Расходы за счет чистой прибыли что это
Бухгалтерский учет прибыли и ее использования (нюансы)
Бухгалтерский учет формирования прибыли
В бухучете выделяют 4 вида прибыли:
Нераспределенную прибыль обязательно нужно отразить в балансе. Как правильно это сделать, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы не допустить ошибок, получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по налогам. Это бесплатно.
Операционная прибыль определяется как положительная разница между кредитовым и дебетовым оборотом по счету 90, которая в конце месяца переносится на счет 99:
Прибыль от прочих операций формируется в том же порядке, что и операционная. Только суммы для расчета берутся со счета 91:
Чистая прибыль рассчитывается с ежемесячной периодичностью после закрытия сальдо между кредитовыми и дебетовыми оборотами по счету 90 и счету 91 и начисления налога на прибыль:
Формирование нераспределенной прибыли проводится 1 раз в год при списании образовавшегося на конец года остатка по счету 99 на счет 84:
Подробные разъяснения по определению сумм каждого вида прибыли и отражению их в бухучете вы найдете в наших статьях:
Бухгалтерский учет использования прибыли в организации
Использование прибыли в организации должно осуществляться только на основании решения ее учредителей (участников). Все операции по расходованию прибыли, зафиксированные в бухучете, но не подтвержденные указанным решением, будут считаться неправомерными, а бухгалтерская отчетность — недостоверной.
Использование прибыли можно представить в схематичном виде:
Рассмотрим подробнее отражение в проводках каждого из указанных в схеме направлений использования прибыли.
Внешнее использование прибыли
Сформирована прибыль по итогам года
Начислены дивиденды, премии по итогам года
Промежуточные дивиденды, премии (за квартал, полугодие, 9 месяцев).
Примечание! Указанная проводка не зафиксирована в плане счетов, но с логической точки зрения промежуточные дивиденды могут быть выплачены только за счет чистой прибыли (счет 99), так как нераспределенная прибыль (счет 84) формируется только в конце года
Благотворительные выплаты гражданам, организациям
Материальная помощь работникам
Как правильно учесть поощрение сотрудникам за счет чистой прибыли, узнайте в материале от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Внутреннее пассивное использование прибыли
Увеличение уставного капитала
Формирование (пополнение) резервного капитала
Внутреннее активное использование прибыли
При использовании прибыли на развитие организации и покрытие убытков за предыдущие года ее движение учитывается только на аналитических счетах. В синтетическом учете это движение никак не отражается. Данный факт связан с тем, что полученная прибыль не выводится из текущих оборотов, а продолжает работать.
Покупка ОС, НМА и иные затраты на оптимизирование деятельности организации, производимые за счет прибыли, учитываются в обычном порядке без использования счета 84.
А для того чтобы понимать, какая сумма из полученной прибыли направлена на оптимизирование деятельности, а какая осталась невостребованной, к счету 84 «Нераспределенная прибыль» рекомендуется открыть как минимум следующие субсчета:
И при принятии участниками организации решения об использовании прибыли фиксировать их внутренними проводками по счету 84:
Использование прибыли некоммерческих организаций
Отдельно следует выделить прибыль, полученную НКО от ее предпринимательства. Эту прибыль НКО могут использовать только на осуществление своей уставной деятельности и связанных с ней организационных расходов. Распределять полученную НКО прибыль между ее участниками и работниками нельзя. Поэтому в учете использование прибыли может быть отражено только одной проводкой:
Дт 84 Кт 86 — полученная прибыль направлена на увеличение целевых средств.
Итоги
При выплате прибыли учредителям, работникам организации или сторонним гражданам и организациям производится ее списание на счета расчетов с получателями средств. При отнесении прибыли на увеличение резервных и уставных фондов организации она списывается на счета по учету капиталов. А при оставлении прибыли в обороте организации ее движение фиксируется только в аналитическом учете.
Учет использования нераспределенной прибыли
В течение отчетного года финансовый результат деятельности организации (прибыль или убыток) отражается на счете 99 «Прибыли и убытки». 31 декабря каждого года при реформации баланса сумма полученной чистой прибыли (убытка) списывается со счета 99 на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Чтобы вам было удобнее вести учет использования прибыли, к счету 84 вы можете открыть субсчета:
Если по итогам отчетного года ваша организация получила прибыль, сделайте запись в кредит счета 84:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 84 субсчет «Прибыль, подлежащая распределению»
– отражена чистая прибыль отчетного года.
Если по итогам отчетного года ваша организация получила убыток, сделайте запись в дебет счета 84:
ДЕБЕТ 84 субсчет «Непокрытый убыток» КРЕДИТ 99
– отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.
Использование прибыли
Решение о распределении чистой прибыли принимают собственники (учредители) организации (общее собрание акционеров или собрание участников в ООО). Такое решение обычно принимается в начале года, следующего за отчетным.
Распределение чистой прибыли находится в исключительной компетенции общего собрания участников (акционеров) и не может осуществляться единоличным распоряжением (приказом) руководителя организации.
Чистая прибыль может быть использована на:
В первых двух случаях использование чистой прибыли отражайте по дебету счета 84:
ДЕБЕТ 84 субсчет «Прибыль, подлежащая распределению» КРЕДИТ 75 (70)
– начислены дивиденды акционерам (участникам) организации;
ДЕБЕТ 84 субсчет «Прибыль, подлежащая распределению» КРЕДИТ 82
– направлена чистая прибыль на создание и пополнение резервного капитала организации.
Если собственники организации приняли решение направить чистую прибыль на погашение убытков прошлых лет, в учете сделайте проводку по субсчетам счета 84:
ДЕБЕТ 84 субсчет «Прибыль, подлежащая распределению» КРЕДИТ 84 субсчет «Непокрытый убыток»
– чистая прибыль направлена на погашение убытков прошлых лет.
Собрание акционеров (участников) организации может принять решение вообще не распределять полученную прибыль (или оставить нераспределенной какую-то ее часть).
После того как вы отразили в учете использование прибыли (погашение убытка), сальдо по субсчету «Прибыль, подлежащая распределению» счета 84 показывает сумму нераспределенной прибыли. Эту сумму можно перенести на соответствующий субсчет:
ДЕБЕТ 84 субсчет «Прибыль, подлежащая распределению» КРЕДИТ 84 субсчет «Нераспределенная прибыль»
– отражена сумма нераспределенной прибыли организации.
«Фонды специального назначения»
Действующий План счетов (утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) не предусматривает отдельных субсчетов для создания фондов специального назначения (в предыдущем Плане счетов 1992 года к счету 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» предусматривались субсчета «Фонды потребления» и «Фонды накопления»).
Иногда собственники организации принимают решения о выплате за счет чистой прибыли премий сотрудникам, материальной помощи. Некоторые даже принимают решения о создании так называемых фондов потребления и накопления, благотворительных фондов.
И Минфин России неоднократно указывал, что счет 84 не предназначен для отражения всевозможных социальных и благотворительных расходов, выплат материальной помощи и премирования (см., например, письма Минфина России от 19 июня 2008 г. № 07-05-06/138, от 19 декабря 2008 г. № 07-05-06/260).
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ10/99).
Расходы организации на спортивные мероприятия, отдых, развлечения, мероприятия культурно-просветительского характера и иные аналогичные мероприятия, а также перечисление средств на благотворительность являются прочими расходами и должны учитываться по счету 91 «Прочие доходы и расходы».
Так, если собственники хотят, чтобы компания купила ОС за счет прибыли или потратила деньги на благотворительность, бухгалтеру нужно отражать такие затраты в обычном порядке как активы или расходы. При приобретении основных средств организации просто расходуют средства с расчетного счета и один актив (деньги) меняется на другой (основное средство).
А затраты организации на выплату работникам премий, перечисление средств на благотворительность и тому подобное всегда признаются расходами организации и отражаются в отчете о финансовых результатах. Счет 84 в проводках при этом не задействуется.
Приобретение основных средств
На основании Инструкции по применению Плана счетов вы можете организовать учет источников капитальных вложений, и в этом случае будет задействован счет 84. Это нужно предусмотреть в учетной политике.
Использование прибыли на приобретение основных средств отражается в учете следующими записями:
ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 08 «Вложения во внеоборотные активы»
— объект оприходован в состав основных средств;
ДЕБЕТ 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» КРЕДИТ 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Нераспределенная прибыль, направленная на приобретение основных средств»
— чистая прибыль направлена на приобретение имущества.
Благотворительность
В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму от 6 февраля 2015 г. № 07-04-06/5027) Минфин РФ в очередной раз предостерегает от обособления в учете расходов за счет фондов, сформированных из чистой прибыли. Такие расходы отражаются в общем порядке. А фонды следует учитывать на забалансовых счетах.
Лучшее решение для бухгалтера
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Распределение и использование прибыли предприятия
Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия. То есть прибыль – это те средства, которые остались после оплаты всех задолженностей. Именно за счет данных средств выполняется финансирование программ по развитию, внутрихозяйственных нужд, формирование бюджета.
Особенности распределения прибыли
Принципиально важно правильно распределять прибыль. Делать это нужно так, чтобы эффективность деятельности предприятия увеличивалась, а не уменьшалась. Рассмотрим основные принципы распределения средств:
Предприятие должно оплатить налоги и различные взносы, после чего государство не может вмешиваться в решения по распределению денег.
Рассмотрим, в какие именно фонды идут деньги:
Часть средств, как правило, остается нераспределенной. Эти деньги направляются в уставной капитал компании.
Конкретные направления расходования
Можно выделить два направления, на которые идет чистая прибыль:
Рассмотрим примеры траты чистой прибыли:
Почти все эти расходы обязательными не являются. Траты происходят по волеизъявлению руководства предприятия. Сначала деньги направляются на приоритетные цели. К примеру, у предприятия есть в наличии только морально устаревшее оборудование. Следовательно, в первую очередь средства следует направить на обновление техники.
Бухгалтерский учет распределенной прибыли
Из полученный прибыли вычитаются траты на налоги. Налогооблагаемая база определяется исходя из информации, изложенной в строке 1 «Расчет налога от реальной прибыли». При вычете налога будут использованы следующие проводки:
В компанию могут поступить чрезвычайные доходы. К примеру, они появляются при выплате возмещений страховыми компаниями. В данном случае применяются следующие проводки:
Рассмотрим все проводки, используемые при распределении средств:
Каждая проводка должна подтверждаться первичными документами. По каждой строке отражается определенная сумма.
Различные спорные вопросы
При распределении средств может возникать ряд спорных моментов:
При возникновении спорных моментов следует ориентироваться на внешние и внутренние источники права. То есть это законодательство, а также нормативные акты компании.
В каких случаях запрещено распределять прибыль?
Прибыль распределяется в соответствии с решением, принятым на собрании ООО. Однако в некоторых случаях прибыль по собственному усмотрению расходоваться не может. Рассмотрим эти случаи:
ВНИМАНИЕ! Следить за соблюдением всех этих правил обязан генеральный директор. В случае нарушений ответственность ляжет именно на него.
Выплаты за счет чистой прибыли
Чтобы стимулировать сотрудников, некоторые фирмы готовы поощрять их за счет своих средств. Однако эффект этого мероприятия снижается, если с такого презента сотрудник должен будет заплатить налог на доходы физлиц. Этой необходимости можно избежать. Какими способами – подробно рассказано в новой книге Андрея ПЕТРОВА «Зарплатные налоги: все, что должен знать бухгалтер для правильной работы», с фрагментом из которой мы предлагаем вам ознакомиться.
По счетам платит фирма
Например, если фирма оплатит своему работнику или члену его семьи путевку в один из санаториев России, налог на доходы с этой суммы брать не надо. В пункте 9 статьи 217 Налогового кодекса сказано, что стоимость путевок, если они выплачены работодателями из средств «оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль», НДФЛ не облагается.
В этом случае очень важно подтвердить, что сотрудник отдыхал именно в здравнице, так как на туристические путевки льгота по НДФЛ не распространяется. Доказательством может служить отрывной талон к путевке (п. 10 постановления Правительства от 21 апреля 2001 г. № 309), который заполняют в санатории. Вернувшись, работник должен сдать талон в бухгалтерию.
А можно не удерживать налог на доходы с путевок фирмам, которые работают на упрощенке или платят вмененный налог? Распространяется ли льгота по налогу, в случае если путевка была оплачена из оставшегося дохода после уплаты единого налога? Распространяется – отвечают судьи (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 августа 2002 г. № Ф04/ 3158-963/А27-2002).
С тем же успехом сотруднику и его семье фирма может оплатить лечение и медицинское обслуживание. Но не облагаться НДФЛ эта сумма будет только в случае, если лечение проходит в учреждениях, имеющих лицензию, и подтверждено документами. И при условии, что деньги за эту услугу фирма перечислит либо по безналу клинике (институту) или непосредственно на счет работника, либо выдаст наличными сотруднику или его семье (родителям). Такие условия предусмотрены в пункте 10 статьи 217 Налогового кодекса.
Кроме того, без налоговых последствий работнику можно компенсировать стоимость медикаментов, которые назначил ему или его семье лечащий врач. Правда, компенсация за лекарства не должна превышать двух тысяч рублей в год (п. 28 ст. 217 НК). В противном случае сумма, превышающая этот предел, будет облагаться НДФЛ на общих основаниях.
Для получения компенсации работнику нужно представить в бухгалтерию документы, подтверждающие расходы на покупку медикаментов: рецепт врача, товарные и кассовые чеки.
Существует способ помочь сотруднику купить что-нибудь дорогостоящее (например, холодильник или компьютер), не предоставляя ему при этом беспроцентный заем. Ведь в этом случае работнику придется платить налог на доходы по ставке 35 процентов с материальной выгоды. Поэтому лучше поступить иначе.
Узнайте, о какой вещи мечтает ваш сотрудник, и купите ее на деньги фирмы. Оприходуйте эту вещь на счете 41 «Товары». Затем заключите с работником договор купли-продажи, но не обычный, а с рассрочкой платежа (ст. 489 ГК). Теперь можно вручить сотруднику технику, о которой он столько мечтал. Таким образом, он уже будет пользоваться вещью, а деньги за нее сможет отдавать постепенно. При этом ему не надо платить проценты за кредит и налог на доходы с материальной выгоды.
У этого способа есть только один отрицательный для фирмы момент – возможные потери от инфляции. Но если для вас это принципиально, включите в договор купли-продажи пункт о небольших процентах за рассрочку платежа. В любом случае вашему работнику это будет выгоднее, чем брать банковский кредит.
Зачастую фирмы предоставляют работнику материальную помощь на какие-либо нужды. Но она не облагается налогом на доходы лишь в пределах двух тысяч рублей (п.28 ст.217 НК). Однако есть способ увеличить сумму не облагаемой налогом материальной помощи. Для этого сотруднику нужно выдать деньги по двум основаниям: как материальную помощь и как денежный подарок. Естественно, чтобы применить льготу в полном объеме, каждая из этих выплат должна быть больше или равна двум тысячам рублей.
Работнику оказана матпомощь в размере 10 000 руб. При этом выплаты разбиты таким образом, что 2000 руб. он получает как подарок, а еще 2000 рублей – матпомощь. В итоге сотрудник заплатит налог не с 10 000 руб., а лишь с 6000 руб. (10 000 – 2000 – – 2000).
Получить дополнительный необлагаемый доход могут командированные сотрудники фирмы. Для этого нужно просто установить приказом руководителя большие суточные. Размер их в целях обложения НДФЛ законодательно не ограничен, поэтому дело ваше, какую сумму в день вы установите сотруднику. Главное, чтобы утвержденная сумма суточных была документально закреплена.
Однако проверяющие с этой позицией могут не согласиться. Например, многие контролеры считают, что фирма обязана платить налог на доходы физлиц со сверхнормативных суточных. Нормы же суточных, по их мнению, следует брать из постановления Правительства от 8 февраля 2002 г. № 93. Напомним, что нормы суточных по России, в соответствии с этим постановлением, равны 100 рублям в сутки. А по загранкомандировкам утвержден целый список в зависимости от конкретной страны.
Но выводы инспекторов ошибочны. Это подтвердил Высший Арбитражный Суд в решении от 26 января 2005 г. № 16141/04. Судьи указали, что использовать для расчета НДФЛ нормы, утвержденные Правительством, нельзя. Ведь они предназначены исключительно для включения суточных в расходы по налогу на прибыль (об этом прямо указано в постановлении Правительства). Поэтому со всей суммы суточных, установленных самой фирмой, удерживать и платить налог на доходы не нужно.
Однако, выплатив суточные в большем размере, чем предусмотрено в постановлении № 93, фирма не сможет уменьшить налог на прибыль на сверхнормативную сумму.
Кстати, со всей выплаченной суммы суточных не придется платить ЕСН. Ведь от уплаты единого соцналога освобождены суточные в пределах норм, «установленных. законодательством» (п. 1 ст. 238 НК). А нормы суточных для ЕСН, так же как и для НДФЛ, законодательно нигде не установлены.
Нередко самые высокооплачиваемые сотрудники фирмы – это ее учредители. Как раз для них существует возможность немного сократить налог на доходы. Просто надо часть зарплаты заменить на дивиденды. В этом случае НДФЛ сократится с 13 до 9 процентов.
Напомним, что дивиденды не облагаются также соцналогом, травматическими и пенсионными взносами. Но при этом они и не уменьшают базу по налогу на прибыль.
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Как правильно считать прибыль и в чем постоянно ошибаются предприниматели
Руководитель сервиса управления финансами компании Genplace о классических ошибках предпринимателей при определении прибылей и убытков. С примерами.
Продолжаю транслировать на vc.ru серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе, из моего телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Финансовый учет и анализ — штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Сегодня речь пойдет о распространенных ошибках предпринимателей при определении финансового результата. Я буду говорить о классическом бухучете, но в управленческом учете это работает ровно так же.
Что такое финансовые результаты
Существует несколько видов прибыли, которые рассчитываются в бухгалтерском учете для понимания эффективности различных бизнес-процессов компании.
Прибыль от продаж (Operating Income) — это валовая прибыль минус расходы на хранение и продажу продукции (коммерческие расходы) минус расходы на управление компанией (управленческие расходы). Она показывает эффект от основной деятельности компании — продажи того, что она произвела. Убыток от продаж — неприятная штука, но от него часто получается уйти при наращивании объемов выпуска. Это называется эффект масштаба.
Прибыль до налогообложения (Income Before Tax) — это прибыль от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы. Прочие доходы и расходы не связаны с основной деятельностью компании. Если компания продает рога и копыта, то проценты за размещение свободных денег на депозите — это прочий доход, а стоимость новогоднего корпоратива — прочий расход. Прибыль до налогообложения характеризует эффект от всей деятельности компании, в который вносит свою лепту не только основная, но и прочая деятельность.
Чистая прибыль (Net Income) — прибыль до налогообложения минус налог на прибыль. Это то, что остается компании после Мишустина и его команды. Для спецрежимников вместо налога на прибыль вычитается налог по УСН или ЕНВД.
Нераспределенная прибыль (Retained Earnings) — чистая прибыль минус дивиденды учредителям. Часть чистой прибыли надо отдать учредителям за то, что они внесли свои активы в уставный капитал. Эта процедура называется распределением прибыли. С точки зрения учредителей в этом весь смысл существования компании. Но в первые годы учредители могут и не выводить дивиденды себе в карман, оставляя прибыль на развитие компании. Тогда чистая прибыль текущего года увеличивает нераспределенную прибыль, оставшуюся с прошлых лет.
Собственник может увидеть первые четыре вида прибыли с начала года в отчете о финансовых результатах. Нераспределенную прибыль за все время существования компании — в бухгалтерском балансе.
Вне бухучета можно считать и другие варианты финансовых результатов. Например, EBIT и EBITDA, о которых я подробно рассказывал на vc.ru. Но любой финрез считать бесполезно, если неправильно определять его составляющие — доходы и расходы.
Как считать доходы
1. Доходы появляются, когда компания получает любые активы, а не только деньги. Или, когда уменьшаются ее обязательства перед контрагентами.
2. Поступление активов или погашение обязательств будет доходом компании только если ее капитал станет больше. Это и есть увеличение экономических выгод. Чтобы увеличение активов стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение обязательств. Чтобы уменьшение обязательств стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение активов.
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Сегодня покупатель забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда компания получила доход и сколько он составил?
Вчера на расчетном счете появилось 50 руб. Это предоплата за товар. Если компания не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с активом у компании появились обязательство. Для его погашения нужно отгрузить товара на 50 руб. или вернуть деньги покупателю. Экономические выгоды не увеличились. Поэтому вчера дохода у компании еще не было. Сегодня компания отгрузила товары покупателю. 50 руб. она получила вчера — сегодня эти деньги стали доходом, потому что обязательство погашено поставкой товаров. Сегодня компания получила еще один актив — дебиторскую задолженность покупателя. Еще 50 руб. Если покупатель ее не погасит, компания сможет взыскать долг в суде. Таким образом, сегодня компания получила доход 100 руб.
Вот еще пара ситуаций, когда поступление денег не является доходом. В отличие от предоплаты, эти деньги доходом не станут никогда.
Взят кредит. Деньги появились, но одновременно с обязательством по их возврату.
Получена оплата от покупателя с НДС. НДС — доход государства, а не компании. Подробнее — тут. Поэтому на сумму налога увеличились обязательства перед бюджетом.
Важно запомнить: Доход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут поступать раньше, позже или одновременно с получением дохода. Поступления могут вообще не быть связаны с доходами. В бухучете это называется допущением временной определенности фактов хозяйственной жизни. Поэтому планировать и учитывать доходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы не заработали.
Как считать расходы
1. Расходы возникают, когда компания отдает любые активы, а не только деньги. Или, когда увеличиваются ее обязательства перед контрагентами.
2. Выбытие активов или возникновение обязательств будет расходом компании только если ее капитал станет меньше. Это и есть уменьшение экономических выгод. Чтобы уменьшение активов стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение обязательств. Чтобы увеличение обязательств стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение активов.
Вчера продавец и покупатель договорились о купле-продаже партии товаров за 100 руб. Вчера же покупатель перечислил предоплату 50 руб. Сегодня он забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель заплатит завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда покупатель понес расход и сколько он составил?
Вчера с расчетного счета ушло 50 руб. Это предоплата за товар. Если продавец не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с выбытием одного актива (денежных средств) у компании появился другой актив (дебиторская задолженность). То есть меньше активов не стало и экономические выгоды не уменьшились. Поэтому вчера расхода у покупателя еще не было. Сегодня у покупателя появился новый актив — товары, которые он забрал со склада продавца. Их стоимость — не расход, потому что активов стало больше, а не меньше. То есть сегодня расхода тоже нет.
Так может расход появится завтра, когда покупатель выплатит вторые 50 руб.? Ведь активы-то уменьшатся. Нет. Сегодня мы получили товаров на 100 руб. Это не доход, потому что на эти же 100 руб. возникло обязательство перед продавцом. Частично оно погашено вчера, когда покупатель перечислил предоплату. Завтра оно будет погашено полностью. Покупатель останется при своих активах, просто они изменят форму: 100 руб. денежных средств поменяется на 100 руб. товаров.
Еще пример для закрепления понимания. Являются ли расходом выплаты по кредиту? При получении кредита возникает обязательство. При его погашении — обязательство списывается. Нет ни дохода, ни расхода. Но это относится только к телу кредита — сумме, которая была взята в долг. Проценты по кредиту — это увеличение обязательств перед банком, в обмен на которые вы не получаете никаких активов. Другие обязательства при этом не уменьшаются. Следовательно, начисленные проценты уменьшают экономические выгоды компании. Проценты — это расход. Причем расход этот возникает не когда проценты выплачиваются, а когда банк получает право их истребования по договору.
Важно запомнить: Расход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут выплачиваться раньше, позже или одновременно с признанием расхода. Выплаты могут вообще не быть связаны с расходами. Поэтому планировать и учитывать расходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы еще не заработали.
Когда получена прибыль
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Руководитель тут же купил на оптовке всю партию товара, обещанную покупателю, за 40 руб. Сегодня покупатель забрал ее со склада. Когда компания получила прибыль и сколько она составила?
Вчера не было ни дохода, ни расхода. Поступившая предоплата уравновешена обязательством выплатить 50 руб., которое будет гаситься поставкой товара. А истраченные на закуп товара 40 руб. — не расход, потому что в обмен на денежные средства компания получила запасы на ту же сумму. Поэтому вчера прибыли еще не было.
Сегодня право собственности на товар перешло покупателю. Это значит, что актив выбыл безвозвратно. Экономические выгоды компании уменьшились на 40 руб., в которые обошлось его приобретение. Это — расход. В то же время обязательство перед покупателем исполнено полностью, а значит он должен продавцу 100 руб. в соответствии с договором. Эта сумма увеличивает активы продавца. 50 руб. уже перечислено вчера, еще 50 руб. пока существует в виде дебиторской задолженности. Поэтому сегодня продавец фиксирует доход 100 руб. Поступившие завтра деньги уменьшат дебиторку, но не приведут к увеличению экономических выгод. Это как переложить монетку из одного кармана в другой. Таким образом, уже сегодня известны доходы (100 руб.) и расходы (40 руб.). Разница между ними (60 руб.) — это прибыль. И она получена сегодня.
Отделение в бухучете денежных потоков от доходов и расходов важно для понимания реальной экономической ситуации в компании. Если считать все поступившие деньги своим доходом, а все выплаченные деньги — своим расходом, можно твердой рукой вести компанию к закрытию.
Предположим, что в примере 4 предоплата составила 100 руб., а на оптовке удалось купить товар за 120 руб., но с отсрочкой платежа до завтра. Если ориентироваться только на денежный поток, то вчера продавец получил доход 100 руб. Сегодня с деньгами ничего не происходило. Зато завтра расход составит 120 руб. И результатом операции станет убыток 20 руб. Но вчера доход был 100 руб., а расхода не было вовсе. Поэтому продавец предполагал, что все 100 руб. — это его прибыль. И потратил ее. А завтра он будет думать чем заплатить поставщику.
Одновременная фиксация дохода и расхода не дает принять желаемое за действительное. Из бухучета сразу по завершению операции виден ее финансовый результат. При этом понятно кто из сторон сделки сколько должен контрагенту. Предприниматель, который учитывает и планирует доходы и расходы отдельно от денежных потоков, понимает экономику своей компании и не тратит незаработанные деньги. Тот же, кто валит все в одну кучу, приближает себя к банкротству и достает главбуха главным бухгалтерским мемом: «Почему прибыль есть, а денег нет?»
Прибыль есть, а денег нет
Чтобы не стать персонажем этой сказки достаточно понимать, что финансовый результат и денежный поток нужно рассматривать в комплексе. Если смотреть на них по отдельности, легко принять желаемое за действительное.
Компания оказывает услуги. За месяц от покупателей поступило 100 руб. Из них 70 руб. ушло на зарплату и аренду. На расчетном счете осталось 30 руб. Это прибыль? Вовсе не обязательно!
Вариант 1. В этом месяце было оказано услуг на 300 руб. Из них 100 руб. поступили на расчетный счет, еще 200 руб. остались в виде дебиторской задолженности. Она станет деньгами только в следующем месяце, а доходом является уже сейчас. Значит, прибыль составила 230 руб. А вот денег в конце месяца осталось только 30 руб. Прибыль есть, а денег нет!
Вариант 2. Все поступившие 100 руб. — это предоплата. Услуги в счет нее еще предстоит оказать. Пока это не доход: если услуга не будет оказана, деньги придется вернуть. 70 руб. зарплаты выплачивалось за работу, выполненную в прошлом месяце. Это уже не расход. Но за этот месяц предстоит выплатить сотрудникам и арендодателю еще 70 руб., а это уже расход — они свои обязательства за месяц выполнили. Значит, убыток составил 70 руб. Деньги есть, а прибыли нет!
Для того, чтобы не принять чужие деньги за прибыль, а кассовый разрыв за убыток в бухучете придуманы два отчета.
Не путайте расходы с затратами
Затраты — это категория, которая в правовом поле не определена. Но через нее определяются другие категории. Например, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает принимать запасы к учету по фактической себестоимости, а это «сумма фактических затрат организации на приобретение». Похожие отсылки встречаются и в других нормативных документах. В международных стандартах затраты (Cost) также не расшифровываются. Но на Западе все понимают cost примерно одинаково — уровень экономической подготовки среднего бухгалтера там значительно выше, да и терминология выстраивалась веками. А у нас подмена понятий идет даже на уровне минфиновской нормативки.
Затраты — это стоимость потребленных ресурсов. Купили материалы — затратами будет цена приобретения. Начислили зарплату — образовались затраты в сумме обязательства перед работником. Но при этом далеко не очевидно, что экономические выгоды компании уменьшились, и надо признавать расход.
Компания производит тортики. Позавчера были куплены продукты на 300 руб. Вчера из этих продуктов начали делать 3 тортика. Сегодня испекли 2, еще 1 только предстоит отправить в духовку. Зарплата кондитера за 2 готовых тортика составила 200 руб., за 1 незаконченный — 70 руб. Для простоты будем считать, что больше никаких затрат не было. 1 из 2 испеченных тортиков сегодня продали, второй пока стоит в холодильнике.
Тортик № 1: изготовлен и продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 200 руб., т.к. актив (тортик) выбыл. Теперь это актив покупателя.
Тортик № 2: изготовлен и не продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (готовая продукция). Экономические выгоды не изменились.
Тортик № 3: изготовлен не полностью. Затраты составили 170 руб. (100 руб. — продукты и 70 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (незавершенное производство). Экономические выгоды не изменились.
Всего затраты за месяц составили 570 руб., а расходы только 200 руб. Оставшиеся 370 руб. капитализировались в активах. Они станут расходами, когда мы продадим оставшиеся тортики.
Если цена тортика 250 руб., то доходы за период составили 250 руб. Вычитая из них расходы, получим прибыль 50 руб. И это настоящая прибыль: мы поменяли актив, стоимостью 200 руб., на 250 руб. денег.
Вычитая затраты, получим убыток 320 руб.? Нет! Это не убыток. Завтра мы продадим оставшиеся 2 тортика за 300 руб. и заработаем на каждом по 50 руб. Если мы будем считать 320 руб. капитализированных в стоимости тортиков затрат расходами, то можем решить, что делать тортики — плохой бизнес. И отказаться от выгодного направления.
Не вычитайте затраты из доходов — это бессмысленное и вредное занятие.
Итого:
Чтобы правильно считать финансовые результаты, необходимо отделить денежные потоки от доходов и расходов и фиксировать прибыль в момент изменения экономических выгод. Неважно где это происходит: в классическом бухучете или в управленке. Без такого разделения вы не владеете информацией о реальном финансовом состоянии бизнеса.
Впервые материал опубликован на vc.ru.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.