Раскройте понятие страна государство нация в чем состоит их взаимосвязь
Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обществами, а другие – нет. Обоснуйте свое мнение.
Учебник 1.7 Понятие общества
Охарактеризуйте понятие «общество». Как оно возникло?
О́бщество, или социум — человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.Общество обладает некоторыми особенностями, например, целостность – то есть человеческое общество живет как единый организм.
Общество возникло в древние времена, когда люди научились общаться между собой. Именовались общества того времени общинами, племенами. Их связывал между собой общий уклад жизни, стремление выжить, защитить себя, ведь человек без общества выжить не может. Именно общество дает человеку возможность развиваться, стать личностью, оно учит человека жить в мире, знакомит с возможными трудностями, передает опыт.
Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким мог быть результат такой ситуации?
Если изолировать человека от общества,то скорее всего будет постепенная деградация.
В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?
Социал-дарвинизм представляет собой социологическую теорию, которая берет своей сутью естественный отбор и борьбу за существование. Естественный отбор и борьба за существование распространяются на человеческую жизнь в природе, на общество, поэтому эта теория была так популярна до Второй мировой войны.
Социал-дарвинизм отвергается современной наукой, потому что современная наука критикует его за:
— отсутствие политических рекомендаций
— социал-дарвинизм использовался нацистами и фашистами
— борьба заменена сотрудничеством
Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?
Потому что человеческое общество более сложно и более развито, чем животное. человек использует язык для общения, как устный так и письменный. животные тоже общаются через звуки, но это нельзя назвать языком.
-Человеческое общество более развито чем животный мир
-У человека есть моральные принципы
Животные действуют согласно инстинктам, общество людей же наоборот, подавляет инстинкты и пытается взаимодействовать с помощью правил, морали.
Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э.Шилз?
Общество-обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя формы и способы взаимодействия людей
Американский социолог Э.Шилз считал, что общество – это объединение людей, которое обладает определенными признаки:
2) Существует дольше продолжительности жизни одного человека
3) Пополняется за счет детей представителей объединения
4) Браки заключаются между представителями объединения
Раскройте понятия «страна», «государство», «нация». В чем состоит их взаимосвязь?
Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?
Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные формы социальных взаимозависимостей, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.
• Классовые (феодалы и крестьяне, рабовладельцы и рабы)
• Национальные (между китайцами и уйгурами, между шведами и норвежцами)
• Этнические (между разными этносами, так, между татарами и башкирами)
• Групповые (учебный класс, рабочий коллектив, фанаты футбольного клуба)
• Межличностные (между друзьями или между членами одной семьи)
• Правовые (перед законом)
Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.
1)Классы
2)Люди, города, деревни
3)Представители труда
4)Сословия
5)Национальные общности
Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обществами, а другие – нет. Обоснуйте свое мнение.
Общество — это, например, люди, которые вместе работают.
Не общество, например, люди, которые летят в самолёте.
Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.
Понятие общество
1.Охарактеризуйте понятие «общество». Как оно возникло?
Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.
2.Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким мог быть результат такой ситуации?
Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми.
Человек, находясь в изоляции, не имеет общения с людьми, которые были в обществе. Он перестает общаться с людьми, постепенно теряет свои человеческие качества, свойства. У него стираются любые границы морали, пропадают социальные нормы, поскольку не происходит подпитка со стороны общества, он не задействован в социуме и ему не нужно придерживаться норм. Таким образом, человек, который находится в изоляции, постепенно перестает быть человеком.
3.В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?
Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.
4.Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?
Человеческое общество более сложно и более развито, чем животное. Человек использует язык для общения, как устный так и письменный. Животные тоже общаются через звуки, но это нельзя назвать языком.
Основные различия:
-Человеческое общество более развито чем животный мир
-У человека есть моральные принципы
Животные действуют согласно инстинктам, общество людей же наоборот, подавляет инстинкты и пытается взаимодействовать с помощью правил, морали.
5.Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э.Шилз?
Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Американский социолог Э.Шилз считал, что общество – это объединение людей, которое обладает определенными признаки:
-Не является частью крупной системы;
-Браки заключаются между представителями данного объединения;
-Пополняется за счет детей представителей этого объединения;
-Имеете свою территорию;
-Имеет свое название и даже свою историю;
-Обладает собственной системой управления;
-Существует дольше средней продолжительности жизни индивида;
-Его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.
6.Раскройте понятия «страна», «государство», «нация». В чем состоит их взаимосвязь?
Страна— определенная территория, имеющая государственную принадлежность.
Государство— политическая организация, которая осуществляет управление населением определенной территории.
Нация— это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.
7.Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?
Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.
Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Они имеют несколько разновидностей:
· Производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;
· Политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;
· Брачно-семейные отношения – личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей;
· Межнациональные отношения – между представителями разных наций;
· Социальные отношения – между различными социальными группами (например, между богатыми и бедными)
Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других наций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.
Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.
На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:
· производство материальных и духовных благ;
· социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;
· политические организации, главное место среди которых занимает государство;
Задание. Установите соответствие между понятием и определением.
Обществознание
«Общество как динамическая система»
Выполнил: студент гр.21
Учебник 1.7 Понятие общества
«Ответы на вопросы»
Охарактеризуйте понятие «общество». Как оно возникло?
Общество обладает некоторыми особенностями, например, целостность – то есть человеческое общество живет как единый организм.
Общество возникло благодаря тому, что человек развивался, увеличивались его потребности, и в одиночку выживать было уже сложно и люди начали собираться в группы для совместной работы.
Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким мог быть результат такой ситуации?
Человек – существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми.
Если бы я жил обособленно от общества я постепенно забывал, как общаться с людьми, и начал деградировать в моральном и психическом плане. И в итоге я думаю сошёл бы с ума.
В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?
Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотшения отдельных людей и групп, но и на развитие отдельных народов.
Подобная точка зрения опровергается современной наукой потому что каждый человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.
Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?
Термин социальные животные считается условным, потому что они не совсем социальные, да они живут все вместе, но при этом общаются с помощью звуков, а не слов как человек.
-Человеческое общество более развито чем животный мир
-У человека есть моральные принципы
Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э.Шилз?
Общество- это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения, (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.
Американский социолог Э.Шилз считал, что общество – это объединение людей, которое обладает определенными признаки:
-Не является частью крупной системы;
-Браки заключаются между представителями данного объединения;
-Пополняется за счет детей представителей этого объединения;
-Имеете свою территорию;
-Имеет свое название и даже свою историю;
-Обладает собственной системой управления;
-Существует дольше средней продолжительности жизни индивида;
-Его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.
Раскройте понятия «страна», «государство», «нация». В чем состоит их взаимосвязь?
Страна- определенная территория, имеющая государственную принадлежность.
Государство- политическая организация, которая осуществляет управление населением определенной территории.
Нация- это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.
Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?
Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.
Они имеют несколько разновидностей:
Производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;
Политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;
Брачно-семейные отношения – личные отношения, связанные с рождением и воспитание детей;
Межнациональные отношения – между представителями разных наций;
Социальные отношения – между различными социальными группами (например, между богатыми и бедными)
Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других наций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.
Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.
На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:
1) производство материальных и духовных благ;
2) социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;
3) политические организации, главное место среди которых занимает государство;
4) институты общества.
Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обществами, а другие – нет. Обоснуйте свое мнение.
Общество — это, например, люди, которые вместе работают.
Не общество, например, люди, которые едут в метро.
Практикум 1.8 «Сферы общества»
«Ответы на вопросы»
Задание. Установите соответствие между понятием и определением.
Каковы различия между государством и нацией?
различия между государством и нацией они замечательны, хотя часто эти термины используются как синонимы неправильно.
Путаница между этими двумя терминами заключается в том, что в современном обществе, в котором мы живем, доминируют национальные государства. Это потому, что эти два понятия сделали симбиоз; В большинстве случаев государства были сформированы там, где раньше были нации. Иногда они стали использоваться как синонимы. Например, ООН является Организацией Организация Объединенных Наций, но есть государства-члены.
Границы наций могут выходить за границы, которые государства разграничивают между собой в результате различных политических и военных конфликтов. Также в государстве могут существовать несколько стран, которые в определенный момент истории объединились в одной стране..
В настоящее время существуют государства, которые отвергают любую возможность, которая угрожает национальной идентичности большинства, в то время как другие принимают плюрализм и поощряют его. Карты являются жертвами частых изменений при создании новых штатов. Нации гораздо более стабильны во времени.
Такие народы, как итальянцы или немцы, существуют веками с консолидированной идентичностью, хотя создание их государств является недавним. Вы также можете быть заинтересованы в знании типов национализма, которые существуют, так как это чувство тесно связано с концепцией нации..
4 фундаментальных различия между государством и нацией
1- Нация это общественная организация, государство это политическая организация
Эти два элемента не связаны напрямую, но обычно собираются вместе. У нации есть определенная культурная конфигурация, даже если она имеет общие черты с другими народами (Ghai, s.f.).
Наоборот, государство не понимает культуры. Хотя его деятельность может осуществляться при посредничестве государства, государство несет ответственность за обеспечение суверенитета своей территории и предоставляет права, установленные проживающему на ней населению..
2- Государства требуют территории, нации не
Поскольку государства являются политическим институтом, который создает правительство, власть должна осуществляться на территории. Существует случай Мальтийского Ордена, который является государством без территории, потому что на протяжении всей истории он оставался без него, но для существования государства у него должна быть образованная территория..
Нация проходит через территорию государства. Авторы, такие как Пол (1996), указывают, что можно даже рассмотреть существование арабской нации, состоящей из более чем двенадцати государств. В то время как это происходит, в Испании некоторые из его автономных сообществ, таких как Каталония, Страна Басков, Галисия или Андалусия, признаны историческими национальностями..
3- Государства меняются быстрее, чем страны
У многих государств есть пограничные споры, в которых оспариваются многие части территории. У этих спорных территорий может быть определенная нация, которая не изменится немедленно, независимо от того, кто осуществляет суверенитет над территорией.
ООН была основана после Второй мировой войны с 51 штатом, который сегодня насчитывает 193, что указывает на то, что рост штатов был экспоненциальным в течение чуть более полувека, без этого подразумевалось создание национальных государств..
4- Государства созданы, нации не созданы
В определенный момент лидеры каждой страны согласились учредить его или сделать его независимым, утвердив конституцию или основополагающие правила, которые указывают на то, как происходит создание правительства..
Наоборот, нации со временем согласуются и обязаны своей конституцией из-за эволюции, а не конкретных событий и событий.
Глобализация стимулирует размывание наций, хотя они продолжают развиваться в своем собственном темпе и из-за различных факторов, на которые влияют все виды элементов, таких как культурное доминирование, которое одна страна имеет над другой..
Происхождение отношений между государством и нацией
Понятия нации и государства не всегда были связаны между собой. В настоящее время количество колоний в мире сокращается. Но в современную эпоху и большую часть современности континенты, такие как Азия и Америка, были полностью колонизированы..
В то время было навязано государство, но из-за социальных различий, отмеченных расой, понятие нации было рассеянным. Во многих случаях, с независимостью многих колоний, государства возникали перед нациями, которые впоследствии группировались, чтобы сформировать различные идентичности. На самом деле, есть еще много наций без государства.
Критерии для определения этих двух понятий
В 1933 году была принята Конвенция Монтевидео, которая устанавливает требования, которые должен иметь любой штат. В этом смысле было определено, что для того, чтобы государство рассматривалось в качестве такового, оно должно иметь постоянное население, определенную территорию, установленное правительство и способность устанавливать отношения с другими государствами..
Кроме того, есть страны, которые не признают друг друга, но которые не перестают быть государствами, согласно конвенции (Olson, s.f.).
Определение границ наций сложнее. Они определены Бенедиктом Андерсоном как «воображаемые сообщества». Нация может быть распределена по нескольким штатам, как в случае с Курдистаном, и стремиться к созданию собственного государства (Paul, 1996).
Тем не менее, такие авторы, как Walby (2003), утверждают, что, хотя существует много штатов, очень мало национальных штатов и их будет меньше в результате глобализации.
Мой конспект — конспекты, шпаргалки, лекции
Наши партнеры
Как взаимодействуют между собой нация и государство?
Нация и государство — категории, которые находятся в разных плоскостях, но от того, на каком уровне происходят отношения между ними, зависит стабильность общества. Государство — это политическая форма организации общества, а нация — политическая форма организации этноса. Вопрос о первичности той или категории определяется по — разному: или нация образует национальное государство, или, наоборот, в пределах национального государства формируется нация?
Этот вопрос пытались решить, сколы нацию начали толковать как политическую категорию. Один из лидеров 2 — го Интернационала К. Реннер считал, что постулаты нации и государства относятся друг к другу как квадрат в круг: квадратуру круга никем не найдено. Так же, считал ученый, никогда не будет найдено чудодейственную формулу, устранит трения между государством и нацией. В работе «Нация и государство» (1918) он нарушил национальный вопрос в государственному аспекте, то есть пытался разрешить политический «квадратуру круга» — конфликт между нацией и государством.
М. Вебер считал, что нация предшествует государству, поскольку о нации можно говорить только тогда, когда люди имеют общие чувства и устремления создать собственное национальное государство. Суть веберовской концепции национального государства заключается в том, что, хотя нация и государство относятся к разным категориям, они равноценны.
Вопросы взаимосвязей между нацией и государством изучали немецкий историк Ф. Майнеке, американский социолог К. Дойч, испанский философ X. Ортега — и — Гасcет, идеолог так называемого австромарксизма О. Бауэр, чехословацкий государственно — политический деятель, философ Т. Масарик, русские П. Струве и В. Ленин и др..
Не обошли эту проблему и украинские исследователи. Отталкиваясь от украинской реальности, представители различных направлений политической мысли пытались разрубить гордиев узел противоречий между государством и нацией.
Народническое направление часто обвиняют в отсутствии государственных идей, обращаясь к наследию В. Антоновича, в которой провозглашено апофеоз творческой общественности в противопоставлении этой идеи государству с его регламентацией и аппаратом. Действительно, некоторые исследователи народнической школы отрицали необходимость государства, однако М. Грушевский, которого считаем метром народнического направления украинской политической мысли, отстаивал идею украинской государственности. В 1917 ученый признал, что только государственность является залогом свободного политического и национального развития украинского народа.
Сам М. Грушевский прошел достаточно сложный путь от нежелания «отрывать Украину от России» к пониманию того, что украинское гражданство, украинская демократия имеют проникнуться чувством государственности, патриотизма, сделать государство центром, строить все на государственном фундаменте. На такой же позиции стоял и С. Шелухин, который отмечал, что все народы имеют равные права на образование собственного государства. Попутно заметим, что народники хотя и признавали желательным создание собственного национального государства, однако подчиняли ее нации.
Консервативное направление, наоборот, приоритетной считал государство. В. Липинский еще в 1912 г. в неопубликованном трактате «Мемориал к украинским Комитета о нашем положении против напряженной ситуации в Европе» сформулировал концепцию самостоятельного Украинского государства. Позже он отстаивал тезис о том, что без государства нет нации, а есть только народ в его этническом смысле. Решая теоретические вопросы государственного устройства, исследователь исходил из универсальной предпосылки, отождествляет понятия нации и государства. История, по его мнению, не знает безгосударственных наций но не национальных государств.
В. Липинский понимал первостепенное значение государства в историческом развитии народов — именно национальное государство играет творческую роль в организации, управлении и защите общества. Следовательно украинская национальная идея способна оживить украинскую этнографическую массу только при условии, если она будет призывать к полному национального освобождения и вместо рабского службы чужим государственным организациям пытаться создать собственное государство.
Безусловно, на государственных началах построены концепции Нациократы, для которых политическим идеалом нации было государство, объединенная в этнонациональных границах.
О. Бочковский, изучая взаимоотношения между нацией и государством, подчеркивал, с одной стороны, на политическом аспекте в национальном вопросе, а с другой — на политико — государственному. Провозгласив целью украинского народа получения нациократии, исследователь поставил перед ней задачу создать новый, достаточно гибкий тип государства, в какой бы вкладывались самостоятельные соревнования каждого культурного народа. По мнению ученого, для реализации права народов на самоопределение нациократия должен найти живую форму. Исторически ее задача состоит в том, чтобы раз и навсегда ликвидировать извечный конфликт между нацией и государством.
Исследователь понимал сложность этой цели, ведь поединок между нацией и государством будет продолжаться, пока государство не приспособится к новой системе нациократии. В свою очередь, народ это окажет и обеспечит свое политическое самоопределение. Из этого логически вытекает его тезис о праве на самоопределение, которое имеют все без исключения национально сознательные народы. По мнению ученого, каждая нация в подходящем для себя естественной и общественной окружении может развиться в «красивый цветок человечества». Это отличает его концепцию от теории нациократии М. Сциборского, которая основывается на принципах объявления войны общечеловеческим принципам справедливости и гуманизма.
В широком историко — социологическом контексте исследовал соотношение между нацией и государством В. Старосельский. Главное теоретическое положение исследователя относительно места и роли нации в общественной жизни заключается в необходимости для нации овладеть государство.
В. Старосельский поставил вопрос о соотношении интересов нации и государства, отмечая, что социологический характер нации как сообщества делает ее самостоятельным центром всех возможных человеческих интересов. Поэтому и нацию, и государство выделяет «универсальность» интересов: нация является центром, а государство — средством для их удовлетворения. Следовательно, организм нации и механизм государства находятся в одной плоскости, и между ними нельзя провести «демаркационную линию», а надо найти формы их сосуществования.
Признав нацию «самостоятельным центром над личных интересов», исследователь назвал ее «естественным» владельцем государства, а следовательно, государство призвано удовлетворять национальный интерес. Поэтому, по мнению ученого, нации как сообществу следует передать все компетенции государства.
Политическая концепция Украинского государства профессора, доктора права, политического деятеля начала XX в. С. Днестровского основывается на понимании органической взаимосвязи между национальной и государственнической идеями. В своей теории общественных связей он нашел то общее, что их связывает, — территорию: историческая территория государства имеет политическое происхождение, а нации — естественное.
Исследователь отмечал, что для государства, которая образовалась в результате завоеваний, путешествий, революций, ассимиляции, первостепенное значение имеет именно территория, второстепенное — люди, которые ее населяют и создают государственную организацию для сохранения общественного порядка.
Чтобы народ мог обнаружить протест против территориального самовластие государства, он должен стать сознательным общественным связью в противопоставлении к ней. А это возможно лишь тогда, когда появится психологический фактор, который объединит его в особый общий связь — нацию. Стать таким сознательным общественным связью в противовес государству нация может только в пределах собственного государственного организма.
К теме взаимосвязей между нацией и государством обращался в своих научных исследованиях и профессор Украинского свободного университета в Мюнхене Л.Ребет. Его прежде всего интересовали вопросы о месте нации в государстве, общность и различие между этими двумя явлениями. Считая государство внешней форме нации, исследователь отмечал, что краеугольным камнем каждого государства есть этнические силы, из которых она вырастает. Это утверждение дало Ребетом позволяет сделать вывод о том, что государство, которое не составляет организации сообщества какого-то племени или народа, является производным явлением. Такое государство — крайний тип, постольку не отклоняется от правила, поскольку в многонациональном государстве только один народ господствующий (титульная нация, которая дала ей название).
Что, по мнению Л. Ребета, объединяет государство и нацию? Он отвечает: «Идея была основополагающей в формировании современного государства и нации… Понятие сборной свободы, из которого выводится одинаково концепция суверенитета народа, что сегодня представляет собой последнюю легитимацию государства, и идея национального самоопределения, которая считается основополагающей в теории нации».
Поэтому государство является твердой форме национальной идеи, внешней стороной национального единства. Это своеобразный скелет, на котором происходит процесс социальной жизни, это формальная целостность, тогда как нация — ее «внутреннее содержание».
Кроме того, государство по своему назначению направлена на внешнюю сферу деятельности людей, она может как поддерживать развитие нации, так и замедлять его, но уничтожить ее вообще не в состоянии, считал исследователь. Нация как живой организм не может быть создана или запрещенной чьему-то приказу, потому что это «соревнование и общность воли». Отсюда вывод — нация становится государственной лишь тогда, когда он становится субъектом права.
Идею собственного государства положил в основу своей этнополитической концепции и Ю. Вассиян. Нация для него является не идеалом, абсолютной ценностью, а идеей, формой творческого бытия человека. Исследователь считает ее самым высоким типом человеческой общности. По его мнению, объединение украинского вокруг собственного национального государства возможно на основе идеи духовной соборности украинства. Политическая идея, что действует с силой традиции, для него мощным фактором интеграции.