Пустоглазый что значит ребенок

Бойся «пустоглазых»!

Читаю газету с интересом: радует разнообразие информации, тем. «Первые сто строк» мне особенно дороги: так, читая номер от 5 июня, я вспомнила собственное детство и уроки труда, на которых нас учили вышивать и шить. Вспомнила и ощущение радости от понимания, «…что значит сделать вещь – пусть самую простенькую – своими руками. Она становится для тебя родной, близкой». (Мне очень понятны и близки эти слова автора.)

Ульяна БЛЕДНОВА, учитель русского языка и литературы, Барнаул

Белой завистью позавидовала детям, которые учатся в той английской школе, о которой так тепло рассказывает Петр Положевец, и так захотелось, чтобы и у нас, в России, в городах и селах были такие школы, где «стараются научить работать голову, сердце и руки ребенка». О воспитании гармонически развитой личности у нас много говорилось, писалось, а воз, как водится, и ныне там. Еще бы! Уроки труда упразднили (а как без них научить работать руки?).

Уроки музыки, которые способны «выпрямлять душу ребенка», тоже под угрозой. А дети хотят петь (как верно утверждает в этом же номере «УГ» выступившая в защиту предметов эстетического цикла народная артистка России Галина Егорова). Вдруг вспомнилось выступление одного профессора, побывавшего в Прибалтике и Японии: он рассказал, «что их группа, приехавшая из России, не могла от начала до конца спеть ни одной русской народной песни (о чем просили их в Японии). Помнили лишь по одному куплету, и тогда вышли очаровательные японки и на четыре голоса великолепно спели «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан».

«Мы были посрамлены», – признался профессор. А в Прибалтике поют, как он уверял, все: и ученики, и учителя, и студенты. Там пение с первого по выпускной класс повсеместно. И любой может не только петь, но и взять дирижерскую палочку и руководить хором. Вот так.

Очень грустно, что многие (я в этом убедилась, занимаясь на протяжении нескольких лет подготовкой ребят к ЕГЭ) ничего не знают о Репине, Глинке, Чайковском и так далее. Это очень удручает. Дочь художника Поленова как-то заметила, что больше всего боится «пустоглазых». А откуда это «пустоглазие», думаю, понятно всем, и «пустоглазых» у нас, к сожалению, не так уж мало.

Кстати, о ЕГЭ тоже много пишется в газете. Мне хочется сказать несколько слов по этому поводу. Безусловно, хорошо, что выпускники сдают только один раз экзамены – в школе. Наверное, целесообразно тестирование по точным наукам. Но тестирование по литературе оправданно ли? Я считаю, что экзамен по литературе – это диалог, и мы должны слышать экзаменующегося, видеть в его глазах отражение мыслей, чувств…

По русскому языку, мне думается, нужно пересмотреть некоторые задания. Взять, к примеру, вопросы по словообразованию, составу слова, орфоэпии, в словарях кое-что трактуется по-разному, и как быть ученику? А пособия в помощь выпускникам – это особый разговор! Их издается множество, а сколько в них ошибок!

Для родителей ЕГЭ – «хождение по мукам»: все стараются обратиться к помощи репетиторов, но далеко не всем это по карману!

Кстати, я выразила не только свое мнение о ЕГЭ – от многих учителей и родителей слышала подобное…

Замечательно, что в любимой газете есть целая страница «Здоровье». Спасибо за полезные советы!

И страница «Зеркало» тоже очень полезная. Почитаешь – и сразу захочется ощутить «вкус моря, приготовить «и суп, и снадобье» из… сорняка.

Огромное спасибо всем, кто трудится в редакции и делает «УГ» интересной и полезной.

Источник

«Пустые глаза»: как на Руси предсказывали судьбу новорожденному по его внешнему виду

Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть фото Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть картинку Пустоглазый что значит ребенок. Картинка про Пустоглазый что значит ребенок. Фото Пустоглазый что значит ребенок

«Пустые» глаза – это только один из признаков, по которому на Руси определяли судьбу, которая была уготована новорожденному. Наши предки обращали внимание и на черты лица, и на телосложение, и на строение конечностей младенцев. Чаще всего таким образом предсказывали срок жизни человека, состояние его здоровья и характер.

Телосложение и рост

На Руси многое о будущем ребенка узнавали еще в день его появления на свет. Причем обращалось внимание не только на сам процесс родов и на то, в каком положении рождался младенец, но и на его внешние данные. Так, пухлость считалась недобрым знаком. Как указано в издании «Ароматы и запахи в культуре» (Новое литературное обозрение, 2003 год), согласно распространенному русскому поверью, которое в том числе бытовало и в Ярославской губернии, пухлого и нежного новорожденного «нежит земля», а значит он скоро умрет.

Голова и лицо

Немаловажное значение имела и форма головы появившегося на свет. Так, по словам Андрея Топоркова, автора издания «Секс и эротика в русской традиционной культуре», на Руси считалось, что «востроголовые» дети в будущем будут не слишком умными. Об этом же говорили и длинные отвислые уши. Умными же считали младенцев, родившихся с длинными жесткими волосами. Обладателей мягких ушей сразу записывали в мертвецы, а вот тому, кто рождался с торчащими ушами, приписывали крепкое здоровье. Заглядывали новорожденными и в рот. Если во рту ребенка оказывались зубы, то все были уверены в том, что в будущем он станет отменным плутом.

«Особые приметы»

Искали «особые приметы» и во рту младенцев. Например, Константин Логинов в своей книге «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты» упоминает о том, что повитухи нередко помещали большой палец в рот ребенка, ощупывая небо. Если оно оказывалось сформированным, то считалось, что новорожденный выживет. Плоское же небо указывало на нежизнеспособность. По утверждению Логинова, дети с плоским небом приравнивались к существам из Иномира. Повитухи с подобными младенцами возились неохотно и вообще рекомендовали матерям не кормить их грудью: мол, все равно умрет.

Источник

Нестандартные дети: как распознать девиации и принять диагноз

Любимый, родной, особенный

Для каждого родителя его ребенок — всегда особенный, отличающийся от других. Но уникальные генетические признаки дарят сыновьям и дочерям не только красивую внешность, темперамент, талант: вместе с определенным набором хромосом некоторые из них наследуют психические или психофизические особенности, с которыми им предстоит жить. Что значит быть матерью или отцом нестандартного ребенка? Как научиться взаимодействовать с ним? И можно ли помочь малышу справиться с требованиями социальной среды, детского сада, школы? Этой теме посвящен очередной выпуск совместного проекта «Народной газеты» и кафедры психологии факультета философии и социальных наук БГУ «Родительский университет». Сегодня наш собеседник — профессор кафедры психологии, доктор психологических наук, доцент Алексей Поляков.

Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть фото Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть картинку Пустоглазый что значит ребенок. Картинка про Пустоглазый что значит ребенок. Фото Пустоглазый что значит ребенокpixabay.com

— Алексей Михайлович, давайте сразу определимся с терминами: что значит психические, а что — психофизические особенности ребенка?

Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть фото Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть картинку Пустоглазый что значит ребенок. Картинка про Пустоглазый что значит ребенок. Фото Пустоглазый что значит ребенок

— На самом деле грань между этими понятиями достаточно тонка. В большинстве случаев, когда говорят об отклонениях в психическом развитии, предполагается, что у девиации есть какая-то органическая основа: как правило, это дисфункции мозга. Однако на практике такие дисфункции далеко не всегда выявляются. В частности, у врача часто нет возможности обнаружить отклонения, особенно когда речь идет о легких формах заболевания. То есть на самом деле проблемы в развитии у ребенка есть, но вот эту самую органическую основу не находят.

Что касается психофизических особенностей, здесь установить диагноз несколько проще, поскольку есть определенные симптомы того или иного отклонения в развитии. Правда, симптоматика может быть частично смазана: какие-то ее проявления присутствуют, какие-то — нет. В этом случае тоже затруднительно поставить конкретный диагноз.

— Если даже специалистам это сделать непросто, можно представить, каково родителям. Ребенок просто нервный, легковозбудимый, агрессивный? Или же его поведение — результат имеющихся отклонений в развитии?

— Совершенно верно. Есть примеры, когда родители детей с аутизмом или другими отклонениями в развитии начинали догадываться о том, что с их сыновьями или дочками не все в порядке, только в начальных классах школы. Примечательно, что мамы и папы чаще всего обращают внимание на нестандартность ребенка в поведении, достижениях, освоении школьной программы, их заботят его проблемы с социализацией — когда есть трудности в общении со сверстниками, он становится изгоем в классе и т. д. Но далеко не всегда подобная необычность, непохожесть на большинство других детей является признаком аномального развития. Часто бывает наоборот: никаких проблем с социальной адаптацией, особенно в дошкольном возрасте, у ребенка не возникает, он кажется вполне благополучным, но в действительности — страдает определенными отклонениями в развитии. Просто они пока не проявляют себя, поскольку круг общения не требует от малыша в силу возраста исполнения и соблюдения каких-то определенных социальных функций. Именно поэтому важно, чтобы родители сотрудничали с детскими врачами, психологами и дефектологами, которые могут сориентироваться намного раньше.

— Детей регулярно осматривает педиатр. Этого недостаточно?

— В идеале хотелось бы, чтобы в помощь каждому педиатру были выделены узкие специалисты. Но пока такой практики нет, родители, у которых есть основания беспокоиться по поводу развития своего ребенка, должны самостоятельно посещать детского невролога, детского психиатра, дефектолога и психолога. Нелишними будут эти визиты и при отсутствии каких-то серьезных оснований: в любом случае лучше перестраховаться, поскольку мы уже говорили о нюансах проявления психофизических отклонений.

— Если двухлетний ребенок не разговаривает, не складывает звуки в слова — это уже повод обратиться к узкому специалисту?

— Да. Если малыш к 1,5—2 годам не произносит отдельные слова, это настораживающий симптом аномального речевого развития.

— Что еще в поведении маленьких детей должно насторожить родителей?

— Первым пунктом укажу здесь отсутствие так называемого комплекса оживления у малыша 2—3 месяцев жизни. Доказано, что когда развитие ребенка идет нормально, к этому возрасту он начинает эмоционально позитивно реагировать на маму и папу и инициировать общение с ними: улыбается, когда их видит, тянет к ним ручки, гулит, то есть оживляется при виде родных и любимых людей.

Следующий пункт — развитие двигательной активности ребенка: когда он начинает переворачиваться в кроватке, пробует сесть, появляется умение дотягиваться до висящих над кроваткой предметов и схватывать их.

В начале второго года жизни малыша нужно обратить внимание, удается ли ему установить эмоциональный контакт с окружающими. Если у ребенка нет желания делиться с родителями важной для него информацией, своими впечатлениями, если он не пытается привлечь их внимание к предметам, которые его заинтересовали, избегает смотреть в глаза и существует в своем замкнутом мирке — это тоже серьезный повод для беспокойства.

— После того как врач поставил маленькому пациенту диагноз, для семьи наступает один из самых сложных в психологическом плане этапов: родителям нужно свыкнуться с мыслью, что теперь они растят нестандартного ребенка.

— От их восприятия действительности, от того, какую модель поведения они выберут, зависит в первую очередь, станет ли диагноз ребенка приговором для семьи и для него самого или будет просто особенностью маленького человека, с которой нужно научиться жить. Здесь крайне важно не трансформировать эту особенность в глобальную жизненную катастрофу, которая приведет к нарушению в социализации ребенка, а затем подростка и взрослого человека. Есть такое понятие, как «вторичные отклонения» или «социальный вывих». Простой пример: школьник с замедленным темпом психической деятельности. Он не схватывает на лету, намного медленнее, чем одноклассники, понимает условия и требования, медленнее справляется с задачками. Теперь представьте, что от такого ребенка требуют все делать быстро: решить пять примеров за 10 минут, на время собрать палатку в походе, принять участие в эстафете на уроке физкультуры. Что имеем в итоге? Не решил, не успел — минус несколько баллов, критика учителя и родителей. Возится с палаткой — что ты там копошишься, тебя все ждут! Не справился с темпом эстафеты — подвел команду. Это может спровоцировать обиду, неуверенность в себе, неприятие своих маленьких достижений, желание замкнуться, изолироваться от сверстников. Понятно, что ни к чему хорошему в будущем это не приведет: проявления особенностей развития только усилятся плюс у подростка может развиться чувство собственной несостоятельности и подавленности. Вот так мы превращаем особенность в социальную проблему. А можно было поступить иначе: не ругать за неуспеваемость, а похвалить за оригинальность и нестандартный подход в решении задач. Вместо того чтобы поручать такому ребенку поставить палатку — отправить его собирать ветки для костра. На физкультуре не задействовать в эстафете, а сосредоточить его внимание на индивидуальных упражнениях. Очень многое зависит от обстоятельств, в которых оказываются люди с психофизическими особенностями.

Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть фото Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть картинку Пустоглазый что значит ребенок. Картинка про Пустоглазый что значит ребенок. Фото Пустоглазый что значит ребенокPIXABAY.COM

— Какие ошибки чаще всего совершают родители нестандартных детей?

— Есть две крайности: когда матери и отцы изолируют себя от контактов с ребенком, ограничивают свое участие в его жизни и, наоборот, когда они навязывают ему свое присутствие, свои требования, свое видение жизни. Это, к слову, типичные ошибки всех родителей, не только тех, которые воспитывают детей с психофизическими особенностями.

В первом случае современные мамы и папы включают ребенку телевизор, дают в руки планшет, мобильный телефон или что-то еще — лишь бы не отвлекал их вопросами, не дергал за рукав, дал возможность заняться своими делами. И если посмотреть со стороны — малыш вроде бы чем-то увлечен, но на самом деле подобная практика — не что иное, как исключение ребенка из коммуникации. При таком подходе к процессу воспитания родители не могут ничему его научить. А раз не выстраиваются детско-родительские отношения, основанные на тесной эмоциональной связи, значит, ни мать, ни отец не становятся образцом для подражания, авторитетом, носителем культуры, которую следует перенять.

Во втором случае взрослый навязывает ребенку то, что он считает правильным, необходимым. А по сути — нарушает его личное пространство. Кроме того, нужно четко уяснить: мы развиваемся только тогда, когда делаем что-то по собственной инициативе. Мешать ребенку проявлять свою активность — значит мешать ему полноценно развиваться. Поэтому нужно соблюсти баланс: сотрудничать с малышом, предлагая ему что-то, но и с уважением относиться к его инициативе. Это называют «педагогическим тактом», которым в идеале должен обладать каждый родитель.

Год назад в БГУ стартовал уникальный для нашей страны образовательный проект «Родительский университет», основные цели которого — повышение психологической культуры матерей и отцов в воспитании детей, а также социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи. Проект коммерческий, поэтому занятия проводятся на платной основе — в среднем около 120 рублей за один курс. Группы по 12—15 человек, не более. Это оптимальное количество для проведения практикумов и тренингов, на которых всех желающих обучают управлять гневом и агрессией, объясняют, как вести семейный бизнес, как помочь ребенку вырасти успешным и счастливым, как грамотно общаться со сложными детьми и т. д.

ПАМЯТКА МАМАМ И ПАПАМ

♦ Будьте внимательны к чувствам ребенка. У него есть право выражать как положительные, так и негативные эмоции.

♦ Не врите своему ребенку — он не заслуживает, чтобы его обманывали. Старайтесь быть максимально честны: нестандартные дети особенно остро чувствуют фальшь.

♦ Хвалите ребенка за каждый маленький успех, но в то же время любите просто так, а не за заслуги.

♦ Предоставьте ребенку право выбирать то, что ему уже под силу, например, куда и с кем пойти гулять или что надеть. Вашему сыну или дочери нужны не только забота и опека, но и возможность делать выбор самостоятельно, умение брать ответственность на себя, пусть пока и в мелочах.

♦ Введите «сердитый час». Это могут быть 10—15 минут, когда ребенок выплеснет накопившиеся бурные эмоции, сможет сбросить напряжение при помощи крика, брыкания.

Источник

Родильная обрядность.

Вторая группа обрядов, совершаемых над ребенком, имела целью его превращение из биологического существа в социальное. С момента рождения с помощью магических действий ему пытались привить внешние и внутренние качества, обладание которыми ценилось в данном обществе. Чтобы ребенок (особенно девочка) вырос красивым, его лицо прямо на месте рождения обмывали молоком матери. Крестьянским идеалом красоты считалась нежная белая кожа. Различными магическими способами младенцу пытались привить послушание. Например, сразу после родов свекровь или повитуха трижды обводили горящей лучиной вокруг правой ноги матери. Любопытно, что в одном из вариантов обряда лучину мог заменять сам новорожденный.
Далее следовали обряды включения ребенка в семейно-родовой коллектив. Первой символической границей, которую необходимо было пересечь новорожденному, чтобы войти в семью, был порог избы. Для этого свекровь, войдя в дом, клала завернутого в пеленки ребенка у порога, а идущая следом мать перешагивала через него. После этого свекровь подносила младенца к печи или клала его ненадолго на шесток. Тем самым ребенок приобщался к древней родовой святыне и попадал под покровительство духа огня.

После благополучных первых родов изменялся социальный статус молодой матери. В первые послеродовые дни роженицу обязательно навещали родственницы и замужние соседки. У северных вепсов такое посещение имело некоторые особенности: его начинали мать и сестра роженицы и повторяли его еще несколько раз в течение шести недель после родов, во время таких визитов они читали молитвы. Посетители приносили роженице подарки: разнообразные выпечные изделия, старую ткань на пеленки, серебряные монеты «на зубок» (hambazdengad). Такое посещение роженицы носило название pahnad. Одним из его значений в древности являлось выражение возросшего авторитета женщины не только в роде ее мужа, но и в своем собственном, а также признание со стороны социальной группы замужних женщин. Когда-то процесс изменения социального статуса молодой матери отражала и вепсская социовозрастная терминология. В настоящее время среди вепсов для обозначения молодухи, молодой жены, невестки существует несколько терминов: mur’zдin (cев.), mur’zei (cр.), mor’zд (южн.), norik (Шелтозеро, Каскесручей), naine (северные и оятские вепсы). Традиционная родильная обрядность вепсов включала также обряды церковного происхождения: крещение и воцерковление.

На сегодняшний день традиционная родильная обрядность вепсов представляет собой плохо уцелевшую от времени систему. Ее разрушение началось в 30-е годы ХХ в. в результате происходивших в советской стране коренных социально-экономических преобразований: борьбы с религией, повышения культурного уровня и улучшения медицинского обслуживания сельского населения. Большая часть обрядов, связанных с появлением ребенка на свет, очищением, социализацией, сохраняется лишь в памяти вепсских женщин очень преклонного возраста (80 лет и старше), то есть в пассивной форме. Эти обряды отмирают на наших глазах вместе с уходом их носительниц. Среди реально бытующих родильных обычаев следует назвать запреты, регламентирующие поведение беременной, а также приметы, определяющие пол будущего ребенка. Продолжает сохраняться вера в сглаз ребенка. В некоторых вепсских деревнях по-прежнему применяются религиозно-магические действия и заговоры при лечении щетинки, грыжи, ночного плача и других детских болезней. В результате изменившейся в 90-е годы политики государства по отношению к церкви, возросшего интереса людей к религии, крещение снова становится обязательным обрядом, сопровождающим рождение человека.

Заметки из моих личных наблюдений и жизненного опыта.

Когда умерла в родах моя школьная подруга, я ждала рождения сына и очень хотела пойти попрощаться с ней. Помню, мама мне положила красные тряпочки на грудь и с ними я ходила только на прощание, но на кладбище мне мама идти запретила.

Всего лишь год тому назад внук моей сестры Данилка никак не хотел ходить, ленился : ).
Мы провели над ним следующий обряд. Поставили его на скамейку, сестра с тётей его вели, а я сзади ножом под его ножками чертила крестик.
При этом сестра у меня спрашивала: Min’ apad?
Я отвечала: Putad apan!
Сестра говорила: apa igaks kaikeks! И так три раза.

Данечка наш быстро начал ходить!
Берите на заметку.

Источник

Как понять, есть ли у вашего ребенка аутизм: шесть подсказок родителям

Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть фото Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть картинку Пустоглазый что значит ребенок. Картинка про Пустоглазый что значит ребенок. Фото Пустоглазый что значит ребенок Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть фото Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть картинку Пустоглазый что значит ребенок. Картинка про Пустоглазый что значит ребенок. Фото Пустоглазый что значит ребенок

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть фото Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть картинку Пустоглазый что значит ребенок. Картинка про Пустоглазый что значит ребенок. Фото Пустоглазый что значит ребенок

Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть фото Пустоглазый что значит ребенок. Смотреть картинку Пустоглазый что значит ребенок. Картинка про Пустоглазый что значит ребенок. Фото Пустоглазый что значит ребенок

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *