Пусковая аппаратура что это
10. Пусковая и защитная электроаппаратура
Пусковая аппаратура. Электродвигатели, установленные на передвижных компрессорных станциях, включают в электрическую сеть с помощью рубильников, пусковых силовых ящиков, трехполюсных пакетных, магнитных пускателей или автоматических выключателей.
Трехфазный рубильник (рис. 26, а). На панели 7 смонтированы три латунных ножа 8, закрепленных в трех неподвижных контактах 4 и трех латунных пружинящих контактах 3. Ножи при включении плотно входят в контакты и тем самым замыкают трехфазную цепь. Включают ножи рукояткой 1.
Рис. 26. Трехфазный рубильник (а) и пакетный выключатель (б):
1 – рукоятка; 2 – провода от электрической сети; 3, 4, 13 – контакты; 5 – оси ножей;
6 – провода от электродвигателя; 7 – панель; 8 – ножи; 9, 11 – пластины; 10 – болты;
12 – поворотный валик
Пусковой силовой ящик. В корпусе размещены трехфазный рубильник и три предохранителя. Для защиты обслуживающего персонала от поражения током дверца ящика может быть открыта только при выключенном (обесточенном) рубильнике, а включение рубильника возможно только при закрытой передней дверце. Меняют предохранители только при выключенном (обесточенном) рубильнике.
Трехполюсный пакетный выключатель (рис. 26, б) состоит из четырех пластин 9 из изоляционного материала, собранных в единый пакет двумя болтами 10, центрального поворотного валика 12 с тремя контактными пластинами 11 и шести контактов 13. Провода трехфазной электросети присоединяют к трем контактам 13, а провода, подключенные к электродвигателю, – к трем оставшимся контактам. При повороте валика 12 каждая контактная пластина 11 замыкает по два контакта. Таким образом подключают трехфазную электросеть, и ток начинает поступать в электродвигатель компрессорной станции по проводам 6. При вторичном повороте валика 12 контактные пластины размыкают цепь и электродвигатель останавливается. Такой выключатель применяют на компрессорной станции СО-7Б.
Магнитный пускатель. Предназначен для дистанционного пуска и остановки электродвигателя, а также для автоматического отключения электродвигателя от электросети при недопустимых перегрузках и понижении напряжения (или полном отключении) в питающей электросети. Управляют магнитным пускателем с помощью кнопок «Стоп» и «Пуск».
При нажатии на кнопку 10 «Пуск» (рис. 27) ток поступает в электромагнит 5, который притянет к себе якорь и тем самым поднимет штангу 2. При этом главные подвижные контакты 3, 6 и 8 соединяются с неподвижными контактами 4, 7 и 9, электроцепь замыкается и электродвигатель М включается в работу.
Рис. 27. Магнитный пускатель:
1 – ось штанги; 2 – штанга; 3, 4, 6-9, 11 – контакты; 5 – электромагнит; 10, 12 – кнопки «Пуск» и «Стон»;
13 – тепловое реле
При нажатии на кнопку 12 «Стоп» электрическая цепь размыкается, поступление электротока в электромагнит 5 прекращается, якорь отходит от электромагнита 5, штанга 2 опускается, размыкая контакты 8, 6, 8, подача тока прекращается и электродвигатель останавливается.
Магнитный пускатель может работать и в автоматическом режиме При прекращении подачи тока из электросети, палении напряжения ниже 35% от номинального, недопустимой перегрузке электродвигателя или коротком замыкании срабатывают тепловые реле 13, выключая главные контакты, и двигатель останавливается.
Рис. 28. Автоматический выключатель:
1, 6 – пружины; 2 – нулевое реле; 3 – рычаг; 4, 5 – максимальные реле; 7-9 – контактные ножи; 10 – тяга;
11 – защелка, 12 – кнопка «Стоп»
Останавливают электродвигатель дистанционно нажатием кнопки 12 «Стоп». При этом нулевое реле 2, не получив электротока, не будет воздействовать на рычаг 3 и пружина 1 разорвет защелку, а пружина 6 разомкнет ножи контактов 7–9 и двигатель остановится.
