Пушной я знаю что я болен
Александр Пушной: «Увидев меня с гитарой, Масляков сказал: «Это КВН, а не рок-концерт!»
Ведущий нового научного шоу объяснил, почему не любит юмор.
Ведущий Александр Пушной. Фото: СТС
Александра Пушного помнят по шоу «Галилео», «Слава богу, ты пришел!» и «Хорошие шутки», но не всем известно, что он сын кибернетика, окончивший физфак Новосибирского университета, да еще и имеющий степень магистра радиофизики.
Неудивительно, что он согласился стать ведущим нового шоу «Купите это немедленно», где домашние Кулибины пытаются заинтересовать инвесторов интересными изобретениями.
«Дети живут в гармонии с возрастом»
— Александр, научно-популярных программ у нас на ТВ выходило немало. В чем принципиальная особенность шоу «Купите это немедленно»?
— Тут важен вопрос времени, в котором мы живем. Мы привыкли к тому, что «бизнес» — ругательное слово: мол, знаем этих бизнесменов — наворовали и уехали с деньгами за рубеж, обманув вкладчиков. При этом есть и другой бизнесмен, который берется потом закрывать проблемы обманутых. Наша программа, надеюсь, выходит тогда, когда слово «бизнес» перестает отталкивать аудиторию.
Ведь сами по себе изобретения в России всегда воспринимались на ура. В советское время выходила программа «Это вы можете» (или «ЭВМ»). Туда приходили люди, придумавшие интересные и необычные вещи. И все это было по понятным причинам вне бизнеса. Слоган «Купите это немедленно» обращен к инвесторам. И мы пытаемся найти способ связать бизнес с изобретателями.
Любимый инструмент Александра — гитара, но в КВН он мог взять в руки даже аккордеон. Фото: YouTube
— Обычно это люди с разных планет…
— Да. Человек, придумавший нечто необычное, не ищет в этом бизнес-идею, а хочет, чтобы, как на «Поле чудес», ему просто дали денег. А инвесторы думают про другое и говорят зачастую на птичьем языке, который я старался, кстати, переводить на общечеловеческий. Что довольно непросто.
— То есть вы работаете связным?
— Отчасти. Я вижу непонимающие глаза изобретателей, уверенных в успехе своего дела, и вместе с инвесторами мы пытаемся объяснить, что есть конкуренция, есть Китай, который если не сделает то же самое, то идеально скопирует. Да и вообще велосипед изобрести вряд ли возможно. Разве что переизобрести. Как сделал Стив Джобс, который во времена гегемонии Nokia взял и перепридумал мобильный телефон.
— Ваши дети знают, что такое наука, или уже растут погруженными во вселенную ТикТок?
— Они живут в гармонии с возрастом. Мелкому (Андрей) 5 лет, он сам делает поделки из «Лего», пластилина. Его мир изобретений на этом уровне. Среднему (Михаил) 12 лет, он погружен в «Майнкрафт» (пиксельная игра, где нужно конструировать реальность), то есть тоже изобретает мир вокруг себя.
Не могу сказать, что очень доволен этим, но у нас довольно либеральная семья. А старший (Дмитрий), которому 17, направился в гуманитарную сферу. Хотя с другом они сделали некую систему, связанную с умным домом. И даже проходили ступень между изобретением и презентацией бизнесу.
«Хорошие шутки» возрождались тысячу раз»
— Музыку, которой вы тоже давно занимаетесь, можно назвать наукой?
— Нет, конечно. Да, все, что связано с обработкой звука или некоторыми инструментами, создано благодаря науке. Но в музыке так много отклонений от нормы, что это очень далеко от науки. Закономерностей нет. Нельзя написать такую же песню, как у Queen, чтобы она стала хитом, как у Queen. Почему? Никто не знает. В науке же законы повторяются вне зависимости от времени и места проведения.
— В октябре запланирован концерт вашего коллектива с программой кавер-версий разных хитов. Гастролировать не собираетесь?
— Моего желания тут недостаточно. Нужен запрос в городах на выступления хотя бы на уровне клубов. Чтобы прокатчики связались с нами. Пока сильного рвения в этой области не наблюдаю. Есть отдельно взятые люди, которые зовут в Омск, Томск, Новосибирск и так далее.
Я отвечаю, что должен быть интерес со стороны организаторов. Мы же не в гости выступать едем. Экспериментировать с такими молодыми группами, как наша, не все готовы. Хотя последний альбом отлично слушают на всех онлайн-площадках. Люди удивились: ах, оказывается, Пушной что-то там еще пишет.
— Может, нужен матерый продюсер, который втащит вас в гастрольный тур? Или в шоу «Голос»…
— Увы, в музыке нет четких рецептов. Если я пройдусь по всем вокальным проектам на ТВ и мы будем кричать об этом на каждом углу, до определенной части зрителей волна дойдет. Но это не значит, что люди скажут: «Пойду на концерт!» В нашем шоу-бизнесе и кино никто не знает, что точно работает.
Мы идем старым добрым методом тыка. Делаем, делаем, вдруг пошло… Будем изучать статистику спроса, потому что разовый успех (это я понимаю как физик) может быть случайностью.
— В последнее время наблюдается тренд на возрождения: новый альбом «АББА», возвращение «Тату»… Не обсуждали это с участниками культового проекта «Хорошие шутки» Михаилом Шацем и Татьяной Лазаревой?
— Мы уже три тысячи раз воссоединялись начиная с 2009 года. Проект закрывался и открывался. А потом все выросли. Михаил стал стендапером, теперь блестяще дает двухчасовые сольные концерты. Таня занимается контентом, связанным с детьми и психоанализом.
Мы можем, конечно, собраться, но у нас уже настолько разные интересы, что вряд ли это будет надолго. Мне неинтересен психоанализ, Таня не любит тяжелую музыку, Миша любит юмор, а я — нет.
Зрители до сих пор тоскуют по шоу «Хорошие шутки», которое невозможно представить без Пушного и Татьяны Лазаревой. Фото: Persona Stars
— Не любите юмор?! Хорошая шутка…
— И никогда не любил. Хотя все меня почему-то считают юмористом. В КВН после номера с пародией на Стинга (в составе команды НГУ в конце 90-х) мне вручили почетное звание автора, ручку и бумажку. И вот с этой ручкой и пустой бумажкой я просидел на КВН оставшиеся 4 года.
Потом такая же история была с Comedy Club — в 2005 году, когда они только начинали, я выступил пару раз, а мне говорят: «Отлично, давай к нам!»
Но что я буду делать? Я не автор шуток. Могу пошутить, но юмор в химически чистом виде меня никогда не привлекал. Парадокс был и с музыкальным конкурсом АПОЖ (участники шоу «Хорошие шутки» угадывали песни, запущенные в обратном порядке): там не было шутки, смысл был в идее развернутой песни. Поэтому мне было непонятно, почему все так смеются.
— Лишь бы Александр Васильевич Масляков не прочитал это интервью…
— Когда мы ходили на 50-летие КВН, я схватился за гитару, начал настраивать. Александр Васильевич подошел и сквозь зубы процедил: «Пушной, это не рок-концерт, как ты не понимаешь?» А я ему объясняю, что так хочется на гитаре сыграть… Разные жанры.
— Ситуация с концертами все тревожнее — новая волна пандемии набирает ход. Как ученый можете объяснять страх нашего человека перед научными открытиями и вакцинацией и веру в волшебные порошки? Всем ведь с детства в СССР делали прививки.
— Во-первых, всех этих людей, получавших прививку БЦЖ («живая» вакцина от туберкулеза) при рождении, никто не спрашивал. А они до сих пор уверены, что вообще никаких прививок не делали. Во-вторых, виноват ковид с «маленькой» смертностью. Три процента — ужасная смертность для гриппа, но гибель людей от ковида в таких пропорциях (под 1000 человек в день в России) воспринимается нормально.
Просто многие переболели в легкой форме и убеждены, что изобрели лекарство от коронавируса. Моя сестра считает, что надо дышать над водкой, чтоб выздороветь. А друг дышал над хреном и считает, что это ключ к успеху.
Плюс еще есть психологический момент. Благодаря статистике мы знаем, что самолет — самый безопасный вид транспорта. Но если есть среди знакомых хотя бы один друг, у которого родственники погибли в авиакатастрофе, ему эти показатели не скажут ничего. Мы его не переубедим.
Так и с прививкой: кто-то заболел и после прививки, так зачем тогда прививаться? Статистика работает в массовом сознании, но не работает в частных случаях. Надо переживать и беспокоиться за каждого человека, конечно, но человечество как вид этот вирус не убьет. Поэтому к нему такое отношение.
Смотрите также
Еще больше интересных роликов на нашем YouTube-канале.
Знание как развлечение и развлечение как знание
Е. АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер! В эфире «Телехранитель» — программа о сути телевидения и тех, кто хранит и определяет эту суть. В студии Елена Афанасьева. Как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. В гостях у меня сегодня Александр Пушной. Здравствуйте, Александр!
А. ПУШНОЙ: Здравствуйте!
Е. АФАНАСЬЕВА: Человек, который ведет на телеканале СТС сразу две программы. Они очень разные, поэтому я назвала сегодняшнюю тему «Знание как развлечение и развлечение как знание».
А. ПУШНОЙ: И развлечение как развлечение.
Е. АФАНАСЬЕВА: И знание как знание! Исходя из того, что я читаю в Вашей биографии – Вы физик по образованию, у Вас есть диплом бакалавра и диплом магистра, — так что Вы на любую тему готовы поговорить.
А. ПУШНОЙ: С удовольствием!
Е. АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, уважаемые слушатели! Наш sms-номер +7-985-970-45-45 – пожалуйста, присылайте Ваши вопросы моему сегодняшнему гостю и реплики на тему, как же у нас с развлечением и знанием на современном телевидении дела обстоят. А во второй части программы, как всегда после новостей, мы сможем поговорить по телефону. Я была на этой неделе на презентации нового сезона на канале СТС. Там раздавали всякие справочные материалы по разным проектам, в том числе по Вашей программе «Галилео». Если вдруг кто не бывает днем у телевизора – это [«Галилео»] такой научно-популярный журнал. Правильно?
А. ПУШНОЙ: Абсолютно!
Е. АФАНАСЬЕВА: Тут перечисляется масса интересных вопросов: почему небо голубое, а не зеленое; как получается, что абсолютно все швы у футбольного мяча внутри – а как, кстати?
Е. АФАНАСЬЕВА: В общем, эту программу делают люди, которые не разучились задавать детские вопросы.
А. ПУШНОЙ: Да. Дело в том, что у всех взрослых детских вопросов очень много. Каждый взрослый себе эти вопросы задет. У нас придумался неожиданно такой слоган в программе: «Мир интереснее, чем вам кажется!» — он немножко звучит агрессивно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вы подозреваете своих зрителей в апатии?
А. ПУШНОЙ: Нет, я подозреваю их в том, что они не задают себе вопросов, которые имеют очень интересный ответ. Компания «Телеформат» во главе с Левиным Александром Викторовичем, который делает эту передачу, снимает огромное количество сюжетов. Мы в том числе берем сюжеты и немецкие. В этих сюжетах, как правило, рассказывается о каком-то интересном событии, которое может поместиться в сюжет длиной 4 минуты или 2. Но иногда бывают такие темы, например мне очень понравилась тема про очки, которые в сюжет не запихнешь, из них сюжет не сделаешь, но сами по себе они очень интересные. Вы, наверняка, помните и видели много раз, как люди протирают себе очки. Это выглядит так: человек снимает очки, подносит ко рту, выдыхает и протирает носовым платком. Если вы спросите любого человека, как это происходит, он скажет, что очень просто: когда мы выдыхаем изо рта пар, он конденсируется в виде влаги на поверхности очков, дальше мы этой влагой протираем очки – ничего удивительного в этом нет. Если сделать такой эксперимент: взять пульверизатор с холодной водой или с водой комнатной температуры и также попытаться протереть очки, они останутся грязными. Оказывается, есть очень важный момент, почем мы делаем это ртом: выдыхая пары ртом, мы нагреваем этот тончайший слой жира, и он растворяется от температуры выдыхаемого человеком пара. Он нагревается, и только смесь разогретого жира и сконденсированной влаги позволяет нам протирать очки до нормального состояния.
Е. АФАНАСЬЕВА: Сколько же умных людей сидит вместе с Вами и делает эту программу?
А. ПУШНОЙ: Ой, огромное количество. Я могу сейчас перечислить по фамилиям: это наши замечательные редакторы, которые выпускают, — Саша Колтовой, Аня Куркина, Наташа Петирикова; человек, который там огромное количество работы выполняет, Миша Горшман; Лена Калиберда, режиссер, с которым мы ездим на съемки. И это не все!
Е. АФАНАСЬЕВА: Мы с Вами до начала передачи говорили, что формат программ на телевидении в основном нынче купленный. Как с «Галилео» дело обстоит? Тоже купленный?
А. ПУШНОЙ: Да, «Галилео» — это немецкий формат, но все, как это называется, проходит локализацию. То есть купили формат за рубежом, и он должен в России пойти, и он естественно претерпевает изменения. Например, немцы смотрят сюжет длиной 15 минут про изготовление сосисок. И ничего с этого их сбить не может. Они делают фантастический рейтинг.
Е. АФАНАСЬЕВА: Только на сосисках?
А. ПУШНОЙ: Нет, не только на сосисках. Просто немцы – по-другому устроенные люди. Они больше интересуются тем, как это устроено, в отличие от нас, к сожалению, а может, и к счастью, — не знаю. Нашему человеку интересен сюжет о том, как что-то взломать, сломать, испортить, как оно устроено внутри и т.д. Немцы более тщательные люди, поэтому они любят изучение всяких технологий. Это первое, что мы изменили. У нас сюжеты более динамичные, более интересные. Опять же это потому, что зритель более избалованный у нас, в отличие от немцев. А второе, что мы сделали, — ведение, которым я занимаюсь в программе «Галилео». Оно, мягко скажем, придурковатое. При этом я очень комфортно чувствую себя в этой ситуации. Я вообще считаю, что подавать знания так сухо, как это дают в школе, — это немножко неправильно. Нужно их подавать интересно, развлекаясь и иронизируя не только над самими знаниями, но и над самим собой тоже.
Е. АФАНАСЬЕВА: Поэтому Вы, получив диплом физика, не пошли в школу преподавать, а пошли подавать знания через телевидение.
А. ПУШНОЙ: Нет, на самом деле я не пошел из физики в телевизор – меня в телевизор привели. Два человека: Михаил Шац и Татьяна Лазарева.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вот как раз Яков, художник, спрашивает, как Вы попали туда.
А. ПУШНОЙ: Вот я отвечаю Якову: два человека, Яков, меня туда привели – Татьяна Лазарева и Михаил Шац. Взяли за руку и привели. Сказали: будешь рядом с нами сидеть играть на всех инструментах и мешать нам вести программу. Собственно с этого все и началось: я физику закончил просто потому, что я ее закончил. Я понял очень простую вещь: заниматься физикой у нас немножко сложно. Нам вот математики любят приводить в пример: ребята, мне, чтобы работать, нужны ручка и бумажка – и все; а вам нужно то, то, такая-то установка, деньги, а сейчас денег на это нет и т.д., и т.п. Кстати, на радость России, денег на науку нет и за рубежом, не переживайте!
Е. АФАНАСЬЕВА: Ничего себе! Плохо не то, что у меня корова сдохла, а что у соседа жива. Давайте устроим такой блиц: будем отвечать на вопросы, которые пришли по интернету перед передачей и сейчас приходят по sms. Киршин Евгений, служащий из Екатеринбурга: «Мы с женой недоумеваем, почему у Вас такая странная прическа. У какого парикмахера стрижетесь?».
А. ПУШНОЙ: Ой, как часто мне такой вопрос задают. Я не ожидал, что людям будет это так в глаза бросаться.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вероятно, это такая отличительная черта Вашего имиджа.
А. ПУШНОЙ: Нет, Вы знаете, я как человек с физическим образованием ко всему подхожу практически. Здесь ситуация была такая: у меня нет стилиста, у меня нет парикмахера, у меня нет человека, который следит за тем, в каком виде я выхожу на сцену. Поэтому, чтобы сделать из плохой прически хорошую, ее надо сделать совсем плохой! Тогда, как говорят программисты, it’s not a bug, it’s a feature, то есть «это не ошибка, это особенность». И эта прическа превращается в особенность. Никто уже не спрашивает: что ты неправильно стрижешься.
Е. АФАНАСЬЕВА: Скажите, Александр, будучи ведущим двух программ, Вы можете эту логику применить к телепроекту: чтобы стать не плохим, а совсем хорошим, надо стать совсем плохим?
А. ПУШНОЙ: Абсолютно точно!
Е. АФАНАСЬЕВА: Вы хотите сказать, что если делать передачу совсем плохо, то она станет популярной?
А. ПУШНОЙ: Да, это станет е особенностью. Ну, далеко за примерами ходить не надо.
Е. АФАНАСЬЕВА: А сами не пробовали?
А. ПУШНОЙ: Да нет, конечно, зачем?! Я не хочу идти по этому пути. Это касается только волос, потому что не хочется тратить время.
Е. АФАНАСЬЕВА: Хорошо. Следующий вопрос. Татьяна, художник: «Спасибо Вам, Александр, за то, что Вы делаете (интеллектуально-музыкальный юмор). Вопрос: Как Вы думаете, когда в нашей стране появятся шоу, аналогичные Saturday night live, или у нас такое в принципе невозможно?».
А. ПУШНОЙ: Возьму на себя смелость утверждать, что мы идем по этому пути, друзья! «Хорошие шутки» идут и скоро станут «Большими хорошими шутками»: так и будет называться – «Больше хороших шуток на СТС». И мы будем становиться Saturday night live с вашей помощью. Единственное, что нас отличает от Saturday night live пока, — это то, что к нам не приходит Брюс Уиллис. Но переговоры с ним ведутся.
Е. АФАНАСЬЕВА: Ну, он там дружит с вашей Тиной Канделаки, так что обращайтесь к Тине.
А. ПУШНОЙ: Я думаю, что с Тиной вместе он и придет.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да, так что насчет «Больше хороших шуток» был вопрос. Это будет просто более длинное шоу, или чем оно будет отличаться от просто «Хороших шуток»?
А. ПУШНОЙ: Мы взяли все самое лучшее, оставили это и поменяли все самое плохое. Не знаю, как ответить одним словом, что поменялось, если это блиц. Вы все увидите сами. Я вот так хитро заинтригую.
Е. АФАНАСЬЕВА: «За какую минимальную дополнительную сумму Вы согласились бы шутить, как шутят в «Камеди-клабе» или «Бла-бла-бл-шоу»?» — Эрнст М., инженер.
А. ПУШНОЙ: Вы знаете, дело в том, что я был в «Камеди-клаб» в 2005 году. Я пришел, там ребята – старые друзья, мы с КВН все друг друга знаем. Я показал, что у меня есть. Они сказали: слушай, вот это и это – точно в формате «Камеди-клаб». Это не обязательно было пошло – просто это было в формате «Камеди». А вот это и это – не в формате. Но, так как у меня мало чего в формате «Камеди», я там, как говорится, появляюсь редко.
Е. АФАНАСЬЕВА: И Вы пошли в «Шутки»?
А. ПУШНОЙ: Мне в «Шутках» гораздо комфортнее, потому что я там занимаюсь не только юмором. Я вообще считаю, что заниматься только юмором опасно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Потому что в какой-то момент надо заставлять себя шутить?
А. ПУШНОЙ: Абсолютно точно! Нет, это еще страшнее: в какой-то момент зритель чувствует, что ты его заставляешь смеяться – а ведь ничего страшнее, чем заставлять смеяться, нет. Я уже много раз говорил: у меня есть такая теория, что юмор – это интимное чувство, в отличие, например, от страха и любви. Вот я, например, считаю, что любовь не интимное чувство. Любовь – это чувство, которое у всех возникает одинаково: да, к разным людям, но одинаково. Вот так я считаю.
Е. АФАНАСЬЕВА: Это тема для программы «Галилео»?
А. ПУШНОЙ: Я считаю, что это именно оно. Не говоря уже о страхе. Страх вообще универсальное чувство. Я всем привожу пример: когда мы смотрим какое-нибудь кино, где человеку отрывают голову, то мы все испытываем одинаковые ощущения.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вы уверены?
А. ПУШНОЙ: Ну, если человек не больной, и ему это нравится, и он хочет еще и еще. Мы все испытываем страх, ужас, кошмар.
Е. АФАНАСЬЕВА: Когда мы любим, по-Вашему, мы тоже выглядим одинаково?
А. ПУШНОЙ: Да, когда мы любим человека, все влюбленные взгляды на него, мне кажется, совершенно одинаковы. А вот юмор у нас у всех разный. Вот Вам смешно, что я сейчас сказал про юмор?
Е. АФАНАСЬЕВА: Будем считать, что это мой тип юмора. Ольга: «Вау! Пушной! Я так долго ждала! Наконец-то!». Ольга, считайте, что Вы уже дождались. Пушной здесь.
А. ПУШНОЙ: Сложно отвечать на такие вопросы.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да. «Александр Пушной – это Ваше настоящее имя или псевдоним?» — Сергей, Пенза.
Е. АФАНАСЬЕВА: Написано: «Александр Борисович. Город рождения – Новосибирск. Фамилия — Пушной». Поэтому, видимо, и позвали его Татьяна из Новосибирска и…
А. ПУШНОЙ: Да, и Михаил из Ленинграда – из Санкт-Петербурга.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Когда выйдут свежие «Хорошие шутки»?» — Диана, Саратов.
А. ПУШНОЙ: В воскресенье, в семь вечера.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Подумаешь, мяч! А вот почему в видеокамере объектив круглый, а изображение получается прямоугольное?» — Сергей, Владимир.
А. ПУШНОЙ: Сергей, а почему у Вас глаз круглый, а Вы видите прямоугольное изображение? Вы не задавались таким вопросом? Я, кстати, отвечу на этот вопрос. Потому что сетчатка, собственно, плоская.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да, Вы учтите, Сергей, что здесь у нас физик.
А. ПУШНОЙ: Да, физик-патологоанатом, знает все о строении организма.
Е. АФАНАСЬЕВА: ««Шутки» на СТС – прекрасное лекарство, изгнанник бед». «Вам приходят письма с вопросами?» — спрашивает лицеист Вадим из Томска.
А. ПУШНОЙ: Конечно. Я могу отвечать и отвечаю на эти письма. Самый популярный вопрос – какой программой Вы пользуетесь в конкурсе «Апож». Отвечаю: я пользуюсь программой Аdobe audition, версия 2.0. Сейчас миллионы радиослушателей вздохнули спокойно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Программы у Вас разные: «Шутки» — это и есть шутки, а «Галилео» — это, как раньше говорили, научпоп.
А. ПУШНОЙ: Кстати, могу объяснить, почему «Галилео». Со стороны кажется, что все, что связано с Галилеем, относится к космосу. На самом деле это связано с Галилео Галилеем. Вот он сидел себе на земле и смотрел, что солнце вращается вокруг земли. Об этом нам глаза говорят наши. И Галилео первым подумал, что в этом привычном есть удивительное: Солнце стоит на месте, а Земля вращается вокруг своей оси. То есть это взгляд на те вещи, которые нам привычными кажутся, и мы думаем, что знаем, как они устроены. А оказывается, все устроено по-другому. Вот, собственно, про это и программа.
Е. АФАНАСЬЕВА: Года три назад, когда был пик на программы sciencetainment, где есть скрещение информации и развлечения, я в этой студии разговаривала с разными вашими коллегами и сказала, что следующим будет infotainment.
А. ПУШНОЙ: Абсолютно точно.
Е. АФАНАСЬЕВА: И вот в пресс-релизе вашей программы в этом году я прочла, что ваша программа — это и есть infotainment. Понятно, что идеи витают в воздухе, но, судя по тому, что Вы человек с классическим образованием, у Вас могла быть такая идиосинкразия на популяризаторство. Очень многие люди, занимающиеся наукой серьезно, крайне скептически относится к тому, что надо разжевать и какому-то слушателю или зрителю в рот положить. Вы как к этому относитесь?
А. ПУШНОЙ: Я считаю, что все в нашей жизни приобрело вот эту приставку tainment: infotainment, sciencetainment – только за счет одного факта. На земле в десятки, сотни тысяч раз, как мне кажется, вырос поток информации. Человек сегодня получает огромное количество информации: Интернет, телевидение, радио и т.д., и т.п.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да, я иногда думаю, что если бы это все салилось на голову любому жителю XIX века, он бы не переварил.
А. ПУШНОЙ: Он бы с ума сошел. Поэтому естественно у человека происходит защитная реакция: падение внимания. Вот и все. И infotainment просто призван к тому, чтобы у человека привлечь внимание. Кстати говоря, стиль ведения «Галилео», который выбран нами, то есть что там будет некий такой веселый человек с идиотическими наклонностями, но с образованием, который объясняет идиотские теории.
Е. АФАНАСЬЕВА: Я думаю, что Вы один нашлись такой.
А. ПУШНОЙ: Это привлекает внимание, это делает просмотр этой передачи легче. А значит, цепляет внимание зрителей в то же время.
Е. АФАНАСЬЕВА: Судя по этой теории, если бы в любой класс школы пришел такой учитель, как Вы, то дети гораздо легче усваивали бы физику, математику, все, что обычно истово не любят.
А. ПУШНОЙ: Абсолютно точно. Знаете, у нас в университете был такой преподаватель по фамилии Пальчиков. Он вел какой-то очень сложно называемый курс. Мы его называли Пальчиков-шоу. Потому что реально это было, конечно, шоу. У студентов всегда есть некая лень по отношению к тому, что преподают. Мы, конечно, делать ничего особенно не хотели, но на этом занятии просто ломились парты от посещаемости, во-первых. Во-вторых, это действительно давало большую пользу. Мы писали разные версии того, что происходило. Он показывал нам различные опыты прямо в студии и спрашивал, что произошло, я мы должны были правильно объяснить весь физический процесс. Вы знаете, я вдруг поймал себя на мысли, что за время его преподавания, я узнал гораздо больше интересного и важного для себя и запомнил, что самое важное, на всю жизнь.
Е. АФАНАСЬЕВА: Не у всех талант есть преподавать. Я вот помню, я была очень много лет назад на уроке Алексея Алексеевича Венедиктова, в начале 90-х дело было. Вот, я думаю, у него такое же было шоу. Если кто-то из его учеников слушает, присоединится. Так где ж таких набрать-то, как Ваш Пальчиков и Алексей Алексеевич, который школу бросил и пошел на «Эхо».
А. ПУШНОЙ: Не знаю. Вот, к сожалению, такие люди не остаются преподавать.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вопросы сыплются на sms со страшной силой. Придется опять устраивать блиц, а заодно и принимать телефонные звонки, раз уж обещали. 363-36-59 – вы пока дозванивайтесь, а мы будем отвечать на sms. «Кто читает текст во время сюжета?» — Сергей из Пензы спрашивает.
А. ПУШНОЙ: Человек с замечательной фамилией Репетур.
Е. АФАНАСЬЕВА: «А через Интернет вопросы принимаете?» — Наталья, Томск.
А. ПУШНОЙ: Темы сюжетов? Да, конечно. У нас скоро открывается сайт, будет называться galileo-tv.ru. Заходите на него, и на этом сайте, наверняка, будет раздел, посвященный именно этому.
Е. АФАНАСЬЕВА: Замечательная формулировка: «Саша! Я даже повторы из-за Вас. И прическа нормалная. Олга».
А. ПУШНОЙ: Олга! Держитесь!
Е. АФАНАСЬЕВА: «Коротенько, пожалуйста: «Галилео» — это где и когда».
А. ПУШНОЙ: Это на СТС, каждый день по будням в 16:30.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Сколько Вам лет, если Вы служили в армии?» — спрашивает Вадим из Томска.
А. ПУШНОЙ: Я офицер запаса, у нас была военная кафедра. Мне 32 года.
Е. АФАНАСЬЕВА: Диана из Саратова продолжает с Вами общаться: «Это у кого глаз круглый?».
А. ПУШНОЙ: У меня сейчас, вроде, два круглых.
Е. АФАНАСЬЕВА: Да, после Вашего вопроса. Давайте звонки попробуем принять. Добрый вечер!
СЛУШАТЕЛЬНИЦА (по телефону): Здравствуйте! Лариса из Подмосковья. Большое спасибо за передачу «Хорошие шутки». Но нельзя ли что-нибудь сделать, чтобы такие передачи, как «Камеди-клаб», убрать. Потому что мне кажется, что она такого низкого уровня!
А. ПУШНОЙ: Спасибо Вам за вопрос! Вы обратились по адресу: кому, как не мне, выгонять из эфира ТНТ программу «Камеди-клаб». Я считаю, что единственное, что Вы можете сделать от себя, — это не смотреть то, что Вам не нравится, а смотреть то, что нравится. Все мы, зрители, голосуем своим пультом – вот и все, что я могу сказать.
Е. АФАНАСЬЕВА: Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте! Хочу поблагодарить за передачу. Мне очень все нравится. На самом деле я один из сильных болельщиков «Камеди-клаб». Я очень-очень люблю «Камеди-клаб», при этом я очень-очень люблю «Шутки». Дай вам Бог побольше таких программ!
Е. АФАНАСЬЕВА: Вы не представились!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Меня зовут Артур.
А. ПУШНОЙ: Не Джанебикян, часом?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Не-не!
Е. АФАНАСЬЕВА: Хорошо, всего доброго, Артур! Алло! Здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Здравствуйте! Это Алексей из Эстонии. Я хотел спросить: юмор – это что? Как философская категория?
Е. АФАНАСЬЕВА: Скажите, а Вы канал СТС, где программы Александра идут, смотрите?
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Иногда.
А. ПУШНОЙ: Я Вам отвечу: юмор – это чувство человеческое, которое основывается на его индивидуально восприятии мира.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Хорошо. А есть какая-то градация юмора. Разные индивидуумы понимают юмор по-своему. Например, русские по-своему, англичане – по-своему, итальянцы – по-своему и т.д.
Е. АФАНАСЬЕВА: А эстонцы совершенно по-своему.
А. ПУШНОЙ: Я Вам скажу больше, что количество модификаций юмора в точности равно количеству людей на планете, а именно — в районе 5 миллиардов. Иногда, бывает, придумаешь, а смешно только тебе одному.
Е. АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер! Алло!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Добрый вечер! Меня зовут Андрей, я из Москвы. Знаете, очень приятно, что люди вроде Александра, с классическим образованием, он же физик в прошлом, попадают в эфир и придают репутацию интеллектуальности нашему телевидению.
А. ПУШНОЙ: Да, бывшие физики не пропадают.
Е. АФАНАСЬЕВА: Раньше физики шли в барды, а теперь идут в телевизор.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): А потом они шли в банки. Слава Богу, что они появляются на телевидении. Саша, так держать! Жалко, что не прайм-тайм!
Е. АФАНАСЬЕВА: Все вопросы к СТС.
А. ПУШНОЙ: Нет, никаких вопросов. То, что «Галилео» идет в 16:30, я считаю, дает возможность детям смотреть нашу программу, слава Богу.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Есть ли передачи, куда не надо приглашать К. Собчак, по определению?» — Ирина.
А. ПУШНОЙ: Я не знаю. На самом деле Ксения Собчак делает только одно: она делает все, чтобы о ней говорили. Люди, которые задают такие вопросы по поводу Ксении Собчак, являются орудием самой Ксении Собчак.
Е. АФАНАСЬЕВА: Николай спрашивает: «Александр, Вы со своими телепроектами совсем перестали нас радовать своими остроумными песенками».
А. ПУШНОЙ: Вы знаете, конечно, это связано с некой занятостью, но честно Вам скажу, что, если бы мне было что выложить и записать, я записал и тут же бы выложил.
Е. АФАНАСЬЕВА: Влад пишет: «Ваша cover-версия «Satisfaction» — на всех мобильных телефонах! Пушной рулит!
Е. АФАНАСЬЕВА: «Александр, скажите адрес почтовый для переписки, а не интернет», — требует Сергей из Пензы. Адрес будете давать?
А. ПУШНОЙ: Я его не помню, потому что я недавно поселился в городе Долгопрудном.
Е. АФАНАСЬЕВА: Пишите на канал СТС: ул. Правды, номер дома не помню.
Е. АФАНАСЬЕВА: Мы уточним адрес СТС и еще раз скажем вам в эфире в следующей программе. «Сетчатка не плоская, она полусферическая», — Андрей настаивает.
А. ПУШНОЙ: У кого как, знаете, Андрей!
Е. АФАНАСЬЕВА: Егор из Москвы спрашивает: «Как появился конкурс «Апож»? Почему не взяли другое слово?».
А. ПУШНОЙ: Конкурс приволок в программу я. Он родился случайно, еще в 1997 году. Мы приехали в Юрмалу на фестиваль КВН и должны были заниматься тем, что писать смешные шутки для нашего выступления. Вот мы сидели и баловались: произносили в микрофон слова, типа «йухан» и т.д., потом разворачивали и хохотали на результат. Когда я принес этот конкурс, я сказал: давайте назовем его «Абырвалг». Но потом Таня Лазарева говорит: «Слушай, ты же все время ходишь и говоришь слова, типа «йухан», «апож» и т.д., которые смешно звучат в обратную сторону. Давай мы сделаем так: скажем, что наш новый конкурс называется «Апож», потому что все в нем задом наперед. Пройдет несколько минут – и все засмеются!». Так и было. Это была некая шутка, предваряющая конкурс. Но потом это прилипло, и теперь этот конкурс все знают под названием «Апож». Интересно, кстати, читать приглашения. Иногда пишут: «Мы приглашаем на вечеринку Татьяну Лазареву, Михаила Шаца и Алексея Пушного с конкурсом «Абаш»».
Е. АФАНАСЬЕВА: Это уже просто Королевство кривых зеркал.
А. ПУШНОЙ: Да, люди воспринимают это как некую аббревиатуру.
Е. АФАНАСЬЕВА: Давайте еще один звонок примем. Добрый вечер!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Добрый вечер! Меня зовут Леонид, я из Питера. У меня такой неожиданный вопрос: Вы играете на Гипсоне, а на каком конкретно?
А. ПУШНОЙ: На less pol classic.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): А какого он года?
А. ПУШНОЙ: Он никакого не года. Он сделан а’ля 60-ые, но это а’ля – он просто стилизован под старый Гипсон. И сразу скажу: выбирая из less pol, берите именно classic, потому что там очень злые датчики стоят.
А. ПУШНОЙ: Это было давным-давно – студенческая группа «Медведь». Мы перепевали народные песни в жутко тяжелом стиле. Потом народ поразбежался. Собственно, все остались в науке.
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): А нет желания продолжить как-то музыкальную карьеру?
А. ПУШНОЙ: Вы знаете, есть желание. Просто я человек довольно ответственный и понимаю, что собрать вокруг себя живых людей и сказать, что я сейчас снимусь в двух программах, а потом мы будем заниматься музыкой, — это нечестно. Пока вся моя музыкальная деятельность связана с одним компьютером, потому что ему не нужны ни еда, ни жилье – ему надо только 220 вольт, и я ему это предоставляю.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Саша, пригласите в «Шутки» команду из «Эха»!» — Ольга предлагает.
А. ПУШНОЙ: Это все зависит от команды из «Эха»: команда из «Эха» захочет – мы с удовольствием.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Спасибо за отсутствие «сортирного» юмора. Смотрю «Шутки» всегда», — Дмитрий, Нижневартовск. «Почему электричка буксовать может? Пушному от Натальи».
А. ПУШНОЙ: Буксовать может все, что угодно, у чего есть колеса и плохое сцепление с землей. Другой вопрос интересный: пусть зрители подумают и ответят, если догадаются. Я не догадался. Все прекрасно понимают, что когда поворачивает что-то, у чего есть колеса, внешнее колесо проходит больший путь, нежели внутреннее.
Е. АФАНАСЬЕВА: Если понаблюдать трамвай на повороте, то у него даже немножечко выше стоит рельс, если я правильно помню с детства.
А. ПУШНОЙ: Не совсем так. На трамвайных поворотах эта история очень сильно влияет, потому что у вас колесо внешне проходит больший путь, чем внутреннее, но они находятся на единой сваренной колесной паре.
Е. АФАНАСЬЕВА: Что-то это очень ученое для передачи о телевидении Вы сказали. Следующий вопрос от Михаила: «Уважаемый Александр! Какие научно-популярные книги по физике, математике Вы порекомендуете почитать?».
А. ПУШНОЙ: Научно-популярных у нас не было в университете, были только научные. Замечательная была книга Ландау-Лившица. Если вы прочтете Ландау-Лившица и все поймете, жизнь прожита не зря.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вот так! Добрый вечер!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Добрый вечер! Я из Самары, мне 51 год. Очень многие люди говорят, что по телевизору нечего смотреть. Я думаю, что сейчас очень много познавательных передач. Большое спасибо Вам. Я как раз хотел его в плане преподавания. Во время учебы у нас был такой математик, он говорил всегда, что преподаватель должен быть актером.
Е. АФАНАСЬЕВА: Где же актеров набрать-то на всех?!
А. ПУШНОЙ: Вообще у нас есть еще одно добавление к этому: не всегда хороший ученый есть хороший преподаватель. Иногда бывает, что он прекрасный ученый, но объяснить ничего не может.
Е. АФАНАСЬЕВА: А всегда ли не очень хороший ученый может стать хорошим преподавателем?
А. ПУШНОЙ: Я же говорю, что может быть такое.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Мне за 70. «Хорошие шутки» мне в радость. Молодею. Спасибо!» — Ида.
А. ПУШНОЙ: Спасибо Вам, что Вы молодеете. Мы готовы «вогнать» Вас в детство.
Е. АФАНАСЬЕВА: Полина пишет: «Гелиоцентрическую модель придумал Коперник».
А. ПУШНОЙ: А что поделаешь? Молодец!
Е. АФАНАСЬЕВА: «А как Вы учились в школе, Александр?»
А. ПУШНОЙ: В школе я учился не очень хорошо, потому что, как нормальный человек, не любил это дело. Перебивался с троечки на четверочку.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вот так! Только стали родители Вас в пример ставить детям!
А. ПУШНОЙ: Но, дорогие мои дети, у меня средний балл в университете был 4,61!
Е. АФАНАСЬЕВА: Вот так, дорогие дети! Учитесь хорошо! «Александр, а «аська» у Вас есть?» — спрашивают слушатели.
А. ПУШНОЙ: У меня была подруга Аська, но потом как-то мы с ней расстались. А ICQ у меня нету.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Пушной – потрясающая смесь интеллекта, юмора и таланта! Дальнейших творческих успехов!» — Ольга.
А. ПУШНОЙ: Спа-си-бо, Оль-га!
Е. АФАНАСЬЕВА: «Саша, почему Вам так нравится тяжелая трэш-музыка? Неужели Вам, интеллигентному человеку, приятно такое слушать?» — Миша.
А. ПУШНОЙ: Миша, отвечаю: если говорить о том, что я слушаю, мне нравится музыка драйвовая. Она не обязательно с жужжащими гитарами. Иногда слышишь какой-то джаз, и понимаешь, что тебе под него хочется плясать. Вот у меня есть одно определение музыки: она либо драйвовая, либо не драйвовая – все остальное не существует.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Можно ли передвинуть «Галилео» на более позднее время? Получается, что только для домохозяек», — Александр, Москва.
А. ПУШНОЙ: Не знаю, это не ко мне вопрос.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Планируется ли выпуск архива «Галилео» на DVD?»
А. ПУШНОЙ: Я думаю, что планируется. Опять же говорю: на galileo-tv.ru заходите, правда, может, пока сайт не готов.
Е. АФАНАСЬЕВА: Запишите, в будущем будет. «В каких клубах или концертных залах Вы играете?» — спрашивает Миша.
А. ПУШНОЙ: Вы знаете, в клубах я не играю – не с кем. С другой стороны, может, когда-нибудь психану и поеду что-нибудь поорать. Но когда это произойдет и под эгидой какого события в мире, я не знаю.
Е. АФАНАСЬЕВА: Миша спрашивает: «Почему редко пишете в «ЖЖ»?».
А. ПУШНОЙ: Потому что у меня «ЖЖ» для того, чтобы писать события в жизни, а не для того, чтобы ее писать в «ЖЖ». Ой, как сложно сейчас ответил, даже сам запутался.
Е. АФАНАСЬЕВА: Действительно.
А. ПУШНОЙ: Но суть в том, что «ЖЖ» является «Живым журналом» конкретного человека – меня, и я там пишу тогда, когда мне есть что написать.
Е. АФАНАСЬЕВА: Когда хочется, душа требует. Добрый вечер!
СЛУШАТЕЛЬ (по телефону): Добрый день! Меня зовут Аркадий, город Санкт-Петербург. Александр, привет большой от выпускников Новосибирского университета. Вопрос такой: что Вы будете делать в 64?
Е. АФАНАСЬЕВА: А почему?
А. ПУШНОЙ: »When I 64…». Во-первых, это будет второй мой юбилей. Первый состоялся недавно: 32. Следующий будет 64, потом 128, 256 и 512. Не знаю, что я буду делать в 64. Хочу, чтобы этот возраст я встретил с нормальной головой, здоровым телом и счастливой семьей – все остальное не важно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Ольга задает мне вопрос: «Что такое «Пятый канал»? Я нашла его в телевизоре, а в программе нет». – Пятый канал из Санкт-Петербурга, он дважды выиграл конкурс на poоl-частоты, поэтому вещает теперь в разных регионах России. Это канал с концепцией регионального телевидения. «У Вас музобразование или играете на слух?» — Виктор.
А. ПУШНОЙ: У меня уникальное сочетание: у меня и музобразование, и я играю на слух. Не все, у кого музобразование играют на слух. У меня музыкальная школа № 10.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Пушной — суперталантище! Невероятно музыкален! Спасибо!» — Татьяна, Химки.
А. ПУШНОЙ: Татьяна, спасибо Вам огромное. Привет Химкам!
Е. АФАНАСЬЕВА: Любопытный вопрос от Димы: «Как лучше добраться в Мюнхен из Питера?».
А. ПУШНОЙ: Из Питера есть несколько вариантов: авиационный способ, железнодорожный, гужевой.
Е. АФАНАСЬЕВА: Гужевой, я думаю, наиболее предпочтителен, особенно сейчас, в конце лета. «Можно ли увидеть или услышать ваши программы в сети?» — Саша из Канады.
А. ПУШНОЙ: По поводу сети я говорил и не устану напоминать: если вы хотите программу «Галилео», набирайте galileo-tv.ru; если вы хотите что-то другое, набирайте corbina.ru – там тоже все есть.
Е. АФАНАСЬЕВА: «Господа, не надо вводить в заблуждение россиян, — пишет Олег Георгиевич. – Была прекрасная книга «Занимательная физика и математика» Перельмана. Все советские дети по ней эти предметы прошли. Прекрасные книги!». Вы были советским ребенком, Саша?
А. ПУШНОЙ: Я был, конечно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Вы прошли эти прекрасные книги?
А. ПУШНОЙ: Перельмана я прошел в школе, конечно. Но после того как я был оглушен Ланда-Лившицем, я понял, что Перельман действительно занимательная физика.
Е. АФАНАСЬЕВА: Евгений Вам отвечает: «Наружный диаметр самого колеса больше».
А. ПУШНОЙ: Нет, тогда, судя по этой логике, трамвай мог поворачивать только вправо или только влево. Причем никогда не ездить прямо.
Е. АФАНАСЬЕВА: Сергей из Пензы: «Почему на большой скорости поезда никогда не съезжают с рельсов аналогично американским горкам?».
А. ПУШНОЙ: Потому что скорость слишком большая.
Е. АФАНАСЬЕВА: То есть мы Вас используем как такого преподавателя для всей страны.
А. ПУШНОЙ: Да, такие экспресс-вопросы.
Е. АФАНАСЬЕВА: «У Ландау-Лившица особенно том 5. » — Иван.
А. ПУШНОЙ: Иван! Мы понимаем, о чем мы говорим!
Е. АФАНАСЬЕВА: Михаил: «А на гастроли за границу ездите?».
А. ПУШНОЙ: Да кому я там нужен, если честно.
Е. АФАНАСЬЕВА: Дима продолжает насчет колес: «Колеса у трамвая конусообразные».
А. ПУШНОЙ: Вот это – молодец! Правильный ответ!
Е. АФАНАСЬЕВА: Дима, все! Зачет! «Саша – такой смешной и умный! Редкое сочетание», — Людмила.
А. ПУШНОЙ: Людмила, Вы такая молодец: и умная, и правильная.
Е. АФАНАСЬЕВА: И правильно определяете мужчин! Лена: «Саша, я влюбилась в Вас в КВН в виде Стинга». А в виде Саши, нет?
А. ПУШНОЙ: Ну все, Стинг закончился. Это было о-го-го сколько лет назад уже.
Е. АФАНАСЬЕВА: А все-таки о телевидении. Мы до передачи с Вами говорили о форматах. Что у «Хороших шуток» есть свой формат, но над ним надо работать, что «Галилео» — западный формат. А есть какие-то идеи чего-то такого совершенно своего, необычного, что хотелось бы воплотить в ящике?
А. ПУШНОЙ: Так дело в том, что совершенно свое, что хотелось бы воплотить, уже в ящике есть! И это называется «Хорошие шутки». Другой вопрос, что есть огромная разница, как выясняется, между просто программой уникальной, идущей по телевизору, и форматом.
Е. АФАНАСЬЕВА: Объясните слово слушателям: не всегда понимают, в чем разница. Есть программа, у нее масса почитателей, зрителей – почему же не формат?
А. ПУШНОЙ: Я думаю, что каждая программа в своем роде уникальна, при том, что у нее есть повторяющиеся конкурсы, и даже люди приходят несколько раз к нам в гости. Но каждая программа уникальна. Зачастую складывается так, что какая-то часть программы, которая не была предусмотрена сценарием, просто неожиданно раздулась и превратилась в основную часть этой программы. Каждая программа уникальна, и невозможно е структурировать жестко. Если мы будем структурировать жестко программу «Хорошие шутки» и превратим ее в формат…
Е. АФАНАСЬЕВА: Она потеряет дыхание.
А. ПУШНОЙ: Абсолютно точно!
Е. АФАНАСЬЕВА: Ну что ж, будем надеяться, что дыхание она не потеряет. Александр со своим конкурсом «Апож» не даст ей это сделать. Программа «Галилео» каждый день на СТС в 16:30 и по выходным – «Хорошие шутки». Саша, успеха Вам! Спасибо, что пришли. Это программа «Телехранитель». Я, Елена Афанасьева, прощаюсь с Вами до следующего воскресенья. Всего доброго!