Работа на складе что это
От кладовщика к руководителю: как увеличить свой доход в три раза
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Кто может стать кладовщиком
Чтобы стать кладовщиком, достаточно окончить техникум или колледж по специальности «Складское хозяйство и логистика». Кроме того, можно пройти обучение в вузе по направлениям «Логистика», «Товароведение», «Организация торгового бизнеса и логистика». Обучение займет от двух до пяти лет, но если у вас уже есть смежная профессия, то можно просто пройти профильные курсы — они длятся всего пару месяцев.
Кладовщик отвечает за прием, выдачу, учет и правильное хранение продукции на складе. Этот сотрудник несет материальную ответственность за сохранность товаров, контролирует климат в помещении, отвечает за логистику. У многих людей склад ошибочно ассоциируется с холодным грязным помещением и тяжелым физическим трудом, но сегодня для учета используют компьютеры со специальными программами и погрузочную технику.
Главное, что должен знать кладовщик, — правила хранения, приема и выдачи разных продуктов. В большинстве вакансий можно увидеть такие требования:
Иногда требуется умение водить спецтехнику, но чаще всего будущему кладовщику нужно просто уметь пользоваться смартфоном и компьютером и хотеть работать. На этом уровне можно зарабатывать в среднем 35 тысяч рублей — итоговая сумма может зависеть от объема обязанностей, выполнения производственной нормы, возможностей компании.
Как строить карьеру
Чтобы двигаться дальше по карьерной лестнице и стать старшим кладовщиком, нужно как минимум быть уверенным пользователем ПК. Список обязанностей сильно расширяется, хотя их суть остается прежней, поэтому какого-то специального дополнительного образования не потребуется — все навыки можно получить внутри компании. Старший кладовщик ведет контроль операционной деятельности на участке, помогает бригадиру. Для этой должности важны организованность, внимательность, умение руководить. Здесь сотрудник уже может получать от 45 тысяч рублей и значительно больше.
Иногда для карьерного роста достаточно пройти тестирование знаний и навыков. В современных компаниях действуют разные механики. Одна из самых понятных как для руководства, так и для самих сотрудников — открытая система. Такой подход, например, используется на складе Яндекс.Маркета в Софьино.
Старший кладовщик при желании может стать бригадиром одного из участков на складе. Это работа несколько иного характера, потому что сотрудник несет ответственность уже не только за продукцию, но и за людей, которые обслуживают склад. Бригадиры организуют работу своего участка, проводят собрания с персоналом, инструктажи, ставят сотрудникам производственные задачи и контролируют их выполнение, соблюдение сроков и качество. На этой должности сотрудник получает 40−80 тысяч рублей в месяц.
Переход на новый уровень
Как правило, движение по карьерной лестнице не зависит от личной выработки. Поэтому, перевыполняя план работы, можно увеличивать свой доход в текущей должности, но это не будет основанием для перехода на новый уровень внутри организации.
Бригадир управляет только одним участком на складе, и, если он готов к более масштабной работе, он может стать начальником смены — сотрудником, который управляет уже несколькими участками. Это специалист, который решает задачу, как выполнить работу: настроить процессы для экономии времени, решить проблемы сотрудников. Нужно соотносить затраты и выручку для повышения прибыли. Путь к этой должности может быть разным: кто-то получает соответствующее образование в вузе, но чаще — поднимаются по карьерной лестнице внутри компании.
Для начальника смены важно проявлять интерес и к людям, и к рабочим процессам. Нужно иметь навыки дипломата и переговорщика, уметь решать нестандартные проблемы, расставлять приоритеты и быть хорошим организатором. Чтобы стать менеджером, можно попробовать предложить руководству нестандартное решение какой-то проблемы, быть активным и проявлять себя в рамках своей работы. Кроме того, можно, например, пройти курсы по менеджменту в онлайн-школах и получить соответствующий сертификат. Чаще всего зарплата начальника смены обсуждается в каждом конкретном случае. Что касается рынка, то предложения начинаются от 50 тысяч рублей, но чаще работодатель пишет «по договоренности».
Работа начальника смены предполагает больше обязанностей: в частности, нужно будет проводить собеседования и обучение новых сотрудников, вести учет рабочего времени, составлять отчетность, организовывать инвентаризацию.
Как стать руководителем
Начальник смены при наличии в компании вакансий может претендовать на должность руководителя направления. Зарплата здесь в среднем начинается от 90 тысяч рублей в месяц. Это ответственная должность, для которой важны организационные навыки, но, кроме того, важно хорошо знать специфику работы компании, ее историю, события, которые происходили в последнее время, сложности, с которыми приходилось сталкиваться.
Специалист должен понимать, как выстраивать работу именно в этих условиях и с этими людьми — поэтому лучше всего, если человек не пришел со стороны, а уже работал в этой компании. Именно поэтому обычно предпочитают «выращивать» руководителей, а не брать извне.
Получается, карьерный рост возможен и в рабочих профессиях — было бы желание. Иногда можно вырасти менее чем за полгода и увеличить доход минимум в три раза. Важно лишь выбирать для трудоустройства компании с прозрачной системой карьерного роста — где уже на первом собеседовании понятно или можно узнать, как, когда и на каких условиях можно получить повышение.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
Чем занимается менеджер склада
Для исправной работы склада нужен человек, который умеет заботиться о помещении. Следит за техникой, персоналом и документацией, контролирует безопасность и поставки. Склад – это не просто здание с товаром. Это целая структура с внутренней логикой и законами. Следовательно, менеджер должен вести дела последовательно и системно.
Необходимые навыки
Ответственность
Для столь серьезной должности подойдет не каждый. Учитывайте, что менеджер склада – это, прежде всего, руководитель, по сути на нем держится весь склад. Поэтому не допускайте халатности при отборе соискателей. При идеальном раскладе менеджер – компетентный управляющий, поэтому опыт работы в сфере складского хозяйства обязателен. Кроме того, желательно, чтобы кандидат до прихода к вам прошел все этапы становления складовщиком: от специалиста третьей категории до старшего менеджера склада. Так он будет лучше понимать суть процессов на складе. А также ему будет ясна специфика работы с персоналом. Менеджер сможет управлять людьми, исходя из их потребностей.
Авторитетность и доверие коллег
Кстати, менеджеру полезно разбираться в психологии или хотя бы интуитивно чувствовать людей. Это позволяет к каждому найти персональный подход, правильно мотивировать работников и создавать комфортную рабочую атмосферу. Если к тонкому психологу прибавить авторитетного лидера, получится надежный начальник. Уверенность дает человеку на руководящей должности уважение и силу, поэтому сотрудники пойдут за вашей правой рукой охотнее. Они будут работать с удовольствием, а за радостью последует качество, стабильность и конечная прибыль.
Компетентность и знание ПО
Следующие необходимые навыки – работа с программным обеспечением, документами и складским оборудованием. Если менеджер не умеет быстро и грамотно пользоваться компьютером, он не сможет даже занести информацию в базу данных. Проверяйте владение программами: учет ведется непрерывно, без Экселя и 1С не обойтись. Документооборот – тоже ключевой элемент, без которого склада не существует. Накладные, отчеты руководству, карточки складского учета, акты о приеме товаров, приходные ордера склада – все это только часть документов. Кладовщик регулярно составляет и заполняет их. Он знает все нюансы узконаправленной документации, внимательно проверяет правильность заполнения за собой и другими сотрудниками. Желательно, чтобы он любил это дело. Педантичность менеджеру также не помешает. Наконец, третий компонент – техника. Складское оборудование нестандартно по конструкции, временами ломается. Работники иногда не знают или не понимают, как с ним работать. А менеджер должен либо помочь и подсказать коллегам, либо быстро решить проблему, если техника вышла из строя. Соответственно, неумение обращаться с ней недопустимо.
Обязанности менеджера по складу
Без правил невозможно функционирование системы, так что на первых встречах познакомьте новоиспеченного менеджера с принципами компании. Он должен четко знать их и следовать каждому, транслировать ценности подчиненным. Тогда вы будете общаться с коллегами на одном языке, минимизируете недопонимание и ускорите работу.
Менеджер организует и координирует все процессы на складе.
Заключение
Менеджер – ответственный склада, который берет на себя обязательства следить за всем происходящим на объекте. Функционал специалиста велик. Без администратора на складе будет царить хаос и бюрократическая неразбериха. Найти достойного человека непросто, но затраты на поиски оправданы – на складе будет порядок даже без вашего участия.
Управляя складом. На заметку руководителю склада
Ни один склад не обходится без тех либо иных специалистов, благодаря которым, собственно, он и функционирует. В первую очередь к этим работникам относятся заведующий складом, кладовщики и грузчики. Какие же обязанности возлагаются на каждого из них? В этой книге мы рассмотрим функции и должностные обязанности заведующего складом, поскольку именно этот сотрудник имеет непосредственное отношение к организации складского учета. А также, как правильно организовать работу склада.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управляя складом. На заметку руководителю склада предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Аудит своими глазами
От того, как организована работа на складе, зависит своевременность выполнения заказов, бесперебойная работа в цехах и репутация всей компании. Каким бы он ни был, какая бы продукция здесь ни хранилась, функция его остается неизменной: склад — это буфер, предназначенный для гармонизации мощностей участков, производства и продаж, совмещенный с зоной переработки товаро-материальных ценностей, где товар меняет форму, комплектность, состояние и т. д.
Видимыми базовыми элементами складской системы, постоянно находящимися во взаимодействии, являются:
Не стоит забывать, что существуют и другие элементы, участвующие в работе системы:
документооборот и система учета;
Разберемся с каждым из них по очереди.
Когда, войдя на склад, мы наблюдаем оживленную работу — одни работники сгружают грузы, другие загружают, третьи перемещают их по складу, четвертые оформляют документацию, кто-то руководит, кто-то выполняет — у нас невольно создается иллюзия, что все идет как надо, кипит работа, и каждый при деле. Но суета — не показатель эффективности. Скорее наоборот — она является свидетельством того, что этот складской «организм» болен и нуждается в срочном лечении.
В нормально организованной и управляемой складской системе по определению не может быть концентрации персонала и осуществляемых процессов в одном месте и в одно время. На качественно организованных складах царит тишина и спокойствие, работа выполняется размеренно, здесь не толпятся сотрудники — лишь одинокие работники, не спеша и не отвлекаясь, делают свое дело.
Давайте попробуем пристально рассмотреть, что же на самом деле скрывается за «активной» жизнью склада, описанной выше, и определим возможные причины возникающих авралов и суматохи, которые зачастую воспринимаются нами как естественное положение дел:
Наличие материальных крестов, пересекающихся материальных потоков, указывает на неправильное планирование пространства и нерациональное распределение работ, что повышает возможность ошибок и риск того, что грузы будут отправлены не по назначению.
Наличие технологических крестов, пересекающихся маршрутов движения техники и людей, ведет к торможению работ и повышает риск нанесения повреждений (как технике, так и сотрудникам).
Отсутствие правильного планирования работы склада (выполнение работы по факту возникновения необходимости) приводит к тому, что запланированные операции пересекаются во времени и пространстве, создавая нагрузку на одни и те же элементы складской системы.
Неэффективность сменной организации труда возникает, когда нагрузка на склад оценивается по усредненным показателям (за неделю, день) и сменная организация труда не учитывает реальные пики нагрузки по процессам и операциям.
Неэффективная организация работ — когда линейный руководитель не знает, что, кто и когда должен делать, работники принимают эти решения самостоятельно, что, при отсутствии организации и «командного центра», в конечном итоге оказывается губительным для любой системы.
Таковы самые простые, но в то же время самые глобальные проблемы склада, которые сразу бросаются в глаза при внимательном наблюдении за тем, как осуществляются работы.
Остановимся на некоторых элементах рабочей атмосферы склада и рассмотрим их подробнее.
Самым простым шагом при проведении «аудита своими глазами» является наблюдение за состоянием, обращением, хранением и перемещением товаро-материальных ценностей.
В отношении ТМЦ можно выделить группу простых признаков существования проблем складской системы:
ТМЦ находятся в складе вне системы логистических юнитов (коробка, поддон, контейнер и др.);
ТМЦ хранятся прямо на полу вне привязки к какой-либо зоне (идентифицированной согласно системе учета);
упаковка продажи или юнит хранения (перемещения) ТМЦ повреждены;
ТМЦ находятся на складе без какой-либо упаковки;
ТМЦ находятся на складе без системы идентификации (идентификация проводится по внешнему виду или затруднена);
ТМЦ находятся в упаковке, в логистическом юните, но в форме, делающей невозможной их обработку без дополнительных затрат и операций.
Наличие подобных проблем на складе позволяет сделать неутешительные выводы:
на складе не реализована система хранения;
правила работы с ТМЦ не разработаны или не доведены до сведения работников;
работники склада не соблюдают правила работы с ТМЦ;
на складе не внедрена система учета или ее реализация невозможна;
низок уровень исполнительской дисциплины и организации работ на складе;
уровень остатков в системе учета никогда не соответствует фактическому;
постоянно требуются дополнительные затраты на отбраковку, переупаковку, закупку упаковочных материалов и т. д.
часты случаи, когда на момент подачи запроса ТМЦ не готовы к отгрузке, что приводит к увеличению времени выполнения заказа или его срыву. Поскольку если, к примеру, из 10000 коробов 50 повреждены, утеряны или не упакованы, заказ нельзя считать выполненным в полной мере. Результатом в любом случае станут дополнительные затраты и срыв заказа.
проблема нехватки людей, техники и места будет возникать регулярно, поскольку часть ресурсов постоянно направляется на дополнительные операции.
Самым страшным для предприятия в подобной ситуации является даже не потеря прибыли от сорванного заказа и не впустую потраченное время. Намного хуже, если работники склада (грузчики, кладовщики, заведующий склада, логисты), ежедневно сталкиваясь с этими сбоями и их последствиями, не замечают их, считая все происходящее НОРМАЛЬНЫМ. В таком случае проблема не в какой-то детали, валяющейся на полу; проблема куда глубже и ее решение потребует смены всей системы и, возможно, замены многих сотрудников.
Складские системы хранения
Следующим элементом, на который следует обратить внимание при проведении «аудита своими глазами», являются складские системы хранения и комплектации, проще говоря, — различные стеллажные конструкции и то, как они используются, как в них хранятся и обрабатываются ТМЦ.
Есть группа простых критериев, которые позволяют зафиксировать проблемы с использованием стеллажных конструкций:
1. Каждая стеллажная система предназначена для хранения согласно определенным принципам.
не эффективно хранить и обрабатывать единицы продукции или комплектующие на паллетных стеллажах;
не эффективно размещать в тоннель въездных стеллажей различный ассортимент;
не эффективно хранить единицы товара или комплектующие в блочно-напольной системе без проходов для трехсторонней обработки.
2. Каждая стеллажная система предназначена для обработки специальной техникой (гидравлической или комплектовочной тележкой, штабелером, погрузчиком и пр.).
не эффективно проводить ручной отбор грузов со стеллажных систем, предназначенных для обработки техникой;
не эффективно допускать работу персонала на высоте с грузами, хранящимися на стеллажных конструкциях;
не эффективно использовать один тип техники для работы со всеми видами стеллажных систем.
3. Каждая стеллажная система — это дорогая конструкция, не менее ценная, чем оборудование или хранимый на ней товар. Она также требует к себе бережного отношения, потому недопустимы:
разбитые стойки и погнутые балки;
провисание и чрезмерная нагрузка на уровень;
сорванные и отсутствующие таблички и инструкции.
Наиболее часто встречающимися проблемами, связанными со складскими системами хранения являются:
неправильное проектирование и расстановка стеллажных систем (без учета маршрутов транспортировки, товаро-материальных потоков, методов погрузки-разгрузки и пр.);
неэффективное использование стеллажных систем, что приводит к ненужным затратам;
постоянные дополнительные затраты на обслуживание, возникающие из-за неправильного обращения со складскими системами хранения;
постоянная замена элементов стеллажных конструкций, поврежденных из-за неправильного обращения;
большое время комплектации заказа;
большое количество персонала, требуемого для выполнения работы;
нехватка места для размещения ассортимента;
нехватка техники для обслуживания системы;
нехватка мест комплектации для отбора продукции;
невозможность нормального функционирования системы учета.
Самым большим разочарованием нередко становится отсутствие выгод от вложения средств в модернизацию складов (постройку нового помещения, закупку дорогостоящей техники и стеллажных систем). Причиной этого чаще всего становится то, что персонал склада, для облегчения работы которого и были осуществлены эти инвестиции, работая привычным образом, сводит на нет все усилия, разрушая стеллажные системы или не используя их преимущества в полной мере.
Проводя «аудит своими глазами», нельзя обойти вниманием складскую технику, к которой относятся все типы механизмов, предназначенные для перемещения ТМЦ на складе.
В отношении техники проведение аудита упрощается, поскольку все проблемные стороны, как правило, достаточно очевидны, хотя и часто игнорируются даже теми сотрудниками, которые регулярно с ними сталкиваются:
техника находится в ненадлежащем виде (загрязненность и следы повреждений);
техника имеет надписи, рисунки, приспособления, не предусмотренные по ее паспорту;
не вся техника из имеющейся в наличии задействована в процессах;
на территории склада или комплекса имеются «брошенные» единицы техники;
в процессе работы у техники заканчивается заряд или горючее;
существует постоянная проблема нехватки техники, возникают регулярные требования закупить несколько дополнительных единиц;
при наличии сервисных служб, осуществляющих ремонт по договору, существует и собственный механический и ремонтный участки, где постоянно что-то ремонтируется.
Наличие вышеперечисленных «симптомов» указывает на существование следующих проблем:
отсутствует отдельный график работы техники, согласованный с графиком нагрузок;
реальные потребности в технике не идентифицированы, отсутствует взаимосвязь между объемом и частотой работ и количеством единиц техники;
персонал не несет личной ответственности за используемую технику;
техника содержится и обслуживается без соблюдения правил работ по техпаспорту.
Как ни удивительно, но на практике трудно встретить хотя бы один склад, которому, по мнению руководителя, не требуется еще несколько единиц складской техники. И в то же время практически на каждом складе можно найти возможности сокращения ее количества или увеличения ее продуктивности за счет рационального использования и обслуживания.
Упаковочные и расходные материалы
Среди всех складов, будь то производственные или торговые, едва ли найдется 20%, где в точности прописаны правила и процедуры по обращению с упаковочными и расходными материалами, определены зоны для их хранения и выделены необходимые ресурсы. Проблемы, возникающие с ними, похожи на проблемы с ТМЦ, хотя и имеют некоторую специфику.
Посмотрев «по-новому» на свои расходные и упаковочные материалы, Вы можете обнаружить, что:
они не имеют фиксированного места хранения, находясь в беспорядке по всей территории склада или предприятия;
отсутствуют точные данные о количестве используемых видов и их номенклатуре;
они не присутствуют в системе учета остатков или их учтенное количество никогда не соответствует реальному;
несмотря на постоянную закупку, их регулярно не хватает, что вызывает задержки в процессах;
не существует действующего регламента по обращению с ними, как и ответственного за их использование и расход;
регулярно возникают жалобы со стороны поставщиков и клиентов на использование не тех материалов.
Подобные, на первый взгляд, незначительные проблемы могут иметь очень серьезные последствия для бизнеса:
без точного учета доля упаковочных и расходных материалов в себестоимости единицы продукции никогда не будет определена;
затраты на упаковочные и расходные материалы будут постоянно распределяться на общие и накладные расходы;
вы создадите искусственные нормы расхода, которые не будут соблюдаться;
из-за отсутствия постоянной зоны для упаковочных и расходных материалов места их промежуточного хранения будут повсюду;
захламленность материалами будет постоянно затруднять проход, они будут перекладываться с места на место по мере необходимости.
Вы также должны понимать, что назначением кладовщика и грузчика, ответственных за упаковочные и расходные материалы, проблему не решить. В отличие от других проблем складской системы, данная полностью кроется в отсутствии складского учета, настолько же отличного от бухгалтерского, насколько бухгалтерский учет отличается от финансового. Лишь при его эффективном функционировании возможно начать более рациональное использование упаковочных и расходных материалов.
Кладовщиками и грузчиками не становятся — ими рождаются. Эта шутка имеет под собой серьезные основания, так как складской персонал уникален по своим характеристикам. Нигде не происходит так много революций и забастовок, нигде не выдвигается столько ультиматумов и нигде нет настолько незаинтересованных в отсутствии качественного результата людей. Секрет в том, что они не чувствуют себя ценными сотрудниками, создающими добавленную стоимость, но привыкли к тому, что их всегда во всем считают виноватыми.
Проблемы данного звена легко обнаруживаются при наблюдении за их работой:
они ходят группами и работают по 2—3 на одной операции, процессе;
на одного или двух работающих всегда есть один наблюдатель;
если попросить бригадира или кладовщика назвать всех людей, работающих на складе, и указать, кто на каком процессе работает в данный момент, Вы не услышите четкого ответа;
каждый раз на смену выходит разное количество людей;
не соблюдается техника безопасности;
они неаккуратно обращаются с ТМЦ;
они ходят в не установленной правилами обуви и одежде;
они говорят по мобильным телефонам и принимают пищу в неположенном месте;
постоянно используется ненормативная лексика;
на территории разрешено курение, сотрудники посещают место для курения группами по 3—10 человек.
Подобное положение дел дает основание для следующих выводов:
на складе царит хаос;
управление складом непрофессионально;
отсутствует исполнительская дисциплина;
управляет рабочими процессами группа «старожилов», опытных сотрудников, которые уверены, что знают, как выполнять свою работу, и не признают регламента и правил;
В такой ситуации Вы оказываетесь полностью зависимым от работников склада в отношении выполнения заказов и заявок, и никакая система оплаты труда не повысит качество работ.
На самом деле стоит заглянуть в «курилку», услышать громко играющее радио, заглушающее все вокруг, увидеть суетящийся персонал, изображающий бурную деятельность, — и этого будет достаточно, чтобы признать, что со складским персоналом существуют проблемы. Разница лишь в глубине поражения этой «болезнью».
Умение прописывать процессы существенно облегчает жизнь руководителя, позволяя организовывать работу самым эффективным образом, постоянно видеть последовательность выполняемых операций, понимать, кто и за какую часть работы несет ответственность. Но многие, приняв этот метод за универсальный рецепт эффективности и начав его применение на складе, сталкиваются с полнейшим неприятием, вызванным тем, что в отличие от производственного складской персонал, не воспринимая свою работу как создающую ценность для клиента и всего предприятия, равнодушно относится к понятиям технологий, их последовательности и культуре производства. Поэтому будьте готовы к тому, что за один раз прописать и реализовать необходимые складские процессы не удастся.
Итак, как же осуществлять «аудит своими глазами» в отношении складских процессов? Самое привлекательное в таком «аудите» это то, что не существует «особенных» и «уникальных» складских хозяйств, и об этом стоит постоянно помнить. Не обманывайтесь заявлениями кладовщиков, заведующих складами и даже руководителей комплексов, о том, что предлагаемые методы усовершенствования организации работ на складе не будут работать «потому что…» — далее следуют любые объяснения, чем данный склад отличается от аналогов. Но любой склад предназначен для выполнения одних и тех же базовых задач: приемки, размещения, хранения, комплектации, инвентаризации, отгрузки грузов и выполнения группы процессов и операций, связанных с обработкой товара (формирование комплектов, упаковка, подготовка и т.д.).
Поэтому для определения того, насколько технологичны и правильны процессы, осуществляемые на складе, Вы можете сделать следующее:
Запросить все виды складских документов, регламентирующих складские процессы (положения, порядки, инструкции, алгоритмы, распоряжения, приказы и т.д.), и проверить знание руководителей и работников, включая то, насколько эти документы актуальны.
Проверить любого работника на понимание выполнения процесса (попросить разъяснить, что, почему и зачем он делает, к какому результату это должно привести и что случится, если процесс не будет выполнен в срок).
Попробовать нарушить какую-либо операцию или процесс и понаблюдать, к каким результатам это приведет, отследив скорость реакции и принятия решений (и определить, будут ли вообще замечены изменения).
Провести аттестацию руководителей и работников с помощью кейсов, предложив условные ситуации, которые могут возникнуть в процессе работы на складе, и попросив описать свои действия. Пример задачи: на склад пришла машина с поврежденным товаром, менеджер по закупкам недоступен, до конца рабочего дня 1 час, а водитель торопится уехать. Придумав до 20 таких вопросов, Вы достаточно объективно сможете оценить готовность своего персонала к самым разным ситуациям.