Защитная аппаратура. При нарушении изоляции токопроводящих проводов или обмоток электрических двигателей может произойти короткое замыкание в электроцепи, что приведет к перегреву, а затем к возгоранию проводов электрической сети. Чтобы этого не случилось, применяют предохранители, которые автоматически размыкают электрическую цепь при прохождении по ней тока, сила которого превышает допустимый предел.
Рис. 29. Предохранитель ПР-2:
1 – контактные ножи; 2 – колпачки; 3 – втулки; 4 – плавкая вставка;
5 – фибровый патрон
Перед заменой плавких вставок определяют место короткого замыкания и устраняют неисправность. Плавкие вставки рассчитаны на определенную силу тока (указана на самой вставке). Номинальная сила тока электродвигателя указана на заводской табличке, прикрепленной к корпусу двигатели. Для двигателей с контактными кольцами плавкие вставки выбирают на двукратный номинальный ток, а для короткозамкнутых двигателей – на четырехкратный, указанный на заводской табличке. Перегоревшие предохранители (плавкие вставки) заменяют только калиброванными (заводского изготовления) вставками.
Защита электродвигателей от недопустимых перегрузок с помощью плавких предохранителей несовершенна. Особенно опасен случай, когда перегорает плавкая вставка только одного из трех предохранителей трехфазной питающей электросети. Электродвигатель в этом случае может продолжить работу, потребляя электроэнергию от оставшихся двух фаз и при этом испытывая чрезмерные перегрузки. В настоящее время для защиты электродвигателей в основном используют автоматические выключатели.
Электропроводка. Электроэнергия к компрессорным станциям поступает от распределительного электрического пункта по проводам и кабелям. Например, на станции ПКС-5,25 применен шланговый четырехжильный кабель марки КРПТ 3×16+1×6 длиной 30 м (при напряжении электросети 380 В). Если эту компрессорную станцию потребуется подключить к электросети с напряжением 220 В, то необходим кабель большего сечения (КРПТ 3×25+1×16).
Кабель КРПТ 3×16+1×16 (рис. 30, а) состоит из четырех медных жил 1, каждая из которых скручена из отдельных тонких медных проволок. Такая конструкция жил обеспечивает гибкость кабеля. Каждая жила завулканизирована в резиновую изоляцию 2. Сверх резиновой изоляции уложена прорезиненная тканевая лента 3. Все четыре жилы заключены в общую резиновую изоляцию, поверх которой уложен слой прорезиненной тканевой ленты. Весь кабель заключен в тяжелый резиновый шланг 5, предохраняющий жилы от механических повреждений. Площадь поперечного сечения трех основных жил по 16 кв.мм, а четвертой заземляющей – 6 кв.мм.
Рис. 30. Гибкий четырехжильный кабель КРПТ (а) и трехжильный провод ПРТО (6):
1 – медные жилы; 2 – резиновая изоляция;
3 – прорезиненная тканевая лента; 4 – четвертая жила кабели; 5 – резиновый шланг; 6 – оплетка хлопчатобумажная
Марка кабеля расшифровывается следующим образом: К – кабель, Р – с резиновой изоляцией, П – для передвижных машин, Т – покрыт тяжелым резиновым шлангом; 3 и 1 – число жил, 16 и 6 – площадь поперечного сечения основных жил и четвертой заземляющей жилы в кв.мм.
От автомата (пускателя) до электродвигателя станции электроэнергия подводится по кабелю КРПТ или проводу ПРТО. Осветительные сети на станции монтируют проводом марки ПРТО, который для защиты от механических повреждений прокладывают в металлических трубах.
Провод ПРТО (рис. 30, б) имеет от одной до четырех медных жил 1 (на рисунке три). Каждая жила завулканизирована в резиновую изоляцию 2, а сверху покрыта прорезиненной лентой 3. Затем три жилы провода дважды покрыты прорезиненной лентой, а сверху оплеткой из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной битумным составом.
Марка провода ПРТО-3×25 расшифровывается так: П – провод с медными жилами, Р – резиновая изоляция, Т – прокладывают в стальных трубах, О – оплетка из хлопчатобумажной пряжи, пропитанной битумным составом; 3 – число жил, 25 – площадь поперечного сечения каждой жилы в кв.мм.
