Рантовые часы что это
Kleynod — Ценнейшее из ценного.
Обзор всего самого лучшего.
Часы АВР-М — авиационные рантовые модернизированные.
Рубрика: Часы | Дата: 24 Апр 2018 | 9 102 прочтений
Часы АВР-М. В народе более известны как танковые, на самом деле скорее часы самолетные. Как следует из названия – часы авиационные, рантовые, модернизированные.
Есть информация, что эта модель Челябинского часового завода изначально предназначалась для самолетов гражданской авиации, так же устанавливались на все типы военных одномоторных самолётов. Но со временем получила более широкое распространение. Вот и танкисты говорят, что на их машинах такие были.
До модернизации часы назывались просто АВР — авиационные рантовые. Производство запущено в начале сороковых годов прошлого века. И эти часы действительно устанавливались на отечественные танки, к примеру знаменитый Т-34. Но и АВР, и АВР-М хорошо знакомы и связистам, и тем кто служил в ПВО, и другим военным.
Отличить часы АВР от АВР-М проще всего по количеству винтов крепления задней крышки. У АВР их шесть, АВР-М три. Кроме того военные образцы оборудованы нагревательным элементом, который позволяет сохранить работоспособность часов при низких температурах.
На циферблате чаще всего встречается маркировка «5 дней» по этой причине у часовщиков они так и называются – пятисуточные. Гораздо реже на циферблате можно встретить маркировку «8 дней». Есть мнение, что «8 дней» писали на циферблате часов АВР (более ранняя модель, не модернизированная).
Что вполне соответствует действительности. Мои часы АВР-М с маркировкой «5 дней» точно такие же как на снимке, идут не многим более 10 суток, запас хода двойной.
Про часы АВР-М не вредно знать, что разметка циферблата и стрелок выполнены разными типами красок.
К — белая краска, под освещение красным фонарем.
В – светомасса временного действия
Часы АВР-М с индексом В на циферблате выпущенные до 68 – 70 годов прошлого века производились с использованием светомассы, в состав которой включены соли радия. Достаточно опасный радиоактивный состав, период полураспада радия 1600 лет. С 1970 года в часах используют более безопасный состав, не содержащий радиоактивных компонентов.
Точность хода часов достаточно высокая, мои часы АВР-М за десять суток работы обычно выдают погрешность не более 20 секунд, что для механики очень не плохо.
На базе этого механизма Челябинский часовой завод выпускал так называемый гражданский вариант часов АВР-М. Если «военные» часы АВР-М корпуса не имели, поскольку предназначены для установки в приборную панель вместе с другими приборами, гражданские выпускались в собственном корпусе и обычно имеют привычный светлый циферблат с темными стрелками.
Так же на базе часов АВР-М позднее были созданы настольные часы «Молния», завод пружины и перевод стрелок в этих часах сделан как обычно, отдельным встроенным ключиком.
Все описанные в материале модели к сожалению не имеют противоударных механизмов, потому при сильном ударе или падении почти всегда выходят из строя. С другой стороны такой инженерный подход позволил немного удешевить часы для производства и соответственно покупателя.
При бережном обращении и часы АВР-М, и настольные часы «Молния» работают просто замечательно.
Чем не танк?
Размышляя о наполнении УАЗа всякой бесполезной ерундой важной арматурой, подумал о часах. Часы в машине — это вполне нужная вещь (особенно на трофи-рейде с фиксированным временем финиша). И вспомнил, что с незапамятных времен еще лежат у меня доставшиеся от деда часы.
Лирическое отступление — дед мой был героический моряк, каперанг, капитан подводной лодки. Одна девушка, узнав историю часов, спросила: «А это часы с подводной лодки? Они, наверное, водонепроницаемые?» — оставив меня размышлять о женской логике, и о том, зачем на подводной лодке водонепроницаемые часы. Если вода уже внутри, то вопрос «который час» волнует моряков в последнюю очередь…
Такие часы в народе назывались «танковыми», хотя к танкам, на самом деле, никакого отношения не имеют. Правильное их название — АВР (Авиационные Рантовые), выпускать их начали примерно с 1940-х годов. Ставили практически на все одноместные истребители, начиная с Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3 и до Як-9 и Ла-9/11, на Ил-2, на поздние модификации У-2/По-2, на Як-18 и т.д. После войны выпускались АВР-М (модернизированные) — именно такие у меня, выпуск 57-го года. Они были весьма популярны в народе, вставленные в аляповатые корпуса из оргстекла. Этакий образец раннесоветской конверсии — даже после того, как их престали ставить на самолеты, они выпускались на Челябинском заводе как полугражданская продукция.
Часы до сих пор исправно тикают, хотя от фирменного восьмидневного завода осталось дня три — видимо, пружина подослабла за полвека. Да и отставать немного стали, не без этого.
Некогда, на их стрелках была радиоактивная радиевая краска, но она давно облупилась — остались только точки на циферблате. Радиация подвыдохлась, и они уже не фонят — правда, и в темноте не светятся, как раньше.
Конечно, гораздо круче было бы найти самолетные АЧС-1, вот такие:
Но за них ломят совершенно нереальные деньги и меня жаба давит. Хотя шкала «время полета» мне нравится…
Авиационные часы
В авиации применяют в основном два типа часов: главные (штурманские) часы, имеющие большую точность хода и устанавливаемые в кабине штурмана (летчика), и бортовые часы, устанавливаемые в кабинах остальных членов экипажа.
В качестве бортовых часов приняты часы АВР-м (авиационные рантовые модернизированные). На их циферблате (Рис. 5) имеются три стрелки: секундная I, минутная 2 и часовая 3.Завод механизма часов и перевод часовой и минутной стрелок осуществляется при помощи внешнего кольца (ранта 4). Полный завод пружины обеспечивает работу механизма в течение пяти суток. Суточный ход ±1 мин.
В качестве главных часов приняты часы АЧХО (авиационные часы-хронометр с электрообогревом). Общий вид часов АЧХО показан на Рис. 6. Механизм этих часов состоит из трех отдельных механизмов: механизма обыкновенных часов для отсчета времени суток (большая шкала 1); механизма секундомера для замера коротких промежутков времени в минутах, секундах и долях секунды (мелкие деления большой шкалы предназначены для отсчета секунд и их долей; нижняя шкала 2 предназначена для отсчета минут); механизма и для определения путевого времени (верхняя, шкала 3). Механизм обычных часов работает непрерывно, а механизм времени полета и механизм секундомера работают порознь или одновременно.
В нижней части часов имеются две головки. Левая головка 4 предназначена для завода часового механизма, перевода часовой и минутной стрелок основного механизма, а также для пуска в ход и остановки счетчика времени полета. Для перевода стрелок нужно вытянуть головку до упора и вращать по ходу стрелок. (Переводить стрелки часов надо при выключенном механизме времени полета, когда в сигнальном отверстии 6 виден белый цвет. После перевода стрелок головку 4 следует вернуть в прежнее положение.
Для приведения в действие счетчика путевого времени надо нажать на головку 4, тогда в сигнальном отверстии 6 появится красный цвет и стрелки начнут вращаться. При втором нажатии на головку механизм 1 счетчика времени выключается. Стрелки на шкале «Время полета» прекращают движение и фиксируют путевое время; при этом в сигнальном отверстии появится белый и красный цвет. При третьем нажатии на головку стрелки возвращаются в нулевое положение и в сигнальном отверстии появляется белый цвет.
Правая головка 5 служит для пуска в ход и остановки секундомера. При первом нажатии на головку механизм секундомера приходит в действие. Чтобы остановить секундомер, надо вторично нажать на головку. Отсчет секунд и их долей производится по секундной стрелке и большой шкале; цена деления этой шкалы для секундной стрелки 0,2 с. Отсчет целых минут производится по нижней шкале 2. Для приведения стрелок секундомера в нулевое положение необходимо снова нажать на головку 5.
Что за часы? Сколько стоят эти часы?
Этот пользователь сказал Спасибо! vicond за это сообщение: | |
Эти 2 пользователей сказали Спасибо! u-215 за это сообщение: |
Этот пользователь сказал Спасибо! vasilij_8 за это сообщение: |