Раннее эстетическое развитие в дши что это
Отделение «Раннее эстетическое развитие детей»
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут
они испытывать его на себе, тем лучше для них.
В.Г.Белинский
Раннее эстетическое развитие детей дошкольного возраста не является обязательным при обучении в ДШИ, однако, оно весьма желательно для дальнейших занятий музыкой и другими эстетическими дисциплинами, поскольку посредством практических занятий дети учатся петь, музицировать и импровизировать на шумовых и простых звуковысотных инструментах, знакомятся с теоретическими основами музыкальной грамоты в занятной игровой форме.
Отделение создано в 1992 году. Проект отделения для дошкольников разработола и воплотила в жизнь Нина Юрьевна Князева, которая в настоящее время возглавляет Отдел культуры и туризма управления делами Бутурлинского муниципального района.
Главной задачей отделения являлось всестороннее развитие творческих способностей ребенка. Здесь дети с большим удовольствием занимаются лепкой, ритмикой, основами музыкального исполнительсва. На отделении работали в течение ряда лет опытные преподаватели, знающие свое дело: Константинова Надежда Николаевна, Рябухина Ольга Викторовна, Абрамова Анастасия Михайловна, Джафарова Галина Николаевна, Смирнова Алевтина Михайловна и др.
С каждым годом контингент воспитанников отделения раннего эстетического развития детей растет и на данный момент составляет 66 человек. На отделении трудятся как опытные, так и молодые педагоги:
— Еремеева Виктория Николаевна, руководитель отделения, преподаватель дисциплин « Развитие музыкальных способностей », « Элементарное музицирование »;
— Куртыгина Сетлана Викторовна, преподаватель ритмики;
— Князева С.А., преподаватель рисования и лепки.
Занятия носят комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний, умений, навыков. Занимаются дети с возраста 4 лет по предметам: музыка и пение, ритмика, рисование и лепка.
Основной целью отделения раннего эстетического развития детей является максимальное раскрытие и воспитание интереса к занятиям искусством на основе целостного развития ребенка.
Поэтому задачами, решаемыми на отделении, являются:
– раскрытие художественных способностей детей как с целью воспитания профессиональных музыкантов, художников, так и грамотных любителей искусства;
– развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления) детей;
– воспитание произвольности психических процессов и формирование важнейших учебных действий;
– развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного межличностного общения и соблюдения социальных и этических норм.
Практическая деятельность в сфере искусств с раннего возраста определяет стойкую мотивацию и направленность учащихся к обучению, успешное освоение детьми школьных образовательных программ в будущем. Воспитанники отделения раннего эстетического развития детей проводят открытые показы, концертные мероприятия для родителей, демонстрируя свои первоначальные навыки самостоятельного творчества.
Учащиеся других отделений школы искусств являются желанными гостями на творческих праздниках, где демонстрируют своё музыкальное искусство, пропагандируя различные музыкальные инструменты, по которым ведётся обучение в школе.
РАННЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Отделение раннего эстетического развития для дошкольников в ДМШ было открыто в 1993 году. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 урока, продолжительностью 30 минут.
Учащиеся получают уроки музыки, ритмики, рисования, азбуки театра и живой родник.
На отделении работают опытные педагоги, любящие детей и умеющие найти индивидуальный подход к каждому ребёнку: Попова Л.Ю.(живой родник), Орлова Т.Ю. (рисование), Юрченко Ф.Ш. (музыка), Кузнецова О.Б. (ритмика, театр), концертмейстер Волохова Е.Г.
Обучение в группах раннего эстетического образования ставит перед собой следующие цели и задачи:
обогащение духовного мира ребёнка;приобщение к лучшим образцам мировой художественной культуры;развитие общих и специальных способностей дошкольника, овладение навыками учебной деятельности;формирование художественно-образного мышления детей, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса и потребности в эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей. На уроках музыки ребёнок познаёт звучащий мир. У него развивается чувство ритма и звуковысотных ощущений. Ребёнок учится владеть своим голосом. Пение благотворно воздействует на дыхательную систему детского организма. На уроках ритмики ребёнок учится передавать особенности характера музыки посредством выразительного движения. Кроме этого эти занятия служат задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения, вырабатывают правильную осанку, координацию движений. Движения под музыку способствуют развитию межполушарных взаимодействий головного мозга. На занятиях изобразительного искусства у детей развивается чувство цвета, формы, пространства, образное мышление, мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения кончиков пальцев развивают мышление. А уроки развития речи и математики (живой родник) помогают малышам расширять словарный запас, считать и решать логические задачи.
В процессе обучения решаются индивидуальные психологические проблемы детей. Дети замкнутые, закрытые, застенчивые становятся более общительными, эмоциональными, раскрепощёнными. Возбудимые, излишне подвижные – более эмоционально спокойными, сдержанными. Дети приобретают способность воспринимать и выполнять задания, контролировать и переключать внимание, наблюдать и фантазировать. Важно и то, что дети регулярно выступают на праздничных концертах отделения, тем самым, реализуя своё естественное желание быть услышанными, замеченными. Такие концерты привносят в процесс обучения интерес и радость не только детям, но и родителям. Обучение на отделении раннего эстетического развития подготавливает ребёнка к общеобразовательной школе.
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей.
Более 10 лет в ДШИ «ЭТЮД» существует отделение раннего эстетического развития и уже накопила положительные результаты в области художественно-творческой деятельности, основывающейся на освоении дошкольниками первоэлементов (“азбуки”) языка искусств.
За последние годы сложилась практика обязательного участия малышей в отчетных концертах школы. Кроме того дети выступают на площадках детских садов,ежегодно учавствуют в городских конкурсах – фестивалях, где занимают призовые места.
В программе обучения на отделении раннего эстетического развития углублённое изучение предметов: музыка, ритмика, основы изобразительного искусства, танец, логоритмика, оркестр, хор.
Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей.
На уроках музыки ребёнок познаёт звучащий мир. У него развивается чувство ритма и звуковысотных ощущений. Ребёнок учится владеть своим голосом. Пение благотворно воздействует на дыхательную систему детского организма.
На уроках танца ребёнок учится передавать особенности характера музыки посредством выразительного движения.Кроме этого эти занятия служат задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения, вырабатывают правильную осанку, координацию движений. Движения под музыку способствуют развитию межполушарных взаимодействий головного мозга.
На занятиях изобразительного искусства у детей развивается чувство цвета, формы, пространства, образное мышление, мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения кончиков пальцев развивают мышление.
В процессе обучения решаются индивидуальные психологические проблемы детей. Дети замкнутые, закрытые, застенчивые становятся более общительными, эмоциональными, раскрепощёнными. Возбудимые, излишне подвижные – более эмоционально спокойными, сдержанными. Дети приобретают способность воспринимать и выполнять задания, контролировать и переключать внимание, наблюдать и фантазировать.
Важно и то, что дети регулярно выступают на праздничных концертах отделения, тем самым, реализуя своё естественное желание быть услышанными, замеченными. Такие концерты привносят в процесс обучения интерес и радость не только детям, но и родителям. Обучение на отделении раннего эстетического развития подготавливает ребёнка к общеобразовательной школе.
Обучение «до школы» позволяет заинтересовать ребенка, развивает его музыкальные способности, раскрывает индивидуальность каждого. Как нельзя лучше уроки ритмики вырабатывают в детях опыт движения под музыку и предоставляют возможность реализовать себя в танце. Известно, что занятия рисованием и лепкой рекомендованы детям для развития мелкой моторики, способствуют улучшению мировосприятия и общей психологической картины. А уроки развития речи и математики помогают малышам расширять словарный запас, считать и решать логические задачи.
Свои творческие успехи, учащиеся отделения раннего эстетического развития демонстрируют на концертах и утренниках, которые проходят с неизменным успехом в нашей школе. За эти годы малыши представили на суд публики музыкальные мини-спектакли «Сказка о глупом мышонке», «Муха-цокотуха», «Уроки вежливости», «Здравствуй, гостья Зима», «Осенины» и многие другие.
Первые успешные шаги детей отмечены в Городском конкурсе поделок из природных материалов (2 место).
Занятия в отделении раннего эстетического развития помогают малышам не только приобщиться к миру прекрасного, но и выбрать каждому свой путь во «взрослое» искусство. Ведь неспроста практически каждый выпускник отделения «Раннего эстетического развития детей» поступает в первый класс нашей школы.
Деятельность отделения раннего эстетического развития
Введение
В школе искусств г. Горячий Ключ Краснодарского края отделение раннего эстетического развития (ОРЭР) существует с 1992 года. Оно было первым отделением подобного типа в крае, своего рода экспериментальной площадкой. За это время накоплен большой практический опыт, получивший теоретическое осмысление, выкристаллизовалась четкая структура учебного плана отделения, создана программа комплексного предмета «Живой родник», которая совершенствуется с каждым годом.
Существовавшие ранее подготовительные отделения музыкальных школ, обучение в которых часто просто начиналось на год раньше, давали узкоспециализированную подготовку только детям, обладающим определенными музыкальными данными. Развивать ребенка всесторонне, предлагая ребенку максимально возможный диапазон занятий разными видами искусства, они не могли. При этом при преподавании далеко не всегда учитывались особенности сензитивного периода развития ребенка. Кроме того, современное положение вещей, вынуждающее родителей думать о дальнейшей судьбе сына или дочери и их материальном обеспечении в зависимости от будущей профессии, часто заставляет их недооценивать роль искусства в психологическом развитии ребенка, слишком рано заменять его информационным, изучая только математику, языки, компьютер и т.д. Поэтому подготовительные отделения перестали удовлетворять потребности современных родителей, сократилось число желающих обучаться в школе искусств.
С таким положением вещей мириться ни в коем случае нельзя. Цивилизация признала выдающуюся роль искусства, особенно музыки, в становлении человеческого мозга. Недаром в течение тысячелетий музыка активно участвовала в процессе образования людей, была неотъемлемой частью обучения в любой области человеческой деятельности. Однако в индустриальную и пост-индустриальную эру, а особенно во второй половине XX века появилась прагматическая тенденция вкладывать усилия в практические знания, умения и навыки в ущерб развитию способностей и умственных сил, что постепенно привело к некоторой формализации мышления, выхолащиванию творческого потенциала человека. А это опасно не только для личности, но и человеческого общества в целом.
Именно поэтому в последние десятилетия самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь на музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудностей обучения.
Принципы организации деятельности ОРЭР
В основу организации деятельности ОРЭР положены принципы, позволяющие, на наш взгляд, говорить об инновационном подходе к проблеме развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.
1-й принцип: Всестороннее развитие ребенка, предоставление ему максимально широкого диапазона занятий разными видами искусства, возможности пробовать себя во многих видах творческой деятельности.
2-й принцип: Целостное развитие способностей детей.
Выявляя физиологические основы общей одаренности, ученые установили, что у большинства талантливых людей левое и правое полушария мозга развиты одинаково хорошо, а человек с развитым межполушарным (так называемым эффективным билатеральным) взаимодействием становится наиболее успешным в жизни. С функциональной асимметрией полушарий связаны конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, конвергентное и дивергентное мышление, первая и вторая сигнальная системы, синтетичность и аналитичность и многие другие психические свойства личности.
Поэтому наряду с предметами эстетического цикла на отделении введен комплексный предмет «Живой родник», органично сочетающий развитие как интеллектуальных, так и творческих задатков детей. Являясь своеобразным интегрирующим курсом обучения на ОРЭР, «Живой родник» потому так и назван, что из заложенных именно на нем основ внимания, памяти, воображения, творческого мышления, слуха, чувства ритма, в дальнейшем «вытекает» развитие на отдельных уроках музыки, театра, «Окружающего мира» и многих других предметов эстетического и общеобразовательного направлений.
Таким образом, именно в стенах школы искусств, гармонично сочетающей интеллектуальное и творческое направления деятельности, осуществляется возможность обеспечить «развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» в соответствии с положением Конвенции о правах ребенка (ст.29).
3-й принцип: Применение здоровье сохраняющих методик и технологий в процессе занятий на всех предметах учебного плана.
Применение этих методик и технологий особенно важно в связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, затруднениями в обучении и трудностями в адаптации.
Обязательным компонентом уроков на протяжении трех лет обучения являются упражнения на развитие координации и мелких мышц руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (так как при выполнении различных упражнений пальцами индуктивно происходит возбуждение в центрах речи). И, конечно же, невозможно переоценить роль развития мелкой моторики руки и подвижности кисти для приобретения навыков письма, рисования, игры на музыкальных инструментах.
Особым и очень важным разделом работы, имеющим профилактическую и терапевтическую направленность, является фонопедевтический метод развития голоса по методике В.В. Емельянова (ФМРГ). Применение фонопедических упражнений по системе Емельянова на уроках театра, музыкального воспитания, хора и «Живого родника» дает прекрасный эффект, позволяет использовать их как профилактическое средство для укрепления горла и голосовых связок, психологического расслабления и эмоциональной разгрузки на динамических паузах. Используемые как тренинговая система, лицевая гимнастика и упражнения, облеченные в игровую форму, способствуют подготовке голосового аппарата к работе в певческом режиме, стимулируют мышечные группы, принимающие участие в голосообразовании, формируют эмоционально- образные представления, связанные со специфическими певческими движениями.
Для сохранения физического и психического здоровья используются также упражнения, основанные на методиках Л.Виноградова и психогимнастике М. Чистяковой.
4-й принцип: Осуществление психологического сопровождения педагогического процесса.
Очень важно осуществление этого принципа с момента поступления ребенка на отделение РЭР до выпуска из школы. Здесь можно выделить три важных направления:
Работа с преподавателями помогает на теоретическом и практическом уровне получать знания о психологических особенностях детей дошкольного возраста. Педагог как личность должен четко осознавать цели деятельности с детьми и способы этой деятельности, четко представлять, зачем нужна эта игра или упражнение, о чем сигнализирует неадекватное поведение ребенка и многое другое.
Система игр, упражнений и тестов помогает выявить как общий уровень развития детей, так и их музыкальные способности, цветовую восприимчивость, эмоциональность, ритмичность, способность к координации в пространстве и фантазированию, т.е. природные и приобретенные данные для занятий конкретным видом искусства.
Отслеживание психологических параметров развития детей наглядно демонстрирует результативность работы ОРЭР, позволяет планировать работу отделения с учетом данных диагностики, делать сравнительный анализ развития воспитанников, строить прогнозы на будущее.
5-й принцип: Принцип преемственности в обучении и развитии.
Целенаправленная работа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, психологическая диагностика, уроки специализации ( предмет «Ступеньки в мир искусства») по углубленному развитию выявленных склонностей ребенка дает возможность подготовить его к поступлению в школу искусств на такие отделения, как музыкальное (фортепиано, баян, аккордеон, домра, скрипка, хоровое пение, фольклор, флейта и другие инструменты), художественное, театральное, хореографическое, «Культура досуга» (английский, немецкий языки).
Большую пользу в осмыслении и обосновании системы обучения на ОРЭР оказала книга Д. К. Кирнарской «Музыкальные способности», раскрывающая глубинные связи музыкальной, лингвистической, математической и других видов одаренности.
До 90% детей, окончивших отделение раннего эстетического развития, находят свое место в ДШИ, и это не только идет на пользу ребенку, но и обеспечивает школе достойное пополнение контингента.
Цели и задачи отделения раннего эстетического развития
Основной целью отделения раннего эстетического развития детской школы искусств является максимальное раскрытие и умножение заложенных в человеке способностей, воспитание интереса к занятиям искусством на основе целостного развития ребенка.
Поэтому задачами, решаемыми на ОРЭР, можно назвать:
Учебный план ОРЭР
Поставленные цели и задачи обусловили включение в учебный план отделения раннего эстетического развития следующих предметов:
20-летний опыт работы с дошкольниками на ОРЭР показывает эффективность сложившейся системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей и подготовке их к обучению в школе искусств.
Список литературы
Детская школа искусств с. Александров-Гай
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
Отделение раннего эстетического развития
ОТДЕЛЕНИЕ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Целью работы отделения является раннее приобщение детей через мир сказок, игр к миру музыки. Это способствует:
— общему гармоническому развитию детей;
— создает возможность для творческого развития;
— решает проблему выявления и ранней профессиональной ориентации
музыкально одаренных детей.
В процессе занятий в неразрывном единстве решаются как развивающие, обучающие и воспитательные задачи раннего эстетического развития, так и специфические задачи музыкального развития, в частности:
-раннее выявление и развитие музыкальных и творческих способностей;
-развитие детской одаренности, эмоциональной отзывчивости;
-развитие интереса к различным музыкальным инструментам,живописи, хореографии.
С первых дней начинают заниматься очень энергичные преподаватели, энтузиасты и профессионалы своего дела Занятия проводят педагоги музыкального, художественного и хореографического отделений школы. Батарыкина Н.К. и Халаадаева И.В. Черкасова М.И.
Программа направлена на развитие способностей детей в разных областях музыкального искусства, что позволяет родителям обучающихся сориентироваться в способностях ребенка и получить рекомендации для определения дальнейшего направления их развития. Программа включает в себя комплекс предметов:
«Музыка» – 1 занятие в неделю.Дети в игровой форме начнут изучать основы музыкальной грамоты, развивать музыкальное мышление, музыкальный слух, память, чувство ритма, знакомиться с музыкальными инструментами с целью развития кругозора и свободной ориентации в выборе будущей специализации при поступлении в школу искусств.
«Ритмика» – 1 занятие в неделю. Занятия дают первоначальную подготовку к обучению танцам и хореографии, способствуют гармоничному развитию фигуры, формированию правильной осанки, развивают музыкальный слух, физическую силу, координацию, гибкость и выносливость.
« Изобразительная деятельность » (рисование, лепка, аппликация) » – 1 занятие в неделю. Занятия дают первоначальную подготовку и являются одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как связаны с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе работы у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности
В группах детей 5-летнего возраста и 6-летнего возраста:
В группах детей 7-летнего возраста:
«Музыкальный инструмент» (на выбор) – 1 индивидуальное занятие в неделю:
Программа предполагает подготовку детей к поступлению в ДШИ на обучение по предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» (синтезатор, аккордеон, балалайка, фортепиано, вокал, баян, саксофон, труба)
Изобразительная деятельность (рисование, лепка) – 1 групповое занятие в неделю. Программа предполагает подготовку детей к поступлению в ДШИ на обучение по предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись», «ДПИ».
По завершении обучения даются рекомендации по прохождению вступительных испытаний для поступления в ДШИ.
Приходя на занятия, дети с удовольствием поют, рисуют, лепят, творят свои маленькие шедевры! Увлечённо изучают основы хореографии и познают искусство танца. С интересом выполняют упражнения на развитие ритмического слуха и музыкальности, поют.
Основной целью отделения эстетического развития детской школы искусств является раскрытие и умножение заложенных в детях творческих способностей, воспитание интереса к занятиям искусством на основе целостного развития ребенка.
На эстетическом отделении каждый ребенок имеет возможность проявить способности в различных видах деятельности, сформировать свои вкусы и интересы. Суть системы работы в школе по эстетическому воспитанию заключается в том, что в ней есть сфера творческой деятельности для любого ребенка.
Выявление различных сторон творческих способностей детей, овладение знаниями и навыками, необходимыми в современной культурной жизни – вот задачи, которые ставит коллектив с первого дня существования Отделения Эстетического развития.
Преподаватели нашего отделения, кропотливо работают над развитием творческих способностей детей, раскрывают для них горизонты коллективного исполнительства, воспитывают любовь к классической музыке, дают старт творческой деятельности. Все преподаватели имеют большой опыт и профессиональное мастерство, владеют знаниями детской психологии от дошкольного до юношеского возраста.
Задания для самостоятельного выполнения
в период дистанционного обучения
— обучающиеся, родители (законные представители) знакомятся с заданиями по групповым предметам на сайте школы, на электронном адресе, согласованном с преподавателем или в социальных сетях, мессенджерах / чаты WhatsApp, Viber, Телеграм, Скайп и др. Выполненное задание отправляется накануне урока (в соответствии с расписанием) не позднее 19.00.
Задания преподавателя Халаадаевой И.В