Для переносного фонаря (лампы), который входит в комплект инструмента станции, применен шнур ШРПС 2×1,5 с двумя гибкими медными жилами в резиновой изоляции. Для защиты от механических повреждений он заключен в резиновый шланг. Площадь сечения каждой жилы 1,5 кв.мм.
Классификация пуско-регулирующей аппаратуры
Главными функциями аппаратов управления и защиты являются:
— включение и отключение электроустановок и сетей;
— защита электроустановок от перегрузок и токов короткого замыкания;
— регулирование числа оборотов электродвигателей;
— электрическое торможение электродвигателей;
В состав пуско-регулирующей аппаратуры входят:
— концевые и путевые выключатели;
а) Плавкие предохранители применяются для защиты электроустановок от токов короткого замыкания. Основным элементом предохранителя является плавкая вставка, которая сгорает (плавится) при значительном повышении тока в сети.
б) Кнопки управления предназначены для замыкания и размыкания цепей дистанционного управления электродвигателями.
Комплект из нескольких кнопок «ПУСК» и «СТОП», объединенных в одном корпусе
называется кнопочной станцией.
в) Концевые и путевые выключатели применяются для переключения цепей управления по мере передвижения элементов механизмов и для автоматического отключения механизма в конце его рабочего пути.
г) Контактор представляет собой аппарат электромагнитного действия для дистанционного управления электромашинами и аппаратами.
д) Магнитный пускатель— это распространенный электромагнитный аппарат для дистанционного и местного управления электродвигателями и другими установками, а также защиты их от перегрузок и токов короткого замыкания.
е) Автоматический выключатель предназначен для включения и выключения электрических цепей, а также для защиты их от перегрузок и токов короткого замыкания;
Рис.58.1 Элементы пуско-регулирующей аппаратуры
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Пусковая аппаратура
Пусковая аппаратура устанавливается отдельно от сепаратора. [3]
Пусковая аппаратура должна размещаться таким образом, чтобы посторонние лица не могли пустить машины и механизмы. Рубильники должны быть оборудованы кожухами. [5]
Пусковая аппаратура и приборы автоматики находятся в специальном шкафу на поверхности земли или в небольшом наружном павильоне. Для демонтажа насосного оборудования используют привозной автокран. Оборудование демонтируют через люк камеры. [6]
Пусковая аппаратура должна иметь блокировку, исключающую возможность пуска во время ремонта. [7]
Пусковая аппаратура для электродвигателей состоит из реверсивных магнитных пускателей механизма подъема ( 13 на фиг. Пускатели имеют механическую блокировку, не допускающую короткого замыкания при ударах и вибрации. Включение электродвигателей осуществляется нажатием подвешенных на кабеле кнопок управления. [8]
Пусковая аппаратура не должна допускать ошибочные включения электродвигателей. С этой целью кнопки для их включения монтируют в корпусе механизма или защищают специальным кожухом. Кнопки Пуск устанавливают утопленного типа. [9]
Пусковая аппаратура выносится в отдельное помещение и имеет дистанционное управление от кнопок во взрывозащищенном исполнении. Кнопки располагаются около производственной аппаратуры. [10]
Применяемая пусковая аппаратура должна иметь пыленепроницаемое исполнение. [13]
Взрывозавдщенная пусковая аппаратура устанавливается в основном, внутри взрывоопасных помещений. [14]
Распределительная, пусковая аппаратура и искусственное освещение в помещениях выполняются во взрывобезопасном исполнении. Стационарные компрессорные установки должны быть установлены в изолированном от малярного цеха помещении. [15]
Пускорегулирующие аппаратура электродвигателя: электромагнитные контакторы, пускатели, реле
Этот вид аппаратуры обслуживает, главным образом, электрические двигатели. В значительной своей части пускорегулирующая аппаратура состоит из различных типов коммутационных аппаратов (контакторы, магнитные пускатели, контроллеры, коммутаторы, кнопки управления, конечные выключатели и пр.), назначение которых также включать и отключать.
Однако, если же между коммутационным аппаратом (например выключателем) и пускорегулирующим аппаратом, хотя бы последний и служил тем же целям коммутации тока (например, контактором), имеется существенная разница.
Выключатель, произведя операцию включения, удерживается во включенном положении без затраты на это какой-либо энергии (устройство автоматического выключателя), контактор же устроен следующим образом: для его включения необходимо дать ток во «втягивающую катушку», она притянет якорь, контакты замкнутся и будут замкнуты вес время, пока включающая катушка обтекается током. Как только ток в этой катушке будет прерван, контактор отключится.
Таким образом, привод контактора находится под током все время, пока контактор включен, в то время как у выключателя привод находится под током только в процессе включения и его контакты удерживаются во включенном положении механизмом и для отключения выключателя существует специальная «отключающая катушка», назначение которой — выбить собачку, удерживающую выключатель во включенном положении.
Такая разница в конструкции объясняется тем, что выключатель может очень длительное время находиться во включенном положении, так как он включает объекты в длительную эксплуатацию, и контактор обслуживает кратковременные процессы (например, запуск и остановку станков).
Существуют и «нормально закрытые» контакторы, контакты которых замкнуты, когда тока в их приводе нет, а при подаче тока в катушку они отключаются.
В остальной части своей конструкции электромагнитный контактор весьма сходен с автоматом: та же (и часто такой же конструкции) дугогасящая камера и та же дугогасящая (или «искрогасительная») катушка, которая обтекается главным током и создаст магнитное поле в зоне горения дуги, что способствует гашению дуги.
Магнитный пускатель принципиально отличается от контактора только тем, что в его конструкции имеется тепловое реле, отключающее пускатель при недопустимо большом токе (токе прегрузки). Кроме того, магнитные пускатели выполняются обычно на меньшие значения тока, чем контакторы.
Кроме аппаратов перечисленных выше к пускорегулирующей аппаратуре относятся реостаты и сопротивления, а также специальные типы реле (пусковые — маятниковое, моторное), регулирующие время пуска (или останова) и режим пуска.
Реле — аппарат, назначение которого приходить в действие от изменении какого-либо параметра цепи, и это действие в конечном счете сводится к замыканию (или размыканию) электрической цепи аппаратов, или машин, управляющих тем параметром, на который реагирует реле.
Например, токовое реле при определенной величине тока, на которую установлено реле, замыкает контакты отключающей катушки выключателя и выключатель отключает тот участок цепи, на ток которого реагирует реле.
Поэтому реле прежде всего могут быть классифицированы по своему назначению, т. е. по тому параметру, от которого реле приходит в действие.
Каждое реле состоит из двух основных элементов:
Кроме того, многие типы реле имеют демпфирующие устройства, создающие определенную выдержку времени между состоянием цепи, при котором реле должно сработать, и моментом замыкания контактов реле.
В отдельных случаях эта «выдержка времени реле» создается специальным аппаратом — реле времени, так что основное реле приводит в действие реле времени и уже реле времени замыкает контакты контрольного аппарата через определенный промежуток времени.
Элемент реле, производящий механическую работу по замыканию контактов, может быть устроен различным образом и в ряде случаев принцип его устройства зависит от того параметра, на который реле должно реагировать.
Другие аппараты, которые относят к пускорегулирующей аппаратуре электродвигателей:
Пусковая аппаратура что это
Для выполнения рабочих процессов в электроприводах, как-то: включение, выключение, изменение скорости и направления движения — применяют ряд аппаратов и измерительных приборов, посредством которых управляют всеми операциями электропривода и контролируют его работу.
Управление электроприводом может быть неавтоматическое. В этом случае все операции по управлению приводом осуществляются вручную обслуживающим персоналом. Управление приводом может быть автоматическое, когда необходимые переключения осуществляются после пуска без вмешательства обслуживающего персонала.
Ввиду специфичности и разнообразия выполняемых операций на кранах обычно применяют неавтоматическое управление электроприводом. Однако и при неавтоматическом управлении пользуются аппаратурой автоматического действия, особенно предохранительной и защитной.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
К аппаратам, неавтоматически действующим, относятся рубильники, выключатели, контроллеры, реостаты.
К аппаратам автоматического управления относятся контакторы включающие и выключающие на расстоянии; реле-аппараты, автоматически действующие на приборы управления; контакторы, выключатели, пускатели и т. д.; командоаппараты — кнопки, посредством которых обслуживающий персонал воздействует на аппараты включения и реле.
Наиболее простым неавтоматически действующим аппаратом включения является обычный рубильник (рис. 75). Он устанавливается на панели и представляет собой один, два или три ножа, сделанных из медных пластинок и соединенных между собой изолирующей траверсой с рукояткой. Нижние концы ножей шарнирно укреплены в стойках, имеющих электроподводящие контакты.
При включении ножи заходят в верхние пружинящие стойки, которые также имеют контакты. Если ножи рубильника посредством ручки заведены в верхние стойки, то верхние и нижние контакты окажутся соединенными между собой телом вследствие чего электрическая цепь замкнется, т. е. она будет включенной. Если ножи вывести из верхних стоек, то цепь окажется разорванной, т. е. она отключится.
Чтобы уменьшить искрение при размыкании рубильника, а следовательно, и уменьшить обгорание ножей, рубильники снабжают двойными ножами. Вторые так называемые моментные размыкающие ножи 6 выходят из соединения мгновенно под действием пружин, натягиваемых отводом отрывных ножей.
Для регулировки тока в электроцепи, главным образом в момент пуска и остановки двигателей, применяют различного рода реостаты, при их помощи в цепь вводят дополнительное сопротивление. Реостаты могут быть жидкостными, пластинчатыми и проволочными с охлаждением маслом или воздухом.
В крановых приводах наибольшее распространение получили пус-корегулирующие фехралевые сопротивления, представляющие собой открытый; ящик, две боковые металлические стенки которого стянуты изолированными шпильками! с закрепленными на них отдельными пластинами из фехралевой ленты, имеющей высокое омическое сопротивление. Каждая пластина или группа пластин имеет выводные контакты, включающиеся в сеть частями или полностью в зависимости от величины необходимого сопротивления. Пускорегулирующие сопротивления обычно включаются контроллерами. Контроллеры бывают трех типов: барабанные со скользящими контактами, кулачковые с накатными контактами и контакторные.
На рис. 76 схематично представлены устройство наиболее простого барабанного контроллера и схема пуска двигателя. На цилиндрической поверхности барабана расположены кольцевые сегменты постепенно увеличивающейся длины. Все эти сегменты являются подвижными контактами и соединены между собой проводником. Рядом с барабаном на стойке укреплены неподвижные контакты, изолированные от стойки и друг от друга. Крайние контакты одновременно являются зажимами внешней цепи, а промежуточные контакты соединены с секциями пластин чугунного сопротивления.
Рис. 76. Устройство барабанного контроллера и схема пуска двигателя
При вращении барабана контроллера неподвижные контакты будут занимать различные положения относительно его сегментов. Предположим, барабан повернут так, что два нижних сегмента коснулись соответствующих неподвижных контактов.
Если барабан вращать обратно, то контакты, начиная сверху, будут отключаться и в цепь постепенно будет вводиться сопротивление.
Естественно, чем больше контактов в контроллере, тем плавнее будет вводиться и выключаться сопротивление, а следовательно, и более плавно будет изменяться ток в цепи.
Если на барабане контроллера сделать две группы подвижных контактов (сегментов) и соответствующим образом выполнить подсоединение цепи к неподвижным контактам, то контроллер может не только изменить величину тока в сети, но и его направление.
Кулачковые контроллеры — так называемые командоконтроллеры используются главным образом в линиях управления для включения и выключения контакторов. Командо-контроллер представляет собой аппарат, в корпусекоторого на поворачивающемся валике закреплены кулачковые шайбы. При повороте валика выходящей наружу рукояткой кулачковые шайбы своими кулачками замыкают или размыкают соответствующие контакты командо-контроллера, тем самым они включают или выключают линию управления.
В установках напряжением до 500 в широко используются автоматические выключатели — рубильники с магнитным устройством, автоматически срабатывающие при изменении тока в цепи выше допустимых пределов. Такие автоматы или реле делятся на автоматы максимального тока и на автоматы минимального тока.
Конструктивно автоматы и реле выполняются различных типов.
Только что рассмотренные автоматы работают вполне надежно, автоматически производя выключение при изменении режима тока в цепи; ввод в действие отключенного автомата осуществляется вручную.
Для автоматического и дистанционного управления при напряжении до 500 в, а при постоянном токе — до 3 000 в широко применяются воздушные выключатели — так называемые контакторы.
Контакторы — это аппараты дистанционного управления. Они предназначены для включения и отключения электрическоготока.
Контакты в контакторах замыкаются силой электромагнитного поля при пропуске тока через втягивающую катушку контактора. Электромагнитными контакторами управляют путем размыкания или замыкания цепи втягивающей катушки кнопкой, контактами командо-контроллера или контактами реле.
Рис. 77. Однополюсный автомат максимального тока:
1 — катушка магнита; 2 —якорь; 3 — защелка; 4 — отрывной нож; 5 — пружина
Рис. 78. Однополюсный автомат минимального тока:
1— отрывной нож; 2 —ручка; 3—ось; 4 — стойка контактная; 5 —размыкающий нож; б —ограничитель; 7 —якорь; 8 — грузик; 9 — катушка электромагнита; 10 — пружина
Промышленность изготовляет контакторы, реле и автоматы различных типов, в различных исполнениях.
Характерной особенностью всех контакторов как для постоянного тока, так и для переменного является их способность многократно включаться и выключаться, при этом время включения и выключения исчисляется долями секунд. Современные контакторы допускают до 20—50 млн. включенци, разрывая ток в 100—600 а без повреждения контактов. Многие типы контакторов используются с различной величиной напряжения как на постоянном, так и на переменном токе. При любой конструкции контактора в нем следует различать следующие основные части: магнитную систему, контактную систему и блокировочные контакты.
В контакторе любого исполнения и любой конструкции неизбежно имеется магнитная система (рис. 79), состоящая из втягивающей катушки, неподвижной части магнитопровода (ярма), на котором укреплена катушка, и подвижной части магнитопровода (якоря), укрепленного на откидывающейся части контактора. С целью снижения потерь энергии и нагрева вихревыми токами якорь и ярмо сделаны из отдельных скрепленных пластин из электротехнической стали.
Контактная система контактора (рис. 80) состоит из неподвижного контакта и подвижного контакта. Оба эти контакта называются главными, так как могут включать и отключать силовые электроцепи. При размыкании контактов, находящихся под током, между ними может возникнуть электродуга, повреждающая поверхность контактов.
Чтобы обезопасить работу и свести до минимума порчу контактов вследствие действия дуги, в контакторах применяется ду-гогашение (преимущественно электромагнитное).
В цепь главных контактов включается дугогасительная катушка с сердечником. В результате действия этой катушки главные контакты оказываются в зоне магнитного поля этой катушки, и в момент размыкания контактов возникающая под влиянием этого поля дуга отклоняется, вытягивается и разрывается, не оказывая вредных действий на поверхности контактов. Дугогасительные устройства обычно закрываются кожухом дугогасительной камеры из асбестового материала или из керамики.
Контакторы в зависимости от того, в каком положении находятся главные контакты в момент отсутствия тока во втягивающей катушке, делятся на замыкающие, при включении которых главные контакты замыкаются, и на размыкающие, при включении которых главные контакты размыкаются. По этому же признаку и сами контакты разделяются на нормально открытые и нормально закрытые в зависимости от их положения при отключенной втягивающей катушке.
При подаче тока во втягивающую катушку в магнитопроводе (якоре и ярме) образуется магнитный поток, в результате действия которого обе части магнитопровода сближаются. Перемещаясь, якорь повернет вал, вследствие чего подвижной контакт, соприкасаясь с неподвижным контактом, замкнет электроцепь между выводными шпильками через гибкое соединение и дугогасительную катушку.
Рис. 80. Контактная тактора:
1—подвижной контакт; 2 — подшипник; 3— хомут; 4 — гибкое соединение; 5 —седло пружины; б —изоляция сердечника; 7 —дугогасительная катушка; 8 — отгиб (упор камеры); 9 — вал; 10 — болт подвижного контакта; 11 — изоляция вала; 12 — планка; 13 — опорный штифт контакта; 14 — пружина; 15 — стойка; 16 — выводная шпилька; 17 — неподвижный контакт; 18 — скоба; 19 — выводная шпилька; 20 — сердечник дугогасительной системы; 21 — полюс дугогасительной системы; 22 — кожух дугогасительной камеры; 23 — последовательные положения электрической дуги при ее движении в камере
При отключении втягивающей катушки магнитный поток в магнитопроводе исчезает и под действием веса откидывающихся частей вал 9 повернется в обратную сторону, в результате чего подвижной контакт отпадает и цепь главных контактов разрывается.
Для получения надежного электроконтакта между поверхностями главных контактов им придается криволинейный профиль, дающий линейный контакт. С этой же целью контакты не только соприкасаются, но и нажимают друг на друга с определенным усилием в зависимости от величины контактора.
Усилие нажатия главных контактов для контактора II величины равно 0,9—1,2 кг, а для контактора III величины оно должно быть равным 3,6 кг. Усилие нажатия в блок-контактах устанавливается в пределах 0,3—0,4 кг.
Нажатие подвижного контакта на неподвижный контакт достигается за счет пружины (рис. 81). Сжимаясь, она позволяет подвижному контакту пружинить. Вследствие кривизны поверхности контактов и их пружинности они, скользя один по другому, очищают свою поверхность от окислов и, улучшают соприкосновение своих; поверхностей.
Усилие нажатия контактов, измеряемое в килограммах, характеризуется величиной отжатия подвижного контакта после начального соприкосновения, т. е. величиной а, носящей название «провал» контакта.
Естественно, чем больше эта величина, чем больше «провал», тем с большим усилием контакты сжаты.
Величина «провала» (в мм) для различных величин контакторов различна.
Рис. 81. Положение главных контакторов при включении:
/ — начальное касание; // — окончательное касание; 1—точка начального касания; 2 — точка конечного касания; 3 — упор контакта; 4 — 5 — направления петли динамометра при измерении начального и конечного нажатия; 6 — пружина; а —величина провала контактора; в —размер, контролирующий провал контактора
Кроме главных контактов, на контакторы часто ставят дополнительные так называемые блок-контакты. Их применяют для включения и выключения другой аппаратуры, связанной с действием контактора или блокирующих его. Блокировочный контакт обычно делают мостикового типа (рис. 82) следующим образом. На валу контактора закрепляют скобу с прикрепленными на ней пластмассовыми угольниками. На угольниках при помощи стойки смонтирован контактный мостик с подвижными контактами (их зачастую соединяют серебряной пайкой).
Расположение мостиков таково, что при отключенной втягивающей катушке один мостик нормально открыт, а другой нормально замкнут. Их положение меняется при включении втягивающей катушки.
Разновидностью контакторов являются блок-контакторы, отличающиеся от обычных контакторов лишь тем, что в них отсутствуют главные контакты.
Предназначены блок-контакторы исключительно для коммутации тока в линиях управления.
Для автоматического отключения механизмов по достижении ими предельных положений применяются конечные выключатели. Конечные выключатели представляют собой небольшой корпус, внутри которого размещены контакты, преимущественно мостикового типа, размыкающиеся под действием перемещающегося штока или поворота рычага, на который воздействует механизм, дойдя до своего предельного положения. При нажатии на шток или на рычаг контакты размыкаются и через систему контакторов выключают привод механизма.
Для передачи электроэнергии с поворотной части крана, где обычно установлен источник тока, на нижнюю часть к механизму передвижения применяется кольцевой токоприемник типовой или специальный.
Типовой токоприемник представляет собой корпус, набранный из отдельных бронзовых изолированных друг от друга колец, к поверхности которых прижаты токосъемные щетки, укрепленные на отдельном корпусе. Если корпус с кольцами закреплен на неподвижной части крана, а корпус со щетками на подвижной, то при повороте крана контакт не нарушается и ток с одной части передается на другую.
К аппаратам управления относятся также реле —устройства, предназначенные для автоматических переключений в управляемой ими электрической цепи при воздействии на них механических или электрических величин малой мощности.
По назначению реле могут быть защитные, предназначенные для защиты механизмов и двигателей от перегрузок и аварий, и реле управления, осуществляющие включение и выключение.
Рис. 82. Блок-контакты типа:
1—мостик (подвижной контакт); 2 —пружина; 3 — стойка; 4 — подвижные контакты; 5 —неподвижный контакт; 6 — угольник; 7 —скоба; S — хомут; 9 — вал; 10 — упор мостика; 11—выводная шпилька; 12 —-изоляционная панель контактора
По принципу действия реле делятся на электромагнитные, индукционные, эл ектр одинамические, тепловые, механические и т. д.
На рис. 83 изображена схема теплового реле защиты. Основной рабочий ток проходит через нагревательный элемент, который нагревает металлическую пластинку, укрепленную консольно в основании. Пластинка состоит из двух сваренных между собой пластинок разных металлов, имеющих различные коэффициенты линейного расширения.
Свободный конец пластинки упирается в рычажок, вследствие чего контакты цепи управления замкнуты и ток управления проходит через катушку, подвижной сердечник которой втягивается и замыкает контакты главной цепи тока. В случае чрезмерного увеличения тока в главной цепи пластинка нагревается и изгибается кверху. Рычажок под воздействием пружины поворачивается и контакты размыкаются. С размыканием этих контактов разрывается цепь управления, сердечник под воздействием пружины выйдет из катушки, разомкнет контакты главного тока и тем самым предотвратит работу агрегата при повышенной силе тока.
В современных электросхемах широко используются так называемые защитные панели. Они представляют со-на которых смонтированы комплекты пускоре-аппаратуры: контакторы, магнитные пускатели, рода реле, обеспечивающие нормальную работу
оборудования агрегатов, автоматически реагирующие на все ненормальности их работы.
В качестве защиты электрооборудования крана от короткого замыкания или от повышенного тока применяются плавкие предохранители, состоящие из корпуса, вставляемого в гнезда-губки, и плавкой вставки, размещенной в корпусе.
При увеличении тока в сети выше допустимого предела плавкая вставка расплавляется и сеть обесточивается, чем исключается нахождение электрооборудования под током недопустимой величины.
Для передачи электрической энергии применяются провода, кабели и шнуры.
Рис. 83. Схема устройства реле защиты
Проводом называется голая или изолированная одна или несколько проволок. Изолированный провод имеет токопро-водящие жилы, заключенные в изолированную оболочку (резиновую, винилитовую, подихлорвиниловую и т. д.).
Жилой называется одна или несколько скрученных между собой проволочек, не изолированных друг от друга.
Провод, состоящий из нескольких изолированных друг от друга жил и заключенных в общую оболочку, называется сложным проводом.
Для монтажа электропроводки на кранах применяют исключительно провода с изоляцией; при этом для предохранения проводки от механических повреждений провода прокладывают в отдельных газовых трубах, металлических рукавах или в плетеной металлической оболочке.
В табл. 14 даны характеристики проводов, кабелей и шнуров, нашедших наибольшее применение при выполнении электропроводки на грузоподъемных кранах.
Таблица 14
Шнуром обычно называют провод, состоящий из двух и более скрученных между собой изолированных жил, обладающих большой гибкостью, или же нескольких таких жил, заключенных в общую оболочку. В этом случае шнур часто называют шлангом, или шланговым проводом.
Кабелем называется один или несколько скрученных вместе изолированных жил, заключенных в защитную герметическую металлическую (алюминиевую, свинцовую), резиновую или винил итовую оболочку.
Кабели, провода и шнуры могут разделяться:
а) по роду изоляции — неизолированные и изолированные, при этом существует большое количество видов изоляции;
б) по материалу проводящих жил —медные, алюминиевые и т. д.;
в) по форме и конструкции проводящей жилы — сплошные или многопроволочные, круглые жилы, секторные или сегментные жилы
и т. д.;
г) по роду защитных оболочек — кабели, освинцованные с голой свинцовой оболочкой, со свинцовой оболочкой и с броней из
стальной ленты и т. д.
По производственно-конструктивным признакам проводники разделяются: по числу, сечению или диаметру проводящих жил; негибкие, нормальные, гибкие, особо гибкие, скрученные и нескрученные и т. д., а по назначению—на кабельные изделия для применения в технике сильного тока и для применения в технике слабого тока.