Ранке историк что сделал
РА́НКЕ
Том 28. Москва, 2015, стр. 216-217
Скопировать библиографическую ссылку:
РА́НКЕ (Ranke) Леопольд фон (21.12.1795, Вие, Тюрингия – 23.5.1886, Берлин), герм. историк. Из семьи адвоката. В 1814–17 изучал теологию и филологию в Лейпцигском ун-те, затем преподавал древние языки в гимназии во Франкфурте-на-Одере. В 1824 издал труд «История германских и романских народов с 1494 по 1535» («Geschichte der romanischen und germanischen Völker von 1494 bis 1535»; замышлялся как многотомное издание, вышел только 1-й том). Работа получила широкий отклик и высокую оценку в академич. кругах. В том же году приглашён на должность экстраординарного проф. Берлинского ун-та, с 1834 ординарный профессор. В 1832–36 по поручению прус. правительства издавал ж. «Historisch-politische Zeitschrift». С 1832 чл. Прус. АН. В 1834–36 опубликовал 3-томное исследование «Римские папы, их церковь и их государство в 16 и 17 вв.» («Die römischen Pӓpste, ihre Kirche und ihr Staat im 16. und 17. Jahrhundert»), в 1827–36 – 4-томный труд «Государи и народы Южной Европы в 16 и 17 вв.» («Fürsten und Völker von Süd-Europa im sechszehnten und siebzehnten Jahrhundert»), в 1839–47 – 6-томную «Германскую историю в эпоху Реформации» («Deutsche Geschichte im Zeitalter der Reformation»), в 1847–48 – «Девять книг прусской истории» в 3 томах («Neun Bücher preussischer Geschichte»; в 1874 переизданы в 5 томах под назв. «Двенадцать книг прусской истории», «Zwölf Bücher preussischer Geschichte»). В 1841 удостоен звания офиц. историографа Прус. гос-ва. Сыграл важную роль в создании в 1858 Историч. комиссии Баварской АН, её первый председатель. В 1865 пожалован потомств. дворянством. В 1871 оставил университетскую кафедру из-за потери зрения, но до конца жизни продолжал интенсивную исследовательскую и публикаторскую деятельность. Среди трудов, подготовленных и опубликованных Р. в этот период, особое место занимает 9-томная «Всемирная история» («Weltgeschichte», 1881–88).
Ранке историк что сделал
Дмитрий Лештаев запись закреплена
ЛЕОПОЛЬД ФОН РАНКЕ: НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Леопольд фон Ранке (нем. Leopold von Ranke; 21 декабря 1795, Виэ — 23 мая 1886, Берлин) — официальный историограф Пруссии (с 1841), который разработал методологию современной историографии, основанную на архивных источниках, на стремлении к историзму. Ввёл в академическую практику исторические семинары, из которых вышли многие выдающиеся историки.
Член Прусской академии наук (1832), иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1860), иностранный член французской Академии моральных и политических наук (1860).
Детство Ранке прошло в обстановке строго религиозной и консервативной. Отец Ранке был юристом, все предки его — духовными лицами.
Учился в Дондорфской монастырской школе, потом в Шульпфорте и в Лейпцигском университете. Первая лекция, на которую Ранке попал, была лекция по истории известного профессора Виланда, и эта лекция надолго отбила у него охоту заниматься историей; он увлекался всего более филологией, богословием и философией.
Интерес к древности был возбуждён в Ранке чтением Нибура — первой исторической книги, которая, по собственным его словам, произвела на него впечатление. Из философов наибольшее влияние на Ранке имел Фихте.
Более семи лет Ранке занимал должность учителя истории и древних языков во Франкфуртской (на Одере) гимназии, изучая Фукидида, Геродота и римских историков, а затем и средневековую историю, исключительно по источникам. На Ранке, как и на О. Тьерри, произвёл сильное впечатление В. Скотт.
Исторический роман В. Скотта «Квентин Дорвард» натолкнул Ранке на Ф. де Коммина, а последний заставил его отказаться от тех исторических фикций, которыми полны были романы Скота. В 1824 году вышло первое историческое сочинение Ранке — «История романских и германских народов, 1494—1635».
Ранке интересовала здесь всего больше индивидуальность каждого исторического деятеля, получающего под его пером вполне конкретный образ; primum agens истории — это личность. В таком взгляде Ранке сходился с Гёте, В. Гумбольдтом и Якоби.
Задачу своего первого труда Ранке определяет так: показать, как действительно происходили события («wie es eigentlich gewesen»), не делаясь судьей прошлого и не поучая современников. Он проявил уже здесь ту объективность, которая так резко отличает его от Нибура.
Баранов Н.Н. Леопольд фон Ранке: историк и его метод / Н.Н. Баранов // Россия и мир: панорама исторического развития: сб. науч. ст., посвященный 70-летию исторического факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького / отв. ред. Д.А. Редин. – Екатеринбург: [НПМП «Волот»], 2008. – С. 36–41.
Ранке Л. Римские Папы, их церковь и государство в XVI и XVII столетиях: пер. с нем. / Л. Ранке. – СПб.: Тип. И. Глазунова и Ко, 1842. – 480 с.
Ранке Л. Римская Церковь и Церковная Область при Пие IX / Л. Ранке. – СПб.: Тип. Н. Скарятина, 1875. – 55 с.
Ранке Л. История Сербии по сербским источникам / Л. Ранке; пер. с нем. П. Бартенева. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Тип. Грачева и К., 1876. – 452 с.
Ранке Л. Об эпохах Новой истории. Лекции, читанные баварскому королю Максимилиану II (в 1854 г.) / Л. Ранке; пер. И.И. Шитца; предисл. проф. П.Г. Виноградова. – М.: Тип. И.А. Баландина, 1898. – 192 с.
Ранке Л. Три Габсбурга / Л. Ранке; пер. Н. Сперанского. – М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, [после 1917]. – 24 с. – (Исторические Портреты / под ред. Н. Сперанского).
Леопольд фон Ранке: биография и творчество
Содержание:
Леопольд фон Ранке (1795-1886) считается отцом научной истории и важнейшим историком немецкого происхождения 19 века. Этот персонаж был самым известным из ныне живущих историков Берлинского университета XIX века.
Ранке считался предшественником позитивизма как метода подробного исторического исследования фактов. Точно так же в западном мире на него большое влияние оказал его метод интерпретации истории с помощью набора техник и теорий.
На жизнь Леопольда фон Ранке повлияла лютеранская церковь и, в частности, три персонажа: литературные течения Вальтера Скотта, поэта, шотландского издателя и писателя британского романтизма; Бартольд Георг Нибур, немецкий политик и историк; и немецкий поэт Иоганн Готфрид фон Гердер.
Благодаря своим родителям, лютеранским пасторам и юристам, Леопольд фон Ранке был религиозным человеком. С самого раннего возраста ему прививали учение лютеранства, которое пробудило в нем страсть к истории Мартина Лютера.
По этой причине с годами он установил связь между научным и религиозным: он считал, что на протяжении всей истории существовала связь, которая служила для установления связей, которые еще больше связывали его с Богом.
биография
Рождение
Леопольд фон Ранке родился 21 декабря 1795 года в городе Вихе, ныне известном как Тюрингия, в Германии. Он был сыном лютеранских пасторов и юристов и, вероятно, из-за этого влияния, с детства проявлял интерес к лютеранской церкви, классической культуре, латыни и греческому языку.
Исследования
Первые годы учебы он провел дома. Там он посвятил себя изучению латыни, лютеранской культуры и греческого языка, среди других предметов обучения. Позже он поступил в Институт Шульпфорта, где совершенствовал свои знания, связанные с латынью и лютеранством.
По окончании учебы в Шульпфорте в 1814 году он поступил в Лейпцигский университет, где его преподавали такие профессора, как Якоб Германн и Иоганн Готфрид.
Там он изучал гуманитарные науки, теологию и филологию. В студенческие годы он проявил заметный интерес к классике и лютеранскому богословию, перевел древние тексты с латыни на немецкий и стал специалистом в области филологии.
От ученика к учителю
С 1817 по 1825 год Леопольд фон Ранке служил учителем во Франкфурте-на-Одере, Бранденбург, Германия. Там он преподавал в гимназии Фридрихса.
Именно в этот момент своей жизни он был удивлен двусмысленностью, неточностью и непоследовательностью текстов, повествующих об историях прошлого, и именно тогда его любопытство начало искать реальные истории, которые позволили бы исследовать истинную историю событий.
В 1825 году он был назначен адъюнкт-профессором Берлинского университета за свою ценную и безупречную карьеру, а с 1834 по 1871 год он был профессором Берлинского университета.
В годы работы учителем он вел классы и делился своими знаниями о том, как проверять ценность источников. Кроме того, этот историк внедрил систему семинаров.
Он также учил важности рассказывать факты так, как они действительно произошли, без нюансов, с глубоким анализом и без опоры на обычные тексты, предлагаемые современной историей.
Историографическая работа Леопольда фон Ранке была основана на интерпретации научных исследований конкретных периодов и его заботе об универсальности.
Его концепции сохранились, и его вклад внес большой вклад в историографию как в Германии, так и за ее пределами.
Авторы, повлиявшие на его жизнь
Работы Леопольда фон Ранке находились под сильным влиянием лютеранства и немецкого философа Фридриха Шеллинга.
С другой стороны, как упоминалось выше, такие личности, как немецкий историограф Иоганн Готфрид фон Гердер, литературный критик и философ; и Вальтер Скотт, плодовитый писатель британского романтизма и предшественник современного научно-исторического метода.
Точно так же Бартольд Георг Нибур имел большое влияние на Ранке. Этот персонаж был немецким историком, филологом и политиком.
Среди других авторов, которые были частью его жизни, также выделяются Фридрих Шлегель, Дионисио де Галикарнасо, Иммануил Кант и Тито Ливио.
Любите жизнь и похвалы
Любовь постучала в дверь Леопольда фон Ранке, и он женился на ирландке Клариссе Хелене Грейвс в Боунессе, Англия. Они были вместе до дня смерти его жены в 1871 году.
На протяжении всей своей карьеры он был удостоен различных наград за свою похвальную работу как величайшего представителя позитивизма.
В 1841 году Леопольд фон Ранке был назначен королевским историографом при прусском дворе, а в 1845 году он был членом Королевской голландской академии искусств и наук. Точно так же в 1884 году он был назначен первым почетным членом Американской исторической ассоциации.
Смерть
Леопольд фон Ранке скончался 23 мая 1886 года в возрасте 91 года в Берлине, Германия. До самого конца своей жизни он оставался ясным и активным в своей работе, исследуя и публикуя тексты.
Пьесы
В его работах можно найти тонкий вкус к повествовательной истории и изложению фактов в том виде, в каком они действительно разворачивались, на основе первоисточников. Леопольд фон Ранке был первым современным историком, применившим эту динамику на практике.
С другой стороны, Ранке не поддерживал историков и современные тексты, считая их неточными и ненадежными. Он считал, что это следует проанализировать более глубоко и что эти тексты не утоляют его жажды познания истории.
Основываясь на этих принципах, Ранке в 1824 году опубликовал свою первую работу, названную История латинских и германских народов с 1494 по 1514 год. Этот текст описывает спор между Габсбургами и французами из-за Италии.
Следуя его мысли, Ранке из своей первой книги считал, что историю следует изучать с научной точки зрения, и по этой причине он отразил в приложении свою критику и отказ от традиционных форм исследования и современных исторических сочинений.
Редакционные СМИ
С 1832 по 1836 год Леопольд фон Ранке опубликовал два издания Историко-политический журнал, принадлежащий прусскому правительству, которое иногда показывалось как видение исследований Ранке, а иногда как литературно-исторический журнал. Он также использовался в качестве пропаганды современной политики.
Кроме того, он отвечал за большинство опубликованных статей, и в каждой из них он описывал текущие конфликты с точки зрения их исторической ценности.
История картофеля
Для исследования антецедентов папской истории с пятнадцатого по девятнадцатый век ему не разрешили знать секретные архивы Ватикана в Риме; Однако в Риме и Венеции у него был доступ к личным файлам, которыми он умудрялся кормить свою работу.
Критика со стороны папства была немедленной, и они осудили Леопольда фон Ранке за содержание книги, которая разоблачала негативное положение Римско-католической церкви.
С другой стороны, успех книги был признан и одобрен несколькими историками, такими как британский лорд Актон, который классифицировал его исследование как наиболее объективное, сбалансированное и беспристрастное из представленных в XVI веке. Однако группа недоброжелателей указала, что фон Ранке был крайне антикатолическим.
Другие работы
Среди других его выдающихся работ: Испанская монархия 16-17 веков (1827) и Мемуары Бранденбургского дома.
Он также написал историю Пруссии в течение семнадцатого и восемнадцатого веков (1847-48), французскую историю, в основном в шестнадцатом и семнадцатом веках, историю Реформации в Германии и в возрасте 80 лет опубликовал историю Англии между 16-17 вв.
После выхода на пенсию в 1871 году он продолжал писать рассказы и на разные темы, например, под названием Альбрехт фон Валленштейн, немецкая история и трактаты о французских революционных войнах, среди других работ.
Его преклонный возраст не помешал ему продолжить страсть к писательской деятельности и исследованиям. В возрасте 82 лет Леопольд фон Ранке разработал свою самую амбициозную работу: Всемирная история 1881-1888 гг. (6 томов), которая осталась незаконченной из-за его смерти.
Наследие
Несмотря на то, что он считается величайшим представителем позитивизма, некоторые историки отмечают, что идеи Леопольда фон Ранке об историографии абстрактны и устарели.
Однако историк Эдвард Мьюир отмечает, что Ранке для истории то же самое, что Чарльз Дарвин для биологии. По этой причине его важность и вклад в изучение всемирной истории со временем сделают его имя последним.
Ссылки
Динамическое программирование: характеристики, пример, достоинства, недостатки
Леопольд фон Ранке Биография и творчество
Леопольд фон Ранке (1795-1886) считается отцом научной истории и самым важным немецким историком XIX века. Этот персонаж был самым известным живущим историком Берлинского университета в 19 веке.
Ранке считался предшественником позитивизма как метода исторического и тщательного исследования фактов. Точно так же в западном мире это оказало большое влияние на его метод интерпретации истории с помощью ряда техник и теорий..
На жизнь Леопольда фон Ранке оказали влияние лютеранская церковь и три специальных персонажа: литературные течения Уолтера Скотта, поэта, шотландского издателя и писателя британского романтизма; Бартольд Георг Нибур, немецкий историк и политик; и немецкий поэт Иоганн Готфрид фон Гердер.
Благодаря его родителям, которые были пасторами и лютеранскими юристами, Леопольд фон Ранке был религиозным человеком. С самого раннего возраста его учили учению лютеранства, что вызвало у него страсть к истории Мартина Лютера.
По этой причине на протяжении многих лет он устанавливал связь между научным и религиозным: он полагал, что через историю была связь, которая служила установлению связей, которые больше связывали его с Богом..
биография
рождение
Леопольд фон Ранке родился 21 декабря 1795 года в Виехе, ныне известной как Тюрингия, в Германии. Он был сыном лютеранских пасторов и адвокатов и, вероятно, из-за этого влияния с ранних лет проявлял интерес к лютеранской церкви, классической культуре, латыни и греческому языку..
исследования
Первые годы учебы были у него дома. Там он посвятил себя изучению латыни, лютеранской и греческой культуры, среди других предметов изучения. Позже он поступил в Институт Шульпфорта, где усовершенствовал свои знания, связанные с латынью и лютеранством..
После окончания учебы в Шульпфорте, в 1814 году он поступил в Лейпцигский университет, где его образование преподавали профессора Якоба Германа и Иоганна Готфрида..
Там он изучал гуманитарные науки, теологию и филологию. В студенческие годы он проявлял большой интерес к классике и лютеранскому богословию, переводил древние тексты с латыни на немецкий и стал экспертом в области филологии..
От ученика к учителю
С 1817 по 1825 год Леопольд фон Ранке работал учителем во Франкфурте-на-Майне, городе Бранденбург, Германия. Там он преподавал в гимназии Фридриха.
Именно в этот момент своей жизни он был удивлен двусмысленностью, неточностью и непоследовательностью текстов, рассказывающих истории прошлого, и именно тогда его любопытство началось с поиска реальных историй, которые позволили бы исследовать подлинную историю фактов..
В 1825 году он был назначен доцентом в университете Берлина за его ценную и безупречную карьеру, а с 1834 по 1871 год он был штатным профессором в университете Берлина..
В годы преподавания он преподавал и делился своими знаниями о том, как проверить ценность источников. Кроме того, этот историк внедрил систему семинаров.
Он также учил тому, как важно рассказывать факты, как они происходили в действительности, без нюансов, углубленно анализируя и не полагаясь на обычные тексты, предлагаемые современной историей..
Историографическая работа Леопольда фон Ранке основывалась на интерпретации научных исследований конкретных периодов и его стремлении к универсальности..
Их концепции длились, и их вклад в значительной степени способствовал в историографии как Германии, так и за ее пределами..
Авторы, которые повлияли на его жизнь
Работы Леопольда фон Ранке были сильно отмечены влиянием лютеранства и немецкого философа Фридриха Шеллинга.
С другой стороны, и, как уже упоминалось выше, были также сильные влияния, такие как немецкий историк Иоганн Готфрид фон Гердер, литературовед и философ; и Уолтер Скотт, плодовитый автор британского романтизма и предшественник современного научно-исторического метода.
Точно так же Бартольд Георг Нибур оказал большое влияние на Ранке. Этот персонаж был немецкий историк, филолог и политик.
Фридрих Шлегель, Дионисио де Галикарнасо, Иммануил Кант и Тито Ливио выделяются среди других авторов, которые были частью его жизни.
Люблю жизнь и признание
Любовь коснулась двери Леопольда фон Ранке и вышла замуж за ирландской Клариссы Хелены Грейвс в Боунесс, Англия. Они были вместе до дня смерти его жены, в 1871 году.
На протяжении всей своей карьеры он был удостоен различных наград за свою похвальную работу как величайший представитель позитивизма..
В 1841 году Леопольд фон Ранке был назначен королевским историографом при прусском дворе, а в 1845 году он был членом Королевской голландской академии искусств и наук. Кроме того, в 1884 году он был назван первым почетным членом Американской исторической ассоциации.
кончина
Леопольд фон Ранке скончался 23 мая 1886 года в возрасте 91 года в Берлине, Германия. До самого конца своей жизни он оставался ясным и активным в своей работе, как в исследованиях, так и в публикации текстов..
завод
В его работах вы можете найти изысканный вкус к повествовательной истории и рассказывать факты, как они действительно развивались, основываясь на первоисточниках. Леопольд фон Ранке был первым современным историком, применившим эту динамику на практике.
С другой стороны, Ранке не поддерживал историков и современные тексты, полагая, что они были неточными и ненадежными. Он считал, что его следует проанализировать более глубоко и что эти тексты не удовлетворяют его жажду познания истории.
Основываясь на этих принципах, в 1824 году Ранке опубликовал свою первую работу под названием История латинского и германского народов с 1494 по 1514 год. Этот текст описывает спор между Габсбургами и французами из-за Италии.
Следуя своей точке зрения, Ранке в своей первой книге считал, что историю следует изучать с научной точки зрения, и поэтому он привел в приложении свою критику и неприятие традиционных форм обучения и современной исторической письменности..
Редакция СМИ
С 1832 по 1836 год Леопольд фон Ранке опубликовал два издания Историко-политический журнал, принадлежность к прусскому правительству, которое иногда рассматривалось как видение исследований Ранке, а другие как литературно-исторический журнал. Это также использовалось как пропаганда для современной политики.
В 1832 году первое издание было осуществлено в Гамбурге, а второе было опубликовано с 1833 по 1836 год в Берлине. Как редактор журнала Леопольд фон Ранке отвергал демократическую и либеральную мысль и защищал прусскую политику.
Кроме того, он отвечал за большинство опубликованных статей и в каждой из них описывал текущие конфликты из их исторической ценности..
История пап
Еще одна его великая непреодолимая работа была История картофель в наше время (1834-36), где он проанализировал католическую церковь с пятнадцатого века до середины девятнадцатого века и сумел вникнуть в то, как выжил Ватикан, несмотря на коррупцию и пороки.
Для исследования истории папской истории с пятнадцатого по девятнадцатый век ему не разрешили узнать секретные архивы Ватикана в Риме; Однако в Риме и Венеции у него был доступ к личным файлам, которыми он смог прокормить свою работу..
Критика со стороны папства не дождалась и осудила Леопольда фон Ранке за содержание книги, разоблачающей негативную ситуацию римско-католической церкви.
С другой стороны, успех книги был признан и аплодирован несколькими историками, такими как британский лорд Актон, который классифицировал свои исследования как наиболее объективные, сбалансированные и беспристрастные, представленные в шестнадцатом веке. Тем не менее, группа хулителей отметила, что фон Ранке был крайне антикатолическим.
Другие работы
Среди его других выдающихся работ: Испанская монархия шестнадцатого и семнадцатого веков (1827) и Воспоминания о доме Бранденбурга.
После ухода на пенсию, в 1871 году, он продолжал писать рассказы и различные темы, например, под названием Альбрехт фон Валленштейн, немецкая история и трактаты о французских революционных войнах, среди других работ.
Его преклонный возраст не помешал ему продолжать свою страсть к письму и исследованиям. В возрасте 82 лет Леопольд фон Ранке разработал свою самую амбициозную работу: Всемирная история 1881-1888 (6 томов), который остался незаконченным из-за его смерти.
наследие
Несмотря на то, что некоторые историки считают себя величайшим представителем позитивизма, некоторые исторические идеи Леопольда фон Ранке абстрактны и устарели..
Тем не менее, историк Эдвард Мьюр указывает, что Ранке для истории то же, что Чарльз Дарвин для биологии. По этой причине, важность и вклад в изучение всемирной истории сделают ваше имя последним во времени.
Концепция истории Л. фон Ранке и Я. Буркхарда
Постепенно пути истории и литературы расходились. Труд историка, как и труд литератора, становился профессиональным. Потребность в большей точности исследования источников вызвала к жизни направление в историографии, связанное с разработкой историко-критического метода. Это направление, в первую очередь было связано с именем ЛЕОПОЛЬДА ФОН РАНКЕ (1795-1886), профессора Берлинского университета, автора более шестидесяти произведений по истории стран Средиземноморья, Пруссии, Франции, Англии, истории папства, международных отношений. Ранке принадлежит тезис, часто цитируемый в XIX-XX вв., о том, что историк должен писать историю так, как это происходило на самом деле. Это высказывание подразумевало максимальную аккуратность и тщательность в работе с документами прошлого, предпочтение точности абстрактным теориям просветителей и художественным образам романтиков.
Труды Ранке соотносятся с произведениями романтической историо-графии. Принципы точности, исторической правды имеют в них этический и эстетический смысл. Ранке считал, что весь ход истории определялся Божественным провидением, и каждая деталь прошлого носила отблеск Божественного замысла, была неповторима. Ценность соответствия исторической реконструкции тому, «как это происходило на самом деле», заключалась в стремлении воссоздать эти уникальные воплощения Божественной идеи.
Историку, согласно Ранке, надлежало работать с источниками и фактами. Критерием отбора свидетельств для немецкого автора было их значение для последующего развития событий. В своих трудах он исследовал в первую очередь международные отношения и политическую историю стран, используя, по его мнению, более достоверные, официальные источники. Установка на объективность исследования предполагала, что основное внимание следовало уделить эмпирическим изысканиям. Сам Ранке ввел в Берлинском университете новую форму работы со студентами – семинар, где критически анализировались источники по средневековой истории Германии. Школа Ранке оказала огромное влияние на историческое знание XIX и XX вв. В понимании его последователей история была познаваема. Прошлое уже состоялось, и ого следовало воссоздать единственно истинным способом –опираясь на установленные процедуры научного познания. Таким образом, истории придавался статус научного знания. деятельности историка факт утрачивает смысл.
Понятие достоверного факта стало краеугольным камнем профессиональной исторической науки XIX в. Немецкий историк Леопольд фон Ранке писал, что, по его мнению, исторические свидетельства более интересны, чем романы таких писателей, как Вальтер Скотт. Для Ранке «высшим законом» было строгое следование фактам, как привлекательным, так и нелицеприятным. Даже незначительный исторический факт обладал большей притягательностью, чем самое грандиозное вымышленное событие.
В XIX в. в Европе завершались процессы становления национальных государств. В связи с этим стала рассматриваться возможность создания единой всеобщей истории, своеобразного конечного продукта труда ученых, который был бы написан в результате тщательной научной разработки и обобщения национальных историй. Такую позицию, например, занимал Леопольд фон Ранке, который видел в написании всеобщей истории осуществление идеала (Божественного плана); этот идеал оказывался достижим посредством всеобъемлющего исследования взаимоотношений наций, языков, гражданских институтов, религий, причин и последствий войн и пр.
Не совсем глубокий афоризм Ранке: историк должен показать, «как это в действительности было», имел удивительный успех. Для трех поколений немецких, английских и даже французских историков эти магические слова стали боевым паролем. Однако историки-позитивисты очень долго не могли и не желали увидеть иллюзорность и даже двусмысленность этой фразы, не хотели признать, что быть объективными невозможно, что нельзя остаться человеком, отказавшись от субъективности. При всей своей заманчивости формула Ранке несостоятельна. Историк лишь думает, что так было, исходя из своих теоретических и идейных представлений.
История, с точки зрения Ранке, это проявление божественного провидения в деятельности выдающихся личностей, в идеях и тенденциях эпохи. Одна из важных категорий его метода – понятие единичного. Оно отражало осознанное убеждение Ранке в неповторимом характере исторических явлений. В познании этой неповторимости он усматривал основную задачу исторической науки. При этом Ранке не отрицал наличия определенного сходства между событиями. Однако это сходство не свидетельствует о существовании закономерности. Закономерность, по Ранке, несовместима со свободой индивидуальной воли в истории и ничем не ограниченной свободой исследователя в познании.
Ранке был противником применения гегелевских обобщений к истории. Сами факты, по его мнению, складываются в известные общие группы, и задача историка заключается лишь в том, чтобы отыскать эту естественную группировку и раскрыть ее смысл. При этом обнаружится и непрерывная нить взаимодействий и взаимовлияний. Ранке считал, что каждая нация права сама по себе, что нет избранных народов. Методом Ранке принято называть методику изучения архивных источников, предполагающую выяснение обстоятельств составления документа, компетенцию автора, степень доверия к нему. Полагая, что каждая эпоха имеет свою собственную тенденцию и свой собственный идеал, Ранке называл прогресс «потоком, который по-своему прокладывает себе дорогу». Для него несомненен материальный прогресс, но никак не нравственный. Непрерывность исторического развития Ранке понимал как сохранение традиций.
В 1824 году никому неизвестный учитель гимназии Ранке выпустил труд под названием «История романских и германских народов с 1494 до 1535 года» с приложением историографического очерка «Критика новейших историографов». Эта работа сделала Ранке одним из ведущих историков Германии. В 1825 году он становится профессором Берлинского университета, в котором преподаёт до 1871 года. В 1833 году Ранке впервые вводит новую форму обучения студентов-историков – семинарские занятия. Из его семинаров вышел ряд крупных немецких и европейских учёных-историков. В 1841 году Ранке назначают официальным прусским историографом. С момента выхода первой книги в 1824 году слава Ранке неуклонно возрастала. Его собрание сочинений насчитывает несколько десятков томов. Он стал символом немецкой исторической науки XIX века. Ранке и наряду с Гегелем, внес решающий вклад в формирование принципов немецкого историзма.
Историческая концепция Ранке базировалась на религиозно-консервативной трактовке истории. «Всемирная история – писал Ранке – доступна одному богу». Но Ранке, в отличие от Г. Гегеля, отрицал существование закономерностей в истории и отвергал его абсолютный идеализм. Оставаясь в целом в русле романтической традиции, Ранке предпринял попытку выйти из неё. Он подверг критике романтиков за их необоснованное, по его мнению, желание приукрасить прошлое и стремление перенести прошлое в современность.
Такой подход Ранке к истории был обусловлен основополагающим принципом его методологии. Принципом объективности исторического познания. Творческим кредо Ранке как исследователя стал тезис писать историю «как это было в действительности». Объективному познанию истории должны способствовать источники. Ранке принадлежат большие заслуги в развитии источниковедения. Он одним из первых стал использовать архивы, разработал принципы внешней и внутренней критики источников.
Другим принципом методологии Ранке стал индивидуализирующий подход к историческим событиям и фактам. Он был убеждён, что главным объектом исторического исследования должно стать индивидуальное событие, идея или историческая эпоха. Историзм Ранке основывался на признании самоценности индивидуального исторического явления. Он трактовал историю как совокупность огромного количества фактов, не имеющих между собой ничего общего и типического. Именно в трудах Ранке впервые в немецкой исторической мысли был обоснован метод идеографизма, ставший в последствии важнейшим методом немецкого историзма. Таким образом, историзм Ранке был логическим завершением генезиса немецкого историзма с его повышенным интересом к конкретным историческим феноменам.
Однако Ранке как историк-объективист не мог полностью игнорировать наличие определённых закономерностей в истории. Он писал: «Историк должен заметить различия между отдельными эпохами для того, чтобы созерцать внутреннюю необходимость их последовательности». Ранке выделял два типа надысторических индивидуальностей – государство и идеи. Он был убеждён в изначальной божественной сущности государства, но не государства вообще, а только национального государства. Государство выступало у Ранке как духовная индивидуальность, воплощение нравственной идеи, коренным атрибутом которого является стремление к самоутверждению путём применения силы. По мнению Ранке, интересы отдельной личности необходимо подчинить интересам национального государства. В свою очередь, любое национальное государство может достичь расцвета только в случае независимости от других государств. Ранке считал, что изучение дипломатической и военной истории более приоритетно, чем изучение внутренней политики государств. Под идеями Ранке понимал господствующие тенденции каждого века. Эти господствующие тенденции могут быть только описаны. Историк, по мнению Ранке, не может до конца понять божественный замысел в истории.
Ранке начертал следующую схему европейской истории, начиная со средних веков и заканчивая XIX столетием. В европейской истории он выделял шесть эпох: 1) время Каролингов и образования германской империи. Господствующие тенденции: а) соединение церкви и государства; б) образование национальностей; в) объединение Европы; г) основание культуры; 2) эпоха папства XI – XIII века. Господствующая тенденция – подчинение государства церкви; 3) эпоха распада единства государства и церкви XIV – XV века. Господствующая тенденция – децентрализация государства; 4) эпоха Реформации и религиозных войн конец XV века – середина XVII веков. Господствующая тенденция – религиозное и культурное обновление западного мира; 5) эпоха возникновения и развития великих держав (Франция, Англия, Россия, Австрия, Пруссия) середина XVII – конец XVIII веков. Господствующие тенденции: а) создание сильных централизованных государств; б) возникновение абсолютной монархии; 6) эпоха революций конец XVIII – первая половина XIX веков. Господствующие тенденции: а) дифференциация принципов монархии и народного суверенитета; б) рост материальных сил.
Ранке отрицал идею прогресса в истории, так как он полагал, что каждая эпоха имела свои критерии прогресса. Он был убежденным сторонником прусской монархии и высоко оценивал роль дворянства не только в Германии, но и в Европе в целом. Ранке выступил против революции 1848/1849 годов в Германии, но поддержал политику объединения Германии под эгидой Пруссии под руководством Бисмарка. Под влиянием идей Ранке находилось большинство немецких историков XIX – начала XX веков.
Профессор истории искусств Базельского университета ЯКОВ БУРКХАРДТ (1818-1897), воспитав целое поколение историков, создал собственную школу. В своей общеисторической концепции он, в противоположность Ранке, выдвинул на первый план не государство и политику, а историю духовной и материальной культуры человечества – быта, техники, искусства, поэзии, пауки. Буркхардт создал схему развития европейской культуры, оказавшую большое влияние на последующую историографию. Ключевое место в его концепции принадлежало эпохе Ренессанса, которой и был посвящен его знаменитый труд «Культура Италии в :нюху Возрождения» (1860).