Пушкин поэту о чем

560. Анализ стихотворения Пушкина Поэту 9, 10 класс. Русский язык, литература

Анализ стихотворения — Поэту. Русский язык и литература

Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.

Данное произведение написано в 1830 году. Это было то время, когда Пушкина активно критиковали в реакционной печати. И это была не критика в хорошем смысле, а совсем напротив. Поэт активно полемизировал в письмах с критиками и вероятно это вдохновило его обратится к вечному образу непонятого поэта, который в некотором смысле изгой.

Первые строки говорят о том что поэт — это человек, личность, которые имеет связь с божественным и имеет свое призвание. Оно также имеет высшую природу и лишь иногда проявляется. А пока поэт обречен тонуть в жизненной суете, в бытовых проблемах, которые его томят и он безусловно от них страдает. Во втором четверостишии Пушкин хочет сказать, что поэт которые не пишет находиться в ничтожном состоянии духа. Во второй части стихотворения Александр Сергеевич описывает состояние поэта, как только к нему прикоснется «божественный глагол». То-есть поэт который словит музу и начнет писать переживает высокий духовный подъем. Тогда поэт не страдает от суеты мира, а превозносится над ними.

В данном произведении автор также хочет предостеречь поэта от «любви народной». Он не должен ею дорожить, восхищаться, ведь она очень быстротечна. К тому же величие поэта отличается от холода, тупости толпы, которая руководствуется только эмоциями, а не чувствами. Ценить можно только личности, уважение личностей, а не толпу, которая похожа на стадо в своем поведении.

Пушкин превозносит поэта к высотам, он называет его царем, хозяином своей судьбы. Он велит ему гордо жить одним, ценить свободу и использовать ее двигаясь по жизни туда куда сердце зовет. Пушкин говорит также о том, что не нужно искать награды и признания за свое творчество, ведь оно плод духа и просто бесценно само по себе. Он считает, что лучше всех творения поэта может оценить он сам и это самая справедливая оценка. А толпа бессильна перед величием стихотворца, она своей бранью только превозносит его перед собой.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Поэту» по плану

1. История создания

Автограф к стихотворению «Поэту», имевшего подзаголовок «Сонет», был датирован 7-м июля 1830 года.

Изначально его текст отличался от ныне существующего варианта. В своём окончательном виде оно появилось в печати в декабре 1830 года в журнале «Северные цветы», что позволяет сделать вывод о доработке произведения автором в период «болдинской осени» (с 4 сентября по 5 ноября 1830 года).

В этот период Пушкин сталкивается с непониманием собственных творческих замыслов широкой публикой. Разгромные рецензии Ф. Булгарина в журнале «Северная пчела» вызывают злость и досаду поэта.

Пушкин тратит немало душевных сил на эту полемику, отвечает Булгарину едкими эпиграммами, но, осознав, что для свободы творчества необходимо абстрагироваться от мелких нападок, создаёт программное стихотворение о самодостаточности художника.

2. Литературное направление

Стихотворение принадлежит к реалистическому направлению. В нём раскрывается конфликт отдельного человека и общества.

3. Род

По роду литературы текст относится к лирике и имеет все отличительные черты лирического текста.

4. Жанр

Стихотворение «Поэту» изначально имело подзаголовок «Сонет», которое указывало на его жанровую принадлежность. В данном случае мы имеет дело с итальянским сонетом, состоящим из двух катренов и двух терцетов.

5. Проблематика

В произведении затрагивается целый ряд проблем:

6. Тематика

В стихотворении звучит тема личностной самодостаточности поэта, его свободы от общественного мнения.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что, служа народу, поэт должен быть свободен от его переменчивой любви. Он обязан служить высокой идее («Иди, куда влечёт тебя свободный ум…»), а не искать бесконечного одобрения публики.

Мерило состоятельности произведения – совесть самого художника: «Ты сам свой высший суд». Свой нелёгкий труд он выполняет бескорыстно («Не требуя наград за подвиг благородный»).

8. Пафос

Эмоциональным фоном стихотворения становится отрицание сиюминутного мирского успеха, снижение важности «толпы» относительно величавого замысла поэта и призыв следовать в своём творчестве «дорогою свободной».

9. Система образов

Структуру стихотворения образует противопоставление образов «поэта» и «толпы».

Публика характеризуется через такие образы, как «суд глупца», «смех толпы холодной», уничижительные глагольные метафоры «плюет на алтарь» и « в детской резвости колеблет твой треножник».

Величие и цельность образа поэта подчёркивают эпитеты «твёрд, спокоен и угрюм», метафорические конструкции «плоды любимых дум», «подвиг благородный», «высший суд», «взыскательный художник».

Для понимания идеи стихотворения проводится сравнение поэта с царём, подчёркивающее особый статус и предназначение стихотворца в мире.

10. Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения выступают поэт и толпа.

Поэт угрюм, сосредоточен и погружён в мысли о собственном творении, а толпа переменчива, легкомысленна, склонна к осуждению.

Действия стихотворца противопоставляются нелепому и неразумному поведению толпы, которая «плюет на алтарь, где твой огонь горит» и «в детской резвости колеблет твой треножник».

11. Лирический герой

Можно говорить о том, что лирическое «я» Пушкин преобразует в поэтическое «ты». То есть образы автора и поэта, к которому этот автор обращаются, сливаются в единого лирического героя.

В стихотворении он обращается не только к отвлечённому «Поэту», но и прежде всего к самому себе. Он утверждает ценности свободного творчества и независимость творца.

12. Сюжет

В первом четверостишии Пушкин обращается к поэту, призывая его «не дорожить любовию народной».

Во втором четверостишии содержится призыв следовать собственной художественной правде.

В третьей строфе (первом трёхстишии) автор напоминает, что «поэт» — «сам свой высший суд».

В четвёртой строфе (втором трёхстишии) содержится вывод: если ты доволен произведением, тебе должно быть безразлично поведение толпы.

13. Композиция

Стихотворению присуща линейная композиция. Четыре части композиции распределены по двум катренам и двум терцетам.

В первом катрене намечена завязка «Поэт! не дорожи любовию народной…». Далее следует расшифровка данного послания.

Во втором катрене развитие сюжета обретает форму напутствия поэту.

В двух терцетах содержится вывод (он же развязка) о том, что оценить произведение по достоинству может лишь сам автор («взыскательный художник»).

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение «Поэту» написано четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.

Оно сочетает разные виды рифмовки:

Схематически это выглядит так: АБАБ ВГГВ ДДЕ ЖЖЕ.

Звукопись стихотворения настраивает на возвышенный лад. Используются ассонансы («о», «э», «у»), которые подчёркивают силу и непреклонность поэта перед лицом толпы.

Синтаксически текст представляет собой развёрнутое обращение к поэту, побуждение к действию выражено с помощью обращения «Поэт!», простых и осложнённых предложений с однородными сказуемыми.

Пушкин употребляет высокую книжную лексику, намеренно смешивая её с просторечными словами. Так выражается контраст в отношении толпы и поэта: «И плюет на алтарь, где твой огонь горит».

15. Средства художественной выразительности

Пушкин широко использует средства художественной выразительности:

16. Значение произведения

Данное произведение стало хрестоматийным, благодаря утверждению Пушкиным принципов творческой свободы поэта от суда публики. В некотором смысле оно стало революционным для самосознания художников той эпохи.

При этом поэт не призывает относиться к читателям с презрением, он лишь напоминает, что мирское признание временно, а писать нужно для вечности.

17. Актуальность

Стихотворение Пушкина продолжает быть актуальным для современных поэтов.

Сейчас роль писателя в жизни общества не так велика, как в пушкинскую эпоху, но к его мнению продолжают прислушиваться. В ситуации бездуховности оно становится особенно важным.

Нередко художники, пытающиеся образумить современное общество призывами к добру и красоте, подвергаются насмешкам. Но это не должно смущать настоящего творца, ведь его удел – служить прекрасному, несмотря ни на что.

18. Моё отношение

Пушкинское стихотворение вызывает во мне чувство благодарности, ведь в нём выражена правда о творчестве.

Нельзя сворачивать с выбранной дороги и отступать от идеалов в угоду мнению того или иного критика. Лишь оставаясь верным себе, художник может убедить в чём-то других людей.

19. Чему учит

Данное произведение учит бережно и внимательно относиться ко всем явлениям искусства. Чтобы научиться понимать поэта, нужно и самому быть творцом. Не стоит спешить с оценкой творения, если ты в нём не разобрался.

Быть может, лучше подумать, какая идея стоит за тем или иным образом, внимательно вчитаться в текст, попробовать сделать маленькое личное открытие вместе с поэтом. Тогда мы не будем плевать на его алтарь, а благоговейно сохраним для всего мира чистый огонь творчества.

Источник

Анализ стихотворения «Поэту» Александра Пушкина

Пушкин поэту о чем. Смотреть фото Пушкин поэту о чем. Смотреть картинку Пушкин поэту о чем. Картинка про Пушкин поэту о чем. Фото Пушкин поэту о чем

Пушкин неоднократно обращался в своем творчестве к роли поэта в обществе. Для ранних стихотворений было свойственно признание за поэтом руководящей роли, его гражданского призвания. Поэт выступал гневным оратором, бичующим общественные пороки и призывающим к справедливости. После подавления восстания декабристов Пушкин испытал огромное разочарование в обществе. Он понял, что большинство не способно понять высокие идеалы. Поэт остро ощущает свое одиночество. Это чувство усилилось после нападок реакционных критиков, которые прежде воздавали Пушкину громкую хвалу. Особо острая полемика была у поэта с Булгариным (редактор «Северной пчелы»). Ответом Пушкина на критические замечания стало стихотворение «Поэту» (1830 г.).

Автор обращается к собрату по перу. Это обращение может считаться разговором Пушкина с самим собой. В нем он высказывает свои основные взгляды на судьбу поэта. С самого начала автор заявляет о непостоянстве народной любви. Бурный восторг и слава могут внезапно смениться непониманием и насмешками. Причем сам поэт в этом будет не виноват. «Суд глупца», которого уважают в обществе, может кардинально повлиять на переменчивое человеческое мнение. Называя толпу «холодной», Пушкин имеет в виду, что она не может иметь каких-либо твердых убеждений. Людской массе не свойственно независимое суждение, она повинуется зову своих вожаков, которые чаще всего руководствуются собственными интересами. Поэту от природы дан свободный характер. Он должен безучастно относиться к негативным высказываниям и следовать только своим убеждениям («останься тверд, спокоен»).

Пушкин сравнивает поэта с царем, которому подвластен весь мир. Перед ним открыты все пути и дороги. Поэт не должен ждать достойного вознаграждения за свой труд. Его наградой является собственное творчество, которое может быть оценено только самим поэтом. Если он сам доволен своим произведением, то толпа может реагировать как угодно, даже «плевать на алтарь» поэта.

В стихотворении «Поэту» Пушкин одним из первых в русской литературе утверждает о самоценности творчества. Поэт или писатель, создавая очередное произведение, тратит огромное количество сил, вкладывает собственную душу. Поэтому результат в любом случае обладает значительной ценностью. О ее величине знает только сам творец, но никак не читатель. Любое мнение будет субъективным и далеким от истинного значения.

Источник

Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина

Пушкин поэту о чем. Смотреть фото Пушкин поэту о чем. Смотреть картинку Пушкин поэту о чем. Картинка про Пушкин поэту о чем. Фото Пушкин поэту о чем

Всего получено оценок: 96.

Всего получено оценок: 96.

Тема взаимоотношений поэта и окружающего мира всегда была важна для Пушкина, поскольку поэзия была его жизнью. Краткий анализ “Поэт” по плану расскажет ученикам 8 класса о ещё одном важном произведении, в котором поэт рассматривает тему поэта и поэзии. С его помощью на уроке литературы можно показать трансформацию взглядов Александра Сергеевича, переосмысление им многих своих взглядов.

Пушкин поэту о чем. Смотреть фото Пушкин поэту о чем. Смотреть картинку Пушкин поэту о чем. Картинка про Пушкин поэту о чем. Фото Пушкин поэту о чем

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.

История создания – написанное в 1827 году, произведение было незамедлительно напечатано – в том же году его опубликовал журнал “Московский вестник”.

Тема стихотворения – роль поэта в общественной жизни.

Композиция – двухчастная: первая часть рассказывает о жизни поэта без вдохновения и творчества, а во второй он уже пробуждается благодаря звукам благословенной лиры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты“священная жертва”, “суетный свет”, “святая лира”, “божественный глагол”, “людская молва”, “народный кумир”, “гордая голова“.

Метафоры“не требует поэта к священной жертве Аполлон”, “молчит лира”, “душа вкушает хладный сон”, “душа встрепенётся”, “забавы мира”, “берега пустынных волн”.

Сравнение“как пробудившийся орел”.

История создания

Первую половину 1827 года Пушкин провел в Москве, где светская жизнь мешала ему сосредоточиться на творчестве. И лишь во второй половине года, когда он уединился в своём имении в Михайловском, к нему пришло вдохновение. Именно эти два события он символически запечатлел в стихотворении “Поэт”, которое прямо из Михайловского отослал в “Московский вестник”, где в том же году произведение напечатали.

Очевидно, что Александр Сергеевич не только стремился избавить поэзию от старых форм – содержание он ей тоже собирался придать новое. В поисках ответа на вопрос о том, в чём состоит суть поэтического дара, он провёл свою жизнь. И данное стихотворение является одним из моментов, когда он переосмысливает собственное предназначение и предназначение поэзии в целом.

Стихотворение посвящено “вечной” теме миссии поэта в обществе, но на этот раз она рассматривается с неожиданной стороны. Пушкин высказывает мысль о том, что поэтический дар – это и есть душа творческого человека. Без его зова, в вечной суете дней он не просто становится обычным человеком, по сути он превращается в пустой сосуд.

Композиция

Стих разделён на две части, то есть имеет двухчастную композицию. В первой Александр Сергеевич рисует образ поэта, который так занят светской суетой, что не выполняет своё основное предназначение – не пишет стихи. Скорее всего, это поэтическое обобщение того времени, которое он провёл в Москве.

Он говорит о том, что без вдохновения поэта ждёт тусклое существование, наполненное пустыми развлечениями, которые только выжигают его душу и не приносят пользу сердцу. Первая часть окрашена явно негативно.

Но во второй ситуация кардинально меняется, ведь поэт слышит божественный зов – он освобождается от правил светского общества и снова может парить, поддерживаемый вдохновением. Таким образом, Пушкин делает вывод, что без творчества, без возможности писать творческий человек ничтожен. Оно же, напротив, даёт ему крылья, освобождает. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, но, можно сказать, самая суть поэта. Его предназначение – это сочинение стихотворений.
Для этого произведения Пушкин использовал свой любимый стихотворный размер – четырёхстопный ямб. При этом рифма в нём используется разная, как парная, так и кольцевая. При этом нельзя не заметить, что там, где использована кольцевая рифмовка, автор говорит о творчестве, а для части, касающейся взаимоотношений с обществом, он использует перекрёстные рифмы.

Это лирическое стихотворение (отражены мысли и чувства лирического героя).

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использовал для воплощения своей идеи самые разные тропы. Это такие средства выразительности, как:

С их помощью Пушкин создаёт яркое противопоставление двух душевных состояний поэта, придает первой части негативную, а второй – светлую и яркую эмоциональную окраску.

Источник

Полный анализ стихотворения «Поэту» (А.С. Пушкин)

Пушкин поэту о чем. Смотреть фото Пушкин поэту о чем. Смотреть картинку Пушкин поэту о чем. Картинка про Пушкин поэту о чем. Фото Пушкин поэту о чем

Стихотворение «Поэту» А.С. Пушкин написал в 1830 году, когда переживал не лучшие моменты своего творческого периода, поэтому полный анализ помогает раскрыть трудности автора, его переживания и переоценку ценностей.

Темы и проблемы

Данное произведение поднимает проблему самодостаточности творца как личности, а так же его превосходство над мнением толпы.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Так же затрагивается целый ряд проблем:

Жанр произведения и его размер

Данное стихотворение относится к реалистичному направлению, поскольку здесь раскрыт конфликт определенной личности и общественности. Стихотворение «Поэт» является, безусловно, лирикой, что можно заметить по использованию лирических мотивов в тексте. Изначальным вариантом названия стихотворения было «Сонет», что сразу говорило о его жанре. Здесь мы видим итальянский сонет, который состоит из двух катренов и двух терцетов. Эмоции в этом произведении передаются благодаря отрицанию мирского успеха в данную минуту, что мнение «толпы» не является решающим, и что творить нужно, не опираясь на мнение окружающих. Ведь пытаясь угодить общественности, можно потерять своё «Я».

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Что же касается композиции – здесь хорошо видно использование антитезы: поэт противостоит народному суду.

Это стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихием, и имеет перекрестную рифмовку. Так же Александр Сергеевич прибегает к использованию различных эпитетов, тем самым придавая стихотворению художественной выразительности и яркости.

Что хотел донести автор данным стихотворением?

Первый вариант стихотворения отличался от нынешнего. Окончательный вид текст приобрел в декабре 1830 года. Становится понятно, что доработкой данного произведения Пушкин занимался в период «болдинской осени».

Это был нелегкий период в жизни автора, поскольку ему пришлось столкнуться с непониманием его творчества широкой аудиторией. Особенно после разгромной критики Ф. Булгарина.

Много сил и нервов было потрачено поэтом, пока он не осознал, что для создания стихотворения о самодостаточности художника, ему необходимо перестать зацикливаться на мелких неурядицах и полностью посвятить себя творчеству.

Главный смысл, заложенный в этом стихотворении, это то, что мнение публики не является высшей оценкой, а идея намного важнее.

Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

И что опираться стоит только лишь на собственную совесть. И свой труд выполнять бескорыстно.

Смысл произведения

Стихотворение «Поэту» пробилось в свет и является актуальным до сих пор только лишь потому, что Пушкину удалось отстоять свою позицию как автора и не поддаться на провокацию. Оно стало своего рода революционным прорывом для творческих людей того времени. Да и до сих пор не теряет своей актуальности.

При этом всем оно ни в коем случае не презирает читателя, а всего лишь напоминает о том, что любовь публики временна, а творить необходимо для вечности. Ведь толпа очень переменчива и непостоянна – то, что она превозносит и ценит сегодня, завтра может потерять свою ценность. Поэтому необходимо прислушиваться только лишь к себе, к своему внутреннему голосу. Пытаясь угодить всем, есть риск растерять самого себя.

Стихотворение «Поэту» не потеряло свою актуальность и для ныне творящих современников.

Даже с учетом того, что в современном мире роль писателя не настолько важна, как это было в эпоху Пушкина, все равно нынешние авторы продолжают прислушиваться к нему. И в ситуации бездуховности оно приобрело особую важность и актуальность. Очень часто авторы, стараясь призвать современное общество к прекрасному и доброму, сталкиваются с непониманием и насмешками. Но для настоящего творца это не должно становиться преградой. Ведь целью любого поэта и писателя является служение прекрасному, несмотря ни на какие преграды и непонимания.

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

«Поэту» учит нас очень внимательно относиться к любому проявлению искусства. Чтобы правильно понять художника, необходимо и самому быть творцом. И не стоит давать оценку тому, что было не понято, или в чем не удалось разобраться и до конца понять.

Следовательно, необходимо постараться вчитаться в произведение, поставить себя на место автора и постараться посмотреть на мир его глазами, почувствовать его горечь и обиду. И, возможно, тогда нам откроется истинный смысл данного произведения. Не стоит уподобляться толпе и плевать на алтарь искусства, а постараться по достоинству оценить это великое творение.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *