Радимичи племя чем занимались

Радимичи (народ)

Радимичи – это славяно-балканское племя, проживающее на территории Руси с по XII века. О них известно немногое в связи с явным дефицитом письменных источников. Первое упоминание о народе датировано в “Повести временных лет” 885 годом. Они переселились в малозаселенные земли с обильными реками бассейна Сож подальше от воинственных соседей: угров (венгров), вторгающихся в Центральную Европу.
Название происходит от имени вождя Радим, с которым, согласно историкам, народ пришел из ляшских земель (Польша). Слово радимич еще интерпретируют как “родные между собой”. И действительно, это было большое сплоченное племя, долгое время не признававшее власти киевских князей. Но в 885 войско радимичей было впервые разгромлено киевским князем и обязалось платить ему дань.
В 907 вместе с другими славянскими племенами и князем Олегом участвовали в знаменитом походе на Царьград, в котором и был покорен Константинополь.

Основные занятия.

Селища располагались вдоль берегов рек и занимали относительно равнинные, пригодные для земледелия места. Радимичи же жили преимущественно в лесах, поэтому топор был необходимым предметом для каждого земледельца. Изначально пользовались подсечно-огневым методом: подрубали лес, выжигали его, и эксплуатировали освободившуюся землю до тех пор, пока она не истощится. В X- XI веках эту систему сменили на менее ущербную – переложную. Тут уже сразу заготавливали два участка пахотной земли, и, пока на одном сеют и собирают урожай, второй пустует и отдыхает.
Выращивали в основном зерновые культуры: пшеницу, просо, ячмень. Также садили редьку, капусту, чеснок и лук, репу.
С развитием земледелия собирательство хоть и отошло на второй план, тем не менее, полностью не исчезло, потому что леса были богаты различными целебными травами, зверем и дичью. Охота также была одним из источников пропитания радимичей, несмотря на то, что они и сами успешно разводили крупный и мелкий рогатый скот.

Религия

До принятия христианства поклонялись многочисленным духам и божествам, олицетворявшим силы природы. Боги западных и восточных славян, к которым относятся и радимичи, сильно различаются по своему составу. У первых считались главными Святовит, Радегаст, Яровит (отвечали за войну и победу), у вторых же, менее воинственных – Перун (громовержец), а также Хорс (солнце), Стрибог (ветер), Волос (покровитель скота), Мокошь (прядение и ткачество).

Источник

Радимичи – история, рассказанная курганами

Радимичи – одно из самых известных древнеславянских племён или племенных союзов. Проживали они преимущественно в междуречье Верхнего Днепра и Десны, на берегах Сожа и его притоков. Радимичи создали особенную культуру, в которой проявлялись заимствования других славянских народов, однако сохранили самобытные элементы.

Современные исследователи посвятили немало работ изучению генетики, различных этнических черт радимичей, в том числе постарались воссоздать внешность людей того времени. А с их происхождением связаны как исторические факты, так и предания. Какими же были радимичи? Что помнит история об этих представителях древнеславянских племён?

Почему радимичи?

Любой народ, в первую очередь, привлекает нас своим названием. Что же значило определение “радимичи”? Как гласят старинные предания, связано оно с именем прародителя племени – легендарного Радима.

В “Повести временных лет” указывается:

“Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Родим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи”.

В письменных источниках IX-XII столетий нередко фигурирует слово “радимичи” при упоминании о народе, расселившимся в междуречье Днепра и Десны. Земли их охватывали часть современной Белоруссии и юго-западные регионы Смоленской области России.

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занималисьРадимичи / mogomc.by

Стремление к независимости

У радимичей существовала строгая общественная организация. Несмотря на то, что в списке княжений их нет, народ находился под управлением вождей племён. Кроме того, у них существовало собственное войско.

По сути, земли радимичей сохраняли самостоятельность до конца X века, однако и в составе Руси оставались своего рода автономией. В Радзивиловской летописи отмечается, что до 885 года радимичи платили дань хазарам, однако после появления на их территориях князя Олега перешли под власть русских. При этом народ старался сохранять свою независимость.

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занималисьБитва воеводы Волчий Хвост с радимичами в 984 году, описанная в Радзивилловской летописи / ru.wikipedia.org

Известно, что через несколько лет, в 907 году, радимичи уже стали участниками похода Олега на Царьград. В Радзивиловской летописи значится:

“Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави въ Киевѣ, поя множество варягъ, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и сѣверо, и вятич(и)”.

Несмотря на взаимную помощь, радимичи не хотели находиться под властью киевских князей. Они на некоторое время сумели вернуть самостоятельность. Однако столкновение с войсками Владимира Святославича оказалось роковым для племён. Радимичи были разбиты, после чего их земли присоединились к Киевской Руси. В дальнейшем эти территории стали регионами Смоленского и Черниговского княжеств.

Деятельность радимичей

Основным занятием радимичей было земледелие, чему способствовали плодородные почвы, обилие рек и озёр. Вырубая часть леса, они создавали пашни, тщательно выкорчевывая пни. Это было непростая работа, но радимичи преуспели в земледелии такого рода.

Более того, у них существовала своя система использования земель. Считалось, что через три года выращивания на пашне культур следует оставить почву “отдохнуть” и перейти на другой участок. Чередовать свободную и используемую землю можно было через год.

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занималисьСовременная реконструкция поселения радимичей / mogomc.by

Данные из курганов

Советский археолог Борис Рыбаков в 1932 году издал монографию, посвящённую изучению радимичских курганов. Отличительной особенностью народа стали украшения – семилучевые височные кольца. Если судить по захоронениям, в которых они были найдены, территории проживания радимичей охватывали бассейн Сожа и междуречье Днепра и Сожа.

Интересной отличительной особенностью радимичских курганов учёные считают трупосожжение на месте с подсыпкой, то есть на небольшой насыпи. В местах погребения с неполным сожжением направление тела усопшего сложно определить, куда была направлена голова покойного непонятно.

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занималисьРадимичи были язычниками как и другие славяне / mogomc.by

Многие народы считали, что лицо его должно быть обращено строго на запад или восток, но у радимичей встречаются разные варианты. На мой взгляд, народ не придерживался данных традиций.

С X века под влиянием других народностей обычаи радимичей значительно изменились. Конечно. об этом мы тоже можем судить по курганам. Если прежде покойных сжигали, то теперь их просто опускали в землю, однако рядом с местом погребения разжигали костёр (вероятно, это пережиток времён обычаев трупосожжения).

В местах захоронений радимичей не слишком много вещей – многие из них сгорали или плавились на кострах. Однако явное различие прослеживается между височными кольцами раннего и позднего периода.

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занималисьВиктор Васнецов «Баян», 1910 год
Местонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Исследователь П.М.Еременко отмечал, что изначально эти украшения представляли собой сложную работу ювелиров, но в дальнейшем их рисунок становится проще, а сами кольца превращаются в примитивный вариант ожерелья – они были

“продетыми через полоску кожи, на одинаковом расстоянии, одно ниже другого”.

Крайне популярными украшениями женщин радимичей были шейные гривны. Интересно, что у многих соседних племён они почти не встречаются в захоронениях, однако радимичи отдавали им предпочтение перед другими декоративными изделиями. Внешне они напоминают ожерелья, найденные в древних курганах Литвы и Латвии, что говорит о взаимном культурном обмене разных народов.

Конечно, о быте и культуре радимичей нам известно не слишком много, однако историки современности прикладывают все усилия, чтобы совсем скоро часть неразгаданных тайн этого народа была раскрыта. В летописях, датированных XII веком, встречаются последние упоминания о радимичах. Вероятно, перейдя под власть киевских князей, они растворились среди прочих племён, однако стали основой для появления новых славянских народов.

Источник

Радимичи

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занималисььРадимичи, славянское племя. Славянское племя или по другому племенной союз радимичей образовался в 9-11 веке нашей эры.

Первое упоминание об этом племени дошло до нас благодаря летописям, составленным в начале 12 века в Киеве.

↑ Происхождение

Свидетельства о радимичах встречаются и в других источниках в период с 885 до 1169 года. Радимичи, как и их родственники вятичи происходят от рода ляхов.

Главами будущих народов стали братья, одного звали Радим, другого Вятко. Как было на самом деле достоверно не известно, но эта легенда была принята основной.

↑ Где жили

Жили эти племена возле левого притока Днепра, который называется Сож, он течет через Могилевскую и Гомельскую область нынешней Белоруссии. Земли радимичей имели удобное расположение благодаря рекам, по которым перевозились грузы.

↑ Города и столица

Наиболее известными городами считались:

Территория их поселения была определена современными археологами благодаря находкам в курганах, наиболее часто встречались семи лучевые височные кольца 11-19 веков, которые были основным признаком племени радимичей

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занимались

Их женщины носили шейные гривны (золотые или серебряные обручи). Радимичи хоронили своих умерших в курганах, предварительно сжигая трупы и их вещи. Этот обычай был популярен в 11-12 веке, далее применение кремации отсутствует.

↑ Кто и когда подчинил

Управление в племенах осуществлялось вождями и общей власти не было, но в 885 году согласно Радзивилловской летописи киевский князь Олег обязал платить дань, в размере той какую платили хазарам. И при походе на Царьград радимичи присоединились к Олегу. Некоторое время после победы Олега радимичи были свободны, но это было не долго и уже в 984 году земли племен перешли в состав Киевской Руси.

↑ Чем жили и занимались

Благодаря наличию рек и плодородных земель, ведущая роль у радимичей была отведена земледелию. Вырубая лес, они очищали места под пашни, выкорчёвывая пни и разрыхляя почву мотыгами. В 11 веке система земледелия была усовершенствована:

Основой урожая были культуры такие как: пшеница, овес, просо, лен, капуста, свекла, репа, горох. Для сбора урожая и подготовки земельных участков использовали скот. Радимичи держали лошадей, свиней, коров и домашнюю птицу. Помимо работ на земле племя имело своих охотников, обширные леса вокруг поселений приносили много дичи.

Были у радимичей и люди, которые занимались собирательством полезных и съедобных растений, а также меда и воска. Все это дало толчок к развитию ремесел и торговле с другими племенами.

Ремесла, которые были у радимичей были многообразны:

↑ Итоги

Ремесленники, изготовляя свой товар продавали не по поселкам, а объединяясь везли товары в крупные города где продавали или обменивали их. Благодаря этому явлению эти племена, как и их соседи смогли развить хорошую инфраструктуру в торговле и уровне жизни. Каковыми бы ни были мнения историков относительно радимичей современные жители этих мест продолжают заниматься тем же, но в современном стиле и стараются поддерживать качество своих товаров, как и их предки.

Источник

Радимичи – где жили и кто такие, главный город племени

Радимичи представляли одно из восточнославянских племен раннего этапа истории Древнерусского государства. Там, где жили радимичи сейчас находится Гомельская и Могилевская области современной Беларуси.

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занимались

Летописные свидетельства о радимичах

Об этом племени существуют два вида исторических источников, археологические и летописные. Первых больше, так как летописей осталось немного.

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занимались

Рис. 1. Племя радимичей.

Из древнерусских летописей о радимичах сообщает “Повесть временных лет”. Название племени происходило от вождя по имени Радим. Согласно данным летописца, они пришли с запада, то есть от приграничных с Польшей земель и поселились на реке Сож.

В летописях нет информации об их князьях, но очевидно, что до конца X века они сохраняли самостоятельность и имели свои дружины. В 885 году контроль над их территориями установил князь Олег и радимичи перестали платить дань хазарам.

В 907 году радимичи приняли участие в походе князя Олега на Константинополь, который в летописях называли Царьград. После этого на какой-то период они освободились от власти киевских князей, но снова вернулись под нее в 984 году после похода князя Владимира.

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занимались

Места расселения и данные археологии

Летописи не сохранили данных о главном городе радимичей. Возможно, таковым был один из зафиксированных в летописях:

Сейчас эти города легко найти на карте Беларуси в ее юго-восточной части. В летописях в основном они упоминаются в период между 1136 и 1159 годами.

По данным археологии, одним из атрибутов радимичей были височные кольца. Их можно считать этноопределяющим признаком, как и шейные гривны, то есть серебряные или золотые изделия в форме обручей.

Соседями радимичей были такие племена:

Область расселения радимичей очертил советский историк Борис Рыбаков в 1932 году. В его научных работах содержалась научная систематизация курганов этого племени, а также их хронологическая эволюция.

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занимались

Рис. 3. Радимичи племя.

Что мы узнали?

Радимичи представляли собой одно из основных восточнославянских племен при ранних князьях из династии Рюриковичей. Они жили в основном на юго-востоке современной Беларуси. Из основанных ими городов самым крупным на сегодняшний день является Гомель.

Источник

РАДИМИЧИ (ЛОКАЛИЗАЦИЯ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ).Ч.3.

Также и семантика глагола «прозвашася» в летописном повествовании трактуется Д.С. Лихачёвым односторонне. В другом месте летописного рассказа о расселении славян читаем, например: «Словени же седоша около езера Илмеря. [и] прозвашася своимъ имянемъ» (ПСРЛ. I: 6; ПСРЛ. II: 5). Здесь тоже идёт речь о происхождении и обретении имени словен как таковых.

Не касаясь вопроса о значении фразы «новгородьци от рода варяжьска» (которая сама представляет загадку с обширной и противоречивой историографией), отметим, что в летописном повествовании о расселении славян, частью которого является и рассказ о происхождении радимичей и вятичей, предлог «от» имеет именно значение происхождения: «от техъ Словенъ разидошашася по земьли и прозвашася имены своими, кде седше на которомъ месте»; «Словене же ови пришедше и седоша на Висле и прозвашася Ляхове, а отъ техъ Ляховъ прозвашася Поляне Ляхове» (ПСРЛ. I: 6; ПСРЛ. II: 5).

1 В этой связи Г.А. Хабургаев оригинально трактует проблему интерпретации происхождения радимичей «от ляхов»: «радимичи ниоткуда не »приходили» и были. аборигенами Посожья. Местное дославянское население оформилось в начале нашей эры при участии зарубинецких племён и, судя по гидронимии Посожья, могло быть носителем диалекта голядско-ятвяжского типа. Последнее обстоятельство было достаточным основанием для летописного сопоставления носителей посожских говоров с пограничным населением Лядьской земли, например ятвягами» (Хабургаев 1978: 143). Иначе как домыслами назвать данные рассуждения невозможно.

Ключевым аргументом Ф. Буяка является общность ряда названий, встречающихся как в Польше, в ареале предполагаемой им прародины двух «племён», так и на землях летописных радимичей и вятичей. Для радимичской территории такими параллельными с польскими названиями оказываются Будогощь (Bydgoszcz), Хотомиль (Chotymi), Чечерск, (Czeczersk), Чериков (Czerykow), Дроков (Drokow), Гомель (Gomii), Лучин (Luczyn), Мглин (Mglin), Пропойск (Propost), Радомль (Radyml), Речица (Rjeczyca) и т.д.

Также Ф. Буяк обратил внимание на названия, созвучные наименованию радимичей и имени их легендарного первопредка Радима, образующие компактную группу близ города Гнезно: Radzyn, Radoviska, Radomno, Radzi^ds, Radomki, Radomin, Radosli, Radomice, Radzymin, Radzanow, Radzimowice, Radzymin, Radzyn (Bujak 1949).

Построения Ф. Буяка были подвергнуты критике В.В. Седовым и Г.Ф. Соловьёвой (Седов 1965: 10; 1970: 141; 1982: 157; Соловьёва 1968). Так В.В. Седов отметил, что «географические названия, одинаковые с намечаемым районом Повисленья, имеются не только в областях расселения радимичей и вятичей, но и на территории северянского Подесенья и кривичского Поднепровья. Такие же названия, как Будогощ, Хотимль и др., не могут быть использованы, так как имеются во многих областях Восточной Европы (например, Будогощ Витебской губ., Будогощ Тихвинского уезда, Будогощ в Обонежской пятине)» (Седов 1965: 10); «на карту Ф. Буяка попали лишь выборочные географические названия, что и создаёт ошибочную картину» (Седов 1970: 141).

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занимались
Рис. 11. Гидронимия земли радимичей, их предполагаемой прародины в Приднестровье, а также гидронимические следы маршрута их переселения в Посожье (Седов 1965:10)

В понимании фразы о происхождении радимичей «от ляхов» В.В. Седов присоединяется к тем учёным, которые понимали её как обозначение соседства ляхов и предков радимичей (Седов 1970: 142-143). Указал он и на то, что позднейшими лингвистами установлено «что те особенности белорусского языка, в которых А.А. Шахматов и его современники видели ляшские черты, являются продуктом местного развития, независимого от истории польского языка» (Седов 1970: 142).

Верхнеднестровская гипотеза происхождения радимичей была принята и Г.Ф. Соловьёвой (Соловьёва 1968: 355).

Радимичи племя чем занимались. Смотреть фото Радимичи племя чем занимались. Смотреть картинку Радимичи племя чем занимались. Картинка про Радимичи племя чем занимались. Фото Радимичи племя чем занимались
Рис. 12. Миграция радимичей по Я. Тышкевичу (Tyszkiewicz 1970: 456)

Компромисс между польской и верхнеднестровской гипотезами происхождения радимичей предложил польский исследователь Я. Тышкевич: в первые века н.э. далёкие предки радимичей, действительно жили на территории Польши, откуда в бурную эпоху ГУ-УТ вв. ушли на Верхний Днестр, а затем переместились в Посожье (Tyszkiewicz 1970: 456). Однако могла ли в течении почти тысячи лет сохраняться память о проживании дальних предков радимичей на территории будущей Польши? Это представляется в высшей степени сомнитель-ным. ПВЛ не сохранила никакой памяти о событиях, предшествовавших выходу славян на Дунай в УТ-УП вв. и было бы сомнительно ожидать здесь какого-то исключения для радимичей. Да и были ли в начале н.э. «ляхи»? Историческая география и диалектная конфигурация славян этого времени точно неизвестна ни современным учёным, ни древнерусским летописцам.

Подводя итоги историографического обзора, видим, что летописная сентенция о происхождении радимичей и вятичей (или одних радимичей, поскольку ряд учёных допускает, что вятичи были прибавлены к радимичам летописцем просто по аналогии) «от ляхов» остаётся загадкой, надёжное решение которой отсутствует несмотря на то, что над ним размышляли многие учёные. Одни исследователи относились к летописной легенде с доверием и выводили радимичей с территории Польши, другие решительно отказывали ей в достоверности, третьи искали прародину радимичей не на самих польских землях, а где-то в соседстве с ними; не было единства и в том, всё ли «племя» радимичей мигрировало, или только какие-то небольшие группы, ставшие элитой в Посожье и передавшие своё имя местному населению.

Выскажем теперь собственные соображения о происхождении и прародине радимичей.

(1) К настоящему времени археологами надёжно установлено, что связанные с радимичами памятники появляются в регионе бассейна Сожа не ранее VIII-IX вв. (Седов 1982: 157) и не являются развитием предшествующих колочинских и тушемлинских древностей. Соответственно, вывод о том, что радимичи не были автохтонами Посожья выглядит бесспорным.

(2) Наблюдения В.В. Седова о двух уникальных для Восточной Европы повторяющихся гидронимических ареалах в Верхнем Поднестровье и в Посожье представляются исключительно важными и указывающими на ту территорию, которую предки радимичей занимали непосредственно перед миграцией на берега Сожа (рис. 11).

(3) Возможно ли совсем игнорировать летописную традицию и тот факт, что антропоним Радим является преимущественно западнославянским (наличие в Польше ряда названий, которые могут быть связаны с этим именем), а также топонимы, совпадающие с теми, которые имеются в радимичском ареале (даже с учётом спорных случаев)? Считаем, что этого делать всё же не стоит и с осторожностью попробуем наметить контур возможной гипотезы о перемещении предков радимичей.

(5) Фраза летописца «Бяста бо два брата в Лясех» указывает на то, что по его представлению радимичи и вятичи происходят именно с ляшской территории, а не из соседних с ней земель. Слова о радимичах «Прешедъше ту ся вселиша» явно указывают на расселение всего «племени», а не только князя и старейшин.

(6) Чтобы понять, как и в каких исторических условиях могла проходить миграция радимичей, надо обратиться к общеисторическому контексту эпохи. В VII-IX вв. на дунайских и среднеевропейских славян наступали многочисленные враги: кочевники авары, болгары и венгры, а также франки. Из-за этого часть славян снимается с насиженных мест и уходит на север и на восток, происходит инфильтрация в Восточную Европу славян из Подунавья, из Моравии и Балканских земель, затронувшая значительную её часть. Мигранты подселяются к местному славянскому населению, принося свои традиции, которые нашли отражение в распространении в регионе целого ряда характерных для Дунайских земель артефактов (серьги, лунницы, височные кольца и другие украшения дунайских типов, железные ножи с рукоятками, оформленными волютообразными завершениями, определённые типы удил, нагрудные кресты с так называемым грубым изображением Христа и т.д.) (обощение соответствующих археологических материалов см.: Седов 1999: 183-204; 2002: 531-551; см. также статью А.Ю. Фомина в настоящем номере). Возможно, именно с этой инфильтрацией дунайских славян в Восточную Европу связана легенда ПВЛ о дунайской прародине славян.

Эта масштабная миграция с неизбежностью должна была затронуть и западнославянский ареал, привести в движение какие-то местные славянские группы, которые также страдали от вражеских нападений. Одной из таких групп и могли быть предки исторических радимичей.

Интересно, что радимичские семилучевые височные кольца имеют именно дунайское происхождение и соответствующие прототипы (Седов 1999: 188; 2002: 538), хотя увязывать напрямую вопрос о происхождении радимичей с вопросом о происхождении их височных колец не следует. Семилучевые височные кольца могли получить у радимичей распространение уже после их прихода на Сож.

(7) Где-то в УП-УШ вв. группа увлекаемых потоком «дунайской» миграции (или иными причинами, например, нападением врагов) славян с территории современной Польши могла переместиться на Верхний Днестр, где прожила относительно продолжительно время (от нескольких десятилетий до примерно столетия) и сформировала там определённый гидронимический ландшафт.

Наиболее вероятным мы считаем возникновение этнонима «радимичи» только на этапе расселения соответствующей славянской группировки на Соже.

(10) Поиски лингвистических следов миграции радимичей едва ли имеют смысл. Современной науке слишком мало известно о диалектной конфигурации славянского мира УП-УШ вв., когда происходили перемещения радимичей, да и язык их в ходе этих перемещений должен был трансформироваться, в т.ч. и под влиянием новой обстановки и новых соседей. Прибавим сюда трансформацию радимичских диалектов в результате вхождения сначала в древнерусский, а затем в прабелорусский лингвистические ареалы. Всё это должно было стереть гипотетические древние «ляшские» черты в языке радимичей, а тем более их потомков.

(11) Перспективными представляются дальнейшие поиски следов миграции (или её отсутствия) радимичей в материалах гидронимики, археологии и антропологии, а также в исследованиях ДНК.

Тема происхождения вятичей находится за рамками настоящей работы. Вопрос о том, мигрировали их предки вместе с предками радимичей или же вятичей к радимичам искусственно прибавил летописец (Нидерле 1956: 161; Рыбаков 1932) остаётся открытым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *