Работа официантом что нужно знать стажеру
Записки официанта №2: Адская стажировка
И вот, назад дороги нет, по телу бежит мандраж. Мне еще фактически 17 лет, а вдруг меня не возьмут? А вдруг им нужны люди с опытом? От волнения я начал искать информацию, и, прикинувшись шлангом, прозвонил этот клуб узнать подробности.
Оказалось, что данный клуб не берут в должность официанта, т.к. там предусмотрена «карьерная лестница» (мать ее так). Когда ты приходишь, ты становишься помощником бармена (Звучит неслабо, верно?). На деле оказывается, что тебе нужно убирать грязную посуду с баров, убирать со столов пепельницы и мыть их (Официанты кастой повыше, но тоже должны их убирать. Правда на деле было что-то навроде «убирай пепельницы, раб»). В итоге, после смены, от тебя воняет смесью адской усталости, пота, и миллиона сигарет, которые ты вычистил из пепельниц. Приятного мало, подумал я.
На следующий день я пришел к «рабочему входу». Меня провели внутрь по узким коридорам, завели в раздевалку, показали мой «шкафчик». Я уже предвкушал все те веселые ночи, наполненные интересными историями и веселой работой, ну, поехали. Меня повели знакомиться с Катей, ооо. Катя. Я даже имя ее менять не буду, пусть икает.
Катя мило улыбнулась мне, и начала потихоньку «вводить» в меня информацию о клубе, о его секторах, о разных «зонах» для официантов, о «специфике» и т.д. Начиналось все довольно спокойно, меня с ней поставили на зону «ресторан» (отдельное помещение с шестью большими столами, где почти нет музыки, есть свой бармен, и обычно – один работающий официант).
С первых же секунд работы, пошел народ. Мне выдали карту официанта, для того, чтобы я потихоньку знакомился с меню. Поначалу Катя говорила мне, что делать, и я делал, в основном это были поручения типа «убери здесь», «вытри там», и прочие «убери принеси». Через пару часов, я начал замечать, что мой «наставник» не питает ко мне позитивных эмоций, а еще через час, я убедился в этом окончательно. Она то и дело говорила, что я «ни#уя не вижу», что «вот там человек хотел заказать «какую то неведомую ху#ню, которую я слышу впервые» уже пол часа назад, почему ты не принял заказ»? «Почему ты не несешь этому столику горячее?», «ты почему такой тормоз?», «почему ты не заменил человеку приборы?», «почему ты стоишь, иди на кухню», «Как ты не видишь это блюдо в меню, вот же оно» (всего то нужно зайти сюда, потом вот сюда, потом произнести заклинание, бл#ть, и вот оно, на виду). 8 часов, 8 гр#баных часов я слушал, что не способен ни на что, кроме как вытирать столы и менять пепельницы.
Под утро я вымотался, у меня абсолютно не было сил и эмоций, я был немного растерян. Работа «мечты» (юношеский максимализм, хул#), стала для меня не такой уж желанной, меня с брызгами окунули лицом в реалии. Благодаря своему упорству, я заставил себя вернуться туда на следующий день, и история повторилась. «Ты должен поставить на каждый стол по вееру салфеток именно вот так, именно вот здесь», «Почему ты до сих пор не принес сюда сухари?», «Народ пойдет – не мешай мне работать». В таком ключе прошли 5 славных дней, после которых, честно говоря, мне хотелось отм#дохать Катю, или просто забить на эту работу. Она постоянно говорила, что когда пойдет общаться «по поводу меня» к менеджеру кадров, обязательно скажет, что стажировку я провалил, и вообще я полный Д’артаньян, и не видать мне работы. Я способен лишь убираться, т.к. на другое у меня «мозгов не хватит».
На финише своей стажировки, я уже был на грани, это странно чувство, когда ты хочешь получить это место, но уже сам почти уверен в том, что ты не справишься (Хотя я внутри понимал, что если бы мне объясняли по человечески, что и как делать, то я бы делал это нормально).
Меня пригласили в кабинет, я зашел, уже ожидая вердикт. Менеджер спросила – как я оцениваю свою работу, я задумался, и сказал, что могу больше, и что Катя меня невзлюбила с первого дня, и специально меня др#чила. И тут манагер выдает: «Наши смотрители отметили, что у тебя есть большой потенциал. Хотя Катя сейчас описывала, что ты безнадежен. Но она, придя в клуб, работала сначала помощником бармена 2 года, а потом стала официанткой, поэтому ей обидно. Ты можешь завтра выходить на работу, мы тебя принимаем».
Вы знаете, как победоносно я вышел из их кабинета? По одному моему виду Катя сразу перестала улыбаться, и сменила улыбку не непонимание. Я подошел, и сказал «меня взяли», не представляю, насколько у меня была адская улыбка, но в голове у меня крутилось только одно: «Ты работала 2 гребаных года помощником бармена».
Тяжело ли работать официанткой. Реальная история от молодой девушки
Многие хоть раз заходили на сайт с вакансиями о найме сотрудников и замечали, что одно из самых популярных направлений — сфера обслуживания. Первое место по вакансиям в данной сфере занимает профессия официанта. Но учитывая, что спрос довольно высок, работа имеет множество подводных камней. О которых многие никогда и не подозревали. Об опыте работы официантом расскажет Екатерина из Краснодара, которая совмещала работу с учебой в школе.
Как начать работать в 17 лет
Меня зовут Катя, сейчас мне 17 лет. Я проживаю в Краснодаре. Живу уже некоторое время одна, потому что давным-давно поссорилась с родителями. Вот и сняла квартиру через друга.
В тот момент я думала, что они прибегут за мной. Но нет, мне просто скинули деньги на оплату жилья, и оставили жить одну. Видимо, им без меня стало комфортнее.
А когда я пошла в одиннадцатый класс, то родители сразу перестали отправлять деньги мне на жилье. Сказав, что я уже достаточно взрослая и должна сама зарабатывать на жизнь.
До этого я только подрабатывала, но в тот момент пришлось найти полноценную работу с удобным графиком, ведь у меня же учеба и ЕГЭ не за горами.
Куда устроиться работать девушке без высшего образования
Когда ты несовершеннолетняя, да еще и учишься в школе. То работу искать очень тяжело. Меня почти никуда не берут. А туда, куда возьмут легко, идти не хочется из-за детской зарплаты. Имею в виду листовки раздавать или что-то подобное. В итоге пришлось искать через знакомых.
Я нашла работу официантки через друга, который был в хороших отношениях с владельцем заведения. В первый день работодатель описал обязанности так — просто обслуживание посетителей общепита. Сказал, что ничего тяжелого, просто будь лапочкой и всё получится.
В общем-то, если посмотреть с одной стороны, то особых навыков там не требуется. Но если считать терпение за навык. То получается, что это высококвалифицированная должность.
В итоге от меня требовалось быть любезной, ласковой и терпеливой — относительно небольшие требования. Рабочий день у меня был всё же сокращенный, других вариантов я не нашла. Да и уже не требовалось, график меня полностью устраивал.
Я приходила со школы и шла на работу, а возвращалась глубоким вечером. Потом садилась за учебники и так на протяжении полугода.
Это было тяжело, но я прекрасно понимала. Что это временные трудности, так что готова была их терпеть.
Если говорить о других вариантах для трудоустройства подростку. То альтернативы, конечно, есть, хоть и не много. Но работу официантки я выбрала так как хотела научиться работать с людьми, и сдерживать свои эмоции. А это понадобится мне в будущем.
Года два назад у меня получалось это очень плохо, так как я вспыльчивый человек по натуре. Ну и снова про график работы, в данном общепите мне дали лучшее его решение. И подобрали идеально подходящее для меня время.
До этого я устраивалась на посадку растений для облагораживания города, но это оказалось мне непосильным в моральных принципах. Ну а листовки не приносили стоящего дохода. В общем, подросткам зарабатывать тяжело, что совсем не удивительно. Но одновременно это и печально.
Сколько зарабатывают официанты
Конечно же это самое интересное. В среднем зарплата составляла 15 000 рублей в месяц, но будучи вежливой. А еще красивой и улыбчивой — посетители часто оставляли мне немалые чаевые.
Однажды один молодой человек оставил мне 5 000 рублей “на чай”. Сказав, что за прекрасную улыбку. Мне конечно же было приятно, но это был лишь раз.
Среднюю цифру по чаевым сказать невозможно, обычно это от 100 до 500 рублей, но бывают и исключения. Например, как ранее описанный случай.
Могу сказать, что в России культуры чаевых до сих пор нет. Примерно один из трёх клиентов оставляет чаевые.
Часто слышала, как люди между собой обсуждают этот вопрос. Спрашивают друг у друга сколько же нужно оставить «на чай», и всегда эти разговоры звучат странно. Иногда люди оставят в заведении тысячу, а потом спорят. Оставлять ли 50 рублей мне “на чай” или нет.
Причем посетители и не знали, что 30% от своих чаевых мне нужно было отстегнуть после смены на кухню и в бар. Это было нужно, чтобы мне первой готовили блюда. Когда вечером идет большой наплыв клиентов.
Ведь если не будешь делиться с барменом и работниками кухни, то и чаевых от клиентов тебе не видать. Я вечно буду получать свои заказы самой последней.
А работала я в дешевеньком общепите, поэтому зайти туда мог каждый. Я веду к тому, что частенько захаживали посетители. Которые не могли и не умели вести себя подобающе заведению.
Они приставали к официантам, не исключая и меня. Постоянно грубили, относились не как к человеку. А как к крепостной крестьянке.
Я конечно понимаю, что это моя работа. Но такие люди требовали от меня то, что было не в моих обязанностях.
Бывали конечно моменты, когда и само начальство выводило меня из себя. И умышленно шло со мной на конфликт. С одной стороны, их тоже можно понять. Ведь хозяева кафе не хотели терять клиентов. Но и я не могла допустить, чтобы ко мне относились как к мусору. К моей удаче, в тот момент за меня заступились мои коллеги. Кстати, сейчас я расскажу и о них.
С кем приходится работать
Коллектив мне попался безумно хороший, все ребята умели поддержать и прикрыть. Если это было нужно. Что делало мою работу более приятной. К тому же частенько после работы мы дружно болтали и ходили вместе отдыхать.
Все они были старше меня на несколько лет, а то и на десяток. Но нам это не помешало, с некоторыми я переписываюсь и общаюсь до сих пор.
Уже потом я поняла, что в сфере общепита именно коллектив — лучшее, что есть на работе. Об этом говорят все, и я их понимаю. Зарплаты низкие, работа не самая приятная. Перспектив повышения мало или же практически нет — пожалуй, все это прекрасно понимают. Отсюда и немного снисходительное отношение к жизни и себе самим.
Никто не пытается сделать вид, что он какой-то великий и гениальный. А официантом стал по какой-то случайности. Нет, всё иначе, и меня это радовало.
Работа официантом что нужно знать
Что можно сказать о вреде от работы официанткой, кроме пьяных приставучих клиентов. Так это боль в ногах и спине. Работа же нелёгкая, как бы это не казалось.
Весь рабочий день практически не садишься, бегаешь по залу от стола к столу. А потом на кухню и снова всё по кругу. Когда я приходила домой после очередного изнурительного дня, то была готова заменить ноги на новые.
Иногда приходилось принимать обезболивающее, чтобы заснуть. Уж очень сильно крутило ноги. Но к счастью, такое было не каждый день.
Раздражает и отношение к тебе со стороны клиентов. Некоторые считают, что раз они пришли в заведение, то они короли. А ты их мелкая прислуга. То есть никакого уважения к тебе в принципе нет, тебя воспринимают как дуру какую-то.
Иногда клиенты и не пытаются скрывать такое отношение. Подходишь к столику, вежливо здороваешься. А к тебе в ответ обращаются на «ты». Я вообще не понимаю, откуда у людей в голове понимание. Что им можно «тыкать» незнакомым людям в ситуации, когда лично к тебе обращаются на «вы».
Всё это очень унизительно, и понемногу начинаешь хуже к себе относиться. Оправдываешь всё это только тем, что работа временная и скоро она кончится. Но сильно лучше от этих мыслей, конечно, не становится.
Как совмещать работу и учебу
Совмещать вечернюю работу с учёбой я научилась, хоть и иногда что-то не успевала сделать из-за дополнительной смены. И получала из-за этого неудовлетворительные оценки в школе, но это не сильно навредило обучению.
Уволилась я перед ЕГЭ. Учителя на уступки не шли. Наверное, я могу их понять, однако они почему-то считали. Что я работаю ради каких-то излишеств, хотя для меня такая ситуация была вынужденной мерой.
Была бы возможность сосредоточиться на одной только учёбе, я бы так и поступила. На деле же я просто сделала упор на те предметы, по которым сдавала экзамен. А к остальным относилась спустя рукава.
Знакомые и одноклассники иногда говорили, что завидуют мне. Мол, вот я взрослая. Живу сама, и сама себя обеспечиваю. Конечно, я бы с удовольствием обменялась с ними местами. Но, к сожалению, такой возможности у меня банально не было.
Как не вспоминать плохую работу
Работа оставляет, как и неприятные воспоминания. Так и те, что я никогда не забуду из-за их теплоты. Было очень приятно, когда на работу пришел новый парень старше меня на 5 лет. Но мы быстро сдружились. И он начал относиться ко мне, как к своей сестре. Часто провожал меня с работы, а на самой работе помогал и заботился. К сожалению, у нас не получилось длительного общения по личным причинам. Но моменты заботы и то, как он называл меня сестренкой. Остались у меня в памяти приятным воспоминанием.
Конечно, хороших моментов было ещё много. Ведь как я уже и сказала, наш коллектив был хорошим и дружным. Но выделю я, пожалуй, только этот факт.
Все работники общепита вынуждены помогать друг другу, иначе просто не выжить. На моих глазах регулярно возникали ситуации, в которых люди приходили на помощь.
То у кого-то случались проблемы с жильём или заканчивалась его аренда. И тут же кто-то предлагал временно пожить у него. Все постоянно занимали друг у друга деньги. Была даже шутка, что если взять все долги работников и подсчитать их, то получится. Что все должны всем, а значит никто никому и не должен.
К таким ситуациями все относились с пониманием. Во время задержек зарплаты, которые случались пару раз. Все наоборот друг другу помогали с ещё большим рвением.
Какая работа полезная
Могу сказать, что я рекомендую попробовать себя официанткой хотя-бы для подработки. Так как это действительно влияет на тебя, и меняет к лучшему. Ты становишься более толерантным к обслуживающему персоналу, учишься сдерживать свои эмоции. И находить контакт с людьми, особенно с не самыми приятными. А это действительно помогает развиваться внутренне.
Можно задаться вопросом: стоит ли эта работа того или нет? То можно ответить по-разному, с одной стороны — да. Если ставить в пример все полученные эмоции и неплохое саморазвитие. Но с другой стороны, если говорить лишь о финансовой выгоде. То думаю, что нет.
Можно найти и более высокооплачиваемую работу или даже подработку, тут вопрос в наличии свободного времени и каких-нибудь других навыков. С другой стороны, попасть в общепит очень легко. Но если вдруг не понравится, то увольнение не станет большой проблемой.
Всё же такая работа может и хорошо на тебя повлиять, если ты стойкая. А может и наоборот сломить, как одну из моих коллег. Которая не выдержала всё это и уволилась с криками.
Посетители разные, коллеги везде разные, начальство и тд. Если бы мне снова представился шанс поработать именно в том заведении и с теми же коллегами, что тогда. То я не думая, согласилась бы.
Мне повезло, что всё сложилось именно так. В каждом общепите своя атмосфера, свое отношение к работе и окружающим. И повезти при трудоустройстве может не всем. Но это не значит, что нужно считать такую работу плохой. Просто она бывает разной.
Как правильно относиться к коллегам
Конечно, такая работа повлияла на моё отношение к сервису услуг. Если я вижу, что кассир в магазине сидит со злым лицом. То я теперь отношусь к нему с пониманием. А когда вижу измученную улыбку кассира в каком-нибудь магазине, то мне становится жалко этого человека.
Почему-то всякие бизнесмены считают, что выдавить из себя улыбку это очень легко. Даже когда у работника куча проблем на душе. При этом большую часть проблем можно было бы решить с помощью зарплаты, которая могла бы быть хоть немного побольше. Но всем на это плевать.
Поэтому человек должен улыбаться сквозь боль. Общаясь с другими людьми, я вижу, что эта проблема повсеместна.
Моя подруга работала в Додо Пицце, и получала настоящие копейки за очень нервную работу. Когда администраторы просмотрели камеры и увидели, что она не так улыбается (интересно, как можно не так улыбаться в маске?), то вызвали ее на разговор.
Сказали, что она лицо их бизнеса, поэтому должна быть счастливой. Когда она начала спорить и спросила, почему ей не платят премии. Которые ей обещают каждый месяц, то её просто уволили.
То есть почему-то работодатели не допускают возможности, при которой человек улыбался бы искренне. Просто из-за того, что к нему нормально относятся на рабочем месте. Вместо этого всем нужно воспринимать работника как животного и ещё требовать, чтобы он вилял хвостом.
То же самое происходит и в других сферах обслуживания, а не только в общественном питании.
Возьмите тех же водителей автобуса. При мне постоянно возникают ситуации, когда водителя просят подвезти бесплатно. Порой удивляешься, каким образом у людей возникает такая идея, что водитель имеет на это право.
У многих в салонах стоят камеры видеонаблюдения, да могут и уволить ведь за такое отношение к работе. К тому же в салоне есть люди, которые заплатили за проезд. Почему они должны платить, а какой-то пьяный мужик должен ехать бесплатно?
Думаю, в России до сих пор нет нормального отношения к сервису, причем с обеих сторон. Работодатели пытаются нанять на работу роботов, а клиенты хотят чувствовать себя королями и ничего за это не платить.
А страдает всегда простой сотрудник, который хотел бы получать адекватную зарплату без постоянных унижений. Как выйти из этой ситуации я, к сожалению, не знаю. И не уверена, что хоть кто-то об этом знает.
Узнайте кто в России зарабатывает больше остальных профессий, перейдя по ссылке здесь
Заметки официанта. Про раздевалку, дружбу с охранником и мысли о побеге
Подпишись на наш канал в Телеграме , чтобы быть в курсе последних новостей ресторанного бизнеса!
Ночь перед первой сменой – кромешный ад. Разные бредовые мысли лезут в голову. Каким будет завтрашний день? Как себя вести? Как зайти, поздороваться? С какой силой пожать поданную руку? Какими будут твои коллеги, насколько они высокомерные? Обычные вопросы новичков.
Встаю намного раньше будильника. Очень плотно завтракаю (когда нервничаю, всегда много ем). Достаю утюг, расправляю доску и начинаю наглаживать специально купленную для работы одежду.
Я ненавижу униформу. Со времен учебы в медицинской академии мне отвратительна рабочая одежда, если только она не помогает справляться с обязанностями (к примеру, доспехи средневековых рыцарей). Единственная бесполезная форма, от которой я просто в восторге – поварской китель. Не знаю, с чем это связано, но он просто шикарен! Стильный, удобный, белый. Еще можно вышить свое имя на груди, и тогда никто не украдет его в раздевалке.
Типичная форма сетевых ресторанов – поло или рубашка. Фартук обычно выдают, штаны и обувь можно выбрать любые, но желательно темного, неброского цвета. В моем случае униформой оказалась простая рубашка темно-синего цвета. К ней я взял классические джинсы и удобные кроссовки.
Официант – это марафонец с подносом. За день можно находить более 20 км, поэтому правильная обувь очень важна и экономить здесь не следует. Первые годы официантства я гонял в обычных кедах с плоской подошвой, и после каждой смены ноги горели адским пламенем, а в коленях начал появляться еле уловимый скрип.
Несмотря на это, только лет через пять я дорос до нормальной обуви. Идеальный вариант — хорошие беговые кроссовки.
Помимо глажки, перед сменой также стоит заняться своим лицом. В моем ресторане (как я позже узнал), борода и прочие усы не котировались от слова «совсем». Скажу больше, из-за этих мелочей парни теряли значительную часть заработка. Лохматым, бородатым, забитым татухами официантам не разрешали обслуживать солидных, богатых, и, соответственно, прибыльных гостей. Такие ребята обычно бегали на бизнес-ланчах или ковырялись в своем пирсингованном носу от нечего делать.
Пора выходить из дома. Напоследок я смотрю в зеркало, подмигиваю себе и делаю глубокий вдох. Неизвестно, с каким настроением я вернусь обратно. И в котором часу.
Мысль о побеге №1
На подходе к ресторану наступает очень важный момент: начинают одолевать сильнейшие сомнения в правильности сделанного выбора. А может, позвонить и сказать, что я заболел? И прийти на стажировку завтра, через три дня, через неделю, в следующем году.
Стою перед рестораном, перебираю все причины соскочить, привожу неплохие аргументы, спорю сам с собой и не замечаю, как на меня пристально смотрит охранник, сидящий на черном входе. Он там сидит всегда. Ибо с парадного входа в ресторан попадают либо гости, либо управляющий, либо особо дерзкие менеджеры.
Неловко здороваюсь с охранником (лучше сразу за руку):
Я сссстажер, не подскажете, кккуда дальше идти?
Он бурчит что-то под нос, просит записаться в лист прихода, в котором отмечаются все сотрудники ресторана. Кроме управляющего, ну и особо дерзких менеджеров.
С охранником лучше сразу подружиться. Все прекрасно понимают, что люди из ресторана выносят не только заработанные деньги, но и определенное имущество, им не принадлежащее.
Воруют все , это факт. Будь то кусок торта с банкета или статуя оленя. Если работник общепита клянётся, что никогда не воровал, значит, еще не представилось возможности. В процессе ограбления охранник станет либо препятствием, либо соучастником. Поэтому, если он попросил сигаретку, а она последняя – отдай, не жмись, вернется вдвое больше.
Мысль о побеге №2
Так как я пришел на смену за полчаса до ее начала, внутри нет даже официантов. Только пара мойщиц ходят по темным коридорам, гремят посудой под аккомпанемент народной музыки и запахов моющего средства.
Наступает второй важнейший момент моего первого дня:
Ну все, теперь точно отсюда свалю, все равно никто не увидит, что я приходил. А охранник не сдаст, я же с ним за руку поздоровался.
И с приподнятым настроением уверенной походкой иду прямо к выходу.
Та-да-дам! Не успел. Пришел первый официант!
Чаще всего это веселая (слишком) и жизнерадостная (слишком) девушка, которая работает совсем недавно и пока не может себе позволить опаздывать, как все остальные, но в то же время прав у нее побольше, чем у стажёра-однодневки. Она настолько аккуратненькая, веселенькая, позитивненькая, что желание сбежать охватывает с невероятной силой. Но не успеваю я и глазом моргнуть, как она нежно берет меня за руку и провожает в раздевалку.
Это место заслуживает отдельного упоминания.
Ряды металлических шкафов устремляются под закоптившийся потолок. Горы старых фартуков, изношенных кроссовок, погнутых вешалок. При каждом шаге слышен звон закатившихся куда-то бутылок. Все шкафчики подписаны, и сразу становится ясно, какой тип человека живет в том или ином отсеке. Сколько алкоголя здесь было выпито, сколько всего скурено, сколько часов беспечно просижено!
Именно с этим местом связано одно из главных слов в лексиконе сотрудников ресторана:
Про***ваться (про***вать, про***бываешься, пойду попро***ваюсь) — заниматься всем, чем угодно, кроме работы. Это уникальное явление может заменить огромное количество занятий.
Кое-как переодевшись, я оставляю свои вещи в пакете на вешалке. Ведь свой шкафчик нужно еще заслужить. Обычно он появляется по истечении двух-трех месяцев работы. Шкаф важен не сколько для хранения одежды, сколько для спокойствия, ведь эта твоя зона в ресторане, твоё личное пространство, и, если он появился, значит, тебя приняли в семью.
Про первую встречу с коллегами
Официантка, помогавшая мне с переодеванием, куда-то исчезает. Я в одиночестве выхожу в пустой, пахнущий мокрыми досками зал. Умиротворяющее зрелище. Всего через пару часов он набьётся голодными до еды и разговоров гостями, но пока это обычное помещение со старой, пыльной, сдвинутой в кучу мебелью. Лишь одинокая мойщица водит шваброй между стульев, и в ее глазах ты видишь вселенскую тяжесть бытия, ну или просто огромное желание немного поспать.
Вдруг что-то нарушает тишину, слышится шорох, постепенно перерастающий в гул. Все замирает в благоговейном страхе, я в том числе.
В зал вваливаются ОНИ. Те, ради кого я и затеял свой opus magnum. Офики. Человек 7-8.
Постепенно их разговор стихает, все взгляды устремляются на меня:
Продолжение следует.