Работа пиар менеджера в чем заключается
Менеджер по связям с общественностью
Пиар менеджер, то есть менеджер по связям с общественностью, − это специалист, который работает над созданием положительной репутации компании, бренда, товара или услуги.
Профессия пиар менеджера требует знаний в области журналистики, социологии, психологии, маркетинга Работа творческая, требует постоянного поиска новых решений, нестандартных ходов, мгновенной смены тактики.
PR специалист начинает с ознакомления с корпоративным сайтом и взаимодействует с внешней и внутренней аудиторией на различных уровнях.
Прямая обязанность пиар менеджера повышать лояльность сотрудников к работодателю внутри организации, создавать определенный имидж компании во внешней среде.
Основные функции PR специалиста
Основная функция пиар менеджера — оценивать, анализировать и прогнозировать те факторы, которые влияют на положительный имидж компании и на ее развитие. Очень часто пиар менеджера путают со специалистом по рекламе, который продвигает услуги или товары. Однако забота о положительной репутации компании, бренда или товара в целом, и продвижение на рынке – это разные вещи.
Функции пиар менеджера зависят от отрасли, в которой работает компания и в общем-то они могут быть разными. Это зависит от специфических задач, которые ставятся в конкретном бизнесе и от решения тех вопросов, которые стоят перед руководителем.
Вот список основных функций пиар менеджера:
Обязанности PR специалиста
Круг обязанностей пиар менеджера зависит от размеров компании, в которой он работает. Чем она крупнее, тем больше сотрудников требуется для PR-отдела и для PR деятельности, тем больше ответственности у того, кто координирует все их действия.
В крупных холдингах может быть целая структура, целая PR-прессслужба. В ней как правило есть директор пресс-службы и директор по связям с общественностью, несколько менеджеров отвечают за различные каналы связи с общественностью, несколько аналитиков занимается сбором и обработкой медиа-информации о компании, они мониторят все открытые источники.
Обычно пиар менеджер общается с клиентами, управляет коммуникациями со средствами массовой информации, следит за публикациями и отзывами о компании или о продукте. То есть все, что люди говорят и о чем пишут (касательно его компании) пиар менеджер обязан отследить и правильно, вовремя среагировать.
В целом на пиар менеджере лежит большой объем PR работы по координации усилий своих специалистов и представителей клиента. От него зависит, насколько эти усилия будут оправданы и каков будет положительный результат и эффективность проделанного. Кроме того менеджер играет основную роль в процессе подготовки предложений для потенциальных клиентов компании и в связях с общественностью.
Любая тактика связей с общественностью заключается в постоянной поддержке этой самой связи со всеми ее участниками. А здесь все средства хороши. Этими средствами являются пресс-релизы, брошюры, флайеры и реклама на радио, на ТВ и конечно-же интернет.
Задачи PR специалиста
Необходимые знания и навыки PR специалиста
Необходимые личные качества PR специалиста
И еще один важный момент: ни один просчитанный до мелочей выход на целевую аудиторию не станет по-настоящему эффективным без творческого замысла и полета фантазии.
Особенности этой профессии, плюсы и минусы
Чтобы быть пиар менеджером, нужно обладать очень сильной уверенностью в себе, уметь выступать на публике и внушать доверие. В любой ситуации нужно уметь не терять лицо и находить ответы на самые сложные и провокационные вопросы.
Кроме этого нужно быть образованным человеком. Работа пиар менеджеров опирается на специальные дисциплины: социология, психология, социальная психология. Поэтому ценятся выпускники факультета журналистики, рекламы и PR, филологии.
Как показывает статистика 70% представителей этой профессии девушки, и только 30% мужчины, и почти все эти специалисты не старше 30 лет.
Пиар менеджеры могут работают во всех сферах бизнеса. В штате каждой солидной компании есть хотя бы один PR специалист, а при необходимости выполнения большого объема работы организуется целый PR-отдел. Что касается небольших организаций, то они предпочитают иметь в своих рядах сотрудников-универсалов.
Сколько зарабатывает PR специалист
Заработная плата пиар менеджера очень индивидуальна и зависит от многих факторов: в какой отрасли работает специалист, в агентстве или в крупной компании, какую должность он занимает, какой объем работы выполняет, и какой у него стаж работы, что имеет ключевое значение.
В целом зарплаты в сфере PR менеджмента в Москве динамично росли на 20-30% в год (до кризиса) и варьировались от 20 000 рублей до 120 000 рублей в месяц. В других регионах России ниже.
Хороший пиар менеджер, способный для каждой аудитории находить свой особый подход, который может за короткое время убедить и изменить индивидуальное мнение практически каждого человека – дорогого стоит. И если пиарщик стал «звездой» в своей области, за его работу будут бороться, и гонорары соответственно будут очень высокие.
Наш сервис способен нанести вам непоправимую пользу))
Забирайте выручай курс – это наша база знаний, в которой собраны 11 тренингов по интернет навыкам и мастер классы по всем способам трудоустройства на удаленную работу.
Дерзайте и конвертируйте свои знания в деньги!
На нашем сайте, в разделе «Вакансии», мы размещаем актуальные, достойные вакансии, выбранные их рунета специально для тебя – заходи, выбирай, зарабатывай.
Что должен уметь PR-менеджер, чтобы быть полезным компании?
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен обладать PR-специалист, несет ли он ответственность за продажи и как отличить хорошего пиарщика от плохого.
Текст основан на материалах вебинара «Что должен уметь PR-менеджер, чтобы быть полезным компании?», который провела вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью Ксения Трифонова.
Мифы о профессии PR-менеджера
Многим кажется, что работа PR-менеджера легка и беззаботна: вечеринки, встречи, фуршеты, рассылка пресс-релизов и прочие необременительные обязанности. Фуршеты и правда бывают не так уж редко, но не стоит забывать, что работа с обманутыми дольщиками или ситуации, когда руководство компании попадает под следствие, — это тоже сфера ответственности PR-менеджера.
В шутку первым классическим PR-менеджером называют Остапа Бендера. Яркий пример «пиара по-бендеровски» — организация «Международного васюкинского шахматного турнира».
Во многом из-за образа пронырливого манипулятора «а-ля Бендер» профессия пиарщика и обросла мифами.
Давайте их разберем.
Миф 1. Журналисты не любят пиарщиков
Часто PR-специалист выступает щитом или препятствием на пути журналиста к спикеру компании или ее руководителю, у которого есть ценная информация. Да, такое бывает, но по большей части антагонизм искусственный. Обычно PR-специалисты и журналисты работают «рука об руку», помогают друг другу искать информацию и решать какие-то общие задачи.
Миф 2. PR-специалисты много зарабатывают
Стартовая зарплата начинающего пиарщика редко превышает30 000 рублей.
Важно!
Первые несколько лет любой PR-специалист работает на собственные связи, опыт и развитие.
И лишь затем переходит в статус, когда можно зарабатывать большие деньги. Но при этом все время надо развиваться в профессии. Остановился — отстал от рынка.
Миф 3. Профессии PR-менеджера не нужно учиться
Многие думают, что если у вас хорошо подвешен язык и вы можете договориться с кем угодно, то входной билет в профессию вам обеспечен. Это далеко не так. Необходимо базовое образование в сфере гуманитарных наук: это может быть психология, социология, журналистика. И уже в дополнение к базовому образованию можно получить специальное образование в сфере PR.
Миф 4. Вся жизнь пиарщика — это вечеринки и фуршеты
Со стороны все выглядит красиво. Но на самом деле на этих вечеринках PR-специалист работает. Он курирует прессу или селебрити, занимается клиентами, которые представляют себя или свою продукцию.
Зачастую PR-менеджер находится не в толпе веселящихся людей с шампанским, а «за кадром» и следит за тем, чтобы все прошло благополучно.
Потом, когда уже мероприятие закончилось, можно в опустевшем зале открыть шампанское и выпить за успех мероприятия.
Миф 5. Надо со всеми дружить
Весьма распространенный миф, что PR-специалист должен быть со всеми на короткой ноге и что такие отношения являются непременным условием успешных публикаций в нужных СМИ. На самом деле часто достаточно простых уважительных деловых отношений.
Миф 6. Надо любить компанию, в которой работаешь
Многие думают, что PR-специалист должен любить компанию, в которой работает. Тогда он сможет доказать любому журналисту, что его компания или продукт лучшие на рынке и достоин самого позитивного освещения в прессе или на мероприятии. Но это не так!
PR-специалист — практически как чекист. Он должен обладать холодным умом.
А любовь и холодный ум практически несовместимы. Вы должны очень критично оценивать свою компанию и знать продукт в деталях, но точно не безоговорочно любить. Если вы влюбитесь в компанию, то не сможете эффективно управлять ее имиджем и продвигать ее продукты. Вы должны всегда знать положительные и отрицательные стороны и уметь ими управлять.
Ключевые показатели эффективности PR-менеджера
В постановке KPI PR-специалисту часто наблюдается путаница. Зачастую успех измеряют охватом аудитории, которая увидит ту или иную публикацию, а охват считают как производное от переходов на сайт из разных источников. Но подобные метрики справедливо ставить перед digital-командами. Главная, а может быть, и единственная метрика для PR-специалиста звучит так:
Убедить кого-то в чем-то.
А вот это уже настоящее искусство. Наиболее доступными механиками сейчас являются личный контакт, социальные сети и работа с лидерами мнений. PR в целом — это функция, которая позволяет выстраивать доверительные отношения между брендом и его целевыми аудиториями. Ключевое слово — «доверие».
Доверие в сегодняшней действительности — это живая валюта, которую продают, покупают. И утрата доверия к компании — это самое страшное, что может случиться.
Ошибкой будет считать, что главный KPI — это количество публикаций. Такой подход к оценке собственной эффективности — это прямой путь к тому, чтобы стать плохим, низкооплачиваемым и быстро уволенным PR-специалистом. А что вы будете делать, когда ставят прямо противоположную задачу — добиться как можно меньше публикаций, как можно меньше упоминаний компании в определенном контексте?
Важно!
Доверие завоевать очень трудно. А потерять его можно за считанные минуты — достаточно одной опрометчивой фразы в «Твиттере» или при ответе пользователям в социальных сетях.
Несет ли PR-менеджер ответственность за продажи?
Вокруг этого в отрасли сейчас ломаются копья. Ответ будет таким: нет, не несет, но может влиять. Есть хороший кейс одной девелоперской компании, которая в скриптах для сейлзов прописала несуществующие факты. После покупки возмущенные клиенты писали негативные отзывы на форумах и в социальных сетях о том, что их ввели в заблуждение.
Этот вал публикаций спровоцировал падение продаж, и компания всеми силами старалась убрать негатив из сети. Нанимала специальных людей, которые охотились за негативными отзывами и вступали в перепалку с их авторами. И так было до тех пор, пока один из специалистов по коммуникациям не зашел в отдел продаж и не послушал телефонные разговоры менеджеров.
После этого PR-отдел подключился к работе и исправил ситуацию с недостоверной информацией. Можно ли считать это влиянием на продажи? Да, можно. Но несет ли PR-менеджер ответственность за продажи? Нет, не несет.
Важно!
PR-менеджер может повлиять на продажи, но несет за них ответственность.
Карта навыков грамотного PR-специалиста
Для того чтобы гордо носить звание PR-менеджера, специалист должен научиться базовым навыкам, обязательным в данной профессии, а именно:
Эти функции входят в профессиональный стандарт, который разработала Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) и поддержало профессиональное сообщество.
Но это — в теории, а на практике… На практике в одной компании PR-менеджер — это человек, который отвечает за стратегическое позиционирование компании, в другой — заказывает визитки и печатает таблички, а в третьей — организует мероприятия.
Важно!
К числу важных умений PR-менеджера относится и способность находить интересный контент внутри самой компании. Не всегда масштаб бизнеса настолько велик, чтобы быть интересным федеральным СМИ.
Тогда приходится искать дополнительные возможности для того, чтобы привлечь внимание журналистов. Часто возникают заходы через хобби сотрудников, участие в благотворительных акциях. И уже в этом контексте можно подавать информацию о компании, в интересах которой это все делается.
Подведем итог
Все PR-менеджеры втайне мечтают, что когда-нибудь появится бот, который возьмет на себя все коммуникации, а они будут ходить по презентациям и фуршетам. Но если серьезно, лет 10–15 лет назад в PR-агентствах были целые отделы юных барышень, которые день за днем обзванивали журналистов и просили опубликовать пресс-релиз.
Сейчас ни в одном PR-агентстве такого отдела нет. Изменилась среда, а с ней меняются и задачи, которые приходится решать PR-менеджерам. Если раньше у PR, к примеру, в ситуации, когда охранник магазина избил покупателя, была пара часов, пока приедут журналисты, то сейчас кто-то снимает на смартфон и через секунду это на LifeNews. Всё, «тушить пожар» уже поздно, нужно разбираться в более глобальных последствиях этой ситуации. Соответственно, функция PR с каждым годом все больше и больше становится бизнес-функцией.
На сегодняшний день, помимо управления публичными коммуникациями и имиджем компании, PR-специалистам нужно все больше погружаться в бизнес-процессы и брать на себя ответственность за то, что происходит в организации.
Освоить эту непростую, но увлекательную профессию, сохранившую актуальность и в эпоху digital, вы сможете, начав с курса «PR-менеджер» от Skillbox: это не только единственный в стране цикл лекций и практических задач, сформированный в соответствии с профессиональным стандартом, но и возможность получить знания напрямую от лидеров отрасли, работающих в ней многие годы, узнать внутреннюю кухню PR-менеджмента и попрактиковаться в применении полученных знаний, превратив их в умения.
Окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Связи с общественностью». Вице-президент по развитию в КРОС.
Кто такой PR-менеджер, зачем он нужен компании и как им стать
Здравствуйте, уважаемые посетители блога!
В нашем государстве пиар – технологии и методы по созданию определенного образа и репутации для общества, компании или отдельного человека – применяли с давних времен. К примеру, вспомним Петра I. Благодаря дипломатической миссии императора, мнение о России в Европе изменилось, а престиж вырос. Чем не PR-задача?
А вот официально пиарщики появились только в 2003 году. Правительство РФ 28 июля зарегистрировало профессию “Специалист по связям с общественностью”. Этот день считается официальным праздником всех PR-специалистов.
И хоть до праздника еще далеко, но все же давайте поговорим кто такой PR-менеджер, что он делает, для чего нужен в организации, что должен знать и уметь и как им стать.
Описание и особенности профессии
Специалист по связям с общественностью – это официальное название профессии. PR-менеджер – более короткая и лаконичная версия, поэтому этот англицизм чаще используют. Также в обиходе нередко можно услышать “пиарщик”. Такое название тоже имеет право на существование, но это скорее жаргонизм.
Нанимают пиарщиков политики, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса, общественные движения, коммерческие организации. Специалисты должны работать над благоприятным портретом для другой стороны: зрителей, избирателей, партнеров по бизнесу, покупателей, поклонников, спонсоров.
Кроме того, этот человек является посредником между своим клиентом и целевой аудиторией. Он распространяет информацию, поддерживает созданный имидж, отвечает за размещение новостей, публикацию отзывов и т. д. Часто пиарщики выступают на различных мероприятиях от лица своего клиента.
Также PR-менеджер собирает информацию о мнениях общественности о заказчике или компании. После чего анализирует данные и разрабатывает стратегию для изменения или поддержания образа.
При необходимости специалист может организовывать мероприятия, деловые встречи, интервью и презентации, контролировать разработку и наполнение сайта или страницы в социальной сети, обеспечивать информацией различные рекламные каналы.
Важнейшая часть работы пиарщика – это взаимодействие и поддержание дружелюбных отношений со СМИ. На плечи PR-менеджера ложится ответственность за каждую сказанную фразу, поэтому для него крайне необходимо грамотно подбирать слова и предоставляемые сведения.
В своей работе менеджер по связям с общественностью часто пересекается с другими специалистами, которые помогают ему в осуществлении целей. Это могут быть копирайтеры, иллюстраторы, бренд-менеджеры, графические дизайнеры и т. д.
В отличие от своих коллег, для которых работа в основном состоит из творческого процесса, пиарщики больше оценивают, мониторят, анализируют, прогнозируют и делают выводы. Креатив и творчество тоже присутствуют в большом объеме, но все же в меньшем, чем логика, анализ и оперативное реагирование.
PR-менеджер не является журналистом, маркетологом или продажником. Их сферы деятельности могут в чем-то совпадать, но все же это разные профессии. Пиарщик преподносит информацию только в выгодном для заказчика свете и не отвечает за продажи, а лишь влияет на мнение потребителей.
Обязанности специалиста
У большинства людей, далеких от PR-сферы, сложилось мнение, что все пиарщики – это заядлые тусовщики и прожигатели жизни. На самом деле у этих специалистов сложная, напряженная работа и множество обязанностей:
Главная цель – создание благоприятного имиджа. Она может осуществляться годами, т. к. это долгая и кропотливая работа. Новичкам стоит об этом помнить.
Виды PR-кампаний
Как разнообразны функции и задачи пиарщиков, так и выбор PR-кампаний достаточно широк. Одна из классификаций пиара – разделение по цветам. Так что же представляет собой PR-палитра?
Белый PR – это классика, т. е. СМИ выдается правдивая информация, на основе которой формируется образ компании или человека. В результате популяризируются достоверные факты и сведения, складываются прочные взаимоотношения между объектом и субъектом пиара.
Черный PR – это осознанное распространение ложной информации и компромата. Применяется в комплексе средств для устранения конкурентов и создания негативного имиджа.
Серый PR предполагает правдивые сведения без указания источника. Его можно считать непрямым черным пиаром, т. к. непосредственно на людей он не воздействует, но подрывает доверие на подсознательном уровне.
Желтый PR – это скандалы, сенсации, шокирующие новости и провокации, освещенные в СМИ. Главный инструмент такого пиара – эпатаж.
Розовый PR представляет собой легенды и выдуманные истории. За счет трогательного, вдохновляющего, необычного рассказа бренд или личность выставляет себя в выгодном свете и привлекает к себе больше почитателей.
Коричневый PR – пиар с акцентом на военной тематике. Такая техника придает продукту, компании или человеку брутальный, решительный и серьезный образ. Часто используются такие слова, как битва, огонь, в бой и т. д.
Зеленый PR занимает самую миролюбивую позицию. Такой пиар направлен на поддержание экологии и природной чистоты. Например, компания создает нетоксичные и безопасные для экологии товары.
Золотой PR – это вид пиара, при котором внимание потребителей фокусируется на цене товара и финансовой выгоде. В рекламе всячески подчеркивается экономия для покупателей.
Вирусный PR – это естественная реклама. Принцип работы как у сарафанного радио, т. е. люди неосознанно могут продвигать бренд или популяризировать человека, просто говоря о нем. Запускают такую рекламу чаще всего в социальных сетях. Например, двигателем рекламы для товаров нередко являются амбассадоры бренда.
Судебный PR направлен на защиту личности или компании от негативной информации во время судебных разбирательств.
Знания, навыки и личные качества PR-менеджера
Должность PR-менеджера очень ответственная. Один неправильный шаг может погубить всю проделанную ранее работу.
К специалисту предъявляются следующие требования:
Из личностных характеристик, присущих высококлассному пиарщику, можно выделить:
Кроме этого, важно иметь презентабельный внешний вид и уметь произвести хорошее впечатление.
Плюсы и минусы должности
К достоинствам этой профессии можно причислить:
К отрицательным моментам относятся:
Сферы деятельности, карьера и заработная плата
В наши дни PR-специалисты чрезвычайно востребованы во всех крупных компаниях и в большинстве менее известных организациях. Эта должность затрагивает такие сферы, как:
Кроме того, нередко пиарщиков нанимают для популяризирования какого-то массового мероприятия.
Трудиться PR-менеджер может в одиночку, а может и вместе с целым отделом компании или же командой из PR-агентства.
Заработная плата пиарщика-новичка начинается от 35 000 руб. в Москве и от 15 000 руб. в регионах. Да, эти специалисты часто в начале своего пути получают невысокую заработную плату. Первое время работник трудится не для денежной выгоды, а ради опыта.
Средние же зарплаты по России держатся на уровне 60–90 тыс. руб. Но для опытного пиар-менеджера вполне реально получать и 100–150 тыс. руб.
Кроме профессионального развития, когда пиарщик дополнительно изучает различные методики, технологии и нарабатывает опыт, для специалиста возможно карьерное движение в другую сферу. Например, бывшие PR-менеджеры могут полностью посвятить себя рекламе или продажам.
Есть и третий вариант для опытных сотрудников с наработанной клиентской базой и связями в СМИ – это работа на себя.
Каждый выбирает что-то свое: либо продвижение по карьерной лестнице в известной и солидной организации, либо переход в смежную область, либо открытие собственного дела.
Где обучиться
В большинстве случаев работодатели хотят видеть среди своих работников дипломированных специалистов. К счастью, в вузах готовят пиарщиков. Направление называется “Реклама и связи с общественностью”. Формулировка может несколько меняться, но суть остается та же.
Образование в таких смежных областях, как менеджмент, маркетинг, журналистика, социология или экономика, тоже подойдет.
Помимо университетского образования, существуют и более краткосрочные варианты обучения – онлайн-курсы. Площадки Нетология, Skillbox, GeekBrains, Hedu и Laba предоставляют программы по обучению PR-специалистов:
Краткосрочные курсы длительностью от месяца до года, в отличие от вузовского образования, привлекательны более низкой ценой, мобильным и удобным форматом обучения и возможностью выпуститься с уже готовым портфолио.
Дополнить и усовершенствовать знания можно с помощью книг. Вот самые полезные и интересные:
Заключение
Пиарщики создают такой образ компании или человека, который понравится конкретной целевой аудитории. Они контактируют со СМИ, формируют нужное представление о клиенте и организуют различные PR-мероприятия.
В 70 % случаев пиар-менеджеры – это девушки. Возраст же большинства специалистов не более 30 лет. Обычно это энергичные и активные люди с высшим образованием, умеющие анализировать и творчески мыслить, у которых есть навыки оратора, продажника и психолога.
В условиях высокой конкуренции выигрывают те специалисты, у которых уже имеются связи со СМИ, которые знают по опыту, что такое пиар, и умеют произвести впечатление на окружающих.