Рахманинов концерт 3 часть 1 о чем музыка
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов)
Содержание
История создания
Концерт был написан в летнем доме Рахманинова в Ивановке. Композитор завершил концерт 23 сентября 1909 года. Одновременно с этой работой создавались Первая соната для фортепиано и симфоническая поэма «Остров мёртвых».
Из-за нехватки времени Рахманинов не мог репетировать концерт в России. Вместо этого он практиковался на клавиатуре, которую он взял с собой на корабль в США.
Строение
Концерт состоит из трех частей:
Премьера
Концерт был впервые исполнен 28 ноября 1909 г. Рахманиновым с Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением Вальтера Дамроша в ходе турне Рахманинова по Соединенным Штатам Америки. Премьера концерта в России состоялась в апреле 1910 года.
Ссылки
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов)» в других словарях:
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шопен) … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром №2 — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Cписок знач … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября… … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа диез минор, ор. 1, был написан Сергеем Рахманиновым в 1890―1891 годах. Произведение посвящено… … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Рахманинов) — Сергей Рахманинов завершил свой Фортепианный концерт № 4 соль минор, op.40 в 1926 году и работа в настоящее время существует в трех версиях. После неудачной премьеры он сделал поправки, прежде чем опубликовать его в 1928 году. При продолжающемся… … Википедия
Рахманинов, Сергей Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахманинов. Сергей Васильевич Рахманинов … Википедия
Рахманинов, Сергей — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия
Рахманинов С. — Сергей Васильевич Рахманинов Дата рождения 1 апреля 1873 Место рождения … Википедия
Рахманинов концерт 3 часть 1 о чем музыка
Разрешите представить Вам запись Коллекция каденция разных исполнителей.
Юка нашла эту запись.
Наслаждайтесь индивидуальностью каждого исполнителя.
24.Horowitz(Ormandy) 25.Horowitz(Coats) 26.Horowitz(Barbirolly) 27.Horowitz(Reiner) 28.Matsuev(Gergiev) 29.Mogilevsky 30.Rachmaninov 31.Lugansky 32.Rösel 33.Wild 34.Watts 35.Tateno 36.Oikawa 37.Koyama 38.Pisarev 39.Feltsman 40.Pletnev 41.Bronfman 42.Helfgott 43.Berman 44.Bolet(Indiana Uiversity) 45.Bolet(Fisher) 46.LangLang
С 35 до 37 исполнители из Японии.
Добавлю еще о коллекции каденций один очень интересный взгляд. Естественно, сугубо субъективное мнение, но, очень интересное.
http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=5450
Вот небольшая цитата оттуда.
«Начнем с Владимира Горовица – современника и друга Рахманинова. В записи 1930 года, когда Горовицу было от роду лишь 27 лет, он наслаждается самим собой не меньше, чем музыкой. Он забавляется своими феноменальными техническими возможностями, он хочет крикнуть публике: смотрите я какой! И трагическая канва Рахманинова превращается в его гениальных, но шаловливых руках в барочные завитушки, и вот уже не видны ни гроб, ни покойник, а только цветы: лилии, розы, радость и легкость бытия…
Иное мироощущение у того же Горовица спустя два десятилетия. В записи 1951 года он еще заигрывает с публикой, он ещё очень хочет нравиться, но при этом в музыке каденции гораздо больше грусти и патетики.
И вот, наконец, 1978-й год. Великий старик сыграл в этом году 3-й концерт в последний раз в своей жизни, причем исполнил его в течение года не менее пяти раз. Любимец публики всё еще кокетлив, но музыка здесь на первом месте. Трагизм рахманиновской каденции здесь не утрачен и сопереживается Горовицем глубоко и искренне. Быть может, Горовиц прощается с самим собой, со своей публикой, но – главное – с музыкой… И в этом – безысходность».
Tamae, дорогая, на это выступление Николая Луганского и Михаила Плетнёва швейцарский критик Rolf Kiburz написал рецензию. И я ее даже перевела (было время :-/
Концертная серия Migros-Kulturprozent-Classics предоставила возможность встречи с Михаилом Плетневым, Российским Национальным оркестром и Николаем Луганским в качестве солиста в Kultur- und Kongresszentrum Люцерна. Программа совместила известное (возможно, слишком) сочинение Рахманинова и мало исполняемую у нас Вторую симфонию Скрябина.
Первым был прославленно-пресловутый Третий Рахманинова. За Стенвеем занял место невозмутимый и хладнокровно держащийся Николай Луганский. Те, кто ожидал зрелища, были разочарованы: отсутствие шоу-эффектов, отсутствие цирковых пианистических эскапад, отсутствие лихорадочной деятельности, даже капель пота, несмотря на якобы 29 000 нот в фортепианной партии. Наоборот, выступление началось без привлечения внимания и так естественно; и каким само было начало с его простыми октавными параллелями в сольной партии, таким оно и осталось на протяжении всего концерта. Это может выглядеть преувеличением, но изумление в этом выступлении вызывали непритязательные манеры солиста. Он сидел прямо, но свободно за инструментом, с расслабленными руками и кистями, и мастерски преодолевал труднозапоминающуюся и пианистически чрезмерно сложную партию как нечто само собой разумеющееся, как если это был бы этюд Черни. Это не было, наверное, зрелищем для глаз. Зато ухо наслаждалось волшебной музыкой Рахманинова, его мелодикой, жемчужным звуком рояля, и тщательностью, с которой Луганский играл все ноты сокровенной мелодии. При этом он пользовался богатой агогикой, его игра оставалась прозрачной, с четкими акцентами.
Он оказался также и тем, кто все выступление держит под контролем. Уже в начале он пустил в ход незаметные быстрые темпы, поддерживал тесный контакт с оркестром, конролировал rubato, не позволял концентрировать чрезмерное напряжение в выражении лица, акцентировал внимание на музыке. Динамический баланс обеих рук был замечательным. Для непретенциозного выступления Луганский выбрал стандартную каденцию (вместо блестящей Ossia-версии). Это само по себе колоссально, но у него из-под рук при этом выходило плавно, ясно и дифференцированно. Пианист оставил себе время для лирических частей, однако показал кое-где в рапсодической реплике второй части обязательную энергию и силу, не скатываясь при этом до совершенно ненужного грохота клавиш. Ритмически чудовищную запутанную партию финала он одолел без малейшей погрешности. Это было не шоу, но Музыка как наслаждение, и это было феноменально.
Михаил Плетнев сопровождал солиста уверенно и надежно, оркестр не делал никаких оплошностей. Если баланс звука (даже соло) не всегда был идеальным, то, возможно, из-за того, что оркестр играл в незнакомой для него обстановке. Направляющая роль солиста проявлялась в том смысле, что во взаимодействии с роялем ансамбль в отдельных случаях со своей партией выступал с опозданием.
Бис здесь был, естественно, обязательным. Николай Луганский остался верен себе и выбрал Мендельсона «Песни без слов» Liedern ohne Worte, Op.67 die Nr. 2 in fis-Moll, которую он сыграл с основательной порцией задумчивости.
Третий фортепианный концерт Рахманинова Часть 1
Недавно я решил посмотреть на Гугле списки 10 лучших пианистов, Рахманинов везде на первом месте.
Уверяю вас, читатели, что для многих из вас, кто интересуется музыкой, это открытие. Не просто в первой десятке, а именно на первом месте.
Если Вы пойдете по ссылке, то о Рахманинове прочтете:
«Что делает его великим? Почти сверхчеловеческая техника пальцев, которая позволяла ему поддерживать чистоту и ясность даже в самых невероятно сложных пассажах. Частично это объяснялось его знаменитыми большими руками, способными покрыть 12 дюймов или на пианино от До1 до ля2. Он также обладал прекрасным мелодичным звучанием, которое так нравилось скрипачу Фрицу Крейслеру, позволяющее Рахманинову исторгать бесконечную обворожительность из мелодии».
Никому из 10 пианистов в этом списке не дано такое описание достоинств игры.
(What makes him great? An almost superhumanly clean finger technique, which allowed him to maintain clarity even in the knottiest passages. This was partly due to his famously large hands, able to span 12 inches, or a 13th (C1 to A2) on the piano. He also had a beautifully singing tone, likened to that of violinist Fritz Kreisler, permitting him to wring infinite sweetness from a melody).
А в списке первых 10 композиторов Рахманинова нет. Об этом списке читать в статье о Чайковском.
http://www.proza.ru/2015/04/26/1427
Но туда попасть сложно. Почему? Список короткий! Супергениев больше чем 10. Вот в чем проблема.
Вот этот список на всякий случай для любопытных:
Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Вагнер, Брамс, Шуберт, Шуман, Верди, Гайдн.
Рахманинов, конечно, супергений, хотя Америки я не открываю. Но я бы поставил его в десятку только за Третий концерт.
У меня на слуху, наверное, более тысячи произведений и среди них наберется, скажем, около 50 высшего класса, которые были написаны композиторами тем непостижимым даже для них самих способом, когда, (чтобы не изобретать красивых слов воспользуюсь вечным Пушкиным), на них нисходило Божье благословение:
«И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет».
Причем, это не метафора, а именно так это и происходит. Многие на Прозеру это испытывали на себе, хоть может и не в той степени, как перечисленные гении, но в достаточной, чтобы понять.
Понять, значит стать равным, как сказал Рафаэль.
А что за произведения приводят меня в такое жуткое волнение?
Вот некоторые из них, более полный список в конце статьи с ссылками на лучших, по моему мнению, исполнителей.
Я много чего не сделал из-за этой музыки, потому что потратил на слушание ее много времени, и главное, после нее все кажется несущественным.
Как видите, четыре фортепианных концерта Рахманинова навсегда подняли его в ранг непостижимых гениев.
Рахманинов много еще написал восхитительной музыки, достаточно сказать, что мы воспитаны на его романсах:
«В молчаньи ночи тайной» (А. А. Фет),
«Не пой, красавица» (А. С. Пушкин),
«Весенние воды» ( Ф.И.Тютчев).
Чтобы понять значение рахманиновских концертов в мировом творчестве композиторов приведу такое сравнение.
Стендаль в «Истории живописи в Италии» пишет:
«У Николо Пизано явилась мысль подражать античности. Чимабуэ и Джотто начали копировать природу. Брунеллески дал перспективу. Мазаччо воспользовался всем этим, как истинный гений, и внес в живопись экспрессию. После него внезапно появляются Леонардо да Винчи, Микельанждело, Фрате и Андреа дель Сарто. Это сноп фейерверка. И больше нет ничего».
Так греки создали Венеру Милосскую и Нику Самофракийскую и потом 2000 лет – ничего.
В утверждении Стендаля есть некоторое романтическое преувеличение – он не упомянул Рафаэля, да и потом были Веласкес и Гойя, но с композиторами это практически правда.
Но наша статья, посвящена Третьему концерту.
Генрих Нейгауз в своих воспоминаниях писал:
“Третий концерт Рахманинова, «Дон Жуан» Листа требуют не только умения, знания, многих часов (дней, месяцев!) упорной работы, но прежде всего
с т и х и й н о г о таланта, уникальной, не часто встречающейся в и р т у о з н о й одаренности…» (Разрядка Нейгауза).
Третий один из сложнейших концертов не только в техническом смысле. Для выдающихся исполнителей технические проблемы не существуют. Сложность состоит в проникновении в душу произведения, понять его суть. А это проникновение и понимание выражается в цельности исполнения.
Высший талант музыканта состоит именно в умении понять и донести до слушателя эту цельность.
На языке специалистов это называется ИГРАТЬ МАСШТАБНО. Играть масштабно, а не отдельные пассажи. Донести до слушателей всю вещь в ее единстве.
Поэтому как исполнитель Рахманинов на первом месте, потому что он масштабно играл по сравнению с любым исполнителем. И надо предположить также играли свои произведения Лист, Моцарт и Бетховен.
Я очень много времени провожу в автомобиле и слушаю бескончно записи 4-х концертов Рахманинова в его собственном исполнении, и чем больше слушаю (это уже addiction), тем больше убеждаюсь, что лучше его никто не играет, что вполне понятно.
Рахманинов написал Третий концерт, когда ему было 37 лет.
Тот самый критический возраст у многих гениев, когда их жизнь окончилась, (не многие вернулись с поля – список жуткий).
http://www.proza.ru/2014/09/21/221У
Столь же сакральное значение, как и всем известное начало Пятой симфонии у Бетховена, которая, вы не поверите, тоже написана Бетховеном, когда ему было около 38 лет (1804-1808) Бетховен родился в 1770-м.
Мелодия это как колыбельная, которую мать-Россия напела при рождении своему великому сыну.
У меня этот ответ связывается с известными словами Белинского о том, что интеллигенция тоже народ, Рахманинову не нужно использовать некую народную мелодию, потому что он и есть представитель русского народа и может создавать народные мелодии.
Кстати, Клиберн в 1958 на конкурсе в
финале играл Первый Чайковского и Третий Рахманинова!!
Национальный характер любой музыки очевиден.
Методичный немец Бах написал методичную высокоорганизованную музыку, Бетховен взорвался варварским немецким духом, перешедшим позже к Вагнеру.
Вот как Николай Усков в книге «Неизвестная Россия» цитирует Ключевского, объясняя Западно-Европейский характер, сравнивая его с русским:
«Все, что (путник) видит вокруг себя на Западе, настойчиво навязывает ему впечатление границы предела, точной определенности, строгой отчетливости и ежеминутного, повсеместного присутствия человека с внушительными признаками его упорного и продолжительного труда. Внимание путника непрерывно занято, крайне возбуждено. Другое дело в России. Тут «точно одно и то же место движется вместе с ним сотни верст. Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя. »
А вот что пишет Рахманинов о своем ощущении в русском поместье :
«Никаких природных красот, к которым обыкновенно причисляют горы, пропасти, моря – там не было. Имение это было степное, а степь это то же море, без конца и края, где вместо воды сплошные поля ржи, пшеницы, овса и т.д., от горизонта до гоизонта. Часто хвалят морской воздух, но. насколько лучше степной воздух с ароматом земли и всего растущего и цветущего. »
я пречислю важнейшие события жизни Рахманинова до написания Третьего концерта в темпе этой фуги за 1 минуту и 50 секунд.
Мое краткое перечисление как раз имеет целью показать формирование характера и жизненных впечатлений как предпосылку этого концерта.
Дело в том, что если Вы начнете читать многочисленные биографии Рахманинова, вы не будете ставить себе задачу представить характер Рахманинова, созданный событиями его биографии, а именно этот характер нужно понимать, хоть в приближенной степени, чтобы увидеть отображение этого характера в музыке.
Творчество это слепок характера.
Не имея вундеркиндовского детства, которое бы его сразу прославило, подобно нынешнему Мысину или тогдашнему Моцарту, он постоянно всех, как бы вдруг, поражал своими гениальными способностями: феноменальной памятью и абсолютным слухом, (запоминая любое произведение с одного прослушивания), и невероятной технической способностью в игре на пианино.
Это непонимание его гениальности сопровождалось довольно долго, (отсутствие в России моды на вундеркиндов, сейчас благодаря интернетеу эта мода расцвела).
Когда он стал руководителем Большого театра в возрасте 31 года, его подход НЕ сразу встретил одобрение, хотя он довел уровень спекталей до совершенства.
Совсем наглядно в живописи – есть такой термин «социалистический реализм», (Дейнека, Герасимов, Нисский. ), но правильнее было бы назвать «советский реализм».
Оказавшись в Америке, Рахманинов потерял контакт с окружающей его действительностью. Окружающую действительность в Америке выражали Гершвин, Бернстайн, Копланд, Дюк Эллингтон, Гленн Миллер, Бени Гудман.
Именно в Америке Рахманинов написал Вариации на тему Паганини – вещь гениальную в высшей степени, но она по словам самого Рахманинова пример абсолютной музыки (Это он сказал о знаменитой Прелюдии до-диез минор (op.3 № 2): «Абсолютная музыка может навести на мысль или вызвать у слушателя настроение, но её первичная функция — доставлять интеллектуальное удовольствие красотой и разнообразием своей формы».
Американская жизнь чрезвычайно насыщена во всех отношениях, это именно горнило, как я заметил. Я ее за 40 лет не вполне воспринял, но Рахманинов гений феноменальный. Он мгновенно все запоминал впитывал и понимал. И то, написав Четвертый в 1926-м, он потом дважды его переделывал с окончательной редакций в 1941 году, которая именно у меня на диске.
Очень интересно, что Мацуев сказал после своих недавних выступлений в Америке:
«. американские залы – это залы, как и крупные европейские, с богатейшей музыкальной историей. Лет пять назад в Энн-Арборе в Hill Auditorium, где я играл Третий концерт Рахманинова с Валерием Гергиевым и Мариинским оркестром, ко мне подошел пожилой американец и сказал, что мое исполнение ему напомнило самого Рахманинова, который играл этот Концерт здесь с Филадельфийским оркестром в 1942 году.
Я был потрясен: этот человек слышал Рахманинова! В мире, думаю, таких людей немного осталось. Он был для меня, словно проводник сквозь время.
И я ему сказал: стоп, вы мне нужны! Мы общались, он рассказывал мне о живом образе Рахманинова. Как он выходил на сцену: высокий, худой человек с абсолютно прямой спиной и огромными руками. Как он прикасался к инструменту, и инструмент начинал петь так, как ни у кого больше невозможно было услышать.
Эта история была потрясающей для меня. И в каждом из крупных американских залов есть своя огромная история, огромная традиция.
— Почти с каждым из залов связаны русские имена, начиная с Чайковского, открывавшего Сarnegie Hall в Нью-Йорке.
— Да, американская музыкальная культура очень тесно связана с русской: достаточно вспомнить Стравинского, Рахманинова, Прокофьева, Горовица, Хейфица – список можно продолжать бесконечно.
Тот же Рахманинов просто рекордсмен по количеству выступлений в Сarnegie Hall – более ста раз. На втором месте, может быть, Горовиц. Поэтому атмосфера здесь абсолютно уникальная. Я старался передавать ее в своих видео-репортажах из городов, где выступал».
Приложение. Список моих любимых произведений:
Рахманинов: 4 концерта, Фантазия на тему Паганини, Всенощная; https://www.youtube.com/watch?v=XfDreat***U
Глинка: Вальс-фантазия
Бах: Токатта и фуга ре-минор, Голдберговские вариации, 5-й концерт для клавесина 2я часть,
https://www.youtube.com/watch?v=a0n99OopdpA Гленн Гульд лучше всех,
Шуберт : Квинтет «Форель», Фантазия для пианино в 4 руки Д940, трио ми бемоль мажор;
Шопен: 2я часть 2го концерта;
Брамс: Скрипичный, двойной (скрипка и виолончель)неподражаемы Исаак Стерн и Йо-Йо Ма, 2й для фортепиано, 3я симфония часть 3.
скрипичный Бруха, срипичный Медельсона, Скрипичный Сибелиуса, скрипичный №2 Венявского ( https://www.youtube.com/watch?v=MYzYVsvD5as Шломо Минц Венявского играет лучше всех).
Дворжак симф 8, часть 3;
Рихард Штраус – Так говорил Заратутстра.
Губайдулина: Марта и Мэри, Офферториум, Pro et Contra;
Шнитке- Кончерто Гроссо
Рахманинов концерт 3 часть 1 о чем музыка
С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 3
Сергей Рахманинов – это яркая и сильная фигура в отечественной музыкальной культуре. Он был блестящим пианистом, не имеющим себе равных среди современников. Кроме того многие поклонники знали его как выдающегося дирижера и, конечно же, композитора. Не случайно один из музыкальных критиков назвал маэстро «божеством в трех лицах». Его исполнительский дар был поистине великолепным, и именно фортепианной музыке Рахманинов уделял огромное значение в своем творчестве.
Историю создания Концерта для фортепиано №3 Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Очень важное место в фортепианном творчестве Сергея Васильевича Рахманинова занимает жанр концерта. Более того, ни один из его современников не придавал такого значения этому жанру. Считается, что именно концерты – это своеобразные вершины в его творчестве, а остальные сочинения (сонаты, вариации, прелюдии ) лишь спутники, но неизменно наделенные аналогичными творческими идеями.
Все концертное творчество композитора принято делить на три периода: ранний, зрелый и заграничный. Так, его первый концерт был сочинен еще в студенческие годы, во время обучения в консерватории (1981). Второй (1901) и Третий (1909) концерты появляются уже в зрелый период его творческого пути. Четвертый принято относить к переходному отрезку от зрелого к позднему периоду, соответственно от русского к заграничному. Сюда же следует отнести и Рапсодию на тему Паганини . Первый концерт принято считать еще недостаточно самостоятельным. В нем улавливается большое влияние Чайковского , Грига, Листа . Любопытно, что именно этот концерт является первым произведением, которое молодой композитор решил предать гласности и занес в свой первый опус. Чуть позже он сделал вторую редакцию этого сочинения.
Во Втором концерте Рахманинов предстает уже зрелым композитором с индивидуальным ярким стилем. Исполнение этого произведения принесло Сергею Васильевичу заслуженный успех. Оно сразу же было признано критиками лучшим в этом жанре, правда, после Концерта b-moll Чайковского. Главную партию первой части и вовсе назвали одной из самых ярких тем России.
Центральное место в этот период творчества занимает Третий фортепианный концерт, который ничуть не уступает предыдущему по мелодическому богатству и широте тем. Более того, в нем заметно чувствуется большая зрелость и сосредоточенность мысли.
Весной 1909 года семья Рахманиновых покинула Дрезден и вернулась в Москву. Композитор сразу же включился в работу. Летом, по обычаю, он перебирается в Ивановку. Вот только к этому времени имение уже пришло практически в упадок. Композитору пришлось взять в свои руки полностью управление и привести все в порядок. Масса усовершенствований обошлась Рахманинову в приличную сумму. Именно здесь он и начинает работу над своим Третьим концертом d moll. К октябрю этого года произведение было полностью закончено и оркестровано.
Впервые концерт был исполнен в ноябре 1909 года в Нью-Йорке под управлением В. Дамроша. В январе 1910 года Сергей Васильевич повторил исполнение своего нового сочинения уже совместно с Густавом Малером . А вот соотечественники композитора смогли познакомиться с новым сочинением в исполнении автором весной 1910 года. Оркестром управлял Е. Плотников.
После первого прослушивания концерт был очень тепло принят публикой и высоко отмечен музыкальной общественностью, но не более. Настоящее признание пришло немного позднее. Критики объясняют это новизной концерта. Лишь в 30-е годы это сочинение получает более широкое признание публики, его исполняют во многих концертах. В. Горовиц, В. Гизекинг, а также многие другие советские и английские пианисты включают это произведение в свои программы.
Интересные факты
Содержание Концерта для фортепиано №3 Рахманинова
В Третьем концерте Рахманинов показал во всей красе образ Родины, но немного иной, нежели во Втором. Здесь композитор уделяет внимание именно Древней Руси, с ее таинственным и поэтичным звучанием. Мягкая и задушевная мелодия начинает концерт, она словно невзначай напета. Тема эта словно сама выросла из русского народного-песенного мелоса. Постепенно свободно-вариантное песенное развертывание приводит к кульминации в которой возникает новый песенный оборот. Это словно тихий вздох восхищения от созерцания родных просторов, открывшихся взору. Следующие части словно вырастают из первой.
Главная тема Интермеццо (2 часть) также представляет собой песенный мотив. Он полон сосредоточенной задумчивости. Воображение рисует серьезный и вдумчивый взгляд в затененные родные дали. Далее звучат вариации-строфы, где происходит страстное излияние чувств. Лишь четвертая строфа несколько оттеняет другие со своей танцевальностью. Как напоминание, здесь проводятся партии из первой части.
Третья часть – финал, рисует сказочный мир, который вступает в свои права с воцарением темноты и исчезает с рассветом, оттеняя праздничные массовые картины (экспозицию и репризу). Основной образ представляет собой причудливый звездный дождь, который завораживает слушателей загадочно-насмешливой феерической красотой.
Рахманинов очень мастерски использовал для этих целей звучность фортепиано. Кульминация части мощная, колокольно-хоровая. В ней угадывается какое-то упование на небывалое преображение, но в решающий момент происходит катастрофический срыв. Вместо нового проведения, песенный мотив трагически распадается. Появляются зловещие фантастические линии, а также стонущие интонации. К концу спада все утихает, восстанавливается тональность. Но это лишь смутные проблески надежды на восстановление песенного образа. Традиционной сонатной репризы здесь нет. В большой и невероятно виртуозной каденции солиста главная тема приобретает скерцозный облик, затем звучит с патетическими призывами. Песенная тема снова возвращается в репризе-коде, здесь она звучит скромно и во всей красе. Завершается произведение каскадом аккордов, как победой светлого начала.
В Третьем концерте воображение Сергея Васильевича проложило пусть светлым надеждам сквозь «вековую мглу». Примечательно, что сочинение это стало одной из вершин русского музыкального искусства предоктябрьской поры. Оно создавалось наряду с патриотическими циклами «Родина», «На поле Куликовом» Блока. Именно в это время поэт осознал, что главной является тема о России и она самая реальная, настоящая. Удивительным образом два лирика-современника, абсолютно не сговариваясь воспевают в своем творчестве главную для себя тему.
Третий концерт Рахманинова является одним из наиболее значимых произведений композитора. Он открывает новые грани творчества маэстро. Этим сочинением, Рахманинов еще более сближает концерт и симфонию. Но еще примечательнее то, что все возможности для интенсивного развития сконцентрированы у него в одной, невероятно красивой песенной теме. Именно в этом концерте практически полностью сформировался стиль Сергея Рахманинова, неповторимый и легко узнаваемый.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фортепианный концерт №3 Рахманинова