзья из ссылки. Знаменитые стихи Пушкина о дружбе пополнило и это стихотворение.

Находясь в изгнании, он не мог присутствовать на Дне Лицея, где каждый год собирались его товарищи. Идея произведения – показать, как важно иметь крепкие отношения со своими друзьями. Пушкин легко делится тем, через что он прошел. Он говорит о своей печали, о заботах, о том, как скучает за всеми.

Но в тоже время он ощущает торжественность момента. Он прославляет наставников и друзей, даже прославляет и прощает царя. В сюжете есть связь с осенью. Автор начинает свое повествование с осеннего пейзажа. Это переносит читателя в тот октябрь, когда поэт мечтал еще раз увидеть своих друзей. Пушкин сравнивает своих новых друзей, с друзьями из лицея. Как оказалось, новые друзья были ложными. Только бывшие однокурсники навещали его в ссылке. Размер стиха – 5‑стопный ямб, рифмовка смешанная. Есть много сложных предложений.

Средства выразительности всегда присутствуют в работах Пушкина. Здесь больше всего эпитетов и сравнений. Также есть много добрых и теплых обращений. Это говорит о том, что стих относится к жанру посланий. Эмоции автора передают частые восклицания, вопросы. Такая компоновка делает речь более живой и повседневной. Есть ощущения, что поэт говорит именно в этот момент.

Вариант 2

Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.

В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.

Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:

…Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его, лицея превратил.

Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».

Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе.

Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.

«Чем чаще празднует лицей…» А.Пушкин

«Чем чаще празднует лицей…» Александр Пушкин

Чем чаще празднует лицей Свою святую годовщину, Тем робче старый круг друзей В семью стесняется едину, Тем реже он; тем праздник наш В своем веселии мрачнее; Тем глуше звон заздравных чаш И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных И нас нечаянно касались, И мы средь пиршеств молодых Душою часто омрачались; Мы возмужали; рок судил И нам житейски испытанья, И смерти дух средь нас ходил И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят, Шести друзей не узрим боле, Они разбросанные спят — Кто здесь, кто там на ратном поле, Кто дома, кто в земле чужой, Кого недуг, кого печали Свели во мрак земли сырой, И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной, Зовет меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья, Тесней наш верный круг составим, Почившим песнь окончил я, Живых надеждою поздравим, Надеждой некогда опять В пиру лицейском очутиться, Всех остальных еще обнять И новых жертв уж не страшиться.

Анализ стихотворения Пушкина «Чем чаще празднует лицей…»

Автор, чтивший «святую» лицейскую годовщину, неоднократно обращался к теме 19 октября, в день открытия учебного заведения. Известная формула, утверждающая прекрасную суть свободного и вечного дружеского союза, создана поэтом в 1825 г. В произведении, появившемся двумя годами позже, уходят восторженные интонации и возрастают минорные мотивы. Герой призывает божественные силы в помощь товарищам, благословляя их судьбу — и радостную, и горькую.

Стихотворный текст 1831 г. посвященный 20-летию Лицея, окрашен печальными тонами. Лирический субъект обеспокоен фактом, что «круг друзей» уменьшается, теряет единство и жизненный оптимизм. В первой строфе аккумулируются наречия и прилагательные в сравнительной степени: «чаще», «робче», «реже», «мрачнее», «глуше», «грустнее». Автор подбирает лексику, передающую грустный, безотрадный смысл перемен.

Во второй строфе утверждается влияние исторических событий, романтически именуемых «бури земные» и «рок», на возмужавших лицеистов-однокашников.

«Дух смерти» прервал земное существование шестерых товарищей. Причиной их кончины стали разные обстоятельства: неудачи военной службы, тяжелые болезни, депрессия. Последнее замечание касается смерти Дельвига, с которым автора связывали не только годы лицейской дружбы, но и совместная работа над «Литературной газетой».

Четвертая строфа начинается с автобиографической детали — тяжелого предчувствия собственной скорой кончины, которое, как известно, сбылось. Герой обращается к образу «милого Дельвига». Лексическая анафора «товарищ» подчеркивает силу скорби и тоски, вызванных безвременной потерей единомышленника и коллеги по поэтической судьбе.

В финальном восьмистишии печальное настроение разбавляется мажорными нотами. Отдав долг памяти ушедшим, герой словно справляется с эмоциями и призывает друзей сплотиться. Вновь возникает образ «верного круга». Анафора «тесней» выглядит противопоставлением к аналогичным формам лексики, представленной в начале стихотворения. Светлая надежда на благополучное будущее движет лирическим «я». Оптимистическое завершение текста, озвучивающее заветное желание встретиться с верными приятелями, позволяет справиться с недобрыми предчувствиями. Оно приглушает и остроту скорби: герой со смирением и мужеством принимает неизбежность конца земного бытия.

Стихотворение Пушкина 19 октября – анализ по плану

Вариант 1

Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о значении даты в его названии. Что же это за дата — 19 октября 1825? Пушкин, анализ стихотворения которого мы проведем, в 1817 г. завершил обучение в Царскосельском лицее.

Его друзья-лицеисты на прощальном балу решили, что каждый год 19 октября они будут собираться вместе и вспоминать о годах юности в годовщину основания учебного заведения, выпускниками которого они стали. Таким образом, эта дата была очень важна для поэта. Ведь ровно 14 лет назад, 19 октября 1811 года, состоялось открытие Царскосельского лицея.

Где находился 19 октября 1825 Пушкин

Анализ стихотворения продолжим рассказом о том, где находился А.С. Пушкин в очередную годовщину основания лицея. Нужно отметить, что долгие годы традиция встреч соблюдалась неукоснительно, несмотря на то, что собираться вместе было непросто, ведь жизнь разбросала по всему миру бывших лицеистов. В 1825 г. Александр Сергеевич, сосланный в родовое поместье Михайловское за вольнодумство и неуважение к царю, не смог принять участие во встрече выпускников.

Тем не менее он прислал стихотворное письмо своим товарищам. Это письмо торжественно зачитали всем присутствующим на встрече. Пушкин к этому времени уже был известен как один из наиболее дерзких и талантливых поэтов современности. Однако это не помешало Александру Сергеевичу относиться с глубоким уважением к своим друзьям, хоть и не ставшим выдающимися художниками слова, но, безусловно, обладавшими большими литературными способностями.

Воспоминания о товарищах из лицея

В стихотворении под названием “19 октября 1825” А. Пушкин вспомнил всех тех, с кем ему пришлось делить все горести и радости на протяжении 6‑ти лет обучения в лицее. Поэт с сожалением отметил, что уже нет в живых многих его верных товарищей. Другие же не смогли присоединиться ко встрече по различным причинам, и их не оказалось в числе тех, кто пирует в этот день “на берегах Невы”, как отметил в произведении “19 октября 1825” Пушкин. Анализ стихотворения показывает, что Александр Сергеевич находит им оправдание. Он отмечает, что судьба часто преподносит сюрпризы своим баловням. Эти сюрпризы необходимо воспринимать с пониманием, если не с благодарностью.

Душевная близость лицеистов

Александр Сергеевич отмечает, что он пьет один в этот день, отдавая своим друзьям дань уважения. Он по-прежнему помнит и любит их, и его товарищи платят взаимностью поэту. Автор восклицает: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”. Так он утверждает, что душевную близость, возникшую однажды между лицеистами и сохранившуюся до сих пор, не способны разрушить никакие повороты судьбы.

При этом Александр Сергеевич выражает благодарность своим друзьям за то, что они в ущерб своей репутации и вопреки здравому смыслу навестили поэта, пренебрегая общественным мнением. Находившийся в изгнании поэт пишет, что он “обнял здесь” трех своих товарищей. Именно эти встречи Александра Сергеевича с Дельвигом, Горчаковым и Пущиным заставили его относиться к ударам судьбы более философски. Их поддержка была очень важна для Пушкина, который не отказался от того, что считал своим призванием. Поэт продолжил творить.

Положительные стороны ссылки

Долгие беседы с лицейскими товарищами натолкнули Александра Сергеевича на мысль о том, что творчество “не терпит суеты”. Именно поэтому Пушкин начал относиться к вынужденному заключению с некоторой долей благодарности и иронии. Ведь поэт получил прекрасную возможность посвятить все свободное время переосмыслению жизни и творчеству. Пушкин в Михайловском создал множество прекрасных произведений, которые вошли в золотой фонд русской литературы.

Предсказания Пушкина

Поэт, обращаясь к своим друзьям из лицея, предсказывает, что через год ему удастся поднять бокал с вином вместе с ними, чтобы отметить 19 октября. И действительно, это пророчество сбылось. А фразы о том, что через год за столом будет намного меньше выпускников, также стали вещими.

Через 2 месяца после создания стихотворения Пушкина “19 октября 1825” случилось восстание декабристов. Оно коренным образом изменило жизнь множества лицейских товарищей Александра Сергеевича. Как будто предчувствуя это, поэт обращается к тем из них, кому суждена ссылка и каторга. Он призывает их вспомнить “нас и дни соединений”.

Александр Сергеевич считает, что эта “печальная отрада”, которую они найдут в воспоминаниях, позволит им мысленно поднять бокалы для того, чтобы провозгласить тост за мужскую дружбу. Так они смогут провести хоть один день в гармонии и ладу с жестоким миром, как и Пушкин провел его “без горя и забот”.

Средства выразительности в стихотворении

Интересующее нас произведение написано ямбом. Главная особенность в его построении состоит в использовании автором сложных предложений. В тексте имеется множество восклицательных знаков. Это свидетельствует об эмоциональном состоянии Александра Сергеевича. Кроме того, в нем можно найти риторические вопросы, связанные с размышлениями автора о судьбе его товарищей. В этом стихотворении, как и во всем остальном творчестве Пушкина, присутствуют метафоры, эпитеты и олицетворения.

Заключение

Завершая анализ стихотворения “19 октября 1825” (Пушкин), отметим, что воспоминания о лицее навсегда остались в памяти Александра Сергеевича. Он считал его колыбелью свободомыслия, “лицейской республикой”, которая сплотила в “святое братство” его товарищей. Стихотворение Пушкина согрето большой нежностью, искренней любовью к друзьям. Когда поэт говорит о своем одиночестве в ссылке, когда он вспоминает Корсакова, умершего в Италии, в его стихах звучит мужественная грусть. Все произведение представляет собой гимн дружбе.

Конечно, мы провели лишь краткий анализ стихотворения “19 октября 1825”. Пушкин — великий поэт, выдающийся мастер слова. В каждом его произведении можно найти интересные художественные особенности. Предлагаем вам самостоятельно провести анализ стихотворения А.С. Пушкина “19 октября 1825”. Наверняка вы сможете дополнить разбор этого произведения, представленный в нашей статье. Анализ стихотворения Пушкина “19 октября 1825 года” позволяет лучше понять жизненный путь и внутренний мир поэта.

Вариант 2

История создания

А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года. На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие. Лицеисты очень сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.

В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.

Тема

В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.

Лирический герой стиха одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что в то время как он пьет в одиночестве, друзья вспоминают о нем на Ниве. Сердце мужчины сжимается, но он беспокоится за товарищей: все ли пришли.

Далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец», который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.

Несколько восьмистиший стихотворения посвящены трем лицейским товарищам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.

В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей». В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей». Напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».

Главная мысль произведения – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.

Композиция

Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция – разделение на октавы.

Жанр

Жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»; эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»; сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный». Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *