Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем

О чем произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Смотреть фото Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Смотреть картинку Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Картинка про Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Фото Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем

Еретическая сатира

Главным объектом для острой сатиры Рабле в данном произведении предстает церковь, монашество и духовенство. Создатель «Гаргантюа и Пантагрюэля» в юности был монахом, но жизнь в монашеской кельи не пришлась ему по душе, и благодаря помощи своего наставника Жоффруа д’Этиссака ему удалось без каких-либо последствий покинуть монастырь.

Характерной особенностью романа является обилие крайне подробных и в то же время комичных перечислений блюд трапез, книг, наук, законов, денежных сумм, животных, смешных имён воинов и тому подобного.

В своем романе Рабле высмеивает присущие многим людям пороки и современные сатирику государство и церковь. Различным притязаниям церкви, лени и невежеству монахов достается больше всего. Автор довольно ярко и красочно показывает грехи и пороки церковников, которые осуждались общественностью во времена Реформации – непомерная жадность, праведное лицемерие, прикрывающее развращённость церковных служителей и политические амбиции высшего духовенства.

Некоторые отрывки из Библии также были удостоены насмешек. Например, момент воскрешением Эпистемона Панургом, пародирует известную библейскую легенду о воскрешении Лазаря Иисусом Христом, а повествование о великане Хуртали высмеивает сказание о Ноевом ковчеге. Слепая вера в божественное чудо и духовный фанатизм отражены в эпизоде рождения Гаргантюа из уха матери, всех кто не верит в возможность появления дитя из уха, по воле всемогущего Господа Бога, Рабле называет еретиками. Благодаря этим и другим богохульским эпизодам, все 5 томов «Гаргантюа и Пантагрюэля», были признаны богословским факультетом Сорбонны еретическими.

Гуманизм романа

В своём произведении Рабле не только пытается бороться со «старым миром» с помощью юмора и острой сатиры, но и описывает новый мир, таким, каким он его видит. Идеалы свободной самодостаточности человека противопоставлены в романе бесправию средневековья. Новый, свободный мир, автор описывает в главах, повествующих о Телемском аббатстве, в котором царит гармония свободы, и отсутствуют какие-либо предрассудки и принуждение. Девиз и единственный принцип устава Телемского аббатства гласит: «Делай что хочешь». В части романа посвященной аббатству и воспитанию Гаргантюа Понократом писателем окончательно сформированы и воплощены на бумаге основные принципы гуманизма.

«Гаргантюа и Пантагрюэль» неразрывно связан с народной культурой Франции позднего Средневековья и Возрождения. Из неё Рабле позаимствовал и своих главных героев, и некоторые литературные формы.

Источник

Анализ романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Автор: Guru · Опубликовано 29.10.2016 · Обновлено 08.10.2017

Франсуа Рабле — автор одного романа, зато какого! Его объемный и не поддающийся чтению труд стал манифестом новой эпохи, где человек становится вровень с его создателем, а не падает ниц, пресмыкаясь и боясь небесной кары. Книга подарила боязливо скукоженному миру образ человека ренессанса — возрождения к полноценной жизни.

Жанровые особенности

«Гаргантюа и Пантагрюэль» — это сатирический роман, созданный с помощью таких литературных приемов, как гротеск и гипербола. К сожалению, смысл многих саркастических выпадов Франсуа Рабле в настоящее время утрачен, поэтому объемный труд читается натужно, хоть и должен был развеселить публику, как ярмарочный балаган (по стилистике роман напоминает шутовские истории паяца, который злобно высмеивает уклад жизни, не боясь понести наказание).

Основные темы

Автор обличает извечные человеческие пороки и высмеивает слабости, недостатки и проблемы своего времени. Излюбленными объектами для насмешек Рабле являются церковь и католический институт монашества, что неудивительно — он знал о лени, невежестве, алчности, ханжестве и лицемерии духовного сословия не понаслышке, ведь сам в молодости жил в монастыре. Кроме того, известно, что Рабле был медиком, значит, имел рациональное мышление и живой ум, а не зашоренное сознание фанатика.

Досталось от его пера и средневековой схоластике, оторванной от той реальности, которую во всех ее проявлениях так любят главные герои. Слепая вера и религиозное лицемерие вызывали у Рабле такое неприятие, что он не постеснялся замахнуться даже на Священное писание, кое-какие эпизоды из которого ловко спародировал в романе. Так что, немудрено, что все части «Гаргантюа и Пантагрюэля» были осуждены богословским факультетом Сорбонны как еретические.

Кто такой Франсуа Рабле?

Франсуа Рабле — это первый певец Ренессанса, осмелившийся восстать против средневековой косности и бесправия здравого смысла. Бесчеловечным догмам он противопоставил идеалы свободы и гуманизма. Главы о Телемском аббатстве, а также о воспитании Гаргантюа под руководством Понократа, являются законченным воплощением гуманистических принципов. Поэтому «Гаргантюа и Пантагрюэль» — это самый объемный литературный памятник эпохи Возрождения.

О самом авторе известно крайне мало, так как он скрывался от властей за свои литературные изыскания. Он написал тогда, когда за свободу слова можно было поплатиться вечной неволей, а то и жизнью. Сохранились упоминания о том, что он в юношестве жил в монастыре, потому так хорошо знает внутреннюю сторону обычаев и грешком духовного сословия. Потом он сбежал из божьего храма, отчаявшись в намерении стать добродетельным католиком. С этих пор началась пора его скитаний, когда он овладел искусством врачевания и мастерством слова. Общаясь с пациентами, лекарь узнал множество легенд и сказаний о национальных героях ярмарочных балаганов — Гаргантюа и Пантагрюэле, которые впоследствии перекочевали в его книгу.

Комический эффект

Именно простых людей больше всего угнетала церковь, ведь этот институт был монополистом в области просвещения среди широких народных масс. Поэтому комический эффект в романе Рабле помещается в форме грубоватого юмора, понятного простому человеку. Шутки связаны с недостатками тела и физиологией, поглощением пищи и вина, половыми отношениями и венерическими заболеваниями. Все эти темы в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»были совершенно несвойственны средневековой литературе, которая была тесно связана с религиозной традицией.

В ходе исторического литературного процесса неоднократно предпринимались попытки «адаптировать» Рабле к меняющимся представлениям о морали и нравственности, но, как известно, из песни слова не выкинешь — «вычищенный» роман, без сомнения, уступает оригиналу.

Стилистика Рабле

Язык в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» изобилует непристойными словесными оборотами и карикатурно поданными выжимками из священных текстов. Текст неразрывно связан с народной культурой Франции позднего Средневековья и Возрождения. Образы главных героев, Гаргантюа и Пантагрюэля, имена которых взяты напрямую из французского фольклора, символизируют Ренессанс с его отказом от традиционных жизненных установок Средневековья. Главная идея эпохи Возрождения – возвращение интереса к светскому искусству и познанию мира, свободному от догм и ограничений.

Язык Рабле — причудливый, сложный, нагромождение оборотов и средств художественной выразительности сбивает читателя с толку, заставляет не раз перечитывать предложение в погоне за сутью.

Композиция

Гротескно-комическая структура романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» имеет несколько функций. Она заманивает читателя, интересует его на протяжении всего повествования и облегчает восприятие глубоких мыслей в основе творческого метода Рабле. С другой стороны, она их маскирует, то есть служит щитом от въедливой цензуры. Шутовство и дуракаваляние образуют мощный комический эффект в средневековой литературе на пороге эпохи Возрождения. Композиция романа – это свободное чередование эпизодов и образов.

Скрепляющей основной идеей «Гаргантюа и Пантагрюэль» является гротеск народного характера. Не все мысли Рабле расшифрованы. Частный случай гротеска – размеры Гаргантюа в первых двух книгах. Это гиперболизированное стремление натуры освободиться от гнета средневековых норм.

Главная идея

Хоть книга и велика по объему, словно ее герой, она несет вполне себе конкретный посыл. Рабле видел, как люди страдают от засилья религиозного суеверия, воспринимая не умелые проповеди, как слово Божие, хотя именно в них теряется смысл любого религиозного культа. Народ же прозябал в невежестве и фанатизме, поэтому родители не хотели лечить и учить детей, считая любое вмешательство в ум и тело своего ребенка бесовским промыслом. Поэтому главная идея романа Рабле — показать приобщение к национальной французской культуре, ее истокам, а не рабское повиновение жутковатой демагогии католицизма. Он хотел, чтобы человек полагался на свой здравый смысл, а не на абстрактные и неверно истолкованные учения схоластиков. Теоретики были оторваны от жизни, сами на хлеб не зарабатывали, поэтому не могли учить народ, исходя из его надобностей.

Характеристика главных героев

Анализ первой книги

В первой книге Гаргантюа – добрый, миролюбивый великан-король. Их вообще в романе три таких красавца: Грангузье, Гаргантюа и Пантагрюэль. Так же есть три главные темы:

Анализ второй книги

Во второй книге Пантагрюэль — добрый великан, добрый малый, обжора и любитель выпить. Мотив жажды, которая сопровождает рождение Пантагрюэля, — алчность познаний и обычная жажда. Новый человек — «алчущий познаний», а не тупоголовый раб чьих-то домыслов. В то же время он весел и прост в обращении, в нем нет чопорности и замкнутости средневекового человека. Параллель выпивки и науки проходит через всю книгу. Письмо Гаргантюа к Пантагрюэлю — манифест ренессанса. В нем заключена апология наук, апология движения истории и развития культуры.

Бахтин считает, что третья книга – органическое продолжение первых двух. В ней меняются все пропорции: действие продолжается всего 30 дней, герой Пантагрюэль уже нормального размера.

Что хотел сказать автор в пятой и четвертой книгах?

Ближе к финалу стало больше серьезности, ослаблена народно-карнавальная основа. Острова в 4-5 книгах чаще всего символизируют социальные институты, ценности. Там уже нет главного героя, все путешественники. Пантагрюэль возвышен, Панург — напротив.

В трех первых книгах Панург бросает вызов старому застойному обществу, поэтому так симпатичен, а в последующих частях уже не везде, протест размывается, становится менее нарочитым. В тех эпизодах, которые появились в 48 главе, он прежний, а в тех, которые в 52 главе – подчеркнуто трусливый (например, эпизод с бурей, Колбасами).

Это, видимо, связано с тем, что Панург и Пантагрюэль – разные полюса Божественной природы. Пантагрюэль – идеальный человек, Панург — реальный. Но писатель разочаровывается в реальном человеке, оттого и происходит снижение образа.

Чем заканчивается роман?

А тем, что Бутылка изрекла: “Тринк”, что означает «пей» (и «выпивай», и пей из источника мудрости). Рабле воспроизвел плавание к истине, путешествие в поисках этого вожделенного сокровища. Правда, абсолютной истины нет, перед авантюристами всплывает лишь фата-моргана. Поэтому они пьют и радуются жизни без призрака смерти и сомнительных обещаний божественной милости в обмен на земное счастье.

Источник

Краткое содержание Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Смотреть фото Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Смотреть картинку Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Картинка про Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Фото Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем

Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», созданный писателем Франсуа Рабле, является культурным памятником эпохи французского Возрождения. Создатель романа является не только писателем, но и юристом, философом, гуманистом, доктором. Ниже представлен краткий пересказ книги «Гаргантюа и Пантагрюэль» по главам.

Основные персонажи

Основным персонажем, чьи приключения описываются на протяжении всей книги, является Пантагрюэль. Также центральные места занимают такие герои, как Гаргантюа, Панург, Эпистемон, брат Жан Зубодробитель.

Главные герои

Второстепенные герои

Очень краткий пересказ

Гаргантюа родился крепким и здоровым малышом, обладающим недюжинной силой. Когда он подрос, отец отправил его в Париж изучать науки. Там герой зарекомендовал себя, как образованный и умный человек.

Когда ему было уже больше полувека, он женился. У него родился сын Пантагрюэль, который, как и отец, оказался очень крупным. Его также отправили учиться в Париж, в котором его ждало множество приключений. Здесь он знакомится с Панургом, который становится его другом. С помощью Пантагрюэля решается множество споров, в которых он проявляет себя справедливым и мудрым человеком.

Панург решает жениться, но не уверен, хорошая ли это идея. Друзья обращаются к гадалкам и философам, которые не могут прояснить ситуацию. И приятели решили отправиться к оракулу Божественной бутылки, чтобы узнать точный ответ.

Краткое содержание «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Книга I

Главы 1-10
В кратком содержании романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле описываются главные события, произошедшие с основными персонажами. В самом начале книги автор обращается к пьяницам и всем тем, кто ведет разгульный образ жизни. Он призывает их веселиться, а также не забыть выпить за его здоровье. Таким образом Рабле задает сатирический тон дальнейшему повествованию.

Грангузье и Гаргамелла — правители-великаны в стране Утопии. Король был добродушным, веселым человеком, любившим как следует почревоугодничать. Достигнув зрелого возраста, он женился на девушке Гаргамелле. У них родился сын, такой же великан, как и они сами, а вынашивала его королева почти год — 11 месяцев.

Очень необычно появление малыша. На свет он появился через левое ухо своей матери. Тех же, кто не верит в такое чудесное рождение, автор саркастически называет еретиками. Он объясняет, что такое чудо-рождение в истории случается довольно часто и нет смысла не верить ему.

Родился ребенок с огромной глоткой, поэтому его назвали Гаргантюа.

Главы 11-20
В кратком содержании этих глав описывается взросление героя. Гаргантюа рос смышленым ребенком. Он был умен, но и много времени уделял трапезам. Этот великан только и делал, что ел и спал. Увидев в нем сообразительного ребенка, отец мальчика отдает его на обучение к богословам, но через некоторое время выясняется, что Гаргантюа только стал глупее. Расстроенный родитель решает отправить его на обучение в столицу Франции. Там мальчик делает определенные успехи, одновременно доставляя жителям города неудобства. Например, герой решил, что колокола главного собора страны отлично подойдут в качестве бубенцов для его лошади.

Главы 21-58
Отец Гаргантюа не бросил попытки обучить наукам сына. Его наставником он сделал Понократа, который имел собственную методику обучения. Он воспитывал своего ученика постоянно, даже когда тот ел или чистил зубы.

Тем временем на королевство отца нападает сосед Пикрохол. Отпор ему дает Гаргантюа со своими друзьями и братом Жаном — монахом, который стал другом и верным собутыльником Гаргантюа. Пикрохол обращается в бегство, а Гаргантюа проявляет себя смелым, щедрым и отзывчивым человеком не только со своими друзьями, но и с врагами.

Книга II

Главы 1-22
В весьма солидном возрасте у Гаргантюа рождается сын. Он, так же как и отец, был велик и могуч. При рождении он был настолько огромным, что его мать умерла при родах. Аппетит и сила малыша были просто огромными. Он мог запросто съесть полкоровы, что уж говорить обо всем остальном.

Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Смотреть фото Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Смотреть картинку Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Картинка про Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Фото Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чемРебенок был огромных размеров и отличался невероятным аппетитом

Подросшего мальчика отец решает отправить учиться. Пантагрюэль посещает многие места Франции, и, наконец, приезжает учиться в Париж. Письмо отца, где тот просит сына посвящать учебе все время, настраивает Пантагрюэля на серьезный лад, и он с еще большим рвением окунается в мир науки.

В это время герой знакомится с Панургом, который становится в дальнейшем его самым близким другом.

Знания, полученные Пантагрюэлем, пригождаются ему, когда приходится разрешить спор между двумя богатыми вельможами. Выслушав их доводы, он повернул ситуацию так, что все остались в выигрыше, а Пантагрюэль еще больше прославился своим умом и начитанностью.

Глава 23-34
В этих главах ведется повествование о том, что отца Пантагрюэля унесли в волшебную страну фей, а на его земли покусились враги. Пантагрюэль был настолько зол, что моментально расправился с вражескими рыцарями в количестве 660 человек и затопил их земли своей мочой.

Книга III

Глава 1-8
В третьей книге речь идет о великих идеях и смелых поступках Пантагрюэля. Установив на своих землях мир, Пантагрюэль заселяет покоренную Дипсодию жителями Утопии. Панургу, как лучшему другу и товарищу, он вверяет кастелянство Рагу. Однако тот прокутил все свои богатства за полмесяца и назанимал долгов. По мнению Панурга жизнь без долговых обязательств – скучна и неинтересна, однако Пантагрюэль придерживается совершенно другого мнения: он считает, что быть обязанным всем вокруг стыдно и пытается вразумить друга.

Глава 9-20
Панург решает жениться, но до конца не уверен, правильно ли его решение. Пантагрюэль советует ему не торопиться и обдуманно подойти к такому решению. Тогда друзья решают обратиться к гаданиям и наугад ткнуть в книгу Вергилия. Прочитанные строки они трактуют по-разному и не приходят к единому мнению. Затем они обращаются к колдунье, но и она не может дать точного ответа.

К кому бы не обращались друзья, никто не мог развеять их сомнения.

Глава 21-52
В этих главах Пантагрюэль оказывается на судебном процессе, где он смог полностью раскрыть свой талант убеждения. Обвиняемым был судья, который из-за старости вынес неправильный приговор, а теперь сам оказался на скамье подсудимых. Речь Пантагрюэля произвела на всех такое сильное впечатление, что судья тут же был оправдан.

Шут судьи посоветовал обратиться к оракулу Божественной бутылки, который может дать ответ на любой вопрос. Собрав друзей и запасы, Панург с Пантагрюэлем отправляются в путешествие.

Книга IV

Глава 1-17
В кратком содержании произведения «Гаргантюа и Пантагрюэль» героев ждет множество приключений. На пятый день после отплытия им встречается корабль, хозяином которого является купец, повздоривший с Панургом. Чтобы отомстить купцу, Панург придумал коварный план: он покупает у него самого лучшего барана – вожака и выбрасывает его за борт. Овцы, находившиеся на борту корабля, стали прыгать за ним в воду. Таким образом, купец понес большие убытки. Не в силах на это смотреть, он кинулся спасать свое стадо, но сам упал в море и утонул.

За время своего плавания они повстречали много разных островов. Одним из них была земля Прокурация. Здесь жили исключительно прокуроры, сплетники и ябеды. Местные жители имели доход с того, что оскорбляли высокопоставленных чиновников, а когда те выходили из себя и избивали их, то простые жители шантажировали и вымогали деньги.

Глава 18-54
Друзья попадают в бурю. В этом эпизоде раскрываются характеры основных персонажей. Пантагрюэль сначала надеялся на Божью помощь, но потом стал самостоятельно прилагать усилия, чтобы не погибнуть. Панург же совершенно не хотел участвовать в процессе спасения корабля, а лишь лежал на палубе и рыдал.

Команда Пантагрюэля посещает такие места, как Остров Колбас, Остров Папефигов, Остров Весельчаков и многие другие. На одном из островов команда встретила мессера Гастера, которого местные жители считали богом и создателем всех наук.

Встречу с жителями этих островов автор использует для высмеивания уставов церкви.

Книга V

Глава 1- 18
Краткое содержание последней книги повествует о продолжении приключений Пантагрюэля и его друзей. Они посетили Остров железных изделий, Остров плутней, остров Застенок. С помощью описаний этих островов и их жителей Рабле высмеивает религиозные каноны того времени, современные суды, человеческие пороки.

Глава 19-47
Посетив еще целую дюжину островов, команда остановилась около земель Фонарии, где находился оракул Бутылки. Королева этой страны была рада встретить незнакомцев и пообещала помочь со встречей оракула. Друзья направились в храм Бутылки и были поражены этим загадочным местом. В центре храма находился фонтан, чья вода принимала вкус того напитка, какой пожелал пивший эту воду. Чтобы услышать пророческие слова оракула, Бакбук что-то швырнула в воду. В ответ раздалось лишь одно слово «Тринк», что означало «пей». Последовав совету оракула, Панург опустошил бутылку и сразу же уверовал, что, вернувшись домой, обязательно встретит девушку, на которой захочет жениться.

Основная идея романа

Франсуа Рабле – писатель, придерживающийся гуманистических принципов.

Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Смотреть фото Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Смотреть картинку Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Картинка про Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чем. Фото Рабле гаргантюа и пантагрюэль о чемСамый знаменитый писатель эпохи Возрождения

В первой и второй частях Рабле насмехается над устоями рыцарского романа. Он указывает подробное происхождение своих героев-великанов, рассказывает об их необычном появлении на свет, описывает их поразительные физические возможности. Гаргантюа и Пантагрюэль очень сильны и отличаются фантастическими возможностями своего желудка. Вместе с тем, они являются образованными и начитанными людьми, которые заботятся о благе своего народа. Они не приемлют жестокость и стараются решить возникающие проблемы мирным путем. Когда победоносная война против захватчиков завершается, то создается Телемское аббатство – идеальный мир, где проживают свободные и интеллектуально развитые люди.

Написав третью книгу, Рабле вышел в ней за рамки привычного для публики сюжета о великанах: Пантагрюэль предстает самодостаточным человеком, образцом порядочности, а его друг Панург превращается в глупого эгоиста, не способного постоять за себя и озабоченного только вопросами своей личной жизни. Они отправляются за ответом к Оракулу Божественной Бутылки – это путешествие описывается в двух последних книгах.

Источник

3. 008 Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль

3.008 Франсуа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль

Франсуа Рабле
(ок. 1494—1553)

Среди писателей было немало врачей, но достигших в медицине и в литературе выдающихся высот — единицы. Самым ярким из них был французский медик и писатель Франсуа Рабле (ок. 1494—1553) — автор пяти книг, составивших единое произведение — неоконченный роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

«Гаргантюа и Пантагрюэль»
(1532—1552, кн. 5 — опубликована в 1564; не окончен)

Годы творчества Рабле пришлись на время правления Франциска I (1515—1547) и его сына Генриха II (1547—1559). Это был период Французского Возрождения. Свобода мысли способствовала распространению Реформации, что привело к религиозным войнам.

Первая книга романа «Гаргантюа и Пантагрюэля» — «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде, со всеми его ужасающими деяниями и подвигами, сочинение покойного магистра Алькофрибаса, извлекателя квинтэссенции» была опубликована автором в 1532 г. в Лионе, где писатель занимался наукой и работал врачом местного госпиталя.

Лион — кузница вольнодумства тех лет, а Лионский рынок — главный его кузнец. Любой желающий мог приобрести там народную книгу «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа», послужившую для Рабле источником вдохновения и подтолкнувшего его к написанию первой своей книги о великане Пантагрюэле, сыне Гаргантюа.

Книгу, вышедшую под псевдонимом Алкофрибас Назье (анаграмма имени и фамилии писателя), тут же запретили теологи Сорбонны.

Рабле запрет только раззадорил, и к августовской ярмарке 1534 г. он выпустил вторую книгу — «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэессенции». Исходя из хронологии, «Гаргантюа» стал первой книгой романа.

В 1546 г. писатель выпустил в Париже «Третью книгу героических деяний и речений доброго Пантагрюэля. Сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины», встреченную теологами с еще большей яростью. Как писатель уцелел тогда (да и вообще на протяжении 20 лет, пока выходил в свет его роман), остается только удивляться.

После смерти Франциска I Рабле получил добро на печатание своих книг от Генриха II. Опять же в Лионе, за год до смерти писателя вышла «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины» (1552), тут же приговоренная парижским парламентом к сожжению.

«Пятая и последняя книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение доктора медицины, мэтра Франсуа Рабле» была опубликована в 1564 г. По мнению специалистов, она была составлена на основе черновиков писателя либо написана кем-то по его плану.

В романе, который иногда называют «романом-эмбрионом», протороманом наравне с «Дон Кихотом» М. Сервантеса, речь идет о королях Гаргантюа и Пантагрюэле, двух великанах, которых и по сей день, несмотря на дистанцию чуть ли не в 5 веков видно лучше, чем других самых великих героев мировой литературы (отчасти еще и благодаря гению иллюстратора романа Г. Доре).

Родителей Гаргантюа, великанов Грангузье и его жену Гаргамеллу создал для короля Артура волшебник Мерлин. Гаргантюа был зело могуч и прожорлив, воинственен и порядочен, и отличался неуемной тягой к знаниям. Вместе со своим другом монахом Жаном Зубодробителем он в пух и прах расколошматил воинство короля Пикрохола, после чего построил для брата Жана Телемское аббатство, отменившее обет целомудрия, бедности и послушания, давшее каждому право сочетаться браком, быть богатым и пользоваться полной свободой. Устав телемитов состоял из единственного правила: делай что хочешь.

В возрасте 524 лет у Гаргантюа родился Пантагрюэль, который еще малюткой разорвал медведя на части. Образование он получил в Париже, где подружился с ловкачом Панургом. Пантагрюэль прославился своей ученостью и выступлениями на публичных диспутах. Не упускал он случая и потешиться в битве с рыцарями и великанами, коих уничтожил великое множество.

Колебания Панурга жениться или не жениться, сопровождаемым гаданиями по Вергилию, обращением к сивилле и пр. закончились путешествием к оракулу Божественной Бутылки. Пантагрюэль, Панург и их друзья снарядили флотилию и вышли в море. Повздорив с купцом Индюшонком, Панург купил у него из стада овец барана-вожака и бросил его за борт. Все стадо попрыгало в воду, увлекши с собой и беднягу-купца. С тех пор и пошло крылатое выражение «панургово стадо».

По пути к оракулу воинство на славу порезвилось, круша недругов и теша себя пьянством, обжорством и прочими неумеренностями. В конце концов, Пантагрюэль и его друзья прибыли в Фонарию и высадились на острове, где находился оракул Бутылки. Добившись от оракула невнятного «тринк», что означало «пей» (разумелось: знания), путешественники напились и отправились в обратный путь.

Не рассматривая каждую книгу романа в отдельности, хотя каждая из них посвящена своей особой теме, перечислим лишь главные его черты:

— это пародия на отживавшие жанры Средневековья: на рыцарские романы, жизнеописания королей и полководцев, на юридическую болтовню и схоластическую заумь;

— острая сатира на папство, паразитирующее монашество, судейское сословие и оголтелых клерикалов;

— утверждение нового, гуманистического мировоззрения, неотъемлемого права каждого человека на свободный выбор и духовную свободу, но и (!) обоснование под личиной гуманизма идеологии индивидуализма и безверия;

— создание собственной социальной утопии, в основе которой лежит образцовое государственное устройство королевства Грангузье — Гаргантюа — Пантагрюэля, где мудрый монарх печется о своих подданных;

— провозглашение «пантагрюэлизма» — эталона умеренности и золотой середины, удовлетворения, но не пресыщения;

— пособие по воспитанию государя, народного монарха, воспитанию вообще передового человека эпохи;

— и наконец, по мнению ряда филологов, этот роман создал не только новую французскую прозу, но и породил спустя много лет целое направление в литературе — постмодернизм.

У Рабле не было прямых подражателей, его гуманистический энциклопедизм сумел воспроизвести в иной форме лишь М. Монтень.

Несмотря на то, что У. Шекспир обзывал Рабле «пьяным дикарем», а Ф.-М. Вольтер — «пьяным философом», его творчество оказало огромное влияние на Ж. Мольера, Ж. Лафонтена, А. Лесажа, Ж. Рихтера, О. Бальзака, А. Франса, Р. Роллана…

На русском языке широкую известность получил адаптированный пересказ романа для детей, сделанный Н. Заболоцким (1936).

В 1940 г. М. Бахтин написал работу «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (оп. в 1965 г.), в которой предпринял анализ романа, охарактеризовав его как шедевр, венчающий народную, «смеховую» и «карнавальную» культуру Средневековья.

Лучшими переводами романа на русский язык стали работы А.К. Дживелегова и Н.М. Любимова.

По роману Рабле российский режиссер В. Музыченков (сценарист Вл. Китт) выпустил полнометражный 3D-фильм «Сердце оруженосца». Нашел своего зрителя и анимационный музыкальный фильм по мотивам романа — «Карнавальные короли».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *