Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего

Почему Пушкин отдаёт авторство Белкину?​

Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть картинку Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Картинка про Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего

Ответ:

Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть картинку Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Картинка про Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего

Ответ:

По́вести поко́йного Ива́на Петро́вича Бе́лкина» — цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из 5 повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина.

Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть картинку Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Картинка про Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего

Татьяна – персонаж повести И. С. Тургенева «Муму», прачка на московском дворе барыни-самодурки, подруга Герасима. Она была женщиной двадцати-восьми лет, худощавой, белокурой и с родинкой на левой щеке, что на Руси считала дурным знаком или предвестником несчастной жизни. В действительности Татьяна была несчастным человеком. Её с детства заставляли выполнять непосильную работу, держали в черном теле, плохо кормили, плохо одевали и платили мизерное жалование. Будучи искусной прачкой, она должна была выполнять только «тонкую» работу, а на деле выполняла тяжелую. Раньше она была красивой, но тяжкий труд стер ее красоту и теперь она выглядела скорее измученно.

На дворе барыни она старалась ни с кем не заговаривать, всех сторонилась и побаивалась. Характер у Татьяны был кроткий. Все что ее заботило – это сдача работы в срок. Она трепетала от страха при одном только упоминании имени старой барыни, оттого и была запугана. Татьяна нравилась Герасиму своим скромным и кротким нравом. Он оказывал ей знаки внимания и даже покровительствовал ей. Но барыня решила выдать ее за безнадежного пьяницу Капитона, чтобы тот остепенился. Будучи человеком смиренным, Татьяна не смела возражать. Когда Капитон окончательно спился, ее вместе с ним отправили в деревню. Перед отъездом Герасим подарил ей красный платок, а она прослезилась и по-христиански три раза поцеловала его.

Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть картинку Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Картинка про Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего

Источник

Литература. 6 класс

Цикл повестей

Подчеркните верное. Сколько произведений объединяет цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»?

Герой повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Выберите один верный ответ.

Каким именем назвалась Лиза при её первой встрече с Алексеем?

Содержание повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Из предложенных вариантов выберите верные.

Идея обучить Акулину грамоте принадлежала Алексею

Упав с лошади, травму получил Муромский

Помещики узнали о переодеваниях Лизы

Отец Алексея решил женить сына на Лизе только по его согласию

Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский были соседями

Отец обыкновенно звал Лизу Бетси

Ненависть к нововведениям была отличительной чертой Берестова

Отец поругал Лизу за то, что она странно оделась к обеду с Берестовыми

Мисс Жаксон разрешила Лизе взять её белила и сурьму

Творчество и биография А. С. Пушкина

На ленте времени расположите события согласно датам, когда они происходили

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкин

А. С. Пушкин выдумал автора-повествователя Ивана Белкина для того.

Композиция произведения

Чем закончилась повесть «Барышня-крестьянка»?

Лиза и Алексей поссорились

Лиза и Алексей поженились

Автор не стал описывать развязку повести

Старшее поколение в повести «Барышня-крестьянка»

Установление соответствий между героями и их характеристиками

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

Ведёт хозяйство на русский манер: «В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей»; «Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

«…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» ; «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Источник

Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего

К дню рождения персонажа «Повестей»

Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть картинку Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Картинка про Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего
Портрет И.П. Белкина работы неизвестного художника

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были написаны Пушкиным осенью 1830 года и изданы в 1831 году. Сейчас мы можем со всей уверенностью сказать, что автором этого цикла является сам Пушкин, однако даже в названии мы видим другого сочинителя этих повестей – Белкина.

Ивана Петровича Белкина сложно назвать персонажем пушкинских произведений как таковым. Ведь Пушкиным с первых страниц цикла повестей Белкин подается читателю не как герой рассказанных далее историй, но как их автор, Александр Сергеевич же якобы выступает только в роли издателя – того, кто эти истории решился опубликовать и сопроводил предисловием, коротко рассказывающем нам о том, кто же такой Белкин.

Сам Белкин, в свою очередь, также не является полноценным сочинителем этих повестей – каждая из них была от кого-то услышана, а Белкиным только записана. Пушкиным же впоследствии отредактирована и передана в издательство.

Так кто же такой Иван Петрович Белкин? Зачем Пушкину понадобилось придумывать другого автора для собственного произведения? И существовал ли у Белкина реальный прототип?

Что мы узнаем об Иване Петровиче из предисловия:

Во-первых, что был он не женат, бездетен и не очень-то общителен в целом – единственная наследница, родственница со стороны матери, Марья Алексеевна Трафилина, знакома с покойным не была. Единственным его другом, решившим откликнуться на письмо «издателя», пожелавшего выпустить «Повести», оказался сосед из села Ненарадово, бывшего соседним с Горюхино, принадлежавшим Белкину.

Биография Белкина, в целом, похожа на биографию типичного представителя помещического сословия своего поколения: получил первоначальное образование от дьячка, поступил на службу, которая продлилась 8 лет до смерти его родителей, после которой он вступил во владение селом Горюхино.

Не обладал особым талантом к ведению хозяйства и село запустил. Жизнь вел умеренную, не употреблял алкоголя и был стеснителен в общении с женщинами.

Внешне он описывается соседом как человек «росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав».

Белкину было всего 30 лет, когда он умер от простуды, перешедшей в горячку – Пушкин на момент написания повестей почти ровесник своему герою.

В целом, Белкин был непримечательным персонажем, который вел непримечательную жизнь. Единственным примечательным в нем была любовь к сочинительству – причина, из-за которой сосед, хоть и «весьма уважал и любил сочинителей», все же, будучи в преклонных летах, пожелал остаться анонимным и не быть упомянутым в публикации книги.

Исследователи пушкинского творчества долгие годы ведут споры о том, насколько Белкин важен как «автор» цикла повестей. Повлияло ли введение этого персонажа на Пушкинский стиль, а если нет, зачем вообще понадобилась эта дистанция?

Большинство пушкинистов все же сходится на том, что стиль поздних произведений Пушкина (например, «Дубровского» или «Арапа Петра Великого») совпадает с тем, в котором написаны «Повести Белкина». Однако, именно Белкину «принадлежит» право выбора эпиграфов к каждой из повестей. В последние годы жизни Пушкин отошел от влияния романтизма и сентиментализма, выработав собственный стиль произведений, однако, эпиграфы в «Повестях» – из Баратынского, Жуковского, Державина – романтические, и выбраны явно не Пушкиным. Поэт дал произведению самостоятельно только один заглавный эпиграф, как издатель, из пьесы Фонвизина «Недоросль» – «он еще сызмала к историям охотник». Как и сосед Белкина, пожелавший остаться неизвестным, Пушкин иронизирует по поводу любви Белкина к сочинительству.

Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть картинку Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Картинка про Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего
Обложка первого издания «Повестей Белкина»

И вообще весь раздел «от редактора» написан в несколько шутливой и покровительственной манере. Так, в начале Пушкин пишет, что письмо ненарадовского соседа помещает «безо всяких перемен и примечаний», однако дальше все же следуют два примечания – Пушкин посчитал должным отпустить анекдот, рассказанный соседом о Белкине и повествующий о его «истинно девической стыдливости», а также редактор указывает, что убрал из текста пометы Белкина, дающие понять то, кем была рассказана ему та или иная история.

Как известно, Пушкин долго колебался и не решался издавать повести под вымышленным именем. Летом 1831 года он писал Плетневу: «Я переписал мои 5 повестей и предисловие, т. е. сочинения покойного Белкина, славного малого. Что прикажешь с ними делать. ». Однако, в конце концов, они все же увидели свет, изданные под именем Белкина. Зачем же Пушкину понадобилось придумывать автора собственноручно написанных повестей?

Одна из теорий, литературная, гласит, что написанные не Пушкиным, а Белкиным повести воспринялись читателем как более бытовые и приближенные к реальности. Белкин, поданный в предисловии автора как персонаж совершенно обычный и, хоть и со склонностями к сочинительству, однако, способный скорее записывать, нежели выдумывать, передает читателю свои «Повести» в первозданном виде – как житейские истории, с развязками не литературными, а бытовыми. Как мы помним, все повести цикла заканчиваются хорошо, а последняя «Барышня-крестьянка», завершающая все произведение, так и просто заканчивается идеально – драма, которая легла в основу сюжета, оказывается надуманной, и герои просто счастливы в своей любви. Будь это написано Пушкиным, читатель мог бы воспринять написанное как красивую сказку, не имеющую никакого отношения к реальности, однако Белкин, далекий от придумывания человек, рассказывает невымышленную, правдивую историю. И все положительные, светлые сюжеты повестей цикла уже воспринимаются читателем как возможные в реальности.

Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть картинку Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Картинка про Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего
Иллюстрация к повести Барышня-крестьянка. Художник Д.А. Шмаринов

Вторая теория, вполне прозаическая, касается того, что Пушкин попросту боялся в то время публиковаться под своим именем. В письме Плетневу от 9 декабря 1830 года писал: « Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает. И так русская словесность головою выдана Булгарину и Гречу! ». В атмосфере, создавшейся в 1830 году вокруг «Литературной газеты» и Пушкина, публикация чего-либо под своим именем была для писателя рискованным мероприятием. Правда, надолго сохранить анонимность с Белкиным не удалось – уже в 1834 «Повести Белкина» вошли при печати в состав «Повестей, изданных Александром Пушкиным».

И та, и другая теория до сих пор имеют место быть, и, не исключая друг друга, даже могут обе являться причиной того, почему Пушкиным был придуман Иван Петрович Белкин.

Но тут появляется еще один вопрос, над которым пушкинисты спорят уже не один век – а был ли Белкин выдуман писателем от начала и до конца, или все же для него существовали какие-то реальные прототипы?

Как уже было сказано выше, «Повести» были написаны осенью 1830 года, весной же того года Пушкин, как известно, ездил свататься к семье своей невесты – Натальи Гончаровой, именье которых было расположено в Малоярославецком уезде Калужской губернии. Имение Гончаровых носило название Полотняный Завод и располагалось в окружении многочисленных деревень на небольшом расстоянии от самого имения (около часа езды). А принадлежали эти деревни роду князей Белкиных.

Мог ли Пушкин знать, что ближайшими соседями будущей невесты были носители фамилии Белкины?

Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Смотреть картинку Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Картинка про Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего. Фото Пушкин выдумал автора повествователя ивана белкина для чего
«Пушкин с женой в саду». Работа авторства Е.Устинова 1998

В хозяйственных документах семьи Гончаровых сохранились многочисленные сделки купли-продажи с семейством Белкиных. Так что документальные подтверждения тому, что семьи общались, имеются. Что же касается встречи Пушкина с Белкиными, никаких подтверждений тому не осталось – можно лишь предположить, что по приезде жениха, да еще и накануне дня его рождения в имении Гончаровых был устроен праздник, куда пригласили также и ближайших соседей.

В любом случае, даже если Пушкин Белкиных не знал, он мог слышать о них от Натальи, и в угоду будущей супруге вплести в повествование знакомые ей места и персонажей. Тем более, что в тех же «Повестях» был такой прецедент – образ гробовщика Адриана Прохорова из повести «Гробовщик». Лавка его прототипа располагалась в Москве на Большой Никитской улице, как раз напротив дома невесты поэта.

Таким образом, Белкин – был у него прототип или нет, у Пушкина выступает как совершенно обычный и ничем не примечательный человек, склонный не придумывать, а запоминать и записывать реальные истории. Появление его в качестве автора произведения способствовало тому, что читатель проникался достоверностью описанных в цикле «Повестей» событий. А, учитывая то, что все эти истории со счастливым концом для всех героев описываемых событий, что русской литературе не очень-то свойственно, то «Повести Белкина» по сей день могут оказывать на своих читателей положительное терапевтическое воздействие по лечению душевных ран, возникающих при неверии в то, что счастье возможно.

1. Архангельский А. Герои Пушкина / А. Архангельский. – Москва, 1999. – 168 с. – Текст: непосредственный;

2. А. С. Пушкин. Повести Белкина : Материалы об истории «Повестей Белкина» / Ред.-сост.: Н. К. Гей, И. Л. Попова. – Москва, 1999. – 615 с. – Текст: непосредственный;

3. Ипполитов С. Шутка гения? Как мог познакомиться Александр Сергеевич Пушкин с Иваном Петровичем Белкиным / С. Ипполитов // Родина. – 10. – 2015. – С. 66-70. – Текст: непосредственный;

4. Хализев В. Е. Цикл А. С. Пушкина «Повести Белкина»: Учеб. пособие для вузов // В.Е. Хализев, С. В. Шешунова. – Москва, 1989. – 80 с. – Текст: непосредственный;

5. Экштут, С. «Не мой Белкин. » / С. Экштут // Родина. – 2015. – № 10. – С. 71-72. – Текст: непосредственный.

Ольга Сустретова, Центральная библиотека им. А.С. Пушкина

Источник

Что мы знаем об Иване Петровиче Белкине?

Виктор Есипов
ЧТО МЫ ЗНАЕМ
ОБ ИВАНЕ ПЕТРОВИЧЕ БЕЛКИНЕ?

Добавим к этому перечню и наши наблюдения. Так, в предисловии к повестям «От издателя», которое не может принадлежать перу Белкина, находим стилистическую фигуру, аналог которой содержится в повести «Выстрел». Подобные текстовые совпадения имеются в «Дубровском» и «Барышне- крестьянке», «Записках молодого человека» и «Станционном смотрителе». Для наглядности располагаем тексты из «Повестей Белкина» в левой части страницы, а тексты им аналогичные из других произведений Пушкина – справа от них 5 :

«…простреленная картина естьпамятник последней нашейвстречи…» (8, 73)

«Помещаем его безо всяких перемени примечаний, как драгоценныйпамятник благородногообраза мнений…» (8, 59)

«Это был настоящий русскийбарин» (8, 109)

«Промотав в Москве большуючасть имения своего… уехал онв последнюю свою деревню…»(8, 109)

«…продолжал проказничать,но уже в новом роде» (8, 109)

«…жил старинный русскийбарин…» (8, 161).

«…с расстроенным состояниемпринужден был выдти в отставкуи поселиться в остальномсвоей деревне» (8, 162).

«…в продолжительных пирах,и проказах, ежедневнопри том изобретаемых…» (8, 161)

«…а я занялся рассмотрениемкартинок, украшавших егосмиренную, но опрятную обитель.Они изображали историюблудного сына…»(8, 98-99).

«ЗАПИСКИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА»:

«Я благодарил, и занялся рассмотрением картинок,украшающих его смиренную обитель.В них изображена историяблудного сына» (8, 404).

Перечень текстуальных совпадений в «Повестях Белкина» и других прозаических произведениях Пушкина можно продолжать и продолжать, что, на наш взгляд, подтверждает невозможность серьезного разговора о какой-либо «белкинской» манере письма, «белкинском» литературном стиле.

Но и после этого Пушкин еще долго колебался, решая, следует ли издавать повести под именем Белкина. Так, уже летом 1831 года он писал Плетневу: «Я переписал мои 5 повестей и предисловие, т. е. сочинения покойного Белкина, славного малого. Что прикажешь с ними делать. » (14, 186).

Даже при прохождении рукописи повестей через цензуру предисловие еще отсутствовало. Пушкин еще не решил его судьбу, и Плетнев в письме от 5 сентября 1831 года, сообщая о получении цензурного разрешения на издание повестей, тревожился: «Не задержишь ли ты издания присылкою Предисловия…» (14, 222).

Все это говорит не в пользу художественной нераздельности предисловия с повестями, не в пользу их органической связи.

Известна и причина, по которой Пушкин решил издать повести под чужим именем, она названа им самим в письме к Плетневу от 9 декабря 1830 года, когда еще предполагалось издать повести анонимно: «Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает. И так русская словесность головою выдана Булгарину и Гречу!»

Таким образом, в продолжающемся споре о роли Ивана Петровича Белкина в пушкинском прозаическом цикле мы придерживаемся позиции, наиболее отчетливо сформулированной Ю. Оксманом еще 70 лет назад:

«Вся сложная система маскировки подлинного автора построена была в предисловии к «Повестям Белкина» по методам подобных же вводных очерков и примечаний к некоторым из романов Вальтера Скотта, с тою, однако, разницей, что предисловие Пушкина являлось случайной позднейшей надстройкой, композиционной фикцией, а не органической частью повествования» (19, 1205).

Разумеется, нельзя не признать, что введение в цикл повестей издательского предисловия и ссылок на конкретных повествователей (фигур столь же условных, как и образ Белкина), придает повестям некоторые дополнительные оттенки смысла.

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Источник

«ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА». ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ЛИЦА ВЫМЫШЛЕННОГО АВТОРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ

«Повести покойного ивана петровича белкина».
Книга (цикл) повестей. повествование от лица
вымышленного автора как художественный прием

Задача деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. С. Пушкине как авторе «Повестей Белкина», вовлечению в решение поставленных в повестях проблем, развитию интереса к Пушкину как мастеру прозы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

познавательная сфера: иметь представление об отличии автора от повествователя – рассказчика; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в произведении; владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям А. С. Пушкина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции;

коммуникативная сфера: развивать умения рисовать картину, создавать портрет на основе личных впечатлений и полученных знаний; владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения и устного рецензирования выразительного чтения одноклассников;

эстетическая сфера: проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/612277

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, макет книги «Повести Белкина» с титульными листами ко всем 5 повестям; плакат эпиграф к уроку: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ничему не учат» (А. С. Пушкин).

Основные понятия и термины: цикл повестей, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка, ирония.

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ничему не служат.

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

– Скажите, сколько повестей вошло в сборник «Повести Белкина»? Как они называются? Внимательно рассмотрите макет книги.

II. Изучение нового материала.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

Учитель просит внимательно прочитать эпиграф к уроку и в течение урока найти аргументы для его подтверждения.

2. История создания «Повестей Белкина». (См. Ресурсный материал.)

3. Выразительное чтение вступления «От издателя» к «Повестям Белкина».

4. Беседа по повести «Метель».

Беседа по вопросам 1–5, с. 57–58 (В. П. Полухина «Читаем, думаем, спорим. »).

5. Художественный (близкий к тексту) рассказ о жизни Бурмина.

– Что вы можете сказать о характере героя?

6. Выразительное чтение сцены метели.

Вопросы для беседы:

– Какую роль, на ваш взгляд, сыграл этот эпизод в жизни героев?

– Почему повесть так названа?

– Можете ли вы вспомнить примеры из книг, из жизни, чтобы стихия природы вмешивалась в жизнь людей и меняла ее независимо от их желания, воли?

– Задайте вопросы нашему рассказчику.

Беседа по вопросам 9–11, с. 58 (В. П. Полухина «Читаем, думаем, спорим. »).

8. Художественные особенности повести.

– Рассмотрите следующие особенности повести:

1) описание природы, роль пейзажа;

2) художественные средства;

– Обратимся к эпиграфу урока. Приведите аргументы, подтверждающие правоту высказывания Пушкина.

9. Сообщение ученика «Музыканты и художники-иллюстраторы повести А. С. Пушкина “Метель”».

– Какая иллюстрация к повести «Метель» соответствует вашему восприятию произведения?

– Слышали ли вы вальс композитора Г. Свиридова к кинофильму «Метель»? Поделитесь своими впечатлениями.

III. Практическая деятельность: работа со словарем (в группах).

Задание для 1-й группы : найти лексические значения слов: отставной заседатель, летела стремглав, надела теплый капот, улан, деревянный ставень, в шлафорке на вате, более чем полудюжиною заговорщиков, стал перед налоем.

Задание для 2-й группы : объяснить значение понятий, требующих закрепления: цикл повестей, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку силой, которая рисовалась Пушкиным в стихотворении «Бесы».

Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, устланную белым волнистым ковром, как пишется в том месте повести, где Владимир, проплутав до полуночи, выехал к незнакомой деревне.

Эта белая, застывшая равнина – словно предвестие судьбы бедного ар-мейского прапорщика, который будет смертельно ранен под Бородином.

На страницах повести слышен голос очевидца событий конца Отечественной войны 1812 года: «Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове “Отечество”! Как сладки были слезы свидания».

Этого не вычеркнешь из биографии всех русских людей, включая и Марью Гавриловну, и Бурмина.

Подводя итог нашего разговора, можно сделать вывод о смысле названия повести, который заключается в том, что стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания и вознаградила за все пережитое.

– Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание (по выбору).

1. Составить викторину по «Повестям Белкина».

2. Составить кроссворд по любой повести.

3. Нарисовать иллюстрацию к любой повести.

4. Подумать над предложениями по подготовке проекта урока внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

История создания «Повестей Белкина»

«Повести Белкина» – первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Они созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать читателя, вымышляя какого-то не существовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И. П. Белкин как автор?

Попытаемся ответить на эти вопросы. Но сначала представим себе, о чем рассказывает Белкин. Жизненный материал, легший в основу повестей, – истории, случаи, происшествия провинциального быта. События, происходившие за блестящим фасадом Российской империи, привлекали Пушкина и раньше. Но обычно о них повествовал сам автор. Самостоятельных «голосов» мелких помещиков, офицеров, затерянных в глухих закоулках огромной страны, и вообще простого люда не было слышно. Теперь же Пушкин дает слово Белкину – выходцу из поместных глубин России. В «Повестях Белкина» нет народа как собирательного образа, но всюду присутствуют персонажи из разных социальных слоев. Это и крепостные крестьяне, и гробовщик, и провинциальные барышни, и смотритель с его дочкой, и множество других персонажей, только упомянутых или лаконично обрисованных. Тут и богатые, и бедные помещики, и нежданно залетевшие на почтовую станцию аристократы и офицеры, службой занесенные в отдаленные места.

Психологически, например, достоверно, что Белкина привлекают острые сюжеты, истории и случаи, анекдоты, как сказали бы в старину. Они условно яркие, быстро промелькнувшие огоньки в застойном быту тусклой и однообразной поместной жизни с ее медленным темпом. В судьбе «рассказчиков», которые поделились с Белкиным известными им необычными событиями, как у самого повествователя, не было ничего примечательного, кроме одной-двух историй. Титулярный советник А. Г. Н. рассказал покойному «Смотрителя», Подполковник И. Л. П. – «Выстрел», приказчик Б. В. – «Гробовщика», девица К. И. Т. – «Метель» и «Барышню-крестьянку». С этими людьми И. П. Белкину легко было встретиться и непринужденно общаться. Причем они рассказывали о том, что им хорошо, доподлинно известно. Пушкин подчеркнул как бы «профессиональную» причастность всех этих людей к известным им историям: чиновник рассказал о чиновнике, военный – о военном, мелкий торговец – о таком же мелком торговце, а уж девицу К. И. Т. больше всего интересовали, конечно, любовные приключения.

Есть, однако, еще одна очень важная особенность таких рассказов. Все они принадлежат людям одного уровня миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде – деревенской или городской. Различия в их взглядах на жизнь незначительны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна. Она как раз и позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком – Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим. Это означает, что Пушкин задумал представить истории в таком свете, в каком их увидели все рассказчики и Белкин в том числе. Русская жизнь должна была явиться в изображении самих рассказчиков, то есть изнутри. Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, уже знакомого читателям, не с позиций высокого критического сознания, а с точки зрения обыкновенного человека, происшествиями изумленного, но не отдающего себе ясный отчет в их смысле. Поэтому для Белкина все рассказы, с одной стороны, выходят за пределы его обычных интересов, ощущаются необыкновенными (недаром они врезались в его память и даже побудили взяться за перо), а с другой – оттеняют духовную неподвижность его существования.

Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин, однако, не устраняется из повествования. То, что кажется Белкину необыкновенным, Пушкин сводит к самой обыкновенной прозе жизни. И наоборот: самые ординарные сюжеты оказываются полными поэзии и таят непредвиденные повороты в судьбах героев. Тем самым, узкие границы белкинского взгляда неизмеримо расширяются. Так, например, бедность воображения Белкина приобретает особую смысловую наполненность. Вымышленный повествователь ничего не может придумать и измыслить, разве что поменять фамилии живых людей. Он даже оставляет в неприкосновенности названия сел и деревень. Пушкин, создавая письмо ненарадовского помещика, конечно, ироничен. Иван Петрович и в фантазии не вырывается из пределов ближайших деревень – Горюхино, Ненарадово, около них расположенных городков. Но для Пушкина в подобном недостатке, конечно, заключено и достоинство – везде происходят или могут произойти случаи, описанные Белкиным.

«Повести Белкина» выросли на скрещении двух писательских взглядов. К одному и тому же жизненному материалу у вымышленного и истинного повествователей разное, не совпадающее отношение. Поэтому немудрящая белкинская проза постоянно поправляется, корректируется, по иному освещается Пушкиным, который то вставит ироническое слово, то вспомнит какую-нибудь притчу (например, о блудном сыне), то отошлет к литературному сюжету.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *